Если меня оклеветали, что делать?

Клевета — выдающийся жанр общения. Он возник тогда, когда человек понял, что в борьбе за существование можно использовать не только грубую физическую силу, но и вторую сигнальную систему — слово, которое, как известно, способно и вдохновить, и убить. Как же бороться с клеветой?Клевета — самый легкий способ борьбы за место под солнцем. Это прямой силовой прием, благодаря которому можно влиять на конкурентов и на общественное мнение. Цивилизованное общество борется с клеветой при помощи законов — с тем же успехом, с каким пытается искоренить проституцию, преступность и войны.

Клевета может маскироваться под недостаточно достоверную информацию, искренние заблуждения, случайные ошибки. И несмотря на последующие опровержения, выигранные судебные процессы, раскаяние авторов, она действует прямо и наверняка. Источник информации забывается, информация остается.

Тем, кто распускает клевету, надо лишь учитывать культурный уровень аудитории: чтобы оклеветать человека, скажем, в небольшой деревне, достаточно обвинить его в краже овцы. А в большом городе с той же целью надо сочинить историю про свадьбу в Эрмитаже. Именно таким образом в середине 80-х оклеветали первого секретаря Ленинградского обкома Григория Романова: дескать, устроил дочери свадьбу в Зимнем дворце, да еще разбил царский сервиз. Эта откровенная утка стоила Романову карьеры.

Лишь самые сильные, уверенные в себе люди строят отношения с миром по честным правилам. Напротив, клевета — это оружие слабых, которые решили получить от жизни больше, чем заслуживают.

Против лома нет приема… Если нет другого лома

Если вас оклеветали — радуйтесь. Значит, в этом мире вы чего-то стоите. Уровень клеветы прямо пропорционален масштабам оклеветанной личности. Еще Бальзак отметил, что клевета равнодушна к ничтожествам. Если вам перемывают косточки на уровне мировых информационных агентств — очевидно, от вас зависит судьба человечества. Если ваша жизнь стала объектом пристального и недоброжелательного внимания государственных СМИ — вам есть куда расти. Если вас пытаются «опустить» на уровне фирмы, подразделения, отдела — размах вашей деятельности весьма скромен, но враги уже разглядели в вас задатки яркой личности.

«Проявлять упорство в своих обязанностях и оставаться молчаливым — вот лучший ответ на клевету». Эти слова принадлежат Джорджу Вашингтону. Но тут необходимо одно уточнение: оставаться молчаливыми могут люди, уже имеющие определенную репутацию и громкое имя. Им никакие наветы не страшны.

Если вы только начали карьеру, а вас оклеветали, к тому же поставив под удар интересы фирмы — вести себя надо прямо противоположным образом. Главное — не молчать.

Используйте клеветнические заявления как еще один повод для самопрезентации. Как только «доброжелатели» принесут вам сплетню на хвосте, перескажите ее во всеуслышание. «Представляете, кто-то обвиняет меня в шпионаже в пользу конкурирующей фирмы. Будь я шпионом, я бы им такое передал, что они бы меня озолотили и отправили жить куда-нибудь на Багамы».

В самозащите важны нюансы: не надо оправдываться — иначе вы сами будете распространять о себе порочащую информацию. Объектом вашей ответной речи должны быть не вы, а сплетня. Надо показать ее абсурдность. Сделать это нетрудно: самая громкая клевета одновременно и самая невероятная, в ней концы не сходятся с концами. Если бы тот же Романов открыто выступил по телевидению, если бы свои комментарии дали хранители Эрмитажа, возможно, клевету про свадьбу и сервиз удалось бы задушить на корню.

Еще одни способ защиты — сразу же приступить к обсуждению вопроса «Кому выгодно вас оклеветать?». Вовлеките в дискуссию широкую общественность. Враг должен по крайней мере понять, что вы нисколько не испугались.

Летом 1996 года, в разгар конкурсов по продаже нефтяных компаний, ряд российских газет опубликовали сведения о финансовых трудностях Инкомбанка. Специалистам было ясно, что в то время банк оставался одним из самых надежных, тем не менее СМИ успешно раскручивали миф о его бедах. Инкомбанк начали атаковать вкладчики, желающие забрать свои деньги с «тонущего корабля». Так продолжалось до тех пор, пока президент «Инкома» Владимир Виноградов не заявил, что через подконтрольные СМИ Инкомбанк «топят» конкуренты по нефтяному бизнесу — Борис Березовский и Александр Смоленский (СБС-АГРО). Чтобы доказать устойчивость банка, Виноградов обратился к вкладчикам, которые забирали свои деньги. Он заявил, что банк не станет прерывать договоры вклада и даже начислит по депозитам обещанные проценты в том случае, если «недоверчивые» граждане принесут свои деньги обратно. Этот широкий жест, а также обвинения в адрес известного интригана Бориса Абрамовича сделали свое дело — клиенты начали возвращаться, и банк устоял. Через некоторое время Березовский и Виноградов встретились уже как партнеры.

Российским политикам жизненно необходимо уметь бороться с клеветниками, ведь модные сегодня обвинения в коррупции способны поставить крест на карьере (и это в лучшем случае). Весьма эффективно в этом смысле работает команда Юрия Лужкова — на авторов каждой «сомнительной» публикации мэр подает в суд (причем все дела, как нетрудно догадаться, московский градоначальник выигрывает). В результате журналистов, желающих порассуждать о честности мэра и его окружения, в Москве почти не осталось.

Вообще, юридическая «подкованность» граждан и фирм, то есть способность успешно защищать свои интересы в суде, часто отрезвляюще действует на клеветников. Ни одно средство массовой информации не будет публиковать разоблачительную статью, зная, что за ней последует опровержение или извинение. Поэтому, если вас оклеветали в прессе, посоветуйтесь с юристом и при наличии ложных фактов подавайте в суд. Даже если дело будет проиграно, сам факт вашего обращения к юристам дисциплинирует ваших противников и заставляет их впредь действовать более аккуратно.

Клеветников можно обезоружить и другим образом — сделав свою жизнь абсолютно прозрачной для общественности. Это в первую очередь касается политиков и других публичных деятелей. Клевета расцветает там, где мало информации и поэтому окружающие готовы поверить любой небылице. Если же про семью, домашний уклад, родственников того или иного лидера все известно, клеветать на него станет как-то неинтересно.

Помогает и обратная стратегия: трудно оклеветать человека, который первым признается в своих пороках. Вот, например, Владимир Жириновский сам заявлял, что живет отдельно от жены. Вряд ли после этого кому-то придет в голову клеветать, что Жириновский — плохой семьянин.

Впрочем, клевета может быть прелюдией к большой славе. Человек, который клевещет на музыканта, артиста, художника, по сути дела, его рекламирует. Сколько ни старалась советская пропаганда опорочить академика Сахарова, она лишь прибавляла ему популярности. Из горьковской ссылки Сахаров вернулся национальным героем, каковым остается по сей день.

Приблизительно таким же образом (сто семьдесят лет назад) пришла слава к философу Чаадаеву. Он выступил, что называется, с гневной критикой режима Николая I — власти в ответ его оклеветали, объявили сумасшедшим, приставили к нему врача. Чаадаев же как ни в чем не бывало продолжал светскую жизнь, появлялся на балах и званых вечерах, демонстрируя свою нормальность. Благодаря такой тактике он стал жутко знаменит.

Политики, звезды шоу-бизнеса, крупные предприниматели делаются мишенью клеветников так часто, что на некоторые сплетни и ложь вообще не следует отвечать. Оцените политический вес своего противника. Если он существенно ниже вашего — не стоит палить из пушки по воробьям. Алла Пугачева, подавшая в суд на журналиста, немедленно сделала его известным на всю страну. Стоит ли столь щедро одаривать клеветника?

В общем и целом, лучшая защита от клеветы — неустанная пропаганда в самых разных кругах (близких, друзей, коллектива, города, страны, мира) собственных добрых дел.

Действуйте активно

Если вас оклеветали прилюдно, у вас есть всего несколько секунд, чтобы предпринять ответный ход. Можно обидеться и автоматически стать жертвой ситуации. Тогда вы попадете в плен своих эмоций, потеряете контроль над ситуацией и дадите недругам возможность сделать из вас козла отпущения.Если же сохранить спокойствие и на время спрятать обиду, то есть шанс ситуацию изменить.

Используйте общеизвестный принцип «лучшая защита — нападение». Можно занять агрессивную позицию и высказать клеветнику лавину встречных обвинений. Вам «кинули в лицо», что вы украли миллион,— обвините обидчика в краже десяти миллионов. Пусть он оправдывается. Если обращать все аргументы клеветника против него самого и придираться к словам, то в конце концов противник окончательно запутается и разговор уйдет далеко в сторону от первоначальной темы.

Еще одной тактикой является перехват инициативы в своих целях. Нужно выслушать клеветнические измышления с таким видом, будто вы слушаете детский лепет. В ответ сказать: «Я очень сожалею, что вас так грубо дезинформировали». И очень быстро перейти к другой теме. Желательно, чтобы это был разговор действительно о важном предприятии, на фоне которого клевета показалась бы неудачной шуткой.

Все эти приемы являются разновидностью психологических игр и манипуляций общественным мнением. Они позволяют вам влиять на людей, не раскрывая при этом своих карт.

Если же вы хотите всерьез разобраться с недругами, надо вступить с ними в переговоры, выяснить, какая причина побудила их распускать о вас клевету, и по возможности эти причины устранить. Высший пилотаж — превратить клеветника в своего партнера.

Чем выше, тем больнее

Радикального средства от клеветы нет. Оболгать можно само совершенство: даже Христос, как помним, принял смерть по навету. Злые языки вывернут наизнанку любую добродетель: бережливого обвинят в скупости, щедрого — в расточительстве, искреннего — в глупости, сдержанного — в угрюмости, уверенного — в высокомерии, твердого — в жестокости, веселого — в легкомыслии.

Из изложенного можно сделать один важный вывод: невозможно жить себе в удовольствие, ориентируясь в первую очередь на мнение окружающих и боясь их осуждения. Чем выше вы стоите в социальной иерархии, тем чаще будете подвергаться клеветническим нападкам. Противопоставить этому можно ощущение собственной правоты и созидательное отношение ко всему, что вы считаете важным.

ЕВГЕНИЯ ВАРЛАМОВА

В Интернете мы зачастую наблюдаем оскорбления и клевету в комментариях, чатах и на форумах. А ведь многие полагают, что закон не распространяется на такие высказывания во Всемирной паутине. На самом деле ответственность за это предусмотрена. Какая?

Дмитрий Тарасов, адвокат:
Оскорбление, т. е. унижение чести и достоинства человека, выраженное в неприличной форме, необходимо отличать от клеветы. Клевета определяется, как сообщение заведомо ложных сведений, которые позорят другое лицо и не соответствуют действительности.

Не стоит путать эти два понятия, потому как во втором случае обидчик может обозвать жертву, но так он лишь выражает своё мнение. А вот, если он обвинит гражданина в краже без решения суда и распространит сведения об этом, это уже будет называться клеветой. В любом случае, защититься от лживой информации в свой адрес можно двумя способами. Первый из которых – заявление в правоохранительные органы или суд, если сведения сообщены в публичном виде.

Дмитрий Тарасов:
Второй способ – предъявление в суд гражданского иска о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также о взыскании морального вреда. Начинать свою защиту от оскорблений и клеветы всегда лучше с обращения в правоохранительные органы, поскольку привлечение виновного лица к административной ответственности в дальнейшем будет являться основанием для взыскания с него в гражданском процессе морального вреда.

Пожаловаться на обидчика можно в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Если факт оскорбления будет доказан, то злоумышленнику грозит штраф до двадцати базовых величин. За клевету – в полтора раза больше. Причем повторное совершение подобных действий может закончиться тюремным сроком на три года.

Дмитрий Тарасов:
При клевете необходимо доказать факт распространения именно ложных сведений. При этом действует принцип добропорядочности, сведения, которые порочат честь и достоинство человека, не соответствует действительности, если с достоверностью не установлено иное. При оскорблении важно доказать, что сведения выражены не в приличной форме. Если сведения выражены путем употребления медицинских терминов либо литературных выражений, то говорить об оскорблении нельзя.

Доказательной базой по таким делам могут стать свидетельские показания, аудио-, видеозапись, переписка в мессенджерах, результаты экспертиз и прочее. Обидная фраза со злости, брошенная в споре, может принести серьёзный вред. Потому как одно грязное слово способно разрушить семью, карьеру и даже сделать человека изгоем в обществе.

В последнее время различные антицерковные слухи, обвинения и оскорбления в адрес Православной Церкви, ее священнослужителей и мирян распространяются с небывалой активностью. Как показала ситуация с нашумевшим скандалом вокруг детского приюта в Свято-Боголюбском женском монастыре Владимирской епархии, для дискредитации Церкви, ее инициатив и ценностей организуются целые информационные кампании. И в нашей повседневной жизни – как у православных верующих, так и у далеких от Церкви людей – клевета не является чем-то необычным. Нам бывает неприятно узнавать, что мы оклеветаны, опорочены в глазах ближних, что наши слова и поступки перетолкованы и их смысл понят превратно. В то же время и мы сами зачастую смело, без колебаний высказываем вслух свои домыслы, распространяем сплетни о том или ином человеке или событии, не задумываясь о последствиях…

Как бороться с грехом клеветы, как научиться правильно, по-христиански относиться к наговорам и напраслинам? Кто и зачем распространяет негативную информацию о Церкви? С этими и другими вопросами мы обратились к уже известному нашим читателям иноку Августину, насельнику одного из монастырей Русской Православной Церкви.

– Отец Августин, что такое клевета? В чем особенности этого греха? Что говорят о нем Святые Отцы?

– Клевета – это заведомо ложные обвинения в несовершенных преступлениях или безнравственных поступках. Она есть грех против правды Божией, т. е. ложь, а также грех против любви к ближнему. Клеветник лишает себя радости любить другого человека. Святитель Тихон Задонский говорит: «Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает. <…> Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают»(«Сокровище духовное, от мира собираемое»). Клеветник есть собственное имя диавола. Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Ложь диавола и клевета его на людей и служит, как сказано, причиною его имени» («Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова»). Тот, кто согрешает клеветой, становится подражателем и учеником диавола.

– Что заставляет одних людей клеветать на других? Как связан этот грех с другими душевными недугами – гордостью, осуждением, злопамятностью, зложелательством, завистью?..

– Иногда клевета происходит от пустословия. «Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разноситель ложных вестей и мнений, сеятель разногласий и раздоров», – читаем мы у преподобного Никодима Святогорца («Невидимая брань»).

Другая причина клеветы – злоба. У преподобного Нила Мироточивого говорится так:»<Злоба же> влечет человека в следующие девять: 1 – осуждение, 2 – злоречие, 3 – клевета, 4 – презорство (и вместе с тем возношение, гордость и пр.), 5 – алчность, 6 – хищение, 7 – ложь и несправедливый донос (т. е. клевета), 8 – притворство добродетелей или лицемерие, 9 – коварное советование. – Сим подвергаются осуждающие ближнего своего» («Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского»).

Также клевета происходит от зависти. В трудах преподобного Ефрема Сирина написано:»Страшная отрава – зависть и соперничество: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства» («Слово о добродетелях и пороках»). А преподобный Варсонофий Великий наставляет: «Возбуждает ли тебя враг на зависть, не клевещи – и ты победил лукавого, ибо плод зависти есть оклеветание» («Руководство к духовной жизни»). Пусторечие, по учению Святых Отцов, происходит от тщеславия. Зависть же и злоба – от гордости.

– Как бороться с привычкой распространять различные слухи и высказывать свои домыслы и суждения о ближних?

– Премудрый Иисус, сын Сирахов, дает такой добрый совет: Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего (Сир. 19, 13–18).

Святитель Иоанн Златоуст советует не сразу вверяться различным слухам, а лишь после основательной проверки: «Ни Отец не имел неведения в Ветхом Завете, ни Сын – в Новом Завете. Что же значит: «Сошед узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются, аще же ни, да разумею»? Слух, говорит Он, дошел до Меня, но Я желаю еще точнее на самом деле удостовериться в том, не потому, что Я не знаю, но потому, что желаю научить людей – не внимать одним словам и, когда кто скажет что-нибудь против другого, не верить легкомысленно, а сначала самим тщательно исследовать и на самом деле удостовериться, и потом уже верить. Поэтому и в другом месте Писания сказано: «Не всякому словеси емли веры» (Там же, 16). Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Возвещая это, и пророк Давид сказал: «Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100, 5)» («Против анмеев», слово 9).

А святитель Тихон Задонский предлагает следующее правило: «Когда слышишь злословие на кого-либо, то подумай, а не грешишь ли и ты таким грехом? Если грешишь, кайся в этом, если нет, благодари Бога и молись, чтобы не впасть в это искушение».

Противоположная клевете добродетель – молчание. «К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие – и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом, – говорит преподобный Никодим Святогорец. – Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушений спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков» («Невидимая брань»).

– Как быть, если по неведению или по страсти оклеветал ближнего, но раскаиваешься в содеянном?

– Если оклеветал публично, например, через СМИ, тогда нужно публично опровергнуть свою клевету и публично извиниться перед оклеветанным. Если же возвел напраслину частным порядком, необходимо попросить прощения у оговоренного и рассказать о своей неправде тем людям, перед которыми клеветал. Надо укорять себя, покаяться в этом на исповеди и стараться больше так не поступать, молиться, чтобы Господь и Матерь Божия укрепили, дали силы воздерживаться в дальнейшем от этого греха. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до Судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище (Судии). Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды; а когда отойдем туда, то уже не в нашей власти будет покаяться и смыть с себя грехи» («О Лазаре», слово 2).

– Как должен вести себя христианин, услышав негативный отзыв о ближнем?

– Святые Отцы советуют уклоняться от таких бесед под различными благовидными предлогами. Святитель Иоанн Златоуст призывает: «Так будем хранить уста свои чистыми от клятвы и от всего этого ограждать и язык, и уста, и ум наш, чтобы не рождалось в нас какого-либо злого помысла и не выражалось языком. Будем крепко затыкать и уши, чтобы не принимать пустого слуха, как заповедал блаженный Моисей: «Да не приимеши слуха суетна» (Исх. 23, 1), и как еще сказал блаженный Давид: «Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100, 5). Видишь, возлюбленный, сколько нам нужно бдительности, сколько труда для добродетели, и как самая малая небрежность губит нас всецело? Поэтому-то блаженный Давид и восклицал в другом месте, обличая делающего это: «Седя, на брата твоего клеветал еси, и на сына матери твоея полагал еси соблазн» (Пс. 49, 20)».

А блаженной памяти старец Паисий Святогорец предлагает такой спасительный совет: когда при тебе начинают кого-нибудь злословить, отвечай: «Прости меня, я грешу тем же грехом и еще хуже того брата». Иногда можно сказать так, в другой раз – сослаться на занятость или недомогание и уйти.

– Как быть, если тебя оклеветали? Нужно ли оправдываться и добиваться восстановления правды или лучше молча претерпеть напраслины, возлагая все на Господа?

– Молча терпеть напраслины, конечно же, лучше всего. Этим путем – терпения, смирения и любви – шел и Господь наш Иисус Христос, и все святые Угодники Божии. И когда к тому есть душевные силы, безусловно, следует им подражать. А если погрешаем – осуждаем оклеветавшего нас, поносим в ответ, то в этом надо каяться, укоряя себя в малодушии и снисходя во глубину смирения.

Однако так стоит поступать в том случае, когда клевета затрагивает только тебя лично. Если же она может повредить другим людям, тогда необходимо, ради ближних, противостоять ей, выяснить и публично рассказать об истинном положении вещей.

– Как христианин должен относиться к негативной информации, почерпнутой из сети интернет и других СМИ, но не проверенной им самим? Например, как правильно себя вести, если где-то узнал, что тот или иной священник – младостарец с раскольническими взглядами, но лично не общался с ним и не имеешь о нем достоверных свидетельств?

– Тут надо смотреть, какой направленности издание распространяет данную информацию. Если, допустим, экуменическая газета хулит какого-нибудь священника или монаха, тогда эту хулу, скорее всего, следует воспринимать в противоположном смысле – как доброе свидетельство о человеке. Господь наш Иисус Христос сказал: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5, 11–12). А о сынах мира сего Он говорил: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6, 26). Если экуменисты, глобалисты или иные враги Церкви кого-то оклеветали, то христианин, разобравшись сам, должен объяснить эту ситуацию своим недоумевающим ближним.

– Как быть, если встречаешься с категоричным негативным суждением о той или иной православной книге, газете или о каком-либо сайте, но сам не читал порицаемого издания? Конечно, прежде чем составлять свое мнение, лучше всего ознакомиться с изданием, но ведь бывает так, что человек побаивается его читать, не имея уверенности в том, что сможет самостоятельно правильно оценить опубликованные там материалы…

– Прежде всего, следует взять себе за правило, образно выражаясь, пить воду из чистого источника. Сначала необходимо оценить источник информации. Это можно сделать, ответив на несколько вопросов: православное ли это издание или нет? Не замечены ли его редакторы и авторы в проповеди еретических, раскольнических или сектантских идей? Каково их отношение к важнейшим проблемам современности – экуменизму и глобализации? Патриотическое это издание или космополитическое? Если авторы – православные патриоты, апологеты учения Православной Церкви и святоотеческого предания, если они негативно относятся к ересям, сектам, расколам, процессу построения нового мирового порядка, то им доверия больше, нежели всем остальным. Если они и ошибаются, то их ошибки, как правило, не злонамеренные, а допущены по человеческой немощи. В таких источниках обычно публикуется правдивая информация, которой можно доверять. А в том случае, когда есть желание разобраться основательнее в каком-либо конкретном вопросе, нужно обсудить его с духовным руководителем, помолившись о вразумлении Господу Богу, Его Пречистой Матери и святым Угодникам.

– Как Вы считаете, имеет ли сегодня место спланированная кампания по дискредитации Православной Церкви через СМИ и в чем ее причины?

– Сейчас действительно развязана кампания по дискредитации Православия вообще, а Русской Церкви – в частности. Впрочем, это не новшество. В начале 90-х годов З. Бжезинский, русофоб и ненавистник Православия, открыто заявлял, что после падения Советского Союза врагом № 1 для США стала Русская Православная Церковь. И Запад стабильно и планомерно осуществляет давление на нашу Церковь с целью ее уничтожения. Это выражается, во-первых, в попытках смешать истину с ложью, правую веру с различными ересями в рамках так называемого экуменического диалога. Во-вторых, налицо публичные преследования ревнителей Православия, выступающих против экуменизма. Травля старца Петра (Кучера), насельников Оптиной Пустыни через скандал с «изгнанием» негра, кампания против молдавского Общества блаженной Матроны – это информационные войны прошлого. Сейчас идет новый виток – серия кощунственных акций в православных храмах и их тенденциозно-скандальное освещение в СМИ.

Недавно я разговаривал с одним уважаемым мною священником на данную тему, и он высказал следующую точку зрения. Причина нынешней клеветы на Патриарха, по его мнению, заключается в том, что во время первой волны нападок на Церковь, когда желтые антицерковные издания муссировали небылицы про кружку соли, якобы съеденную девочкой-сиротой в Боголюбове, и чуть ли не избитого в Оптиной Пустыни паломника-негра, явно лгали, чтобы опорочить наши православные святыни, церковное руководство повело себя не мудро. Оно позволило распространять эту клевету не только внешним врагам Церкви, но и никак не останавливало клеветников внутри нее – протодиакона Андрея Кураева, игумена Сергия (Рыбко), поносивших своих собратьев-священников, сектоведа-мирянина Дворкина, вообще заслужившего за уничижение пастырей отлучение от Церкви… Сегодня, когда все эти обвинения уже опровергнуты, никто, тем не менее, не принес извинений, никто не наказан и даже не получил выговора со стороны священноначалия. И конечно, теперь те же самые СМИ, опробовавшие свои силы в прошлых акциях, пошли дальше – объектом их нападок стал уже Патриарх.

Представим такую ситуацию, говорил мне отец Николай, что какой-нибудь казак согрешил – выпил лишнего, зашел в дом к цыгану, подрался с ним, стал приставать к цыганке, еле-еле удалось его выгнать. На следующее утро цыган побежал к атаману с жалобой на распоясавшегося казака (а может быть, и с клеветой на него, если этого случая в действительности не было), но что ответил ему атаман? – «Пошел вон! Это мой казак, и я сам буду с ним разбираться. Если провинился – накажу по всей строгости, но ты сюда свой нос не суй, это не твое дело!» Вот поступок настоящего атамана! – говорил мой собеседник. И я не могу с ним не согласиться. Поэтому остается надеяться, что наши «атаманы» – священноначалие – увидят свою ошибку и сделают правильные выводы из всех этих антицерковных выпадов.

– Как православные верующие могут и должны противостоять клевете и богохульству, распространяемым через СМИ?

– Если клеветник – верующий человек, тогда следует руководствоваться заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17).

Кроме того, в феврале 2011 года Архиерейским собором был принят документ «Об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», содержащий практические рекомендации, которые могут быть использованы каждым христианином. Для противодействия публичному богохульству предлагаются следующие меры:

– попытаться вступить с соответствующим СМИ, журналистом, политическим, общественным или религиозным деятелем в переговоры с целью примирения и проведения честной и открытой дискуссии; если не удается достигнуть понимания и примирения, необходимо прекратить сотрудничество с ними и рекомендовать членам Церкви не пользоваться данными СМИ;

– публикация материалов, разъясняющих противоправность и социальную опасность унизившего человеческое достоинство и оскорбившего религиозные чувства верующих богохульного или иного кощунственного высказывания;

– содействие мирянам в активном реагировании на богохульные акции с использованием информационных инструментов и иных допускаемых законом действий, таких как аргументированная критика, бойкот, пикетирование;
– благословение мирян и их организаций на мирное гражданское противодействие богохульству как разновидности унижения человеческого достоинства верующих и оскорбления их религиозных чувств;

– обращение с жалобой на автора богохульного или иного кощунственного материала, унизившего человеческое достоинство верующих и оскорбившего религиозные чувства, в саморегулируемые журналистские организации, в третейские организации;

– обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер;

– предание каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами.

В документе также сказано: «Противостояние случаям богохульства и клеветы в публичной сфере может осуществляться клириками и мирянами Русской Православной Церкви как по благословению священноначалия, так и по собственной инициативе, при этом они должны руководствоваться священными канонами и официально принятыми церковными документами».

Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх