Государственное управление интеллектуальной собственностью

Давно было в планах вести подборку мероприятий, посвященных вопросам интеллектуальной собственности, в которых по тем или иным причинам было бы полезно поучаствовать (да и в целом, не лень дать ссылку). Похоже, время начать это пришло:

Здесь размещаю такие ссылки на мероприятия, проводимые в России (а также за рубежом, но которые проходят либо на русском, либо затрагивают российскую практику по ИС).

Данная страница будет пополняться мною по мере возможности.

Октябрь

  • 17-18 октября 2019 — 4-я Международная конференция — Защита прав интеллектуальной собственности, Москва // выступаю здесь со своим докладом

Ноябрь

  • 18—22 ноября — Программа повышения квалификации «ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: комментарий изменений и практика применения IV Части ГК РФ»
  • 22 ноября 2019 — Встреча Дискуссионного клуба юристов ИТ-отрасли
  • 19 ноября — Интеллектуальная собственность — 2019
  • Большие Данные (BIG DATA): правовые аспекты сбора, обработки и оборота
  • 28 ноября — IP Russia Awards

Декабрь

  • 11—12 декабря — Программа повышения квалификации «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ И БАЗЫ ДАННЫХ: регистрация, патентование, лицензии, судебная практика»

УДК 347.78:342.41 DOI: 10.14529/^160319

ББК Х404.3+Х401.1

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

А. В. Минбалеев

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье анализируется современная система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности. Анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о крайней фрагментарности, разрозненности и узкой направленности на управление конкретными вопросами в сфере интеллектуальной собственности. Полномочия по формированию государственной политики в области интеллектуальной собственности в полном объеме не закреплены ни за одним из органов государственной власти, не предусмотрена и координация деятельности этих органов в сфере интеллектуальной собственности. Полномочия по нормативному правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности, а также по осуществлению юридически значимых действий в данной сфере закреплены за различными федеральными органами исполнительной власти и разделены между ними по видам объектов интеллектуальной собственности и по сфере их использования. Автор полагает, что сегодня явно намечается необходимость реформирования системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности и создание централизованного органа управления и контроля за всеми объектами интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, государственное управление, государственная политика в сфере интеллектуальной собственности.

Основными задачами государственного управления в сфере интеллектуальной собственности на современном этапе общественного развития в России являются реализация результатов интеллектуальной деятельности в массовом производстве, а также в различных сферах деятельности; гармонизация системы отношений между ведущими субъектами сферы интеллектуальной собственности (государством, бизнесом и автором) в интересах развития национальной инновационной экономики. Государственная политика в области интеллектуальной собственности заключается в совершенствовании имеющихся возможностей, создании механизмов их реализации в системе конкретных мер по повышению конкурентоспособности отечественного производства, полноценного импортозамещения, а также развития приоритетных направлений развития отечественной экономики. Ежегодно в России регистрируются десятки тысяч объектов интеллектуальной собственности. При этом государству принадлежит большая часть прав на интеллектуальную собственность, но

им слабо решаются проблемы их реализации, что отрицательно сказывается на конечных результатах, имеющих как экономическое, так и социальное измерение.

Кроме совершенствования правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности должны изменяться и развиваться организационно-управленческие механизмы, которые сегодня во многом строятся еще на административно-командных методах управления.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (далее — Стратегия), предполагает реализацию ряда мер, направленных на обеспечение защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности, стимулирование коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Стратегия направлена на решение масштабных задач в сфере интеллектуальной собственности. Во-первых, она предусматривает целевой индикатор «коэф-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2016, vol. 16, no. 3, pp. 112-115

Минбалеев А. В.

Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности

фициент изобретательской активности», который должен увеличиться с 2,0 в 2010 году до 2,8 в 2020 году. Другим целевым индикатором реализации Стратегии является увеличение к 2020 году количества зарегистрированных договоров отчуждения прав на патенты и лицензионных договоров до 40 тыс. в год, что позволяет прогнозировать соответствующий рост объемов зарегистрированных договоров по всем объектам промышленной собственности как минимум в 14 раз.

В то же время текущая практика свидетельствует о недостаточно эффективном функционировании института интеллектуальной собственности. Несмотря на значительный объем государственных инвестиций в научную и инновационную деятельность, существует ряд проблем, препятствующих развитию рынка интеллектуальной собственности в России: неэффективное использование созданных за счет государственных средств объектов интеллектуальной собственности, которые составляют значительную долю в общем объеме созданных объектов интеллектуальной собственности в стране.

Сегодня явно назрела необходимость говорить о формировании целостной системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности. Система управления интеллектуальной собственностью представляет собой процесс, где объектом управления являются отношения между всеми участниками производства и реализации объектов интеллектуальной собственности через государственную регистрацию его персонификации, а предметом — закономерности установления причинно-следственных связей, закрепляющих интеллектуальные права правообладателей интеллектуальных прав, а также их охрану, оптимально сочетающих организацию и самоорганизацию, формальные и неформальные правила и нормы поведения участников по осуществлению полного жизненного цикла объекта интеллектуальной собственности.

Отсутствие в стране четкой системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности ставит под сомнение достижение целей, стоящих перед Россией в сфере инновационного, научно-технического и промышленного развития. Вступление в силу в 2008 году части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации увеличило степень защиты прав на объекты интел-

лектуальной собственности, повысило эффективность мер ответственности за их нарушения и гармонизировало российское законодательство с нормами международного права. Вместе с тем полномочия по правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности, а также по осуществлению юридически значимых действий в данной сфере закреплены за различными федеральными органами исполнительной власти и разделены между ними по видам объектов интеллектуальной собственности и по сфере их использования.

Анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о крайней фрагментарности, разрозненности и узкой направленности на управление конкретными вопросами в сфере интеллектуальной собственности. Полномочия по формированию государственной политики в области интеллектуальной собственности в полном объеме не закреплены ни за одним из органов государственной власти, не предусмотрена и координация деятельности этих органов в сфере интеллектуальной собственности.

Отмеченные особенности регулирования и сложившегося разделения полномочий между федеральными органами исполнительной власти препятствуют выработке эффективной государственной политики в области интеллектуальной собственности, приводят к дублированию административных функций, несистемному нормативно-правовому регулированию в данной сфере, не позволяют осуществлять эффективный контроль и надзор в сфере правовой охраны, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности.

Среди последствий сохранения существующих организационной структуры и распределения полномочий в области интеллектуальной собственности наиболее негативными являются отсутствие стратегического видения развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации, единых подходов в регулировании административных процедур по оказанию государственных услуг и др. Так, анализ полномочий Роспатента свидетельствует о том, что, несмотря на название (Федеральная служба по интеллектуальной собственности), данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность практически толь-

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2016. Т. 16, № 3, С. 112-115

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

ко в сфере управления объектами патентного права. Этим органом власти практически не реализуются полномочия по охране и управлению авторскими и смежными правами, секретами производства, селекционными достижениями и рядом других объектов интеллектуальной собственности. При этом указанные объекты управляются либо другими федеральными органами исполнительной власти (например, селекционные достижения — Министерством сельского хозяйства), либо вообще не подвергаются полноценному управлению и охране. Полагаем, что сегодня явно намечается необходимость реформирования системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности и создания централизованного органа управления и контроля за всеми объектами интеллектуальной собственности в Российской Федерации. В качестве ключевой идеи развития государственной политики в сфере управления интеллектуальной собственностью должна стать идея создания единого органа управления в сфере интеллектуальной собственности путем преобразования Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), который будет наделен комплексом функций и полномочий, обеспечивающих решение задач по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в данной сфере в отношении всех объектов интеллектуальной собственности (включая объекты авторского права и смежных прав, селекционные достижения, секретные изобретения), оказанию государственных услуг по регистрации объектов интеллектуальной собственности, построению системы государственного учета (ведению реестров), контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности (в том числе в сфере использования объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств), координации деятельности федеральных органов исполнительной власти. При этом данный орган будет наделен полномочиями по испол-

нению обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров в области интеллектуальных прав, для формирования активной стратегической позиции, нацеленной на развитие национальной экономики и обеспечивающей выход российских товаров и услуг на международные рынки. Одной из приоритетных задач органа управления в сфере интеллектуальной собственности должно стать совершенствование системы предоставления государственных услуг правообладателям. Руководство деятельностью созданного органа будет осуществлять Правительство Российской Федерации.

Также необходима разработка долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности, что позволит осуществить системный подход к выработке государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. Анализ опыта закрепления полномочий в области интеллектуальной собственности за органами государственной власти в экономически развитых странах показывает, что консолидация таких полномочий в едином органе применяется во многих высокоразвитых странах (США, Великобритания, Германия и др.).

Требуется также уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти, соответствующие функции и полномочия которых будут переданы создаваемому единому органу.

Регулирование в области интеллектуальной собственности в настоящее время должно учитывать современные вызовы действительности: глобализация рынков товаров, работ и услуг, что влечет за собой расширение потребности в правовой охране объектов интеллектуальной собственности за рубежом и расширение механизмов международной охраны интеллектуальной собственности; рост и постоянное совершенствование информационных технологий, что приводит к необходимости разработки механизмов защиты исключительных прав в цифровой среде.

Минбалеев Алексей Владимирович — доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: alexmin@bk.ru.

Статья поступила в редакцию 15 июня 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2016, vol. 16, no. 3, pp. 112-115

Минбалеев А. В.

Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности

DOI: 10.14529/law160319

SYSTEM OF STATE ADMINISTRATION IN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY

A. V. Minbaleev

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Keywords: intellectual property, state administration, public policy in the field of intellectual property.

Received 15 June 2016.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Любое предприятие с момента регистрации имеет в своем арсенале как минимум один объект интеллектуальной собственности – фирменное наименование организации. В зависимости от характера деятельности компании, объема прибыли и прочих показателей меняется количество используемых объектов интеллектуальной деятельности, которые являются нематериальными активами фирмы. Многим может показаться, что подобные объекты не имеют особой ценности в связи с их невещественной природой, однако, это не так. Все результаты интеллектуальной деятельности могут быть выражены в материальном виде: изобретение используется для производства на фабрике, товарный знак наносят на упаковку товара, фирменное наименование указывают на официальных бланках компании и т. д. При этом непосредственно рентабельность и выгода от использования этих объектов напрямую зависит от грамотного управления нематериальными активами в пределах отдельного предприятия. А также важно учитывать, что интеллектуальная собственность является особым ресурсом, который довольно просто незаконно получить и впоследствии противоправно использовать, поэтому к защите и управлению следует относиться с повышенным вниманием.

Определение понятия

Подходя к вопросу раскрытия термина «управление интеллектуальной собственностью», стоит отметить, что в законодательстве отсутствует правовое определение указанного понятия. Вероятно, это обусловлено альтернативной природой явления: во-первых, не все юридические лица имеют объекты, использование которых требует управления, а во-вторых, характер таких действий необязательный, т. е. они могут совершаться, а могут и не совершаться.

Наиболее верным видится следующее определение рассматриваемого понятия: управление интеллектуальной собственностью — это совокупность мер по охране, защите и рациональному использованию объектов интеллектуальной собственности в рамках определенного предприятия.

Этапы управления интеллектуальной собственностью

  1. Несмотря на то что сам термин «управление» подразумевает наличие уже существующего объекта интеллектуальной собственности, первым этапом все-таки является непосредственно получение результата интеллектуальной деятельности. В качестве создателя может выступать сторонняя организации и/или работники предприятия. Необходимо четко описать требования, предъявляемые к будущему объекту, цели создания и функции, реализация которых планируется при использовании. Затем определить каким образом будет оформлен полученный результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Например, обозначение, индивидуализирующее товар, можно зарегистрировано в качестве товарного знака, наименования места происхождения товара, регионального бренда или промышленного образца. Стоит сравнить правовые режимы, предоставляемые каждому объекту и подобрать наиболее благоприятный способ использования.
  2. Определив в каком виде будет заявлен объект интеллектуальной собственности следует совершить ряд действий, благодаря которым впоследствии правообладатель сможет защитить нематериальный актив от незаконных посягательств. Если результат интеллектуальной деятельности является объектом патентного права его необходимо зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти. В случае если объект относится к сфере авторских или смежных прав, регистрация не требуется. Между тем, желательно подтвердить авторство создателя, например, послать экземпляр произведения на собственный адрес заказным письмом с описью или произвести депонирование материального носителя. Такие действия не является обязательным по причине того, что авторские и смежные права возникают автоматически, но в случае возникновения спора эти экземпляры станут весомым доказательством при определении автора результата интеллектуальной деятельности. В случае, когда используемые предприятием объекты интеллектуальной собственности не планируется разглашать возможна охрана таких результатов творческого труда в качестве ноу-хау. Для этого необходимо наличие строго прописанных правил поведения работников предприятия и прочие действия, способствующие сохранению секрета производства в недоступном для общего пользования статусе.
  3. Третьим этапом можно считать оборот объектов интеллектуальной собственности. Когда в отношении результата интеллектуальной деятельности соответствующим образом оформлен режим правовой охраны правообладатель может смело применять принадлежащие ему нематериальные активы. Возможно использование объектов интеллектуальной собственности непосредственно владельцем исключительных прав и/или передача такого права одному или нескольким лицам. Хотя результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются нематериальными активами допустима их оценка и использование в качестве предмета залога.
  4. Следующий немаловажный этап — поддержание охранных документов в силе. Объекты патентных прав имеют ограниченный срок действия, который можно продлить на определенный период. Если правообладатель в установленное время не совершает необходимые для поддержания патента или свидетельства действия, то охранный документ прекращает свое действие и объект интеллектуальной собственности лишается правовой охраны.
  5. Бесспорно, к одному из этапов управления интеллектуальной собственностью стоит отнести действия по защите используемых объектов. Существует досудебный и судебный порядок разрешения споров. В первом случае обладатель объекта обращается напрямую к правонарушителю с просьбой о прекращении противоправных действий либо в уполномоченный на разрешение таких споров государственный орган (например, ФАС). Во втором все действия происходят с участием судебной инстанции. Как известно, легче предотвратить негативные последствия, чем их устранить, поэтому правообладателю следует внимательно следить за действиями конкурентов и по возможности пытаться пресечь противоправные действия как можно раньше. Хотя, иногда крупные фирмы действуют другим образом: ожидают, когда размер ущерба от незаконных действий станет внушительным и затем обращаются в суд, что позволяет им потребовать компенсацию в большем размере.
  6. Этап регистрации в других странах. Важно отметить, что при развитии предприятия и выводе продукции на международный рынок может потребоваться получение правовой охраны в соответствии с законодательством других государств.
  7. Как отдельный этап можно выделить процесс отчуждения объекта интеллектуальной собственности. В целом передачу прав на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации относят к этапу оборота нематериальных активов. В тоже время, если рассматривать явление с позиции, согласно которой правообладатель утрачивает принадлежащие ему права и в дальнейшем не может управлять использованием этого объекта, то отчуждение прав следует обособить.

Видится логичным, что в процессе функционирования предприятия все вышеуказанные этапы могут происходить в любом порядке и даже одновременно, так как залог успешного развития организации отчасти заключается в создание и разумном использовании объектов интеллектуальной собственности.

Важно осознавать, что грамотное распоряжение нематериальными активами может принести компании ощутимые доходы, а, возможно, и стать основным источником прибыли. В апреле 2018 года компания «РБК» составила список самых популярных франшиз. В России отсутствует правовой институт франчайзинга и такие правоотношения в сфере товарных знаков по сути являются договором коммерческой концессии или субконцессии. Двадцать шестое место в этом рейтинге заняла компания «KFC», которая заключила 178 соглашений по предоставлению права использования одноименного товарного знака. При этом доход предприятия в 2016 году составил 3,232 млрд долларов. Стоит предположить, что объем прибыли от использования интеллектуальной собственности составляет весьма внушительный процент от указанной суммы.

Управление интеллектуальной собственностью: необходимость или излишество?

В конечном счете выбор в пользу или против активного и рационального управления интеллектуальной собственностью стоит за правообладателем. Однако стоит иметь в виду, что, используя режим управления интеллектуальной собственностью, владелец получает возможность:

  • закрепить исключительные права на нематериальные активы;
  • применять объекты интеллектуальной собственности не опасаясь, что их «украдут»;
  • предоставлять третьим лицам право на использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и получать от этого прибыль;
  • продать право на нематериальный актив путем отчуждения;
  • пресекать противоправные действия и требовать возмещения нанесенного ущерба.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх