Федерального закона 120 ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 111-ФЗ; в редакции федеральных законов от 22.04.2005 № 39-ФЗ; от 29.06.2015 № 179-ФЗ)

семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

(Абзац введен — Федеральный закон от 22.04.2005 № 39-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 179-ФЗ)

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. (В редакции Федерального закона от 07.06.2017 № 109-ФЗ)

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). (В редакции федеральных законов от 30.12.2012 № 297-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 28.12.2013 № 435-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 378-ФЗ)

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; (В редакции федеральных законов от 22.04.2005 № 39-ФЗ; от 29.06.2015 № 179-ФЗ)

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 170-ФЗ)

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

91) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; (Подпункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. (В редакции федеральных законов от 01.12.2004 № 150-ФЗ; от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах: (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; (В редакции Федерального закона от 23.11.2015 № 313-ФЗ)

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

2. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, а также в установленном порядке имеют право на: (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

уведомление родителей или иных законных представителей о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей или иных законных представителей информация о помещении несовершеннолетнего в указанное учреждение должна быть направлена им в течение 12 часов с момента его помещения, а при отсутствии сведений о родителях или иных законных представителях указанное уведомление в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его последнему месту жительства; (В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 111-ФЗ; от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правах и об обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении; (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд; (В редакции Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем по установленным нормам. Нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Нормы и порядок обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 359-ФЗ; от 27.06.2018 № 170-ФЗ)

обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом. (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 111-ФЗ)

3. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, а также организация работы по их исправлению регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 435-ФЗ)

4. Перечисление прав, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, не должно толковаться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних.

Статья 81. Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

предупреждение;

выговор;

строгий выговор.

2. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, могут также применяться следующие меры взыскания: (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

сообщение родителям или иным законным представителям; (В редакции Федерального закона от 01.12.2004 № 150-ФЗ)

отчисление из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа на основании постановления комиссии по делам

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также приказом МВД России от 01.09.2012 № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей».

Согласно п. 10 Инструкции по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, утвержденной приказом МВД России от 01.09.2012 № 839, к основным задачам ЦВСНП относятся:

— обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.

— проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений.

— доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ЦВСНП органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях:

— необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

— необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

— отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

— злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования. Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или медицинскую организацию, осуществляющую медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;

6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям.

Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основаниями помещения несовершеннолетних в ЦВСНП являются приговор суда или постановление судьи.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» до направления материалов в суд органы внутренних дел могут поместить несовершеннолетних в ЦВСНП, но на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя указанного органа.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Принят
Государственной Думой
21 мая 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
9 июня 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 13.01.2001 N 1-ФЗ,
от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 01.12.2004 N 150-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ,
от 22.04.2005 N 39-ФЗ, от 05.01.2006 N 9-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
1. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., говорит о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
В ч. 2 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., сказано, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, в ч. 2 этой же статьи — что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Таким образом, защита прав детей — одно из приоритетных направлений не только Российского государства, но и мирового сообщества. Государство, возлагая на родителей основную обязанность по воспитанию детей, заботе о них, в то же время создало многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения прав детей. Это и возможность представительства интересов детей их родителями в любых инстанциях, это и институты защиты детей от нерадивых родителей, о которых много говорится в данной книге.
2. В Российском государстве создана целая совокупность государственных органов, общественных объединений, которые обладают широкими полномочиями в области соблюдения прав ребенка и их реализации.
Наиболее полно эта совокупность указана в ст. 4 комментируемого Закона — это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Указанные органы, например, проводят профилактическую работу с родителями, не осуществляющими должного надзора за своими детьми, не занимающимися их воспитанием. Сначала они действуют методами убеждения. Если не помогает или если родители допускают, чтобы их несовершеннолетние дети совершали антиобщественные действия (понятие таких действий будет раскрываться в комментарии к ст. 1 настоящего Закона), и тем более если склоняют своих детей к совершению таких действий, то их привлекают к ответственности, предусмотренной семейным, административным или уголовным законодательством.
В этот список можно отнести также и органы прокуратуры, местного самоуправления и иные органы государственной власти.
Органы прокуратуры, например, осуществляют надзор за всеми указанными органами, предъявляют в суд иски в защиту интересов несовершеннолетних, при рассмотрении дел в судах о лишении родительских прав, ограничении прав, восстановлении родительских прав в обязательном порядке участвуют в судебном заседании и дают свое заключение в целом по делу.
Таким образом, все предпосылки для реализации прав детей имеются. Необходимо всему современному обществу в той или иной мере принимать участие в том, чтобы права детей могли быть реализованы в полной мере. Каждый человек должен считать своим гражданским долгом оказывать помощь не только своим детям, но и чужим и не применять к ним недозволенных методов воспитания, физического насилия. Необходимо всем вместе бороться со случаями, когда несовершеннолетним реализуется спиртное, сигареты; оберегать их любыми способами от пагубного воздействия спиртного, наркотиков, сигарет и их потребления. И никаких исключений из этого правила не может быть.
3. В соответствии с ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В соответствии со ст. ст. 4, 6 этого же Закона целями государственной политики в интересах детей являются:
— осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
— формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
— содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Согласно публикациям в прессе в России в настоящее время около 3 миллионов обездоленных, брошенных, беспризорных детей и детей из неполных семей (газета «Аргументы и факты». 2005. N 26. июнь).
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 2006 года (Российская газета. 2006. 11 мая. N 97) Президент Российской Федерации Путин В.В. подчеркнул, что в настоящее время в детских домах находится около 200 тысяч детей-сирот. При этом на самом деле детей-сирот гораздо больше.
Проблема беспризорности детей в Российской Федерации существовала всегда. Раньше, в царской России, затем в эпоху военного коммунизма, во время Второй мировой войны и после нее эта проблема обострялась особенно остро. В основном это было связано со смертью родителей в результате военных действий, либо применения к ним репрессий, в результате чего многие дети становились сиротами.
И Российское государство, проявляя заботу о детях, создавало, развивало, реорганизовывало стройную систему органов, которые занимались выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время указанные функции выполняют органы опеки и попечительства, которые образовываются при органах местного самоуправления.
Итак, причины того, что дети остаются без попечения родителей, могут быть как объективные (смерть родителей), так и субъективные (уклонение родителей от воспитания детей, лишение их родительских прав).
Независимо от того, какие это причины, такие дети должны быть выявлены и поставлены на учет в органе опеки и попечительства для дальнейшего определения их судьбы.
Для определения факта утраты родительского попечения необходимо установить отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. При данных обстоятельствах возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота существует, но является минимальной, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома — неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.
5. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется прежде всего с целью соблюдения прав ребенка, обеспечения его физического, духовного, психического, нравственного и морального развития.
В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Основными органами, которые от имени государства занимаются выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей, являются органам опеки и попечительства.
В целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех, ставших им известными, случаях утраты детьми родительского попечения.
Такие сообщения органам опеки и попечительства обязаны делать: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, их ограничении, признании родителей недееспособными или ограниченно дееспособными, помещении родителей на принудительное психиатрическое лечение, осуждение по уголовным делам родителей несовершеннолетних к лишению свободы), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности заняты работой с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:
— отсутствием родителей или лишением их родительских прав;
— ограничением их в родительских правах;
— признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;
— отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
— уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
— отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
— а также в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, путем сообщения соответствующих органов и граждан в органы опеки и попечительства само по себе малоэффективно. Этот метод необходимо применять в совокупности с активным поиском детей, которые могут остаться без попечения родителей. Активный поиск заключается в установлении безнадзорных, беспризорных детей, несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, лиц с девиантным поведением, социальной дезадаптацией, определении группы риска.
6. При осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних надо учитывать, что родители имеет равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
Забота о детях, их воспитание — основное личное неотъемлемое конституционное право родителей, но в то же время и обязанность. Наличие родительских прав означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые и желаемые с государственной точки зрения поступки и действия, направленные на благо детей, на их духовное, нравственное, физическое развитие. Любое государство и мировое сообщество в целом осознает, что дети — это будущее, и проводят политику, направленную на предоставление возможности добросовестного осуществления родительских прав и создание институтов, препятствующих злоупотреблениям ими. Родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются при достижении им совершеннолетия, то есть возраста 18 лет. В отдельных случаях родительские права прекращаются раньше — при вступлении детей в брак или их эмансипации (обретение детьми, имеющими постоянный доход или осуществляющими предпринимательскую деятельность, с письменного согласия родителей полной дееспособности), так как дети при этом приобретают полную дееспособность (то есть способность своими действиями приобретать права и нести гражданскую ответственность).
Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка.
Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании.
Право родителей на воспитание детей должно обеспечиваться надлежащим исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Именно от выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Соответствующее выполнение родительских обязанностей должно служить примером для такого же поведения их детей в будущем.
7. Родители несут ответственность за воспитание своего ребенка, как нравственного порядка, так и административную, гражданскую, семейную и уголовную, которая влечет неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей, в том числе и соответствующее наказание. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.
Примером административной ответственности можно считать положения ч. 2 ст. 6.10 Кодекса об административных правонарушения РФ (далее — КоАП РФ), предусматривающие возложение на родителей штрафа за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в потребление спиртных напитков, наркотических или одурманивающих веществ (достаточно одного раза для привлечения к этой ответственности). Примером гражданской ответственности является обязанность родителей возместить причиненный несовершеннолетним ребенком ущерб. Примером уголовной ответственности можно назвать положения статьи 150 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; статьи 151 УК РФ — за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, а именно за вовлечение несовершеннолетнего

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх