Движение административного дела

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения»

Актуальность темы исследования. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) изменил нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, внеся в них новые демократические начала. Новеллы построены на общепринятых стандартах защиты законных прав и интересов участников дорожного движения и исходят из принципа презумпции невиновности. В полной мере это относится к первой стадии производства по делу об административном деликте, обозначенной в КоАП РФ как «Возбуждение дела об административном правонарушении». Необходимость детального изучения стадии возбуждения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения обусловлена не только недостатками законодательства, но и проблемами, возникшими в науке административного права, а также в практической деятельности административно-юрисдикционных органов.

В теории процессуального права (административного, арбитражного, гражданского и уголовного) отмечается, что стадии возбуждения дела присущи особенности, требующие своего изучения. На современном этапе изучение данной проблемы необходимо проводить не только с теоретических позиций, но и на основе анализа административно-правовых актов, а также практики их применения органами административной юрисдикции.

В этой связи следует особо отметить, что произошедшие в последние годы принципиальные изменения национального административного законодательства в области дорожного движения требуют проведения специальных научных исследований, посвященных изучению производства по делам об административных правонарушениях.

Особенности реализации административной ответственности в отношении участников дорожного движения и возбуждения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения не стали объектом самостоятельного исследования, что в определенной степени характеризует недостаточный научный уровень разработки избранной автором темы в условиях изменившегося административного законодательства.

Процесс производства по делу об административном правонарушении в области дорожного движения, состоит из четырех стадий: возбуждение дела об административном правонарушении, рассмотрение дела, пересмотр постановления и решения по делу, исполнение административного наказания. Проблемы возбуждения дела об административном правонарушении изучены в недостаточной степени. Ранее они изучались только в контексте Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР).

Одним из способов обеспечения безопасности дорожного движения является применение административно-принудительных мер к нарушителям Правил дорожного движения (ПДД). Ежегодно к административной ответственности привлекается фактически треть населения страны, но при этом остается значительным уровень латентности нарушений рассматриваемой категории. К сожалению, изучение правоприменительной практики свидетельствует о том, что частнопревентивные и общепревентивные возможности админист-ративно-юрисдикционной деятельности уполномоченных органов в области дорожного движения полностью не реализуются.

Несомненно, обеспечение безопасности дорожного движения в условиях высокого роста автомобилизации страны является одной из актуальных проблем, имеющей большое социальное и экономическое значение. Только за 2007 г. в России совершено 233 809 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 33 308 и ранены 292 206 человек1. По причине нарушений Правил дорожного движения (ПДД) водителями происходит примерно 80 % всех ДТП. Одной из главных причин высокого уровня аварийности является противоправное и агрессивное поведение водителей. К числу

1 Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России в Интернете: тто^ЬсИ ги. наиболее распространенных причин аварийности относятся управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение скорости, выезд на полосу встречного движения.

Анализ причин и условий, способствующих совершению нарушений ПДД и возникновению ДТП, состояния государственного регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения показывает, что при сохранении сложившейся ситуации, негативные тенденции могут усугубиться. Безопасность дорожного движения стала предметом пристального внимания органов государственной власти и всех институтов гражданского общества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»1, ставящая своей целью сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате ДТП, и на 10 % количества ДТП с пострадавшими в 2012 г. по сравнению с 2004 г., что позволит Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы. Один из самостоятельных разделов программы посвящен проблеме повышения правосознания и предупреждения опасного поведения участников движения, предусматривающий комплекс мер социально-экономического, правового, организационного, воспитательного характера. Важная роль среди этих мер принадлежит деятельности по привлечению правонарушителей к административной ответственности.

В то же время, очевидно, что когда в год выявляется до 40 и более миллионов административных дорожных деликтов и за счет этого сдерживается рост аварийности, то следует констатировать не хорошую работу органов внутренних дел или излишнюю придирчивость должностных лиц, а крайне

1 Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» // СЗ РФ. 27.02.2006. № 9. Ст. 1020 (с последующими изменениями и дополнениями). низкий уровень правосознания участников движения и неудовлетворительную постановку предупредительно-профилактической работы.

Следует констатировать, что действующее законодательство об административной ответственности не в полной мере отвечает реальной обстановке, сложившейся в области дорожного движения. Высокий уровень административной деликтности в области дорожного движения и возрастание уровня аварийности являются не единственным аргументом актуальности темы диссертационного исследования.

Во-первых, в действующем законодательстве об административной ответственности в области дорожного движения присутствует избыточность административно-правовых составов, прямо не влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, что является одной из причин роста административной деликтности. Во-вторых, реализация норм главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), касающейся дорожных нарушений и имеющей тенденцию к расширению и усилению репрессивных санкций, становится основным способом решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. В-третьих, размеры действующих наказаний не обоснованы научными исследованиями. При этом не всегда прослеживается логика, которой руководствовался законодатель при установлении размеров и «вилок» санкций. В-четвертых, Общая часть КоАП РФ, содержащая методологические основы, состоит из отдельных разрозненных положений, не имеет концептуального единства и не учитывает научных разработок ученых-административистов (административная преюдиция, предупреждение административных правонарушений, принцип объективной истины, принцип состязательности, система административных наказаний и т.п.). Многочисленные и часто вносимые в действующее законодательство новеллы и поправки не способны оказать положительное влияние на состояние административной юрисдикции и качество работы государственных органов.

Анализ норм КоАП РФ и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, изучение мнений специалистов в сфере административного и административно-процессуального права, безопасности дорожного движения, должностных лиц подразделений Госавтоинспекции ГУВД по г. Москве, Московской области и других субъектов Российской Федерации, обладающих правом как возбуждения дела об административном правонарушении, так и его рассмотрения, прокурорских и судейских работников, участников дорожного движения (в частности, водителей транспортных средств) подтверждают наличие проблемных моментов в теории возбуждения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Отдельные вопросы возбуждения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения ранее рассматривались во множестве работ и статей ученых-административистов и криминологов, посвященных проблеме обеспечения безопасности движения и ответственности его участников. Ряд авторов дали комплексный анализ производства по делам об административных дорожных деликтах, другие обратили внимание на деятельность Госавтоинспекции, как административно-юрисдикционного, так и контрольно-надзорного органа, некоторые рассматривали вопросы составов административных правонарушений и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Среди них можно выделить работы С.Н. Антонова, С.И. Бертуша, В.В. Гороха, А.И. Горяинова, A.A. Гуничева, Р.И. Денисова, С.Н. Дмитриева, В.И. Жулева, С.М. Зырянова, O.A. Ивановой, В.А. Коханенко, А.Ю. Красно-глазова, В.В. Лукьянова, В.В. Майорова, Д.В. Макарова, В.П. Митина, В.Н. Травина, Ф.З. Эльбердовой и др.

После вступления в действие КоАП РФ общетеоретические вопросы возбуждения дела об административном правонарушении рассматривались только в диссертационных исследованиях Б.Р. Зуева (2004 г.) и Ю.В. Пивчен-ко (2005 г.).

Однако в рамках науки административного права и административного процесса вопросы возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения до настоящего времени не исследовались.

Проведенное исследование показывает, что КоАП РФ в недостаточной мере регулирует эти вопросы. Правовые нормы недостаточно разработаны и нечетко изложены. В целях дальнейшего развития процессуальных норм в соответствии с конституционными положениями необходимо научно-теоретическое исследование процессуального порядка возбуждения дела, принципов, на которых оно осуществляется, особенностей стадии возбуждения дела и процессуального статуса ее участников.

Таким образом, проблема организационных и правовых основ возбуждения дела об административном правонарушении далеко не изучена и применительно к современным социальным реалиям в данной работе представлена впервые. Указанные положения определяют актуальность темы и общую направленность диссертационного исследования.

Объект диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие на стадии возбуждения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Предмет диссертационного исследования. Предметом диссертационного исследования являются теоретические и практические аспекты стадии возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения, а также административно-юрисдикционная деятельность правоприменительных субъектов, участвующих в данном процессе.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящей работы — изучение тенденций и проблем развития административной ответственности за нарушения в области дорожного движения, анализ и обобщение действующей практики ее применения; выявление особенностей административного производства на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, как применительно к отдельному субъекту дорожного движения, так и в целом; на основе анализа теоретических аспектов и практических проблем производства по делам об административных правонарушениях предложить научно обоснованную концепцию возбуждения дел об административном правонарушении в области дорожного движения и сформулировать предложения по усовершенствованию норм КоАП РФ в данной сфере и практики их применения.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

— изучить правовые основы возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения;

— раскрыть понятие и сущность стадии возбуждения дела об административном правонарушении;

— исследовать теоретические аспекты возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения и соответствующие научные работы;

— изучить правоприменительную практику по делам об административных дорожных деликтах;

— определить особенности процессуального статуса участников производства: по делу об административном правонарушении стадии возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения;

— рассмотреть вопросы сбора, оценки и оформления, доказательств по делу об административном правонарушении в области дорожного движения;

— выявить проблемы соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушения в области дорожного движения, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения; •

— проанализировать характерные особенности возбуждения дела об административном правонарушении в области: дорожного движения и оформления соответствующих процессуальных документов;

— разработать- предложения по совершенствованию действующего КоАП РФ и других. нормативных правовых актов, ведомственных документов организационно-методического характера в части, касающейся возбуждения дел об административных правонарушениях в.области дорожного движения.’ Методология и методика исследования. При проведении настоящего исследования использованы диалектико-материалистический метод, познания социальных и правовых’явлений; общенаучные и частнонаучные методы: системно-структурный, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический; и другие.

Методология и методы исследования основаны на изучении и анализе научной литературы,по проблемам истории и теории административного права, административной- ответственности, рассмотрении правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения; практики исполнения административного законодательства в области дорожного движения:

Теоретико-правовая основа г исследования. Теоретическое исследование проводилось на основе анализа норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, действующего КоАП РФ, ведомственных нормативных правовых актов, материалов судебных органов; проведен анализ норм ранее действовавших нормативных правовых актов по тематике исследования, научных трудов, монографий, комментариев и др.

Эмпирическая основа исследования включает документальные материалы и статистические данные: федеральные, окружные и субъектов Российской Федерации, различных государственных органов г. Москвы, Московской области и других субъектов Российской Федерации, а также результаты анкетирования более 200 представителей службы Госавтоинспекции: руководителей подразделений, командиров строевых подразделений дорожно-патрульной службы (ДПС), инспекторов по исполнению административного законодательства, инспекторов ДПС1. Диссертантом изучены свыше 100 дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также аналитические справки, обзоры, отчеты органов управления и подразделений Госавтоинспекции, материалы инспектирования и контрольных проверок деятельности службы, материалы средств массовой информации.

При проведении исследования диссертант использовал собственный практический опыт возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также результаты научно-исследовательской деятельности по разработке проблем нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения НИЦ БДД МВД России 2006-2008 гг.

Научная новизна исследования.

Представленная работа ориентирована на дальнейшее развитие административного права и совершенствование практики применения административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. В работе впервые комплексно на основе действующего законодательства исследованы вопросы, возникающие на стадии возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения.

См.: приложение № 1.

Новым в исследовании является:

— разработка теории основания для возбуждения дела об административном правонарушении;

— уточнение процедуры возбуждения дела об административном правонарушении;

— систематизация и анализ особенностей возбуждения дела и оформления соответствующих документов по делу об административном правонарушении в области дорожного движения;

— предложения по уточнению процессуального положения участников стадии возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения;

— выявление проблем, возникающих с соблюдением прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения на стадии возбуждения дела об административном правонарушении;

— разработка предложений по совершенствованию правовых и организационных основ деятельности правоприменительных субъектов при возбуждении дел об административном правонарушении в области дорожного движения.

Научно-теоретические выводы и рекомендации по совершенствованию законодательства, а также практические предложения для органов внутренних дел, содержащиеся в диссертации, обоснованы необходимым достаточным и достоверным фактическим материалом, определяющим репрезентативность результатов, полученных в процессе исследования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Заключение автора, что эффективность административно-юрисдикционной деятельности в области дорожного движения заключается в соблюдении принципа индивидуализации назначения наказания, соразмерности назначенного наказания совершенному проступку, исключении планового подхода при выявлении правонарушений, устранении причин и условий, способствующих их совершению и принципа неотвратимости наказания. Ужесточение административных наказаний в области дорожного движения не может быть эффективным без одновременного принятия мер по усилению контроля деятельности сотрудников органов внутренних дел, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, в целях искоренения в их рядах коррупции, случаев нарушения законности и служебной дисциплины

2. Обоснование значимости стадии возбуждения дела об административном правонарушении в административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в области дорожного движения как самостоятельной стадии производства по делу. Возбуждение дела об административном правонарушении является первой и главной стадией производства по делу об административном правонарушении в области дорожного движения, представляющей собой совокупность процессуальных действий должностных лиц органов внутренних дел, направленных на установление факта ад министра™ в-» ного правонарушения, включающая в себя процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформле-1 нию.

3. Выводы об особенностях проведения административного расследования по делу административном правонарушении в области дорожного движения. Административное расследование по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения — это совокупность процессуальных действий должностного лица органа внутренних дел, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, не обладающая признаками самостоятельной стадии. Такие действия направлены на установление всех обстоятельств правонарушения, их исследование, фиксацию, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, в целях объективного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. По мнению автора, в ст. 28.7 КоАП РФ целесообразно предусмотреть возможность принятия вышестоящим органом к своему производству дела об административном правонарушении, что будет способствовать более полному и объективному расследованию многоэпизодных дел. Для облегчения проведения административного расследования и принятия решения по делу предлагается ввести институт выделения и соединения дел об административных правонарушениях.

4. Предложения о совершенствовании правового статуса лиц, участвующих в административно-деликтном производстве в области дорожного движения на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Обосновывается необходимость включения в круг участников производства по делу об административном правонарушении должностных лиц, возбудивших дело об административном правонарушении, для чего предлагается дополнить главу 25 КоАП РФ соответствующей статьей. Должностное лицо органа внутренних дел, наделенное правом возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения, должно обладать статусом, аналогичным статусу стороны по делу (заявителя) при его рассмотрении. Статус медицинского работника при проведении освидетельствования водителя транспортного средства должен быть приравнен к статусу эксперта, закрепленного ст. 25.9 КоАП РФ.

5. Положения о совершенствовании сбора, оформлении и оценке уполномоченным субъектом доказательств на стадии возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения. Доказывание на стадии возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения, представляет собой познавательную и удостоверитель-ную деятельность должностных лиц органов внутренних дел, включающую в себя сбор, оценку и оформление доказательств и ставящую целью установление объективной истины по делу. Протокол об административном правонарушении, являясь административным правовым актом, составленным должностным лицом органа внутренних дел, но не доказательством по делу, выступает фактическим основанием для формирования новых правоотношений, и служит основным процессуальным документом на всех стадиях производства по делу. Мы полагаем, в целях повышения объективности и беспристрастности при оценке доказательственной базы по делам, сформированной на стадии его возбуждения, следует ввести в практику органов внутренних дел и суда проведение психофизиологической экспертизы на полиграфе («детекторе лжи») лиц, участвующих в производстве по делу.

6. Выводы о проблеме соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушения в области дорожного движения. Автор предлагает установить в КоАП РФ порядок обжалования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и протокола об административном правонарушении вышестоящему должностному лицу или прокурору до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. На наш взгляд, сотрудник органа внутренних дел, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, представляет в административно-юрисдикционном процессе сторону обвинения в отношении участника дорожного движения от имени государства, аналогично следователю или прокурору в уголовном процессе. Целесообразно закрепить в КоАП РФ принцип состязательности сторон. Следует предусмотреть срок, в течение которого водитель транспортного средства после первичного освидетельствования может для дальнейшего обжалования его результатов самостоятельно пройти медицинскую экспертизу в любом медицинском учреждении, имеющем соответствующую лицензию, а также регламентировать порядок обжалования акта медицинского освидетельствования в контрольной комиссии. Статьи 27.10 и 27.13 КоАП РФ, предусматривающие порядок изъятия водительского удостоверения, выдачи временного разрешения на право управления транспортным средством, задержания транспортного средства и запрещения его эксплуатации нуждаются в переработке. Внесенные новации не смогли устранить в их содержании логические нестыковки и противоречия с другими нормами КоАП РФ. Вследствие этого при реализации названных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения допускаются нарушения прав и законных интересов водителей транспортных средств в части незаконного ограничения прав на свободу передвижения и эксплуатации транспортного средства.

Теоретическая значимость исследования. Сформулированные в диссертации основные положения и выводы, касающиеся процесса возбуждения дела об административном правбнарушении в области дорожного движения, опубликованные научные статьи, выступления на различных научных конференциях по теме исследования вносят свой вклад в развитие общей теории возбуждения дел об административных правонарушениях, а также в теоретическую сторону возбуждения дел об административных дорожных деликтах.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем сформулированы практические рекомендации по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности Госавтоинспекции в процессе возбуждения дела об административном правонарушении в области дорожного движения.

Выводы, рекомендации и предложения, сформулированные на основе проведенного исследования, могут быть использованы:

— в правотворческой работе при подготовке изменений и дополнений норм КоАП РФ,

— в практической деятельности правоприменительных органов и их уполномоченных лиц, обладающих правом возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения;

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе Московской государственной юридической академии, преподавании курсов «Административное право», «Административная юрисдикция» и научно-исследовательской работе Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования использованы при подготовке предложений по совершенствованию Ко АЛ РФ.

Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях и иных изданиях.

Результаты исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях: «Административная ответственность (состояние и перспективы)» (МГЮА, 16 декабря 2002 г.), «Административное право: теория и современность» (МГЮА, 23 марта 2005 г.), «Административная реформа и наука административного права» (МГЮА, 3 февраля 2006 г.).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх