Государственный контракт или договор?

Содержание

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-ФЗ, и в какой ситуации подписывается контракт?

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

Контракт и договор по 44-ФЗ Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК).

Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом.

Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий. Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров.

В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК. Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон. Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты: Одной из сторон является госзаказчик.

Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола). Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр. Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований: бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры; муниципальным образованиям – муниципальные контракты; органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Несмотря на такие рекомендации, Минэкономразвития подтверждает тот факт, что, с юридической точки зрения, разницы между контрактом и договором нет.

Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта. Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения.

Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Проект контракта по 44-ФЗ — это документ, который обязательно нужно опубликовать в составе документации о конкурентной закупке. Используйте типовые готовые формы соглашений. Найдете их в библиотеке типовых контрактов в ЕИС или на сайтах региональных органов власти. Несколько примеров есть в статье. А если нужно разработать договор по 44-ФЗ, то используйте нашу инструкцию.

Скачать проект контракта

Скачать образец муниципального контракта на оказание услуг по 44-ФЗ 2020 года

Скачать образец контракта на поставку товара по 44-ФЗ 2020 года

Скачать образец муниципального контракта на выполнение работ по 44-ФЗ

Скачать образец контракта на оказание услуг по 44-ФЗ до 100 тысяч в 2020 году

С чего начать

Проверьте библиотеку типовых контрактов в ЕИС. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и публикуют готовый образец проекта контракта на оказание услуг по 44-ФЗ 2020 года. Например, Минтруд в марте 2019 года опубликовал типовой контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Их нужно обязательно использовать в работе.

Подробнее о том, как использовать готовый образец проекта контракта на поставку товара по 44-ФЗ 2020 года рассказали в статье «Типовые контракты по 44-ФЗ: где найти и как использовать».

Как прописать существенные условия в проекте всех госконтрактов

Включайте в каждый образец договора по 44-ФЗ такие условия:

Условия госконтракта Норма закона
Предмет соглашения П. 1 ст. 432 ГК
Существенные или необходимые положения для этого вида договора в силу закона или другого нормативного правового акта. Например, специальные нормы об ответственности, о цене контракта, о сроках и порядке оплаты и приемки и т. д.
Остальные положения, по которым нужно достигнуть соглашения. Например, право увеличить объем закупаемых товаров. Ч. 18 ст. 34 закона о контрактной системе

Как прописать существенные условия в проекте в зависимости от предмета

В зависимости от предмета госконтракта различаются и существенные положения, которые включаются в образец контракта по 44-ФЗ в 2020 году. Собрали их в таблице:

Вид Существенные условия Норма 44-ФЗ
Поставка продукции Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам П. 1 ч. 1 ст. 33
Соответствие изображению, если требование об этом прописано в документации П. 4 ч. 1 ст. 33
Требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте) П. 7 ч. 1 ст. 33
Указание на международные непатентованные наименования (МНН) лекарств, а если МНН отсутствует, то химические, группировочные наименования. Прописывайте это обязательно в закупке лекарств П. 6 ч. 1 ст. 33
Гарантия Ч. 4 ст. 33
Количество и место доставки П. 2 ст. 42
Сроки поставки П. 2 ст. 42
Оказание услуг и выполнение работ Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услуг П. 1 ч. 1 ст. 33
Место оказания услуг (выполнения работ) П. 2 ст. 42
График оказания услуг (срок завершения работ) П. 2 ст. 42

Как прописать существенные условия в проекте в зависимости от положений закупки

Положение закупки Условие госконтракта Норма 44-ФЗ
Цена выше 100 млн руб и срок выполнения больше трех лет График исполнения. Ч. 12 ст. 34
Цена госконтракта больше 1 млрд руб. — для федеральных нужд или больше 100 млн руб. — для нужд региона Поставщик должен предоставить сведения о субподрядчиках, с которыми заключены договоры на общую сумму, которая превышает 10 % цены госконтракта.

Пропишите требования к форме, порядку и срокам передачи подрядчиком этой информации, а также ответственность за несоблюдение этого условия. Установите пеню по ставке 1/300 ключевой ставки Банка России от цены договора субподряда за каждый день просрочки.

Ч. 23, 24 ст. 34

Как прописать дополнительные условия в проекте

Включайте в проект контракта по 44-ФЗ и дополнительные условия. Так уйдете от неопределенности при выполнении обязательств.

Но если дополнительных условий не будет в образце контракта по 44-ФЗ в 2020 года, то ничего страшного. Законодательство о контрактной системе вы этим не нарушите.

Дополнительное условие Положение в госконтракте Норма закона
Односторонний отказ Основания для такого отказа предусмотрены Гражданским кодексом. Например, основание для одностороннего отказа — нарушение поставщиком требований к качеству товара, в частности если госзаказчик обнаружит неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются не в первый раз, или проявляются вновь после их устранения. Ч. 9 ст. 95 закона о контрактной системе, п. 2 ст. 475 ГК
Требование о привлечении субподрядчиков Для этого такое же требование нужно установить и в извещении о проведении закупки (ч. 5 ст. 30 закона о контрактной системе), а также предусмотреть в госконтракте все типовые условия, которые утверждены Правительством. Ч. 6 ст. 30 закона о контрактной системе
Срок действия Начало действия госконтракта — момент его подписания.

Срок окончания устанавливайте или конкретной датой или указанием на событие. Если не установить срок, то госконтракт по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.

П. 1, 3 ст. 425 ГК

Правительство вправе утвердить дополнительные условия в отношении конкретной закупки по ч. 17 ст. 34 закона о контрактной системе.

Как изменить проект госконтракта

Порядок внесения изменений и дополнений в проект госконтракта зависит от времени, когда вы вносите изменения.

Этап закупки Что можно изменить Как изменить
Не размещен в ЕИС Любые изменения и дополнения. Просто отредактируйте документ на компьютере.
Размещен в ЕИС Нельзя менять объект закупки. Если проводите открытый конкурс в электронной форме, нельзя увеличивать размер обеспечения заявок (ч. 4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 63, ч. 4 ст. 82.2 закона о контрактной системе).

Нельзя изменить госконтракт, приложение к документации о проведении запроса предложений в электронной форме (ч. 5 ст. 83.1 закона о контрактной системе).

Изменения вносятся в порядке для внесения правок в извещение.
Определен победитель Изменяйте, только дополняя проект контракта сведениями о победителе и предложенных им условиях выполнения обязательств по контракту.

До подписания контракта проект госконтракта можно изменить, только если нужно:

  • увеличить количество поставляемого товара в пределах начальной (максимальной) цены контракта, по согласованию с поставщиком. Главное, чтобы такое право изначально было заложено в документации о закупке (ч. 18 ст. 34 закона о контрактной системе);
  • внести изменения по требованию победителя электронной закупки, если положения проекта госконтракта не соответствуют извещению, документации или заявке победителя (ч. 4, 5 ст. 83.2 закона о контрактной системе).
Правки вносятся через протокол разногласий.

ВОПРОС:

При закупке по п. 4 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика до 100 тыс. руб. как называть договоры или контракты?

Ответ:

Государственный контракт, муниципальный контракт — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название Закона — о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев в тексте Закона используется формулировка «контракт». Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными. Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Они ссылаются на то, что Закон о контрактной системе использует также и формулировку «договор», которая равнозначна по своей сути контракту. Даже понятийный аппарат Закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.

Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Минэкономразвития России, ведомства, уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы, в Письме от 30 сентября 2014 г. N Д28и-1889. Согласно данным разъяснениям, приведенным в Письме, «в соответствии со ст. 1 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения по всем видам закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры.

Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, заключают муниципальные контракты.

Государственные заказчики (государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующее от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, заключают государственные контракты».

Таким образом, на основании разъяснений, приведенных в Письме, можно сделать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения (контракт или договор) с победителем торгов зависит от субъектного статуса заказчика, а не статуса победителя или иных обстоятельств, в том числе различий в сущности понятий. Также вышеуказанные разъяснения, приведенные в Письме, по сути подтверждают тот факт, что понятия «контракт» и «договор» являются сходными по своему значению и выбор той или иной формы соглашения не зависит от специфики предмета закупки или внешних условий, а определяется исключительно статусом заказчика.

Разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития России, также дают однозначный ответ и на вопрос о том, что именно, договор или контракт, следует заключать при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица — гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. В связи с вышеизложенным ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением. При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или не являющимся таковым.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • договор и контракт по своей сути являются разными формами одного правового института — соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей;
  • действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт»;
  • Закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы;
  • согласно разъяснениям, приведенным в Письме Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом по регулированию контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты;
  • форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее, его организационно-правовой формой.

Статья: Договор или контракт? (Свиридов Д.В.) («Бюджет», 2015, N 2) {КонсультантПлюс}

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС

ВОПРОС:

XIII. Адреса и банковские реквизиты Сторон

ЗАКАЗЧИК: ПОСТАВЩИК: полное наименование Заказчика полное наименование Поставщика Адрес: Адрес: ________________ ________________ ИНН ___________________________ ИНН ___________________________ КПП ___________________________ КПП ___________________________ Наименование органа Федерального Банковские реквизиты: казначейства _______________________________ Банковские реквизиты счета, открытого органу Федерального казначейства:_________________: Лицевой счет __________________ р/с ___________________________ к/с ___________________________ БИК ___________________________ БИК ___________________________ ОКОПФ ОКОПФ ОКВЭД ОКПО ОКПД ОКАТО ОКТМО Для бюджетных учреждений (дополнительно): Наименование органа Федерального казначейства____________________ Лицевой счет ___________________ КБК ____________________________ ЗАКАЗЧИК: ПОСТАВЩИК: (должность) (должность) ______________________________ _________________________________ (подпись, фамилия и инициалы) (подпись, фамилия и инициалы) ____ ____________ 20__ г. ____ ____________ 20__ г. М.П. (при наличии печати) М.П. (при наличии печати) ——————————

1 При осуществлении закупки государственными заказчиками указывается «Государственный контракт». При осуществлении закупки муниципальными заказчиками указывается «Муниципальный контракт». При осуществлении закупки иными заказчиками указывается «Договор».

2 Указывается номер государственного (муниципального) контракта (договора).

3 Указывается наименование закупки в зависимости от вида закупаемого товара, отнесенного к коду ОКПД2, указанному в информационной карте типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющейся приложением N 6 к настоящему приказу.

4 При осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд или для государственных нужд субъекта Российской Федерации указывается «государственных нужд». При осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд указывается «муниципальных нужд».

5 Указывается дата заключения государственного (муниципального) контракта (договора).

6 Указывается место заключения государственного (муниципального) контракта (договора).

7 Указывается наименование заказчика, осуществляющего закупку.

8 Здесь и далее слова указываются в необходимом роде, падеже (спряжении) и числе в соответствии с правилами русского языка.

9 Указывается фамилия, имя и отчество (при наличии), а также должность должностного лица заказчика, уполномоченного на подписание государственного (муниципального) контракта (договора).

10 Указывается документ (акт) со всеми реквизитами, на основании которого действует должностное лицо заказчика, уполномоченное на подписание государственного (муниципального) контракта (договора).

11 Указывается фамилия, имя и отчество (при наличии), а также должность (при наличии) представителя поставщика, уполномоченного на подписание государственного (муниципального) контракта (договора).

12 Указывается решение комиссии с указанием реквизитов документа, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика — соответствующее основание.

13 При осуществлении закупки работ государственными заказчиками указывается «государственный контракт». При осуществлении закупки работ муниципальными заказчиками указывается «муниципальный контракт». При осуществлении закупки работ иными заказчиками указывается «договор».

14 Заказчиком помимо Спецификации могут быть указаны иные документы, приложения, содержащие сведения о поставляемом товаре. При этом Спецификация должна содержать сведения о показателях соответствующих государственных (муниципальных) программ, на достижение которых направлено исполнение государственного (муниципального) контракта, а также расчетные значения указанных показателей по годам исполнения государственного (муниципального) контракта.

15 В случае если Поставщик не является плательщиком НДС, указать «НДС не облагается». В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанные с оплатой государственного (муниципального) контракта (договора), подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком, указать условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер таких налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

16 Данный абзац включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае установления такого права Заказчиком в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

17 Указывается Заказчиком.

18 Данный пункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае установления Заказчиком порядка оплаты, предусматривающего выплату аванса, с учетом положений, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

18.1 Данный абзац излагается в указанной редакции в случае, если государственный (муниципальный) контракт (договор) не содержит этапы его исполнения либо выполнение указанных этапов осуществляется последовательно.

В случае, если государственный (муниципальный) контракт (договор) содержит этапы его исполнения, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают, данный абзац излагается в следующей редакции: «Оплата поставленного Товара производится в размере, не превышающем разницу между стоимостью фактически поставленного Товара, подтвержденного в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного Контрактом (Договором) авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленного Товара.».

В случае если Заказчик не является участником бюджетного процесса, данный абзац излагается в следующей редакции: «Авансовый платеж засчитывается при оплате принятого Заказчиком Товара в размере_______ процентов цены Контракта (Договора).».

18.2 Данный абзац включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в соответствии с подпунктом «а» пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496.

19 В случае если Заказчик не является участником бюджетного процесса данный абзац излагается в следующей редакции: «Оплата по настоящему Контракту (Договору) производится с авансовым платежом в размере _____ процентов цены настоящего Контракта (Договора) на соответствующий год в пределах соответствующих выплат, указанных в плане финансово-хозяйственной деятельности Заказчика.».

20 Указывается Заказчиком.

21 Срок оплаты Заказчиком поставленного товара, отдельных этапов исполнения государственного (муниципального) контракта (договора) указывается в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

22 В данному пункте может быть установлена поэтапная оплата в случае поставки товара партиями.

23 Перечень документов, подтверждающих поставку и приемку Товара, устанавливается Заказчиком самостоятельно. В качестве документов, подтверждающих поставку и приемку Товара, могут также быть указаны иные документы, в том числе акт приема-передачи Товара.

24 В случае если целевые средства в валюте Российской Федерации, предоставляемые на основании государственного контракта (договора), подлежат казначейскому сопровождению, данный пункт излагается с учетом положений, предусмотренных нормативным правовым актом, регулирующим вопросы казначейского сопровождения целевых средств.

25 По усмотрению Заказчика может быть установлен иной порядок поставки и приемки Товара.

26 Государственным (муниципальным) контрактом (договором) может быть предусмотрено осуществление поставки партиями. При этом в государственном (муниципальном) контракте (договоре) указываются периоды (сроки) поставки каждой партии, а также могут быть указаны дополнительные условия осуществления поставки конкретной партии товара. В случае осуществления поставки по графику, указанный график должен быть неотъемлемой частью государственного (муниципального) контракта (договора).

27 В данном пункте приводится перечень документов в соответствии с пунктом 2.5 государственного (муниципального) контракта (договора).

28 В случае если целевые средства в валюте Российской Федерации, предоставляемые на основании государственного контракта (договора), подлежат казначейскому сопровождению, в данный пункт включаются условия, подлежащие включению в государственные контракты (договоры) в соответствии с нормативным правовым актом, регулирующим вопросы казначейского сопровождения целевых средств.

29 В данном пункте приводится перечень документов в соответствии с пунктом 1.2 государственного (муниципального) контракта (договора).

30 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.2.3.

31 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае, если начальная (максимальная) цена государственного (муниципального) контракта (договора) при осуществлении закупки, размер которой превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 37, ст. 4695; 2014, N 14, ст. 1629)).

32 Объем привлечения к исполнению государственного (муниципального) контракта (договора) соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций устанавливается Заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены государственного (муниципального) контракта (договора) в соответствии с пунктом 1 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 196, N 42, ст. 6164).

33 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае установления такого требования в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

34 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.1.7 пункта 4.1.

35 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.1.7 пункта 4.1.

36 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.1.7 пункта 4.1.

37 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.1.7 пункта 4.1.

38 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.1.7 пункта 4.1.

39 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.1.7 пункта 4.1.

40 Данный пункт не включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика, за исключением подпунктов 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

41 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.4.7.

42 Данный пункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае установления такой возможности Заказчиком в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

43 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае установления такого права Заказчиком.

44 Данный подпункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.4.7.

45 В случае если Заказчиком не установлены требования к гарантийному сроку, название данного раздела необходимо изложить в следующей редакции: «V. Качество Товара», а также исключить пункты 5.4, 5.5.

46 По усмотрению Заказчика раздел может содержать иные положения, вытекающие из характера обязательств по государственному (муниципальному) контракту (договору), не противоречащие законодательству Российской Федерации, иным положениям государственного (муниципального) контракта (договора), в том числе дополнительные требования к качеству Товара, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

47 В случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

48 В случае, если требование о соответствии Товара стандартам, действующим в Российской Федерации, установлено Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

49 Во всех случаях (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее — Правила)) указывается значение, определяемое в соответствии с пунктом 3 Правил:

10 процентов цены государственного (муниципального) контракта (договора) (этапа) в случае, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены государственного (муниципального) контракта (договора) (этапа) в случае, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены государственного (муниципального) контракта (договора) (этапа) в случае, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

В случае если государственный (муниципальный) контракт (договор) заключается по результатам определения Поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указывается значение, определяемое в соответствии с пунктом 4 Правил:

3 процента цены государственного (муниципального) контракта (договора) (этапа) в случае, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

50 В случае если государственный (муниципальный) контракт (договор) содержит этапы исполнения, размер штрафа указывается для каждого этапа.

51 Данный пункт не включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае, если государственный (муниципальный) контракт (договор) заключается с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), предложившим наиболее высокую цену за право заключения государственного (муниципального) контракта (договора).

52 Указывается значение, определяемое в соответствии с пунктом 5 Правил:

10 процентов начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта (договора) в случае, если начальная (максимальная) цена государственного (муниципального) контракта (договора) не превышает 3 млн. рублей; 5 процентов начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта (договора) в случае, если начальная (максимальная) цена государственного (муниципального) контракта (договора) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта (договора) в случае, если начальная (максимальная) цена государственного (муниципального) контракта (договора) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

53 При осуществлении закупки государственными заказчиками указывается «государственного контракта». При осуществлении закупки муниципальными заказчиками указывается «муниципального контракта». При осуществлении закупки иными заказчиками указывается «договора».

54 Данный пункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае, если государственный (муниципальный) контракт (договор) заключается с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), предложившим наиболее высокую цену за право заключения государственного (муниципального) контракта (договора).

55 Указывается значение, определяемое в соответствии с пунктом 6 Правил:

1000 рублей, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) не превышает 3 млн. рублей;

5000 рублей, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

10000 рублей, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

100000 рублей, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) превышает 100 млн. рублей.

56 Данный пункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.1.7 пункта 4.1, содержащего условие об обязанности Поставщика привлечь к исполнению государственного (муниципального) контракта (договора) соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

57 Данный пункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.1.7 пункта 4.1, содержащего условие об обязанности Поставщика привлечь к исполнению государственного (муниципального) контракта (договора) соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

58 Указывается значение, определяемое в соответствии с пунктом 9 Правил:.

1000 рублей, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) не превышает 3 млн. рублей (включительно);

5000 рублей, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

10000 рублей, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

100000 рублей, если цена государственного (муниципального) контракта (договора) превышает 100 млн. рублей.

59 Данный пункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) при наличии подпункта 4.1.5 пункта 4.1, содержащего условие об обязанности Поставщика предоставить Заказчику информацию обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Поставщиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены государственного (муниципального) контракта (договора).

60 Данный пункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) на усмотрение Заказчика.

61 Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта (договора), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Действие данного раздела не распространяется на участника закупки, являющегося казенным учреждением.

62 В соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указывается размер в натуральном или процентном выражении от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта (договора).

63 Способ обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта (договора) определяется Поставщиком самостоятельно.

64 Данный пункт включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае установления такого требования Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

65 Срок устанавливается Заказчиком самостоятельно.

66 Заказчиком может быть указано наименование суда.

67 Случай одностороннего отказа Стороны от исполнения государственного (муниципального) контракта (договора) указывается в данном пункте при наличии подпункта 4.2.3 и подпункта 4.4.7.

68 В данный раздел включается условие о банковском сопровождении государственного (муниципального) контракта (договора) в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также исходя из специфики размещаемой закупки Заказчик вправе установить иные требования, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

69 В случае заключения государственного (муниципального) контракта (договора) по результатам электронной процедуры данный пункт излагается в следующей редакции: «11.7. Настоящий Контракт (Договор) составлен в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями Сторон.».

70 Содержание приложений к государственному (муниципальному) контракту (договору) определяется Заказчиком самостоятельно. В случае наличия в пункте 1.2 государственного (муниципального) контракта (договора) указания на иные приложения, содержащие сведения о поставляемом товаре, такие приложения также указываются в данном разделе.

——————————

Законодатель устанавливает необходимость заключения контрактов при совершении различных видов сделок. Следует отметить, что каждый из их видов имеет определенный перечень существенных условий, которые имеют особенное значение для обеих сторон. Рассмотрим далее перечень таковых по различным видам договоров, а также особенности существенных условий.

Общее понятие

Законодатель закрепляет определенный перечень пунктов договора и контракта, которые на обязательной основе должны присутствовать в его содержании. Их использование должно производиться неоднократно. Именно на основании рассматриваемого типа условий производятся рассмотрения дел в суде, предусматривающие урегулирование споров.

Следует отметить, что законодатель не содержит в положениях своих нормативных актов точного определения, что такое существенные условия контракта. По ФЗ-44 это просто некоторый перечень условий, которые на обязательной основе должны присутствовать в договоре. Более того, в акте нормативного характера указывается, что без наличия таковых положений в контракте документ будет признан несоответствующим принятой форме, то есть недействительным.

Рассматриваемое понятие также раскрывается в положениях Гражданского кодекса РФ. В содержании его статьи 432 говорится о том, что таковыми являются все те сведения в теле контракта, которые касаются условий о его предмете, а также все те обстоятельства, по которым в дальнейшем между сторонами должно быть достигнуто соглашение.

Нормативное регулирование

Следует отметить, что нормативные положения, связанные с регулированием понятия существенных условий, в широком смысле представлены в нормах, содержащихся в ФЗ-44. Данный акт был принят в 2013 году.

Более того, как само понятие, так и некоторые особенности, а также виды рассматриваемого типа условий рассматриваются в положениях Гражданского кодекса РФ, который регулирует порядок заключения договоров различного типа.

Условие о предмете

Одно из обязательных существенных условий контракта по ФЗ-44 — это сведения относительно его основного предмета. Следует отметить, что при составлении разных типов договоров существенными условиями будут признаваться далеко не одни и те же сведения. Так, например, в соглашении о купле-продаже какого-либо имущества предметом (и одновременно существенным условием) будет являться товар, о котором идет речь в самом содержании соглашения, а если заключается договор подряда, то таковыми будут признаны все виды работ, предусматриваемые в соглашении.

Важность данного условия заключается в том, что при отсутствии определенного в договоре предмета, в отношении которого он заключен, отсутствует точное определение договорных отношений, которые возникнут после его подписания.

Общий перечень существенных условий

В своих толкования многие юристы-практики определяют некоторый перечень того, что считать существенными условиями контракта. По ФЗ-44 можно определить определенный перечень сведений, которые на обязательной основе должны быть предусмотрены договором. Что касается толкований, представленных юристами, то во многих из них говорится об особенностях и правильности их применения на деле.

Так, существенные условия контракта по ФЗ-44 — это сведения, которые касаются самого предмета договора, стоимости, сторон, места, сроков, ответственности и т.п. Более того, для каждого типа заключаемого контракта предусматривается конкретный перечень особенных условий, которые необходимы.

Рассмотрим далее некоторые существенные условия исполнения контрактов (по ФЗ-44) различных типов.

Госконтракт

Существенные условия государственного контракта (ФЗ-44) — это данные относительно цены, порядка и периода оплаты товара или заказанных услуг, а также порядка их приема.

В том случае, если государственный контракт заключается на предмет выполнения работ суммой на более чем 1 млрд рублей, то в ряде существенных условий обязательно должны быть указаны данные относительно всех подрядчиков, которые будут принимать непосредственное участие в его исполнении. При необходимости привлечения субподрядчиков данное условие также должно быть указано в содержании контракта. В том случае, если они не были привлечены, хотя была такая необходимость, на виновное лицо может быть наложена ответственность, размеры которой также должны быть указаны в содержании договора.

В соответствии с ФЗ-44 изменение существенных условий государственного контракта производится исключительно на основании уважительных причин и только по взаимному согласованию каждого вопроса в отдельности.

Особенностью государственного контракта является то, что любая из сторон имеет полное право на отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке. Порядок заключения отдельных видов государственных контрактов предусматривается специальными нормативными актами, действующими в пределах РФ.

Энергосервисный контракт

Некоторые особенности имеет процедура заключения энергосервисных контрактов. Данный порядок регламентируется не только положениями, представленными в ФЗ-44, но еще и отдельным нормативным актом.

Особенностью энергосервисного контракта является то, что данный вид соглашения может быть заключен только отдельно от остальных соглашений (поставки, купли-продажи товаров, ресурсов и т.п.). Его содержание должно полностью соответствовать положениям некоторых нормативных актов, регулирующих ценовую политику на мазут, электроэнергию, уголь и другие топливные элементы.

Основными условиями данного соглашения являются такие показатели, как цена, объем предоставляемой продукции, процент экономии, обязательства заказчика и исполнителя, а также ответственность сторон в случае нарушения согласованных условий.

Договор об оказании услуг

Следует отметить, что ярким примером такого типа договора является контракт, к предмету которого относится оказание неких услуг по обеспечению связи. Как правило, основной целью такого соглашения является использование связи для того, чтобы обеспечивать безопасность государства, его оборону, а также правопорядок.

В соответствии с положениями ФЗ-44 существенными условиями муниципального контракта такого типа являются цена, данные сторон соглашения (оператор сотовой связи и государство), предмет договора, а также основные обязанности сторон и порядок предоставления услуг, а также их приема.

Такой тип контракта может быть заключен только при наличии конкурсной документации, а также извещения, свидетельствующего о предварительном проведении котировок. Что касается стороны исполнителя данного договора, то оператор связи, который выступает в его роли, не имеет права отказаться от предоставления услуг.

О государственных закупках

На государственном уровне очень часто производятся заключения контрактов на предмет совершения государственных закупок различных товаров. Так, это касается заказов на товары, необходимые для обеспечения надлежащей обороны страны и приобретения материальных ценностей для бюджетного резерва.

Что касается основного существенного условия такого типа договора — его предмета, то в качестве такового могут выступать только те услуги, товары, а также объекты, которые указаны в числе необходимых для совершения государственного заказа. Следует отметить, что продавец указанных товаров не имеет права отказаться от заключения сделки.

Что касается второго основного условия данного типа контракта — цены, то она должна быть установлена исключительно в тех размерах, которые допустимы законодательством для конкретной группы товаров или услуг. Что касается контрактов, связанных с поставкой ценностей материального характера, то от заключения контракта по данному предмету не могут отказаться такие поставщики, которые занимают доминирующие позиции на общегосударственном рынке.

Закупки на основании решения правительства

По ФЗ-44, существенные условия контракта — это сведения относительно сторон, предмета, цены, объемов, сроков, обязанностей, прав и ответственности участников соглашения. Следует отметить, что при условии заключения контрактов на основании отдельных постановлений правительства основные значения данных условий указываются самим государственным органом. Практика показывает, что в таких условиях сторона государства обеспечивает для себя максимум как экономических, так и технологических преимуществ. В рамках такого договора могут быть определены и некие дополнительные преимущества, которые не всегда касаются непосредственно предмета контракта.

Что касается самого порядка проведения закупки, то он также определяется с подачи правительства.

Изменение существенных условий контракта (по ФЗ-44)

Можно ли изменить основные условия ранее заключенного соглашения между сторонами? Да, такая процедура возможна, но только в отношении некоторых данных. Так, в соответствии с положениями ФЗ-44 изменение существенных условий контракта возможно в том случае, если необходимо снизить стоимостные показатели, но без изменения количества товара.

В том случае, если требуется уменьшение объема работы, количества товаров или цены, но не более чем на 10 %, то внесение таких изменений также допускается законодателем.

Можно ли менять существенные условия контракта (по ФЗ-44), если причиной этого является улучшение каких-либо характеристик товара, представляющего собой предмет договора? Да, это возможно, но только по предварительному согласованию сторон.

Отдельное внимание нужно уделить тому, что при заключении контракта на предмет лечения гражданина РФ за ее территориальными пределами также могут быть внесены некоторые изменения. Они могут касаться пересмотра перечня услуг медицинского характера. Основной причиной этого выступает изменение состояния здоровья пациента, требующее пересмотра ранее назначенного и предписанного контрактом курса.

Более того, пересмотр условий договора возможен также и при наличии веских на то оснований. Таковыми считаются все те обстоятельства, при наступлении которых ранее оговоренный порядок исполнения договорных обязательств представляется нереальным хотя бы для одной из сторон соглашения.

Ответственность

Нарушение существенных условий контракта (по ФЗ-44) влечет за собой ответственность административного характера. Все ее варианты должны быть предусмотрены в одном из разделов составляемого соглашения. В том случае, если они не были указаны, наказание нарушителя будет производиться на основании положений, представленных в КоАП РФ. Размеры штрафов за неисполнение обязательств могут варьироваться от 10 до 500 тысяч рублей, в зависимости от того, какой вид нарушения был совершен. Более того, кроме штрафа на нарушителя дополнительно может быть возложена та ответственность, которая предписывается самим договором.

Подача жалобы

На основании положений, представленных в ФЗ-44, существенные условия контракта — это некие структурные компоненты заключенного соглашения, которые должны исполняться сторонами в надлежащем объеме и виде. В том случае, если одна из сторон не исполняет предписанных требований, вторая имеет право на подачу жалобы в судебном порядке для обжалования действия или бездействия партнера. В некоторых случаях письменные жалобы могут быть поданы в органы власти исполнительного характера или самоуправления на местах. Важным моментом в этом является то, что указанный орган должен производить непосредственный контроль в сфере осуществления закупок или предоставления услуг. Следует отметить, что подача такой жалобы возможна в тот период, пока еще не истек срок действия заключенного контракта. — Читайте подробнее на

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх