Государственные и муниципальные преференции

Добавлено в закладки: 0

Что такое преференция? Описание и определение понятия.

Преференция (от лат. Praeferentia’ — предпочтение) — это название льготы или преимущества, которая предоставляется отдельному государству, предприятию, организации для того, чтобы поддержать определенные виды деятельности.

Преференции могут быть осуществляемы в качестве понижения налогов, скидок на таможенные пошлины, освобождений от платежей, предоставлений кредитов на выгодных условий.

Преференции предоставляет государство и происходит это всегда по конкретному адресу. Если вести речь об отношениях между различными государствами, то преференции могут предоставляться как обоюдно, так и одностороннею Главными формами оказания льгот являются особые режимы бюджетного урегулирования бюджета и визовый режим.

Преференции устанавливают в виде инвестиционных налоговых кредитов и целевых налоговых льгот для того, чтобы финансировать инвестиционные и инновационные затраты. Как и любой другой вид кредита, налоговый предоставляют с условиями возвратности и платности, оформляют с помощью соответствующего договора между налоговыми органами и предприятиями. Многие страны широко практикуют дифференциацию ставки налога на прибыль корпорации, которая зависит от отрасли экономики.

Итак, преференцией можно назвать метод, который используют с целью урегулировать международные отношения и деятельность государств на внешнем рынке. Основой преференций является маневры таможенными пошлинами с целью реализовать государственные интересы как можно эффективнее. Как правило, в качестве преференций используются льготы, которые предоставляются одним государством другому, назначая пошлины на ввоз товаров в страну. Кроме этого в качестве преференций могут использоваться выгодные условия кредитования, понижения налогов или полные освобождения от необходимости выплачивать деньги, специально созданные для этого. Как уже было сказано, преференции могут быть как одно-, так и двусторонними. Преференции в пределах России регламентируют с помощью закона под названием «О таможенном тарифе».

Законодательство России определило несколько следующих видов оказания подобного рода льгот:

  • Возвращение уже уплаченной пошлины.
  • Полное освобождение от необходимости выплачивать пошлину.
  • Установка квот на льготный вывоз и ввоз товаров.

Существуют некоторые категории товаров, ввоз которых не может быть учтен при установлении тарифных льгот. Список этих товаров утвержден с помощью постановления, исходящего от Правительства страны. В большом количестве случаев ввод преференций улучшает отношения между государствами и оздоровляет экономическую ситуацию как локально в стране, так и во внешней экономике между странами в общем.

Правовое основание

Разные виды государственных или муниципальных преференций предоставляются на основании правового акта федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления или других, которые осуществляют функции вышеупомянутых органов или организации, действующих исключительно для того, чтобы:

  1. Обеспечивать жизнедеятельность населения районов Крайнего Севера или местностей, приравнивающимся к ним.
  2. Развивать образование и науку.
  3. Проводить научно-исследовательскую деятельность.
  4. Защищать окружающую среду.
  5. Сохранять, использовать, популяризовать и охранять на государственном уровне объектов, относящихся к культурному наследию (памятникам истории и культуры) народов, проживающих на территории Российской Федерации.
  6. Развивать культуру, искусство и сохранять культурные ценности.
  7. Развивать физическую культуру и спорт.
  8. Обеспечивать обороноспособность страны и безопасность государству.
  9. Производить сельскохозяйственную продукцию.
  10. Обеспечивать население в социальном плане.
  11. Охранять труд и здоровье своих граждан.
  12. Поддерживать субъекты малого и среднего уровня предпринимателей, что включает поддержку социально ориентированных некоммерческих предприятий, учитывая Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года.
  13. Поддерживать другие организации, которые определены списком других федеральных законов, нормативных правовых актов представителей правительства Российской Федерации.

Запрещено использовать государственные или муниципальные преференции в целях, которые не соответствуют тем целям, которые были упомянуты в заявлениях о согласии на то, чтобы предоставить государственные или муниципальные преференции.

Изначально государственные или муниципальные преференции предоставляются по предварительному согласию, оформленному в письменном виде, написанном антимонопольным органом. Исключениями в таких случаях могут быть ситуации, когда:

  1. Преференция предоставляется исходя из федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, законов, оформленных субъектами Российской Федерации по управлению бюджетом, нормативных правовых актов, выполненных органами местного самоуправления по управлению бюджетом, которые содержат или устанавливают порядок, определяющий размер государственных или муниципальных преференций и их конкретных получателей.
  2. Предоставление преференций происходит через цели, состоящие в финансовом обеспечении непредвиденных растрат средств из резервных фондов, которые соответствовали бы бюджетному законодательству Российской Федерации.
  3. Размер предоставляемой преференции не должен превышать максимально предусмотренного размера, который был установлен Центральным банком России, наличными деньгами на территории Российской Федерации между несколькими юридическими лицами, заключившими сделку, при случае предоставления подобного вида преференции один раз в году одному и тому же лицу.
  4. Преференция должна соответствовать федеральным программа по развитию субъектов малого и среднего бизнеса

Государственной или муниципальной преференцией не может быть когда:

  1. Предоставляется имущество или (и) другие объекты, пользование которыми регулируется гражданскими правами по результатам торгов, которые были организованы в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, или в соответствии с результатами других процедур, которые были предусмотрены законами России по размещению заказов на поставления товаров, оказание услуг и выполнение работ по удовлетворению государственных или муниципальных потребностей.
  2. Передается, выделяется, распределяется государственное или муниципальное имущество между отдельными лицами с целью ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, участия в военных действиях или проведения антитеррористических операций.
  3. Государственное или муниципальное имущество закрепляется за некоторыми хозяйствующими субъектами исходя из права хозяйственного ведения или управления оперативом.
  4. Предоставляется имущества и (или) других объектов подлежащих урегулированию гражданским правом, основываясь на федеральных законах или решении суда, которое успело вступить в законную силу.
  5. Предоставляется имущество и (или) другие объекты подлежащие урегулированию гражданским правом равноценно каждому из участников товарного рынка.

Проблемы предоставления государственных или муниципальных преференций

Государственной или муниципальной преференцией называют то имущество, которое предоставляют федеральные органы исполнительных властей, органы государственной власти субъектов России, органы локального самоуправления или другие органы, которые выполняют соответствующие функции вышеуказанных органов или организаций для отдельных хозяйствующих субъектов, обеспечивающее им наиболее выгодных условий деятельности, передавая государственное или муниципальное имущество, другие объекты гражданских прав или предоставляя имущественные льготы, государственные или муниципальные гарантии.

То, что государственные органы власти поддерживают хозяйствующие субъекты с помощью предоставления разного рода преимуществ не должно устранять наличную конкуренцию между участниками товарного рынка, так что процесс предоставления государственных или муниципальных преференций будет урегулирован и проконтролирован с помощью антимонопольного законодательства, в том числе – Федерального закона «О защите конкуренции».

Предоставление государственных или муниципальных преференций происходит на основе правовых актов изданных государственными органами в исключительно определенных целях. Цели, на которые предоставляются государственные или муниципальные виды преференций, способны затронуть самые важные права человека и гражданина, указанные в Конституции, и исходя из этого можно сформировать классификацию государственных и муниципальных преференций исходя из критерия влияния целей предоставления преференций на соответствующие конституционные права человека и гражданина государства:

  1. Цели, которые затрагивают социальные права человека и гражданина или социальные цели.
  • Обеспечить жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и местностях, которые приравниваются к ним.
  • Защитить окружающую среду.
  • Развить физическую культуру и спорт.
  • Обеспечить население социальными услугами.
  • Сохранить здоровье граждан.
  1. Цели, которые затрагивают экономические права человека и гражданина или экономические цели.
  • Обеспечить обороноспособность и безопасность государству.
  • Произвести сельскохозяйственную продукцию.
  • Проводить регулярные мероприятия по охране труда.
  • Поддерживать субъектов малого и среднего бизнеса.
  • Поддержка тех некоммерческих организаций, которые отличаются социальной ориентацией, что соответствует положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях».
  1. Цели, которые затрагивают культурные права или культурные цели.
  • Развивать образование и науку.
  • Проводить научные исследования.
  • Сохранять, использовать, популяризировать и охранять на государственном уровне объектов культурного наследия России.
  • Развивать культуру, искусство; сохранить духовные ценности.

Данный перечень не является исчерпывающим, потому что разные виды государственных или муниципальных преференций могут предоставить в целях, которые определяют по соответствию другим федеральным законам или нормативно-правовым актам Президента и представителей правительства Российской Федерации.

Государственные или муниципальные преференции могут предоставляться в виде передач имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, других объектов гражданского права или с помощью предоставления льгот по имуществу, государственной или муниципальной гарантией. Для определения того, что может, а что не может являться преференцией, нужно определить список ее особенностей. Закон четко определяет, что именно не может являться таковой.

  1. Предоставление элементов имущества или других объектов гражданских прав исходя из результатов специально организованных торговых или иных процедур, которые связаны с помощью контрактной системы по сфере закупок товаров, работ или услуг для удовлетворения муниципальных или государственных нужд.
  2. Когда имущество, изначально принадлежащее государству или муниципалитету предоставляют с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, военного действия, или проведения операций по прекращению террористических действий.
  3. В случае предоставления имущества, изначально являющимся государственным или муниципальным на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
  4. Если имущество или другие объекты, подходящие под описание статей по гражданским правам могут быть предоставлены на основе федерального закона или решения суда, которое уже вступило в силу.
  5. Если имущество или другой вид объектов по гражданским правам предоставляют в равной степени каждому из участников товарных рынков.

Антимонопольное регулирование

Путь предоставления преимуществ для хозяйствующих субъектов товарных рынков может быть квалифицирован как государственная или муниципальная преференция, если присутствуют следующие признаки:

  1. Предоставление исключительно органами власти.
  2. Предоставление хозяйствующим субъектам товарных рынков (коммерческим организациям, некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, которая приносит им доход, индивидуальным предпринимателям, другим физическим лицам, которые не были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, однако осуществляли свою профессиональную деятельность, которая приносила доход, в соответствующем порядке, установленном федеральными законами на основе государственных регистраций или лицензий, а также по причине членства в организации с саморегуляцией).
  3. Предоставление преимуществ хозяйствующим субъектам товарных рынков.
  4. Влияние на условие конкуренции.
  5. Использование государственных ресурсов.
  6. Предоставление в необходимом виде, согласно которому государственная или муниципальная преференция может быть классифицирована согласно объекту предоставления:
  • Имущества, принадлежащего государству или муниципалитету.
  • Других объектов гражданского права (как например денег или ценных бумаг).
  • Льгот по имуществу, к примеру льготы арендной платы.
  • Гарантий, предоставленных государством или муниципалитетом (учитывая концессионные соглашения).
  1. Предоставление путем избирания.
  2. Предоставление по согласию антимонопольных органов, при исключении тех случаев, которые указаны в части 3 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции».

Исходя их вышеприведенных моментов необходимо осознавать потребность в разграничивании государственных или муниципальных преференций от похожих правовых институтов, например, приватизации имущества, принадлежащего государству, льготы по налогам, предоставление государственных или муниципальных гарантий по концессионным соглашениям и т.д.

Необходимо различать виды налоговых льгот, не являющихся видами государственной или муниципальной преференцией.

Законодательство установило норма по налогам и сборам, которые определяют основы, порядок и список условий по применению налоговых льгот, однако они не носят индивидуального характера, так что процесс предоставления соответствующих льгот некоторым категориям налогоплательщиков из налогов и сборов не подходит под понятие государственных или муниципальных преференций. Процесс предоставления налоговых льгот является соответствующим пункту 5 части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции», что предполагает предоставление имущества или иных объектов гражданских прав каждому из участников товарных рынков в равной степени, а потому являться преференцией не может.

Преференцией муниципального или государственного вида не может признаваться процесс приватизации государственного или муниципального имущества. Приватизация представляет собой осуществление продажи имущества, которое принадлежит государству или муниципалитету. Процесс приватизации объектов имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, в том числе того, что был закреплен согласно праву хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями и учреждениями, принадлежащими государству или муниципалитету, должен осуществляться через использование публичной процедуры (например, торгов, конкурсов, аукционов), которые обеспечивали бы хозяйствующим субъектам товарных рынков равную степень доступа к данным ресурсам. Так что согласно части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» государственной или муниципальной преференцией нельзя признавать процесс предоставления преимуществ отдельному лицу, даже по результатам торгов, в том числе в ситуациях, когда имущество, принадлежащее государству или муниципалитету, будет предоставляться на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В то же время государственными или муниципальными преференциями можно считать процесс передачи имущества, принадлежащего государству в безвозмездное пользование для хозяйствующего субъекта, однако для этого необходимо наличие согласие соответствующих антимонопольных комитетов или органов.

Процесс предоставления гарантий от государства или муниципалитета согласно условий концессионного соглашения признаваться государственной или муниципальной преференцией не может.

В том случае, если концессионное соглашение было заключено без проведения соответствующего конкурса предоставление гарантий от государства или муниципалитета по условиям концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» может считаться преференцией, процесс выдачи которой будет требовать полного согласования с соответствующим антимонопольным комитетом или органом. Для упрощения данной процедуры процесс заключения концессионных соглашений могут проводить без конкурса, что означает, что предоставленные государственные или муниципальные гарантии по согласованию с бюджетным законодательством Российской Федерации и права на владение имуществом считаться государственной или муниципальной преференцией не может. Исходя из этого государственная или муниципальная гарантия, которую могут предоставить по условиям концессионного соглашения и результатам проведенного конкурса, по соответствующему пункту 1 части 4 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции» преференциями являться не могут.

Статья 19. Государственные или муниципальные преференции

Комментарий к статье 19

1. Впервые в РФ нормы, запрещающие государственным и муниципальным органам ограничивать конкуренцию на товарном рынке путем предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, были закреплены в Законе о конкуренции 1991 г.

Данный Закон признавал незаконным необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара (ст. 7). Однако какого-либо специального регулирования оснований и порядка предоставления данных льгот Закон не содержал.

Пришедший на смену Закону о конкуренции 1991 г. Закон о защите конкуренции закрепил отдельное регулирование предоставления публичными органами преимуществ хозяйствующим субъектам в гл. 5. При этом в первоначальной редакции Закон оперировал термином «государственная и муниципальная помощь». В 2009 г. в рамках Второго антимонопольного пакета данный термин был заменен на ныне используемый термин «государственная и муниципальная преференция», а также были уточнены основания и порядок предоставления преференций.

2. Пункт 20 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции определяет государственные или муниципальные преференции как предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Как следует из этого определения, государственные и муниципальные преференции могут быть предоставлены следующими субъектами:

— федеральными органами исполнительной власти;

— органами государственной власти субъектов РФ — по сравнению с определением государственной и муниципальной помощи данный круг органов был расширен: в действующей редакции Закона о защите конкуренции к ним относятся как исполнительные, так и законодательные органы субъектов РФ . В качестве примера такого рода преференций можно привести предоставленное Правительством Москвы право на заключение договора на размещение торгового объекта Культурному благотворительному фонду «Клуб авторской песни «Гнездо глухаря» ;

Письмо ФАС России от 14 августа 2009 г. N ПС/27405 «Разъяснения по вопросам изменений, внесенных в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части контроля предоставления и использования государственных и муниципальных преференций». В связи с этим, однако, встает вопрос о согласовании предоставления преференций законодательными органами с ФАС России, так как такое согласование не соответствует конституционному принципу разделения властей как допускающее контроль органа исполнительной власти над органами законодательной власти.

Распоряжение Правительства Москвы от 27 февраля 2013 г. N 107-РП.

— органами местного самоуправления — например, Совет депутатов г. Апатиты принял решение о предоставлении муниципальной преференции филиалу ФГУП «Почта России» путем освобождения от уплаты арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда г. Апатиты на 2014 г. ;

http://www.apatity-city.ru/laws/14- иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Государственные и муниципальные преференции могут быть предоставлены путем:

— передачи государственного или муниципального имущества. В соответствии со ст. 128 ГК РФ в данную группу входят вещи (движимые и недвижимые), включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права;

— передачи иных объектов гражданских прав. В данную группу включаются объекты, не относящиеся к имуществу, т.е. результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). При этом некоторые объекты гражданского права не могут быть предметом государственной и муниципальной преференции — к ним относятся нематериальные блага , личные неимущественные права авторов произведений литературы, науки и искусства и т.п.;

Письмо ФАС России от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263 «Разъяснения по некоторым вопросам применения главы 5 Закона о конкуренции».

— предоставления имущественных льгот (в том числе льгот по арендной плате );

Письмо ФАС России от 14 августа 2009 г. N ПС/27405 «Разъяснения по вопросам изменений, внесенных в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части контроля предоставления и использования государственных и муниципальных преференций».

— предоставления государственных или муниципальных гарантий. Понятие государственных и муниципальных гарантий предусмотрено Бюджетным кодексом РФ. Они являются видом долгового обязательства, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета согласно условиям даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Ранее к способам предоставления государственных и муниципальных преференций относилось предоставление права доступа к информации в приоритетном порядке, но с изменениями 2009 г. это положение утратило силу, и перенесено в ст. 15 Закона в качестве самостоятельного антимонопольного запрета для органов государственной власти и местного самоуправления.

Часть 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции устанавливает перечень видов имущества, предоставление которых не является государственной и муниципальной преференцией. Такое исключение обусловлено либо существованием отдельного регулирования определенных отношений и отсутствием необходимости в его усложнении (предоставление имущества в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; предоставление имущества на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда; закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), либо чрезвычайным характером данного предоставления (передача имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций), либо отсутствием эксклюзивности в предоставленном преимуществе (предоставление имущества в равной мере каждому участнику товарного рынка ).

Данное положение также было подтверждено Президиумом ВАС РФ: он указал, что к преференциям в любом случае не относятся меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства. Также не подпадают под понятие преференций положения нормативных актов, действующие в отношении неопределенного круга лиц, если не будет доказано, что их применение фактически приводит к избирательному предоставлению льгот по произвольному усмотрению органов власти лишь отдельным хозяйствующим субъектам, действующим на одном рынке (Постановление Президиума ВАС РФ от 11 сентября 2012 г. N 4290/12).

3. Предоставление государственных и муниципальных преференций возможно исключительно в целях, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи.

Рассмотрим те цели, для достижения которых возможно предоставление органом власти преференций хозяйствующим субъектам.

Обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (в редакции от 3 марта 2012 г.). Содержание понятия «обеспечение жизнедеятельности населения» ФАС России разъяснила как: а) установление гарантий и компенсаций населению этих регионов; б) поддержку (предоставление компенсаций, кредитов, льгот) организаций, обеспечивающих государственные нужды в необходимой в этих регионах продукции, а также участвующих в решении социальных задач; в) содействие сохранению и развитию традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации коренных малочисленных народов этих регионов; г) меры государственного воздействия (в том числе предоставление субсидий, ссуд, кредитов) с целью оптимизации численности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей .

Письмо ФАС России от 31 мая 2011 г. N ИА/16692 «О разъяснении пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Развитие образования и науки. Если ориентироваться на программные документы федерального уровня, то данная цель может включать: а) модернизацию общего и дошкольного образования; б) приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; в) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг ; г) создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства; д) создание эффективной национальной инновационной системы; е) развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок; ж) модернизацию экономики на основе технологических инноваций и др.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61.

Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. N 1).

Проведение научных исследований. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» определяет научно-исследовательскую деятельность как деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, и выделяет три вида научных исследований: а) фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; б) прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; в) поисковые научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения и (или) на применение новых знаний и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ. Данный перечень видов научных исследований не является исчерпывающим. До внесения изменений в комментируемую статью в 2009 г. преференции могли быть предоставлены только в целях осуществления фундаментальных научных исследований, новая же редакция расширила сферу применения данного пункта.

Защита окружающей среды. Хотя отраслевое законодательство содержит понятие охраны, а не защиты окружающей среды, иные нормативные акты фактически их отождествляют . Данная цель включает в себя: а) сохранение и восстановление природной среды; б) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; в) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ГОСТ Р 52104-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсоснабжение. Термины и определения (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 3 июля 2003 г. N 235-ст).

Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. К объектам культурного наследия народов РФ относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры . Сохранением объекта культурного наследия являются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор . К государственной охране объектов культурного наследия относятся, в частности, проведение историко-культурной экспертизы, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, контроль за состоянием объектов культурного значения, установкой на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений . Понятие «использование» в отраслевом законе не определено, однако, исходя из его структуры и терминологии, использование не следует отождествлять с владением, пользованием и распоряжением объектом культурного наследия как видом недвижимого имущества. Понятие «популяризация» в Законе также не поясняется — скорее всего его следует понимать в соответствии с его общепринятым смыслом.

Статья 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Там же. Ст. 40.

Там же. Ст. 33.

Развитие культуры, искусства и сохранения культурных ценностей. Под культурными ценностями понимаются нравственные и этические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты .

Сохранение и развитие культуры, согласно программным документам федерального уровня, в частности, включают: а) сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; б) создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры; в) информатизация отрасли; г) модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; д) выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации .

Основы законодательства РФ о культуре, утвержденные Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. N 3612-1.

Федеральная целевая программа «Культура России (2012 — 2018 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186.

Развитие физической культуры и спорта. Согласно программным документам федерального уровня данная цель включает в себя, в частности: а) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; б) создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков; в) целевую поддержку научных и методических разработок в области спорта высших достижений; г) развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва .

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7.

Обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории . Соответственно, к обеспечению обороноспособности следует относить деятельность, направленную на реализацию данных мер. К деятельности по обеспечению безопасности относятся, в частности: а) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности; б) разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; в) разработка, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; г) организация научной деятельности в области обеспечения безопасности .

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне».

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности».

Производство сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственным товаропроизводителем является организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год . Перечень сельскохозяйственной продукции, производство и переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 446. ФАС России также разъяснила, что виды продукции и услуг, в том числе по производству сельскохозяйственной продукции, можно установить с помощью Общероссийского классификатора видов экономической деятельности .

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Письмо ФАС России от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263 «Разъяснения по некоторым вопросам применения главы 5 Закона о конкуренции».

Социальное обеспечение населения. До поправок Третьего антимонопольного пакета данная цель формулировалась как «социальная защита населения». Данное понятие включает в себя как экономические, правовые меры, направленные на преодоление ограничений жизнедеятельности, направленные на создание равных возможностей участия в жизни общества , так и различные меры социальной поддержки, предусматривающие предоставление разных видов льгот, преимуществ и помощи . Понятие «социальное обеспечение» легально не закреплено, однако в доктрине оно определяется как материальное обеспечение определенных категорий граждан с целью выравнивания их социального положения по сравнению с остальными членами общества . Этот вывод подтверждается и некоторыми международными документами . Таким образом, данная цель предоставления преференции была сужена по сравнению с ранее действующей редакцией, так как понятие «социальная защита» шире понятия «социальное обеспечение».

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

См., напр.: Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

См.: Право социального обеспечения: Учебник / Отв. ред. К.Н. Гусов. М., 2001. С. 10.

См., напр., Конвенцию МОТ от 28 июня 1952 г. N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Европейскую конвенцию о социальном обеспечении (ETS N 78) от 14 декабря 1972 г.

Охрана труда. Трудовой кодекс РФ определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Непосредственные требования охраны труда устанавливаются государственной нормативной документацией применительно к отдельным отраслям.

Охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан определяется как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи . Конкретные мероприятия по охране здоровья содержатся в отраслевом законодательстве.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Категории и критерии субъектов малого и среднего предпринимательства и определение, что является их поддержкой, установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный Закон определяет поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства как деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Поддержка включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки данным субъектам, является необходимым условием при предоставлении преференции. При предоставлении преференции в соответствии с данными программами не требуется согласия антимонопольного органа при условии, что такие программы содержат критерии участия субъектов малого и среднего предпринимательства в таких программах, условия и порядок оказания им поддержки, обеспечивающие субъектам малого и среднего предпринимательства равный доступ к участию в указанных программах. При отсутствии соответствующих программ развития предоставление преференций субъектам малого и среднего предпринимательства возможно в иных целях, установленных ч. 1 комментируемой статьи с согласия антимонопольного органа.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, политических партий), осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также осуществляющие перечисленные в Законе виды деятельности (например, социальную поддержку и защиту граждан, охрану окружающей среды и защиту животных, охрану и содержание объектов и территорий, имеющих историческое значение, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, благотворительную деятельность и т.д.) . Перечень социально ориентированных видов деятельности может быть дополнен законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

См.: ст. ст. 2, 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

При этом в силу положений п. п. 5 и 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции преференция может быть предоставлена только таким некоммерческим организациям, которые являются хозяйствующими субъектами, то есть осуществляют деятельность, приносящую им доход.

Согласно ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев, предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ. Примером данных целей являются развитие инновационных кластеров, особых экономических зон, зон территориального развития, технопарков и промышленных парков .

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 1487 «О предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий по кредитам либо облигационным займам».

При определении соответствия цели предоставления преференции целям, установленным Законом о защите конкуренции, необходимо анализировать положения отраслевого законодательства: не только нормативных правовых актов федерального уровня, но и нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий по данным направлениям .

Письмо ФАС России от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263 «Разъяснения по некоторым вопросам применения главы 5 Закона о конкуренции».

4. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что государственная и муниципальная преференция может быть использована только в целях, указанных в заявлении в ФАС России о даче согласия на предоставление преференции. Из этого следует, что преференция может использоваться исключительно лицом, которому была предоставлена преференция: изменение субъектного состава получателей преференции (например, передача имущества, переданного в форме преференции, его получателем в субаренду, безвозмездное пользование и т.д.) может привести к изменению цели предоставления преференции (осуществлять деятельность с имуществом будет уже иной хозяйствующий субъект) . В случае нарушения данного правила наступают последствия, предусмотренные ст. 21 Закона о защите конкуренции.

Постановление ФАС СЗО от 30 января 2013 г. по делу N А56-20339/2012.

5. По общему правилу, установленному ч. 3 комментируемой статьи, государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. Однако ч. 3 комментируемой статьи предусматривает и исключения из этого правила.

Не требуют согласия антимонопольного органа:

— преференции, предоставленные на основании актов высших федеральных органов власти. Не требуют предварительного согласования государственные преференции, предоставленные на основании федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;

— преференции, предоставляемые на основании закона о бюджете и бюджетного законодательства. Предварительного согласования не требуют государственные преференции, предоставленные на основании закона субъекта РФ о бюджете или нормативного правового акта органа местного самоуправления о бюджете, если они содержат либо устанавливают порядок определения размера преференции и ее конкретного получателя. Преференции, устанавливаемые на основании иных законов субъектов и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, подлежат согласованию с антимонопольным органом. По этому же основанию предварительному согласованию не подлежит преференция, предоставленная путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов;

— преференции в размере, не превышающем предельного размера расчетов наличными деньгами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу. Данная предельная величина установлена в настоящее время в размере 100 тыс. руб. ;

Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх