Фактически понесенные расходы

Что является документом подтверждающим произведенные расходы. Фактически понесенные расходы туроператора. Подтверждение экономической обоснованности

При отказе туриста от тура туроператоры удерживают фактически понесенные расходы. В большинстве случаев туроператоры «вешают лапшу» туристам и удерживают от 30 до 90 % от стоимости тура. (Например «Библио-Глобус» часто удерживает до 90 %). Грамотные туристы не платят туроператору ничего!

Наши юристы помогают туристам вернуть 100 % стоимости при отказе от тура.

В этом Законе о юридической практике описывается, какие документальные или иные доказательства являются приемлемым обоснованием связанных с работой расходов. Что это за практика. Это практическое заявление применяется к расходам, связанным с доходами, указанными в отдельных отчетах о нефинансовых выплатах, таких как заработная плата и заработная плата. Он не применяется к не индивидуальным, деловым или инвестиционным расходам.

Некоторые налогоплательщики могут не соответствовать конкретным требованиям обоснования, но у них могут быть другие доказательства, свидетельствующие о том, что они соблюдают закон. Вы должны рассматривать все дела по их собственным достоинствам. Случаи, которые имеют особые или исключительные обстоятельства, следует рассматривать в каждом конкретном случае — например, если имеются доказательства того, что документация может быть мошеннической или если доказательства налогоплательщика существенно отличаются от подходов, изложенных в этом документе практическое заявление.

Для успешного возврата полной стоимости тура важно:

1. Как можно раньше вручить туроператору под роспись грамотную претензию (именно претензию, а не заявление об аннуляции тура, типовую форму которого Вам «любезно» предложит туроператор)

2. Выставить в претензии определенные конкретные требования.

Краткое описание требований приведено в Приложении к этой практике. Документы — счета-фактуры, квитанции и т.д. — которые налогоплательщик приобретает у поставщика, должны указать. Если в документе не указывается характер товара или день, в который был произведен ущерб, налогоплательщик может писать в недостающих деталях до того, как они подадут свою налоговую декларацию. Они также могут использовать альтернативные подтверждающие доказательства, чтобы показать эту информацию.

Записи, сделанные и хранящиеся в электронном виде, признаются документами. Если вышеуказанных документов недостаточно, мы принимаем следующие документы в качестве приемлемого доказательства расходов. Выписка по банковской или кредитной карте с альтернативными доказательствами.

3. Не «вестись» на многочисленные «уловки» туроператора, например «подождать окончания тура».

4. Точно следовать «инструкции» , предоставленной нашими юристами.

Ниже можно ознакомиться с краткой правовой информацией по фактически понесенным расходам:

Что не включается в фактически понесенные расходы:

Даниэль, нанятый крупной фирмой адвокатов, получил счет за свои ежегодные профессиональные абонентские платы, которые он заплатил, используя свою кредитную карту. В его выписке по кредитным картам указана дата сделки, имя профессиональной ассоциации и выплаченная сумма. До того, как он подал свою декларацию по подоходному налогу, Дэниел сделал запись в своем заявлении о кредитной карте о том, что сделка связана с его профессиональной подпиской.

Кайли, только что начала свою первую полную работу в качестве канцелярского работника, купила ручку для использования на работе. Никогда не завершая налоговую декларацию раньше, она не знала, что ручка будет вычитаться за счет. Она не запрашивала или не получала квитанцию.

1. Неустойки, штрафы. Если вам встречается в договоре на оказание услуг (турпоездка) условие о штрафах, неустойках за расторжение договора потребителем — это прямое нарушение ст. 16 ЗоЗПП, запрещающей включение в договор условий ущемляющих права потребителей.
Право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора императивно установлено ГК РФ. Оно не может быть ограничено соглашением сторон.

Типы расходов, требующие документального подтверждения

Когда пришло время подготовить ее возвращение, Кайли поняла, что может потребовать ее ручку в качестве рабочего расхода. Сначала она решила, что было бы безопаснее не требовать за перо, потому что у нее не было никакой конкретной квитанции, и она не была уверена в том, сколько именно. Прежде чем подать свою декларацию по подоходному налогу, Кайли сделала запись в выписке по кредитной карте с подробным описанием двух пунктов и их соответствующих цен и сохранила упаковку вместе с ее банковским выпиской.

По ст. 32 ЗоЗПП при расторжении договора потребитель должен возместить исполнителю только фактически понесенные расходы, связанные с предоставлением услуг туристического продукта.

Однако, мало кто понимает, что не включается в фактически понесенные расходы.

2. Авиабилеты. штрафы за возврат билетов до дня вылета — не оплачивается потребителем. Это риски турфирмы.

У Кайли теперь есть достаточная информация для обоснования ее претензии. Если бы Кайли не держала коробку, а вместо этого получила письменную разбивку покупок в ювелирном магазине, она также смогла бы сделать заметку о своем заявлении о кредитной карте с подробным описанием двух пунктов и их соответствующих цен, что было бы достаточным доказательством для обосновать ее требование.

Минь, программист, купил устройство хранения данных для работы через Интернет. Когда он заказал его, он получил автоматический ответ по электронной почте, в котором указывался ссылочный номер заказа, характер товара и сумма, подлежащая уплате. Он оплатил электронный перевод средств и распечатал копию квитанции об оплате. Он сохранил квитанцию ​​об оплате, которая включала имя поставщика и оплаченную сумму.

Билеты всегда можно вернуть по ст. 108 ВК РФ. После дня вылета допускается удержание по тарифу перевозчика, но не более 25% стоимости билета — ст. 108 ВК РФ)

3. Отель. Штрафы за отмену бронирования гостиницы. Это риски турфирмы.

4. Всегда требуйте документальных доказательств. Фактически понесенные исполнителем расходы должны быть обязательно подтверждены документально — первичными документами, договорами, заключенными исполнителем с третьими лицами, платежными документами. Судебная практика показывает, что в 90 % случаев турфирма не может документально подтвердить фактически понесенные расходы. Всегда в этих случаях суд выносит решение в пользу туриста и взыскивает с турфирмы полную стоимость тура.

Минь сохранила электронную почту в электронной папке с надписью «Налог», которую он также сделал резервную копию. Аманда, также программист, сохранила на своем компьютере свои интернет-квитанции за рабочие расходы, включая информацию о поставщике и сумму покупки. Если необходимо, квитанции могут быть распечатаны, и мы можем проверить подлинность квитанций, связавшись с эмитентом. Электронная квитанция является достаточным доказательством для обоснования расходов Аманды.

Джонатан часто переезжает с работы на работу, часто переезжая в разные города, чтобы заняться трудоустройством. Он предпочитает не получать бумажные квитанции. Вместо этого он просматривает свои квитанции, используя приложение, загруженное для отслеживания его вычетов.

4. По причине болезни туриста, наличия иных уважительных обстоятельств договор также может быть расторгнут в соответствии со ст. 10 Закона об основах туристической деятельности в РФ

«Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). »

Если в исходных квитанциях содержится требуемая информация, они были бы достаточными для обоснования его расходов. Электронные копии, которые являются истинным и четким воспроизведением оригиналов, также приемлемы, потому что мы можем проверить подлинность поступлений, связавшись с эмитентом.

Луиза — ученик-сантехник, занятый небольшим бизнесом сантехники. Она использует свой мобильный телефон для деловых звонков, и она предоставляет свои собственные инструменты. Она не может требовать вычета для компонента частного использования своего телефона, поэтому она ведет журнал вызовов, предназначенных для деловых целей, включая дату, время звонка и номер телефона. Она использует свой подробный телефонный счет для определения стоимости ее бизнес-звонки.

Последствия такие же, как при расторжении по ст. 32 ЗоЗПП. Вернуть турфирма обязана полную стоимость тура.

5. Вам всегда в турфирме будут говорить, что фактические расходы составляют 50 % и более. Не верьте, турфирма не может предоставить документальных доказательств. Всегда помните, что никто из турагентств так просто с деньгами не расстается. Надо подавать претензию, требовать документальных доказательств. Если доказательств не представлено, в суде Вы легко докажете, что расходов фирма не понесла и взыщите 100 % стоимости тура.

Необходимо наличие всех подтверждающих документов

Сочетание налоговой накладной и банковской выписки с электронным переводом является достаточным доказательством для обоснования претензии в отношении покупок. Она также купила гаечный ключ из другого хозяйственного магазина, потому что ей нужно было заменить тот, который был поврежден, когда она была на работе. Квитанция является достаточным доказательством для обоснования расходов Луизы.

Марко, агент по недвижимости, нанятый крупным агентством недвижимости, использует свой автомобиль для служебных целей и платит за топливо, нефть, ремонт и техническое обслуживание в местном гараже. Квитанции печатаются на термобумаге, которая со временем исчезает.

Правовой отдел www . pravoturista . ru

Все расходы организации должны быть документально подтверждены. В соответствии со ст.
252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены согласно законодательству Российской Федерации, либо документами, которые оформлены в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.
Как было указано выше, если утверждена унифицированная форма первичного документа, именно ее необходимо применять. В настоящее время действуют унифицированные формы:
— по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от
21.01.2003 N 7, введенные в действие с 1 января 2003 г.;
— по учету нематериальных активов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от
30.10.1997 N 71а, введенные в действие с 1 ноября 1997 г.;
— по учету материалов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, введенные в действие с 1 ноября 1997 г.;
— по учету работ в капитальном строительстве, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, введенные в действие с 1 ноября 1997 г.;
— по учету сельскохозяйственной продукции и сырья, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 29.09.1997 N 68, введенные в действие с 1 октября 1997 г.;
— по учету кассовых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата России от
18.08.1998 N 88, введенные в действие с 1 января 1999 г.;
— по учету результатов инвентаризации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, введенные в действие с 1 января 1999 г.;
— по учету работы строительных машин и механизмов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, введенные в действие с 1 декабря 1997 г.;
— по учету работ в автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, введенные в действие с 1 декабря 1997 г.;
— по учету операций в общественном питании, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, введенные в действие с 1 января 1999 г.;
— по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66, введенные в действие с 1 января 2000 г.;
— по учету торговых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата России от
25.12.1998 N 132, введенные в действие с 1 января 1999 г.;
— по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от
05.01.2004 N 1, введенные в действие с 1 января 2004 г.
Большинство видов расходов подтверждается именно документами, составленными на бланках унифицированных форм.
Но организация может при желании отказаться от применения двух унифицированных форм документов — формы N Т-10 (командировочное удостоверение) и формы путевого листа (если организация не является автотранспортной).
В соответствии с Письмом Минфина России от 24.10.2006 N 03-03-04/2/226 приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение являются, во-первых, документами, подтверждающими производственный характер командировки, во-вторых, документами, на основании которых определяется ее продолжительность. Таким образом, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение имеют одно и то же назначение.
Исходя из вышеизложенного организация может установить в локальном нормативном акте перечень документов, служащих основанием для направления работника в служебную командировку.
В частности, это может быть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и (или) командировочное удостоверение, выданные работнику, так как параллельное составление двух документов по одному факту хозяйственной деятельности является необязательным.
Что касается путевого листа, то Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 утверждены унифицированные формы путевых листов. Однако в Письмах Минфина России от
01.08.2005 N 03-03-04/1/117, от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214, от 15.11.2005 N 03-03-04/1/363, от
20.02.2006 N 03-03-04/1/129 разъяснено, что организация может игнорировать эту форму и разработать свою форму путевого листа, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с такой периодичностью, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.
Путевой лист должен содержать в составе своих реквизитов информацию о пути следования автомобиля, однако маршрут следования, как в унифицированной форме, может не описываться.
Это позволяет организациям обосновывать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на
ГСМ.
Применение других унифицированных форм обязательно.
Если же унифицированная форма для оформления операции не утверждена, организация обязана самостоятельно разрабатывать ее в том виде, в котором она необходима для отражения данной операции.
Если первичные учетные документы оформлены ненадлежащим образом или не оформлены вовсе, перед организацией возникает проблема доказательства факта совершения хозяйственной операции вообще и расходов в частности. В случае возникновения споров косвенным подтверждением факта совершения хозяйственной операции могут служить другие первичные учетные документы, акты инвентаризации, экспертные заключения и т.д. Однако получение таких доказательств, как правило, вызывает затруднения, и их может оказаться недостаточно.
Законодатель определяет, что требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и электронных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры (п. 7 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», Письмо Минфина России от 19.05.2006 N 02-14-13/1297).

Марко утверждает, что его автомобильные расходы связаны с использованием метода журнала, поэтому ему не нужно хранить квитанции на топливо и масло. Однако он должен требовать отдельно для ремонта и обслуживания. Марко копирует бумажные квитанции для защиты информации, содержащейся в квитанциях, и гарантирует, что он сможет продолжать предоставлять копию квитанций задолго до того, как исходные квитанции исчезнут.

Если квитанции содержат достаточную информацию для подтверждения правильности иска, они были бы приемлемыми в качестве достаточных доказательств для обоснования расходов Марко, независимо от того, являются ли они в виде оригиналов квитанций или копий исходных квитанций. Это предусмотрено, что копии являются истинным и ясным воспроизведением оригиналов.

Документальное подтверждение расходов

Проверяя правильность исчисления и уплаты организациями налога на прибыль, налоговые органы уделяют внимание не только полноте отражения доходов, но и обоснованности отнесения на расходы тех или иных затрат предприятия. В первую очередь налоговыми органами проверяется достоверность отраженных затрат: подтверждены ли они надлежащими документами. При этом наиболее скрупулезному исследованию подвергаются затраты, не имеющие материального воплощения — это различного рода услуги, в частности, такие как консультационные, маркетинговые, юридические. О подтверждении таких затрат в свете сложившейся арбитражной практики рассказывает Е.В. Куликова, налоговый консультант.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, для определения перечня документов, необходимых для подтверждения произведенных затрат, НК РФ, с учетом положений статей 11 и 252, адресует налогоплательщиков к Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — закон № 129-ФЗ). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 9 указанного закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечень обязательных реквизитов:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Чаще всего при проведении проверок налоговые органы «не принимают» представляемые организациями документы в качестве подтверждающих произведенные затраты по следующим основаниям:

  • недостаточно полное раскрытие содержания хозяйственной операции;
  • предоставление документов несоответствующей формы;
  • допущение ошибок при заполнении реквизитов документов.

Раскрытие содержания хозяйственной операции

Пункт 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ требует отражения в первичных учетных документах содержания хозяйственной операции, а также ее измерителей в натуральной и денежной формах. Данное требование легко может быть выполнено в отношении хозяйственных операций, имеющих материальное выражение, например, связанных с поставкой товара. Но как быть, если речь идет об услугах, например, по продвижению товара на рынке?

Интересную точку зрения по данному вопросу изложил Минфин России в своем письме от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/170. В данном письме речь идет об оказании услуг, направленных на продвижение товаров. В соответствии с текстом письма Минфином рассмотрена ситуация, когда исходя из условий договора, заключаемого организацией оптовой торговли (заказчиком) с крупными сетями продуктовых магазинов (исполнителями), исполнитель обязан:

  • обеспечивать присутствие товаров заказчика в согласованном ассортименте во всех магазинах;
  • обеспечивать долю выкладки товаров заказчика в размере не менее 50 % от общей выкладки аналогичных товаров;
  • обеспечивать текущий минимальный запас товаров заказчика в каждом магазине в размере не менее 10 коробов.

Оплата услуг исполнителя осуществляется на основании представляемого им по итогам каждого квартала акта об оказании услуг и счета-фактуры.

По мнению Минфина России, расходы по оплате услуг исполнителя по продвижению товаров не могут учитываться заказчиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль в связи с тем, что в акте, составляемом по итогам квартала, нельзя отразить фактическое исполнение указанных выше обязательств исполнителя в течение квартала. Поэтому осуществляемые на основании этого акта затраты организации не отвечают условиям документальной подтвержденности.

Сложно представить себе, каким образом Минфин России предлагает отражать выполнение данных услуг — приводить в составляемом акте об оказании услуг полный ассортимент товара в магазинах, рассчитывать процентную долю выкладки товара или указывать запас товара заказчика в каждом магазине? И на какую дату приводить эти данные, если акт об оказании услуг составляется по итогам квартала?

Конечно же, отразить выполнение перечисленных выше услуг в актах в той форме и в том объеме, как этого требует Минфин России, невозможно. Если следовать логике Минфина России, можно поставить под сомнение и правомерность отнесения на расходы затрат на оплату труда, поскольку можно утверждать, что в табеле рабочего времени, на основании данных которого работодатель производит начисление заработной платы, отражается лишь факт присутствия работника на рабочем месте, а не выполнение им своих должностных обязанностей. В соответствии с трудовым законодательством заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Рассуждая таким образом, можно прийти к выводу о том, что табель учета рабочего времени не будет являться первичным документом, подтверждающим правомерность отнесения организацией на расходы затрат по оплате труда, поскольку теоретически возможна ситуация, когда работник находился на рабочем месте, но непосредственно своих трудовых обязанностей не выполнял?

Фактически выполнение условий рассматриваемого в названном письме договора потребует от исполнителя возложения на своих работников дополнительных трудовых обязанностей, что и следует отразить в соответствующих должностных инструкциях. Именно эти должностные инструкции и следует рассматривать в качестве дополнительных доказательств выполнения исполнителем условий договора.

Ведь в соответствии с пунктом 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вместе с тем, доводы, отраженные в рассматриваемом письме, указывающие на необходимость доказывания факта реального оказания услуг, уже встречались в правоприменительной практике.

Подобные аргументы были приведены ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 19.01.2004 по делу № А11-4426/2003-К2-Е-1961 и ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 30.08.2004 по делу № А56-26880/03. При рассмотрении данных дел арбитражными судами исследовались не только акты выполненных работ, но и иные документы (по первому делу — должностные инструкции административно-управленческого персонала, по второму — акты осмотра оборудования, подтверждающие (опровергающие) необходимость проведения ремонтных работ).

И хотя при рассмотрении данных дел было установлено, что акты выполненных работ не соответствуют требованиям закона № 129-ФЗ, вследствие чего не могут являться основанием для включения затрат в состав расходов (оба дела налогоплательщиками были проиграны), арбитражными судами для установления вины налогоплательщиков были рассмотрены все документы, каким-либо образом связанные в выполнением (в данном случае — не выполнением) спорных работ.

Ранее Департамент налоговой политики Минфина России в своем письме от 30.04.2004 № 04-02-05/1/33 «О признании в налоговом учете расходов по гражданско-правовым договорам» высказал несколько иную точку зрения на необходимость предоставления акта выполненных работ (оказанных услуг) в качестве подтверждающего документа. Исходя из того, что альбомы унифицированных форм первичной учетной документации не содержат формы первичных документов, оформляющих взаимоотношения сторон, возникающих по агентскому договору или договору возмездного оказания услуг, Минфином России был сделан вывод о том, что для признания расходов налогоплательщиков, понесенных по гражданско-правовым договорам, акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом только в случае, если составление данного документа является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором.

Здесь неизбежно возникает вопрос, на основании какого документа можно включить в расходы затраты по подобным договорам?

Хочется верить, что при подготовке данного письма Минфин России недостаточно точно сформулировал свою позицию. Пункт 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ четко указывает на то, что первичные учетные документы должны составляться по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечень обязательных реквизитов. Уже сложившимся в нашей стране обычаем делового оборота стало составление сторонами договора по результатам выполнения работ (оказания услуг) акты выполненных работ (оказанных услуг), и именно данный документ рассматривается в качестве первичного учетного документа, подтверждающего факт совершения организациями хозяйственной операции.

Возможно, Минфин России в письме № 04-02-05/1/33 имел в виду, что если в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором составляется акт выполненных работ (оказанных услуг), то именно он должен являться документом, подтверждающим произведенные затраты. В противном случае, в качестве подтверждающего документа может быть использован любой другой документ, подтверждающий факт выполнения работ (оказания услуг) и содержащий в соответствии с пунктом 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ перечень обязательных реквизитов (например, отчет о проделанной работе или докладная записка об оказании услуг).

Форма документа

Как следует из нормы пункта 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ, первичные учетные документы должны составляться по унифицированным формам, а в случае отсутствия специально разработанных унифицированных форм — в произвольной форме с соблюдением необходимых требований.

Конечно же, все налогоплательщики должны соблюдать требования актов законодательства РФ, но что делать, если по той или иной причине документы, полученные налогоплательщиком от их исполнителей, не соответствуют этим требованиям? Подобные ситуации встречаются в деятельности хозяйствующих субъектов намного чаще, чем всем нам хотелось бы. Неужели из-за формальных нарушений при составлении первичных бухгалтерских документов налогоплательщик должен лишаться права на включение в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, соответствующих затрат?

Очень серьезным аргументом в пользу налогоплательщиков являются положения пункта 7 ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, который указывает на то, что при ведении бухгалтерского учета должен реализовываться принцип приоритета содержания документа над его формой. Именно данная точка зрения и является преобладающей в правоприменительной практике.

При рассмотрении дела № А56-21172/03 ФАС Северо-Западного округа весьма лояльно подошел к решению вопроса о ненадлежащем оформлении первичных бухгалтерских документов. В данном деле налогоплательщик включил в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на выполнение работ по капитальному ремонту. Налоговая инспекция посчитала неправомерным уменьшение налогооблагаемой прибыли, поскольку акт приемки выполненных работ был оформлен в произвольной форме, которая не соответствует унифицированной форме КС-2. В своем постановлении от 27.05.2004 суд указал на то, что несоответствие акта приемки работ установленной форме нельзя квалифицировать как отсутствие документального подтверждения понесенных затрат. Суд дал оценку документам, представленным в обоснование понесенных расходов (договором подряда, техническим заданием, протоколом согласования договорной цены, справкой о стоимости работ по форме КС-3, платежными документами об оплате работ), в их совокупности, и сделал вывод о правомерном их учете при определении налогооблагаемой прибыли.

При рассмотрении другого дела* ФАС Северо-Западного округа были признаны правомерными действия налогоплательщика, включившего в состав затрат расходы по оплате проезда работников в служебные командировки и обратно автобусом внегородского сообщения.

Примечание:
* Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2003 по делу № А52/2874/2002/2.

Арбитражный суд указал, что альбомы унифицированных форм первичной учетной документации форму проездных билетов не устанавливают, представленные же налогоплательщиком проездные билеты содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные в статье 9 закона № 129-ФЗ. Таким образом, оснований для отказа в принятии билетов, не соответствующих определенной форме, в качестве доказательства произведенных расходов, при наличии в них всех необходимых реквизитов, нет.

Что год грядущий нам готовит?

Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ (комментарий к закону читайте ) в пункт 1 статьи 252 НК РФ внесены изменения.

В соответствии с данными изменениями с 1 января 2006 года под документально подтвержденными расходами будут пониматься затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Таким образом, очень хочется верить, что со следующего года у налогоплательщиков одной проблемой станет меньше. В качестве документов, подтверждающих произведенные затраты, должны будут приниматься не только первичные учетные документы, оформленные в соответствии с требованиями закона № 129-ФЗ, но и прочие документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы. При этом следует обратить внимание на то, что список таких документов, приведенный в скобках в пункте 1 статьи 252 кодекса, является открытым.

Что же касается споров с налоговыми органами по расходам, произведенным до 1 января 2006 года, налогоплательщикам для доказательства своей правоты следует пользоваться нормами пункта 6 статьи 108 НК РФ и помимо первичных учетных документов предоставлять налоговым органам (а в случае необходимости и судебным органам) иные документы, прямо или косвенно подтверждающие произведенные расходы.

Анализ арбитражной практики показывает, что в последнее время арбитражные суды достаточно гибко подходят к оценке доказательной базы при рассмотрении споров о правомерности отнесения затрат на расходы. Однако организациям не следует злоупотреблять этой «добротой».

Ведь, как уже не раз отмечалось в данной статье, законодательно закреплено, что документами, подтверждающими произведенные организацией затраты, являются первичные учетные документы унифицированной формы, а в случае отсутствия унифицированных форм, первичные учетные документы, составленные в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ. Поэтому те хозяйственные операции, для оформления которых существуют унифицированные формы первичных документов, следует оформлять именно этими документами. И только при отсутствии унифицированных форм подтверждающие документы могут составляться в произвольной форме с указанием всех реквизитов, перечисленных в пункте 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ. При этом такие реквизиты как содержание хозяйственной операции и ее измерители заполняются в том объеме, в каком это позволяет специфика данной хозяйственной операции.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх