Экологическое правонарушение

Понятие и виды экологических правонарушений

Экологические правонарушения, несмотря на отмечаемую многими учеными высокую латентность, занимают достаточно весомую нишу в структуре регистрируемых и выявляемых уполномоченными на то государственными органами фактов противоправного поведения в России.

Статьей 75 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Здесь законодатель, как представляется, не совсем оправданно подменил понятием «имущественная ответственность» два достаточно разных по основаниям наступления вида ответственности, а именно материальную и гражданско-правовую. Следует отметить, что в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» были закреплены именно пять видов ответственности — дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая.

В настоящее время федеральное законодательство не содержит определения понятия «экологическое правонарушение». Вместе с тем в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» указывалось, что экологические правонарушения — это виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность напрямую связана с осуществлением нарушителем трудовых функций, а потому основания ее наступления определяются трудовым законодательством. Так, ст. 192 ТК предусматривает два основания, дающих работодателю право применить к работнику дисциплинарные взыскания:

неисполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей;

ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

В обычных условиях ненадлежащее исполнение либо неисполнение работником своих обязанностей, служащие основанием для применения дисциплинарных взысканий, выявляются вышестоящими руководителями в процессе осуществления проверки добросовестности выполнения работником своих трудовых функций. Однако работники также могут и должны нести дисциплинарную ответственность в случаях, когда нарушения экологического законодательства выявляются в ходе проверок, проводимых контролирующими органами, а также по результатам рассмотрения внесенного прокурором представления об устранении нарушений экологического законодательства. И в данном случае критерием наступления ответственности работника выступает его вина.

Упомянутая ст. 192 ТК в числе возможных дисциплинарных взысканий предусматривает:

замечание;

выговор;

увольнение.

Вместе с тем ГК допускает, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и иные дисциплинарные взыскания.

В соответствии со ст. 193 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. При этом применение взыскания допускается не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – основные условия и порядок применения юридической ответственности за экологические правонарушения;
  • – источники права, устанавливающие виды юридической ответственности за экологические правонарушения;

уметь

  • – разграничивать виды правомерных действий и действий, образующих состав экологических правонарушений;
  • – анализировать, толковать и правильно применять нормы, устанавливающие виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства;

владеть навыками

  • – определения особенностей юридической ответственности за нарушение правил использования и охраны отдельных природных ресурсов в сельском хозяйстве;
  • – применения нормативных правовых актов, устанавливающих юридическую ответственность за экологические правонарушения.

Понятие и состав экологического правонарушения

Охрана окружающей среды затрагивает основные интересы человека – в качественной, здоровой и благоприятной для жизни и деятельности окружающей среде, и потому должна рассматриваться как первостепенная задача государства и общества. Посягательства на экологические интересы носят противоправный характер и рассматриваются как экологические правонарушения.

Под экологическим правонарушением понимается деяние, характеризующееся: а) противоправностью; б) виновностью; в) совершенное путем действия или бездействия, посягающего на экологический правопорядок; г) причиняющее вред либо создающее угрозу вреда окружающей среде, экологическим интересам личности, общества, государства. Поэтому в структуре экологического правонарушения обычно выделяют четыре элемента: объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъект правонарушения.

Следует учитывать, что конкретные санкции могут устанавливаться не только в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», но и в других актах, поэтому в них могут предусматриваться особенности тех или иных элементов правонарушения и порядка их определения.

Объектом экологического правонарушения принято считать общественные отношения по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. В таком случае сами отдельные природные объекты и ресурсы (земля, воды, леса, недра, животный мир и т.д.) объектом не являются.

Предмет правонарушения – окружающая среда в целом, которой причиняется вред.

Объективная сторона данного вида правонарушения выражена в том, что деяние (действие или бездействие) нарушает конкретные общеобязательные правила охраны окружающей среды и причиняет вред или создает реальную угрозу причинения такого вреда. При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между экологическим вредом и противоправным поведением.

Субъективная сторона экологического правонарушения представлена обычно виной, законодатель чаще всего выделяет две ее формы: умысел и неосторожность. При умышленном нарушении субъект осознает, что своими действиями нарушает экологическое законодательство и причиняет вред окружающей среде, желает этого (прямой умысел) или сознательно допускает вредные последствия (косвенный умысел). Неосторожность проявляется в форме небрежности или легкомыслия (самонадеянности). Самонадеянность заключается в предвидении нарушителем негативных последствий своей деятельности, но в легкомысленном расчете избежать их. При небрежности лицо не предвидит наступления вредных последствий, однако при должной внимательности и осмотрительности должно было бы и могло предвидеть их.

Следует также учитывать, что в ряде случаев наличие вины не обязательно. Например, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ владельцы источника повышенной опасности отвечают независимо от вины; чаще всего это деятельность организаций промышленности, энергетики, транспорта, сельскохозяйственных производств и т.п., сопряженная с высоким риском причинения вреда (в том числе окружающей среде).

Субъектами, привлекаемыми к ответственности, могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования. Уголовная и административная ответственность физических лиц за совершение экологических правонарушений наступает с 16 лет.

Таким образом, основанием привлечения к экологической ответственности служит сам факт экологического правонарушения. Это означает, что требуется установить противоправность (т.е. нарушение норм природоохранительного законодательства), виновность (как определенное субъективное отношение нарушителя к совершенному деянию), общественную опасность (что выражается в наличии вреда или угрозы его наступления), связи между поведением и его вредными (отрицательными) последствиями.

В зависимости от степени общественной опасности экологические правонарушения можно разделить на проступки и преступления, т.е. чем выше степень общественной опасности, тем вероятнее, что совершено преступление, ответственность за которое предусмотрена в УК РФ. Предполагается, что административные проступки или, например, имущественные правонарушения характеризуются меньшей опасностью. Так, если уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления незначительны по степени общественной опасности, то ответственность наступает в соответствии со ст. 8.6 КоАП РФ. Если же вред земельным ресурсам причинен более тяжкий или в результате противоправных действий причинен вред здоровью человека, то в силу большей общественной опасности ответственность наступает по ст. 254 УК РФ.

Общая характеристика видов ответственности за экологические правонарушения

Виды ответственности за экологические правонарушения отражены в ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в частности устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Имущественная ответственность предусмотрена прежде всего ст. 77–79 указанного Закона: вред, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, должен возмещаться в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде. При их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды; в отдельных случаях вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет своих сил и средств .

Компенсация такого вреда осуществляется в судебном или внесудебном порядке, т.е. соответствующая обязанность может быть возложена на нарушителя по решению суда, либо возмещение происходит добровольно. При этом широко применяется система страхования рисков причинения экологического вреда.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовых обязанностей работником предприятия, организации, учреждения (например, за невыполнение должностных обязанностей по осуществлению мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию).

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования содержатся в гл. 8 КоАП РФ. Такая ответственность может наступить за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; порчу земли; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др. В гл. 10 КоАП РФ содержатся составы административных правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. В целом система административных наказаний изложена в гл. 3 КоАП РФ, основным видом наказания за данные нарушения является административный штраф. Конкретный вид и размер наказания определяются органом, налагающим взыскание; органы, имеющие право налагать взыскание, определяются нормами гл. 23 КоАП РФ (суд, органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и др.).

ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕФОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАО. Дело в том, что административная ответственность устанавливалась Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г., а также специальным экологическим законодательством. До последнего времени правовое регулирование этого института с точки зрения источников права, включающих нормы законодательства об административной ответственности за экологические проступки, их структуры и содержания выглядело достаточно сложно и, более того, противоречиво. Дубовик, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИГП РАН. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации.

При этом в одних актах указывались перечни составов экологических правонарушений (например, в Федеральных законах «О животном мире», «Об экологической экспертизе» и др.), в других, например Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., определялись и санкции, и порядок рассмотрения дел, наконец, во многих актах содержится лишь отсылочная норма с указанием о возможности привлечения виновных к юридической ответственности, в том числе административной. В связи с принятием нового Ко АП РФ ситуация меняется. 2.1 прямо устанавливает, что «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Таким образом, составы экологических проступков и санкции за их совершение должны быть четко определены в законодательных актах: на федеральном уровне — в Ко АП РФ, на уровне субъектов РФ — в действующих на их территории законах об административных правонарушениях. Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста (ст. 2.3), а юридического — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

159 — 172; Административно-правовая борьба милиции общественной безопасности с экологическими правонарушениями: Автореф. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде.

Административная ответственность за экологические. —

Цель статьи — обеспечение охраны технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. 246 УК), а также заменяет отдельные специальные составы административных проступков в целях экономии текста закона. Под административным экологическим проступком понимается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования окружающей среды, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она представляет собой аналог материального состава экологического преступления (ст. Но в доктрине экологического права такое понятие выработано. Так, статья 8.1 является новой и вводит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных ее этапах путем формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны. не содержит, в отличие от ранее действовавшего базового экологического акта, ни определения экологического правонарушения или экологического преступления, ни перечня составов. 8.13 — ответственность за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления по ч. 4 — за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Изменился подход к использованию таких конструкций составов, как общие и специальные: в новый Ко АП РФ включен целый ряд общих составов (ст. 8.1 — 8.5), выполняющих помимо всего прочего и роль резервных норм. Законодательное понятие административного экологического проступка отсутствует. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений», ст. 8.3, устанавливающей ответственность за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, ст. Специальные составы невыполнения законных требований и воспрепятствования осуществлению полномочий должностных лиц органов охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ предусмотрены только в том случае, если они касаются остановки судна, его осмотра и т.п. знаках, в третьей — о пунктах государственных геодезических сетей и т.п. Хотя большинство составов экологических проступков сформулированы как формальные, но сохранены и конструкции материальных составов (например, в ст. Введены составы поставления в опасность (например, в ст. Теперь данные нормы содержатся в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» и включают составы неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); воспрепятствования осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей (ч. 19.4); невыполнения в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 19.5); непринятия по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. Кроме того, некоторое сокращение числа статей достигнуто за счет объединения в них составов по признаку объекта с разделением по предмету посягательства в частях статьи. 7.2, устанавливающая ответственность за уничтожение специальных знаков, в первой части говорит о межевых знаках границ земельных участков, во второй — наблюдательных режимных скважинах на подземные воды, иных водоохранных информационных знаках, лесоустроительных и т.п.

Смотреть работу — AcademConsult

Тем самым устранен фактический повтор таких специальных составов, как воспрепятствование деятельности должностных лиц органов контроля и надзора, невыполнение их законных требований и предписаний. содержат составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и здоровье населения. Сокращено число статей, предусматривающих ответственность за отдельные виды административных проступков путем обобщения признаков состава. Она включает 14 статей, из которых две (10.4 и 10.5) не имеют отношения к сельскому хозяйству, ветеринарии и мелиорации земель, а касаются наркосодержащих растений, т.е. Глава 10 также подверглась структурным изменениям, хотя и не столь принципиальным. недра, воды, леса, животный мир, а также самовольную добычу янтаря. В Ко АП РСФСР соответствующая глава включала всего лишь 5 статей, предусматривающих ответственность за посягательства на социалистическую собственность, т.е. 8.4 «Нарушение законодательства об экологической экспертизе». Глава 7 ныне включает 28 статей, 15 из которых содержат составы административных правонарушений против охраны собственности, но дополнительным объектом посягательства здесь являются экологические права, ценности и блага, либо порядок управления и использования природных ресурсов.

Примерами первого варианта правотворческого решения служат составы ст. 8.1 «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов», 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации», второго — ст. 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», 8.14 «Нарушение правил водопользования», 8.15 «Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств», 7.6 «Самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии)», 7.7 «Повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки», 7.8 «Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», третьего — ст. Подробное толкование норм об экологических проступках дано в единственном Комментарии к Ко АП РСФСР, выдержавшем 5 изданий, в отдельных статьях и диссертационных исследованиях, в то время как экологические преступления глубоко проанализированы не только более чем в десятке комментариев к УК РФ, но и в монографических изданиях. Этот результат был достигнут за счет включения новых составов и благодаря их «разукрупнению», а также путем перенесения таковых из общих и специальных экологических законов. Экологическое право (Право окружающей среды) М., 1998; Виноградов В. Обеспечение экологической безопасности средствами прокурорского надзора на территории Волжского бассейна. Анализ содержащихся в них предписаний позволяет выделить основные сущностные изменения и предварительно сформулировать некоторые итоги реформы административного законодательства об ответственности за экологические правонарушения. Изменено количество статей (их теперь в главе восьмой сорок, а в главе 7 Ко АП РСФСР было 53), но, главное, значительно расширено число составов. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. Часть из них помещена в главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», часть — в главе 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель». Составы экологических проступков в основном сосредоточены в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Широко известно, что пользование Ко АП РСФСР было затруднено значительным структурным нарушением первоначального его текста из-за большого количества изменений и дополнений, вносимых по несколько раз в год, наличием целого ряда статей с дополнительной нумерацией. Это позволит вносить изменения и дополнения в текст Кодекса (что неизбежно) без особого ущерба для его структуры. Экологическая преступность в Российской Федерации в 1990 — 2000 гг. Удачным решением технического характера следует признать введение отдельной нумерации статей внутри каждой из глав. Раздел III, озаглавленный «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», состоит из двух глав (64 статьи); раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях» — из 7 глав, в которых содержатся 80 статей о задачах, языке производства, его участниках, предмете доказывания и доказательствах, стадиях административного производства; раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» (2 главы, объединяющие 22 статьи). Процессуальная часть Ко АП РФ делится на несколько разделов.

Самыми большими по объему являются главы пятая о правонарушениях, посягающих на права и свободы граждан (44 статьи), и восьмая об экологических правонарушениях (40 статей). Особенная часть состоит из семнадцати глав, объединяющих 402 статьи. Четыре главы Общей части содержат тридцать пять статей, регулирующих общие положения, в том числе задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, формы вины, особенности ответственности различных категорий субъектов, цели, виды и правила назначения административных наказаний. Новый кодекс разделен на пять разделов, 32 главы и 603 статьи. Ко АП РФ, следовательно, состоит из трех частей: Общей, Особенной и регулирующей процессуальные вопросы. В начале работы над проектом обсуждалась идея о создании двух административных кодексов, содержащих соответственно материальные и процессуальные предписания (по аналогии с УК и УПК, ГК и ГПК), но не была поддержана. В основном она сохраняет традиции, выработанные в отечественном законодательстве, и воспроизводит с небольшими поправками структуру Ко АП РСФСР. Обратимся для начала к характеристике структуры Ко АП РФ.Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ от 2 марта 2015 г. Стороны о возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом.

По делу N А60-57927/2014 Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П. Киреева рассмотрел дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТПК МАСЛОДЕЛ» (ИНН 6664087641, ОГРН 1036605188883) к МИНИСТЕРСТВУ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности N 12-09-06/205 от . В пятнадцатидневный срок, установленный судом, возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, не представили.Определением суда от 30 декабря 2014 года заявление Общества с ограниченной ответственностью «ТПК МАСЛОДЕЛ» принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства (п. Сторонам также было разъяснено, что они вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до . В материалы дела от заинтересованного лица поступил письменный отзыв и материалы административного производства.От лиц участвующих в деле других заявлений, ходатайств не поступило. Заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявленных требований.Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил: Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области на основании приказа заместителя министра от N 12-09-01/311-ГК проведена плановая выездная проверка в период с по г.На предмет соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТПК МАСЛОДЕЛ».При проведении проверки административным органом выявлено нарушение требований в области охраны окружающей среды, а именно: в 2013, 2014 годах при осуществлении деятельности по производству и реализации спредов, а также фасовке и реализации сливочного масла оказывалось негативное воздействие на окружающую среду, осуществлялись выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками.При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года и 1 — 3 кварталы 2014 года обществом в установленный срок не производилась.По результатам проверки составлен акт проверки N 12-09-06/301 от , в тот же день составлен протокол об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТПК МАСЛОДЕЛ» N 12-09-06/205 по ст. Постановлением заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области Полковой М. от 18 декабря 2014 года N 12-09-06/205 Общество с ограниченной ответственностью «ТПК МАСЛОДЕЛ» привлечено к административной ответственности по ст.8.41 Ко АП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб. Полагая, что постановление о назначении административного наказания от 18 декабря 2014 года N 12-09-06/205 является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Лекция № 6. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

1. Экологическое правонарушение: понятие и виды.

2. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения.

3. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

1. Экологическое правонарушение: понятие и виды.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя.

2. совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления.

Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред.

3. часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права.

Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Классификация экологических правонарушений:

– по виду юридической ответственности – экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

– по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

– по субъекту – совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

– по объективной стороне деяния – противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

– по субъективной стороне – совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

– по источнику права – предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим;

– по принадлежности субъекта, управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, – наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

Об экологическом правонарушении можно говорить только тогда, когда имеются в наличии все его основные элементы: объект, субъект, объектив­ная сторона и субъективная сторона.

Объектом экологических правонарушений являются общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются

· собственности на природные ресурсы,

· природопользования,

· охраны окружающей среды от вредных воздействий,

·защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.). Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины:

1. умысел (прямой или косвенный);

2. неосторожность.

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем.

2. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения — это отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований.

Функции юридической ответственности за экологические правонарушения:

· стимулирующая к соблюдению норм экологического права;

· превентивная, обеспечивающая предупреждение новых правонарушений;

· компенсационная, направленная на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

· карательная, заключающаяся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

3. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.

Административная ответственность за экологические правонарушения — это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это — повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста (ст. 2.3), а юридического — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Составы экологических проступков в основном сосредоточены в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Часть из них помещена в главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», часть — в главе 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель».

Все составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, могут быть разделены на 4 группы.

В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих эколого-правовых требований, действующих в отношении всех или большинства институтов экологического права. К их числу относятся: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ) и т. д.

Во вторую группу (довольно многочисленную) входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных компонентов природной среды (природных ресурсов). К ним относятся: порча земель (ст. 8.6 КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП РФ), нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31 КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных (ст. 8.35 КоАП РФ) и ряд других составов.

В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом. К таким составам относятся: нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд, и др.

В четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д.). В их числе — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), выпуск и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23 КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40 КоАП РФ) и т.д.

Законодательство РФ об административных правонарушениях выделяет следующие виды административных наказаний (ст. 3.2. КоАП РФ): 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права (управление транспортным средством, охоты); 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.2 КоАП РФ); 8) дисквалификация.

Уголовная ответственность в области природопользования применяется в случаях, когда деяние, посягающее на экологический правопорядок, является социально опасным.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Основанием уголовной ответственности в данной области является экологическое преступление.

Субъектом экологического преступления может являться лицо, достигшее 16-летнего возраста. Отдельными составами преступлений предусмотрены специальные субъекты уголовной ответственности, то есть лица, в обязанности которых в силу должностного положения или служебного поручения нормативными и правоприменительными актами включено выполнение определенных действий по применению мер безопасности, контролю в области природопользования и другие функции.

В УК РФ 1996 г. впервые выделены экологические преступления в качестве самостоятельного вида преступлений, что обусловлено повышенной социальной значимостью объекта уголовно-правовой охраны, в широком смысле понятие «экологические преступления» охватывает все виды преступлений, предметом посягательства которых выступает окружающая природная среда. Данные преступления классифицируются на две основные группы:

1) смежные составы экологических преступлений. Непосредственным объектом противоправного посягательства в этих составах выступают отношения собственности, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности и др.;

2) собственно экологические преступления, предусмотренные гл. 26 УК РФ. Непосредственным объектом данной группы преступлений являются отношения по поводу охраны природной среды. Все эти составы можно классифицировать на следующие виды в зависимости от непосредственного объекта посягательства:

• нарушение действующих правил в области экологопользования: ст.246 – 249 УК РФ;

• порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и пр.: ст.250 – 255, 257 УК;

• преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны: ст.256 , 258, 260 УК

• преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры: ст. 259, 261-262 УК.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения – санкция, распространяющаяся на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, за нарушение нормативов качества окружающей среды, за нарушение требований природоохранного законодательства, которые они должны выполнять, исходя из занимаемой должности.

Дисциплинарная ответственность наступает только за экологические правонарушения, совершенные сотрудником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих должностных обязанностей. Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания.

Можно выделить следующие признаки юридической ответственности за экологические правонарушения:

  • 1) это — один из видов социальной ответственности;
  • 2) применяется за совершение экологического правонарушения, т.е. за действия (бездействие), противоречащие правовым нормам, за поведение, не соответствующее нормам экологического права;
  • 3) это — обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия, определенные лишения;
  • 4) неблагоприятные для правонарушителя последствия должны выражаться в форме лишений личного (лишение свободы), организационного, имущественного (возмещение причиненного экологического ущерба) характера;
  • 5) неблагоприятные последствия, применяемые к правонарушителю, обязательно должны быть предусмотрены в санкции соответствующей правовой нормы;
  • 6) является одной из форм воздействия, которая применяется государством; в соответствующих случаях органами местного самоуправления либо администрацией предприятий, организаций;
  • 7) воплощается в определенной, установленной законодательством, процессуальной форме, в частности, уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой.

Таким образом, юридическая ответственность за экологические правонарушения представляет собой обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия, устанавливаемые государством, закрепленные в санкциях правовых норм и применяемые в определенной процессуальной форме.

Юридической ответственности за экологические правонарушения как правовому институту экологического права также присущи определенные функции. На наш взгляд, можно говорить о таких функциях данного вида ответственности, как карательной (штрафной), регулятивной, охранительной, воспитательной и компенсационной.

Основанием юридической ответственности за нарушения в области охраны окружающей природной среды служат экологические правонарушения.

Заметим, что термин «экологическое правонарушение» был зафиксирован уже в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. № 4 «О практике применения судами законодательства об охране природы». Однако в этом документе производилось разграничение между экологическим преступлением и экологическим правонарушением, под которым понимались только административные экологические проступки.

Впервые официальное определение экологического правонарушения было дано в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», ст. 81 которого гласила, что экологическое правонарушение — это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» анализируемая дефиниция вообще отсутствует.

Экологическое правонарушение — это самостоятельный вид правонарушения. Такой вывод можно сделать исходя из анализа указанного закона, в гл. XIV которого установлена ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Более того, непосредственно сам термин «экологическое правонарушение», как уже отмечалось, введен в ст. 42 Конституции РФ.

Экологическому правонарушению присущи определенные признаки: 1) само деяние, 2) противоправность, 3) виновность (в случае совершения деяния физическим или должностным лицом), 4) предметность, 5) ответственность.

Таким образом, можно дать следующее определение экологического правонарушения: это противоправное, виновное, общественно опасное и социально значимое деяние, посягающее па утвердившиеся экологические правоотношения, причиняющее вред окружающей среде, здоровью и имуществу людей, экологическому правопорядку, влекущее за собой юридическую ответственность, установленную в нормах экологического права.

За экологические правонарушения предусмотрены различные виды ответственности, в том числе и уголовная.

Уголовная ответственность за экологические преступления — это обособленная часть института уголовной ответственности. Основанием ответственности является экологическое преступление.

На наш взгляд, под экологическим преступлением следует понимать противоправное, виновное, общественно опасное деяние физического лица, посягающее на утвердившийся в обществе экологический правопорядок, причиняющее или создающее реальную угрозу причинения вреда здоровью и имуществу людей, природным ресурсам и окружающей среде, за которое наступает уголовное наказание, определяемое УК.

Экологические преступления можно классифицировать но различным основаниям. Так, в зависимости от места, занимаемого в УК, экологические преступления можно подразделять па две следующие группы:

  • 1) преступления, ответственность за которые предусмотрена в гл. 26 УК; среди них нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ; уничтожение или повреждение лесных насаждений;
  • 2) экологические преступления, составы которых помещены в иные главы УК.

В то же время возможны и необходимы иные классификации экологических преступлений.

Административная ответственность в области охраны окружающей природной среды и природопользования, по сравнению с другими видами юридической ответственности в данной области, наиболее значима.

За административные экологические правонарушения российским законодательством в настоящее время предусмотрено пять видов наказаний, среди которых предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и лишение специального права. Кроме этого, в КоАП введено новое административное наказание, так называемое административное приостановление деятельности. Применение данной санкции возможно и за экологические правонарушения.

Одним из видов административных санкций за экологические нарушения является предупреждение, которое представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического липа. Такая формулировка указанной санкции дана в ст. 3.4 КоАП. Данная санкция может применяться в качестве самостоятельной меры наказания к лицам, совершившим незначительные экологические проступки, а также по отношению к лицам, совершившим впервые административные деликты и при этом положительно характеризующимся по месту жительства и по месту работы.

Наложение этого наказания возможно, когда оно непосредственно предусмотрено санкцией статьи КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

В гл. 8 указанный вид наказания встречается только один раз в ст. 8.29 КоАП и может применяться за уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, пор или других мест обитания животных. Федеральный закон «О животном мире» под средой обитания животного мира понимает природную среду, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

Применение предупреждения, как и любой другой административной санкции, влечет для правонарушителя ряд правовых последствий. Так, лицо, подвергнутое этому наказанию, считается в течение одного года со дня его исполнения наказанным в административном порядке. Началом исчисления годичного давностного срока при наложении административного наказания в виде предупреждения является день наложения наказания. В соответствии со ст. 4.6 КоАП, если лицо, подвергнутое административному наказанию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административной ответственности. Совершение нового административного проступка прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания.

Самым распространенным видом наказания за экологические проступки в современном законодательстве и на практике продолжает оставаться административный штраф.

Одним из видов юридической ответственности за экологические правонарушения является гражданско-правовая ответственность, известная юриспруденции давно. В частности, еще в Литовском статуте 1529 г. было сказано: «Если бы кто-либо разорил или подрубил чье-нибудь соколиное гнездо или умышленно поймал сокола под гнездом, или украл из гнезда молодых соколов, то тот, если будет доказана его вина, должен тому, в чьей пуще гнездо, заплатить двенадцать рублей грошей. И также если бы кто-нибудь разорил или обокрал лебединое гнездо, то также платит двенадцать рублей грошей».

Выделяют различные виды гражданско-правовой ответственности в данной сфере. Так, Л. В. Криволапова говорит об эколого-имущественной ответственности как межотраслевом виде ответственности юридической. Кроме того, специалистами выделяется так называемая таксовая ответственность в рамках гражданско-правового института возмещения вреда.

Можно сказать, что юридическая природа гражданско-правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды заключается главным образом в возложении па правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения им эколого-правовых требований.

Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного вреда. Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия. Кроме того, особенность гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения заключается также и в том, что здесь практически невозможно определить реальный экологический вред. На данное обстоятельство обращают внимание как теоретики экологического права, так и практические работники.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх