Габаритный груз

Негабаритный груз: размеры и требования ПДД

Предмет транспортировки считают негабаритным, если его размер или вес превышает установленные нормы. В любой стране эти нормативы прописаны в правилах дорожного движения. В России также введены определенные параметры, при превышении которых груз имеет наименование «негабарит».

Негабаритный груз по размеру

Размеры машин с прицепом или кузовом должны соответствовать стандартам по высоте, длине и ширине. Объект считается крупногабаритным, если:

  • высота транспортного средства с перевозимым объектом более 4 м;
  • ширина машины более 2,55 м, а ширина прицепа, рефрижератора, изотермического кузова при этом больше 2,6 м;
  • длина автопоезда с 1 прицепом — более 20 м;
  • длина автопоезда с 2 и более прицепами — более 24 м.

Груз относится к негабариту, если:

  • превышает стандартные параметры впереди или сзади больше, чем на 100 см;
  • выходит за стандарт с боков больше, чем на 40 см за границу габаритных огней.

Крупногабаритный груз по весу

Вес перевозимого объекта может быть вполне внушительным, тяжеловесы для проезда по дорогам должны заручиться разрешением. Оно потребуется:

  • двухосному автомобилю от 18 т,
  • трехосному автомобилю от 25 т,
  • четырехосному автомобилю от 32 т,
  • трехосному автопоезду от 28 т,
  • четырехосному автопоезду от 36 т,
  • пятиосному автопоезду от 40 т,
  • шестиосному и более автопоезду от 44 т.

По требованиям ПДД негабаритный груз по весу можно провозить не по всем дорогам. Это зависит от дорожного покрытия и его возможностей. Допустимая осевая нагрузка может быть и 11,5, и 6 тонн. В случае несоответствия придется поискать другую дорогу для перевозки. Не стоит забывать о равномерности нагрузки по осям и расстоянии между ними.

Негабаритный груз

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 октября 2013 года.
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Негабари́тный груз (англ. Oversize load) — это такой груз, весогабаритные параметры которого превышают допустимые при транспортировке размеры и установленные правилами дорожного движения нормы. Другими словами, негабаритный размер — это такой размер груза, который невозможно поместить в стандартное транспортное средство.

Предельно допустимые габариты, масса и осевые нагрузки для автотранспорта в Российской Федерации, разрешенные к проезду по автомобильным дорогам без специального разрешения.

Официальная формулировка, используемая в регулирующих документах и инструкциях, — «крупногабаритный и/или тяжеловесный груз», но в профессиональной сфере, среди логистов и транспортных компаний, для подобных грузов применяется определение «негабаритный груз».

В широком смысле определение негабаритного груза включает целый комплекс требований к передвижному составу, пропускной способности (состоянию дорожного покрытия) и ограничению транспортных сетей, а также безопасности груза, так как возможности транспортировки таких негабаритных грузов могут ограничиваться размерами и грузоподъёмностью мостов, размерами тоннелей, наличием ж/д переездов, линий электрических передач и связи и даже погодными условиями и сезоном года.

История

Впервые в России понятие негабаритный груз появилось в начале 70-х годов, когда в СССР началась эпоха великих строек. Это время начала строительства десятков крупнейших объектов промышленно-энергетического комплекса Советского Союза: Атоммаш, Курейская, Саяно-Шушенская, Сахалинская и другие ГЭС, АЭС, нефте — и газопроводы Западной Сибири, первые нефтехимические комбинаты. И каждый из них нуждался в услугах по доставке крупногабаритных тяжеловесных грузов, технологического оборудования большой единичной мощности, которое невозможно было доставлять «россыпью» или частями, с последующим монтажом на месте.

 В 1974 году  Госкомитетом  Совета Министров СССР была создана Временная научно-техническая комиссия для подготовки предложений по обеспечению перевозок негабаритного энергетического и промышленного оборудования большой массы. Эта комиссия всесторонне исследовала проблемы транспорта негабаритных грузов большой массы (НГБМ). Предложения комиссии нашли отражение в постановлении Государственного Комитета Совета министров от 24.11.76 г. “Об обеспечении перевозок крупногабаритного и тяжеловесного энергетического и другого промышленного оборудования и развития связанных с ними научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ” и “Основных направлениях научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ для обеспечения перевозок энергетического и другого промышленного оборудования”.

По результатам работы комиссии в 1974 году в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) была создана специализированная автоколонна «Спецтяжавтотранс», а в 1976 году — специализированное научно-производственное объединение (СНПО) «Спецтяжавтотранс».  Главным итогом нескольких лет работы СНПО «Спецтяжавтотранс» стало создание в стране единой системы перевозок негабаритных грузов большой массы, её организационной, нормативно-правовой, технологической основ.

Регулирующие документы перевозки негабаритных грузов автотранспортом

Ниже приведен список нормативных актов, регулирующих перевозки негабарита автомобильным транспортом по России и краткие комментарии по ним.

Правила дорожного движения о перевозках негабаритных грузов.

Лишь некоторые особенности перевозки негабаритных грузов регламентируются Правилами дорожного движения РФ. В них говорится про проблесковые маячки, опознавательные знаки, скорость движения негабарита, свес (выступ за задний и боковые габариты). Остальные моменты перевозки негабарита, согласно ПДД, регламентируются специальными правилами. О них речь пойдет ниже.

Федеральный закон и правила перевозок грузов автотранспортом

Основной нормативный акт, касающийся автомобильных перевозок негабарита — Федеральный закон №257-ФЗ, который в главе 5, статье 31 регулирует, как следует перевозить негабарит по автодорогам РФ. В этом законе говорится о том, что:

  • для перевозок КТГ по автодорогам требуется спецразрешение;
  • порядок выдачи утверждается правительством РФ;
  • маршрут должен быть согласован с владельцами автодорог;
  • должен быть возмещен ущерб, который рассчитывается владельцами автодорог.

На основании права, определенного этим законом, правительство утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Они утверждены постановлением №272 от 15.04.11. В них даются определения, среди которых нужные негабаритчику:

  • тяжеловесный груз;
  • крупногабаритный груз;
  • делимый груз.

Также в приложениях к этим правилам даются числовые нормативы, по которым определяется, является ли груз «негабаритным» .

Федеральный закон о международных перевозках негабарита

Международные перевозки негабарита регулируются Федеральным законом №127-ФЗ. В нем говорится, что:

  • при пересечении границы без спецразрешения машина будет задержана;
  • нельзя осуществлять межрегиональные перевозки иностранным транспортным средством.

Приказ №258: порядок выдачи разрешений

Основной документ, который регламентирует процедуру оформления спецразрешения на негабаритные грузы — это Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, или как его коротко называют в народе, «Приказ 258″.

Он регламентирует:

  • как должно выглядеть спецразрешение,
  • какая информация должна в нем содержаться;
  • процедуру подачи заявления на спецразрешение — куда подавать, какую информацию указывать и какие приложения делать к заявлению;
  • условия приемки заявлений и отказов по ним;
  • порядок рассмотрения и согласования заявления;
  • особенности согласования тяжеловесных грузов;
  • сроки оформления разрешения;
  • порядок выдачи или отказа в выдаче готового разрешения.

Приказ №107: регламент для госорганов по оформлению разрешений

Приказ 258 определяет порядок оформления разрешений «со стороны перевозчика». Но есть документ и для «другой стороны окна» — административный регламент предоставления государственной услуги по оформлению разрешений, утверждённый приказом Минтранса №107 от 15 января 2013 г. Он предписывает порядок действий госоргана, оформляющего разрешения.

В нем указаны:

  • исчерпывающий список документов, требуемых от перевозчика;
  • перечень оснований для отказа в предоставлени услуги;
  • размер госпошлины;
  • сроки регистрации и оформления;
  • требования к помещениям, в которых предоставляется услуга;
  • порядки подачи и рассмотрения жалоб, касающихся услуги;

Приказ №7: безопасность негабаритных перевозок

Вступивший в силу 1 июля 2014 года, приказ Минтранса №7 от 15.01.2014 г. регламентирует некоторые нормы, призванные обеспечить безопасность перевозки негабаритных грузов. В нем идет речь:

  • про делимые грузы;
  • про организацию сопровождения негабарита: с каких параметров требуется сопровод и как он должен быть оборудован;
  • условия, при которых требуется проект организации дорожного движения и требования к оформлению такого проекта.

Постановление №934 + №12: возмещение вреда До конца 2014 года перевозчик оплачивает ущерб, причиняемый дорогам тяжеловесными грузами, на основании постановления Правительства №934 от 16 ноября 2009 г. А с 1 января 2015 года вступит в силу постановление Правительства №12 от 9 января 2014 года, которое многократно увеличивает размер ущерба, взимаемый за перевозку тяжеловесов. В правилах возмещения вреда дается общая формула расчета ущерба, а также таблицы ставок за ущерб по общей массе и по осевым нагрузкам, для каждого федерального округа РФ.

Постановление №125: порядок весогабаритного контроля

Это постановление Правительства №125 от 27 апреля 2011 г. утверждает порядок контроля за соблюдением правил перевозки негабарита: о том, кто и как должен осуществлять взвешивание транспортных средств и с какой допустимой погрешностью.

Приказ №211: об ограничении движения («распутица»)

Ограничения движения всех грузовых транспортных средств, по разным причинам, в том числе в весенний период («в распутицу»), регламентируются приказом Минтранса №211 от 12 августа 2011 г. В этом документе рассказывается, кто может вводить ограничения на дорогах, когда и на какой период; а также, на кого эти ограничения не распространяются.

КОАП РФ: штрафы за нарушение правил перевозки негабарита

Статья КОАП РФ 12.21.1 «Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов» регламентирует форму и степень ответственности за нарушение правил перевозки негабарита. В ней описаны размеры штрафов за несоблюдение правил и с кого они взимаются.

Автомобильная перевозка тяжеловесных сыпучих или наливных грузов

Согласно п.51 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, цитата:

«Перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов возможна в случаях, когда груз не может быть разделен на части без риска его повреждения.»

Это правило напрямую касается перевозок тяжелых сыпучих или наливных грузов. Так как такой груз может быть разделен на части без риска его повреждения, то законодательством запрещается перевозка таких грузов с превышением максимально допустимых нормативов по общей массе автомобиля с грузом.

Например, для автомобиля с тремя осями, масса которого без нагрузки 15 тонн, максимальная масса груза составит 10 тонн (общая не больше 25 тонн). Разрешение на перевозку, например, 15 тонн, выдано не будет — откажут на основании этого 51го пункта. Для перевозчиков сыпучих или наливных грузов законный выход увеличить перевозимую за один рейс массу только один — увеличивать количество осей, использовать полуприцепы с 5 и более осями.

Спецразрешение на негабаритный груз

Образец международного разрешения на перевозку крупногабаритного и/или тяжеловесного груза автомобильным транспортом

Порядок оформления

Образец межрегионального разрешения на перевозку крупногабаритного и/или тяжеловесного груза автомобильным транспортом

Регламент выдачи спецразрешений на негабаритные грузы определяется документом под названием «Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 24 июля 2012 г. N 258 г. Москва).

Типы спецразрешений

Спецразрешение бывает двух видов:

  • на международные перевозки;
  • на межрегиональные перевозки.

Международные спецразрешения

В случае, если маршрут автопоезда включает погранпереход через границу Российской Федерации и следует в другое государство — требуется оформить международное спецразрешение. Без него автопоезд не будет пропущен пограничниками. Отличительная особенность международного спецразрешения в том, что оно — разовое, может быть оформлено только на один рейс. Еще одна важная особенность такого разрешения — на автопоезда, следующие с таким разрешением не действуют весенние ограничения, устанавливаемые Росавтодором для просушки дорог после зимнего периода.

Международные спецразрешения оформляются только в одном месте: ФКУ Росдормониторинг, г.Москва. Подать заявку на получение разрешения можно лично или через портал «Госуслуги». Также, в случае невозможности самостоятельного оформления и подачи документов, можно воспользоваться услугами сервисных фирм для оформления разрешения. Порядок выдачи разрешения, утверждённый приказом №258, позволяет подавать заявление как владельцу транспортного средства, так и его представителю, при наличии доверенности.

Межрегиональные спецразрешения

В случае, если маршрут проходит по двум или более субъектам Российской Федерации, оформляется межрегиональное спецразрешение. Его можно оформить на срок до 3х месяцев, на 10 поездок (с возможностью прописать в маршруте «и обратно с грузом»). Межрегиональные разрешения оформляются в одном из тридцати трех Управлениях дорожного хозяйства РФ (Упрдор) или в их филиалах. Список управлений можно найти на сайте Росавтодора. Подать заявку на получение такого разрешения можно лично или также через портал «Госуслуги». В какой именно Упрдор нужно подавать заявление, зависит от начальной точки маршрута.

Денежные расходы по оформлению спецразрешений

Стоимость оформления специального разрешения — госпошлина в размере 1600 рублей (с 01.01.15; до этой даты 1000 р.), уплачиваемая по реквизитам, предоставляемым органом управления дорожного хозяйства.

Отдельно оплачивается ущерб, наносимый дорогам автотранспортом, чья общая масса с грузом и/или осевые нагрузки превышает допустимые. Величина ущерба рассчитывается специалистами управления дороги по специальной формуле и зависит от величины превышения нормативов, длины маршрута, типа дорог, типа транспортного средства. Величина ущерба за превышение осевых нагрузок сравнительно выше, чем ущерб за превышение предельной общей массы. Это связано с тем, что дороги разрушаются больше именно под воздействием точечного давления на пятно соприкосновения с дорогой. Если даже большая общая масса распределена на большое количество осей — дорожное покрытие страдает меньше.

Также, при проследовании «высокого» негабаритного груза (с превышением установленного ограничения по высоте — 4,0 м) по населенным пунктам, возможно потребуется согласование с организацией, заведующей энергохозяйством и/или электротранспортом населенного пункта. В случае, если груз слишком высокий и существует опасность повреждения контактно-кабельной сети, требуется сопровождение автопоезда специальным транспортом — «вышкой», предоставляемым энергохозяйством. «Вышка» едет вместе с автопоездом и приподнимает провода в тех местах, где мог быть контакт.

> Перевозка негабаритного груза морским транспортом

    Требования к водителю при автотранспортировке негабаритных грузов

    Перевозка негабаритного груза представляет собой сложный и в некоторых случаях опасный процесс, поэтому существует ряд требований, предъявляемых к водителю и процессу грузоперевозки в целом, например:

    • груз должен быть размещён таким образом, чтобы не ухудшать и не ограничивать обзор водителя
    • груз не должен негативно влиять на устойчивость используемого транспортного средства, то есть должен быть закреплён по всем правилам безопасности и не должен провоцировать опрокидывание транспорта во время передвижения
    • груз не должен затруднять управление транспортным средством
    • груз не должен препятствовать восприятию сигналов, подаваемых водителю участниками дорожного движения, не должен загораживать светоотражатели, опознавательные знаки, осветительные устройства и другие приборы
    • груз не должен производить шумы и другие звуковые помехи, не должен поднимать пыль при транспортировке, вредить дорожному покрытию и окружающей среде
    • во время движения водитель обязательно должен осуществлять контроль размещения, крепления и состояния перевозимого груза.

    Организация автоперевозки негабаритного груза

    Если груз по своим параметрам выходит за габариты транспортного средства, то есть выступает сзади и спереди на 1 м или сбоку на 0,4 м (40 см), то на автомобиль должен быть установлен специальный опознавательный знак «Крупногабаритный груз».

    В некоторых случаях автоперевозка груза требует организации сопровождения перевозки.

    До 1 июля 2014 года действовали следующие правила:

    Перевозка негабаритного груза должна быть организована силами транспортной компании, если груз имеет следующие параметры:

    • длина транспортного средства с грузом более 24 м, но менее 30 м;
    • ширина транспортного средства с грузом более 3,5 м, но менее 4 м;

    Перевозка негабаритного груза должна сопровождаться представителями автодорожной инспекции, если груз имеет следующие параметры:

    • длина транспортного средства с грузом более 30 м;
    • ширина транспортного средства с грузом более 4 м.

    С 1 июля 2014 года, в связи с вступлением в силу приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 , устанавливающего Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вводятся следующие мероприятия по организации перевозок негабаритных грузов:

    52. Для обеспечения безопасности при перевозке крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов и информирования других участников дорожного движения о его габаритах, перечисленных в таблице «Обязательные условия использования автомобилей прикрытия» (приложение к настоящим Правилам), необходимо использование автомобилей прикрытия. 53. Автомобиль прикрытия должен двигаться: 1) перед транспортным средством: на безопасном для движения расстоянии (с учетом установленной скорости движения), уступом с левой стороны по отношению к транспортному средству, перевозящему крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз, таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства с информационным светоотражающим или световым табло, указанным в пункте 56 настоящих Правил, обращенным вперед; с развернутым устройством для определения высоты искусственных сооружений и других инженерных коммуникаций при высоте транспортного средства с грузом или без груза свыше 4,5 метра; 2) позади транспортного средства с информационным светоотражающим или с внутренним освещением табло, указанным в пункте 54 настоящих Правил, обращенным назад. Использование автомобиля прикрытия позади транспортного средства необходимо также в случаях, когда свес груза за задний габарит транспортного средства составляет более четырех метров независимо от прочих параметров транспортного средства с грузом. 54. Автомобиль прикрытия должен: 1) иметь светоотражающие желто-оранжевые полосы; 2) быть оборудован: двумя проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета (допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе); информационным светоотражающим или световым табло желтого цвета размером один метр на 0,5 метра с текстом «БОЛЬШАЯ ШИРИНА», «БОЛЬШАЯ ДЛИНА», выполненным из световозвращающей пленки синего цвета с высотой шрифта 14 см; устройством для определения высоты искусственных сооружений и других инженерных коммуникаций. Проблесковый маячок устанавливается на крыше транспортного средства или над ней. Способы установки проблесковых маячков должны обеспечивать надежность их крепления во всех режимах движения и торможения транспортного средства. 55. Информационное светоотражающее или с внутренним освещением табло должно устанавливаться на крыше или над ней автомобиля прикрытия за проблесковым маячком по ходу движения и использоваться в целях дополнительного информирования участников дорожного движения о габаритных параметрах транспортного средства: при ширине транспортного средства с крупногабаритным грузом свыше 3,5 метра — «БОЛЬШАЯ ШИРИНА»; при длине транспортного средства с крупногабаритным грузом более 25 метров и при одновременной ширине не более 3,5 метра — «БОЛЬШАЯ ДЛИНА»; при ширине транспортного средства с крупногабаритным грузом свыше 3,5 метра и одновременной длине более 25 метров на автомобиле прикрытия, следующим впереди, — «БОЛЬШАЯ ШИРИНА», а на автомобиле прикрытия, следующим позади, — «БОЛЬШАЯ ДЛИНА».

    Сколько автомобилей прикрытия необходимо — описывается в таблице-приложении к Правилам:

    Ссылки

    • Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
    • Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
    • Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 362-ФЗ. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок»
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272. «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
    • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 24 июля 2012 г. N 258. «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».
    • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 марта 2013 г. N 107. «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении».
    • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 г. N 7. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934. «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 12. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения» и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями).
    • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 27 апреля 2011 г. N 125. «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств»
    • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 12 августа 2011 г. N 211. «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам»
    • Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Статья 12.21.1. «Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов»
    • Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации
    • ПДД — Правила Дорожного Движения Российской Федерации
    • Правила от 29.11.1996 N 44 Правила безопасности перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КГТ). РД 31.11.21.24-96 (утв. приказом росморфлота от 29.11.1996 N 44)
    • https://web.archive.org/web/20160808163426/http://gucmp.ru/index.php/obshchie-polozheniyaПоложение о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ и военной автомобильной инспекции (утв. постановлением Правительства РФ №20 от 17.01.2007 года );

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх