ГОСТ отменен

ecology.gpntb.ru > > законодательство РФ > Федеральные законы > О стандартизации 10.06.93 (ред. от 27.12.95 N 211-ФЗ) N 5154-1. Наверх

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН от 10 июня 1993 года N 5154-1 О СТАНДАРТИЗАЦИИ (в ред. Федерального закона от 27.12.95 N 211-ФЗ) Настоящий Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей (далее — субъекты хозяйственной деятельности), общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие стандартизации Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее — требования) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о стандартизации Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с государственными образовательными стандартами. Статья 3. Международные договоры Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правила международного договора. Статья 4. Организация работ по стандартизации 1. Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. Субъекты хозяйственной деятельности, включая общественные объединения, организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с настоящим Законом. 2. Госстандарт России в соответствии с настоящим Законом устанавливает в государственных стандартах государственной системы стандартизации общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом, с государственными органами управления. Статья 5. Международное сотрудничество в области стандартизации Госстандарт России вправе представлять Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации. Раздел II НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ Статья 6. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним 1. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, относятся: государственные стандарты Российской Федерации (далее — государственные стандарты); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Под отраслью в настоящем Законе понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение. 2. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации. 3. Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию. Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 27.12.95 N 211-ФЗ) 4. Государственные стандарты, стандарты отраслей не являются объектом авторского права. Статья 7. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации 1. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Государственные стандарты должны содержать: требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии; (в ред. Федерального закона от 27.12.95 N 211-ФЗ) требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции; правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно — технические правила и нормы. Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий. Содержание требований государственных стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются государственными органами управления, которые их принимают. 2. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации продукции и услуг. Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов может определяться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о добровольной сертификации продукции и услуг. 3. Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам. Форму знака соответствия государственным стандартам, порядок маркирования этим знаком, а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование ими продукции и услуг этим знаком устанавливает Госстандарт России. Субъекты хозяйственной деятельности, которым выданы лицензии на маркирование продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам, а также сами продукция и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам. Порядок ведения указанного реестра и пользования им устанавливает Госстандарт России. 4. В соответствии с настоящим Законом государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов — Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте России. 5. Порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов технико — экономической информации устанавливает Госстандарт России. Статья 8. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений 1. Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований, указанных в статье 1 настоящего Закона применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления. Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается государственными стандартами Государственной системы стандартизации. 2. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований, указанных в статье 1 настоящего Закона, а также в целях совершенствования организации и управления производством. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты. 3. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно. 4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно в соответствии с настоящим Законом. 5. Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельности обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности. 6. Информация о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направляется в органы Госстандарта России. Статья 9. Применение нормативных документов по стандартизации 1. Нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги). При этом действующие отраслевые стандарты применяются на территории Российской Федерации в случаях, если их требования не противоречат законодательству Российской Федерации. 2. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов. 3. Необходимость применения нормативных документов по стандартизации в отношении продукции (услуг), производимой (оказываемых) на территории Российской Федерации с целью вывоза с ее территории определяется контрактом (договором), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. 4. Ввоз продукции и услуг на таможенную территорию Российской Федерации, а также подтверждение их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 10. Информация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация 1. Официальная информация о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также сами эти государственные стандарты и общероссийские классификаторы должны быть доступны для пользователей, в том числе зарубежных, в той части, в которой они не составляют государственной тайны. 2. Госстандарт России организует публикацию официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, а также информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения; создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран. Порядок создания и правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. 3. Государственные органы управления, принявшие в пределах своей компетенции нормативные документы по стандартизации, субъекты хозяйственной деятельности, утвердившие нормативные документы по стандартизации, формируют и ведут информационные фонды этих документов, а также обеспечивают пользователей информацией о них и самими документами на договорной основе. 4. Исключительное право официального опубликования в установленном порядке государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации принадлежит государственным органам управления, принявшим эти нормативные документы по стандартизации. Порядок опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации определяется Правительством Российской Федерации. 5. Исключительное право официального опубликования сведений, содержащихся в Общероссийском каталоге продукции и услуг, внесенных в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, принадлежит Госстандарту России. Раздел III ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ Статья 11. Государственный контроль и надзор 1. Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. 2. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного контроля и надзора. Статья 12. Органы государственного контроля и надзора 1. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции. 2. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводится должностными лицами государственных органов управления в пределах их компетенции. Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами — государственными инспекторами: главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами; главными государственными инспекторами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами; государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами. Статья 13. Государственные инспекторы, их права и ответственность 1. Государственные инспекторы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются представителями государственных органов управления и находятся под защитой государства. Государственный инспектор имеет право: свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности; получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора; использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора; проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг; выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов; запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки. Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами, главные государственные инспекторы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами имеют право выдавать субъекту хозяйственной деятельности предписания, указанные в абзацах седьмом и восьмом настоящего пункта, а также имеют право: принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований государственных стандартов; запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи) продукции, выполнения работ и оказания услуг субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 миллионов рублей, в случае если стоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не представлена. 2. Государственные инспекторы в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством Российской Федерации. 3. Государственные инспекторы при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством. 4. Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны. Раздел IV ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 14. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. Раздел V ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ, СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ Статья 15. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору 1. Обязательному государственному финансированию подлежат: разработка государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, подготовка и издание официальной информации о них, а также опубликование информации об издании этих документов для ее рассылки всем заинтересованным пользователям; разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации; разработка проектов актов законодательства Российской Федерации по конкретным объектам стандартизации, а также разработка и обеспечение функционирования основополагающих организационно-технических и общетехнических комплексов стандартов; проведение научно-исследовательских и иных работ по стандартизации, имеющих общегосударственное значение; проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; формирование и ведение федерального фонда государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов других стран, а также Государственного реестра продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам; другие работы по государственной стандартизации, определяемые Правительством Российской Федерации. 2. Источниками финансирования работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов могут быть средства, получаемые в установленном порядке от реализации изданных (переизданных) государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, изданного (переизданного) Общероссийского каталога продукции и услуг, внесенных в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, а также часть средств, получаемых от взимания штрафов за нарушение положений настоящего Закона, направляемая в Госстандарт России. При этом конкретный размер суммы, направляемой в Госстандарт России из средств, полученных от взимания штрафов за нарушение положений настоящего Закона, устанавливается актами законодательства Российской Федерации. 3. При разработке федеральных и иных государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств республиканского бюджета Российской Федерации, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены разделы нормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг). Статья 16. Стимулирование применения государственных стандартов 1. Государство гарантирует экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги), маркированную знаком соответствия государственным стандартам, в том числе государственным стандартам с предварительными требованиями на перспективу, опережающими возможности традиционных технологий. 2. Меры экономической поддержки и стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих производство продукции (оказывающих услуги) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и получивших лицензии на маркирование продукции (услуг) знаком соответствия государственным стандартам, определяются в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Российской Федерации. Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Какие же ГОСты собираются вычеркивать? Росстандарт уверяет, что речь не идет о том, чтобы облегчить жизнь разным ловкачам. Просто время изменилось, и многие стандарты уже неактуальны. Например, о требованиях к пишущим машинкам, к проводным пультам дистанционного управления, к ЭВМ на перфокартах — многие сейчас даже не знают, что это такое.

Неактуальны и регламенты по выделке шкур полярных медведей: мишек стрелять больше нельзя, они занесены в Красную книгу.

«Если же стандарт, вне зависимости от его возраста, по-прежнему применяется на предприятиях страны, содержит актуальные требования к качественным и иным характеристикам продукции на рынке, он меняться не будет», — заверяет Росстандарт.

На проведение ревизии документов, принятых еще до 1991 года, потребуется примерно два года. А после этого список отменяемых стандартов будет размещен на сайте ведомства для публичного обсуждения.

Однако многим идея с отменой ГОСТов в России не понравилась. Люди привыкли, что, если сделано по ГОСТу, особенно советскому, то это значит — качественно. Колбаса — без крахмала. Шоколад — без пальмового масла.

А если ГОСТы, как те несчастные понедельники из песенки, взять да отменить, полный раздрай начнется: кто как хочет, тот так и делать будет. Хотя некоторые считают, что это вовсе не раздрай, а развитие.

Росстандарт пообещал отменить 10 тысяч государственных стандартов советского времени.Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Наследство — 170 тысяч

Впрочем, по большому счету ГОСТы, хоть и не отменены, но с 2003 года уже не являются обязательными. Хочешь — соблюдай, хочешь — нет. Исключения — стандарты для оборонной продукции, атомной энергетики, для защиты сведений, составляющих государственную тайну или иную информацию «не для всех», а также ряд ГОСТов, которые обеспечивают безопасность дорожного движения (существует специальный перечень, принятый правительством РФ).

На смену ГОСТам пришли технические регламенты. Они содержат минимальные требования — это, как считают эксперты, устраняет необоснованные административные ограничения в предпринимательской деятельности.

Сами ГОСТы тоже остались. Но после развала СССР маркировка чуть изменилась. Теперь пишут «ГОСТ Р», где буква Р указывает на использование в России. С 1991 года в РФ принято более 12 тысяч современных стандартов, а также обновлено почти 15 тысяч, принятых ранее.

В ТЕМУ

Колбаса из муки

К началу нулевых, по данным СМИ, действовало около 170 тысяч советских ГОСТов. Стандартизировалось любое действие, любое изделие — от автомобиля в целом до каждой шайбочки и гаечки, даже размеры и форма технических табличек типа «Не влезай — убьет!» должны были строго соответствовать ГОСТу. Не говоря уже о стежках, швах и строчках на наших трусах, костюмах и платьях.

Однако неукоснительное соблюдение ГОСТов в СССР — это все-таки миф. Были лазейки в виде отраслевых стандартов (ОСТ) и технических условий (ТУ). Да и сами ГОСТы не всегда гарантировали лучшее качество. Так, в ГОСТе 23670-79 (от 1979 года), касающегося колбасы, говорится: «Допускается взамен говядины, свинины, баранины совместное использование стабилизатора белкового, массы мясной говяжьей или свиной, или бараньей, пищевой плазмы (сыворотки) крови, крахмала или муки пшеничной».

Тем не менее вера в ГОСТы сильна. Ушлые бизнесмены, видя, в каком авторитете эти четыре буквы, часто пишут на своих товарах: «Сделано по ГОСТу», хотя государственный стандарт там и рядом не лежал…

МНЕНИЯ

ЗА

Давить на бизнес

— Вопрос не в том, чтобы отменять вообще ГОСТы, — говорит Сергей Миронов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России. — Надо отменять устаревшие нормы. Древние ГОСТы не так безобидны. Их никто не выполняет. Но если они юридически существуют, т о их могут использовать для давления на бизнес разные проверяющие: наказать предпринимателя за несоответствие стандартам. А предприниматель потом будет бегать доказывать, что стандарты носят рекомендательный, а не обязательный характер.

И еще один аспект, по которому необходима ревизия ГОСТов, возможно, не до 1991 года, но и более поздних. Нормы появлялись совершенно в произвольном порядке. Чиновники хотели снять с себя ответственность. Чтобы в случае чего сказать: «А мы предупреждали!» Хотя одни нормы зачастую противоречат другим. Так что хочешь не хочешь, а что-нибудь да нарушишь.

ПРОТИВ

Они пишутся кровью

— Еще в 2001 году предприниматель Каха Бендукидзе пролоббировал отмену с 2001 года обязательного применения государственных стандартов под тем предлогом, что это мешает бизнесу, — говорит экономист Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, ведущий Радио «КП» (fm.kp.ru). — Общество успокаивали: жизнь идет вперед, развивается, ГОСТы только тормозят. А контроль будут осуществлять сами люди: например, если градусник неправильно показывает температуру, то можно перестать покупать этот градусник или привлечь к суду производителей. Однако, как показала практика, такой контроль осуществить сложно. В результате то, что в магазинах под видом сыра продается какая-то замазка, — это прямое следствие отмены ГОСТа.

На самом деле отмена ГОСТов затевалась для удешевления изготовления продукции. Качественные ингредиенты, детальная проработка всей технологической цепочки согласно ГОСТу — это дорого. Сделать попроще и похуже — дешевле. Бизнес работает не на века, а чтобы не поймали…

Говорят, что воинский устав пишется кровью. ГОСТы — тоже. И те, кто хочет их отмены, хочет крови. Я не преувеличиваю. Вот совсем недавно СМИ сообщали, что Росздравнадзор отозвал из оборота более восьми миллионов пачек препаратов на основе валсартана, производимого в том числе и в Китае, — это препарат от давления. Там могли оказаться токсичные вещества, способные спровоцировать онкологию.

ГОСТы отменяют, чтобы люди забыли: раньше фабрики производили еду, а не бабло себе в карман

Но мы, считает наш спецкор Ульяна Скойбеда, разумеется, не забудем. И не простим (шутка)

В 2015-м году, четыре года назад, я говорила с Михаилом Делягиным об отечественных производителях, то есть, об их отсутствии. Тогда только-только начиналось импортозамещение, я задорно покупала смоленские носки и ивановский трикотаж, и по каждому случаю важно отчитывалась в соцсети: так мне хотелось поддержать новую и правильную политику партии и правительства (подробности).

Реформы в России часто идут не столь успешно, как этого хотелось бы чиновникам. Громкие цели и почти всякое отсутствие результата — таково, к примеру, краткое содержание реформы системы ГОСТов, которая стартовала еще в 2002 году. Администрация президента Дмитрия Медведева, отчаявшись, предлагает просто скопировать все лучшее у соседей. В противном случае реформирование системы ГОСТов в России затянется даже не на годы и десятилетия, а на столетия.

Название Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), созданного в 2003 году, в текущем, 2009 году чаще звучало не в связи с реформой ГОСТов, а в связи с делом о мошенничестве. В Дорогомиловском суде Москвы слушалось дело о попытке продажи должности руководителя Ростехрегулирования. Мошенники предлагали московскому бизнесмену, который проходил по делу потерпевшим, купить вожделенную должность за 17 миллионов рублей. Все это время «вакантную» должность занимал Григорий Элькин — он, естественно, знать не знал, что его креслом торгуют.

Впрочем, кресло это действительно может оказаться вакантным, либо вовсе исчезнуть. В ноябре президент России Дмитрий Медведев выразил недовольство по поводу работы Ростехрегулирования, заявив, что это ведомство стоило бы распустить. Причиной столь резкого высказывания стала ситуация с законом «О техрегулировании» — основным документом, регулирующим реформу ГОСТов в России. Медведев полагает, что необходимо «предложить радикальные меры по изменению правил, касающихся издания норм технического регулирования», и даже не исключает, что для решения проблемы может потребоваться отмена закона. «Здесь беда какая-то», — констатировал президент. Лучше и не скажешь.

Бедовая реформа

Ростехрегулирование — это бывший Госстандарт, сменивший вывеску в начале 2000-х совсем не зря. Дело в том, что федеральное агентство разрабатывает государственные стандарты — ГОСТы (вернее — национальные стандарты, но об этом ниже), без которых в России нельзя ни строить, ни заворачивать консервы, ни рубить мясо. ГОСТов в России (так называемых ГОСТ Р) — десятки тысяч, и агентство утверждает по доброй сотне новых ежемесячно. Между тем, систему ГОСТов в России планировали заменить техническими регламентами еще в 2002 году, когда и был принят новый закон о техническом регулировании.

Предполагалось, что закон заменит 170 тысяч существовавших на тот момент ГОСТов несколькими сотнями техрегламентов — обязательных, но регулирующих лишь минимальные требования к безопасности товаров. Однако национальные стандарты, большинство из которых были приняты еще в СССР, закон «О техрегулировании» не отменил, оставив на переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) их обязательными к исполнению.

Освобождение предприятий от устаревших стандартов должно было сделать их более конкурентоспособными. Не вышло.

Против закона «О техрегулировании», в частности, резко выступили как само Ростехрегулирование, так и строительные организации, потребовавшие отмены закона. В 2007 году Госдума внесла в закон поправки, воскресившие ГОСТы. С тех пор Ростехрегулирование и вся система стандартизации начала восстанавливать свои позиции, хотя и техрегламенты никуда не исчезли (переход на техрегламенты, к примеру, одно из требований ВТО к будущим участникам).

В апреле 2008 года глава Ростехрегулирования Григорий Элькин заявил о намерении разработать проект закона «О стандартизации», регламентирующего порядок разработки и утверждения национальных стандартов. Газета «Коммерсант» сочла это окончательным провалом реформы техрегулирования и возвратом к советской модели ГОСТов.

Уже летом 2008 года замглавы Ростехрегулирования Сергей Пугачев в интервью газете «Время новостей» утверждал, что в техрегламентах выделены обязательные требования, которые необходимо соблюдать, и не более того. А как их достигать и проверять результаты — отражается в нормативных документах более низкого уровня, то есть в ГОСТах. «Я хочу сказать о том, что техрегламент … не самодостаточный документ. Он все равно должен работать в окружении стандартов, о которых мы говорим. Он не заменит эти стандарты», — пояснил тогда Пугачев.

С введением техстандартов отпала бы необходимость в обязательном получении сертификатов соответствия продукции. Это, по мнению Сергея Пугачева, на практике бы привело к «отказу от проверки продукции компетентными независимыми организациями до ее выпуска в обращение». Техстандартам же должен соответствовать лишь итоговый продукт.

Короче говоря, реформа ГОСТов забуксовала. С 2002 по 2008 год были приняты всего два техрегламента, «О безопасности выбросов автотранспорта» и «О требованиях к бензинам», хотя на разработку техрегламентов было выделено 500 миллионов рублей (параллельно, правда, было принято 2 тысячи новых стандартов). В 2008 и 2009 годах ситуация несколько улучшилась — на сегодня в России действует 11 регламентов. Всего же нужно принять около 600 технических регламентов. Не сложно подсчитать, что даже если принимать их по 6 штук в год, то на полный переход от ГОСТов к техрегламентам уйдет 100 лет, учитывая, что их должна одобрять Госдума.

Ростехрегулированию отчасти и самому выгодно сохранение системы стандартов, которая позволяет агентству вполне официально торговать документами, хотя бы и через ФГУП «Стандартинформ». Проблема в том, что разработка стандартов на данный момент является основной функцией агентства, а не дополнительными услугами, чтобы на них можно было подрабатывать. Впрочем, заставить Ростехрегулирование отказаться от прибыльного бизнеса никто пока так и не смог.

Перезагрузка

В декабре Дмитрий Медведев вновь потребовал от правительства активизировать работу по принятию техрегламентов. «Законопроект («О техрегулировании» – прим «Лента.Ру») оказался нежизнеспособным, и задача ответственных людей это честно признать», — подчеркнул глава государства.

Интерес у Медведева к техрегламентам возник не случайно: на технические регламенты в России возлагают большие надежды. В том числе и президент, который, как известно, выступает за энергосбережение. Последнее можно обеспечить, например, включением во все новые техрегламенты требования энергоэффективности: не прошедшее экзамен оборудование постепенно запретят.

Подобные попытки внедрения инноваций уже были: принятый техрегламент на транспортные средства тоже должен помочь распространить перспективную, с точки зрения российских властей, технологию ГЛОНАСС. Навигаторами, работающими с этой системой, должны быть обязательно оснащены автобусы и грузовики. Это поможет спасателям, к примеру, на случай аварии автобуса в сельской местности — найти его будет легче. Не нравится ГЛОНАСС — пользуйся навигатором GPS, но, будь добр, установи ГЛОНАСС в нагрузку.

Как бы то ни было, Медведев вспомнил о забуксовавшей разработке техрегламентов весьма кстати. Дело в том, что формально правительство уже и сроки поджимают. Систему стандартов закон «О техрегулировании» должен был заменить уже с 1 июля 2010 года.

Заметив интерес Медведева к реформе, к президенту обратились бывшие руководители Госстандарта, предложив просто вернуться к советской системе ГОСТов, одновременно отменив закон «О техрегулировании». Они утверждают, что советская система стандартов признана одной из лучших в мире. Поэтому, полагают эксперты, вместо реформы техрегулирования необходимо было провести модернизацию советских стандартов.

Тем временем администрация Медведева, похоже, нашла выход из положения. В Госдуму был внесен проект поправок в закон «О техрегулировании», которые позволяют правительству вводить временные правила техрегулирования, уже действующие в ЕС или у партнеров по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстана (Астана, кстати, приняла уже 50 техрегламентов, значительная часть которых списана с документов ЕС). Все эти временные правила будут работать до принятия российских регламентов. Поправки президента, как обещают в Думе, будут приняты в ускоренном режиме: за неделю.

Поправки Медведева проблемы с переходом от стандартов к регламентам не решают, как и не являются прививкой от подтормаживания реформы. В Ростехрегулировании уже заявили, что прямое заимствование «чужих» техрегламентов — невозможно.

1. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»:

  • национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;
  • документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;».

2. Согласно п. 2 статьи 5 Федерального закона № 162-ФЗ) «О стандартизации в Российской Федерации»:

«2. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. Статья 5.1 Федерального закона № 184-ФЗ гласит:

«Статья 5.1. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

4. Пункты 1 и 4 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений гласят:

«1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона».

«4. Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями».

6. Документы по стандартизации, применяемые для технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений могут быть обязательными для использования при проектировании и в других случаях, предусмотренных пунктом 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» (в части, не противоречащей документам по стандартизации, включённым в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» — прим.).

«8.3 Применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта* или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:

  • организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация);
  • нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации;
  • соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил);
  • указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации».

7. Учитывая изложенное, ГОСТ Р 58033-2017 «Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины» и другие стандарты и своды правил, не включённые в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», могут применяться на добровольной основе в части, не противоречащей документам по стандартизации, включённым в этот перечень, с обязательным согласованием с заказчиком, так как применение этих стандартов и сводов правил может повлечь увеличение сметной стоимости строительства и проблемы при прохождении экспертизы ПД (см.ниже).

8. При использовании таких стандартов и сводов правил (в т.ч. и ГОСТ Р 58033-2017) в части, противоречащей документам по стандартизации, включённым в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», экспертным органом могут быть затребованы дополнительные доказательства соответствия проектной документации требованиям технического регламента.

Неоднократные разъяснения Минстроя России, например, письмо Минстроя России от 06.11.2015 № 37264-ОГ/8 и письмо Минстроя России от 01.02.2017 № 3030-ОГ/08, свидетельствуют о крайней целесообразности применения стандартов и сводов правил (в том числе и при проектировании ОПО), включённых в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», так как в противном случае, в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона № 384-ФЗ, соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности, проектной организации придётся обосновывать одним или несколькими из следующих способов:

  • результаты исследований;
  • расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
  • моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
  • оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Окончательное решение по данному вопросу должно приниматься руководством проектной организации по согласованию с заказчиком (застройщиком).

Москва, 3 июня 2019, 15:24 — REGNUM В том, что касается непродовольственных товаров, особенно продукции таких отраслей, как машиностроение, приборостроение, бытовая техника и радиоэлектроника, отмена устаревших ГОСТов в России логична и даже необходима, заявила корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора Информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.

ГОСТ Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Некоторые виды продукции устаревают и снимаются с производства, поэтому сохранение стандартов качества для продукции, которая больше не производится, не имеет смысла. Бывает и другое: устаревшие стандарты качества продукции не поспевают за растущими требованиями потребителей к качеству, а также за инновациями и развитием технологий. Простой пример: в производившихся в СССР легковых автомобилях наличие кондиционера не было предусмотрено ни ГОСТом, ни конструкцией, а сегодня без автомобильного кондиционера в жару далеко не уедешь. Хотя некоторые специалисты, предпочитающие эволюционный путь радикальным решениям, советуют не отменять полностью принятые в СССР стандарты качества, а чаще их обновлять, например, раз в 5−7 лет, в соответствии с требованиями времени и потребителей.

«Однако существует такая консервативная отрасль, как пищевая промышленность, где, на наш взгляд, с отменой старых, обращаем внимание, работающих стандартов следует быть поосторожнее и удалять ненужное лазерным инструментом вместо топора и гильотины. Добровольное применение ГОСТов, например, в хлебобулочной промышленности, привело к тому, что сейчас хлеб может выпекаться даже из фуражного зерна, которое в СССР шло только на корм животным», — напомнила эксперт.

Очень много споров в современной России относительно пост-советских ГОСТов, которые разрешают использовать в пищевой промышленности пальмовое масло, в том числе в продуктах, предназначенных для детского питания. Так что у решения Росстандарта по отмене тысяч советских ГОСТов найдется немало противников, особенно если часть отмененных ГОСТов будет касаться производства продуктов питания.

«Но найдутся и сторонники, считающие, что в снижении качества продуктов виноваты не плохие стандарты, а недобросовестные производители, и наверняка приведут примеры о том, что Роспотребнадзор, а также волонтеры и даже телеведущие программ, посвященных качеству продуктов питания, находят на полках магазинов, в том числе уважаемых торговых сетей, продукты, где на упаковке написано «ГОСТ», а реально они никаким ГОСТам не соответствуют (недавние исследования касались некоторых видов сосисок и замороженных пельменей)», — отметила Мильчакова.

И, наконец, некоторые производители будут отстаивать отмену ГОСТов, объясняя, что без дешевых компонентов многие продукты питания первой необходимости перейдут в разряд премиальных.

«Эти противоречия можно будет разрешить, если параллельно с отменой или изменением ГОСТов будет усиливаться надзор, в том числе общественный, за качеством продаваемых в магазинах продуктов питания», — высказала свое мнение эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов заявил, что порядка 10 тыс. принятых в советское время ГОСТов устарели и подлежат отмене в ближайшее время.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх