Глоцер Юрий Александрович сбежал за границу


Глоцер Юрий Александрович (родился 29 января 1956 года, Москва, РСФСР, СССР) — генеральный продюсер «БФГ-Медиа» и владелец банка «БФГ-Кредит» (лишен лицензии ЦБ РФ в июле 2016 года). С 2016 года скрывается за пределами России.
В 1980 году закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1980 года работал на московских предприятиях в должности инженера, старшего инженера. С 1990 по 1998 годы — директор предприятий «Руслан» и «Руслан Интернешнл», с 1999 года по 2002 год — коммерческий директор ООО «Время Водолея», генеральный директор ЗАО «БФГ-Трейдинг». В 2003 году Юрий Глоцер избран академиком Международной академии информатизации. С 2004 года — вице-президент Федерации защиты предпринимателей. Юрий Глоцер занимался также издательской и продюсерской деятельностью, которую финансировал банк «БФГ-Кредит», в котором ему и его жене принадлежало более 45% акций.
В июле 2016 года банк «БФГ-Кредит» был лишен лицензии Центробанка РФ. Выяснилось, что в балансе финансового учреждения есть «дыра» в размере 47,5 миллиарда рублей. После этого Юрий Глоцер покинул Россию. В 2017 году вся недвижимость экс-банкира и кинопродюсера (в том числе, торговый центр «Галерея Водолей» в Москве) была арестована Гудермесским судом Чеченской Республики по иску, поданному в мае 2016 года Константином Скрыпником и Роланом Гагоевым.
Женат, имеет сына.

Я сегодня свободна.. хочешь посмотреть мои интимные фото!?

Мой друг утонул во время отпуска. Его жена имеет сына 6 лет и дочь 2 года. В настоящее время она не работает в связи с уходом за ребенком до 3-х лет. Кто будет выступать субъектом права на пенсию по случаю потори кормильца и каков механизм расчета пенсии? Жена: 2 супруг умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают; Из Вашего вопроса непонятно, не работает она, то есть уволена по уходу, или находится в отпуске по уходу, в этом случае работает.

Он представил трудовую книжку, по которой его ОТС составляет 35 лет, и справку о заработке. В мае г.

Помогите пожалуйста, очень важно!

Он представил трудовую книжку, по которой его ОТС составляет 35 лет, и справку о заработке. В мае г. Гавриловой исполнилось 50 лет и она обратилась за назначением пенсии. На его иждивении находилась 8- летняя дочь Ольга. Если Вам необходима помощь справочно-правового характера у Вас сложный случай, и Вы не знаете как оформить документы, в МФЦ необоснованно требуют дополнительные бумаги и справки или вовсе отказывают , то мы предлагаем бесплатную юридическую консультацию:.

Чем отличается предмет отрасли права социального обеспечения от предмета науки? Что такое система отрасли права? Муж Смирновой утонул во время отпуска. Смирнова имеет сына 6 лет и дочь полутора лет. В настоящее время она не работает в связи с уходом за ребенком до 3 лет. В какой орган следует обратиться? Имеет ли он право на получение пенсии по «старости на территории России? В настоящее время она не работает в. За консультацией обратилась гражданка смирнова.

Смирнова имеет сына 6 лет и дочь. Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей. Семья Забродиных состоит из инвалида Великой Отечественной войны Забродина в возрасте 75 лет, его жены 70 лет, летней дочери, в настоящее время безработной, внучки 20 лет, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, и годовалого правнука.

На какие виды социального обеспечения имеет право данная семья? Сергеев заключил с НПФ договор, в соответствии с которым ежемесячно перечислял в фонд определенный взнос в расчете на то, что через 5 лет по достижении пенсионного возраста будет получать дополнительную пенсию от фонда.

Однако через 3 года данный фонд перестал существовать. Какова юридическая природа отношений, возникших между Сергеевым и фондом?

Петров служил в органах МВД. Во время исполнения служебных обязанностей он получил травму, в результате которой стал инвалидом II группы. Имеет ли право Петров на пенсию по инвалидности? Из каких источников она будет выплачиваться? Кто будет выступать субъектом права на пенсию по случаю потери кормильца? Из детского приемника-распределителя его направили в детский приют. В каких правоотношения по социальному обеспечению состоит Сережа?

Определите объект и содержание этих правоотношений. Вольжанский г. Его направили в стационар протезно-ортопедического предприятия. В каких правоотношениях по социальному обеспечению состоит Вольжанский? За годы работы находился на больничном листе — 1 год, находился в отпуске без сохранения заработной платы по личному заявлению 4 месяца. Будут ли включены в профессиональный стаж при начислении досрочной пенсии указанные периоды?

Одинцов обратился в территориальный Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении пенсии. При подсчете страхового стажа соответствующий орган не засчитал ему время, проведенное в местах лишения свободы с мая по июнь гг. Правомерно ли решение территориального Пенсионного фонда РФ? Нарушены ли права Одинцова в соответствии с действующим законодательством? В настоящее время ей 47 лет, общий трудовой стаж составляет 30 лет.

Лебедева просит разъяснить, когда у нее наступает право на досрочную пенсию. Лаврова, г. Лаврова оставила работу и посвятила себя уходу за больным ребенком, который по достижении 18 лет был признан инвалидом I-й группы. Каков трудовой и страховой стаж Лавровой на настоящее время? Женщина родила и воспитала до 8 лет 4-х детей, пятого ребенка от первого брака мужа удочерила в возрасте 6-ти лет, что подтверждается решением суда. С какого возраста ей будет назначена страховая пенсия по старости?

В июне г. Сестра умершего, которой 17 лет, ухаживает за детьми умершего и не работает. Вдова умершего работает. Трудятся также его родители. Имеет ли право сестра умершего на страховую пенсию по случаю кормильца? Вдове исполнилось 55 лет через два года после смерти кормильца-мужа. Она обратилась за пенсией и пенсию ей назначили. Через некоторое время она заключила новый брак. Сохранится ли за ней право на пенсию по случаю потери кормильца после вступления в новый брак?

В соответствии с приказом по предприятию, изданным 15 февраля, работник должен был приступить к работе 17 февраля. Однако 16 февраля он заболел и выздоровел лишь 18 февраля.

Полагается ли работнику пособие за весь период временной нетрудоспособности? Что считать фактическим началом работы?

Работник, имеющий анатомический дефект ноги ампутированная стопа , переходя дорогу, зацепился поврежденной ногой за бордюр тротуара и получил травму. У работника, находящегося в отпуске без сохранения заработной платы с 26 июня по 15 июля, временная нетрудоспособность вследствие бытовой травмы наступила 5 июля и продолжалась до 26 июля.

С какого дня следует выдавать пособие по временной нетрудоспособности? Работнику по его просьбе администрация фирмы предоставила кратковременный отпуск без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам с 10 по 14 сентября.

Находясь на работе, в сентябре он получил травму, в связи с которой был временно нетрудоспособен с 8 по 17 сентября. За какой период должно быть выдано работнику пособие по временной нетрудоспособности? Как отпуск без сохранения содержания, предоставленный работнику, повлияет на выдачу пособия? Ребенку Ивановой 3,5 месяца. Два года перед его рождением она не работала, так как ухаживала за парализованной матерью. Муж — инвалид II группы, работать не может.

Полагаются ли семье Ивановой пособия? Если да, то какие? Колотова — предприниматель без образования юридического лица. На основании каких законодательных актов и где ей выплатят пособие по беременности и родам? Родители годовалых близнецов погибли в автокатострофе. Опеку над одним оформила бабушка по материнской, а над другим — бабушка по отцовской линии. В каком размере будет назначено пособие по уходу за ребенком до полутора лет каждому из опекунов? Работница находилась в отпуске по уходу за ребенком с 15 декабря г.

Впервые обратилась за пособием 10 июля г. За какой период ей будет выплачено пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет?

Ленникова — студентка дневного отделения вуза. Родила ребенка, академический отпуск не взяла. Оформила заявление на свободное посещение занятий.

Какие виды пособий на ребенка она имеет право получать? Муж после армии не работает, имеет статус безработного. Женщина не работает, с двумя детьми проживает в Москве, где и зарегистрирована.

Муж зарегистрирован и работает во Владивостоке. На детей никаких выплат не получают. В Москве говорят, что пособие должны получать по месту работы мужа. Во Владивостоке по месту его работы отвечают, что дети здесь не зарегистрированы.

Разрешите ситуацию. После увольнения в феврале г. Затем получала пособие по безработице, а через несколько месяцев обратилась в пенсионные органы по поводу досрочного оформления пенсии по старости.

Однако при оформлении пенсии не засчитали в общий страховой стаж те три месяца, когда она стояла на учете в службе занятости и получала выходное пособие. Прав ли пенсионный орган? Егоров был зарегистрирован в качестве безработного. Его заработок за последние три месяца работы составил рублей. Егорову 37 лет, страховой стаж — 19 лет, непосредственно перед обращением в службу занятости — 5 лет.

Имеет двоих детей 8 и 11 лет. Определите размер пособия по безработице.

Экзаменационный билет №6 (ответ)

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации Пособие по безработице Задача 1. Васильев обратился в отдел кадров за разъяснением, зачем ему выдали страховое свидетельство пенсионного фонда, какого значение данного документа. Дайте ответ на вопрос Васильева Задача 2. Муж Смирновой утонул во время отпуска.

Работы по юриспруденции

Муж Смирновой утонул во время отпуска. Смирнова имеет сына 6 лет и дочь полутора лет. В настоящее время она не работает в связи с уходом за ребенком до 3 лет.

Вход Регистрация. Список сообщений Новая тема. Помогите пожалуйста решить задачки.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки студента.

Switch to English регистрация. Телефон или email. Чужой компьютер. ВГУЭСники :.

Муж смирновой утонул во время отпуска

Скачать бесплатно готовую Контрольную работу по Трудовому праву. Объем работы: 20 стр. Год: В соответствии со ст. Необходимо отметить, что действующим законодательством в сфере государственного социального страхования специально для кадровых служб не предусмотрено какого-либо перечня функций по ведению персонифицированного учета.

Муж Смирновой утонул во время отпуска. Смирнова имеет сына 6 лет и дочь полутора лет.

Функции КС по ведению персонифицированного учета

Муж Серовой утонул во время отпуска. Серова имеет сына 6 лет и дочь полутора лет. В настоящее время она не работает в связи с уходом за ребенком до 3 лет. Кто выступает субъектом права на пенсию Участник зарекомендовал себя высокими достижениями в количестве созданных релизов и поддержке существующих.

КОНТР раб по ПСО 2014-2015

Данный вид пенсионного обеспечения дается не просто так, а за те лишения, которые претерпевает служивый за 20 и более лет своей жизни. Однако минимальная выслуга лет, которая нужна для назначения пенсионного обеспечения военнослужащим — это 12,5 лет. И именно за эти заслуги после увольнения он получает различные преференции, в том числе в виде пенсии за выслугу лет. Законодательство о пенсионном обеспечении силовиков достаточно консервативно, закон РФ от N 4468-1 Право на указанный вид выплат распространяется на офицеров, прапорщиков, мичманов, рядовых-контрактников, проходивших военную службу в различных силовых органах РФ и бывшего Советского Союза, кроме прокурорских работников и судей, у них своя система обеспечения пенсией.

6. Муж Смирновой утонул во время отпуска. Смирнова имеет сына 6 лет и дочь полутора лет. В настоящее время она не работает в связи с уходом за​.

Свидетельство участника программы переселения выдается в течение двух месяцев. Заявление о понижении процентной ставки по ипотеке сбербанк banki. Купили чайник а он пахнет можно его вернуть В этот момент каждая из сторон вступает в установленные.

Ответ: ТК РФ разрешает работникам в любой момент расторгнуть трудовой договор. Лицо может уволиться по собственному желанию до конца испытательного срока. Для этого необходимо написать заявление произвольной формы за 3 календарных дня до ухода.

Красноярск)родители в разводе уже 2 года, но только сейчас отец решил подать в суд о разделе квартиры, а так же подал заявление чтобы взыскать с мамы половину долга за квартиру, ипотеку брали на двоих,но выплачивал ее отец, у матери нет средств чтобы ее выплачивать, квартира записана на родителей, но так же там прописаны сестра,несовершеннолетняя, и я,мне 20, мама не в состоянии выплачивать долг за квартиру, что можно сделать в этой ситуации, отец выплачивает алименты сестре. С отцом первого ребенка мы не были в браке.

Данный срок может быть увеличен в зависимости от категории спора и заявляемых требований. Комплексное ведение дела в суде в первой инстанции включает в себя подготовку иска, расчет исковых требований, либо написание отзыва на исковое заявление, подготовку иных процессуальных документов, ознакомление при необходимости с материалами дела, посещение предварительного и основного судебного заседания.

При рассмотрении дела в вышестоящих инстанциях — это написание апелляционной, кассационной или надзорной жалобы либо отзыва на такие жалобы, подготовка иных процессуальных документов, ознакомление с материалами дела, участие в судебном заседании.

Возможность для абонента эффективно защитить себя и своих близких от любых юридических проблем.

Условия утилизации — быть собственником авто не менее 6 месяцев. Собственником я стал, когда подписал договор купли-продажи более 6 месяцев. А постановка на учет в ГИБДД никак не влияет на мое право собственности. Вот и хотелось бы проконсультироваться с компетентными людьми, которые дадут развернутый ответ.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Муж раз в неделю уезжал в лес. Жена решила проследить. Потом долго не могла в себя прийти

Чиновничья Фемида – это сатиричная скульптура современного художника и скульптора, Йенса Галшиота, которая находится в Копенгагене в Дании. Данная скульптура относится к современным творениям и расположилась в центре столицы совсем недавно, в 2009 году.
Скульптура Чиновничья Фемида довольно необычная и носит исключительно сатирический характер. Она олицетворяет отношение автора к современному миру, в частности к правосудию и справедливости чиновников в индустриально развитых городах и странах.
В одном из интервью автор скульптуры Йенс Галшиот поделился следующими мыслями:
«Когда я работал над созданием моей Фемиды, я думал о тех коррумпированных высокопоставленных лицах, которые каждый день прячут в ящик своего стола толстые пакеты с деньгами, получаемые за «правильные решения». Меня очень возмущает сложившаяся ситуация в современном мире и больше всего то, что СМИ это умалчивают, а многие люди просто закрывает на все глаза. Что меня вдохновило на создание такой скульптуры, поимо чувства крайнего возмущения, так это творения прошедших веков. Я имею в виду те далекие времена, когда людям приходилось писать летописи, рисовать картины и создавать скульптуры для того, чтобы хоть как-то передать будущим поколениям атмосферу этого времени. Я надеюсь, что моя скульптура повлияет на сознания людей, каждый день проходящих мимо нее, или тех, кто увидит ее лишь однажды, и что эти люди «откроют свои глаза».

A thesis submitted for the degree of Candidate of Politolohy]. Moscow, 2013, 17 p.

19. Milevsaya T.V Dinamika yazykovykh i kul’turnykh protsessov v sovremennoy Rossii, 2016, no. 5, pp. 1496-1500.

21. Tikidzh’yan R., Melkonyan V. Voprosy armenove-deniya, 2015, no. 2(5), pp. 111-121.

V A. Tishkov and V.V. Stepanov. Moscow, IEA RAN, 2016, 297 p.

17 сентября 2018 г.

УДК 316.334.52+801.311

ТОПОНИМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И

ПАМЯТИ В КБР: НАЛЬЧИК

В.Х. Тхакахов

DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-73-80

Урбанонимы — часть символического пространства города. Изучая структуру урбанонимов, историю и механизмы их трансформации, можно анализировать процессы конструирования и деконструк-

ции идентичности и памяти применительно к тому или иному региону или городу. Исключением являются пространства, в которых сложилась традиция наименований и переименований городских объектов вне явных идеологических

рамок: там, где исходным выступает нумерологический или иной подход, не предполагающий антропологическую персонализацию урбано-нимов. Хотя, строго говоря, неидеологических урбанонимов не бывает. Даже отказ от персона-лизации городских топонимов, от использования личных имен и фамилий имеет идеологический смысл и значение. Анонимность может преследовать эгалитарные, дискриминационные или какие-либо иные цели.

Переход, например, в туркменских городах к «числовым» урбанонимам является показательным для дискриминационной стратегии, т.к. мемориализует только узкую группу туркмен (преимущественно родственников С. Ниязова). Немалая часть городских объектов получила свой порядковый номер (с 1908 по 2119), и другим туркменам на данном историческом этапе не суждено попасть на карту города, несмотря на свои заслуги, репутацию и иные преимущества.

Однако в большинстве городов доминирует практика идеологизации и очеловечивания (гуманизации) урбанонимов. «То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально размеченным и сконструированным» . Отсюда следует, что карту города, пространство, которое она отображает, можно трактовать и читать как историю ее жителей, региона, страны, как историю трансформации или консервации символов городского пространства. Для социального исследователя карта города предстает одним из инструментов власти . Власть может «именовать, идентифицировать, категоризировать и устанавливать, что есть что и кто есть кто» . Для идентификации, как известно, выбираются определенные типы имен и наименований. Имя — один из структурных элементов символического пространства человеческих поселений. Функция имени — идентифицировать, сопрягать и связывать символы с памятью, пространством и временем. Социология имеет дело не с именем вообще, а с социальным именем. Только последнее значимо для обществ, сообществ и групп. Именно с ним соотносят себя их члены, а также институты, которые отбирают список имен для последующей мемориализации. Бывает и так, что имена утрачивают свою былую значимость в результате ослабления символического господства и насилия. Один из результатов символических перемен — трансформация памяти: забвение одних имен и мемориализация других. С точки зрения социологии власти наименование — это не только разновидность символического капитала, но и инструмент установ-

ления и поддержания господства в социальном пространстве. Наименования становятся объектом пристального внимания властей, лоббистских групп, социальных движений, особенно на переломных этапах общественного развития. Топонимические «битвы» — реальность нашего времени.

В последнее время активизировался интерес зарубежных и отечественных специалистов к проблемам идентичности и памяти, к мемориальной культуре и коммеморативным практикам. Особенность длящегося момента заключается в том, что данные явления привлекают внимание не по отдельности, а в совокупности и во взаимосвязи. Именно на данный аспект обращают интеллектуальный взор современные исследователи .

Столицы регионов, как известно, — это центры производства, распределения, обмена и потребления символов, в первую очередь местных. Здесь сконцентрирована элита, ресурсы; здесь вырабатывается идеология и политика идентичности. Городские и сельские пространства элитой рассматриваются как площадки для воплощения последних, как места для утверждения символического господства и власти.

Процесс топонимического передела в КБР был запущен в 20-е годы XX века. Советизация поселенческой топонимики первоначально коснулась названий населенных пунктов Кабарды и Балкарии. Для установления символического господства новая власть инициировала процесс деконструкции топонимов прежних владельцев. С этой целью были переименованы практически все поселения, носившие имена и фамилии кня-жеско-дворянских сословий Кабарды и Балкарии . Последние, как известно, были сразу же деклассированы, имущество экспроприировано и всем им была объявлена символическая смерть посредством топонимического передела и забвения.

Напомним, что подавляющее большинство названий населенных пунктов в регионе имели антропонимический характер, особенно в Кабарде. Советский проект символического насилия, опираясь на процесс реквизиции собственности, ликвидировал привязку социальных топонимов к территории. Антропонимическая идентичность мест была деконструирована и официально был утвержден переход к гидронимам и этнонимам. Возврат к антропонимам в поселениях произошел позднее по мере накопления советского символического капитала (герои революции и Гражданской войны, герои

труда, руководители, ветераны и т.п.). Советская стратегия в области топонимики населенных пунктов начала таким образом культивировать этнонимические названия, создавая словами, наименованиями символы, которых ранее не было. И в Кабарде и в Балкарии до революции эт-ничность занимала периферийное положение в структуре идентичности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В постсоветское время наметился точечный топонимический передел реставрационного типа, когда часть населенных пунктов (в основном сельских) по решению сходов жителей и местных властей вернула себе прежние дореволюционные названия. Имена основателей поселений — княжеско-дворянского происхождения. Преимущественно это затронуло кабардинские поселения республики. Балкарские переименования носили в основном не антропонимиче-ский, как у кабардинцев, а этнонимический и гидронимический характер. Однако в строгом смысле незначительное количество переименований населенных пунктов КБР являются квазипереименованиями — реставрациями. На самом деле символические трансформации совершаются вне контекста и процесса реституции. Возвращается имя, но нет возврата собственности и аристократического капитала кабардинской и балкарской княжеско-дворянской элиты.

До сих пор процесс примирения с дореволюционным прошлым и в Кабарде, и в Балка-рии, в отличие от Чечни и Ингушетии, находится в зачаточном состоянии. Наше знание о нем является уже достаточно продвинутым (и со стороны ученых, и со стороны обычных граждан). Но представления не перерастают в интенции и практики мемориализации. Иначе можно было бы увидеть имена великих забытых кабардинцев и балкарцев на улицах, площадях и скверах городов и поселений КБР. Например, в поселениях Эльбрусского района отсутствуют годонимы или какие-либо иные формы мемориализации в честь Урусбиевского общества балкарцев, его отцов-основателей и продолжателей, особенно И. Урусбиева. Балкарский таубий, подвижник, образованный человек, сделавший на порядок больше для развития местного сообщества, чем многие персоны, память о которых увековечена в топонимике района. Тотальное забвение характеризует и с. Верхний Баксан, бывшее Урусбие-во — изначальный центр Урусбиевского общества балкарцев. Сходная ситуация в Чегемском и в Черекском районах. Исключение составляет с. В. Балкария, на карте которого можно обнаружить улицу Айдаболова. В с. Бабугент, которое осно-

вали таубии Айдаболовы и Занхотовы, официальная память предпочитает мемориализировать преимущественно деятелей советского периода (борцов за советскую власть, известных уроженцев поселений и др.). Коллективная память, таким образом, действует избирательно, с позиций дискриминации и классового подхода. Внутри памяти соседствуют взаимоисключающие компоненты: мифология революции и реальность депортации, советская уравнительная идентичность и постсоветский проект социально-экономической и идеологической поляризации общества.

В топонимическом отношении Нальчик, наверное, — одно из наиболее консервативных («застывших») городских пространств на Северном Кавказе. Данное состояние обусловлено, на наш взгляд, не отсутствием социальной активности в деле топонимических трансформаций, а позицией официальных властей по этому вопросу. Общая детерминанта — это структура политической элиты в республике, которая блокирует и максимально затягивает процесс новых наименований и переименований. Текущая специфическая детерминанта — это, во-первых, продолжающееся господство идеологии советской идентичности в части мемориализации местных деятелей советского периода; во-вторых, конфликт и борьба топонимических лоббистов за передел и сохранение символического пространства в столичном центре и иных поселениях республики; в-третьих, межэтническая компонента топонимического процесса.

В отличие от Магаса и Грозного стратегия топонимического конструирования в Нальчике игнорирует досоветский этап истории кабардинцев, балкарцев и других народов КБР. Если в первых двух городах досоветское прошлое — составная часть идентичности вой-нахов, которая мемориализуется в урбанонимах, а также в коммеморативных практиках, сопряженных не только с пространством памяти, но и со временем памяти, то в Нальчике совершенно иная ситуация. Здесь продолжает доминировать советизация истории. Значимый вклад знаменитых кабардинцев и балкарцев в милитарную, политическую, экономическую и культурную историю имперского периода не отражается в годо-нимах города. Исключением является появление и неоднозначно воспринятое переименование одной из улиц Нальчика в честь полулегендарной фигуры Т. Идарова — личности, жизнедеятельность которой относится ко времени Ивана Грозного.

Главный тренд в топонимическом переделе символического пространства столицы КБР заключается в доминировании локализма, эт-нокультурности и родственно-кланового принципов трансформации урбанонимов. Внешние символические ресурсы, актуальные в советский период, более не играют здесь формообразующей роли. В Нальчике наблюдается процесс идеологической деколонизации — происходит расставание с символами Октябрьской революции и советскости, сопровождаемое мемориализацией в городском пространстве бывших партийных хозяйственных и общественных деятелей, участников ВОВ местного масштаба. Родственно-клановый лоббизм в топонимическом конструировании Нальчика наиболее явственно, по нашим наблюдениям, проявляется на периферийных территориях города — в районах «Нарт-1», «Нарт-2» и «Адиюх». Одной из разновидностей данного феномена является появление здесь «братских улиц» в форме локальной концентрации. В других районах Нальчика также можно обнаружить подобное — улицы Бр. Караховых, Бр. Кешевых, Бр. Кушховых, Бр. Урусовых и др. Аналогичные процессы можно обнаружить и в сельских поселениях КБР.

Одновременно в городе сохраняется часть старых годонимов, входящих в негласный список так называемых «неприкасаемых» названий. Проспект Ленина — центральная улица столицы — сохранил свой урбаноним, хотя сам памятник вождю революции, располагавшийся здесь же, напротив Дома Правительства, был демонтирован еще в начале 90-х годов. Пока «устояли» улицы имени И. Арманд (соратнице вождя, скончавшейся в Нальчике в 1920 г.), Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, адмирала А. Головко, генерала Н. Ватутина, летчика В. Чкалова и ряда других деятелей российской и советской истории.

Десоветизация урбанонимов в основном касается общесоюзных символов и практически не затрагивает советские местные годони-мы. Мы предполагаем, что объяснение состоит в следующем. До сих пор немалая часть политической элиты КБР — это наследники тех поколений, которые устанавливали советскую власть в Кабарде и Балкарии, а затем управляли различными сферами жизни республики. Элита свзана между собой родственно-клановыми, матримониальными, экономическими и ментальными (памятью) отношениями. Урбанонимы — это символический капитал их семей и поколений, это мемориализованная история их успехов на

различных этапах советского и постсоветского периодов. Установление и сохранение господства в символическом пространстве городов и иных поселений — их ключевая стратегия и цель. Экономическая идентичность современной элиты в КБР — государственно-корпоративная, базирующаяся на монопольном доступе к ресурсам в условиях минимизации конкуренции в системе крупного и среднего бизнеса. За «фамильными» урбанонимами стоит социальная группа — официальная или практическая родня. Попытка переименований таких топонимов, как правило, встречают сопротивление на клановом уровне. Часть советских мемориалов Нальчика приобрела священный, «неприкасаемый» характер и периодические попытки их деконструкции пока безрезультатны. Например, памятник В.И. Ленину оказался менее устойчивым, чем аналогичное сооружение Б.Э. Калмыкову (местному лидеру эпохи революции, гражданской войны и установления советской власти). Если первый не устоял под натиском материальных и символических трансформаций начала девяностых годов, то второй успешно преодолел риски символической смерти и продолжает свою мемориальную жизнь в визуальном пространстве столицы КБР — в памятнике и названии улиц. Его же именем названы улицы: в г. Прохладный, в селениях Камлюково, Куба, Н. Курп, Псыгансу, Урух. Только мэрия г. Москвы решительно переименовала санаторий им. Б.Э. Калмыкова в «Ореховую рощу» после перехода санатория на ее баланс.

Практика сопротивления деконструкции мемориального феномена «Калмыкова» основана, на наш взгляд, не только на структуре элит. Дополнительный источник символического насилия по сохранению памяти — это родственно-клановый вес и авторитет потомков Б.Э. Калмыкова и их относительное влияние на принятие решений в пользу их знаменитого предка. Соответственно, символическая игра в топонимическом поле города — результат соотношения реальных сил в процессах топонимического передела или сохранения статус-кво. Революционная мифология о Б.Э. Калмыкове, как и об аналогичных фигурах в других регионах, радикально отдалилась от содержательной и объективной истории данного периода. После открытия архивов, воспоминаний очевидцев («живой истории»), процессов постсоветской реабилитации репрессированных в период большевистского террора, десталинизации периода Н. Хрущева представление о роли многих лидеров, память о которых не покидает официальное пространство терри-

торий, обрастают дополнительными драматическими и трагическими подробностями не в их пользу. Однако по факту ресурсы их устойчивости не в их собственных заслугах, а в расстановке сил в символической борьбе в регионе. Близкая история «эпохи очевидцев» — основной ресурс топонимического конструирования памяти в Нальчике. Особенность в том, что поэтапно изымаются из публичного пространства и мест памяти общесоветские городские символы-урбанони-мы, которые замещаются такими же советского происхождения, но уже местными топонимами в честь различных деятелей КБР (КБАССР). В 2007 г. спустя 22 года после ухода из жизни и в ознаменование 90-летия со дня рождения, память об одном из партийных руководителей республики — Т.К. Мальбахове — была увековечена в названии одной из ключевых магистралей столицы и в названии национальной библиотеки, которая многие десятилетия носила имя Н.К. Крупской. Местная элита — наследники эпохи Мальбахова, родственные группы, общественные организации пролоббировали мемориализацию. В действительности же «несмотря на переименование, среди новых поколений нальчикских студентов, главное книгохранилище республики сохранило прежнее обиходное название «Крупская» . Аналогичная ситуация с прежним названием улицы, располагающейся в районах «Стрелка» и «Богданка».

Улица «9 января» была переименована в честь малоизвестного местного ветерана ВОВ Киримова; улица Первомайская — в улицу Ахо-хова; «Советская» улица получила имя кабардинского писателя А. Кешокова; улица Республиканская стала проспектом им. А. Шогенцукова. В 2017 г. топонимическая комиссия при местной администрации городского округа Нальчик рассматривала предложения о переименованиях и новых наименованиях в городе. Рекомендовано, например, переименовать: улицу Свободы в честь кабардинского артиста А. Тухужева; улицу Дружбы — в улицу А. Зокаева (бывшего главы администрации п. Хасанья); улицу Летняя — в улицу М.И. Тогузаева; узаконить появление годони-ма, связанного с именем Ю.М. Кокова (первого президента КБР)*.

В Нальчике на одном из известных республиканских Интернет-форумов несколько дней

i-al:-tuxuzheva/ (дата обращения 28/10/2018)/.

посетители обсуждали тему «Тайное переименование улицы 9-го января в улицу П.М. Киримова» (2012). На самом деле переименование носило официальный характер и прошло в конце 2011 г. Однако участников дискуссии возмутил не только свершившийся факт и неэквивалентность обмена в череде городских переименований, но и кулуарность и внутренняя подоплека топонимического передела. Абсолютное большинство участников резко негативно воспринимают и оценивают процесс переименования улиц, скверов в Нальчике на новые, в которых доминирует родственно-клановый и этнический интерес. Показательно суждение посетителя под ником «буР’ (04.03.2012): «Участники войны -категория вне критики, и тем не менее, чем же Каримов выделяется среди десятка тысяч тех, кто воевал на фронтах из нашей республики, что удостоился такой чести, что его именем назвали улицу, какие подвиги совершал? Мне кажется данный случай с переименованием просто тщеславное желание его чада втесаться в фамильный ряд улиц»**.

Для сравнения рассмотрим ситуацию в Чечне. Современная элита Чечни, как правило, тесно не связана с советским периодом. У нее нет своего корпуса урбанонимов советского типа, за сохранение которого она могла бы вести символическую борьбу. За определенным исключением большинство таковых никак не связано с их современной идентичностью и памятью. Их социальное и религиозное происхождение не обязано советской власти. Их деды и отцы не боролись за установление последней. Новая власть, исповедовавшая атеизм, жестко преследовала тарикаты, вирды и вообще свободу вероисповедания. Кроме того, чеченцы, как известно, незаконно и несправедливо были депортированы за пределы исторической Родины в 1944 г. Этим объясняется совершенно иное восприятие символики городских пространств, которое в постсоветский период подверглось радикальной трансформации и было переформатировано. Важным условием, позволяющим осуществлять символический передел, является социально-этническая структура Чечни. Она в основном является моноэтнической с одним доминирующим этносом, элите которого не требуется вести политику символического согласо-

вания с иными этническими группами (как, например, в Дагестане, КБР и в КЧР).

Республиканские власти Кабардино-Балкарии пытаются перехватить коммеморативную повестку у общественных активистов, организующих проведение важных для адыгов мероприятий в честь различных памятных дат. Если раньше стратегия заключалась в ориентации на полную консервацию и запрет неофициальных коммеморативных практик, то в последние годы власти начали играть на поле неформальных организации и ведут борьбу за установление памятных дат и мест на своих условиях. Например, День памяти адыгов, который с 90-х годов всегда, отмечался 21 мая (дата связана с окончанием Кавказской войны), стали переносить на 20 сентября с единственной целью: разорвать единство памяти адыгов России и зарубежных стран. И в Адыгее, и в Карачаево-Черкесии, и в Шапсугии, и в Кабарде памятная дата была одна и была синхронизирована во времени. Установить символическую власть над временем, сконструировав симулякры памяти, не имеющие исторической референции, — традиционная задача и тактический ход правящего класса КБР. Однако «мероприятия 20 сентября пока остаются коммемора-тивной неудачей республиканского руководства» .

Одно из наиболее значимых переименований общественного пространства в Нальчике -это возвращение знаменитому городскому парку его дореволюционного названия. Заложенный русской администрацией в 1847 г. чуть позже (в 1865 г.) он был передан во владение кабардинскому князю Атажукину. С этого времени и вплоть до революции 1917 г. парк был известен как «Атажукинский сад». Ландшафтное сооружение оказалось в эпицентре политики и идеологии советской идентичности, в результате которой оно последовательно претерпевало символические трансформации — от «Кабардинского сада» (1930) к «Парку имени Сталина» (1933) и до унифицированного безличного символа «ПКиО» . Напомним, что по всей стране топонимы парков как общественных пространств были типизированы и унифицированы в виде ЦПКиО, ПКиО и т.п. Аббревиатуру стандартизации можно рассматривать как пример формальной рационализации и контроля над пространством, которой сопутствовала урбанизации.

В 2007 г. Нальчикский парк культуры и отдыха трансформировался в «Атажукинский сад», претерпел реконструкцию и стал превращаться в реальное общественное пространство

горожан. Летом, особенно в вечернее время, это самое оживленное и многолюдное место в городе. Парк — одна из разновидностей годонима, который в свою очередь является структурным элементом урбанонима.

Исследователь, изучающий топонимические процессы в городах и иных поселениях, не должен, на наш взгляд, преувеличивать роль официального корпуса урбанонимов и в целом мемориальной культуры в установлении и поддержании символической власти над пространством и временем, особенно если это касается Северного Кавказа. Одна из характерных черт последнего — доминирование неформальных социальных отношений и культуры. В рамках рассматриваемой нами темы речь идет о том, что в кабардино-балкарском обществе уже давно сложилась и функционирует параллельная (неформальная) топонимика. Она имеет достаточно широкое распространение в городах и сельских поселениях КБР. Отметим, что северокавказские неформальные урбанонимы, сохраняющиеся в коллективной памяти, — это не уникальное социокультурное явление. Например, в Санкт-Петербурге историки и краеведы составили «Неформальную карту Питера», на которой обозначены более 700 названий городских объектов, получивших отражение в городском фольклоре .

Наиболее устойчивыми в неофициальном топонимическом пространстве являются изначальные, старинные названия населенных пунктов в республике. Несмотря на тотальное, начиная с 1920 года, переименование, внутри различных поколений кабардинцев и балкарцев в социальных взаимодействиях доминируют исторические названия поселений. Их придерживаются в бытовой коммуникации, в художественной литературе. Символическая революция, затеянная местными большевиками, охватив официальное публичное пространство, не смогла переформатировать и установить символическое господство и в сфере неофициального, приватного обмена символами. Фактически социальная память не приняла советский новояз и постсоветскую символическую деконструкцию. Прежние названия это не просто дань исторической или коллективной памяти. Это повседневная реальность, актуальная память, циркулирующая внутри сообществ и передающаяся поколениям.

До сих пор кабардинцы с. Нижний Черек называют Нижнее Кожоково-по фамилии основателей поселения, с. Старый Черек — Докшо-ково; с. Каменномостское — Кармово; Ауши-

гер — Догужоково; с. Кишпек — Тыжево; Тыр-ныауз — Нижним Баксаном; Нарткалу — Докшу-киным. Практически у многих поселений есть обиходные, параллельные названия, основанные на исконных топонимах.

Малую Кабарду до сих пор кабардинцы называют Джылахъстэней — Таусултания , т.е. используется прежний топоним.

Параллельные урбанонимы имеют хождение и в столице КБР — Нальчике. Несмотря на то, что прошло уже не одно десятилетие с момента введения в официальный оборот новых урбано-нимов, местные жители предпочитают проспект Шогенцукова называть по-прежнему улицей Республиканской, улицу Кешокова — Советской; Ахохова — Первомайской; Мальбахова — Бак-санское шоссе; Идарова — Гагарина; Керимова -9 января и т.п. Этот список можно продолжать, поскольку постсоветский топонимический передел с разной интенсивностью продолжается. Наряду с привычкой к прежнему в отношении горожан к переименованиям можно выделить и фактор символического сопротивления, который проявляется в случаях, когда новые урбанони-мы неэквивалентны старым. В социологии и в антропологии это называется неэквивалентным обменом.

Самый резонансный пример неэквивалентного обмена символами в Нальчике произошел в 2007 г., когда одну из улиц города — Гагарина переименовали в улицу Идарова. Несопоставимость фигур, их вклада в отечественную историю изначально была очевидна. Однако политическая целесообразность в глазах правящего класса оказалась более значимой, чем культурный капитал Советской России, который позволил стране стать пионером в космических полетах. Констатируя неэквивалентность обмена, приходится все-таки учитывать фактор влияния политики идентичности и целесообразности на отношения между региональными и федеральными властями. В условиях отсутствия общефедеральной топонимической повестки и имея лишь институциональные рамки трансформаций, конструирование урбанонимов центр делегировал регионам. Последние формируют собственную повестку, базируясь на внутренней идеологии и политику идентичности. Советские чиновники, деятели культуры, ветераны различных войн — топонимические рамки мемориализации и официальной идентичности постсоветского Нальчика. Эти рамки базируются на принципах: советскости, партикуляризма, родственно-кла-новости, этнокультурность и этноцентризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Официальный тренд — провинциализация урба-

нонимов столицы региона. Сходные процессы

протекают в других городах и сельских поселениях КБР.

ЛИТЕРАТУРА

3. Брубейкер Р. Этничность без групп / Пер. с англ. М.: изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с. С. 91.

4. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика: Пер. с нем. М.: НЛО, 2014. 328 с.

5. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой: Пер. с нем. М.: НЛО, 2016. 232 с. С. 219.

9. Малинова О.Ю. Конструирование смыслов: Исследование символической политики в современной России: Монография/ М.: ИНИОН РАН,

2013. 421 с.

10. Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 207 с.

11. Миллер А.И. Политика памяти: год разрушенных надежд // Полития. 2014. № 4(75). С. 49-57.

12. Фадеева Л.А. Матрица памяти, политики и пространства // Полис. 2006. № 1. С.183-187.

13. Шадже А.Ю. Память и идентичность северокавказских народов в контексте культуры // Власть.

2014. № 5. С. 75-80.

14. Коков Дж. Н. Адыгская (черкесская) топонимика. Нальчик: Эльбрус, 1974. 316 с. С. 129-312.

15. Коков Дж.Н. Из адыгской (черкесской) ономастики. Нальчик: Эльбрус, 1988. 304 с.

17. Населенные пункты Кабардино-Балкарии// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Населенные

пункты-Кабардино-Балкарии (дата обращения 28.10.2018 г.).

19. Прасолов Д.Н. Коммеморативные практики в современной Кабардино-Балкарии // Неприкосновенный запас. 2017. № 112 (2). С. 67-82.

20. Атажукинский сад . URL:// https://www.nalchik.ru/help/dost/90-atagukin-sad (дата обращения 28.07.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Eshvort G.D. Neprikosnovennyy zapas, 2017, no.114 (4), pp. 154-171.

11. Miller A.I. Politiya, 2014, no. 4 (75), pp. 49-57.

12. Fadeeva L A. Polis, 2006, no 1, pp.183-187.

13. Shadzhe A.Yu. Vlast’, 2014, no 5, pp. 75-80.

14. Kokov Dzh.N. Adygskaya (cherkesskaya) to-ponimika . Nalchik, Elbrus, 1974, 316 p., pp. 129-312.

15. Kokov Dzh.N. Iz adygskoy (cherkesskoy) ono-mastiki . Nalchik, Elbrus, 1988, 304 p.

19. Prasolov D.N. Neprikosnovennyy zapas, 2017, no. 112, pp. 67-82.

20. Atazhukinskiy sad , available at: //https://www.nalchik.ru/help/dost/90-atagukin-sad (accessed: July 28, 2018).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх