Государственная регистрация юридических лиц

С 1 января 2016 г. вступают в силу многочисленные поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ). Целью внесенных изменений является обеспечение достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту — ЕГРЮЛ). Проанализируем практические аспекты обновленного Закона №129-ФЗ.

Большая часть внесенных поправок, о которых пойдет речь в настоящей статье, внесена в Закон №129-ФЗ Федеральными законами от 30.03.2015 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №67-ФЗ), от 29.06.2015 г. №209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее по тексту — Закон №209-ФЗ) и от 13.07.2015 г. №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту — Закон №237-ФЗ).Прокомментируем основные изменения по порядку.

Содержание

Содержание государственных реестров

В редакции Закона №129-ФЗ, действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. Обновленной редакцией Закона №129-ФЗ уточнено, что теперь будут вноситься сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

В чем отличия этих терминов? Обратимся к нормам гражданского законодательства:

  • Место нахождения организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) — определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), отражается в уставе юридического лица. Например, г. Москва.
  • Адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ) — указывается в ЕГРЮЛ в пределах места нахождения юридического лица.Например, 125047, г. Москва, Оружейный переулок, д.19

На практике возможны ситуации, когда организация меняет адрес внутри одного города (населенного пункта). В этом случае потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ в части нового адреса организации. При этом в устав юридического лица можно не вносить изменения (Письмо ФНС РФ от 31.01.2014 г. №СА-4-14/1645@).

СРОК ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, СОЗДАВАЕМОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Если же организация принимает решение о смене своего места нахождения (например, переезжает из г.Москвы в г.Магадан), то она обязана представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также решение о смене места нахождения.

Функции нотариусов при государственной регистрации

Нововведением является предоставленная возможность электронного документооборота с налоговыми органами. Так, в Законе №129-ФЗ прописана возможность подачи документов в регистрирующий орган через нотариуса в электронном виде, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст.9 Закона №129-ФЗ). Таким образом, нотариус может предоставить возможность заявителю избежать «живого» общения с налоговыми органами. На сегодняшний день вид таких электронных документов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлен.

Проверка достоверности сведений

Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.

Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

Так, в указанном деле налоговые органы, доказывая нереальность осуществленных налогоплательщиком операций, установили, что деятельность контрагента носила номинальный характер, по адресу регистрации данное общество с момента его государственной регистрации до момента исключения из ЕГРЮЛ не находилось, при этом финансовых, трудовых, технических ресурсов, имущества, транспортных средств, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств не имелось.

Начиная с 1 января 2016 г., налоговые органы будут проверять достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ приведен закрытый перечень проверочных мероприятий, включающих в себя:

  • изучение документов и сведений, которые имеются в базе налоговых органов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по специальной форме, которая будет утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ).

При этом обоснованность требований заинтересованного лица должны проверить налоговые органы.

  • получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведение осмотра объектов недвижимости;
  • привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения изложенных мероприятий установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п.4.3 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц.

В этом случае в адрес юридического лица направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Решение о государственной регистрации

Первая новация связана с возможностью электронного документооборота с нотариусами. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или факт отказа в государственной регистрации, направляются налоговым органом нотариусу в форме электронных документов.

И уже нотариус выдает документы заявителю на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам или в форме электронных документов (п.3 ст.11 Закона №129-ФЗ).

Вторая новелла связана с возможностью регистрирующего органа вносить так называемые «черные метки» — запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

РЕГИСТРАЦИЯ АССОЦИАЦИИ

В каких случаях и в каком порядке налоговыми органами вносятся подобные записи?

Запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вносится:

  • на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.11 Закона №129-ФЗ);
  • на основании проведенных налоговым органом проверочных мероприятий, если по их результатам установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

Такая запись вносится, если установлена недостоверность в отношении:

  • адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп.»в» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);
  • сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп.»д» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);
  • фамилии, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп.»л» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ).

Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ заключается в следующем:

  • юридическому лицу направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений;
  • по истечении тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

«Черная метка» проставляется в случае игнорирования юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Таким образом, установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов (Письмо ФНС РФ от 27.03.2015 г. №СА-4-14/5039@). На практике это означает, что если добросовестный налогоплательщик по тем или иным причинам пропустит данный срок, то в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений. Наличие «черной метки», безусловно, осложнит жизнь такому юридическому лицу, поскольку в перечне документов для предоставления контрагенту с целью заключения договора содержится выписка из ЕГРЮЛ.

Процедура смены места нахождения юридического лица

C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

СМЕНА ЮР. АДРЕСА ООО

2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).

По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Отказ в государственной регистрации

Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало судебных баталий по поводу неправомерного отказа налоговых органов в регистрации юридического лица. Практика подобных споров обобщена в Письме ФНС РФ от 01.07.2015 г. №СА-4-14/11453.

Статьей 23 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. А с 1 января 2016 г. появились новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Прежде всего, внесенные дополнения — основания для отказа в регистрации касаются лиц (учредителей (участников) юридического лица либо лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Такие ограничения применяются, если на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ТОРГОВОЙ МАРКИ

Так, пп.»ф» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ установлены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

  • юридическое лицо на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;
  • юридическое лицо имеет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице;
  • имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

Еще одним основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (пп.»х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ).

Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации, т.е. в течение трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что ранее такое решение принималось в течение пяти дней.

Ужесточение ответственности за представление недостоверных сведений

Принятие поправок вызвало необходимость ужесточения административной и уголовной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

Усиление административной ответственности

Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ (в редакции Закона №67-ФЗ) предусматривает штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе.

Для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ). Данная норма действует с 31.03.2015 г.

Изменение уголовной ответственности. Понятие «подставного лица»

Законом №67-ФЗ изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Само понятие «подставное лицо» также претерпело изменение.

Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст.173.1 УК РФ).

Расширив понятие «подставных лиц», законодатель не определил четкие критерии, по которым будет определяться наличие либо отсутствие цели управления юридическим лицом.

Уголовно наказуемым преступлением считается образование (создание, реорганизация) юридического лица и внесение изменений в ЕГРЮЛ через подставных лиц, которое карается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.1 ст.173.1 УК РФ).

Усиливается ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (п.1 ст.173.2 УК РФ).

А приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем для регистрации юридического лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2 ст.173.2 УК РФ).

Данная норма также действует с 31.03.2015 г.

Таким образом, предоставление и приобретение документов с целью регистрации юридического лица через подставное лицо в любом случае будет считаться преступлением, за которое предусмотрены реальные сроки лишения свободы.

Но это пока на бумаге. Насколько помогут усиленные меры в пресечении создания фирм-однодневок, покажет время.

РЕШЕНИЕ от 27 января 2020 г. N СА-4-9/1101@

Федеральной налоговой службой получена направленная Управлением ФНС России (далее — Управление) письмом от 02.12.2019 жалоба Х (далее — Налогоплательщик, Наследник, Заявитель) от 23.11.2019 на решение ИФНС России (далее — Регистрирующий орган, Инспекция) от 25.10.2019 о государственной регистрации изменения сведений об обществе с ограниченной ответственностью (далее — Общество), содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ, Реестр), (далее — Решение о государственной регистрации).

В данной жалобе Заявитель сообщает, что 10.07.2019 между физическим лицом 1 и физическим лицом 2 состоялась сделка купли-продажи части доли в уставном капитале Общества, принадлежащей физическому лицу 1.

12.09.2019 физическое лицо 1 умерло.

В связи со смертью физического лица 1, являющегося мужем Заявителя, нотариусом открыто наследственное дело.

В отношении представленного в Регистрирующий орган комплекта документов для государственной регистрации изменения сведений, содержащихся в Реестре в отношении Общества, на основании вышеуказанной сделки Наследником подано возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме N Р 38001 (далее — Возражение) с приложением к нему, в том числе свидетельств о смерти физического лица 1 от 12.09.2019 и браке.

Вместе с тем, 25.10.2019 Инспекцией, по мнению Заявителя, незаконно осуществлена государственная регистрация физического лица 2 как участника Общества с 51% доли в уставном капитале Общества.

Наследник отмечает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) право собственности на отчуждаемую долю возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений.

По мнению Заявителя, если данная государственная регистрация к моменту смерти гражданина не произведена, то сделка по отчуждению указанным лицом доли в уставном капитале общества не подлежит государственной регистрации, поскольку в соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) со смертью гражданина прекращается его правоспособность, то есть осуществление своих прав и обязанностей.

Кроме того, Наследник со ссылкой на положения пункта 3 статьи 433 ГК РФ указывает, что если переход имущества (доли) не зарегистрирован, то договор не является заключенным и в соответствии со статьей 165 ГК РФ является недействительным.

Следовательно, такой договор не может порождать правовых последствий и покупатель не вправе требовать регистрации отчуждения имущества (доли), но может требовать от наследников возврата денежных средств.

На основании изложенного Заявитель просит отменить Решение о государственной регистрации.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя от 23.11.2019, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.

Согласно абзацу первому пункта 11 статьи 21 Закона N 14-ФЗ сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки.

В силу пункта 14 статьи 21 Закона N 14-ФЗ нотариус, удостоверивший договор об отчуждении доли или части доли в уставном капитале общества или акцепт безотзывной оферты, в течение двух рабочих дней со дня данного удостоверения, если больший срок не предусмотрен договором, подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Заявление направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, удостоверившего договор, направленный на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества.

Из пункта 12 статьи 21 Закона N 14-ФЗ следует, что доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения соответствующей записи в Реестр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 23 Закона N 14-ФЗ.

Абзацем третьим пункта 12 статьи 21 Закона N 14-ФЗ установлено, что после нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ переход доли или части доли может быть оспорен только в судебном порядке путем предъявления иска в арбитражный суд.

Отношения, возникающие в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).

Из подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ следует, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам.

Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ определено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Реестр по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в Реестр, посредством мероприятий, указанных в данном пункте.

В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Реестр по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Случаи, при которых допускается отказ в государственной регистрации юридического лица, определены статьей 23 Закона N 129-ФЗ.

Как следует из материалов жалобы Заявителя от 23.11.2019, нотариусом 11.10.2019 в Регистрирующий орган по каналам связи для государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об Обществе, не связанных с внесением изменений в учредительные документы данного юридического лица, представлено заявление о внесении изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001 (далее — Заявление).

Согласно данному заявлению в Реестр подлежали внесению сведения об изменении размера доли в уставном капитале Общества у физического лица 1 до 49% и новом участнике данного Общества физическом лице 2 с размером доли в уставном капитале Общества 51%.

В отношении представленного Заявления Наследником подано Возражение, из которого следует, что на основании действующего законодательства Заявитель и ее дети намерены вступить в наследство по истечении 6 месяцев после смерти физического лица 1, являющегося единственным учредителем (участником) Общества. Для сохранения имущества в Регистрирующий орган направлено Заявление о внесении в ЕГРЮЛ в отношении Общества сведений о доверительном управлении физическим лицом 3.

18.10.2019 Регистрирующим органом в отношении Заявления на основании пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ принято решение о приостановлении государственной регистрации.

По результатам рассмотрения представленного в Регистрирующий орган Заявления Инспекцией принято Решение о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись, в соответствии с которой у физического лица 2 возникли обязательственные права участника Общества с размером доли в его уставном капитале 51% и изменены сведения об участнике Общества физическом лице 1 (доля в уставном капитале Общества составила 49%).

Не согласившись с Решением о государственной регистрации, Наследником подана в Управление жалоба от 05.11.2019.

Управлением по результатам рассмотрения данной жалобы Заявителя принято решение от 25.11.2019 об оставлении ее без удовлетворения (далее — Решение).

В Решении Управлением отмечено, что в рамках проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в Реестр, нотариусом

23.10.2019 представлены в Регистрирующий орган нотариально заверенные копии нотариально удостоверенного договора купли-продажи части доли в уставном капитале Общества от 10.07.2019, заключенного между физическим лицом 1 и физическим лицом 2, а также нотариально удостоверенного согласия Заявителя от 08.07.2019 на отчуждение части доли в уставном капитале Общества, принадлежащей физическому лицу 1.

Указанные документы также представлены в Инспекцию физическим лицом 2.

При таких обстоятельствах Управление в Решении пришло к выводу о том, что Решение о государственной регистрации принято Регистрирующим органом правомерно и не противоречит действующему законодательству.

Как было указано выше, Заявитель считает неправомерным Решение о государственной регистрации в связи с тем, что договор купли-продажи части доли в уставном капитале Общества от 10.07.2019, послуживший основанием для его принятия, является недействительным по причине смерти физического лица 1 до представления в Инспекцию Заявления.

В свою очередь, ФНС России отмечает, что, поскольку на основания Решения о государственной регистрации Регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о переходе в соответствии с договором купли-продажи части доли в уставном капитале Общества от 10.07.2019, принадлежащей физическому лицу 1, в силу положений абзаца третьего пункта 12 статьи 21 Закона N 14-ФЗ вопрос о принадлежности данной части доли в уставном капитале Общества подлежит рассмотрению в суде.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь подпунктом «б» пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее — регистрирующий орган). (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 241-ФЗ)

Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

1. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 227-ФЗ; от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

2. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ; от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Статья 5. Содержание государственных реестров

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

1. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; (В редакции федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ; от 29.06.2015 № 209-ФЗ)

б) организационно-правовая форма;

б1) указание на то, что хозяйственное общество имеет статус международной компании (в применимых случаях); (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 295-ФЗ)

б2) указание на то, что фонд имеет статус международного фонда (в применимых случаях); (Подпункт введен — Федеральный закон от 26.11.2019 № 378-ФЗ)

в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ)

в1) адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); (Подпункт введен — Федеральный закон от 02.04.2014 № 59-ФЗ)

в2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ)

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; (В редакции федеральных законов от 23.12.2003 № 185-ФЗ; от 30.12.2008 № 312-ФЗ)

е) подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 209-ФЗ; от 30.10.2017 № 312-ФЗ)

ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ)

и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); (В редакции федеральных законов от 05.02.2007 № 13-ФЗ; от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

и1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 19.07.2007 № 140-ФЗ)

и2) сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве; (Подпункт введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ)

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица — фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица — наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга; (В редакции Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ)

л1) сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей); (Подпункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

л2) сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций); (Подпункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ФЗ)

(Подпункт введен — Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

с) (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

т) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.12.2008 № 315-ФЗ)

у) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала; (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.12.2009 № 352-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 228-ФЗ)

ф) (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.12.2009 № 352-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 228-ФЗ)

2. В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) пол;

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: «лицо без гражданства»);

д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес — наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, — по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее — адрес места жительства);

д1) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); (Подпункт введен — Федеральный закон от 02.04.2014 № 59-ФЗ)

е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее — основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);

ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);

и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; (В редакции Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ)

л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании гражданина банкротом и решения о введении реализации имущества гражданина (также дополнительно указываются дата завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры и основание прекращения данного производства), либо в связи с исключением из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа, либо в связи с принятием судом решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа); (В редакции Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ)

м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

о) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

п) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ФЗ)

(Подпункт введен — Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

р) (Подпункт введен — Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

3. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ; от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

4. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Сведения, указанные в подпункте «м» пункта 1 и подпункте «м» пункта 2 настоящей статьи, представляются лицензирующими органами в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 227-ФЗ; от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Све

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный). — М.: Юстицинформ, 2014.

В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом внесенных в него изменений. Подробно рассмотрены: порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы; порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и прекращения такого статуса; порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП; ответственность за нарушение порядка государственной регистрации.

Книга предназначена, прежде всего, для правоприменителей — работников юридических лиц, ответственных за их государственную регистрацию, индивидуальных предпринимателей, граждан, намеревающихся получить такой статус, сотрудников налоговых органов. Книга также будет полезна всем, кто интересуется вопросами государственной регистрации в России субъектов правоотношений.

Список сокращений

Органы государственной власти, иные государственные органы и организации:

Государственная Дума — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

КС России — Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России — Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС России — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Минкомсвязь России — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации;

Минэкономразвития России — Министерство экономического развития Российской Федерации;

Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации;

МНС России — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;

Казначейство России — Федеральное казначейство;

Росреестр — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Росстат — Федеральная служба государственной статистики;

ФМС России — Федеральная миграционная служба;

ФНС России — Федеральная налоговая служба;

ФСФР России — Федеральная служба по финансовым рынкам;

Росимущество — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

ПФР — Пенсионный фонд Российской Федерации;

ФСС России — Фонд социального страхования Российской Федерации;

Банк России — Центральный банк Российской Федерации;

ГК «Росатом» — Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Правовые акты:

часть первая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ*(1);

часть вторая ГК РФ — Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ*(2);

УК РФ — Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ*(3);

часть первая НК РФ — Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ*(4);

часть вторая НК РФ — Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ*(5);

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ*(6);

КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ*(7);

ТрК РФ — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ*(8);

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ*(9);

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ*(10);

Правила ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений — Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»*(11) (утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 19 мая 2014 г. N 462);

Правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений — Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439″*(12) (утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 19 мая 2014 г. N 462);

Регламент предоставления ФНС России услуги по государственной регистрации — Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств*(13), утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 22 июня 2012 г. N 87н.

Источники правовых актов:

www.pravo.gov.ru — Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru;

БНА ФОИВ — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;

ВВАС РФ — Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Ведомости СНД и ВС РСФСР — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР;

Ведомости СНД и ВС РФ — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации;

РГ — Российская газета;

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации;

СПС — справочные правовые системы.

Иные сокращения:

ЕГРИП — Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

ЕГРЮЛ — Единый государственный реестр юридических лиц;

ЕФРСоБ — Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

ЕФРСоФДЮЛ — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;

ИНН — идентификационный номер налогоплательщика;

МФЦ — многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

ОГРН — основной государственный регистрационный номер.

Список актов, вносивших изменения

В Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» изменения вносились следующими актами:

Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»*(14);

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР»*(15);

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»*(16);

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»*(17);

Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации»*(18);

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(19);

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования»*(20);

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»*(21);

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»*(22);

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»*(23);

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(24);

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(25);

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»*(26);

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(27);

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций»*(28);

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля над использованием государственной символики, незаконным ношением форменной одежды»*(29);

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»*(30);

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»*(31);

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации»*(32);

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(33);

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов»*(34);

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(35);

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статьи 331 и 3511 Трудового кодекса Российской Федерации»*(36);

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»*(37);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»*(38);

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»*(39);

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»*(40);

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(41);

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(42).

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»*(43).

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии»*(44);

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»*(45).

При написании данного комментария использовались нормативны правовые акты по состоянию на 1 августа 2014 г.

Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником.

————————————————————————-

*(1) СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

*(2) СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

*(3) СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

*(4) СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

*(5) СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

*(6) СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

*(7) СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

*(8) СЗ РФ, 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.

*(9) СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

*(10) СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

*(11) СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585.

*(12) СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.

*(13) РГ. 07.09.2012. N 206.

*(14) СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2565.

*(15) СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4855.

*(16) СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5037.

*(17) СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377.

*(18) СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2722.

*(19) СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 834.

*(20) СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3754.

*(21) СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6079.

*(22) СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1942.

*(23) СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

*(24) СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 19.

*(25) СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 20.

*(26) СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 23.

*(27) СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3642.

*(28) СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6428.

*(29) СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2526.

*(30) СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4196.

*(31) СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6409.

*(32) СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. I). Ст. 7002.

Принят
Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен
Советом Федерации 20 июля 2001 года

Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию
Глава II. Государственные реестры
Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
Статья 5. Содержание государственных реестров
Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
Глава III. Порядок государственной регистрации
Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
Статья 11. Решение о государственной регистрации
Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании
Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц
Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица
Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества
Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
Статья 21.1. Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
Глава VII.1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации
Статья 23. Отказ в государственной регистрации
Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия
Глава IX. Переходные и заключительные положения
Статья 26 Переходные положения
Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх