Гарантирующий поставщик электроэнергии

Знакомство с понятием гарантирующего поставщика электроэнергии

Электрическая энергия — это та же продукция, которая продаётся как оптом, так и в розницу, в случае предоставления её отдельным частным лицам. Естественно, что для любого потребителя нужны гарантии по предоставлению данного электрического продукта, именно их дает гарантирующий поставщик электричества. То есть это учреждение члена розничного и оптового рынка электроэнергии, который занимается предоставлением качественной и надёжной единицы энергии, всякому клиенту, обратившемуся к ней. Обязательным условием является то, что точка, подключаемая к сети расположена должна быть в области или зоне деятельности электропоставщика.

В любом регионе Российской Федерации есть гарантирующие поставщики электроэнергии предоставляющее клиенту электроэнергию именно в этом территориально чётко ограниченном участке.

Накануне того как появились розничные рынки установленный статус обрели следующие компании:

  1. Компании и учреждения появившееся в итоге реорганизации крупных областных энергетических поставщиков;
  2. Оптовые перекупщики, которые отвечают определённым директивам розничных рынков и требуемым аспектам.

Если приходиться менять в районе или области поставщика, то эта операция обязана быть абсолютно публичной и прозрачной, а уведомление об этом публикуется в местных информационных изданиях, а в сегодняшнее время инновационных технологий ещё и на страницах интернета. После замены гарантирующего поставщика юридическим лицам являющимися покупателями нужно будет перезаключить договор с новой компанией, предоставляющей эту продукцию, а населению всего лишь изменить реквизиты платежа.

Кому можно присвоить статус гарантирующего поставщика

С этапа вступления в силу постановления N 530, по всей территории России гарантирующий поставщик электроэнергии мог обрести данный статус если он являлся:

  • компанией энергосбыта, которая была основана после трудоёмкого процесса реорганизации крупных энергетических организаций региона;
  • оптовые продавцы, или же созданные на их основе компании, которые поставляют электроэнергию населению как продукт и финансированы бюджетом потребителей не меньше чем 50 миллионов кВт/ч за один год;
  • объекты, которые не имеют электрической связи с общей энергетической системой России. Они сами вырабатывают электроэнергию, в нужном для региона объёме и распространяют её населению или предприятиям, для них нет необходимости проведения открытого конкурса, а передача подобающего имущества и оборудования будет проходить совместно с присвоением статуса. По сути, это компании генерирующие энергию на островах или получаемые их с материковых зон.

Конкурс на присваивание кандидату поставщику статуса производится на основание официального публичного конкурса. Если очередной тендер признан несостоявшимся по разным на то причинам, последующий проводится только через 3 месяца. Так происходит до тех пор, пока не останется один участник. В это время действующий поставщик электроэнергии, который до этого был гарантирующим поставщиком исполняет все свои обязательства, до тех пор или же той даты когда новому поставщику будет присвоен данный, выигранный в тендерной борьбе, статус.

Требования к участникам:

  1. Обязательное наличие официальной лицензии по торговле электроэнергией физическим и юридическим лицам;
  2. Наличие личного состояния, которое должно равняться не меньше 5 % среднемесячной цены продаваемой энергии. Также это может быть предоставление банковской гарантии данной суммы;
  3. Согласование как информативное, так и техническое с системным оператором;
  4. Отсутствие даже минимальной задолженности перед другими поставщиками электричества и предоставляемых ими сервисов.

Кто же побеждает в тендере?

Победителем стаёт участник, который подал заявление и указал в нём меньшую величину нужной ему прибыли, в которую были включены все имеющееся затраты связанные с выработком электроэнергии и услугами по её транспортировке и распространению среди клиентов (потребителей). Если получается так, что гарантирующий поставщик, который вступил или вступает в свои обязанности не может дальше исполнять их и добровольно отказывается это делать, то проводится снова дополнительный публичный конкурс. Если и он не даст результатов, то обязательства по предоставлению качественной электроэнергии ложатся на плечи сетевому органу, который территориально отвечает за это.
Правда, в случае если поставщик выигрывает конкурс, то у него сразу же появляются обязанности, в которые входят:

  1. для победителей, которые не считаются участниками оптового рынка электроэнергии, нужно в кратчайшие сроки обрести статус субъекта оптовой торговли;
  2. произвести регистрацию группы всех точек, существующих на оптовом рынке, естественно, только в зоне где поставщик работает;
  3. сохранение своего финансового состояния или же капитала не меньше контрольных величин;
    запрещается допускать уменьшение своего состояния больше чем на 20%, ниже суммы, обозначенной в конкурсной официальной заявке;
  4. исполнять свою активность как гарантирующего поставщика электроэнергии за материальную награду, которая будет равна надбавке за сбыт;
  5. постоянно выполнять непрерывную информативную связь и с оператором сети, и с руководителем системы оптового рынка;
  6. соответствующим образом и в полном объёме реализовать все прописанные обязанности перед оптовым поставщиком энергии, а также ни в коем случае не допускать просрочки оплаты за установленный период, а также объём взятой энергии;
  7. если будет преждевременное прекращение деятельности поставщика по любым причинам, то организацию внеочередного тендера поставщик будет должен взять на себя.

Подписание и реализация договора с гарантирующим поставщиком

Гарантирующие поставщики делают поставку электроэнергии согласно общественным соглашениям энергоснабжения, а также по контракту купли-продажи (поставки). Характерной чертой общественного договора считается то, что он обязан по закону подписать соглашение со всеми потребителями, которые к нему пришли с обращением.

В соответствии с соглашением, обеспечивающие гарантированную поставку электрической энергии организации обязаны выполнять подачу электроэнергии чётко указанных параметров, а также осуществлять услуги, связанные с этим, в том числе и диспетчерскую связь, а покупатель, в свою очередь, должен регулярно и без задержек платить полную сумму за электроэнергию и предоставленные услуги. При этом для населения, необязательно оформлять письменное соглашение с гарантирующим поставщиком – заключением его признается факт полной и своевременной оплаты счета за потраченную энергию.
Другие же клиенты обязаны заключать контракт в письменном виде, при этом обязаны также информировать поставщика:

  1. о подключении всех электрических устройств и их соответствие техническому исправному состоянию;
  2. о планируемых объёмах электроэнергии которую они будут брать из сети, с ежемесячной детальной информацией. Она должна быть предоставлена не позднее 2 месяцев до начала очередного периода. Цену разницы между фактическими и запланированным (договорным) объёмами оплачиваются согласно стандартных, установленным поставщиком, правил и норм стоимости электроэнергии для покупки в розницу.

Если потребитель неправильно указал фактические данные о потребляемой электроэнергии товар и услуги, или же не оплатил согласно тарифу счёт по израсходованной энергии, то гарантирующий поставщик вправе абсолютно законно отказаться от выполнения обязательств как по поставкам, так и по предоставляемым услугам. В случае незаконного и несанкционированного подключения к сетям поставщик обращается в правоохранительные органы и в суд и тогда это уже административное нарушение, за которое полагается штраф.

Гарантирующий поставщик или энергосбытовая организация (энергосбытовая компания). Кто лучше?

Этот вопрос встает перед каждым потребителем электроэнергии. Однозначного ответа на него нет. Каждое предприятие отвечает на него по своему. Поэтому я приведу плюсы и минусы работы с гарантирующим поставщиком и энергосбытовой организацией (энергосбытовой компанией).

Гарантирующий поставщик.
Плюсы:
+ обязан принять потребителя на обслуживание;
+ механизм определения цены электроснабжения закреплен законодательно (расчеты по ценовым категориям) и должен проверяться ФАС (минимальный риск завышения цены);
+ система коммерческого учета должна соответствовать требованиям розничного рынка электроэнергии (почасовой учет для потребителей более 670 кВт.);
+ легкий процесс перехода на электроснабжение к ГП;
Минусы:
— высокая сбытовая надбавка ГП, установленная РЭК;
— сбытовая надбавка увеличивается при росте цен электрической энергии и мощности (актуально до 1 июля 2018 года);
— бюррократизированность обслуживания (отсутствие индивидуального подхода к клиенту);
— практически невозможно изменить договорные условия (график платежей, информобмен, пр.) относительно условий работы ГП, изложенных в стандартной форме договора энергоснабжения;

Энергосбытовая организация (энергосбытовая компания).
Плюсы:
+ низкая сбытовая надбавка;
+ индивидуальный подход к клиенту;
+ гибкие договорные условия;
Минусы:
— низкая прозрачность расчетов (риск завышения стоимости электроснабжения);
— система коммерческого учета должна соответствовать требованиям оптового рынка электроэнергии (требуются значительные финансовые вложения);
— сложный процесс перехода на электроснабжение к ЭСО.

Подробнее о механизмах расчетов конечной стоимости электроснабжения по договорам с энергосбытовыми организациями можно прочитать .

Таким образом, заключив договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком потребитель получает стандартные условия обслуживания и высокую сбытовую надбавку. При заключении соответствующего договора с ЭСО потребителю необходимо создать АИИС КУЭ, соответствующего требованиями оптового рынка электроэнергии, очень желательно самостоятельно анализировать выставляемую ЭСО стоимость электроснабжения, однако для крупных потребителей эти негативные факторы компенсируются экономией в части затрат на электроснабжение и индивидуальными условиями обслуживания.

Обычно, если если годовой объем потребления составляет менее 7 000 МВтч, однозначно выгоднее работать с гарантирующим поставщиком (АИИС КУЭ окупается более 3 лет), если объем потребления до 30 000 МВтч, нужно считать и анализировать. При годовом потреблении более 30 000 МВтч, как правило, выгоднее переходить на электроснабжение к энергосбытовой организации.

Обобщенная информация по теме содержится в обзоре: Минимизация затрат на электроснабжение предприятий

Гарантирующий поставщик

  • Что такое гарантирующий поставщик
  • Присвоение статуса гарантирующего поставщика
  • Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика
  • Заключение и исполнение договора с гарантирующим поставщиком

Что такое гарантирующий поставщик

Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности.

Гарантирующие поставщики работают на всей территории России, то есть потребитель электроэнергии, находящийся в любом регионе, может заключить договор с соответствующим гарантирующим поставщиком.

К началу работы розничных рынков статус гарантирующих поставщиков получили компании – действующие участники розничных рынков, в частности:

  • энергосбытовые компании, образованные в результате реорганизации региональных электроэнергетических компаний,
  • оптовые предприятия-перепродавцы, соответствующие критериям, которые определены в Правилах розничных рынков (ссылка), например, такие предприятия обязаны разделить сбытовые функции и функции по передаче электроэнергии.

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Если к началу работы розничных рынков статус гарантирующего поставщика получили компании – действующие участники рынка, то в дальнейшем этот статус будет получен по конкурсу при наступлении обстоятельств, предусмотренных п. 202 Основных правил розничного рынка, в том числе отказа гарантирующего поставщика от осуществления функций гарантирующего поставщика, принятия решения в соответствие с Правилами оптового рынка об исключении гарантирующего поставщика из реестра с субъектов оптового рынка, принятия в установленном порядке решения о ликвидации организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, принятия арбитражным судом определения о признании гарантирующего поставщика банкротом.

Процедура смены гарантирующего поставщика публична. Информация о смене гарантирующего поставщика публикуется в местных печатных изданиях, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах отраслевых ведомств и их региональных подразделений). При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком. Для населения при смене гарантирующего поставщика изменятся только платежные реквизиты, информация о которых будет размещена во всех пунктах приема платежей (в том числе, в отделениях Сберегательного банка России и «Почта России»).

Присвоение статуса гарантирующего поставщика

Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с момента введения в действие Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 были назначены:

  • неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
  • оптовые предприятия-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, поставляющие электроэнергию населению и финансируемым из бюджета потребителям в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;
  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;
  • хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова» — типичный пример – Николаевский энергоузел. В отношении таких гарантирующих поставщиков сделано исключение – передача статуса гарантирующего поставщика будет происходить вместе с соответствующим имуществом, без проведения конкурса.
  • энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической организацией, находящихся в ведении Министерства Обороны Российской Федерации и иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, находящихся в ведении Минобороны России (с 2010 г.)

В 2015 г. в соответствии с п.229 Основных положений функционирования розничного рынка, утвержденных ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 зоны деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в абзацах 3,4,6 п. 198, по которым не обеспечены участие в торговле электроэнергии и мощности на оптовом рынке были включены в зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце 2 п. 198 Основных положений функционирования розничного рынка (ПАО «ДЭК»).

Замена гарантирующего поставщика осуществляется решением уполномоченного федерального органа или решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в случае наступления обстоятельств, предусмотренных разделом XI Основных положений фунционирования розничного рынка. Конкурс организуется и проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определяются уполномоченными органами региональной исполнительной власти.

Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика-участника оптового рынка, являются группа(ы) точек поставки на оптовом рынке, которые соответствуют территориям субъектов Российской Федерации.

Изменение границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков осуществляется в случаях, предусмотренных п.228 Основных положений функционирования розничного рынка:

  • при включении в порядке, предусмотренном п.229 территории, соответствующей всей или части зоны гарантирующих поставщиков, не выполнивших требования по обеспечению участия в торговле электрической энергии на оптовом рынке в отношение его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором п. 198. Основных положений функционирования розничных рынков;
  • при принятии уполномоченным федеральным органом или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения, влекущего замену гарантирующего поставщика, в результате которого зона деятельности одного гарантирующего поставщика полностью переходит к другому гарантирующему поставщику;
  • при изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации на основании совместного письменного заявления;
  • при изменении границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, по которым определяются границы зоны деятельности гарантирующего поставщика, в случае если такое изменение произошло исключительно в результате строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Заключение и исполнение договора с гарантирующим поставщиком

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с с каждым потребителем, который к нему обратится.

Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителем условия договоров определяются по усмотрению сторон.

В соответствии с договором, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и/ или оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать потребляемую электроэнергию и предоставленные услуги.

Гарантирующий поставщик может заключать два вида договоров с потребителем:

  • договор купли-продажи, если потребитель заключил самостоятельный договор на передачу электроэнергии;
  • договор энергоснабжения, включающий в себя как условия купли-продажи электроэнергии, так и все существенные условия по передаче электроэнергии.

Последний вариант договора является приоритетным вследствие своей комплексности.

Срок начала поставки электроэнергии по договору купли-продажи должен совпадать с началом оказания услуг по передаче электроэнергии.

Договоры энергоснабжения соответствуют требованиям, устанавливаемым Основными положениями функционирования розничных рынков.

Населению нет необходимости заключать письменный договор с гарантирующим поставщиком – заключением договора считается факт оплаты счета за электрическую энергию.

Прочие потребители заключают договор в письменной форме, и должны представить информацию гарантирующему поставщику, или в сетевую организацию в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения, в соответствие с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков предоставляют документы:

  • правоустанавливающие документы и иные документы, документы, подтверждающие полномочия лица, пописавшего заявление.
  • документы подтверждающие право собственности на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения земельным участком.
  • документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
  • документы о допуске в эксплуатацию приборов учета.
  • документы, подтверждающие наличие технологической и (или) аварийной брони.
  • о планируемом объеме потребления электроэнергии с помесячной детализацией.
  • заявление о выборе ценовой категории при наличии приборов учета, позволяющих осуществить выбор ценовой категории.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх