Экспедитор перевозчик

Чем отличается экспедитор от перевозчика: содержательный аспект

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) есть главы, посвященные договорам перевозки (гл. 40) и транспортной экспедиции (гл. 41). Сущностное различие между ними одно: транспортировка груза всегда регулируется как перевозка, а дополнительные действия (сдача для перевозки и получение груза, заключение договора с перевозчиком, оформление, контроль и др.) — как транспортная экспедиция. В п. 2 ст. 801 ГК РФ прямо указано, что нормы об экспедиции распространяются и на перевозчика, принявшего на себя соответствующие обязанности.

Экспедитор может отвечать перед клиентом за сохранность перевозимого груза только в случае, если он принял его для перевозки. При отсутствии доказательств этого ответственность за утрату или повреждение груза несет перевозчик (определение ВС РФ от 01.06.2015 № 304-ЭС15-1942).

Согласование ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может быть подтверждено тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков,
  • указана общая цена без выделения трат на перевозку,
  • экспедитор характеризовал свои обязанности как обеспечение сохранной доставки груза (см. п. 26 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).

Может ли быть экспедитор перевозчиком, и наоборот

Совмещение функций перевозчика и экспедитора возможно, поскольку заключение смешанных договоров не запрещено (ст. 421 ГК РФ, постановление АС СКО от 09.02.2016 № Ф08-9209/15 по делу № А63-1713/2014). В этом случае к обязательствам сторон применяются нормы о транспортной экспедиции и перевозке в соответствующей части. При этом в отношении экспедитора действует правило о его безусловной ответственности перед клиентом, в том числе при привлечении к непосредственной транспортировке третьих лиц (ст. 805 ГК РФ).

При согласовании дополнительных услуг, не связанных с перевозкой, к ним применяются нормы гл. 39 ГК РФ. В этом случае договор имеет черты сразу 3 договоров (см., например, постановление 8-го ААС от 20.02.2016 № 08АП-14248/15).

***

Итак, при перевозке грузов, осуществляемой перевозчиком, можно прибегнуть к помощи экспедитора, оказывающего дополнительные услуги по организации перевозки, оформлению, сдаче и получению груза. При этом отношения могут быть урегулированы одним договором с применением норм о 2 видах договоров: транспортной экспедиции и перевозки.

Экспедитор или перевозчик?

Три секрета выбора для международных грузоперевозок.

В наше время, перевезти товары из одного уголка мира в другой –не составит труда, и такие перевозки осуществляются ежедневно. Для выбора качественной услуги, нужно дать ответы на главные вопросы:

• Кого выбрать: экспедитора, перевозчика или компанию с этим спектром услуг?
• Что обойдется дешевле: цена от перевозчика или фрахт от экспедитора?
• Нужно ли общение для выгодной грузоперевозки?
Итак, перед тем, как отправить груз, нужно знать, кто это сможет сделать.

Кого выбрать: экспедитора, перевозчика или компанию с этим спектром услуг?

Перевозчик – это компания, которая владеет определенным количеством машин и сотрудников, которые могут выполнить отдельные грузоперевозки, с ограниченным весом, объемом и в нескольких направлениях.

Экспедитор – связующее звено между перевозчиком и грузовладельцем. В его возможностях: найти для отправителя товара транспорт и обеспечить доставку в нужное место.

Более надежные, но и более дорогостоящие услуги предлагает компания, которая выступает в одном лице и экспедитором, и перевозчиком. Такая фирма знает все тонкости перевозок и владеет транспортом, чтобы эти грузоперевозки осуществлять без посредников.
Что обойдется дешевле: цена от перевозчика или фрахт от экспедитора?
Экспедитор зарабатывает на разнице между фрахтом, проданным покупателю и фрахтом, который он приобрел у перевозчика. Основной заработок экспедитора в численности заказов.
Если же обратиться к перевозчику напрямую, то, возможно, его цена будет выше, чем у посредника. Ведь это будет розничный заказ. Поэтому, самая низкая цена не гарантирует качества услуги, лишь проверенные перевозчики могут предложить более выгодные сделки, чем экспедиторы и крупные компании.
Нужно ли общение для выгодной грузоперевозки?
Если обратиться к экспедитору, то общение может быть долгим и приятным, но за это придется заплатить. Ведь просто так экспедитор не будет угождать. Иначе дело состоит с перевозчиком. Ему нет смысла вести долгие разговоры. За это никто не заплатит. Только выяснение главных моментов сделки и можно подписывать договор. Выбор остается за грузовладельцеv/

Что такое перевозка?

Рассмотрим ситуацию, когда клиент обращается к перевозчику с просьбой доставить груз с одного адреса на другой за определенное вознаграждение, причем самостоятельно осуществляет погрузку (разгрузку) своего товара. От водителя требуется лишь осуществить доставку товара в целости-сохранности. С юридической точки зрения, это называется «перевозкой», которая регулируется главой 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Заинтересованные стороны составляют договор перевозки груза, в котором указываются: тип транспорта, сроки, условия, пункты отправки и доставки, а также обязанности сторон. Заказчик обязуется оплатить перевозчику, оказанные им услуги. Помимо прочего, договор подтверждается транспортной накладной — сопроводительным документом, необходимым при перемещении товара и ведении отчетно-учетной деятельности.

Пассажирская перевозка подтверждается билетом, который выдается уполномоченным лицом, а также багажной квитанцией, если пассажир провозит с собой багаж, который сдается в багажное отделение.

К договору перевозки прилагается транспортная накладная (ТН). При составления договора о перевозке наличие ТН обязательно. Транспортная накладная не нужна, если клиент перевозит товар на собственном автотранспорте. При этом подтверждением факта транспортировки и затрат будет служить путевой лист.

Фиксация факта совершения перевозки производится на основании: ТН, акта выполненных работ и счет-фактуры.

Что такое транспортная экспедиция?

На сегодняшний день многие коммерческие организации предлагают сопутствующие услуги, связанные с доставкой груза. При таком раскладе клиенту не приходиться думать, как будет происходить транспортировка. Проблемы, связанные с выбором маршрута, типа транспортного средства (ТС), погрузкой-разгрузкой, общением с водителем, страхованием и многими другими вопросами берет на себя транспортная компания. Такая организация процесса называется транспортной экспедицией, которая регулируется главой 41 ГК РФ. Следует отметить, что оказывать экспедиционные услуги вправе только юридическое лицо (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). А вот заказчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Клиент заключает договор транспортной экспедиции с компанией-экспедитором, в котором прописываются условия доставки товара. В общем случае в задачи экспедитора входит:

  • Выбор подходящего маршрута, предварительно согласованного с контрагентом, а также типа ТС, соответствующего характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров перевозки груза.
  • Осуществление отправки (получения) товара, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, временное хранение груза на складе в случае необходимости.
  • Выполнение дополнительных работ, связанных с транспортировкой: таможенное и страховое оформление, уплата пошлин и др.

Дабы не тормошить клиента по каждому поводу компания зачастую предлагает оформить доверенность, дающую ей право действовать от его имени. Это является достаточно частой практикой, когда, например, заказчик не имеет возможности ехать за много сотен километров для получения того или иного документа. В данной ситуации перевозчик выступает в качестве агента, действующего от лица заказчика. А договор транспортной экспедиции считается посредническим.

Следует отличать договора перевозки и транспортной экспедиции. В первом случае — это оказание перевозчиком возмездных услуг по транспортировке груза и ничего более. Во втором — это предоставление услуг, связанных с перевозкой, в число которых входит заключение экспедитором (от себя или от клиента) соглашений с перевозчиком. Другими словами, к экспедиции можно отнести все, что прямо или косвенно связано с перевозкой, исключая саму перевозку. Если экспедитор, помимо экспедирования, осуществляет и саму перевозку, то договор считается смешанным.

Следует заметить, что перевозчик может вдобавок оказывать экспедиционные услуги на основании договора перевозки, но это должно быть в явном виде прописано.

Компания-экспедитор вправе привлекать третьих лиц для исполнения взятых на себя обязательств, а именно: договариваться с другими компаниями, которые могут предоставлять требуемые для перевозки ресурсы, отсутствующие у экспедитора. Например, нанимать сторонних водителей и автотранспорт, грузчиков и др.

К договору экспедиции прилагаются следующие документы:

  • Поручение экспедитору. Определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг.
  • Экспедиторская расписка. Подтверждает факт получения экспедитором груза для транспортировки.
  • Складская расписка. Требуется при необходимости временного хранения груза на складе. Данная расписка выдается экспедитором клиенту о том, что груз принят на хранение.

Чтобы зафиксировать факт выполнения экспедиционных обязательств по договору стороны могут составить акт оказанных услуг, а исполнитель предоставить отчет экспедитора. Ключевое слово «могут», говорит, что законодательством не предусмотрено подтверждать факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, однако, для избежания проблем с налоговыми органами это настоятельно рекомендуется делать.

  • Отчет экспедитора — это документ, подтверждающий выполнение экспедиционных услуг посреднического характера, в котором прописаны суммы полученных и израсходованных денежных средств, а также сумма вознаграждения экспедитора. К отчету прилагаются: транспортная накладная, копии договоров с перевозчиками (или оригиналы, если они заключались от имени заказчика), счета-фактуры и другие первичные документы.

Если экспедитор реализует перевозку не своими силами, а с привлечением третьих лиц, то прикладывать к отчету транспортную накладную необязательно, хотя и рекомендуется по причинам, обозначенным выше.

Виды экспедиционных договоров

Обязанности сторон друг перед другом будут зависеть от вида заключенного соглашения. Довольно часто экспедиционный договор носит посреднический характер и подразделяется либо на поручительский, либо комиссионный, либо агентский.

Договор поручения позволяет исполнителю действовать от лица заказчика на основании выданной им доверенности. Вся ответственность ложится на заказчика. Он обязан компенсировать все расходы, понесенные поручителем и заплатить ему за выполненную работу, если она производилась на возмездной основе.

Договор комиссии предполагает, что исполнитель совершает действия от своего имени, а все возникающие расходы, покрывает комитент. Он же оплачивает работу исполнителя, который возлагает на себя права и обязанности по совершению сделки. Так как посредник выступает от себя лично, то доверенность ему не нужна.

Агентский договор является нечто средним между двумя предыдущими. В зависимости от условий, прописанных в нем, агент может действовать как от себя, так и от лица клиента. В последнем случае потребуется доверенность. Преимущества агентского соглашения заключаются в том, что исполнитель вправе совершать часть действий от себя, а часть — от имени заказчика. Например, подписывать документы на основании доверенности, а вести переговоры сам лично.

По той причине, что оказание транспортно-экспедиционных услуг выделено в самостоятельный вид деятельности, экспедитор вправе заключать договор оказания услуг. Тогда экспедиторская компания как бы предоставляет сервис по доставке товара, включающий в себя как саму перевозку, так и мероприятия по ее организации. Такое устройство позволяет скрыть от заказчика финансовые и прочие взаимоотношения экспедитора с привлеченными им лицами. Денежные расчеты клиента ведутся только с экспедитором. С одной стороны, это является несомненным плюсом для того, кто перевозит товар, — сохраняется коммерческая тайна того, сколько денег было им заработано, ровно как скрывается его партнерская база. С другой, если возникают непредвиденные расходы, и это не оговаривается в письменной форме, то контрагент не обязан это компенсировать — вся расходы покрывает исполнитель из своего кармана. Если по вине третьих лиц качество оказанных услуг окажется неудовлетворительным, то клиент будет иметь претензии только к исполнителю, а тот, в свою очередь, к привлеченным им лицам.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх