Эссе разрешено все что не запрещено законом

Отечественные бизнесмены уже привыкли к тому, что зарегистрировать предприятие намного легче, чем получить разрешение на осуществление хозяйственной деятельности. До сих пор в Украине действовал принцип советских времен: запрещено все, что не разрешено. Чиновники разных уровней, в чьих руках около 1200 согласований, в состоянии затормозить развитие любой экономики, опутав ее паутиной коррупции и подкупа. Сломать этот механизм должен Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», который вступил в силу 6 января 2006 года. Тогда 90% предприятий не понадобятся никакие разрешения для начала хозяйственной деятельности. Во всяком случае на это рассчитывают эксперты.

В том, что реформировать разрешительную систему необходимо, казалось, уже не сомневался никто. Тотальный охват предприятий, сложность и длительность процедур, высокая стоимость разрешений делали ее главным препятствием на пути развития бизнеса. Подтверждение этому — исследования, проведенные Международной финансовой корпорацией (МФК). Так, 43% украинских предприятий получали разрешения. Причем треть из них вынуждены были добывать четыре, а иногда и больше подобных документов. Ничего подобного нет не только в странах Евросоюза, но и в республиках бывшего СССР. К примеру, в Грузии, Таджикистане, Узбекистане согласований значительно меньше (соответственно 50, 100, 500). Времени и денег тамошние предприниматели также тратили на несколько порядков меньше, чем их украинские коллеги (сравнение с Европой тут вообще некорректно).

Больше всего проблем предпринимателям создавали органы пожарного надзора, санитарно-эпидемиологической службы и охраны труда. Особенно изнуряющим считался контроль пожарных. Кроме того, что он был тотальным, то есть обязательным для всех, так еще и стоили «пожарные» разрешения довольно дорого — в среднем 520 грн. А сама процедура получения разрешения была сложной и продолжительной. Только подготовка документов к экспертизе длилась как минимум 30 рабочих дней. Неудивительно, что в таких условиях предпринимателям приходится давать взятки: о неофициальных платежах заявил каждый третий респондент МФК.

Не намного легче было пройти санитарно-эпидемиологический контроль. Без соответствующего разрешения не имели право работать больше половины предприятий. Кроме того, разрешительная система регулировалась несчетным количеством законодательных и нормативных актов, а разрешительные бумаги выдавало множество инстанций (государственные органы, местное самоуправление, коммунальные предприятия) и 90% этих согласований — временные (их надо периодически возобновлять). Без сомнения, такой механизм необходимо было ломать как можно быстрее.

Именно это и предусматривает Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», разработанный Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства совместно с Международной финансовой корпорацией. Он устанавливает принципы государственной политики в этой области и четко регламентирует полномочия центральных органов власти и местного самоуправления, а также стандартизирует нормативные акты.

— В частности, в законе зафиксировано, что обязательны лишь те разрешения, которые выписаны в законах, — подчеркнул руководитель проекта «Развитие бизнеса в Украине» МФК Андрей Гуревич. — Порядок выдачи документов регламентируется исключительно центральными органами власти. Сокращена и процедура рассмотрения (до 15 рабочих дней). Устанавливается ответственность должностных лиц за нарушение закона. Но самое главное — вводится декларативный принцип, согласно которому 90% предприятий не понадобятся разрешения. Для того чтобы начать хозяйственную деятельность, им достаточно будет лишь сообщить органам власти о своей готовности выполнять законодательные требования.

Правда, специалисты предупреждают: внедрить новацию будет непросто. Ведь изменения в целый ряд законов, которые регламентируют разрешительные процедуры, еще не внесены. Центральные и местные органы власти не отменили все незаконные согласования (в системе санитарно-эпидемиологической службы действуют даже те положения, которые утратили силу в 2002 году). К примеру, в прошлом году отмененное разрешение на осуществление хозяйственной деятельности вынуждены были получить 26% предприятий.

По-своему видит имплементацию этого принципа пожарный надзор: без деления объектов на группы риска. Тут до сих пор используют перечень, разработанный еще в советские времена. А вместо деления на группы предлагают ввести страховку от нанесения вреда третьим лицам, невзирая на то, что она не является обязательной. Да и сам страховой рынок не готов к таким объемам операций. Но ведь не поделив бизнес на сферы риска, нельзя вводить декларативный принцип, согласно которому за разрешениями обращаются лишь те предприятия, чья деятельность связана с опасностью. Как показывает европейский опыт, их может быть не больше десяти процентов.

Устранять эти и другие препятствия поможет государственный администратор (такая штатная единица предусмотрена в каждом районе). В его компетенции координация всего процесса выдачи разрешений. В частности, информирование предпринимателей о порядке процедуры, ее сроках и стоимости. Кроме того, он будет принимать и регистрировать документы заявителей для дальнейшей передачи их в соответствующие органы, а также выдавать готовые решения. То есть станет посредником между предпринимателем и чиновником, что предполагает исключение коррупционных схем.

— Главное бремя имплементации этого закона ложится на местную власть, — считает заместитель председателя столичной горгосадминистрации Николай Георгиевский. — К сожалению, у нас рамочные законы понимают своеобразно. Поэтому, если нет норм прямого действия с перечислением конкретных прав и обязанностей определенных субъектов, которые должны выполнять или не выполнять некие действия, такой закон могут толковать по-разному, а то и вообще игнорировать.

Чтобы избежать подобного развития ситуации, в Киеве разработали и уже почти выполнили двухмесячный план мероприятий по внедрению положений Закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». В частности, будут пересмотрены и упразднены все незаконные согласования и создана материально-техническая база административной службы (помещения, компьютеры, рабочие места). Но и после того в столице не рассчитывают на быстрый успех. Ибо чиновник, который привык разрешать или запрещать, не захочет выпускать из рук этот влиятельный рычаг. Поэтому процесс внедрения закона скорее всего будет довольно длительным.

Однако не все так печально. Есть уже и положительные примеры имплементации новых норм. Их демонстрируют органы охраны труда. Раньше они также проверяли всех без разбору, а теперь в их поле зрения остались только опасные предприятия. Они разделены на группы риска: 16 видов — особо опасные, 10 — менее опасные, все остальные — не нуждаются в разрешениях. Такая практика оправдывает себя, ведь согласно статистике отказов в выдаче разрешений было очень мало (не больше 2%). То есть почти каждое предприятие, подавшее заявку, их получало. Следовательно, эту изнурительную процедуру вполне можно заменить декларативным (уведомительным) принципом.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Также в российском законодательстве предусмотрена юридическая ответственность за умышленное бездействие, например, неоказание медицинской помощи врачом больному. Кроме того, свободу индивида ограничивают и императивные правовые нормы, т.е. правовые нормы, содержащие определенные обязанности. К таким относятся обязанности по уплате налогов и сборов, защите Отечества, содержанию несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, получению основного общего образования и др. Таким образом, право действительно во многом ограничивает свободу граждан, поскольку предусматривает юридическую ответственность за определенные поступки и накладывает на человека ряд обязанностей.

В то же время институт права является одним из гарантов свободы человека. В нормах законодательства закреплен ряд основополагающих прав и свобод человека и гражданина. К примеру, Конституция РФ устанавливает право граждан на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, труд и отдых, образование и социальное обеспечение, право избирать и быть избранным, свободу экономической деятельности, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу совести и вероисповедания. Граждане РФ могут свободно организовать митинги для выражения своей позиции по общественно значимым вопросам. В частности, в 2017 году в разных регионах страны прошел ряд выступлений политических активистов, направленных против коррупции в государственных структурах. Функция права как гаранта свободы важна для существования правового государства и гражданского общества. Неслучайно один из принципов демократического политического режима – «разрешено все, что не запрещено». В тоталитарных государствах, например, фашистской Италии и нацистской Германии, правовые нормы были только декларацией прав и свобод граждан, поэтому государство активно вмешивалось в их жизнь, они не обладали реальной автономией и свободой.

Итак, свобода, с одной стороны, действительно ограничена нормами права. С другой стороны, право охраняет свободу индивида от посягательств государства и других лиц.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id34553

Обновлено: 2018-06-18 Опубликовал(а): AlexandraV

Политические режимы

Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима:

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие — все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:

  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, — разрешено».

К демократическим режимам относят:

  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх