Экспертиза после ДТП

Содержание

Зачем нужна экспертиза?

Исследование повреждённого авто оценочными компаниями, приглашёнными со стороны и способными определить степень повреждений и полученного ущерба, получило название независимой экспертизы. Такая процедура помогает удостовериться, правильная ли сумма выплачена клиенту страховой компанией. Экспертиза помогает пострадавшему указать страховщикам на неучтённые дефекты авто. Процедура нужна, когда владелец хочет определиться с суммой для ремонта, если планируется подача заявления в судебные органы.

Заявитель должен предоставить независимому эксперту документ о праве собственности на транспортное средство, договор купли-продажи, обычную либо генеральную доверенность, а также полис КАСКО при наличии страховки, справку об аварии с описанием повреждений авто, техпаспорт.

Основные разновидности:

  • автотехническая экспертиза – когда специалисты изучают обстоятельства и причины, повлекшие за собой ДТП;
  • трасологическая экспертиза изучает следы на поверхности авто и месте, где произошла авария, как двигались автомобили до и после столкновения, механизм происшествия;
  • автотовароведческая – исследование стоимости ремонта, цена аварийного автомобиля, рассчитывается ущерб внешнего вида;
  • комплексная лучше всего показывает картину ДТП, объединяет три предыдущих типа независимых экспертиз.

Пошаговая инструкция по проведению экспертизы

Чтобы получить компенсацию ущерба, нужно выбрать компанию или независимого эксперта для осмотра авто после ДТП.

Выбор компании

Советуют выбирать узкопрофильную компанию, посетить её сайт. Стоит отказаться от услуг оценщиков, сотрудничающих со страховыми компаниями.

В список пяти популярных компаний входит «Паритет-Консалтинг». Её специалисты имеют соответствующие аттестаты и образование, есть и эксперты-техники из Минюста. Можно обратиться в «СКПО Авто», работающую с 2006 года, специалисты которой проводят экспертизы для суда. Они могут подготовить документы для Российского союза автостраховщиков. Обратите внимание на компанию «Независимка», работающую более 10 лет, и «Атлант Оценку», известную с 2001 года. Центр «Московская экспертиза независимая» успешно работает уже 8 лет.

Оплата услуг

Услуги компании оплачиваются наличными в офисе, взамен клиент получает квитанцию, когда он является физическим лицом. Некоторые платят в банке по указанным в договоре реквизитам, но в этом случае к сумме прибавляется комиссия в размере 1 % и более. Юридическое лицо либо предприниматель получает на руки счёт для перевода денег безналичным способом с расчётного счёта в банке.

Дата и время осмотра

Место и время проведения экспертизы определяют заказчик и оценщик. Чаще всего работы происходят в автосервисе, поскольку там есть оборудование и созданы условия для исследований степени повреждения авто. Мероприятия должны быть проведены в течение 5 рабочих дней, на практике хватает 1 — 2 дней.

Государство установило свой срок для анализа случая ДТП и выплаты средств пострадавшей стороне – в течение 6 месяцев после оценки ущерба. Оценка эксперта зависит от марки и года выпуска, кузова, класса и цены автомобиля, повреждений.

Оповещение всех участников ДТП и страховой компании

Участникам ДТП обычно отправляются телеграммы с указанием места и даты проведения экспертизы, также они могут быть оповещены лично. Это нужно, если виновник покинул место ДТП, на нём была группа разбора ГИБДД, страховая компания выплатила меньше стоимости восстановительных работ, а также обнаружены не видимые сразу дефекты.

Пострадавшему ущерб возмещается даже в том случае, если виновник ДТП не получил оповещение о проведении исследований.

Получение результатов

В отчёте эксперта должна присутствовать его оценка количества и степени повреждений пострадавшего авто. Определяется размер нанесённого урона и конкретная сумма, которую страховая компания должна выплатить клиенту. К отчёту обычно прилагаются акт осмотра автомобиля, расчёт стоимости восстановительных работ, фотографии аварийного авто с четырёх сторон, документы о квалификации эксперта и его вывод на основе исследований, договор и квитанция по оплате услуг.

Порядок назначения и проведения независимых экспертиз после ДТП

Правила назначения и проведения автоэкспертизы после ДТП для получения страхового возмещения по ОСАГО устанавливают ст. 12 и 12.1 Закона об ОСАГО, а также Правила обязательного страхования. По каско могут быть свои отличия, определяемые конкретной страховой компанией, но принципы такие же.

Когда в ДТП повреждено имущество, для определения обстоятельств возникновения повреждений и установления размера ущерба в течение 5 дней предоставить свой автомобиль для осмотра и/или технической автоэкспертизы. Если автомобиль передвигается своим ходом, обычно осмотр проводится сразу, когда потерпевший приезжает подавать документы.

Если имущество невозможно отвезти страховщику, например, потому что ТС получило серьёзные повреждения, из-за которых не может передвигаться или пострадало недвижимое имущество, то об этом необходимо указать при написании заявления о выплате. В этом случае эксперт обязан выехать к месту нахождения имущества и провести экспертизу там. Срок тот же – 5 дней.

Если повреждённое имущество находится в удалённых, труднодоступных местах, то договором страхования могут быть установлены дополнительные сроки, для проведения осмотра, обычно не больше 10 дней.

Осмотр авто виновника

Если же осмотр имущества пострадавшего не позволил достоверно определить факт наступления страхового случая, то страховщик может в течение 10 дней после подачи потерпевшим заявления о выплате потребовать для осмотра и автомобиль виновника.

Итог исследования

После проведения экспертизы страховщик обязан дать потерпевшему по его письменному заявлению ознакомиться с результатами. На документе об итогах исследования ставятся подписи страховщика, потерпевшего, эксперта. Платит за экспертизу всегда её заказчик, за исключением случаев, когда между потерпевшим и СК есть отдельные договорённости на этот счёт.

Задержка с осмотром со стороны потерпевшего

Если в указанный срок пострадавшая сторона не предоставила своё имущество для оценки, срок может быть перенесён по договорённости между СК и потерпевшим. Но при этом страховщик вправе и продлить срок для принятия решения о возмещении, на время, не превышающее срок задержки по вине потерпевшего. Максимальный срока задержки – 20 дней. Об этом страховщик должен в письменном виде сообщить потерпевшему.

Если же потерпевший «продинамит» и вторую назначенную дату, то страховщик имеет право даже без рассмотрения вернуть заявление о выплате вместе с документами. Если потерпевший после этого повторно подаст документы, то все сроки (предоставления на осмотр, выплаты и т. д.) будут отсчитываться заново.

Причём потерпевший не вправе самостоятельно заказывать автоэкспертизу, если он не предоставляет своё имущество страховщику. Но даже если проведёт «свою» экспертизу, то её результаты не будут приниматься для страховой выплаты.

Отсюда можно сделать важный вывод: контактируйте с СК и не забывайте о своей обязанности предоставить повреждённое имущество для осмотра. Если не можете выполнить его сразу – договаривайтесь со страховщиком. Здесь уже он будет обязан пойти вам навстречу.

Почему нельзя ремонтировать машину до экспертизы

Если повреждённое имущество будет до осмотра (экспертизы) отремонтировано или утилизировано, причём это помешает определить размер ущерба и факт наступления страхового случая, то выплате возмещения частично, а иногда и полностью, может быть отказано. Помните, что если ремонт не мешает оценить ущерб и установить наступление страхового случая, то в компенсации отказать СК не вправе.

Например, если потерпевший самостоятельно заменил до осмотра фару, СК не может отказать в ремонте сломанного бампера и помятого крыла, потому что замена фары не влияет на другие повреждённые детали. Но, скорее всего, со страховщиком возникнет спор по этому поводу, поэтому лучше ничего не ремонтировать.

Когда и почему проводят экспертизу и кто должен её организовывать

Очень часто «экспертизой от СК» называют осмотр, который проводится сотрудником страховой компании, необязательно имеющим квалификацию эксперта. Естественно, не всегда результат такой оценки соответствует реальности. Но это не автоэкспертиза!

Если клиента не устраивает результат осмотра, страховщик обязан за свои деньги организовать независимую экспертизу, выдав клиенту соответствующее направление. Получить его можно и почтой. Поэтому если представитель страховщика осмотрел авто, и вы не согласны с размером ущерба, не надо бежать искать экспертную организацию. Экспертизу страховщик может не проводить только тогда, когда потерпевший согласен с результатом осмотра.

Просто необходимо потребовать от СК организовать независимую автоэкспертизу. Для клиента она бесплатна. Если страховщик отказывается заказывать её – это уже повод для жалобы. Если же и это исследование, заказанное СК, вызовет у вас сомнения в адекватности, тогда уже можно и думать о самостоятельной организации оценки.

Следует знать, что вопреки общепринятому мнению, экспертизу всегда проводит не страховщик, а эксперт, нанятый СК. Страховая компания только оплачивает работу эксперта, который будет проводить расследование. А вот осмотр может проводить и сотрудник СК.

Когда потерпевший может сам организовать экспертное исследование

Если страховщик не провёл в установленный пятидневный срок осмотр, или не организовал по требованию потерпевшего экспертизу, тогда уже сам клиент может самостоятельно устраивать независимую экспертизу и в этом случае её результат СК будет должна принять для расчёта выплаты. Страховщику уже он показывать повреждённое ТС не обязан.

Расходы на экспертное исследование, на основании которого была рассчитана выплата входит в сумму компенсации независимо от того, кто заказывал её проведение: СК или потерпевший, то есть платит за неё всегда страховая организация.

Порядок действий по независимой экспертизе после ДТП

  1. подаём документы о возмещении;
  2. предоставляем автомобиль на осмотр страховщику;
  3. просим страховщика о назначении независимой экспертизы, если результат осмотра не устроил (если результат осмотра устроил, то просто ждём получения компенсации, дальнейшие действия не требуются);
  4. получаем направление от СК на автоэкспертизу;
  5. проходим её в назначенных месте и времени;
  6. получаем заключение, изучаем его;
  7. назначаем повторную экспертизу, если результат не понравился, уже за свои деньги, обязательно уведомляем СК о её проведении (если результат устраивает дальнейших действий не требуется);
  8. направляем в СК результат повторного исследования;
  9. если страховщик признает действительной вторую экспертизу, он осуществит выплату по ней и компенсирует расходы на её проведение;
  10. если страховщик отказывает в выплате по организованному вами исследованию, придётся искать справедливости в суде. В процессе тяжбы будет сделана судебная экспертиза, согласно которой и будет определён реальный размер ущерба, и по ней будет принято решение отказать в иске к СК или удовлетворить его.

Что представляет из себя независимая автоэкспертиза

Правила и порядок проведения независимой экспертизы установлены Положением ЦБ РФ №433-П, утверждённым 19 сентября 2014 года.

Расчёт проводится по Единой методике, которая, помимо прочего, устанавливает:

  • правила и порядок расчёта стоимости деталей и работ;
  • исчисление износа;
  • как учитываются годные остатки (в случае тотальных повреждений);
  • справочные данные, в том числе по стоимости деталей и ремонтных работ.

Статья в тему: Расчет ущерба ОСАГО по Единой методике Центробанка – что это такое и как ею пользоваться + калькулятор страховых цен на запчасти

Проводиться исследование может как частным техником-экспертом, так и специализированной экспертной организацией. Лицо, проводящее экспертизу, должно иметь советующую аттестацию, что подтверждается тем, что оно включено в государственный реестр техников-экспертов.

Эксперты-техники отвечают за правильность результатов, и обязаны компенсировать убытки, причинённый из-за их неверного заключения. Поэтому у специалиста, даже проводящего исследование по заказу СК, есть серьёзный стимул говорить только соответствующую действительности информацию.

Примечание. Когда потерпевший в споре со страховой доходит до суда, проходит уже судебная автоэкспертиза, но по тем же правилам, что и обычная.

Виды исследований

Автотехнические экспертизы очень разнообразны. Их обычно разделяют на:

  • экспертизу обстоятельств происшествия;
  • экспертизу техсостояния автотранспортных средств;
  • исследование дорожных условий;
  • трасологическую;
  • автотовароведческую.

Для принятия решения по ОСАГО, как правило, проводят автотовароведческую, которая и определяет размер ущерба. Изредка к ней добавляется трасологическая – по следам выясняются обстоятельства происшествия. Остальные типы экспертиз используются обычно при административном расследовании, ведении следствия или в суде.

Статьи в тему:

Кто виноват в ДТП? Трасологическая экспертиза: что это, как проводится и как оспорить?

Всё об автотехнической экспертизе при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…

Первичная, повторная и дополнительная экспертизы – в чём разница?

Вначале проводится первичная экспертиза. Если одна из сторон не согласна с её результатом, назначается повторная автоэкспертиза. Проводится она обязательно уже другой организацией (другим экспертом), но цели исследования одни и те же.

А вот если возникают дополнительные вопросы, то назначается дополнительное исследование. Оно может быть проведено и после первичной, и после повторной экспертиз.

При повторной экспертизе вторая сторона должна быть заранее письменно предупреждена организатором о её проведении. А эксперту обязательно предоставляются сведения о предыдущем исследовании.

Если инициатор нового исследования согласен с содержанием имеющегося акта осмотра (но не согласен с выводами), то осмотр ТС «вживую» необязателен, исследование может быть выполнено на основании имеющихся документов, но это обязательно должно быть указано в отчёте. Это позволяет проводить экспертизу, даже когда авто уже отремонтировано.

Для чего нужна экспертиза

Экспертная оценка при ДТП проводится для выяснения:

  • обстоятельств нанесения вреда ТС;
  • повреждений ТС и причин их возникновения;
  • технологии и методов ремонта;
  • стоимости восстановления ТС.

Объекты исследования

Объекты независимой техэкспертизы это в первую очередь транспортное средство потерпевшего (его остатки) и других участников происшествия, а также любые объекты, имеющие отношение к ДТП и необходимые для определения обстоятельств и причин возникшего ущерба.

Основания для проведения

При проведении экспертизы обязательно нужны такие документы:

  • регистрационные документы на ТС;
  • бумаги о ДТП, переданные страховщику потерпевшим, в том числе справка о ДТП;
  • направление на экспертизу (если между лицом, проводящим исследование, и страховщиком существует договор, например, у Ингосстраха существует сеть экспертов-партнёров, которые не только проводят оценку, но и могут принимать заявление о выплате);
  • другие документы, относящиеся к происшествию.

Между лицом, заказывающим экспертизу и её исполнителем всегда должен быть оформлен договор.

Права и обязанности эксперта

Проводящий экспертное исследование имеет право запрашивать и, соответственно, получать от СК и потерпевшего дополнительные сведения, а также привлекать к расследованию других экспертов.

При этом он обязан заранее сообщать сторонам, заинтересованным в проведении исследования, о невозможности своего участия в нём в случае возникновения соответствующих обстоятельств, сохранять документы и исследуемые объекты, не разглашать конфиденциальную информацию, а также результаты исследования.

Кто имеет право быть экспертом – реестр независимых экспертов по результатам ДТП

Каждый эксперт-техник для того, чтобы его исследования имели законную силу, должен пройти аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии (МАК), которая проверяет его знания и умения.

При успешном прохождении испытания выдаются соответствующие документы, а сам эксперт вносится в Госреестр техников-экспертов. Скачать официальный список экспертов-техников, внесённых в реестр, можно на сайте Министерства Юстиции.

РСА проводит свою дополнительную добровольную аккредитацию экспертов, посмотреть списки прошедших её можно по .

Наличие эксперта в Госреестре означает его право на осуществление профессиональной деятельности, а аккредитация РСА показывает, что Комиссия РСА гарантирует, что конкретный специалист обладает достаточными навыками и знаниями для проведения независимой экспертизы для выплаты по ОСАГО.

Проверять наличие действующей аттестации у эксперта очень важно, ведь без неё его заключение просто будет признано недействительным СК, судом, другими официальными организациями.

Кто не может проводить оценочную экспертизу

Экспертная организация или частный эксперт-техник не имеют права проводить экспертизу, если они являются учредителем, собственником, учредителем, клиентом или сотрудником страховщика, или когда страховщик является тем же по отношению к компании, занимающейся экспертизой.

А также исследование невозможно, если даже хотя бы один из экспертов организации, не говоря уже о непосредственном исполнителе процедуры расследования, приходится близким родственником потерпевшему.

Сколько стоит

Стоимость автоэкспертизы в общем случае зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:

  • типом экспертизы;
  • срочностью проведения;
  • размером повреждения;
  • объёмом исследования;
  • вариантом оформления;
  • заказом дополнительных расчётов;
  • типом ТС (грузовое/легковое/спецтехника);
  • местом осмотра.

В среднем на экспертное исследование по оценке ущерба придётся потратить от 3 до 10 тыс. руб.

Результат исследования

Итогом экспертизы всегда является письменное экспертное заключение. В нём должно содержаться:

  • полные сведения об исполнителе, как юр. лице или ИП;
  • номер заключения и дату его написания;
  • реквизиты и название документа, являющегося основание для проведения экспертизы;
  • сведения о потерпевшем;
  • список и описание обследованных объектов, особенно полно указывается информация о ТС, указываются источники сведений (документы, личный осмотр);
  • дата ДТП;
  • сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию, в первую очередь, данные страхового полиса и сведения о страховщике;
  • вопросы, поставленные эксперту;
  • перечень средств и инструментов, использовавшихся для исследования;
  • описание проделанных действий;
  • ограничение применения полученных результатов;
  • прямые выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
  • выводы, сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы (пишутся всегда в конце).

На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы.

Оформление экспертного заключения

Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель. В последнем случае также ставится печать компании.

Заключение сшивается (причём должно быть указано количество листов), и вручается заказчику экспертизы лично или направляется по почте. Документация по экспертизе хранится о проводившего её лица три года.

Как самому организовать экспертизу

Если потерпевший не согласен с результатом экспертного исследования, проведённой по заказу СК, он может организовать исследование самостоятельно. Иногда автоэкспертиза требуется для определения суммы взыскания с виновника ДТП. Сейчас я расскажу, как правильно её провести.

Шаг первый – выбираем исполнителя

Очень важно доверить экспертизу квалифицированному специалисту. В первую очередь, конечно, надо обратить внимание, чтобы эксперт, который будет проводить исследования состоял в Госреестре, желательно был аккредитован РСА.

Неплохо будет изучить отзывы об оценщике. Проще всего найти их в интернете на различных специализированных сайтах и тематических форумах. Не гонитесь за слишком низкой ценой, или обещанием насчитать максимальный ущерб. Главное, чтобы экспертиза была выполнена точно в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Но переплачивать тоже ни к чему. Экспертные компании обычно выкладывают на своих сайтах информацию о ценах, изучите их. У некоторых фирм даже можно рассчитать стоимость исследования онлайн.

Проверяйте, чтобы эксперт (экспертная компания) не подпадал под ограничения, связанные с возможностью заинтересованности, то есть не был сотрудником СК и т. п.

Шаг второй – заключаем договор

Между заказчиком и экспертом (организацией) обязательно заключается договор об услуге. После этого проходит оплата. Обычно компании предоставляют возможность оплатить различными способами. Платёжные документы необходимо сохранить.

Стороны договариваются о месте и времени проведении. Надо стараться, чтобы осмотр проводился в сервисе, где имеется необходимое оборудование, достаточное освещение и т. п.

Шаг третий – оповещаем оппонента

Если экспертиза повторная, то её заказчик должен уведомить страховщика (потерпевшего, если организует СК), о месте и времени её проведения. Обычно это делается телеграммой или заказным письмом с уведомлением.

Шаг четвёртый – прохождение экспертизы

От потерпевшего требуется предоставить повреждённое имущество. Автомобиль должен быть чистым, чем меньше в нём будет посторонних предметов, тем лучше. Если есть вероятность возникновения дополнительных повреждений, или разрушения следов аварии (например, краски, оставшейся от второго авто) в результате мойки, от неё лучше воздержаться.

Для экспертизы нужны все документы, относящиеся к аварии, а также бумаги на автомобиль, исследование начинается с их изучения. Далее проходит собственно осмотр. Обязательно фиксируются VIN-номер и гос. знаки, записывается пробег.

Вначале изучаются видимые повреждения. При необходимости проводится частичная разборка, снимаются детали для обеспечения доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фотофиксацией.

Полезный совет. Если при осмотре обнаружатся внешние повреждения, не указанные в документах о ДТП, найдите автоинспектора, оформлявшего аварию, и попросите дописать эти повреждения. Иначе доказать получение их именно в расследуемом ДТП будет непросто.

Расчёты сейчас, как правило, проводятся с использованием соответствующего программного обеспечения. ТО есть эксперт вводит исходные данные, программа выдаёт результат, в том числе износ, стоимость ремонта, УТС и т. д.

Шаг пятый – получаем результат

По результатам исследования составляется экспертное заключение, которое вручается заказчику. Без него исследование не может называться независимой автоэкспертизой, а является осмотром, оценкой, чем угодно, только не экспертизой. Уделите внимание этому, потому что в некоторых экспертных организациях для получения отчёта в виде заключения необходимо доплачивать.

Это заключение уже можно использовать как обоснования требования той или иной суммы возмещения: со страховой компании, с причинителя вреда как в досудебном порядке, так и в суде.

Статья в тему: Всё о возмещении материального ущерба, полученного при ДТП: пошаговая инструкция, разбор нестандартных ситуаций + образцы документов

Полезные советы

  • не ремонтируйте авто до проведения осмотра;
  • требуйте от страховщика направления на экспертизу, если несогласны с результатом осмотра;
  • выбирайте эксперта, состоящего в Госсреестре, а ещё лучше, прошедшего добровольную аккредитацию в РСА;
  • проверяйте правомерность проводимого по назначению СК исследования, помните о ситуациях, когда эксперт не вправе проводить осмотр;
  • не забудьте уведомить СК о повторной экспертизе.

Главный вывод, который нужно сделать – осмотр, проводимый страховщиком это не экспертиза. Но если потерпевший не согласен с итогом осмотра, то страховщик обязан заказать независимая экспертиза, которая проводится только квалифицированным экспертом-техником. Самостоятельно организовывать экспертное исследование потерпевшему нужно далеко не всегда.

Не всё понятно по статье? Спрашивайте в комментариях. Там же можете рассказать о своём опыте в прохождении автоэкспертиз.

А сейчас предлагаю посмотреть видео на эту тему. Независимая экспертиза после ДТП. Секреты прохождения!

Примечание. Поправки к видео:

  • сейчас у СК 20 дней на принятие решения о выплате (когда клиент самостоятельно организует ремонт – 30 дней);
  • потерпевший не может по своему желанию выбирать в какую страховую обращаться.

У меня на сегодня всё. Чтобы не пропустить новые статьи, оформляйте подписку на блог. А при помощи иконок соцсетей можно поделиться прочитанным с друзьями. А я с вами на сегодня прощаюсь.

П.С.: На фотографиях – Honda Accord. Взял с этой страницы: drive2.ru/l/464956530425332767.

Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.

Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с «Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 431-П от 19.09.2014 (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется пакет документов (п. 3.10), среди которых:

  • заявление (лично или по доверенности);
  • извещение и справка о ДТП, полученные в ГИБДД;
  • европротокол либо копия протокола о ДТП;
  • копии документов, способных подтвердить перечень повреждений, в том числе видеозаписи, фотографии, протокол осмотра мест происшествия.

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы «Положением о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» № 433-П от 19.09.2014.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется «Положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19.04.2014. Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен ФЗ «Об ОСАГО» № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание не только стоимость самих деталей, но и необходимость осуществления работ по восстановлению;
  • степени износа деталей, требующих замены, эксплуатационного срока, каков пробег машины, как указанные величины влияют друг на друга;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — при данном расчёте учитывают стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, как соотносятся цена неповреждённых деталей и повреждённых, каков объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

Какие вопросы нужно задавать оценщику

Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент ДТП, имел ли он техническую возможность избежать аварии.

Для того чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.

Возможный перечень вопросов состоит из нескольких десятков. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:

  1. Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
  2. Какова рыночная стоимость ТС?
  3. Каков размер утраченной товарной стоимости?
  4. Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
  5. Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
  6. Сколько стоят запасные части?

Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.

Виды экспертиз

Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:

  1. Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
  2. Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
  3. Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
  4. Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, рисующий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.

Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.

Как оспорить экспертизу ТС

Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия, указываются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:

  1. Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
  2. Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
  3. Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.

В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.

Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:

  • Постановление о результатах проведения экспертной оценки предоставляется в суд.
  • Представленный отчёт тщательно анализируется.
  • Эксперта вызывают в судебное заседание.
  • Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.

Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.

Порядок проведения автоэкспертизы

Как проводится автоэкспертиза и оценка ущерба после ДТП

Независимая автоэкспертиза на сегодняшний день является наиболее востребованным из всех видов оценочных работ. После вступления в силу закона об ОСАГО, в большинстве случаев, ответственность за проведение автоэкспертизы ложится на страховую компанию. Однако, не всегда точность такой оценки находится на необходимом высоком уровне. Более логично, в данной ситуации, произвести оценку ущерба ДТП в независимой оценочной компании. При проведении независимой автоэкспертизы необоснованное снижение суммы ущерба, причиненного вашему автомобилю, невозможно, и оценка ущерба ДТП всегда является объективной.

Оценка ущерба, причиненного автовладельцу при повреждении автомобиля, должна производиться с соблюдением законодательства Российской Федерации и действующих нормативных актов.

В случае оценки автомобиля для установления ущерба в следствии ДТП или стихийного бедствия существует определенный порядок проведения экспертизы. Оценка должна производиться до начала каких-либо ремонтных работ с соблюдением всех пунктов порядка проведения экспертизы указанных ниже.

Порядок проведения экспертизы авомобиля и оценки ущерба ДТП

  1. Обратиться в оценочную организацию (независимую автоэкспертизу), имеющую в своем штате специалистов, зарегистрированных в саморегулируемой организации оценщиков.
  2. Согласовать с оценочной организацией (независимой автоэкспертизой) дату, место и время проведения оценки автомобиля.
  3. При наличии других заинтересованных сторон пригласить их на предстоящий осмотр. Уведомить виновника причинения ущерба и страховую компанию о дате, месте и времени проведении осмотра автомобиля телеграммой с уведомлением о вручении. (Подробно об отправлении телеграмм)

Данный пункт является особо важным!!! Этот юридический момент проведения оценки ущерба от ДТП, необходим для обеспечения правильного вызова заинтересованных лиц (второго участника ДТП и представителя ЕГО страховой компании) на осмотр аварийного автомобиля.

Заказчику независимой автоэкспертизы необходимо отправить телеграмму с уведомлением о её вручении, а также получить копии отправленных телеграмм, заверенных печатью телеграфного узла.

В случае если другой участник проживает в Вашем городе, то телеграмма должна быть отправлена не позднее, чем за три рабочих дня до проведения осмотра (не считая самого дня проведения осмотра и дня отправки телеграммы), если другой участник иногородний — за шесть рабочих дней.

ПРИМЕР:

Вы планируете произвести оценку ущерба автомобиля во вторник на следующей неделе и ваш ответчик проживает в вашем городе. Для этого вам необходимо отправить телеграмму не позднее среды текущей недели.

Другие участники (второй участник ДТП или представитель ЕГО страховой компании) имеют право не явиться на осмотр, но уведомить их о дате, времени и месте проведения экспертизы Вы обязаны. В противном случае, проведенная оценка ущерба может считаться не действительной.

В случае если другой участник не явился в течение получаса (полчаса дается на возможное опоздание участников) после назначенного времени, осмотр автомобиля может проводиться, если Заказчик предъявит документ о своевременном вызове второй стороны (уведомление о вручении телеграммы).

  1. Подготовить автомобиль к осмотру:
  • автомобиль должен быть в чистом состоянии, обеспечивающем выявление дефектов, имеющихся на автомобиле;
  • капот и крышка багажника (дверь задка) должны открываться, если это условие не обеспечивается, согласовать этот вопрос со специалистом-оценщиком в момент согласования даты и времени проведении оценки;
  • багажный отсек, если он находится в зоне повреждения, должен быть пуст. Это необходимо для обеспечения доступа к элементам находящимся в зоне удара и выявления возможных повреждений.
  1. Предоставить автомобиль, документы на автомобиль и документы по факту повреждения в согласованное время на осмотр;
  2. Ознакомиться с результатами проведенного осмотра, занесенными в акт осмотра, и подписать его при отсутствии замечаний.

Оценочная фирма на основании акта осмотра производит расчет величины причиненного ущерба, готовит все необходимые документы и выдает их заказчику.

Что такое судебная автоэкспертиза?

В настоящее время многие люди часто сталкиваются с тем, что добиться справедливости и восстановить нарушенные права можно только в суде. И правда, если более внимательно изучить с какими проблемами сталкиваются автовладельцы, то на первом месте стоит проблема полноценного возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.

  • Что такое судебная автоэкспертиза?
  • Для чего нужна судебная автоэкспертиза?
  • Как проводится судебная автоэкспертиза?
  • Какие документы нужны для проведения судебной автоэкспертизы?
  • Примеры наших работ
  • Наши лицензии и сертификаты
  • Отзывы наших клиентов

У многих автовладельцев имеется четко устоявшееся мнение, что только через суд можно взыскать деньги на ремонт автомобиля в полном объеме. Как правило именно так и происходит, зачастую только через суд можно взыскать деньги с виновника ДТП, если у него не было страховки ОСАГО, а если такая страховка была, страховая компания наверняка заплатила мало.

Для того, чтобы обратиться в суд, нужно собрать необходимые документы. Основным таким документом, без которого невозможно обращение в суд, является судебная автоэкспертиза.

Судебная автоэкспертиза — это комплекс действий, производимых сотрудниками независимых экспертных организаций, для установления всех обстоятельств и механизма происшествия с целью максимально точного определения суммы причиненного автомобилю ущерба и относимости имеющихся на автомобиле повреждений к событию ДТП. Если более кратко, то судебная автоэкспертиза как конечный документ — это доказательство суммы причиненного в ДТП ущерба, такая экспертиза должна проводиться с соблюдением всех норм закона.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх