Фсфр, это что?

Система регулирования финансовых рынков в Российской Федерации была вынуждена активно развиваться с момента перехода к рыночной экономике. При этом в ходе эволюции механизм государственного регулирования был вынужден в короткие сроки решать возникающие проблемы с целью оптимизации самого процесса регулирования. Решение вопроса о создании мегарегулятора или сохранении дуалистичной модели регулирования стало для правоведов и экономистов ключевым при определении вектора дальнейшего развития всей системы финансовых рынков.

Дискуссия о необходимости создания структуры мегарегулятора рынка ценных бумаг в Российской Федерации возникла в научно-правовой среде еще в середине прошлого десятилетия. При этом изначально поводом для такого рода обсуждений стало стремление перенять зарубежный опыт и максимально адаптировать его под реалии российской системы государственного регулирования финансовых рынков.

ОТ ФКЦБ ДО ФСФР

Российский законодатель, изначально закрепив модель распределенного регулирования, постепенно перешел к системе мегарегулятора. Изначально регулирование финансовых рынков было передано Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (далее – ФКЦБ), созданной в 1996 г. соответствующим указом Президента РФ. Основным итогом первых шагов работы нового органа можно считать принятие Закона «О рынке ценных бумаг».

В ходе реформы системы государственного управления в 2004 г. ФКЦБ подверглась ожидаемым изменениям. Во-первых, активным участником механизма государственного регулирования финансовых рынков выступил Центральный банк РФ. Банк России был не готов выпустить из-под своего контроля деятельность кредитных организаций. Во-вторых, ФКЦБ сама нуждалась в реформировании, поскольку находившийся в оправданной стагнации рынок ценных бумаг в середине прошлого десятилетия стал развиваться, обретя законодательную базу.

В 2004 г. ФКЦБ России была упразднена, а ее место заняла Федеральная служба по финансовым рынкам России (далее – ФСФР). На протяжении всей своей истории ФСФР стремилась к концентрации полномочий по контролю и надзору за финансовыми рынками в своих руках. Одним из основных шагов в этом направлении стало присоединение в 2011 г. к ФСФР России Федеральной службы страхового надзора с передачей первой всех полномочий по регулированию деятельности страховых организаций. Структурно в ФСФР были созданы соответствующие подразделения, которые и отвечали за исполнение новоприобретенных полномочий. Такое присоединение позволило многим участникам рынка ожидать создания структуры мегарегулятора именно на основе ФСФР. При этом позиция самой ФСФР стала более зависимой от Министерства финансов РФ, в ведении которого теперь находилось согласование большинства принимаемых ФСФР документов. Вместе с тем позиции Банка России в части контроля и надзора за кредитными организациями как участниками финансовых рынков не ослабевали.

Представляется, что этот момент явился переломным в вопросах регулирования рынка, поскольку законодателю предстояло определиться: сохранять ли дуализм в регулировании финансовых рынков или же переходить к мегарегулированию. При выборе второго варианта развития модели регулирования необходимо было принять решение, на основе какого субъекта строить такой мегарегулятор.

МОТИВЫ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА МЕГАРЕГУЛЯТОРА

Наиболее актуальными проблемами при таком дуализме являлись различия в предъявляемых требованиях к одинаковым операциям участников рынка. Так, различались требования относительно эмиссии для кредитных организаций (устанавливаемые Банком России) и для иных участников (требования ФСФР России).

Таким образом, законодатель сталкивался как с положительными, так и с отрицательными аспектами создания мегарегулятора.

Сама идея создания единого органа, который будет осуществлять надзорные функции над всеми сегментами финансовых рынков, возникла и активно применяется в ряде стран мира. Так, подобный единый регулятор финансовых рынков создан в Канаде, отдельных государствах Скандинавии, Сингапуре. При этом некоторые страны, например Великобритания, периодически изменяют свою позицию по вопросу о необходимости наличия такого органа.

Плюсы и минусы такой модели регулирования рынка в целом сбалансированы. Зачастую сама идея государственного вмешательства и единообразного надзора над рыночной системой, которая подразумевает определенную (и при этом достаточно значительную) свободу действий, смущает участников рынка. При этом выработка единого подхода к требованиям, предъявляемым к участникам рынка, воспринимается как положительный аспект мегарегулирования.

Окончательный выбор модели регулирования в Российской Федерации был сделан относительно недавно – в 2013 г. 25 июля 2013 г. был подписан Указ Президента России № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации». ФСФР России была упразднена, ее функции — переданы Банку России, в структуре которого создавалась Служба Банка России по финансовым рынкам, оказавшаяся лишь промежуточным звеном при переходе к «полной интеграции» системы ФСФР России в ЦБ РФ.

За время своего существования ФСФР России сформировала подзаконную нормативную базу, которая регулировала достаточно широкий спектр правоотношений на финансовых рынках. Службой были выработаны требования к эмитентам, общие и специальные лицензионные требования к профессиональным участникам рынка, а также сформирован механизм аннулирования и приостановления действия выданных лицензий. Но при этом перед правопреемником ФСФР возникала задача по модернизации существующей базы без каких-либо существенных перекосов в ту или иную сторону.

В соответствии с решением Совета директоров Банка России Служба Банка России по финансовым рынкам была упразднена 3 марта 2014 г. С этого момента Банк России является мегарегулятором финансовых рынков и осуществляет полномочия по контролю и надзору за участниками рынка. Что это значит на практике?

Во-первых, на основании соответствующих положений Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» Банк России стал правопреемником ФСФР России по всем правоотношениям. Непосредственно для ЦБ РФ это привело к тому, что Банк стал участником имевшихся в судах споров, рассмотрение которых к тому моменту происходило в самых различных инстанциях. При этом представителям Банка России необходимо было отстаивать правовую позицию, опираясь на подзаконные акты совершенно иной структуры, которые по своему содержанию отличались от подзаконных актов самого Банка России. Так, в одном из дел, рассматриваемых в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации, ЦБ РФ было необходимо защищать положения Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 4 июля 2013 г. № 13-55/пз-н (Определение ВАС РФ от 09.04.2014 г. по делу № ВАС-37/14). Таким образом, интеграция ФСФР России в структуру ЦБ РФ на деле повлекла для последнего необходимость отстаивать позиции своего предшественника. Безусловно, эффективность деятельности ЦБ РФ зависит в этом случае и от включения достаточного количества бывших сотрудников ФСФР в штат мегарегулятора.

Во-вторых, за первый год работы мегарегулятора серьезных недостатков пока не выявлено. Однако с усилением централизации регулирования рынка и сосредоточением полномочий по контролю и надзору у одного органа (Банк России) необходимо развивать и механизм саморегулирования рынка. Одной из основных задач, стоящих перед мегарегулятором, очевидно является проработка и помощь в принятии закона о саморегулируемых организациях на финансовых рынках (далее – СРО). В настоящее время такой закон не принят, а правовое положение СРО нуждается в усилении. Представляется необходимым, например, установить обязательность участия СРО в процессе лицензирования и допуска новых участников на рынок. При этом акты СРО должны находиться в соответствии с актами мегарегулятора и дополнять их. Обязательное членство профессиональных участников финансовых рынков в СРО может оказать исключительное, положительное влияние на качество работы участников на рынке и на соответствие их деятельности предъявляемым требованиям.

В-третьих, процесс создания мегарегулятора финансовых рынков в Российской Федерации еще далек от своего завершения. Окончательные итоги планируется подвести к 2018 г., когда закончится последний этап перехода к мегарегулированию. К тому моменту непосредственно мегарегулятору предстоит работа над определенным массивом законодательной и подзаконной базы.

Помимо уже упомянутого необходимого Закона о СРО представляется крайне важной проработка вопроса о едином подходе к процедуре банкротства организаций в Российской Федерации. Существующий в настоящее время дуализм законодательного регулирования (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций») при едином контролирующем органе следует модернизировать.

В части подзаконного нормотворчества Банку России предстоит преодолеть переходный период и сформировать единые требования к процедуре эмиссии кредитных организаций и иных профессиональных участников рынка. Необходима работа в части уточнения требований к условиям аннулирования и приостановления действия выданных профессиональным участникам рынка ценных бумаг лицензий на осуществление деятельности. Этот вопрос не был разрешен ФСФР России должным образом (не существовало критериев для аннулирования и для приостановления действия лицензии), а потому груз принятия соответствующих решений ложится на правопреемника Службы.

Между тем участники рынка отмечают гибкость работы Банка России в качестве мегарегулятора. Ожидаемый перекос регулирования в сторону банковской практики не случился, а значит, у рынка в целом должна сохраниться позитивная тенденция. Как одно из удачных нововведений следует отметить Указание ЦБ РФ от 21 июля 2014 г. № 3329-У «О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов», которое вступило в силу с 1 сентября. Этим документом мегарегулятор снизил требования к минимальному размеру собственных средств ряда профессиональных участников рынка. При этом одно из условий применения сниженных требований — обязательное членство в СРО, что также является признаком положительной динамики в части усиления роли СРО и признания ее значимости Банком России.

Ждут от Банка России и активной работы со страховым сегментом финансовых рынков. Наиболее проблемными моментами являются тарифные ставки, лицензирование страховых компаний и решение вопроса с пенсионной реформой (определение судьбы накопительной части пенсии граждан). Один серьезный шаг, свидетельствующий о готовности мегарегулятора работать с этим сегментом, уже сделан: в конце 2013 г. отозвана лицензия у СК «Россия», что давно напрашивалось как результат неудовлетворительной работы компании.

ИТОГИ

Неожиданный для многих выбор Центрального Банка России и передача ему полномочий по регулированию и контролю в сфере финансовых рынков, т. е. наделение его функциями мегарегулятора, пока можно признать относительно удачным. При этом положительным фактором является понимание Банком России необходимости работы над законодательной и подзаконной базой и усиления позиций саморегулируемых организаций профессиональных участников рынков. Окончательные выводы об успешности работы Банка России в качестве единого регулятора можно будет подвести не ранее 2016 г., когда процесс реформирования механизма государственного регулирования финансовых рынков вступит в свою завершающую стадию.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) — федеральный орган исполнительной власти, руководит которым правительство РФ. Служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере рынка ценных бумаг, товарного рынка и коллективных инвестиций, в том числе в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. ФСФР является также уполномоченным органом в области государственного регулирования и контроля за деятельностью бюро кредитных историй.

На официальном сайте ФСФР опубликованы списки лицензированных участников этих финансовых рынков, например государственный реестр бюро кредитных историй, список организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, реестр паевых инвестиционных фондов, список действующих негосударственных пенсионных фондов и т. д.

С 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена (указ президента Российской Федерации от 25 июля 2013 № 645).

С 1 сентября 2013 года Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

3 марта 2014 года Центральный банк РФ ликвидировал службу по финансовым рынкам (СФР), вместо нее создано девять новых подразделений, отвечающих за развитие и функционирование финансовых рынков. Их возглавит ранее управлявший СФР первый заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов.

В Банке России создано шесть департаментов: департамент развития финансовых рынков; департамент допуска на финансовые рынки; департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций; департамент страхового рынка; департамент коллективных инвестиций и доверительного управления; департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, а также Главное управление рынка микрофинансирования, Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках и служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Руководитель ФКЦБ является по должности федеральным министром. Должности пяти членов ФКЦБ (первого заместителя председателя, заместителей председателя ФКЦБ, секретаря ФКЦБ) являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном порядке. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ (ст. 40 Закона № 39-ФЗ). Основные функции и полномочия ФКЦБ определяются в ст. 42 Законом № 39-ФЗ. Федеральная комиссия:
1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности (правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФКЦБ совместно с Минфином);
5) устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;
6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах;
7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии (аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг);
8) устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства РФ о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ;
9) определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ;
11) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
12) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;
14) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;
15) разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах;
16) осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ;
17) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
18) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;
19) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством РФ;
20) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
21) устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала. ФКЦБ вправе (ст. 44 Закона № 39-ФЗ):
1) выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);
2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ;
3) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;
4) в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения ФКЦБ о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;
5) по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;
6) организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФКЦБ;
8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ (включая недействительность сделок с ценными бумагами);
9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФКЦБ;
10) применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства РФ;
11) устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения. Региональные отделения ФКЦБ образуются решением ФКЦБ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для обеспечения выполнения установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональное отделение ФКЦБ действует на основании положения, утверждаемого Федеральной комиссией. Председатель регионального отделения утверждается ФКЦБ на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта РФ и председателя ФКЦБ (ст. 47 Закона № 39-ФЗ). Ответственность за нарушения законодательства РФ о ценных бумагах — установлена в ст. 51 Закона № 39-ФЗ. 1. За нарушения Закона «О рынке ценных бумаг» и других законодательных актов РФ о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством РФ. Вред, причиненный в результате нарушения законодательства РФ о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе. Совершение указанных действий профессиональными участниками рынка ценных бумаг является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций. Факт манипулирования ценами на рынке ценных бумаг признается в судебном порядке. 3. В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, ФКЦБ:
— принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;
— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;
— письменно извещает о необходимости устранения нарушений, внесения изменений в проспект эмиссии и другие условия выпуска, а также устанавливает сроки устранения нарушений;
— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента в соответствии с законодательством РФ;
— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;
— выдает письменное предписание о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг в случае устранения эмитентом нарушений, связанных с недобросовестной эмиссией ценных бумаг;
— обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности. 4. Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 5. Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФКЦБ, региональных отделений ФКЦБ, государственного регистрирующего органа, налогового органа, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ. Признание выпуска ценных бумаг недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленного порядка регистрации или эмиссии ценных бумаг, и возвращение владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг. 6. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФКЦБ:
— принимает меры к приостановлению безлицензионной деятельности;
— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг;
— письменно извещает о необходимости получения лицензии, а также устанавливает для этого сроки;
— направляет материалы проверки по фактам безлицензионной деятельности в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;
— обращается с иском в арбитражный суд о взыскании в доход государства доходов, полученных в результате безлицензионной деятельности на рынке ценных бумаг;
— обращается с иском в арбитражный суд о принудительной ликвидации участника рынка ценных бумаг в случае неполучения им лицензии в установленные сроки. 7. В случае обнаружения фактов недобросовестной рекламы ФКЦБ:
— принимает меры к приостановлению недобросовестной рекламы;
— письменно извещает рекламодателя о необходимости прекращения недобросовестной рекламы, а также устанавливает для этого сроки;
— опубликовывает в средствах массовой информации сведения о фактах недобросовестной рекламы и недобросовестных рекламодателях;
— направляет материалы проверки по фактам недобросовестной рекламы в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам участника рынка ценных бумаг — рекламодателя в соответствии с законодательством РФ;
— приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих недобросовестную рекламу ценных бумаг;
— обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная реклама повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение. 8. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и эмитенты ценных бумаг, а также их должностные лица имеют право на обжалование действий ФКЦБ по пресечению нарушений законодательства РФ о ценных бумагах и применению мер ответственности в порядке, предусмотренном законодательством РФ. 9. В случаях, предусмотренных Законом о рынке ценных бумаг и другими законодательными актами РФ о ценных бумагах, участники рынка ценных бумаг обязаны обеспечивать имущественные интересы владельцев залогом, гарантией и другими способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ, а также страховать имущество и риски, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг (ст. 51 Закона № 39-ФЗ). Размеры штрафов за нарушение законодательства РФ о ценных бумагах установлены в Федеральном законе от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Порядок рассмотрения случаев нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг и применении мер ответственности и иных мер воздействия за такие нарушения установлен положением ЦБ РФ от 19 августа 1998 г.№49-П и указанием ЦБР от 19 августа 1998 г.№319-У.

Зарегистрировано в Минюсте России 19 июня 2013 г. N 28839

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, СОХРАННОСТЬ КОТОРЫХ ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ СТРАХОВЩИКИ, И ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ТАКИХ ДОКУМЕНТОВ

1. Утвердить прилагаемый Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требования к обеспечению сохранности таких документов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с момента вступления в силу нормативного правового акта Министерства финансов Российской Федерации о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2010 N 193н «Об утверждении Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10.03.2011, регистрационный номер 20043, Российская газета, 23.03.2011).

Руководитель
Д.В.ПАНКИН

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по финансовым рынкам
от 6 марта 2013 г. N 13-16/пз-н

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, СОХРАННОСТЬ КОТОРЫХ ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ СТРАХОВЩИКИ, И ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ТАКИХ ДОКУМЕНТОВ

I. Общие положения

1. Настоящий Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требования к обеспечению сохранности таких документов (далее — Перечень) разработаны в соответствии с пунктом 2.1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» <1> (далее — Закон о страховании).

2. Требования к обеспечению сохранности документов, указанные в настоящем Перечне, обязательны для выполнения страховщиками. Страховщики обязаны обеспечить сохранность указанных в настоящем Перечне документов, образующихся в процессе их деятельности, в соответствии с требованиями и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» <1>, а также положениями настоящего Перечня.

II. Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики

3. Документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии, и иные документы, связанные с созданием и деятельностью страховщика:

1) учредительные документы, договор об учреждении страховщика;

2) документы о государственной регистрации в качестве юридического лица, в том числе свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;

3) свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, связанные с государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговых органах, в том числе обособленных подразделений, о снятии с учета в налоговых органах, в том числе обособленных подразделений;

5) сведения о составе акционеров (участников) (реестр акционеров (участников) страховщика, документы, содержащие сведения о держателе реестра акционеров (участников) страховщика), копии документов о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями страховщика, аудиторские заключения о достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период, предшествующий оплате уставного капитала, если для таких юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» <1> предусмотрен обязательный аудит;

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере, в том числе документы, содержащие описание и оценку неденежных средств, внесенных в счет оплаты уставного капитала;

7) документы, связанные с эмиссией акций и иных эмиссионных ценных бумаг страховщика;

8) протоколы собраний учредителей (акционеров, участников) об утверждении учредительных документов страховщика и их изменении, протоколы органов управления об образовании исполнительных органов (единоличного исполнительного органа, коллегиального исполнительного органа), иные протоколы общих собраний акционеров (участников) общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа и ревизионной комиссии;

9) сведения о лицах, замещающих должности (исполнявших функции) единоличного исполнительного органа, руководителя коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, руководителя ревизионной комиссии (ревизоре), в том числе копии документов, подтверждающих их соответствие требованиям Закона о страховании;

10) сведения о страховых актуариях, в том числе копии документов, подтверждающих их соответствие требованиям Закона о страховании;

11) сведения о лицах, замещающих должности (исполняющих функции) руководителей и главных бухгалтеров в представительствах и филиалах страховщика;

12) положения о филиалах и представительствах страховщика;

13) списки аффилированных лиц страховщика;

14) документы, подтверждающие права страховщика на все имущество, находящееся на его балансе, а также оценку имущества (если она проводилась);

15) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом о страховании, и образцы используемых документов;

16) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

17) положения о формировании страховых резервов с момента получения лицензии страховщика;

18) экономическое обоснование осуществления видов страхования;

19) документы в соответствии с перечнем, установленным нормативными правовыми актами Минфина России, подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями субъекта страхового дела — физическими лицами в его уставный капитал;

20) согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации (для субъектов страхового дела, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов).

4. Документы, подтверждающие право на осуществление страховой деятельности, а также связанные с осуществлением страхового надзора за деятельностью страховщика:

1) лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования;

2) акты об ограничении, приостановлении или возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности (в случае если имело место ограничение или приостановление действия лицензии или возобновление действия лицензии);

3) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности (в случае если имел место отзыв лицензии);

4) выданные органом страхового надзора предписания и документы, полученные от органа страхового надзора в связи с предписанием, представленные страховщиком в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, и уведомления органа страхового надзора об исполнении (снятии) предписаний;

5) письменные сообщения о согласовании с органом страхового надзора документов, подлежащих согласованию в соответствии с действующим страховым законодательством;

6) заключения ревизионной комиссии (ревизора) страховщика, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

7) судебные акты по спорам, связанным с осуществлением страховой деятельности, спорам о праве использования субъектом страхового дела наименования (фирменного наименования), созданием общества, управлением им или участием в нем, иным спорам;

8) документы, подтверждающие членство в профессиональных объединениях, если такое членство является необходимым условием осуществления страховой деятельности;

9) акты проверок, проведенных органом страхового надзора, и иные документы, связанные с проверками деятельности страховщика органом страхового надзора.

5. Документы, подтверждающие принятие и исполнение обязательств по договорам страхования, взаимного страхования, сострахования и перестрахования:

1) страховые полисы и иные документы строгой отчетности;

2) договоры страхования, приложения и дополнительные соглашения к ним;

3) письменные заявления о заключении (изменении, прекращении) договоров страхования, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оформление, и иные документы, явившиеся основанием для заключения (изменения, прекращения) договоров страхования, а также копии предъявляемых при заключении (изменении, прекращении) договоров страхования документов, предусмотренных законодательством;

4) документы, подтверждающие требования страхователей (выгодоприобретателей) о страховых выплатах (выкупных суммах) и принятие решений об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований о страховых выплатах (выкупных суммах);

5) договоры и документы, связанные с передачей и (или) продажей страхового портфеля; документы и договоры, связанные с приемом страхового портфеля;

6) копии лицензий и документов страховщика, передающего и (или) продающего страховой портфель, оригиналы которых не подлежат передаче;

7) документы, подтверждающие уведомление страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель передан;

8) документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающегося со стороны страховщика на страховых полисах и договорах страхования и документах, подтверждающих оплату страховой премии (страховых взносов) и осуществление страховых выплат, выплату выкупных сумм; документы, подтверждающие полномочия страхового брокера на представление интересов страхователя;

9) документы, подтверждающие заключение (изменение, прекращение) договоров со страховыми агентами и страховыми брокерами, расчеты со страховыми агентами и страховыми брокерами, отчеты страховых агентов и страховых брокеров о выполнении договорных обязательств;

10) журнал учета страховых полисов и иных бланков строгой отчетности;

11) статистическая отчетность, консолидированная финансовая отчетность, бухгалтерская (финансовая) отчетность и отчетность в порядке надзора, предоставленная страховщиком в органы государственной власти и профессиональные объединения, аудиторские и актуарные заключения;

12) журналы учета договоров страхования, сострахования, журналы учета убытков и досрочно прекращенных договоров страхования, сострахования, журналы учета договоров, принятых в перестрахование, и журналы учета убытков по договорам, принятым в перестрахование <1>;

<1> По страхованию иному, чем страхование жизни.

13) журналы учета договоров страхования и страховых выплат <1>;

<1> По страхованию жизни.

14) расчеты страховых резервов в соответствии с положением о формировании страховых резервов и документы, содержащие данные, необходимые для расчета страховых резервов;

15) первичные учетные документы по страховым операциям, в том числе документы, подтверждающие оплату страховой премии (страховых взносов) и осуществление страховых выплат (выплату выкупных сумм), и приложения к ним, а также по хозяйственным операциям, регистры бухгалтерского учета, рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы по учетной политике, процедурам кодирования, программам машинной обработки данных;

16) договоры и другие документы, на основании которых производилось размещение собственных средств страховщика и средств страховых резервов;

17) номенклатура и описи дел.

6. Обязанность по сохранности документов, указанных в подпунктах 10, 15, 16 пункта 3 настоящего Перечня, за исключением образцов документов, используемых при перестраховании, не распространяется на субъектов страхового дела, имеющих лицензию только на осуществление перестрахования.

7. Обязанность по сохранности документов, указанных в подпунктах 5, 6, 7, 8, 10, 13, 15 (в случае осуществления взаимного страхования обществом на основании устава), 16, 18, 19, 20 пункта 3 настоящего Перечня на субъектов страхового дела, имеющих лицензию только на осуществление взаимного страхования, не распространяется.

III. Требования к обеспечению сохранности документов

8. Страховщик обязан предпринять меры, достаточные для обеспечения сохранности документов, указанных в пунктах 3, 4, 5 настоящего Перечня. Меры должны быть направлены на исключение возможности уничтожения, порчи или исчезновения документов по причине преднамеренных и/или случайных событий природного и техногенного характера, противоправных действий третьих лиц, пожара и залива водой.

9. Обязательными для страховщиков мерами, обеспечивающими сохранность документов, указанных в пунктах 3, 4, 5 настоящего Перечня, являются:

1) ведение учета документов;

2) разработка и утверждение номенклатуры дел;

3) создание архива для хранения дел;

4) создание оптимальных условий хранения документов, обеспечивающих их сохранность и оперативность получения;

5) соблюдение порядка передачи в архив и выдачи дел из архива;

6) проверка наличия дел в соответствии с их номенклатурой;

7) обеспечение физико-химической сохранности документов;

8) утверждение инструкции по делопроизводству.

10. Хранение документов, указанных в пунктах 3 — 5 настоящего Перечня, осуществляется в течение сроков, установленных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» <1> (далее — Перечень типовых архивных документов).

<1> Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 08.09.2010, регистрационный номер 18380.

11. По договорам страхования и страховых полисов по договорам личного страхования, договорам страхования финансовых и предпринимательских рисков, договорам страхования ответственности по договору, договорам страхования по страхованию имущества, за исключением страхования зданий, сооружений, срок хранения соответствует сроку хранения документов, указанных в статье 447 «Договоры страхования имущественной и гражданской ответственности» раздела II Перечня типовых архивных документов.

12. Срок хранения документов, предусмотренных подпунктами 10, 12, 13, 14 пункта 5, соответствует сроку хранения документов, указанных в статье 358 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность по международным стандартам финансовой отчетности или другим стандартам» раздела II Перечня типовых архивных документов.

13. Документы не могут быть уничтожены ранее установленных для них сроков хранения. Уничтожение документов производится специальной комиссией, назначенной руководством страховщика. Регламент работы и состав комиссии определяется страховщиком самостоятельно. При уничтожении составляется опись уничтожаемых документов, срок хранения описи уничтоженных документов — 3 года.

14. Место и способ хранения определяется страховщиком самостоятельно, при этом должно быть обеспечено условие возможности предоставления документов по запросу органов государственной власти в срок не более:

1) 3 рабочих дней с даты получения страховщиком запроса (предписания) для документов, хранящихся не более 2 лет до даты запроса;

2) 7 рабочих дней с даты получения страховщиком запроса (предписания) для документов, хранящихся более 2 лет до даты запроса.

15. Документы, указанные в подпунктах 9 — 12 и 15 — 18 пункта 3, а также в подпунктах 10 — 14 пункта 5 настоящего Перечня, подлежат хранению в бумажном, а также электронном виде.

16. При осуществлении смены лица, замещавшего должность (исполнявшего функции) руководителя страховщика или руководителя филиала страховщика, находившиеся в его распоряжении документы, указанные в пунктах 3, 4, 5 настоящего Перечня, должны передаваться по описи вновь назначенному руководителю.

17. Хранение бланков страховых полисов (свидетельств, сертификатов, квитанций), являющихся бланками строгой отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — бланки строгой отчетности), осуществляется в металлических шкафах, в сейфах в охраняемых помещениях, исключающих доступ посторонних лиц и оборудованных системой видеонаблюдения и системой пожарной безопасности.

18. Сведения об утраченных и (или) похищенных бланках строгой отчетности размещаются в сети Интернет на сайте страховщика и (или) на сайте профессионального объединения страховщиков, устанавливающего в соответствии с законодательством Российской Федерации требования к порядку учета, хранения, уничтожения и передачи бланков строгой отчетности, не позднее чем по истечении трех рабочих дней после обнаружения утраты (хищения) бланков строгой отчетности.

19. Страховщик обязан вести учет бланков строгой отчетности как в бумажном, так и в электронном виде. Учет бланков строгой отчетности должен позволять определить принадлежность и движение каждого бланка строгой отчетности.

20. Передача бланков строгой отчетности для их использования по назначению работникам страховщика и иным лицам, деятельность которых обуславливает использование бланков строгой отчетности страховщика, осуществляется по акту приема-передачи с указанием в том числе видов бланков, их серии и номера.

21. Страховщику предоставляется отчет об использовании бланков строгой отчетности в порядке и сроки, установленные внутренними организационно-распорядительными документами страховщика, но не реже одного раза в месяц. Испорченные бланки строгой отчетности должны возвращаться страховщику.

22. Транспортировка бланков строгой отчетности страховщиком должна быть обеспечена надлежащей охраной.

23. Бланки строгой отчетности, в том числе испорченные, до момента их уничтожения должны храниться с учетом требований, установленных пунктом 19 настоящего Перечня.

24. Уничтожение бланков строгой отчетности производится специально образованной комиссией из должностных лиц страховщика, уничтожение бланков оформляется актом.

25. Страховщик разрабатывает и утверждает положения (инструкции) о порядке учета, хранения, уничтожения и передачи бланков строгой отчетности в соответствии с настоящим Перечнем.

Вы глубоко ошибаетесь если думаете, что вопрос, вынесенный в заголовок прост и ясен. Отнюдь. Простым и ясным получение квалификационного аттестата специалиста финансового рынка в России было до июля 2019 года. Сегодня его получение сопряжено с достаточно серьезными проблемами. Разрешить их планируется к концу 2021 года. А до этого момента надо жить по старой системе соблюдая режим ожидания. Рассказываем, что делать в такой ситуации тем, кто намерен освоить данную профессию.

Вначале коротко о сути проблемы. В июле прошлого года в России перестали выдавать аттестат специалиста финансового рынка – он являлся подтверждением квалификации. Чтобы его получить, нужно было сдать экзамен на определенную серию (всего их семь). В итоге финансовый специалист получал бессрочный документ, который давал право работать с теми или иными рынками. Новая квалификационная система уже разработана, но не вступила в силу. Для этого введен переходный период сроком на 1,5 года, закончиться он должен в конце 2021 года.

Как это было

До 1 июля 2019 года профессиональный документ специалиста, о котором мы сегодня говорим, назывался аттестатом ФСФР России (Федеральной службы по финансовым рынкам), которая была ликвидирована еще в 2013 году. Все полномочия по нормативному, а также правовому регулированию, включая контроль за финансовыми рынками страны перешли в ведение Центрального Банка России (ЦБ), точнее – Службы по финансовому рынку ЦБ. По логике вещей все выдаваемые ФСФР документы должны были быть автоматически упразднены или хотя бы переименованы. Но вплоть до середины лета прошлого года в России для получения аттестата специалиста финансового рынка действовала созданная ФСФР система.

Если коротко, то она выглядела так. Если человек хотел получить эту профессию, то помимо специального высшего образования ему нужно было получить аттестат. Несмотря на то, что данный документ не имел и не имеет срока давности, его могут отнять за те или иные нарушения. Все это можно проверить в специальном регистре, который ведет ЦБ. При этом лишенный аттестата специалист не может по новой сдать экзамен в течение трехлетнего срока. Экзамен сложный и пройдя его можно стать специалистом финансового рынка по одному или нескольким направлениям. Эти направления делятся на семь серий или видов аттестата. Они охватывают все виды финансовой деятельности – от брокерской до функционирования пенсионных фондов. Более подробно о них можно узнать в официальных источниках, первым из которых является Центробанк РФ.

Наличие аттестата – обязательное условие для огромного числа лиц: от тех, кто проводит и осуществляет конкретные финансовые операции до руководителей предприятий. Полный и подробный список, кому именно необходим аттестат есть на сайте ЦБ. Почему с ним следует ознакомиться? Потому, что, например, частным трейдерам и простым любителям, решившим попробовать свои силы, такой документ не нужен.

Вот так вкратце выглядит система получения аттестата специалиста финансового рынка, которая функционировала в России двадцать лет. Теперь самое время рассказать о том, что пришло ей на смену.

Как еще не стало, но станет

Вместо прежней квалификационной системы были разработаны новые требования к специалистам финансового рынка и предлагаются два варианта подтверждения их профессиональных навыков. Первый – оценка квалификации, но уже работодателем, так сказать в индивидуальном порядке, второй – та же оценка квалификации, но уже независимая, то есть проводимая имеющими соответствующую лицензию компаниями.

Первый вариант – это когда проверку профессионализма специалиста работодатель проводит по своему усмотрению и по индивидуальной программе, разработанной в недрах коллектива. Если такую программу не разрабатывать (она должна соответствовать огромному количеству критериев), то можно воспользоваться шаблоном, сделанным лицензированной ЦБ компанией. Главное требование – регулярность таких проверок: раз в три года.

Второй вариант – сложнее и дороже для будущих специалистов финансового рынка. В России существуют официальные центры оценки их квалификации. Данная институция наделяется правом выдавать свидетельствующий о том или ином уровне квалификации документ. Получить его будет не просто и накладно с финансовой точки зрения.

Тем не менее повторимся, что пока такая система в жизни не воплощена. У тех, кто имеет на руках бессрочные аттестаты специалиста финансового рынка имеется еще около 1,5 «переходных» года для спокойного осмысления дальнейшего будущего.

Как вписаться в систему

Планируется, что вместо семи-серийной экзаменационной системы будет лишь три вида аттестатов. Первый будет выдаваться брокерам, дилерам и Форекс-специалистам. Второй – только тем, кто будет работать в депозитарной области. Третий – специалистам по реестрам держателей и владельцев ценных бумаг.

Пытаться вписаться в эту новую систему пока она не заработала – смысла нет. Сейчас просто нужно следить за развитием этих событий. Тем же у кого на руках имеется бессрочный аттестат ФСФР расстраиваться раньше времени тоже не стоит. Избавляться от данного документа не надо. Хотя уже ясно, что они не будут приниматься в качестве свидетельства имеющейся квалификации. Придется получать новый документ. Однако не исключено, что Центральный Банк РФ сделает послабления для специалистов финансового рынка с аттестатами ФСФР.

Хуже всего тем, кто на сегодняшний день по старой системе ФСФР прошел базовый уровень и сдал первый, так называемый, базовый экзамен, который дает право претендовать на серию. То есть такие люди еще на серию сдать экзамен не успели. Так вот их деньги, нервы, время и силы, к сожалению, потрачены впустую.

Вывод из всего сказанного выше можно сделать такой. Тем, кто находится в начале пути – получил диплом о финансовом образовании, но не имеет аттестата ФСФР, лучше занять выжидательную позицию. Лучше пока повременить и оставаться, так сказать наемным работником или частным трейдером. Это в данной ситуации наиболее разумное решение.

Кстати, частный трейдер – это помимо приобретения опыта, еще и очень неплохой заработок. Благодаря ему можно поправить свое финансовое положение и приобрести профессиональную уверенность. Только не надо забывать об элементарных вещах. Например, таких как открытие счета для финансовых операций. Наиболее удачным вариантом станет счет в европейской компании, например, в Bilderlings. Этот шаг позволит чувствовать себя свободно и независимо.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх