Эксплуатационный недостаток автомобиля

Вопросы, разрешаемые экспертизой:

  • Как должен был действовать водитель в соответствии ПДД РФ в данной дорожной обстановке;
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП;
  • Имеется ли в действиях водителя несоответствие ПДД РФ, если да, то находятся ли они в причинно-следственной связи с фактом ДТП;
  • Как в соответствии с гостами должен был быть обустроен отрезок дороги в месте ДТП;
  • Была ли техническая возможность предотвратить ДТП, с учётом состояния дороги, его обустройства (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей?
  • Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали ДТП?
  • По каким причинам, и в какой момент возникла та или иная техническая неисправность транспортного средства.

Срок выполнения экспертизы — 12 рабочих дней.

Независимая техническая экспертиза транспортного средства производиться с целью установления неисправностей, дефектов и недостатков в определенных узлах, механизмах и агрегатах автомобиля (кузов, двигатель, ходовая часть и т.д.) и причин их возникновения, а также установление причинно-следственной связи между техническим состоянием автомобиля и аварией (ДТП).

Независимая техническая экспертиза автомобиля необходима:

  • При покупке транспортного средства;
  • При возникновении претензий к качеству приобретенного автомобиля;
  • При неудовлетворительном качестве проведенного технического обслуживания или ремонта;
  • В случаях нарушения правил эксплуатации транспортного средства.

Чтобы приступить к производству технической экспертизы, необходимо определить объект экспертизы.

Объектом экспертного исследования определяется при постановке на решение эксперту вопроса. Таким образом, объект исследования будет определен либо в договоре на производство экспертного исследования, либо в определении (постановлении) суда, органов следствия, прокуратуры и т.д. на производство экспертизы.

Как правило, объектом технической экспертизы транспортного средства является автомобиль не как цельное изделие, а его отдельные узлы и агрегаты, необходимые автомобилю для выполнения его основных функций (двигатель, КПП кузов, тормозная система, система освещения и т.д.).

Так, при вынесении определения о назначении экспертизы суд указывает вопросы, которые необходимо поставить на разрешение эксперта. Например:

  1. определить, имеются ли неисправности в АКПП автомобиля Nissan Almera 1.8 госномер…
  2. если имеются, определить причину их возникновения (заводской брак, неправильная эксплуатация автомобиля)…

В данном случае, объектом исследования является КПП указанного автомобиля.

Необходимым условием при производстве технической экспертизы транспортного средства является доступ к объекту исследования. В случаях, когда объектом исследования являются труднодоступные либо сложные узлы и агрегаты автомобиля, то требуется демонтаж данных узлов и агрегатов с автомобиля или их разборка. Нередко возникает ситуация, когда владелец отказывается производить данные работы своими средствами (за свой счет). Рассмотрим две ситуации:

1) Досудебный порядок урегулирования спора:

Покупатель приобрел автомобиль у продавца. В процессе эксплуатации владелец выявил недостаток у приобретенного автомобиля, а именно запоздалое переключение скоростей в автоматической коробке передач (АКПП), в связи с чем он обратился у продавцу с заявлением об отказе в исполнении договора купли-продажи и возврате денежных средств. Продавец назначил время, в которое владелец должен был доставить неисправленный автомобиль в сервисный центр для проведения независимой экспертизы. Однако он отказался предоставить свой автомобиль, выразив несогласие на проведение экспертизы именно в этом сервисном центре и оплачивать эвакуатор.

Данная ситуация регламентируется ст. 18 Закона «О защите прав потребителя РФ»: «В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке». Таким образом владелец обязан был предоставить свой неисправленный автомобиль на экспертизу.

2) Проведение судебной экспертизы:

Суд назначил техническую экспертизу АКПП автомобиля, обязав владельца предоставить эксперту объект исследования, а именно саму АКПП. Однако, приехав на осмотр, владелец отказался оплачивать демонтаж КПП с автомобиля с последующей разборкой.

Согласно ст. 79 ГПК «При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым». В данной ситуации объектом экспертизы также является не сам автомобиль, а АКПП, что было указанно в определении суда, поэтому владелец был обязан предоставить на исследования либо саму АКПП, демонтированную с автомобиля. Либо обеспечить доступ к объекту исследования, т.е. к самой коробке передач.

Еще одним необходимым условием для проведения экспертизы является неизменность объекта исследования (экспертизы).

Пример: Владелец обнаружил в приобретенном не так давно автомобиле дефекты:

  • неисправное сцепление;
  • неисправная МКПП (хруст при включении передач);
  • перебои в работе системы полного привода;
  • неисправность системы кондиционирования.

Согласно выводам судебной экспертизы, назначенной судом, для определения причин неисправности в системе полного привода и работе МКПП необходимо предоставить на экспертный осмотр автомобиль с исправным сцеплением. В очередном судебном заседании суд обязал сервисный центр исправить сцепление на автомобиле, а владельца предоставить его на ремонт. Владелец предоставил свой неисправный автомобиль на ремонт и по истечению которого должна была проводиться повторная судебная экспертиза. На повторной экспертизы не было выявлено ни одного недостатка, поскольку за то время когда исследуемый автомобиль находился на ремонте, наряду с неисправным сцеплением были также устранены все названные дефекты. Также сотрудники сервиса тщательно вымыли все узлы и агрегаты, дабы скрыть следы ремонта. Доказать данные действия сотрудников сервиса не представлялось возможным и владельцу пришлось отказаться от своего иска.

Также заказчика интересует не только наличие неисправностей в транспортном средстве, но и причину их возникновения.

Рассмотрим возможные причины возникновения недостатков (дефектов) в автомобиле:

1. Производственный (заводской брак) дефект.

«Производственный (технический) дефект – это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта автомобиля». Данный вид дефекта покрывается гарантией автопроизводителя, причем непосредственно автопроизводитель/импортер отвечает только за те ошибки, которые могли произойти, грубо говоря, на конвейере, а уже дилер (обслуживающая организация) отвечает за последствия неправильных ремонтов, но потребителю этого внутреннего разделения обычно не заметно. Гарантийный ремонт подразумевает бесплатную замену или восстановление (ремонт) авторизованным дилером вышедшей из строя запасной части автомобиля.

Производственные дефекты бывают трех видов, а именно:

  • дефект материала
  • дефект изготовления
  • дефект сборки

Из опыта судебных и досудебных экспертиз, дилеру (автопроизводителю / импортеру) для того, чтобы отказать автовладельцу в удовлетворении гарантийной претензии, чаще всего достаточно методом исключения доказать отсутствие дефекта материала, изготовления и сборки, «подведя» дефект к «эксплуатационному».

2. Эксплуатационный (нарушение правил эксплуатации) дефект.

«Эксплуатационный дефект – это дефект, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации автомобилей», т.е. по вине владельца или прочих обстоятельств, но никак не по вине производителя. Такие дефекты гарантией изготовителя не покрываются.

3. Конструктивный дефект.

«Конструктивный дефект – это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования или конструирования автомобиля». Таким образом, по логике вещей, за ошибки проектирования должен отвечать автопроизводитель, однако, для автомобилей, официально продающихся в Российской Федерации, факт наличия конструктивного недостатка в судебном порядке доказать практически невозможно, потому что все эти автомобили проходят обязательную государственную сертификацию и априорно конструктивных дефектов иметь не могут. Таким образом, как ни странно, но конструктивный дефект выходит за рамки ответственности завода изготовителя.

Также часто на разрешение эксперта ставится вопрос о том является ли выявленный недостаток существенным или нет.

Сложившаяся судебно-экспертная практика выделяет два вида недостатков (дефектов) транспортных средств: заводской и эксплуатационный.

Эксплуатационным является недостаток, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и условий эксплуатации, и приведший к нарушению исправности или работоспособности транспортного средства.

Заводским является недостаток, возникший по причине некачественного, с отступлением от технологии изготовления узлов и агрегатов транспортного средства.

Под диагностикой состояния транспортного средства понимают процесс определения оценки исследования без его разборки по совокупности обнаруженных диагностических параметров.

Под техническим обслуживанием автотранспорта понимают комплекс операций по техническому воздействию на транспортное средство для предупреждения отказов и неисправностей. В состав технического обслуживания транспортных средств входят следующие основные виды работ: уборочно – моечные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, заправочные и очистительные…

Существенным недостатком (дефектом), исходя из положений ст. 475 ГК РФ, преамбуле к закону «О защите прав потребителей» и Методического руководства «Исследование недостатков легковых автомобилей, находящихся в эксплуатации» (М.2006), является недостаток, которому свойственен хотя бы один из признаков:

  1. неустранимость;
  2. неоднократность, либо проявление его вновь после устранения;
  3. невозможность устранения недостатков без несоизмеримых расходов и затрат времени.

Следует отметить, что дефект, удовлетворяющий хотя бы одному из вышеназванных признаков, признается существенным, если он является производственным (заводским) (п. 5.1 Методического руководства).

По смыслу нормы права (ст. 475 ГК РФ) перечисленные в ней недостатки должны свидетельствовать о том, что приобретенный товар (транспортное средство) не может использоваться (эксплуатироваться) по назначению.

Судебно-экспертная практика (Постановление ФАС СКО от 27.11.09г по делу № А53-43362009; Постановление ФАС СЗО от 26.06.09г по делу А56-31212008; определение Верховного суда РФ от 05.10.05г по делу № 5В05-144 и т.д.) два вида дефектов, делающих невозможным использование (эксплуатацию) транспортного средства: 1) фактическое неработоспособное состояние транспортного средства; 2) наличие у транспортного средства законодательно закрепленных неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденное постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.93г № 1090).

Основные признаки позволяющие отнести дефект существенному:

  1. Дефект, после устранения которого снижается ресурс (срок службы) изделия, заложенный изготовителем, возникает утрата товарной стоимости изделия;
  2. Неустранимый дефект базовой детали изделия, возникшей вновь после устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией;
  3. Дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимостью изделия составляет не мене 10% от стоимости нового изделия.

Существенным дефектом автомобиля, как сложного изделия являются следующие признаки:

  • выявлен дефект несущей конструкции кузова, рамы, удовлетворяющий ходя бы одному условию п. 1-3;
  • выявлены дефекты хотя бы 3 основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному условию п.1-3.

Примеры:

  1. Кузов изготовлен с перекосом, в результате которого происходит сильный износ покрышек и невозможность установки правильного схождения и развала колес или невозможность подгонки навесных деталей кузова.
  2. Дефект МКПП (неправильная работа синхронизатора), выявляется после ремонта. Однако следует отметить, что дефект выявленный вновь после замены МКПП в сборе на новую не может быть констатирован как неоднократность, либо вновь проявившемся.
  3. Скажем сам автомобиль стоит 500 000 рублей. Чтобы устранить все дефекты необходимо заменить передний мост, раздаточную коробку, карданы переднего и заднего моста, капитальный ремонт двигателя. Стоимость ремонтных работ в совокупности со стоимостью заменяемых частей составляет 96 000 рублей, что является 19,2% от стоимости нового автомобиля.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх