Энергонадзор

Фото: Энергореформа

Государственная инспекция по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии (Госэнергонадзор) подчинена Министерству энергетики и угольной промышленности, но при этом входит в состав Национальной энергетической компании (НЭК) «Укрэнерго». Последняя уже в течении двух лет настаивает на том, что Госэнергонадзор необходимо вывести из ее состава, ведь функции, которые выполняет инспекция, требуют от нее полной независимости. Так, Госэнергонадзор контролирует состояние распределительных электросетей 0,4-150 кВ, анализирует инвеспрограммы операторов системы распределения (ОСР), а также рассматривает жалобы всех категорий потребителей.

Еще 11 июня 2018 года согласно закона «О рынке э/э» Кабинет министров должен был реорганизовать инспекцию в центральный орган исполнительной власти (ЦОИВ), который «осуществляет государственный надзор (контроль) в отраслях электроэнергетики и теплоснабжения». Уже заканчивается январь 2019-го, а нового ЦОИВ до сих пор нет. В итоге сложилась патовая ситуация, при которой новой структуры еще нет (и появится она, вероятно, ближе к концу года), а нынешняя — уже лишилась финансирования и, соответственно, не может работать.

О последствия такого положения для энергетического комплекса Энергореформе рассказал директор Госэнергонадзора – Главный государственный инспектор по энергетическому надзору Украины Вадим Антонюк.

Что происходит в Госэнергонадзоре в настоящее время?

Нацкомиссия, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ), не утвердила в тарифе на передачу «Укрэнерго» на 2019 год статью расходов для финансирования Госэнергонадзора. Она сделала это, ссылаясь на отсутствие законных оснований, поскольку еще в прошлом году нас должны были реорганизовать в ЦОИВ. Но, как видите, этого до сих пор не случилось. По факту инспекция все еще остается подразделением «Укрэнерго».

С 26 декабря 2018 года из-за отсутствия финансирования мы перешли на восьмичасовую рабочую неделю, это означает, что работаем лишь один день в неделю. Сейчас на работу выходит порядка 8% всего персонала.

Из-за этого, естественно, рассмотрение жалоб от потребителей и выполнение поручений Министерства энергетики и угольной промышленности сильно затягивается. Чтобы делать все быстро, у нас нет ни рук, ни времени. Это ставит под угрозу безопасность работы всех распределительных электросетей, что в конечном итоге повлияет на надежность и качество электроснабжения потребителя.

Кроме того, в данном случае нарушается конституционное право наших работников на труд.

Почему сложилась такая ситуация, и что нужно для ее разрешения?

В заключительных положениях Закона «О рынке э/э» правительству было предписано реорганизовать нашу инспекцию в ЦОИВ еще до июня 2018 года. К тому моменту Госэнергонадзор должен был прекратить свое существование, как подразделение «Укрэнерго». Но механизма для такой реорганизации нет. Чтобы не создавать рисков для работы энергосистемы, сначала нужно сформировать новый орган, а затем уже ликвидировать предыдущий. Ведь если наше подразделение сейчас упразднят, кто будет выполнять нашу работу? Этим пока некому заняться.

В феврале прошедшего 2018 года утвердили положение о ЦОИВ Государственная инспекция энергетического надзора, а в октябре — назначили ее руководителя. Но ведь этого недостаточно! Еще нужно провести конкурсы на должности заместителей, затем создать комиссию, которая на конкурсе отберет инспекторов. И лишь после того, как будет набрано не менее 30% штата сотрудников, появится право на получение акта готовности в соответствии с Порядком утвержденным Постановлением КМУ от 20.10.2011 № 1074.

Сейчас же все говорит о том, что эти процессы затянутся еще не на один месяц, поэтому Госэергонадзор в своем нынешнем виде должен выполнять свои функции.

Как же Госэнергонадзор работал в прошлом году?

С 11 июня 2018 года для этого нет законных оснований, ведь по закону уже должен функционировать новый орган исполнительной власти. Поэтому, как я уже сказал, НКРЭКУ не дает нам финансирования, и мы не можем нормально работать.

Но до конца 2018 года «Укрэнерго» финансировало нас под угрозой санкций за нецелевое использование тарифной составляющей. Однако с 2019 года компания все же вынуждена была значительно сократить эти расходы. В итоге мы остались практически без средств к существованию.

Последние полгода были попытки решить проблему, но пока безрезультатные. Разработан законопроект №8527-д, который вносит изменения в переходные положения закона «О рынке э/э» и продлевает период реорганизации инспекции до 31 марта 2019 года. Хотя я предлагал продлить работу Госэнергонадзора не до какой-то конкретной даты, а именно до момента создания нового ЦОИВ.

Эти изменения сугубо технического плана и не требуют рассмотрения законопроекта во втором чтении. Проект согласовали во всех комитетах Верховной Рады. Совместными усилиями парламентского комитета по ТЭК и Министерства энергетики и угольной промышленности добились, чтобы его вынесли на голосование в сессионный зал 20 декабря 2018 года. Тогда до него так и не добрались из-за потасовок между депутатами. В итоге перенесли на 21 декабря, но перед праздниками в зале практически не было депутатов. Затем законопроект попал в повестку дня 17 января уже 2019 года, и снова до него не дошла очередь.

Следующая пленарная неделя начинается 5 февраля, однако я сильно сомневаюсь, что с таким подходом народные депутаты рассмотрят его в ближайшее время.

Но Госэнергонадзор не может быть заложником наличия кворума в сессионном зале Верховной Рады. Ведь решается судьба технического контроля в важнейшей отрасли и почти 700 человек, которые у нас работают.

Чем чревато затягивание рассмотрения законопроекта?

Сегодня около 700 работников Госэнергонадзора остались без зарплаты. Коллектив стал заложником патовой ситуации, при которой людям придется увольняться и трудоустраиваться в другие места. Часть специалистов могла бы перейти в новую структуру, но ее еще нет. Нет также и информации о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей в новом ЦОИВ. Что не добавляет уверенности нашим сотрудникам.

Когда наши сотрудники разбегутся окончательно — осуществлять контроль за энергетической отраслью будет некому. Система энергонадзора потеряет кадры. А ведь для того, чтобы вырастить квалифицированного инспектора, нужно минимум пять лет, и это при условии, что он выходец из энергетической отрасли.

Прошлым летом, в преддверии нового рынка электроэнергии и реорганизации в ЦОИВ, мы совместно с Минэнергоугля приняли решение об оптимизации штата персонала. В итоге из 1200 человек сегодня осталось фактически работать 678 (43%). Некоторые сотрудники, из тех, что попали под сокращение, уехали на работу в Польшу, Венгрию и другие страны.

Наш трудовой коллектив в конце января обратился к президенту Украины, Кабинету министров, Минэнергоугля и НКРЭКУ с просьбой способствовать урегулированию ситуации. В министерстве знают о нашей проблеме, Директорат энергетических рынков делает все от него зависящее. Но, поскольку дело все же не сдвинулось с мертвой точки, возможно, мы будем выступать с акцией протеста и требовать от Верховной Рады и Кабинета Министров Украины решить этот вопрос государственной важности.

А финансирование новой инспекции на этот год предусмотрено?

В госбюджете на 2019 год для нее предусмотрено 55,6 млн грн. Для сравнения – наши расходы составляли около 270 млн грн. в год. При этом около 25 млн грн. ежегодно уходит только на коммунальные услуги, содержание наших офисных зданий и автопарка по всей Украине. Если посмотреть на соотношение этих сумм, возникает вопрос о том, как новая инспекция с таким бюджетом сможет полноценно выполнять наши функции по всей стране? Думаю, об этом и речи быть не может.

Инспекция должна осуществлять все ваши функции?

Не только. Ей также переходят функции Госинспекции по эксплуатации электростанций и сетей. Но вот наш функционал у нее несколько урезан.

Дело в том, что Госэнергонадзор в нашем случае является неким третейским судьей, который рассматривает жалобы любого конечного потребителя — как промышленного, так и бытового.

К нам обращаются, например, с жалобами на то, что напряжение в распределительной сети не соответствует установленным стандартам. Это говорит о том, что оператор распределительной сети не в должном объеме выполняет ее обслуживание и ремонты. То же самое касается и отопления, когда температура теплоносителя в сетях не соответствует нормам. Также мы рассматриваем конфликтные ситуации между потребителями и ОСР.

В год через нас проходит до 4,2 тыс. обращений. Из них 80% — со стороны населения, при чем в 70% случаях ситуации разрешались с нашей помощью в пользу потребителя.

В положении о ЦОИВ Госинспекции этой функции нет. И после окончательной ликвидации Госэнергонадзора потребитель останется один на один с монополистом. Я уже не говорю о малых системах распределения (МСР) — как правило это предприятия, имеющие субабонентов. В этом сегменте нарушитель вообще останется безнаказанным. Они могут безосновательно отключить от энергоснабжения, выставить любую цену на свои услуги, ведь их затраты не всегда прозрачны и обоснованы.

Очевидно, предполагалось, что данный пробел восполнит Энергетический омбудсмен…

Этот институт на сегодня тоже не создан. Законопроект есть, но как показывает практика, много важных законопроектов может годами ждать своего часа. А ведь эти процессы должны идти параллельно. Получится, что до того момента, как появится Энергетический омбудсмен (а на это уйдет год или больше) потребитель останется абсолютно незащищенным.

А как же НКРЭКУ, которая тоже имеет рычаги влияния на операторов электросетей?

Все обращения, касающиеся технических вопросов эксплуатации оборудования и качества электро- и теплоснабжения, НКРЭКУ перенаправляла нам, и мы готовили ответы, реагировали, совместно с облэнерго намечали мероприятия и контролировали устранение нарушений. В НКРЭКУ, где всего по несколько человек в региональных представительствах, этим попросту некому заниматься. А с началом нового розничного рынка электроэнергии обращений и жалоб будет намного больше. Но вот кто будет с ними работать — большой вопрос.

Фото: пресс-служба НЭК «Укрэнерго»
В чем состоит контроль операторов систем распределения со стороны Энергонадзора?

Основная задача нашего структурного подразделения — содействовать обеспечению безопасного функционирования объединённой энергосистемы Украины, снижению количества случаев отключений и недоотпуска э/э, а также следить за соответствием качества электроснабжения принятым стандартам. В целом мы инспектируем порядка 201 тыс. подстанций и 791 тыс. км линий электропередачи.

Госэнергонадзор контролирует готовность всех субъектов энергетики в особые периоды (работа энергооборудования в периоды высоких и низких температур, в чрезвычайных ситуациях и т.п.), следит за выполнением графика обрезки деревьев в охранных зонах ЛЭП всех классов напряжения, ведь все эти факторы влияют на количество отключений э/э и на объемы ее недоотпуска.

Мы участвуем в расследованиях технологических нарушений в сетях, пожаров, возникающих в энергосистеме. Например, когда происходит отключение электрооборудования, разбираемся совместно с облэнерго, почему оно произошло, правильно ли сработала защита.

Монополист ведь всегда будет искать виновного на стороне: белка пробежала, сорока изолятор клюнула или еще какая-то причина. А наши инспекторы выезжают на объект, проверяют паспорт оборудования на предмет своевременности и полноты выполнения регламентных работ. Ведь энергокомпании иногда не в полном объеме проводят капремонт, техобслуживание, а недоделки потом дают о себе знать.

До введения моратория на проверки три года назад мы участвовали в расследованиях несчастных случаев, ходили на внеплановые проверки. Срок моратория с начала текущего года истек, но проверять уже некому. Потребитель, конечно, может прийти к монополисту и пожаловаться на качество услуг, но чаще всего из-за отсутствия специальных знаний, он не в состоянии разобраться честен ли тот с ним. Инспекция же, если выявит нарушение, устанавливает причины, сроки устранения, и накладывает штрафные санкции как на должностных лиц, так и на субъектов хозяйствования.

Какие еще сферы влияния Госэнергонадзора?

Инспекция следит за выполнением законодательства, в том числе нормативно-правовых и нормативно-технических актов, подает предложения для их пересмотра. Проверяет соответствие проектной документации новых и реконструируемых энергетических и теплоснабжающих установок и определяет их готовность к работе, принимает в эксплуатацию АСКУЭ. Также мы участвуем в проверке знаний у лиц, ответственных за энергохозяйство предприятия.

Особое внимание мы уделяем анализу инвестиционных программ операторов распредсетей, без нашего согласования их не утверждают. Наши инспекторы сверяют их мероприятия с базой данных аварийных отключений, проверяют, реконструируются ли проблемные объекты и дают соответствующие заключения.

В прошлом году у нас был серьезный диалог с облэнерго, иногда им приходилось переделывать инвестпрограммы по 4-5 раз. Мы настояли на исключении тех мероприятий, которые не особо влияют на надежность и качество энергоснабжения. Изъяли пункты о замене порядка 80 силовых трансформаторов, которые не выработали свой ресурс. Считаю, что благодаря нашему вмешательству инвестпрограммы ОСР на 2019 год максимально ориентированы на обеспечение надежности и качественного электроснабжения потребителя.

Подводя итоги, отмечу, что неизвестно, как скоро новая Госинспекция сможет включиться в работу, и станет ли она полноценной заменой нашему подразделению при выделяемом ей уровне финансирования. Разумеется, в новую структуру перейдут наши активы, надеюсь, также кадровый и интеллектуальный ресурс, должны быть переданы базы данных, но пока никаких нормативно-правовых актов для этого не принято. Тем временем мы уже де-факто разрушили старое, а новое не создали даже частично.

Расскажите об этом:



В статье рассмотрен анализ системы органов экологической безопасности, очерчен круг их компетенции и проведен анализ практической деятельности.

Ключевые слова: энергетический надзор, Ростехнадзор, опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения, контроль, проверка деятельности

Энергетика является одной из важнейших областей для жизнедеятельности любого современного государства. Представить жизнь человечества без энергоресурсов совершенно невозможно. Правительство Российской Федерации, разрабатывая энергетическую стратегию России на период до 2030 года, еще раз подчеркнуло первостепенную важность этой отрасли и ее необходимость для развития государства .

Государственное управление в сфере энергетики осуществляется значительным количеством государственных органов, которые действуют в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями и согласно принципам государственного регулирования, закрепленным в энергетическом законодательстве.

Одним из приоритетных направлений в энергетической отрасли является энергетическая безопасность, для обеспечения которой создана система специальных надзорных органов. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре» утверждено положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, которое регламентирует, в том числе, и систему надзорных органов.

В настоящее время, система органов исполнительной власти, обладающих полномочиями по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, включает в себя :

− Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (кроме бытовых установок и сетей);

− Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

− Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО России);

− Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП).

Поскольку ФСБ России, ФСО России, ГУСП осуществляют федеральный государственный энергетический надзор на объектах специального назначения, считаем обоснованным сосредоточить внимание на полномочиях Ростехнадзора по осуществлению указанного вида надзора, т. к. Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора в п. 2 данный орган определен в качестве первоочередного.

Соответственно, в настоящей статье мы проанализируем правовое положение Ростехнадзора, так как основная нагрузка по обеспечению экологической безопасности приходится на систему органов Ростехнадзора.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзор является, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Кроме того, Ростехнадзор — это орган федерального государственного энергетического надзора .

Одной из основных функций Ростехнадзора, является организация и проведение проверок. Предметом проверки является:

− соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований;

− соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.

Абсолютный массив функций федерального государственного энергетического надзора исполняется Управлением государственного энергетического надзора, действующего через сеть филиалов. Очертив круг его компетенции, можно составить представление о совокупности всех элементов энергонадзора.

В область полномочий, осуществляемых Росэнергонадзором входят: надзор в области энергосбережения, надзор за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии; контроль за системой оперативно-диспетчерского управления, надзор за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами, осуществляющими деятельность в сфере электроэнергетики .

При этом, понятие федерального государственного энергетического надзора, сформулированное в Федеральном законе «Об электроэнергетике» ссылок на данные направления надзорной деятельности не содержит. Фактически их с определенной долей условности можно отнести к собственно надзорной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики. Фактическая деятельность Росэнергонадзора зачастую охватывает куда более широкий спектр задач.

В связи с этим, можно рассмотреть ряд частных случаев, выявленных инспекторами Росэнергонадзора в ходе проверок филиала «Дальневосточной генерирующей компании» в г. Хабаровске в 2018 г.

Например, в период с 19.12.2016 по 30.12.2016 Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка АО «ДГК» на предмет соблюдения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Топливное хозяйство Хабаровской ТЭЦ-2 АО «ДГК».

В ходе проверки установлены нарушения требований части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, и на основании результатов проверки уполномоченным должностным лицом Дальневосточного управления Ростехнадзора в отношении АО «ДГК» вынесено предписание.

В предписании эксплуатирующей организации вменены нарушения пунктов 5.36, 7.89, 7.90, 7.99 Правил технической эксплуатации нефтебаз.

Аналогичная проверка была проведена в отношении опасного производственного объекта «Топливное хозяйство СП Биробиджанской ТЭЦ филиала Хабаровская теплосетевая компания АО «ДГК», «Топливное хозяйство Хабаровской ТЭЦ-3 АО «ДГК» где также выявлены случаи совершения административных правонарушений, предусмотренных положениями ст. 9.11 КоАП РФ , о чем составлены были соответствующие постановления и назначены наказания в виде административных штрафов.

Таким образом, органами Росэнергонадзора выявлены однотипные нарушения, вызванные неверным пониманием сущности понятия опасного производственного объекта, связанного с использованием нефтепродуктов. АО «ДГК» в своей деятельности использовало Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и настаивало на неприменимости Правил технической эксплуатации нефтебаз, утверждая, что склад нефтепродуктов топливного хозяйства ТЭЦ не является нефтебазой, поскольку предприятие не осуществляет деятельность в области химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, а оказывает услуги теплоснабжения. Действительно, в п.1.1. Правил технической эксплуатации нефтебаз указано, что требования Правил обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности (в дальнейшем — организации) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации нефтебаз. В Уставе АО «ДГК» указано, что к основным видам деятельности организации относятся: поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок; производство электрической и тепловой энергии; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов и другие виды деятельности, не запрещенные российским законодательством. Склад нефтепродуктов топливного хозяйства не относится к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения, поскольку предприятие не осуществляет деятельность в области химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, а оказывает услуги теплоснабжения и электроснабжения. Кроме того, 03.06.2017 вступили в силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, которые распространяются на опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов.

Следовательно, указанными Правилами урегулированы требования промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов нефтепродуктообеспечения, к которым относится и спорный объект — склад нефтепродуктов топливного хозяйства ТЭЦ.

Еще одним аспектом деятельности Росэнергонадзора является непосредственно надзор за техническим состоянием и проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании электрических и тепловых установок и сетей потребителей. Однако, легальное определение федерального государственного энергетического надзора указывает на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики лишь субъектами электроэнергетики. При этом понятия «субъект электроэнергетики» и «потребитель электрической энергии» законодателем разделены. Существующая в этой области правовая неопределенность, приводит на практике к затруднению деятельности инспекторов. По нашему мнению, простое уточнение формулировки, могло бы в кратчайшие сроки решить указанную проблему.

Е. Е. Леухина определяет федеральный государственный энергетический надзор как форму государственно-управленческой деятельности, направленную на обеспечение надежного и безопасного энергоэффективного функционирования электроэнергетики. Мы предлагаем расширить данную дефиницию и на иные опасные производственные объекты.

Под контрольной деятельностью мы предлагаем понимать организуемую и осуществляемую в интересах общества и государства деятельность по проверке выполнения субъектами управления и должностными лицами установленных требований по обеспечению безопасного управления технологическими режимами работы опасных производственных объектов, а также по применению предусмотренных санкций в случаях нарушения указанных требований.

Таким образом, выявленные нами проблемы требуют дальнейшего исследования с целью совершенствования контрольно-надзорных функций системы надзорных органов РФ в сфере энергетической безопасности.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // СПС Консультант Плюс
  2. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (ред. от 06.07.2018) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СПС Консультант Плюс
  3. Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 (ред. от 30.11.2018) «О федеральном государственном энергетическом надзоре» (вместе с «Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора» // СПС Консультант Плюс
  4. Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов»: Приказ Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461 в ред. от 15.01.2018 // СПС «Консультант-Плюс»
  5. Административное право России. Особенная часть. Учебник/под ред. С. А. Старостина. М. Инфра-М., 2012. 486 с.
  6. Леухина Е. Е. К вопросу об организации надзора за обеспечением безопасности в сфере электроэнергетики // Административное право и процесс. 2015. № 5. С. 77–80.
  7. Тихомирова Л. А. Технологический надзор в Российской Федерации: проблемы правоприменения // СПС КонсультантПлюс. 2013.

государственное производственное объединение электроэнергетики «Белэнерго»;

республиканские унитарные предприятия электроэнергетики «Брестэнерго», «Витебскэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнер — го», «Минскэнерго» и «Могилевэнерго».

Основной задачей государственного энергетического надзора является контроль за:

соблюдением энергоснабжающими организациями и потребителями договорных обязательств по снабжению электрической и тепловой энергией в части вопросов, относящихся к компетенции органов государственного энергетического надзора;

проведением энергоснабжающими организациями мероприятий по обеспечению надежного и качественного энергоснабжения потребителей, соблюдением установленных норм качества электрической и тепловой энергии;

техническим состоянием электрических и теплоиспользующих установок потребителей, условиями их эксплуатации и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание этих установок;

техническим состоянием автономных энергоисточников потребителей;

соблюдением потребителями требований к качеству электрической и тепловой энергии, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами.

Органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами:

осуществляют контроль за выполнением требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих правила устройства, технической эксплуатации и техники безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок;

осуществляют контроль за соблюдением потребителями и энергоснабжающими организациями правил снабжения и пользования электрической и тепловой энергией по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного энергетического надзора;

осуществляют контроль за состоянием средств расчетного учета производства и потребления электрической и тепловой энергии;

проводят профилактическую работу по предупреждению электро — и теплотравматизма;

участвуют в установленном порядке в работе комиссий, создаваемых в соответствии с законодательством:

по проверке у электротехнического персонала и персонала, эксплуатирующего теплоиспользующие установки потребителей, знания нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, по вопросам устройства и технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок;

по расследованию причин аварий на объектах энергетического хозяйства потребителей;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Начальник и заместитель начальника структурного подразделения центрального аппарата Министерства энергетики Республики Беларусь, на которое возложены функции государственного энергетического надзора, являются Главным государственным инспектором Республики Беларусь по энергетическому надзору и заместителем Главного государственного инспектора Республики Беларусь по энергетическому надзору соответственно.

Начальник структурного подразделения ГПО «Белэнерго», на которое возложены функции государственного энергетического надзора, является заместителем Главного государственного инспектора Республики Беларусь по энергетическому надзору.

Заместитель начальника, начальники отдела и сектора, ведущие специалисты структурного подразделения ГПО «Белэнерго», на которых возложены функции государственного энергетического надзора, директоры и главные инженеры структурных подразделений республиканских унитарных предприятий электроэнергетики «Брестэнерго», «Витебскэнерго», «Г’омельэнерго», «Гродноэнер — го», «Минскэнерго» и «Могилевэнерго», на которых возложены функции государственного энергетического надзора, начальники энергоинспекций и отделений этих структурных подразделений и их заместители являются старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Начальники районных энергоинспекций, инспекторы структурных подразделений республиканских унитарных предприятий электроэнергетики «Брестэнерго», «Витебскэнерго», «Гомельэнерго», «Гродно- энерго», «Минскэнерго» и «Могилевэнерго», на которых возложены функции государственного энергетического надзора, являются государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Главному государственному инспектору Республики Беларусь по энергетическому надзору и его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право:

требовать и получать от потребителей и энергоснабжающих организаций необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся их деятельности;

выносить требования (предписания) об устранении нарушений требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих правила устройства, технической эксплуатации и техники безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил снабжения и пользования электрической и тепловой энергией;

выносить требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности потребителей и энергоснабжающих организаций, цехов (производственных участков), оборудования, производства в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Главному государственному инспектору Республики Беларусь по энергетическому надзору, его заместителям и старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право принимать в установленном порядке участие в специальных расследованиях несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.

Органы государственного энергетического надзора проводят свою работу во взаимодействии с другими органами, уполномоченными осуществлять функции государственного контроля.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 92 «О создании учреждения» предусмотрено создание государственного учреждения «Государственный энергетический и газовый надзор».

Создание учреждения обусловлено необходимостью сохранения надзора за устойчивой работой объединенной энергетической системы Республики Беларусь, обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического и газоиспользующего оборудования, сетей энерго- и газоснабжения. При этом в системе Министерства разделены будут функции производственной и надзорной деятельности в сфере электроэнергетики и газоснабжения.

Существующая в настоящее время организационная структура органов государственного энергетического надзора требует совершенствования в части вывода из состава ГПО «Белэнерго» государственных надзорных органов: управления государственного энергетического надзора аппарата управления ГПО «Белэнерго» и филиалов «Энергонадзор» республиканских унитарных предприятий электроэнергетики «Брестэнерго», «Витебскэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго» и «Могилевэнерго», входящих в состав ГПО «Белэнерго», с подчинением их непосредственно Министерству энергетики Республики Беларусь.

Это обусловлено необходимостью: разделения функций управления производственно-хозяйственной и надзорной деятельности энергоснабжающих организаций; обеспечения независимости органов госэнергонадзора от субъектов хозяйствования (энергоснабжающих организаций). При этом сохраняется численность работников органов государственного энергетического надзора и объемы расходов на их содержание, а также выполняемые ими задачи и функции.

В целях определения структуры государственного газового надзора и обеспечения реализации прав, предоставленных органам государственного газового надзора Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также наиболее полной реализации норм Закона Республики Беларусь «О газоснабжении», выполнение данных функций Указом возлагается на создаваемое учреждение с учетом наделения его полномочиями государственного надзора и контроля за газоиспользующими установками и безопасным использованием газа в жилищном фонде.

Ознакомиться с содержанием документа можно на сайте Министерства энергетики в разделе «Законодательство».

При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону.
Комментарий к ст. 367
1. В связи с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти функции Госэнергонадзора поручены Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральной службе по технологическому надзору Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Ему переподчинены региональные управления (территориальные органы) Госэнергонадзора; управления Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения). Положение об этом федеральном энергетическом надзоре пока не утверждено. Деятельность органов Госэнергонадзора подчинена общим правилам контроля (надзора) в отношении юридических лиц (см. п. 3 комментария к ст. 353).
Указом Президента от 20 мая 2004 г. N 649 указанная служба совместно с Федеральной службой по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Территориальные органы Госэнергонадзора осуществляют надзор за электроустановками воинских частей, за исключением тех, в отношении которых энергонадзор проводится ведомственными органами надзора. Допуск государственных инспекторов Госэнергонадзора в воинскую часть и предоставление им необходимой документации в целях их служебной деятельности производятся с соблюдением установленного режима секретности, с разрешения вышестоящего командира (начальника) и в присутствии лица, ответственного за электрохозяйство части. В Вооруженных Силах Российской Федерации функции органов энергонадзора выполняют:
— Управление начальника инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации (УНИВ МО) через инспекцию энергонадзора. Этим органам предоставлено право осуществлять энергонадзор в отношении электроустановок общевойскового назначения, по которым оно является генеральным заказчиком: переносных и передвижных силовых, осветительных, зарядных и инженерных электроагрегатов питания, преобразовательно-выпрямительной техники;
— виды Вооруженных Сил, рода войск, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации через инспекции (группы) по энергонадзору, штатных и нештатных инспекторов по энергонадзору видов Вооруженных Сил, родов войск, управлений, объединений, соединений (гарнизонов). Они осуществляют энергонадзор в отношении специализированных электроустановок, по которым они являются генеральным заказчиком: систем и средств электроснабжения, передвижных электростанций и электроагрегатов питания, передвижных и перевозимых трансформаторных подстанций, распределительно-преобразовательных кабин, силовых кабельных сетей и др.;
— органы квартирно-эксплуатационной службы Министерства обороны Российской Федерации, которые осуществляют контроль за электроустановками казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, за рациональным и экономным использованием электроэнергии на этих объектах воинских частей.
Положение об энергонадзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации по согласованию с Главным государственным инспектором по энергонадзору Российской Федерации утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 января 1997 г. N 10.
3. Основными задачами энергонадзора в Вооруженных Силах Российской Федерации являются: осуществление надзора за техническим состоянием электроустановок и проведением мероприятий, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию; проверка правильности допуска личного состава к эксплуатации электроустановок; оказание помощи воинским частям в организации их безопасной эксплуатации; разработка руководящих документов, определяющих требования к техническому состоянию, порядок эксплуатации и хранения электроустановок, правила безопасности при их эксплуатации, порядок допуска личного состава к эксплуатации электроустановок и организацию надзора за ними.
Инспекторы по энергонадзору вправе: с ведома командира воинской части и в присутствии должностного лица этой части произвести техническое освидетельствование электроустановок; проверить у обслуживающего ее личного состава знания устройства электроустановок, правил их эксплуатации, хранения и техники безопасности; требовать от командира воинской части немедленного запрещения эксплуатации электроустановок, если их состояние явно угрожает аварией, пожаром или опасно для жизни личного состава, а также отстранения от их обслуживания лиц, имеющих неудовлетворительные знания или не выполняющих правил эксплуатации и техники безопасности; вносить командиру части обязательные для исполнения предложения и предписания по устранению нарушений этих правил.
Удостоверение инспектора по энергонадзору, акт проверки состояния эксплуатации и хранения электроустановок в войсковой части и форма предписания утверждены вышеуказанным Приказом Министра обороны Российской Федерации.

Следующая статья «
К тексту закона «

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх