Где Платон?

Массовые протесты водителей тяжелых грузовиков вынудили Министерство транспорта пересмотреть правила нового дорожного сбора. Чиновники совместно с депутатами Госдумы разработали поправки, отменяющие пятитысячные штрафы за неоплату проезда и значительно смягчающие наказание для собственников грузовых автомобилей.

Если ранее владелец транспортного средства должен был заплатить штраф в 450 тыс. рублей и в 1 млн — за повторное нарушение, то теперь его предлагают снизить до 50 и 100 тыс. рублей. Пока это только поправки, а до их вступления система «Платон» продолжит работать в штатном режиме.

Новым дорожным сбором облагаются тяжелые грузовики в счет возмещения вреда, который они наносят дорогам общего пользования. Соответствующее постановление правительства было принято еще два года назад. Автомобилей свыше 12 тонн насчитывается в России около двух миллионов и по словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, ущерб от проезда одного большегруза сопоставим с проездом десятков тысяч легковых автомобилей. Планировалось, что километр федеральной трассы обойдется большегрузу в 3,06 рублей, но до марта следующего года будет работать льготный тариф – 1,53 рубля.

Для сбора средств и фиксации нарушений создана автоматизированная система «Платон», созданная российской компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы». Для старта «Платона» был выбран Центральный федеральный округ (ЦФО) – здесь сосредоточено около трети грузовиков массой свыше 12 тонн. На первом этапе установлено 20 рамок контроля на федеральных трассах в Московской и Калужской области, а всего в ЦФО их будет более сотни. На рамных конструкциях установлена фронтальная камера, считывающая госномер, и боковая, которая совместно с лазерным сканером определяет тип грузовика по таким характерным признакам, как количество осей и габариты. В следующем году планируют установить 194 рамки, а в 2017-м – еще 287. Дополнительный контроль за оплатой дорожного сбора обеспечивает сотня автомобилей, оснащенных специальными комплексами фото- и видеофиксации. Данные нарушителей, не оплативших дорожный сбор, отправляются в ГИБДД, которая рассылает штрафы.

Водитель или собственник большегруза должен сначала зарегистрироваться в системе «Платон». Существуют два варианта оплаты нового сбора. Первый – это покупка маршрутной карты, которую можно оформить в офисе компании (их около ста), терминале или на сайте системы. Для тех, кто решил воспользоваться сайтом, существует упрощенный вариант оформления, но ждать проверку данных все равно придется от 5 до 10 дней.

Карта составляется самостоятельно (для этого нужно выбрать от трех до десяти промежуточных точек) и действует в течение месяца с даты начала пути. Водитель должен строго придерживаться маршрута. Например, если на путие ему встретится глухой затор или закрытый из-за ремонта участок, придется оформлять еще одну карту.

Для второго варианта оплаты в грузовик устанавливается специальное бортовое устройство с датчиком ГЛОНАСС/GPS, позволяющее определять маршрут грузовика. А списание оплаты происходит автоматически с лицевого счета владельца. Устройство выдается бесплатно зарегистрированным пользователям в офисах «Платона» и закреплено только за одним автомобилем.

По словам представителя «РТ-Инвест Транспортные Системы», маршрутные карты – самый массовый, быстрый и удобный способ оплаты и, согласно мировому опыту, в первые несколько лет работы подобных систем до 85% пользователей выбирали именно такой вариант.

Сегодня немного теории про массы и осевые нагрузки.

До недавних событий у всех на слуху были термины «5-тонник»,»10-тонник» и прочие «тонники» и применялись они для обозначения грузоподъемности автомобиля. «Петрович, нам на завтра нужно два 10 тонника!» — говорил заказчик начальнику транспортного цеха, и всем было ясно, что для перевозки некого груза, необходимы два автомобиля грузоподъемностью не ниже 10 тонн. С появлением «Платона» появился термин «12-тонник» и означает он вовсе не грузоподъемность, а разрешенную максимальную массу, применительно к нынешней ситуации «12-тонни» это любой грузовик, чья разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн.
Разрешенная максимальная масса устанавливается предприятием производителем и указывается в ПТС — это масса автомобиля + максимально допустимая масса груза (пассажиров). Для примера, допустим масса ТС без нагрузки 9 тонн, а разрешенная максимальная масса 25 тонн это означает, что масса перевозимого груз вместе с водителем, запасными колесами, соляркой в баке не должна превышать (25-9) 16 тонн, в случае автопоезда складываются параметры тягача и полуприцепа/прицепа. И еще раз акцентирую ваше внимание это устанавливается производителями — простыми словами «Мы делаем вот такие машины, на них вы можете возить вот столько груза».
В законах и актах регулирующих движение ТС и перевозку грузов или пассажиров по дорогам используется термин максимально допустимая масса или просто максимальная масса и означает массу ТС с грузом или без. Простыми словами «По этой дороге вы можете ехать на грузовике массой не более (какого-то значения) и что определили там производители нам не важно, не больше чем на знаке написано».
Максимальная масса определяется путем сложения осевых нагрузок ТС. Осевая нагрузка это масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги. Для разных дорог осевые нагрузки могут разные, для разных типов ТС осевые нагрузки могут различатся (влияют межосевые расстояния, количество осей в тележке, скатность и тип подвески) . Простыми словами «У вас 2х осный тягач, массой 8 тонн и 3х осный прицеп массой 7 тонн, на этой дороге максимально доустимая масса не может превышать 38 тонн, значит при правильном расположении груза в прицепе, вы можете перевозить 38-8-7=23 тонны.»
Если при сложении осевых нагрузок максимальная масса превышает 44 тонны эта перевозка попадает в разряд тяжеловесных и требует оформления специального разрешения, согласования маршрута в контролирующих органах и оплаты пошлины за повышенный ущерб дорогам.
Если максимальная масса ТС свыше 80 тонн, то необходима разработка специального проекта, который может потребовать, например укрепления мостов на маршруте движения.
Вопрос масс и нагрузок, конечно, значительно глубже и в одном посте охватить все аспекты сложно, но для понимания основных моментов, думаю, что вам пригодится.

Бортовое устройство системы Платон автоматизирует взимание денежных средств с владельца транспортного средства за перемещение по автомобильным дорогам общего назначения. С помощью систем Глонасс и GPS проводиться идентификация текущего маршрута и передача данных через сотовых операторов. Программное обеспечение системы автоматически проводит расчет стоимости проезда по участку дороги и списывает определенную денежную сумму со счета. Установка бортового устройства не отличается сложностью. Процедуру возможно провести самостоятельно. С пошаговой инструкцией можно ознакомиться в руководстве эксплуатации. Запрещено проводить с прибором манипуляции, не предусмотренные в инструкции.

Как устанавливается система бортового устройства Платон?

Установка бортового устройства не занимает много времени. Внимательно изучив инструкцию, прилагаемую к оборудованию, автовладелец может его подключить за несколько минут. В Центре поддержки клиентов сервиса, после документального оформления, пользователям выдается упакованный в коробку прибор. К нему прилагается паспорт и руководство по эксплуатации. Для бесплатного гарантийного обслуживания, следует сохранить коробку и документы, свидетельствующие о факте передачи устройства пользователю и о дате события. Паспорт прибора должен всегда находиться у водителя вместе с документами на машину. Его отсутствие приравнивается к эксплуатации грузового транспорта без бортового оборудования. После получения прибора владельцам транспортного средства необходимо:

  1. Изучить инструкцию по эксплуатации.
  2. Достать устройство из коробки.
  3. Обработать место крепления.
  4. Снять защитный слой липкой ленты.
  5. Закрепить оборудование на лобовом стекле.
  6. Подключить к прикуривателю.

Липкую ленту можно заменить на присоски. Однако производители не рекомендуют их использовать ввиду возможного падения прибора и потери его функциональности. Для обеспечения надежного крепления присоски со стеклом, его рекомендуется предварительно обработать обезжиривателем. Если в грузовике отсутствует прикуриватель, то для подключения устройства необходимо приобрести переходник на 12В-24В. Прибор оснащен аккумулятором, позволяющим некоторое время работать без подключенного питания. По условиям договора о безвозмездном пользовании оборудованием, автовладельцу запрещено вскрывать корпус или менять батареи. Устройство ловит сигналы спутника на протяжении двух минут после его запуска. Поэтому актуальность его показаний не стоит оценивать сразу же после включения. О подключении к спутнику и стабилизации сигналов, свидетельствует постоянно горящие и не мигающие зеленые лампы индикации.

Инструкция по использованию

Владелец грузового транспортного средства вправе самостоятельно установить на него бортовое устройство системы Платон. Ввиду простоты мероприятия отсутствует необходимость обращения к специалистам. Производитель и собственник прибора разрешают проводить с ним только те действия, которые описаны в официальной инструкции. Запрещено его разбирать и производить смену аккумулятора.

На коробке, в которую помещается бортовое устройство, нанесен личный номер автовладельца, соответствующий номеру на оборудовании. Он закреплен за транспортным средством, для которого был оформлен. Оборудованной машиной может пользоваться любой водитель при наличии соответствующей документации. Режим работы прибора находится в пределах от — 40°C до + 50 °C. Для сохранения функциональности аппарата при длительной остановке транспорта рекомендуется его снимать и забирать в случае, если за бортом ниже — 10 °C или выше +25°C. Перед тем, как завести автомобиль, следует вынуть штекер из прикуривателя, чтобы исключить выход со строя прибора ввиду образованного высокого напряжения. Стоит отметить, что поломка бортового устройства по причине неправильной его эксплуатации, не относится к категории гарантийного обслуживания, и его восстановление придется оплатить.

Советы для пользователей

Пользователям бортового устройства следует учитывать, что оборудование закрепляется не за водителем, а за конкретным транспортным средством. Его установка на другую машину является незаконной и влечет за собой начисление штрафных санкций. Выезжая на маршрут, водитель должен иметь с собой паспорт прибора. Использование бортового устройства без документов приравнивается к его отсутствию. К потере связи со спутником может привести размещение устройства рядом с предметами, изготовленными из экранирующих материалов. При некорректных показаниях прибора следует немедленно уведомить о выявленных неполадках центр поддержки и обратиться в сервисный центр для их устранения.

Бортовое устройство может быть использовано только на том транспортном средстве, на которое оно было оформлено. Его установка может быть произведена любым лицом, умеющим подключить штекер к прикуривателю или к переходнику. При эксплуатации оборудования важно соблюдать требования руководства, являющегося основным документом, регламентирующим порядок обращения с аппаратом. Нарушение его правил может привести к финансовым расходам автовладельца, связанным с необходимостью восстановления функциональности или оплаты начисленных штрафных санкций.

Советуем почитать: Регистрация в системе Платон 0/5 (0 голосов)

2015 год ознаменовался для водителей большегрузных автомобилей и перевозчиков введением системы «Платон» (или «плата за тонны»), цель которой — сбор пошлины в качестве компенсации за ущерб, причиненный гружеными автомобилями дорожному покрытию. Действие «Платона» распространяется на автотранспортные средства с разрешенной массой свыше 12 тонн. Исключениями являются автомобили МЧС, пожарной и медицинский служб, а также автотранспорт органов особого назначения.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам? ДаНет

Тарифы системы «Платон»

В 2018 году льготный тариф составляет 1 руб. 90 коп за 1 км. Такой цены удалось достичь после продолжительных протестов со стороны профессиональных водителей и дальнобойщиков. На старте внедрения в 2015 году цена 1 км составляла 3 руб. 73 коп, что сильно не устраивало как предпринимателей, так и заказчиков.

Сохранение прежнего тарифа неизменно привело бы еще большему росту цен на услуги перевозчиков.

Способы расчета стоимости

Размер платежа рассчитывает одним из двух способов:

  1. Ручной расчет с использованием маршрутной карты;
  2. Установка специализированного устройства для фиксации пройденного расстояния.

Прибор сбора информации можно бесплатно получить в офисе Росавтодора. При его использовании система автоматически отслеживает пройденное расстояние и списывает средства со счета в соответствии с длиной пройденного пути.

Маршрутную карту можно приобрести и заполнить на сайте platon.ru в разделе «Личный кабинет», в приложении для мобильного телефона, терминалах или Центрах поддержки пользователей «Платон.

Что потребуется?

Регистрацию можно пройти в Центрах информационной поддержки или на сайте platon.ru. При электронной регистрации заявителю требуется зарегистрироваться на сайте, внести информацию о владельце и самом транспортном средстве. К заявлению следует прикрепить скан-копии документов собственника и свидетельства о регистрации ТС.

Пошаговая инструкция

Самым простым и быстрым способом является регистрация на сайте системы «Платон». Для подачи заявки необходимо:

  • Зайти на сайт platon.ru и нажать кнопку «Новый пользователь»;
  • Выбрать статус (физ.лицо, ИП или ООО) и ввести в поля информацию о собственнике ТС;
  • Загрузить скан-копии документов (свидетельство о регистрации и один из документов в зависимости от статуса заявителя);
  • После регистрации появятся данные для входа в «Личный кабинет»

После прохождения регистрации есть возможность приобрести маршрутную карту или получить информацию о получении устройства автоматической фиксации данных.

Оплата Платон

Оплата сборов производится в зависимости от вида фиксации. При использовании прибора отслеживания платеж осуществляется автоматически со счета пользователя. Использование маршрутной карты предполагает оплату перед использованием ТС.

Банковским переводом

Для оплаты банковским переводом требуется заполнить платежное поручение и оплатить его в кассе любого банка. Зачисление происходит в течение 5 рабочих дней с момента приема платежа.

Некоторые банки закладывают комиссию при зачислении на банковский счет.

Через Сбербанк Онлайн

Для оплаты в личном кабинете «Сбербанк Онлайн» необходимо произвести следующие действия:

  • Зарегистрироваться и пройти авторизацию в «Сбербанк Онлайн»;
  • В разделе «Платежи и переводы» найти систему «Платон»;
  • Заполнить необходимые поля;
  • Подтвердить оплату.

Если оплата будет производится на регулярной основе, рекомендуется добавить платеж в раздел «Избранное» для быстрого доступа или настроить автоплатеж.

На сайте системы

Для осуществления оплаты в личном кабинете «Платон» необходимо привязать карту. Остальные действия схожи порядком действий при оплате в Сбербанк Онлайн.

Через терминал

Платежные терминалы являются одним из самый быстрых способов оплаты, однако, не все из них предоставляют возможность оплатить пользование «Платоном». При внесении денежных средств в большинстве случае предусмотрена комиссия за перевод, которая составляет составит около 5%, в зависимости от терминала.

Стоимость установки системы

Установка специализированного устройства не требует никаких особых знаний, так как устройство питается от прикуривателя, а в комплекте поставки есть инструкция по установке и настройке. Сложности могут возникнуть, если стандартный прикуриватель в автомобиле отсутствует.

В таком случае дополнительные работы руками опытного электрика обойдутся в пределах 1000-2000 рублей.

Бортовое устройство

Прибор автоматической фиксации данных для системы «Платон» можно получить в офисе Росавтодор абсолютно бесплатно. Он представляет из себя устройство с датчиком ГЛОНАСС и GPS, аккумулятором и набором микросхем. При эксплуатации прибора необходимо учитывать, что при понижении температуры до -20 градусов и повышении до +25 прибор может работать некорректно. При длительной стоянке рекомендуется забирать устройство из кабины во избежание переохлаждения или перегрева.

Как можно сэкономить на Платоне?

Среди грузоперевозчиков одним из самых распространенных способов уклонения от уплаты сборов в «Платон» является переход на транспорт грузоподъемностью до 12 тонн. Такие автомобили не попадают под действие системы, а значит и делать регулярные платежи не нужно. По неофициальной статистике около 40% автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн до сих пор не оборудованы прибором учета пройденного расстояния. Некоторые грузоперевозчики предпочитают платить штраф в размере 5 000 рублей ежемесячно, чем оплачивать каждый рейс автомобиля.

Мнение эксперта Иван Чайкин, автор статьи:

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Задать вопрос эксперту Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

С 15 ноября 2015 года для грузовиков массой свыше 12 т на федеральных автомобильных дорогах России действует система взимания платы «Платон». Средства, собранные системой, поступают в Федеральный бюджет, а затем идут на компенсацию расходов по ремонту дорожного покрытия и улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры.

Оплате в системе «Платон» подлежит проезд ТОЛЬКО по бесплатным участкам федеральных магистралей. В случае если маршрут проходит по платным участкам федеральной автодороги, трассам регионального значения и просёлочным дорогам, система не включает эти участки в расчёт оплаты.

Выезжая на платный участок дороги, вы платите только за проезд по нему любым удобным для вас способом (наличными, банковскими карточками или с помощью транспондера).

Как работает система?

До начала поездки грузоперевозчик должен зарегистрироваться в системе «Платон»: это позволит оформить маршрутную карту или получить бесплатное бортовое устройство. При оформлении маршрутной карты на сайте понадобится указать начальное месторасположение и планируемую точку окончания поездки, возможные промежуточные пункты (при необходимости), число, месяц, год и время отправления, государственный номер машины и свидетельство о регистрации автомобиля (СОРС). В случае с бортовым устройством — придется предоставить техпаспорт на транспорт или его копию.

В системе «Платон» действует постоплата, но средства на счет должны быть внесены грузоперевозчиком заранее, до начала поездки. Для этого можно воспользоваться интернет-сайтом системы, терминалами самообслуживания «Платон» и Qiwi или в Центре информационной поддержки пользователей.

Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 т в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS. Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.

Внимание! Каждое бортовое устройство закрепляется за определенным транспортным средством и не может быть использовано на другом автомобиле.

Сколько это стоит?

Оборудование предоставляется бесплатно в Центре информационной поддержки, на основании договора безвозмездного пользования. В нем указана стоимость бортового устройства, которое становится имуществом оператора. Однако в случае потери, несанкционированного вскрытия или порчи эту сумму придется возмещать.

Сам тариф с 15 апреля 2017 года составляет 1,90 руб. за км. В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как и наличие неисправного бортового устройства, грузоперевозчик может получить штраф до 10 тыс. руб.

Кто может не платить за «Платон»?

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от платы в системе «Платон» освобождаются:

  • транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автомобилей-фургонов;
  • специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  • специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.
  • все транспортные средства во время проезда по платным участкам федеральных автомагистралей (но не освобождаются от оплаты проезда согласно тарифу по данным участкам).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх