Государственное партнерство

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 1 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.

2. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, муниципальные правовые акты о муниципально-частном партнерстве

1. Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Воздушного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Нормы права, содержащиеся в других принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

2. Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, с установлением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества;

2) проект государственно-частного партнерства, проект муниципально-частного партнерства (далее также — проект) — проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства;

3) соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве (далее также — соглашение) — гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

4) публичный партнер — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования;

5) частный партнер — российское юридическое лицо, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключено соглашение;

6) финансирующее лицо — юридическое лицо либо действующее без образования юридического лица по договору о совместной деятельности объединение двух и более юридических лиц, предоставляющие заемные средства частному партнеру для реализации соглашения на условиях возвратности, платности, срочности;

7) прямое соглашение — гражданско-правовой договор, заключенный между публичным партнером, частным партнером и финансирующим лицом или финансирующими лицами (далее также — финансирующее лицо) в целях регулирования условий и порядка их взаимодействия в течение срока реализации соглашения, а также при изменении и прекращении соглашения; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

8) сравнительное преимущество — преимущество в использовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации проекта, перед использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации государственного контракта, муниципального контракта, при условии, что цена товара, работы, услуги, количество товара, объем работы или услуги, качество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иные характеристики товара, работы, услуги при реализации проекта равны цене товара, работы, услуги, количеству товара, объему работы или услуги, качеству поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иным характеристикам товара, работы, услуги при реализации государственного контракта, муниципального контракта;

9) эксплуатация объекта соглашения — использование объекта соглашения в целях осуществления деятельности, предусмотренной таким соглашением, по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в порядке и на условиях, которые определены соглашением; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

10) техническое обслуживание объекта соглашения (далее также — техническое обслуживание) — мероприятия, направленные на поддержание объекта соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего или капитального ремонта;

11) уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования на осуществление полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 18 настоящего Федерального закона;

12) совместный конкурс — конкурс, который проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, двумя и более публичными партнерами в целях реализации проекта и по итогам которого каждый публичный партнер заключает соглашение с победителем совместного конкурса или иным лицом, имеющим право в соответствии с настоящим Федеральным законом на заключение такого соглашения.

Статья 4. Принципы государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство в Российской Федерации основаны на следующих принципах:

1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;

2) обеспечение конкуренции;

3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;

4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;

5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;

6) свобода заключения соглашения.

Статья 5. Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве

1. Сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве являются публичный партнер и частный партнер.

2. Не могут являться частными партнерами, а также участвовать на стороне частного партнера следующие юридические лица:

1) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2) государственные и муниципальные учреждения;

3) публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юридические лица;

4) хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

5) дочерние хозяйственные общества, находящиеся под контролем указанных в пунктах 1-4 настоящей части организаций;

6) некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в форме фондов;

7) некоммерческие организации, созданные указанными в пунктах 1-6 настоящей части организациями в форме фондов.

3. Хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства находятся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также под контролем организаций, указанных в пунктах 1-4 части 2 настоящей статьи, при наличии одного из следующих признаков:

1) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование и одна из организаций, указанных в пунктах 1-4 части 2 настоящей статьи, имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

2) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а также одна из организаций, указанных в пунктах 1-4 части 2 настоящей статьи, на основании договора или по иным основаниям получили право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности;

3) Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а также одна из организаций, указанных в пунктах 1-4 части 2 настоящей статьи, имеют право назначить единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица либо имеют безусловную возможность избрать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица.

4. Отдельные права и обязанности публичного партнера, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, могут осуществляться органами и (или) указанными в части 2 настоящей статьи юридическими лицами, уполномоченными публичным партнером в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (далее также — органы и юридические лица, выступающие на стороне публичного партнера).

5. Порядок исполнения органами и юридическими лицами, выступающими на стороне публичного партнера, отдельных прав и обязанностей публичного партнера, объем и состав этих прав и обязанностей определяются соглашением на основании решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства.

6. Частный партнер обязан исполнять обязательства по соглашению своими силами. Частный партнер вправе исполнять свои обязательства по соглашению с привлечением третьих лиц только в случае, если это допускается условиями соглашения. При этом частный партнер несет ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные.

7. Привлечение частным партнером третьих лиц в целях исполнения его обязательств по соглашению допускается только с согласия в письменной форме публичного партнера, которое оформляется отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью соглашения, и в котором может быть определен перечень третьих лиц с указанием сведений, их идентифицирующих. В случае, если в согласии публичного партнера указаны лица, которые могут привлекаться частным партнером, частный партнер не вправе привлекать иных лиц к исполнению своих обязательств по соглашению, а указанные в данном перечне третьи лица не вправе привлекать иных лиц для исполнения своих обязательств.

8. Частный партнер должен соответствовать следующим требованиям:

1) непроведение ликвидации юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица;

2) неприменение административного наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день представления заявки на участие в конкурсе;

3) отсутствие недоимки по налогам, сборам и задолженности по иным обязательным платежам, а также задолженности по уплате процентов за использование бюджетных средств, пеней, штрафов, отсутствие иных финансовых санкций не ранее чем за один месяц до дня представления заявки на участие в конкурсе;

4) наличие необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, свидетельств о допуске саморегулируемых организаций к выполнению предусмотренных соглашением работ и иных необходимых для реализации соглашения разрешений, за исключением случаев, если получение указанных лицензий, свидетельств, разрешений в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается только после заключения соглашения и соблюдения необходимых для этого условий такого соглашения. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

9. Установление не предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к частным партнерам не допускается.

10. В случае, если соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не могут являться частным партнером, а также участвовать на стороне частного партнера по такому соглашению российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации. (Часть введена — Федеральный закон от 29.06.2018 № 173-ФЗ)

Статья 6. Элементы соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве

1. При принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом на принятие такого решения органом государственной власти, органом местного самоуправления определяются форма государственно-частного партнерства, форма муниципально-частного партнерства посредством включения в соглашение предусмотренных настоящей статьей обязательных элементов соглашения и определения последовательности их реализации.

2. Обязательными элементами соглашения являются:

1) строительство и (или) реконструкция (далее также — создание) объекта соглашения частным партнером;

2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;

3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

4) возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. В соглашение в целях определения формы государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства могут быть также включены следующие элементы:

1) проектирование частным партнером объекта соглашения;

2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

3) обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания;

4) наличие у частного партнера обязательства по передаче объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, объекта соглашения о муниципально-частном партнерстве в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока, но не позднее дня прекращения соглашения:

5) обеспечение публичным партнером эксплуатации объекта соглашения в случае, если частный партнер осуществляет только техническое обслуживание этого объекта соглашения. (Пункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

4. В случае, если объем финансирования создания объекта соглашения публичным партнером и рыночная стоимость движимого и (или) недвижимого имущества, передаваемого публичным партнером частному партнеру по соглашению, либо рыночная стоимость передаваемых прав на такое имущество (в случае, если соглашением не предусматривается возникновение права собственности частного партнера на такое имущество) в совокупности превышают объем финансирования создания таких объектов частным партнером, обязательным элементом соответствующего соглашения является предусмотренное пунктом 4 части 3 настоящей статьи обязательство частного партнера.

5. Финансирование создания объекта соглашения, его эксплуатации и (или) технического обслуживания за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно за счет предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты соглашения о муниципально-частном партнерстве

1. Объектами соглашения являются:

1) частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

2) транспорт общего поль

История развития государственно-частного партнерства в Германии The history of the development of public-private partnerships in Germany

i i (» московский

mm экономический

журнал

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10258 Мансур Дария Нумман,

ассистент кафедры иностранных языков, факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов, Москва, e-mail:dariyamansur@gmail.com

Mansour Daria Numman, Assistant of the Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, e-mail: dariyamansur@gmail.com Аннотация: ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Цель исследования — изучить организацию государственно-частного партнерства в Германии и историю его развития. Методологической основой исследования являются общие принципы объективности, предусматривающих беспристрастное изучение и анализ событий, явлений на основе научно-критического использования различных источников. Для решения поставленных задач автором был применен комплекс общенаучных методов.

Немецкая практика образования партнерств показывает, что они являются достаточно эффективной формой сотрудничества государства и частного сектора и могут осуществляться в различных отраслях экономики. Сферы применения государственно-частного партнерства определяются развитостью экономики и разработанности законодательной базы в этой области.

Выводы исследования — необходимо выделить некоторую особенность, заключающуюся в том, что государство стремится принимать участие в области производства, административно-хозяйственной деятельности и в сфере инвестиций. Summary. PPP refers to innovative methods used by the public sector to conclude a contract with the private sector, using its capital and managerial potential when implementing projects in

The German practice of forming partnerships shows that they are a fairly effective form of

cooperation between the state and the private sector and can be implemented in various sectors

of the economy. The scope of public-private partnerships is determined by the development of

the economy and the development of the legislative framework in this area.

Conclusions of the study — it is necessary to highlight some feature, namely that the state seeks

to participate in the production, administrative and economic activities and in the field of

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; экономика; Германия; публичный сектор; частный сектор; контракт; концессия.

Key words: public-private partnership; economy; Germany; public sector; private sector; Contract; concession.

Введение

Государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.

Вызовы времени, поступательное развитие экономики требуют высокопрофессиональной работы государственного аппарата. Эффективность и качество государственного управления во многом зависят от компетентного чиновника. От того, насколько своевременно и квалифицированно будут подготовлены проекты нормативных правовых актов и необходимые управленческие решения, насколько действенными окажутся принятые меры, во многом зависит результативность проводимой государством политики.

Актуальность данного исследования заключается в том, что государственно-частное партнерство формируется в качестве механизма долгосрочного взаимовыгодного взаимодействия власти, а также предпринимательства. Тем самым государственно-частное партнерство основывается на инвестировании частных форм финансовых ресурсов в область объектов государственной собственности, а также их управлении.

При этом государственно-частное партнерство выражается в качестве института долгосрочной и устойчивой кооперации в отношении финансово-инвестиционных, а также интеллектуальных ресурсов органов государственной власти.

Германия на сегодняшний день рассматриваются как одна из наиболее сильных государств Европы в соответствии с экономическими, финансовыми и технологическими характеристиками, поэтому ее можно назвать некоторым локомотивов на пути интеграционного процесса в области европейской экономики.

Литературный обзор

Методами теоретического исследования являются теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, систематизация, формализация.

В зарубежной и отечественной литературе затрагиваются различные позиции, связанные с осмыслением причин и современного развития государственно-частного партнерства.

Методологические основы работы обусловлены выбором объекта и предмета исследования, целью и поставленными во введении задачами. Методологической основой исследования являются общие принципы объективности, предусматривающих беспристрастное изучение и анализ событий, явлений на основе научно-критического использования различных источников. Также для решения поставленных задач автором был применен комплекс общенаучных методов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение

В Германии реализацию проектов на основе ГЧП первоначально использовали в кооперативном строительстве. Первые некоммерческие строительные сообщества были созданы на основе частных инвестиций в середине XIX века. В результате сотрудничества некоммерческих компаний и государственного сектора данные компании вынуждены были налагать некоторые ограничений на собственный бизнес и политику получения прибыли.

Государство же при этом предоставляло им налоговые льготы. Удачной моделью сочетания интересов публичного и частного партнерства является проект по реконструкции крупнейшего аэропорта в Германии во Франкфуртена-Майне.

Германия, страна с традиционно сильной государственной властью, сравнительно поздно приступила к разработке и реализации проектов ГЧП. Лишь с 2003 года там активно развивается рынок ГЧП, обеспечивая повышение эффективности расходования бюджетных средств и позволяя создавать новые объекты социальной, экономической, экологической и информационной инфраструктуры.

В России на сегодняшний день проблема внедрения ГЧП весьма актуальна, однако исследовательская работа в этой области пока не дает ожидаемых результатов на практике. Это говорит о том, что для применения данного потенциально эффективного инструмента необходимо обеспечить выполнение целого ряда условий, иначе все проблемы, присущие системе государственного заказа или процессам приватизации, будут присутствовать и в форме ГЧП.

Имеется в виду, что ГЧП — это не средство борьбы, например, с коррупцией, а лишь в отдельных случаях объективно более рациональная модель осуществления бюджетных инвестиций, ко всему прочему стимулирующая развитие малого и среднего предпринимательства.

Понимание ГЧП в международных рамках основывается на Декларации тысячелетия ООН, принятой в 2000 году, и на Монтерейском консенсусе от 2002 года. Суть механизма в представлении МВФ, ЕЭК ООН, ОЭСР и Евросоюза заключается в осуществлении публичных инфраструктурных мероприятий, направленных на устойчивое развитие, путем проектного финансирования и проектной реализации с использованием частных инвестиций и на условиях перенесения рисков из публичного сектора в частный.

По решению Федерального правительства (г. Нойхарденберг, 2004 год) ГЧП определяется как долгосрочное сотрудничество между публичным (бюджетным) сектором и частным бизнесом в течение всего жизненного цикла публичных инфраструктурных сооружений. Опыт Германии показывает, что высоким результатам предшествует определение целей, которых хочет добиться государство, используя тот или иной финансовый инструмент.

Анализ развития ГЧП в Германии

В области государственно-частного партнерства выделяются различные механизмы и модели реализации их отношений. Классификация, принятая ГЧП выделяет такие формы:

— контракт, формируемый в виде административного договора, который заключается между государством и частной формой по осуществлению тех или иных видов деятельности.

Тогда одними из наиболее распространенных выделяются контракты в области выполнения работ, на оказание общественных услуг, на поставки продукции для государственных нужд. В области административных контрактных отношений права собственности не могут передаваться частным партнерам, так как ответственность за риски и расходы полностью несет государство. В таком случае интерес частного партнера выделяется в том, что в соответствии с договором он приобретает право на долю в доходе, а также на прибыль и платежи;

— форма аренды в соответствии с ее традиционным аспектом в виде договора аренды ли лизинга. Необходимо обратить внимание на особенности арендных отношений между властной структурой и частным бизнесом, тогда как здесь осуществляется передача для частного партнера государственного или муниципального имущества в соответствии с условиями временного пользования и на основании определенной платы. На основании договора лизинга лизингополучатель обладает правом выкупа вида государственного и муниципального имущества;

— форма концессии в виде концессионного соглашения. На сегодняшний день данное соглашение довольно часто применяется в области ГЧП.

То есть выделяются монопольные права, которые предоставляются за счет государства для концессионера, то есть частного партнера.

Выделяются и другие формы, и механизмы осуществления государственно-частного партнерства в виде соглашения о разделе продукции. Данная форма партнерских отношений между государством и частным сектором предполагает то, что партнеру принадлежит только часть продукции. Организация раздела продукции между государством и частным сектором, а также, основные условия должны быть указаны в соглашении. Главными способами реализации инфраструктурных проектов в соответствии с ГЧП можно назвать:

— организацию госзаказа;

— применение проектирования и строительства;

— механизм проектирования, строительства и эксплуатации;

— аспект финансирования, строительства и эксплуатации.

Процесс реализации механизмов государственно-частного партнерства строится на нескольких этапах.

На рисунке 1 мы можем увидеть данные этапы и способы их реализации.

Рис. 1 Процесс реализации проекта государственно-частного партнерства

Оно должно уполномочить частных партнеров к выполнению в течение определенного срока функций, а также государство предоставляет частному сектору те или иные правомочия, которые необходимы для организации нормальной реализации объекта концессионного соглашения. В основе источника концессионного соглашения прав рассматривается не статус государства в виде собственника, а его полномочия в виде органа публичной власти.

Выделяется и другой механизм ГЧП в форме совместных предприятий, которые в последнее время стали актуальным аспектом партнерства государства и частного бизнеса. В соответствии со структурой и характером совместного капитала в качестве разновидностей данной формы выступают акционерные общества.

Заключение

В таком случае необходимо выделить некоторую особенность, заключающуюся в том, что государство стремится принимать участие в области производства, административно-хозяйственной деятельности и в сфере инвестиций.

В процессе исследования мы рассмотрели основные теоретические вопросы о государственно-частном партнерстве, его основных функциях и задачах.

Таким образом, проведенное в работе исследование процесса повышения роли государственно-частного партнерства в экономическом развитии свидетельствует, что развитие государственно-частного партнерства стимулирует развитие частного сектора и обеспечивает возможность инвестировать в социально-экономические проекты развития регионов.

Немецкая практика образования партнерств показывает, что они являются достаточно эффективной формой сотрудничества государства и частного сектора и могут осуществляться в различных отраслях экономики. Сферы применения государственно-частного партнерства определяются развитостью экономики и разработанности законодательной базы в этой области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

2. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: ООО «МИЦ», 2010. — 576 с;

3. Лихачев В. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах, или Как реализовать ГЧП в России / В. Лихачев, М. Азанов // Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. — ООО «Издательство журнала «Финансы, экономика, безопасность», 2009.-C. 7-48.

6. Balensiefen, G., Mayrzedt, H. Chance PPP fürkommunalelnfrastrukturprojekte. — Biberbach :BauakademieBiberach, 2015. — 27 s.;

7. Das Statistische Jahrbuch 2015 — С.36 // . — Режим доступа: http://www.destatis.de/jetspeed/portal/cms/Sites/

destatis/SharedContent/Oeffentlich/B3/Publikation/Jahrbuch/Bevoelkerung, property=file.pdf;

9. Jahresbericht ÖPP in Deutschland 2014 — Berlin : ÖPP Deutschland AG, 2015. — 14 s. 12.;

УДК 338.45:69

аТЙОААВЙОААГ Г Т-хАЙОГ та ТАОдГАойдАТ А ЙОвТ ЁОАЁОЙОАА ЁАЁ УООАёОЁАГОЁ ШАГЁд! тбёаёАхАгёв ёгаайоёоёё

Развитие государственного и муниципального секторов в направлении более органичного включения в систему рыночных отношений требует формирования соответствующих институциональных структур, новых партнерских форм взаимодействия публичного и частного капитала. Прежде всего это относится к инфраструктурным отраслям, в частности к строительному комплексу который должен обеспечивать нормальные усло -вия жизнедеятельности городов и поселений. Для этого необходимо создание нормативно-правовой базы развития жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры, а также механизмов привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов.

Государство и частный бизнес являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими секторами в российской экономике и политике. Без стратегического партнерства государства с частным сектором циви -лизованный рынок не может существовать ни в одной стране. Государ -ственно-частное партнерство (ГЧП) является альянсом между государ -ством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в различных сферах деятельности. Как правило, каждый такой союз является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

ГЧП может осуществляться в различных формах. Это разнообразные контракты между государством и частными компаниями: на выполнение работ, оказание услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд и т. д. Краткосрочные контракты довольно широко используются в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России. На сегодняшний день наиболее распространены следующие формы взаимодействия государства и бизнеса в строительстве: государственно-частные предприятия, аренда (лизинг), концессия.

Государственно-частные предприятия являются широко распространенной формой ГЧП в России. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале.

Арендные (лизинговые) отношения возникают при передаче государством в аренду частному сектору своей собственности (зданий, сооружений, производственного оборудования). За пользование государственным имуществом частные компании выплачивают арендную плату.

Концессии на сегодняшний день признаются самой распространен -ной формой ГЧП при осуществлении масштабных, капиталоемких проектов. Концессия — это система отношений между государством (концеден-том) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства. При использовании концессии осуществляется передача концессионеру объекта государственной (муниципальной) собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания и прочего на определенных закрепленных в договоре условиях и в соответствии с концессионным законодательством.

Во многих странах мира концессия используется как основная форма привлечения иностранного капитала. В основном она применяется для

А.А. ЁаУёёёГ,

апУёдаГо ёаоаади оё(а(пТа, ЫАЫУО

АА1ШЁЁ. 2008. № 5(24)

инфраструктурных проектов, поскольку именно строительство объектов инфраструктуры является для государства наиболее рациональной сферой применения концессий. Особенно актуальна концессия для капиталоемких объектов производственного и инфраструктурного назначения с длительными сроками окупаемости, так как целевая функция концессий — это прежде всего строительство объектов в условиях нехватки у государства финансовых ресурсов. Реже в концессию передаются готовые объекты для эксплуатации и управления, но экономический эффект и польза для государства и общества от реализации на концессионной основе крупных строительных проектов намного выше.

Выделим факторы, определяющие наибольшую привлекательность инвестиционно-строительных проектов для государства:

1) длительные сроки окупаемости вложенных капиталов;

2) высокая капиталоемкость объектов;

3) высокие социально-экономические и технические риски;

4) продолжительные периоды амортизации основного капитала;

5) необходимость дополнительных гарантий со стороны государства.

Определим основные источники финансирования, которые применяются в целях осуществления проектов на концессионной основе:

1) средства концессионера;

2) займы, предоставленные коммерческими банками;

3) займы, предоставленные международными фи -нансовыми институтами, полученные непосредственно самим концессионером;

4) займы, предоставленные иными кредитными организациями.

ЧГП в чистом виде — это долгосрочное сотрудничество, закрепленное договором, позволяющее соединить в целое необходимые ресурсы (например, ноу-хау, финансовые средства, персонал и др.) и минимизировать риски за счет их равномерного распределения между партнерами.

Опыт разных стран в реализации таких проектов в области строительства недвижимости показал, что при реализации проектов частными фирмами эффективность их стала более высокой за счет, например, привлечения их для планирования. Благодаря этому затраты на сооружение объекта становятся более низкими. Большинство таких проектов в области высотного строительства реализуются средними предприятиями. Даже там, где генеральными подрядчиками выступали крупные предприятия или концерны, они в конечном итоге нанимали в качестве субподрядчиков средние предприятия.

Выбор частной фирмы происходит на тендерной основе. Для эффективной реализации проекта создается рабочая группа из представителей всех участников проекта (например, заказчика, финансиста, исполнителя и др.). Если у руководителя группы нет опыта в реализации таких проектов ЧГП, то имеет смысл привлечь независимого эксперта со стороны.

Если обратиться к зарубежному опыту то настоящий бум начался в Германии лишь в 2004 — 2005 гг., несмотря на то что такое партнерство там существует

десятилетиями. Немецкий институт урбанизации (ОНи) провел исследование инфраструктурных проектов. Был сделан вывод, что важной причиной роста числа проектов ЧГП стали более высокая эффективность и скорость реализации проекта. Эффективность таких проектов увеличилась в среднем на 10%.

Что касается затрат, то большее внимание придается текущим расходам, а не инвестиционным, потому что они в расчете на долгий период намного выше, а так как основной идеей проектов ЧГП была оптимизация общих затрат на протяжении всего жизненного процесса проекта, то сумма текущих затрат играет особенную роль.

Самыми значимыми проектами в настоящее время в Европе являются: для общин — школы, спорт, туризм, организация свободного времяпрепровождения, административные здания; для федерации и земель — транспорт, юрисдикция, административные здания. Также немаловажными являются культура, дошкольные детские учреждения, строительство городов, защита окружающей среды, здравоохранение, общественная безопасность и др. В любом случае рост проектов ЧГП будет происходить и в дальнейшем. Разница наблюдается лишь между крупными и мелкими городами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться участникам ЧГП, имеют правовой статус. Такие типичные для России проблемы ( коррупция и бюрократические проволочки) не столь значимы для европейских стран. Если государственный или муниципальный орган видит смысл в проекте, то он реализуется (из каждых 8 намеченных в Германии проектов осуществляются 7).

В российских условиях концессионная форма отношений имеет огромный потенциал для инвестиционно -строительной деятельности. Наряду с высокой потребностью российской экономики в масштабных инвестициях и новых мощностях, обуславливающей необходимость государственных концессий, последние целесообразно использовать также как инструмент интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство.

За рубежом наиболее часто используются следующие формы концессий:

— «строительство — управление — передача» — классический вариант концессии. Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству;

— «строительство — передача — управление» — классическая концессия. Концессионер строит объект, ко -торый передается государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передается в эксплуатацию концессионера;

— «строительство — владение — управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;

— «строительство — владение — управление — передача» — владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определенного срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;

— «покупка — строительство — управление» — форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продает

объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.

Для эффективного применения концессий в российских условиях необходимо использовать все многообразие форм, особенно в целях привлечении к концессионной деятельности иностранных компаний. Иностранный капитал играет доминирующую роль во всех основных концессиях как в развивающихся, так и в развитых странах. В основном это инвестиции крупнейших международных организаций, транснациональных компаний, банков и т.д. Выбор какой-либо формы концессии определяется отраслевой принадлежностью объекта, схемой регулирования деятельности отрасли, а также другими факторами.

Выдается концессия экономическим субъектам на строительство с последующей эксплуатацией на 20 -30 лет. В течение периода эксплуатации концессионер покрывает из своих доходов следующие издержки: налоги, расходы на управление и содержание объекта, дивиденды по обыкновенным акциям, включая доходы на акции, оговоренные в концессионном договоре.

Инфраструктурные отрасли, в отличие от промышленного сектора, не могут быть приватизированы пол -ностью по политическим, социально-экономическим и стратегически причинам. По этой причине производственная инфраструктура может стать в России одним из основных направлений привлечения отечественного частного сектора и международных инвестиционностроительных концернов на условиях концессии.

Модернизация построенной еще при советской власти производственной инфраструктуры, осуществление крупных проектов по строительству автомобильных и железнодорожных магистралей, портов, аэропортов, энергетических и коммунальных систем в России возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе ГЧП. Другого рационального и к тому же хорошо проверенного в международной практике решения этой проблемы наше государство, испытывающее недостаток бюджетных средств, просто не сможет найти.

На сегодняшний день в России разработаны концептуальные основы концессий. Впервые законопроект о концессионных соглашениях был внесен на обсуждение Верховного Совета РФ в 1993 г Налицо беспрецедентное явление в законотворческой деятельности России, когда в течение 12 лет законопроект находился на различных стадиях рассмотрения в законодательных органах, вернулся в Правительство, снова был представлен Законодательному Собранию, изучался в комитетах и комиссиях, дорабатывался и переписывался на новой концептуальной основе. Надеемся, что рамочный Федеральный закон «О концессионных со -глашениях» № 115-ФЗ, принятый 21 июля 2005 г., послужит началом возрождения и развития государственно-частных партнерств в строительстве.

Федеральным законом предусмотрено 14 видов объектов недвижимого имущества, потенциально возможных передаче в концессию, из них к сфере строительства можно отнести :

— автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры;

— объекты железнодорожного транспорта;

— объекты трубопроводного транспорта;

— морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

— аэродромы или здания и (или) сооружения, пред -назначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

— объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

— объекты единой системы организации воздушного движения;

— гидротехнические сооружения;

— объекты по производству передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

— системы коммунальной инфраструктуры;

— метрополитен и другой транспорт общего пользования;

— объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

— объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.

На сегодняшний день Правительством РФ утверждены 12 типовых форм концессионных соглашений для различных отраслей. В стадии обсуждения еще находятся типовые формы соглашений в отношении объектов здравоохранения, используемых для лечебно-профилактической и медицинской деятельности, единой системы организации воздушного движения и социально-бытового назначения.

Экономический потенциал концессий в России можно оценить как высокий. В качестве приоритетных направлений применения концессий должны рассматриваться объекты производственной инфраструктуры при условии сохранения их в государственной собственности и создания системы регулирования и контроля со стороны органов государственной власти за деятельностью частных компаний. Наиболее актуальными для России объектами на сегодняшний день, без сомнения, являются жилищно-коммунальное хозяйство, объекты спорта, культуры, отдыха и туризма, автомобильные дороги, мосты и путепроводы, объекты по производству и передаче электрической и тепловой энергии (тепло- и электросети), а также гидротехнические сооружения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частный сектор заинтересован в концессиях, поскольку получает в управление на длительный срок государственные активы, зачастую на льготных условиях платы за концессию. Кроме того, осуществляя строительство , концессионер имеет достаточные гарантии возврата инвестированных средств, поскольку его партнером выступает государство. В отдельных случаях (например, в ЖКХ) государство дотирует из бюджета концессионеру его издержки и инвестиции при условии повышения качества обслуживания населения.

Концессионные отношения государства и концессионера обеспечивают, с одной стороны, предоставление частным компаниям определенных гарантий прибыльности их бизнеса, а с другой — защиты общества от монопольного злоупотребления концессионером на объекте, являвшемся до этого полностью собственностью государства.

Мировая практика государственно-частных партнерств показала, что развитие подобных форм взаимо-

действия власти и бизнеса — это один из наиболее эффективных механизмов решений разнообразных сложных проблем и привлечения инвестиций в строительную отрасль. Однако следует понимать, что привлечение в монопольную отрасль ориентированной на прибыль частной компании несет в себе немало рисков и угроз. Для бизнеса вопрос о преимуществах и рисках государственно-частных партнерств также неоднозначен. Рассмотрим все плюсы и минусы государственночастных партнерств для власти и для бизнеса в современных российских условиях (таблица) .

ведет к росту инвестиций в развитие общественной инфраструктуры. При этом модель ГЧП не замещает, а дополняет государственные инвестиции.

При многообразии форм участия бизнеса в строительной индустрии особая роль должна принадлежать органам власти. Организация стабильной работы объектов жизнеобеспечения — это обязанность органов власти независимо от того, в чьей собственности находятся объекты и на каких условиях обслуживаются. Поэтому контроль органов власти за жизненно важными, а следовательно, стратегическими объектами

Выгоды и риски государственно-частного партнерства для субъектов договорных отношений

Выгоды Риски

Для власти — Современные инженерные решения и эффективное управление; — акцент на качество обслуживания пользователей-клиентов; — минимизация общих затрат по проекту на весь срок контракта (инвестиции — строительство или модернизация — эксплуатация); — эффективное использование капитала и получение дополнительных доходов — Слабый контроль регулирующих органов приведет к изъятию монопольной ренты ориентированными на прибыль частными компаниями-операторами; — для обеспечения окупаемости инвестиционной программы может потребоваться рост цен/тарифов; — возможное банкротство компании-оператора может иметь большие негативные социальные последствия для потребителей, а также снизить доверие населения к местным органам власти

Для бизнеса — Экономическая выгода — емкий рынок и гарантированный спрос; — большие возможности повышения эффективности производства и сокращения непроизводственных затрат: при правильно выстроенных экономических отношениях и адекватной тарифной политике может принести прибыль бизнесу и долгосрочные выгоды потребителям — Высокие риски капитальных вложений в строительство и коммунальную инфраструктуру; — проблема тарифного регулирования и политизированность тарифов; — риски неисполнения бюджетных обязательств; — возможное несоблюдение властями буквы и духа заключаемых договоров; — наличие незарегистрированного имущества

Опыт реализации проектов государственно-частных партнерств в ряде европейских стран и в России показывает, что необходимость их использования в первую очередь обусловлена приватизацией и либерализацией в государственном секторе. Позитивные результаты проектов связаны с более низкими затратами на инвестиции. Тем не менее многие государственные учреждения все еще опасаются привлекать частных партнеров. Использование положительного опыта ГЧП при-

строительства не должен быть потерян. Только так удастся обеспечить баланс интересов всех заинтересованных сторон — потребителей, хозяйствующих субъектов и власти.

1. Каменева Е. А. Финансовая политика оздоровления жилищно-коммунального хозяйства. Саратов, 2007.

2. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ от 21.07.2005 г. // Гарант.

УДК 364:368.4

л. ■ ■ о

О І ВААЕА ІЕА ІАШЕІІШІЕ ВАдЛВАА I Е

А ТАбЕТА ТбТААААГЕВ бАОТоI

О.А. I одааёааа,

ёаТаёаао уёТГТ/ё+а-пёёд Таоё, аТоаТо ёа-оаади оё(а(ПТа, ЫАЫУО

ААЙОГЕЁ. 2008. № 5(24)

Одним из важнейших условий успешной реализации пенсионной реформы является обеспечение положительной нормы прибыли на вложенный капитал. Принимая во внимание, что процесс инвестирования пенсионных резервов носит долгосрочный характер, их прирост возможен только при наличии на фондовом рынке инструментов высокой категории надежности с длительным периодом обращения и реальной положительной доходностью. По оценкам Минфина России, к 2010 г. объем пенсионных активов превысит 1,3 трлн руб. При этом в настоящее время весь торгуемый рынок этих активов составляет около 1 трлн руб. В связи с этим важнейшей задачей при реализации пенсионной реформы становится развитие российского финансового рынка.

Многочисленные финансовые кризисы на азиатских и развивающихся рынках, падение американского рынка акций привели к существенному снижению доходности активов пенсионных фондов на Западе, что обусловило поиск новых инструментов для инвестирования пенсионных накоплений.

Кратко о муниципально-частном партнерстве

Муниципально-частное партнерство представляет собой совокупность форм и механизмов средне- и долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между администрацией Мариинского муниципального района, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов на территории муниципального образования.

Реализация проектов муниципально-частного партнерства решает следующие задачи:

  • привлечение инвестиций в экономику района для реализации социально значимых проектов;
  • объединение муниципальных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические, для развития экономики и социальной сферы муниципального района;
  • повышение качества продукции (товаров, работ, услуг) на территории муниципального района с использованием объектов общественной инфраструктуры;
  • обеспечение стабильных условий развития всех форм муниципально-частного партнерства.

Участие в муниципально-частном партнерстве, как правило, осуществляется в целях создания (строительства, реконструкции) и (или) эксплуатации следующих объектов:

  • транспортной инфраструктуры и автомобильного транспорта;
  • коммунальной инфраструктуры, в том числе объектов электро- и газоснабжения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  • обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности, управления природными ресурсами и их использование;
  • связи и телекоммуникаций;
  • социальной инфраструктуры, в том числе объектов образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, бытового обслуживания, туризма, физической культуры и спорта, досуга и рекреации, иных социально значимых объектов обслуживания населения;
  • используемых для сельскохозяйственного производства;
  • производственной и инновационной инфраструктуры, в том числе для обеспечения производственных площадок, технико- и индустриальных парков, иных объектов, зон и территорий необходимой инфраструктурой;
  • иных объектов, предназначенных для решения вопросов местного значения и представляющих особую значимость для социально-экономического развития муниципального района.

Развитие муниципально-частного партнерства, позволит диверсифицировать экономику в соответствии со стратегическими целями развития администрации Мариинского муниципального района и поднять в итоге качество и уровень жизни населения.

Законодательство:

Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

224-fz-ot-13_07_2015-red_-ot-29_07_2018.docx (cкачиваний: 161)
Посмотреть онлайн файл: Открыть

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.12.2016 N 500 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Кемеровской области»

500-p-ot-15_12_2016.docx (cкачиваний: 159)
Посмотреть онлайн файл: Открыть

Постановление администрации Мариинского муниципального района от 19.11.2018 № 569-П «Об утверждении Положения по регулированию отношений, возникающих в процессе реализации на территории Мариинского муниципального района Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

post_-569-p-ob-mchp.doc (cкачиваний: 144)
Посмотреть онлайн файл: Открыть

Содержание данного информационного ресурса (сайт www.epam.ru), включая любую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, защищены законодательством Российской Федерации и международными соглашениями. Любое использование, копирование, воспроизведение или распространение любой размещенной информации, материалов и (или) их частей не допускается без предварительного получения согласия правообладателя и влечет применение мер ответственности.
Комментарии, презентации и статьи юристов, размещенные на сайте www.epam.ru, или доступ к которым предоставлен через сайт www.epam.ru, отражают их личное мнение и собственные выводы, которые могут не совпадать с позицией Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Сведения и материалы, размещенные на сайте www.epam.ru, подготовлены исключительно в информационных целях и не являются юридической консультацией или заключением. Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», его руководство, адвокаты и сотрудники не могут гарантировать применимость такой информации для ваших целей и не несут ответственности за ваши решения и связанные с ними возможные прямые или косвенные потери и/или ущерб, возникшие в результате использования информации или какой-либо ее части, содержащейся на сайте www.epam.ru.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх