Функции кадастра

Кадастровая деятельность – это подготовка управомоченным лицом документов на объект недвижимого имущества, необходимых для государственного кадастрового учета. Согласно Федеральному закону № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» управомоченным лицом является кадастровый инженер.

Кадастровый учет – это внесение в Государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) сведений, подтверждающих существование определенного объекта недвижимости и прав собственности на него.

Органом, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимости на территории Подмосковья, является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области и ее отделы, действующие в муниципальных образованиях.

Кадастровые инженеры подготавливают и передают заказчику следующие документы: межевой план, технический план, акт обследования.

1. Межевой план – документ, который составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке.

Межевой план необходим при представлении в орган кадастрового учета заявлений:

  • о постановке на учет земельного участка или земельных участков;
  • об учете изменений земельного участка;
  • об учете части земельного участка.

В межевом плане отражаются сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости (ГКН), а также данные об образуемом земельном участке (участках), части (частях) земельного участка либо новые сведения, необходимые для внесения в ГКН. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

Межевой план включает графическую и текстовую части. В графической части отражаются границы земельных участков, их координаты и доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ограничения). В текстовой части содержатся данные, необходимые для внесения в ГКН, а также сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

2. Технический план – документ, необходимый для государственной регистрации объектов капитального строительства (ОКС): зданий, строений, сооружений.

В техническом плане воспроизводятся сведения, внесенные в ГКН, а также данные о здании, сооружении, помещении, объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет, сведения о части (частях) такого объекта недвижимости либо новые данные об объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, необходимые для внесения в ГКН.

Технический план здания состоит из текстовой и графической частей, документ составляется как в бумажном, так и в электронном виде. Причем контуры и координаты ОКС указываются на земельном участке, на котором расположен объект.

3. Акт обследования – документ, необходимый для снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства.

По результатам осмотра объекта кадастровый инженер составляет акт обследования, в котором подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с его уничтожением.

Кадастровую деятельность вправе осуществлять гражданин РФ, имеющий действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, получивший среднее образование и не имеющий непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Квалификационный аттестат аннулируется в случае если из-за грубых ошибок кадастрового инженера было получено более десяти отказов «Кадастровой палаты».

Каждый кадастровый инженер должен иметь печать, штампы, бланки, на которых указываются его адрес и идентификационный номер его квалификационного аттестата.

В соответствии со статьей 44 Закона «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года до 1 января 2014 года организации технической инвентаризации вправе осуществлять кадастровую деятельность и считаются кадастровыми инженерами. Такие организации при осуществлении ими кадастровой деятельности вступают в правоотношения по аналогии с кадастровыми инженерами.

Кадастровые процедуры включают пакет документов для предоставления в учреждение кадастрового учета. Это заявление о постановке на учет домов, зданий и сооружений и заявление об учете изменения и о снятии с учета различных объектов недвижимости. Клиентом заказывается перечень кадастровых работ. А договор на исполнение таких работ служит важным документом. Общая цена работ считается участниками договора подряда на исполнение кадастровых работ с возможностью составления сметы. После подтверждения клиентом данного вида работ смета включается в данный документ. Кадастровые работы состоят из межевого плана, а также технического акта обследования. Современное земельное устройство содержит в себе кадастровую систему. А перечень необходимых документов и данных о территории всех регионов РФ находятся в кадастровой базе. Данная кадастровая база имеет специальную геометрическую характеристику объектов, место нахождения или расположения, денежную оценку и сведения об использовании участков. Кадастровые процедуры в результате формируют обязательные документы государственного кадастра недвижимости. Любой объект на территории РФ должен быть включён в государственный кадастр. В отношении недвижимости образуются документы в виде паспорта, справки, выписки, которые необходимы для регистрации права собственности и заключения любых сделок. Кадастровая справка может помочь при расчете земельного налога или налога на недвижимость. Выписка подтверждает точные границы земли и обязательна при наличии судебных споров с соседями. Сроки предоставления документации определены в 1-5 дней.

Слово «кадастр» происходит от лат. «caput», что означает «податный предмет» и возникло во времена римского императора Августа (27 г. до н.э. – 14 г. до н.э.). В этот период была утверждена единица учета сбора дани за землю – «caputidum». В дальнейшем это слово трансформировалось в «catastrum», позднее – «cadastre» (франц.) дословно «книга-реестр» . Исторически земельный кадастр возник по объективной необходимости получения сведений о земле как о первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения.

Так, началу землеописания земель положил в VI в. до н.э. в Др. Риме Сервий Тулий. Землеописания имели не только значение для учета земель – они представляли собой определенное юридическое действие. Данные землеописаний (книги) подлежали длительному хранению, как правило, в государственных, судебных или храмовых архивах. По существу, они служили основой для регистрации землевладений и землепользований, что обеспечивало реализацию соответствующих прав их обладателям, а также более эффективный сбор земельной ренты и налога .

Первый римский кадастр назывался «Табулес Цензуалес» — это был специальный государственный кадастр, в который заносились сведенья о размере, качестве, способе обработки земельных участков и доходности земель. Римский кадастр времен Императора Августа содержал обширные сведенья по описи земельного имущества. Октавиан Август ввел новую систему измерения земель с составлением их описаний, карт и определением качества.

Исторически земельный кадастр включал в себя учет, описание и оценку земель. Так, учет земель представлял собой действия по определению пространственного положения и размера земельных участков, массивов и землепользований, а также состав земельных угодий и их качественное состояние. Описание земель содержало в себе естественные, исторические и экономические характеристики земель. Оценка земель предусматривала установление средних величин норм урожайности и доходности земель, на основании чего определялась ценность земли как средства производства.

В России первые описания земель появились в IX в. и касались монастырских и церковных земель, а первая оценка земли начала формироваться с конца XV в., когда появилось поместье как специфическая разновидность частно-феодальной условной земельной собственности (в то время земельная собственность определяла социальный статус человека и распределяла владельцев поместий на службу по военному, гражданскому и придворному ведомствам исходя из оценки земель и ее точного учета).

Для описания и оценки земель в XVI в. было создано специальное центральное государственное учреждение – Поместный приказ, который объединил межевые, кадастровые и крепостные работы. Главной отличительной особенностью оценки земельной собственности в России, вплоть до середины XIX в., была оценка земли с прикрепленным к ней зависимым крестьянством. Описание земель проводилось писцами, выполнявшими роль первых оценщиков. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведенья о землях отражались в писцовых книгах, выполнявших функции первых земельных кадастров и имевших юридический и правовой характер.

В XVII в. оценка частновладельческой земельной собственности (вотчин и поместий) имела элементы системного подхода и производилась по нескольким параметрам: во-первых, учитывался правовой статус земельных владений (вотчина или поместье, причем у вотчин родовая, выслуженная или купленная); во-вторых, подсчитывалось количество крестьянских дворов (жилых и пустых); в-третьих, анализировалась структура земельных угодий (пашня, сенокос, лес, поросшие земли и т.п.); в-четвертых, изучалось качество земель («лучшие», «средние», «худшие») .

В XVIII в. на основании Указа Екатерины II (1765 г.) проводилось межевание земель (система измерения территории). Межевание имело две формы: генеральное и специальное. Генеральное межевание это обязательное размежевание всех владений какой-либо области на дачи генерального межевания, то есть на территории вокруг данного селения исторически используемые его жителями. Все, что находилось внутри генеральной межи, считалось принадлежащим населению этого селения. Генеральная межа обозначалась канавами просеками курганами и знаменитыми межевыми столбами с надписью «Будь каждый при своем». Специальное межевание это размежевание генеральной дачи на отдельные участки и владения.

Межевание земель, проводимое при Екатерине II, производилось следующим образом: Правительство отказалось от проверки владельческих прав на землю, основой межевания являлось действительное состояние земельной собственности в границах 1765 г., законность землевладения признавалась без документальных свидетельств, лишь бы оно было бесспорным до 1765 г.

В начале XIX в. произошли существенные изменения в земельном законодательстве. Вышел Указ от 12 декабря 1801 г., который предоставлял право лицам всех свободных состояний (купцам, мещанам и казенным крестьянам) приобретать вне городов в собственность земельные участки без крестьян.

Во второй половине XIX в. отмена крепостного права в России (Реформа 1861 г.) освободила крестьян от крепостной зависимости и повлекла переход платежей с «крестьянских душ» на землю, что, в свою очередь, выявило необходимость в земельно-оценочных работах и определение доходности земли. Кадастровые работы проводились до 1917 г. и включали в себя учет, изучение, описание и оценку земель как объекта налогообложения. Новым в оценке земель стало определение стоимости крестьянского землевладения по установленной цене выкупного платежа.

Реформа 1864 г. получила название земской, т.к. проведенная с целью организации местного самоуправления «для заведования делами относящимися к местным, хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда», оценочная деятельность была отнесена к компетенции земских губернских и уездных учреждений.

С началом земской оценочной деятельности связывают зарождение земской оценочной статистики, которая включает в себя статистические работы по обследованию земель сельскохозяйственного назначения в целях налогообложения. Для земской статистики были определены характерные статистические параметры для массовой оценки по которым происходил сбор и анализ массовых оценочных данных. Основным способом сбора оценочных сведений были опросные листы, рассылаемые по уездам, волостям и отдельным домовладениям. А экспедиционный способ сбора оценочных сведений вошел в практику с 1874 г. Земская статистика показывала плательщику налога конкретную цифру оценки земли, обосновывала правильность и объективность оценочных выводов.

Закон «Об оценке» от 18 января 1899 г. способствовал дальнейшему совершенствованию организационной структуры и порядка проведения в России оценочных работ.

С принятием закона от 18 января 1899 г. конкретная оценка земель каждого землевладения осуществлялась с применением некоторых общих методических принципов:

1. стоимость земли ставилась в зависимость от доходности земельной собственности; основным элементом определения доходности земли считалось установление ее производительности; производительность земельных угодий характеризовалась как результат воздействия технических факторов почвы и ее обработки;

2. доходность рассматривалась как экономическое понятие, которое определялось соотношением в данном производстве земли, труда и капитала, зависящим от целого ряда сложных и разнообразных социально-экономических и культурных условий;

3. обязательному анализу при конкретной оценке подлежали: характер почв и климатические условия, структура сельскохозяйственных угодий и способы ведения хозяйства, близость транспортных коммуникаций и рынков сбыта, особенности эксплуатации земли ее последним владельцем;

4. чистый доход землевладения процент на капитал, вложенный в землю, определялся исходя из общего дохода с земельной собственности и учета необходимых рисков на эксплуатацию земли .

Таким образом, характерной чертой методик оценки земли конца XIX – начала XX вв. являлась оценка земельных угодий одновременно как источника дохода и предмета сделки купли-продажи.

С точки зрения методологии и общей организации оценки Россия, в конце XIX – начале XX вв., была одной из передовых стран. В этот период были разработаны экономико-статистические методы сбора и обработки исходных данных необходимых для выработки основополагающих критериев и нормативов оценки для различных назначений, будь-то налогообложение или страхование, ипотека или купля-продажа. Как вид профессиональной деятельности оценка стояла на таком уровне, который Европа и Америка достигли только в 60-70 гг. XX в. Концептуальные положения оценки заложенные создателями русской оценочной статистики, повторяются в современных подходах к вопросам оценки культивируемых в развитых странах рыночной экономики.

Данные исторические факты показывают, что стараниями своих выдающихся ученых Россия была одной из ведущих стран в области оценки. Тем не менее, при рассмотрении оценки, как системы действующей в интересах государства, можно сказать о ее недостатках, которые рассматриваются как функция историко-географических особенностей России. Основными причинами сдерживавшие успешное завершение работ по оценке недвижимости для целей налогообложения были причины систематического и несистематического характера.

Причины систематического характера: отсутствие единого планирования оценочной деятельности и централизованного финансирования, а также специального государственного органа для руководства оценкой, неэффективная структура губернских и уездных оценочных комиссий и отсутствие единообразия в методических подходах к оценке, неэффективность распределения исполнителей оценки по видам работ и незаинтересованность земств в оценке недвижимости.

Причинами несистематического характера явились общественно-политические события начала XX в., а именно крестьянские волнения в ряде губерний в 1901-1902 гг., русско-японская война 1904-1905 гг., революционные события 1905-1906 гг.

Сразу после Октябрьской революции земельные отношения в России коренным образом изменились в результате национализации земли, когда она стала всенародным достоянием и государственной собственностью и перестала быть объектом налогообложения.

В первые годы советской власти оценено было огромное количество земель частного, государственного и общественного владения, а также других видов недвижимости. И если с конца 20-х гг. XX в. прекратилась оценка земли, находящейся в частной собственности, то оценка земель государственной и корпоративно-колхозной собственности продолжала оставаться на высоком уровне. С 1970-х годов получили развитие массовые оценочные работы не только земель сельскохозяйственного назначения и др. природных ресурсов, но и городских территорий .

К сожалению, за десятилетия социализма, эволюция рыночных методических приемов была прервана, свое продолжение она получила за рубежем.

С началом развития рыночных отношений в России (90-е годы XX века) исследования связанные с оценкой земельных участков стали более актуальными. Некоторые авторы пошли по пути прямого переноса опыта массовой оценки применяемой в США. Однако, данный опыт не увенчался успехом, – привезенное американскими экспертами программное обеспечение не учитывало условий российского рынка земли середины 90-х годов и оказалось не готовым к выполнению задачи.

25 августа 1999 года Правительство Российской Федерации принимает Постановление № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», а 8 апреля 2000 года Постановление № 316 «Об утверждении правил проведения Государственной кадастровой оценке земель». С этого момента в России начинается новый этап в экономической оценке земель .

Анализ истории развития методологии и методики проведения оценки земель в России начиная с конца XV в., позволяет выделить три этапа формирования земельного кадастра:

· I этап. Земельный кадастр представляет простые действия по учету земель, которые используются в земледелии и скотоводстве. Земельно-кадастровые сведенья регистрируются в специальных документах (реестрах, земельных книгах), в которых фиксировались сведенья о земле. В дальнейшем сведенья о земле стали фиксироваться не только в текстовых документах, но и на планово-картографических материалах. Земли стали подразделяться на группы и классы в зависимости от качества.

· II этап. Земельный кадастр в условиях рыночных отношений представляет собой сложные мероприятия осуществляемые специально организованной государственной службой. Поскольку основным назначением земельного кадастра было обеспечение сведениями для налогообложения, то земельно-кадастровые службы находились в основном в ведении финансовых органов.

· III этап. Земельный кадастр продолжает носить фискальный характер и играет важную роль в развитии общественно-экономических формаций. Развиваются и совершенствуются методы и способы изучения, учета, оценки и классификаций земель по видам угодий и качеству; применяются более совершенные технические средства и технологии, — все это повышает точность и достоверность земельно-кадастровой информации, совершенствуются ее формы и содержание.

Библиографический список:

1. В.А. Захаров, Л.П. Лобанова. Возникновение и развитие земельного кадастра. Кадастровый вестник № 2 – 2006 г. С.49-53.

3. Становление оценочной деятельности в России – М.: Институт оценки природных ресурсов, — 446 с.

На органы государственного кадастра возложены важные задачи, которые касаются рационального использования земель. Итак, функции кадастра следующие:

  • учетная – уполномоченные органы должны следить за тем, чтобы все объекты недвижимости стояли на учете;
  • фискальная – расчет размера налога на основе кадастровой стоимости;
  • информационная – предоставление для всех граждан сведений относительно их собственности.

Важным инструментом в выполнении информационной функции является кадастровая карта. Она представлена в электронном виде и позволяет узнать характеристики объектов недвижимости. Как пользоваться кадастровой картой? Очень просто. Чтобы получить данные, следует найти интересующий объект, а затем, кликнув по нему мышкой, откроется вся информация.

Если знать, как пользоваться кадастровой картой, каждый желающий сможет получить важные для себя данные о своем имуществе. Благодаря ответственному подходу и тщательному выполнению функций кадастра, информация, которой он располагает, всегда актуальна. Все изменения, происходящие на земельном участке и другом объекте недвижимости, своевременно фиксируются. Эти изменения отражаются на кадастровой карте.

ГКН содержит базу учета данных о недвижимости на территории Российской Федерации. Из ГКН возможно получить информацию об объекте недвижимости, его размерах, планировке и возможной перепланировке, дату введения в эксплуатацию. ЕГРП содержит сведения о праве собственности на недвижимость, о переходах этого права, предыдущих собственниках, операциях с данным объектом и наличие обременений.

ГКН — государственный кадастр недвижимости. ЕГРП – единый государственный реестр прав.

В ГКН собрана только учтенная информация на объекты недвижимости Российской Федерации и предоставляются справки по запросу о сведениях технической направленности. В ЕГРП база объединила всю правовую информацию по недвижимости и возможное наличие судебных исков.

Какая информация доступна для получения?

При любой сделке с объектом недвижимости требуется ряд документов от разных государственных организаций.

Для подтверждения законных прав собственности на объект требуются выписки из ЕГРП и КГН.

Справка ЕГРН содержит:

  • наименование объекта,
  • площадь объекта,
  • прошлые сделки по объекту,
  • кадастровый номер объекта,
  • адрес нахождения объекта,
  • наличие возможных обременений.

Справка из ГКН содержит:

  • тип недвижимости: здание, земельный участок и т.д. На земельный участок дополнительно содержатся сведения о разграничениях,
  • сведения по расположению на территории,
  • регистрационный номер,
  • дата постановки на учет в ГКН,
  • площадь объекта,
  • данные о перепланировке.

Форма заказа ЕГРН (ЕГРП) – ГКН

Поиск объекта 1

Укажите точный адрес или кадастровый номер объекта недвижимости. Наш сервис найдет в реальном времени и покажет все объекты из базы Росреестра соответствующие вашему запросу. Внимательно проверьте все данные, укажите почту и телефон, далее перейдите к оплате.

Оплата выписки 2

Стоимость выписки — 119 руб. Оплата заявки осуществляется через сервис PayMaster, любым удобным для способом. Обратите внимание, что в зависимости от выбранного способа оплаты PayMaster может взимать комиссию.

Отправка запроса 3

После оплаты выбранного объекта, наши специалисты сформируют соответствующий запрос в Россреестр официальный запрос. Время готовоности официальной выписки из Росреестра зависит от загрузки, но в среднем составляет от 5 минут до 1 часа.

Готовая выписка 4

По завершении обработки вашего заказа вы получите уведомеление на почту и пуш уведомление, что выписка из росреестра успешно обработана. А так же вы получите возможность скачать готовую выписку в html, PDF, оригинал файлов или просто распечатать готовую выписку.

ЕГРН И ГКН – Отличия

В ГКН Вы можете получить кадастровый паспорт со всей информацией по недвижимости. Данных о правах собственности, операциях купли-продажи в ГКН не имеется. По Вашему запросу ГКН предоставит кадастровый паспорт, выписку, содержащую сведения по недвижимости, план территории.

ЕГРП предоставляет сведения юридического характера: право собственности на недвижимость и всех операциях, проводимых с объектов за прошлый период.

В чем разница?

Отличаются выписки тем, что одна является справкой на недвижимость, а вторая – правовым документом. При заключении любой сделки с недвижимостью необходимо получить обе выписки. ГКН подтвердит наличие недвижимости на конкретной территории и укажет все технические характеристики объекта. ЕГРП проинформирует о собственниках недвижимости, их количестве и форме собственности, возможных обременениях.

Стоимость оформления выписки зависит от лица, которое ее запрашивает.

Получение выписок

Процедура получения выписок аналогична. Вы должны заполнить заявление, предъявить паспорт и квитанцию об оплате государственной пошлины. Разница заключается лишь в организации, которая предоставляет ту или иную выписку. Срок оформления документов составляет 10 дней. Ускорить этот процесс можно, если обратиться на специализированные сайты Росреестра.

В первую очередь Вы должны решить для себя, где будете получать выписку.

Можно обратиться в:

  • регистрационную палату;
  • Многофункциональный центр;
  • на специализированный сайт государственной организации.

В первых двух случаях Вы заполняете заявление непосредственно в отделении Росреестра или Многофункциональном центре и предъявляете паспорт и квитанцию об оплате госпошлины. В зависимости от того, кто подает заявку, размер госпошлины составляет от 200 до 770 рублей. Вы получаете квитанцию, где будет указана дата готовности выписки.

Если Вам необходимы только сведения об объекте, обращайтесь на специализированные сайты Росреестра. Скрытые данные будут предоставлены юридическим лицам и людям, имеющим электронно-цифровую подпись.

Получить выписку можно в ряде государственных организациях в зависимости от того, на какой объект был сделан запрос.

Бюро технической инвентаризации и ФГУП «Ростехинвентаризация» выдают кадастровую выписку на жилой или нежилой объект.

Отделения Росреестра выдают паспорт кадастра на земельный участок.

Справки выдаются в организациях по территориальному признаку через десять дней после подачи заявки.

Если нужно срочно

Для сокращения сроков ожидания обратитесь в организацию-посредник. Такие учреждения на законных правах сотрудничают с Росреестром и предоставят Вам необходимую информацию в сроки от 1 часа до 3 рабочих дней. Оплата данной услуги зависит от времени оформления и составляет 500 – 3000 рублей.

Актуальность документа

По Федеральному закону N221-ФЗ выписки из кадастрового паспорта и ЕГРП не имеют временных ограничений действия. Не стоит забывать, что через каждые 5 лет происходит обязательная переоценка земельных участков и определяется новая кадастровая стоимость. Также многие организации считают предоставляемые документы действительными только в течение 10 дней после выписки.

При обращении на сайт ЕГРП Вы можете получить электронную выписку.

Внесение изменений

Кадастровая стоимость земельных участков меняется каждые 5 лет. Все прочие изменения вносятся практически сразу после подачи сведений. А это означает, что пока Вы ждете выписку, у объекта недвижимости может смениться собственник.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх