Государственный реестр актов гражданского состояния граждан

На рассмотрении Верховного Совета Украины находится законопроект «О государственной регистрации актов гражданского состояния» (рег. № 2673, далее — Законопроект). Как указывается в Пояснительной записке, целью разработки этого Законопроекта является консолидация норм права в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. В частности, предполагается урегулировать отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации актов гражданского состояния, а именно: определить систему органов государственной регистрации актов гражданского состояния, урегулировать правовые и организационные основы их деятельности, а также определить порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.

Потребность в разработке законопроекта возникла в связи с тем, что на данное время порядок государственной регистрации актов гражданского состояния регулируется устаревшими нормативно-правовыми актами, а именно: положениями Раздела V «Акты гражданского состояния» Кодекса о браке и семье УССР (КоБС) от 20 июня 1969 года (последние изменения вносились в 2000 году), который сохраняет свое действие в части, не противоречащей Семейному кодексу Украины, до принятия специального закона. Принципы деятельности органов регистрации актов гражданского состояния на данное время определены Законом Украины «Об органах регистрации актов гражданского состояния», принятым в 1993 году (последние изменения были внесены в 2002 году), который также не в полной мере отвечает требованиям современности.

Иными словами, существует необходимость приведения правового регулирования регистрации актов гражданского состояния в соответствие с положениями Гражданского и Семейного кодексов Украины. Кроме того, в Законопроекте содержатся нормы, направленные на решение еще одной актуальной проблемы — невозможности заключения повторного брака лицами, которые отбывают наказание в учреждениях исполнения наказаний, и с которыми расстались жена (муж) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 107 Семейного кодекса Украины. Соответствующие изменения предлагается внести в Гражданский, Семейный и Гражданский процессуальный кодексы Украины, а также в Закон Украины «О нотариате».

Кто, что и как регистрирует

Законопроект оставляет без изменений существующую ныне систему органов государственной регистрации актов гражданского состояния граждан: отделы государственной регистрации актов гражданского состояния Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, районных, районных в городах, городских (городов областного значения), горрайонных управлениях юстиции и исполнительные органы сельских, поселковых и городских (кроме городов областного значения) советов. А Государственную регистрацию актов гражданского состояния граждан Украины, которые проживают за границей, проводят дипломатические представительства и консульские учреждения Украины.

Неизменным по сути (но в более совершенной формулировке) в Законопроекте приведено определение актов гражданского состояния («Актами гражданского состояния являются события и действия, которые неразрывно связаны с физическим лицом и начинают, изменяют, дополняют или прекращают его возможность быть субъектом гражданских прав и обязанностей») и основ их госрегистрации («Государственная регистрация актов гражданского состояния в установленных законом случаях является обязательной. Сведения о рождении физического лица и его происхождении, усыновлении, лишении и возобновлении родительских прав, браке, расторжении брака, перемене имени и смерти подлежат обязательному внесению в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан»). Далее в Законопроекте предлагается установить, что государственная регистрация актов гражданского состояния проводится с целью обеспечения реализации прав физического лица и официального признания и подтверждения государством фактов рождения физического лица и его происхождения, брака, расторжения брака, смены имени и смерти; она проводится путем совершения актовых записей гражданского состояния. Соответственно, актовая запись гражданского состояния определяется как документ органа государственной регистрации актов гражданского состояния, который содержит персональные сведения о лице и подтверждает факт проведения государственной регистрации акта гражданского состояния.

Также концептуально неизменно, но значительно более детально в законопроекте прописаны нормы, регулирующие порядок проведения государственной регистрации актов гражданского состояния (как общие начала, так и особенности госрегистрации отдельных актов), внесение в актовые записи гражданского состояния изменений и дополнений, а также их возобновление и аннулирование.

Все акты — в единый реестр!

Кроме уже привычной регистрации в актовых книгах Законопроектом урегулирована и электронная форма Государственного реестра актов гражданского состояния граждан (напомним, что ее создание преду­смотрено постановлением КМУ от 22 августа 2007 года, и создать ее следовало до мая с.г.).

Итак, согласно Законопроекту: «Госу­дарственный реестр актов гражданского состояния граждан — это государственная электронная информационная система, которая содержит сведения об актах гражданского состояния, изменениях и дополнениях, которые вносятся в актовые записи гражданского состояния, их возобновлении и аннулировании, а также сведения о выдаче свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и о выдаче выдержек из него».

Государственный реестр актов гражданского состояния граждан должен вес­тись отделами государственной регистра­ции актов гражданского состояния, а Держателем Госреестра актов гражданского состояния является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (ныне это структурное подразделение Минюста). Законопроект определяет, что Администратором Госреестра актов гражданского состояния является юридическое лицо, которое принадлежит к сфере управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Администратор осуществляет мероприятия по созданию и сопровождению программного обеспечения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, сохранению и защите базы данных, отвечает за его функционирование, предоставляет отделам государственной регистрации актов гражданского состояния доступ к нему.

Предлагается следующий порядок внесения сведений в Государственный реестр актов гражданского состояния: «Государственная регистрация рождения физического лица и его происхождения, брака, расторжения брака, смены имени и смерти проводится отделами государственной регистрации актов гражданского состояния путем составления актовой записи гражданского состояния в электронном виде в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан и на бумажных носителях. Сведения, отмеченные в актовых записях гражданского состояния, которые составляются другими органами регистрации на бумажных носителях, вносятся в Государственный реестр актов гражданского состояния на протяжении пяти (для актов, составленных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины, — десяти) рабочих дней с момента поступления таких актовых записей в соответствующий отдел государственной регистрации актов гражданского состояния. А сведения об усыновлении, отмене усыновления, признании усыновления недействительным, лишении и возобновлении родительских прав вносятся в Государственный реестр актов гражданского состояния на основании соответствующего решения суда на протяжении пяти рабочих дней с момента поступления его копии в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния или в день предъявления заинтересованным лицом (лицом, отмеченным в решении суда, или уполномоченным им лицом) копии такого решения.

В заключение отметим, что принятие этого Законопроекта, несомненно, позволит усовершенствовать законодательство в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и охватить все ключевые вопросы в этой сфере в одном законодательном акте. А скорейшей реализации его норм (в случае принятия) должно поспособствовать то, что большинство подзаконных нормативных актов в данной сфере приняты не столько на основе действующего законодательства (хотя ни в коей мере не противоречат ему), а «с прицелом» на грядущие изменения законодательного регулирования.

Основные задачи управления нотариата и загсов:
  • обеспечение регулирования нотариальной деятельности и руководства нотариатом в Республике Беларусь;

  • обеспечение контроля за соблюдением нотариусами, Белорусской нотариальной палатой, ее организационными структурами законодательства о нотариате;

  • общее и методическое руководство регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, городскими (городов районного подчинения), поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами;

  • методическое руководство регистрацией актов гражданского состояния консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций;

  • обеспечение контроля за регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, городскими (городов районного подчинения), поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами;

  • обеспечение выполнения функции Министерства юстиции Республики Беларусь по согласованию назначения и освобождения от должности руководителей отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Домов (Дворцов) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а также заключению (продлению, прекращению действия) контрактов с указанными лицами;

  • обеспечение согласования кандидатур на должности руководителей архивами органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главных управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома;

  • ведение реестра нотариальных контор и нотариальных бюро;

  • ведение реестра свидетельств на осуществление нотариальной деятельности;

  • предварительное свидетельствование официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, исходящих из судов, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, нотариальных архивов, а также от нотариусов, для консульской легализации.

О нотариальной деятельности

По состоянию на 1 июля 2020 г. нотариальную деятельность в республике осуществляли 829 нотариусов в составе 212 нотариальных контор и 45 нотариальных бюро.

В первом полугодии 2020 г. нотариусами совершено более 540 тыс. нотариальных действий (в первом полугодии 2019 г. – более 635 тыс. нотариальных действий).

Из совершенных нотариальных действий в первом полугодии 2020 г. количество исполнительных надписей составило более 192 тыс., открытых наследственных дел – более 38 тыс. (в первом полугодии 2019 г. – более 201 тыс. исполнительных надписей и более 40 тыс. наследственных дел).

В первом полугодии 2020 г. количество нотариальных действий, при совершении которых нотариальный тариф не взыскивался, составило более 92 тыс., взыскивался частично – более 54 тыс. (в первом полугодии 2019 г. нотариальный тариф не взыскивался при совершении более 139 тыс. нотариальных действий, взыскивался частично – более 47 тыс.). Таким образом, количество нотариальных действий, совершенных с полным либо частичным освобождением обратившихся лиц от уплаты нотариального тарифа, в первом полугодии 2020 г. составило 27 %.

За первое полугодие 2020 г. нотариусами проведено более 25 тыс. бесплатных консультаций граждан, что в 2,7 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Более 17 тыс. консультаций было организовано и проведено нотариусами дистанционно, что также являлось мерой поддержки и оказания бесплатной юридической помощи гражданам Беларуси, находящимся на территории иностранных государств и не имеющим возможности вернуться в Республику Беларусь в связи с распространением инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19.

Квалификационной комиссией по вопросам нотариальной деятельности проведено 15 заседаний, на которых рассмотрено 270 материалов.

По результатам рассмотрения выдано 7 свидетельств на осуществление нотариальной деятельности; аннулировано 14 свидетельств на осуществление нотариальной деятельности; приостановлены полномочия 4 нотариусов; возобновлены полномочия 6 нотариусов; внесены изменения в 1 свидетельство на осуществление нотариальной деятельности. Квалификационной комиссией по вопросам нотариальной деятельности рассмотрены материалы об аттестации в отношении 227 нотариусов.

В первом полугодии 2020 г. Министерством юстиции проведена значительная работа по совершенствованию законодательства о нотариате.

29 июня 2020 г. принят Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности».

Ключевые положения Закона вступают в силу с 3 января 2021 г. и касаются ряда важных аспектов организации нотариальной деятельности, компетенции нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, нотариальной тайны.

Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2020 г. № 368, направленное на совершенствование законодательства по вопросам взыскания нотариального тарифа и освобождения от его уплаты, а также уточнение перечня документов, на основании которых задолженность взыскивается на основании исполнительных надписей нотариусов.

В частности, с 1 июля 2020 г. арендодатели, за исключением коммерческих организаций, освобождены от уплаты нотариального тарифа за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности по арендной плате за нежилые помещения в зданиях, находящихся в государственной собственности. Также уточнены размеры нотариального тарифа за удостоверение нотариусом Соглашения о детях, составление и подготовку проекта такого Соглашения.

В целях совершенствования порядка удовлетворения бесспорных требований уточнен перечень документов, на основании которых задолженность производителей и поставщиков по плате за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки взыскивается на основании исполнительной надписи.

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 июня 2020 г. № 85 «Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63» урегулированы процедурные вопросы удостоверения нотариусом Соглашения о детях и Соглашения о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов.

Одновременно положения указанного постановления направлены на уточнение порядка удостоверения договоров отчуждения жилых помещений, выдачи дубликата нотариального документа, удостоверения фактов, передачи заявления граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам

О деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния

По состоянию на 1 июля 2020 г. в Республике Беларусь действует 147 отделов загса районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах, Дворец гражданских обрядов горисполкома, которые осуществляют 15 административных процедур по регистрации актов гражданского состояния. Функционирует 7 архивов органов загса главных управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома.

В первом полугодии 2020 г. Министерством юстиции велась активная работа по совершенствованию законодательства в сфере регистрации актов гражданского состояния.

Внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» и Положение о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Согласно внесенным изменениям определено, что при обращении за регистрацией расторжения брака в соответствии со статьей 351 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье орган загса разъясняет супругам условия, при наличии которых расторжение брака может быть произведено органом загса, а также их право на участие в информационной встрече с медиатором. Орган загса также сообщает супругам, что информационная встреча с медиатором проводится на добровольной основе до проведения медиации и представляет собой беседу супругов с медиатором, в ходе которой им разъясняются цели, принципы и правила проведения медиации, права и обязанности сторон, порядок и правовые последствия заключения медиативного соглашения.

Также в соответствии с внесенными изменениями установлено, что после внесения изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния заявителю может быть выдано как свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, так и справка, содержащая сведения из записи акта гражданского состояния.

Постановлением Министерства юстиции от 29 июня 2020 г. № 101 внесены изменения в форму заявления о регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. В заявлении о расторжении брака предусмотрено подтверждение супругами разъяснения органом загса их права на участие в информационной встрече с медиатором.

Также 29 июня 2020 г. Министерством юстиции принято постановление № 102, которым скорректирован порядок оформления свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, выдаваемых повторно.

В настоящее время Министерством юстиции проводятся мероприятия по организации создания единой информационной системы записей актов гражданского состояния

Положение
об отделе записи актов гражданского состояния
администрации города Мегиона

1. Общие положения

1.1. Отдел записи актов гражданского состояния (далее – отдел ЗАГС) является органом администрации города Мегиона.

1.2. Отдел ЗАГС создан для осуществления отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

1.3. Отдел ЗАГС непосредственно подчиняется в своей деятельности заместителю главы города по общим вопросам.

1.4. Отдел ЗАГС финансируется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций, которые зачисляются в установленном порядке на счет бюджета администрации города Мегиона через субвенции Ханты — Мансийского автономного округа — Югры.

1.5. Отдел ЗАГС не является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба Российской Федерации и наименованием отдела, соответствующие штампы и бланки, необходимые для его деятельности.

1.7. Отдел ЗАГС руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об актах гражданского состояния», Налоговым кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации о мерах по реализации Федерального Закона «Об актах гражданского состояния», Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния», законами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, постановлениями Думы, Правительства и Губернатора Ханты — Мансийского автономного округа — Югры, решениями коллегии при управлении ЗАГС Ханты — Мансийского автономного округа-Югры, решениями Думы города, постановлениями, распоряжениями главы города, настоящим Положением.

1.8. Отдел ЗАГС обеспечивает реализацию прав граждан на регистрацию актов гражданского состояния.

II. Основные задачи отдела ЗАГС

2.1. Регистрация актов гражданского состояния в точном соответствии с действующим законодательством об актах гражданского состояния, гражданским и семейным законодательством Российской Федерации как в интересах государственных, так и с целью охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан.

2.2. Формирование архива книг государственной регистрации актов гражданского состояния, создание и соблюдение условий их учета, хранения и передачи по истечении сроков хранения в государственный архив.

III. Функции отдела ЗАГС

3.1. Осуществляет регистрацию актов гражданского состояния о рождении, о заключении брака, расторжении брака, усыновлении (удочерении), установлении отцовства, перемене имени, смерти.

3.2. Обеспечивает торжественную обстановку для регистрации браков и рождений по желанию вступающих в брак или родителей новорожденного.

3.3. Осуществляет сбор документов по перемене имени, регистрирует перемену имени.

3.4. Осуществляет сбор документов для оформления дел по внесению исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, оформляет дела, исполняет заключения по ним.

3.5. Вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Изучает и обобщает практику применения действующего законодательства по регистрации актов гражданского состояния.

3.7. Ведёт в установленном порядке учет записей актов гражданского состояния, зарегистрированных в городе Мегионе.

3.8. Предоставляет в Управление ЗАГС Ханты — Мансийского автономного округа — Югры отчеты о регистрации актов гражданского состояния и об использовании бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в установленном порядке.

3.9. Предоставляет в налоговый орган, государственный и негосударственный Пенсионные Фонды, Управление статистики, Фонд социального страхования, отдел доставки пенсий и пособий, военные комиссариаты, отделы внутренних дел, органы социальной защиты населения информацию о регистрации актов гражданского состояния в установленном порядке.

3.10. Обеспечивает формирование, учет и хранение книг государственной регистрации актов гражданского состояния и другой документации в течение установленных сроков хранения.

3.11. Выдает повторные свидетельства, справки о государственной регистрации актов гражданского состояния, извещения об отсутствии записей актов гражданского состояния.

3.12. Осуществляет разъяснение действующего законодательства о порядке государственной регистрации актов гражданского состояния при обращении граждан в отдел ЗАГС и через средства массовой информации.

3.13. Выполняет иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными законами, законами Ханты — Мансийского автономного округа — Югры, другими нормативно-правовыми актами.

IV. Права отдела ЗАГС

Отдел ЗАГС имеет право:

4.1. Запрашивать из органов записи актов гражданского состояния, учреждений и организаций сведения и документы, необходимые для подготовки и оформления дел по перемене имени, по внесению исправлений и изменений в записи о государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, СНГ.

4.2. Получать от граждан необходимые документы для осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния и внесения исправлений, изменений в акты гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством.

V. Организация деятельности отдела ЗАГС

5.1. Структура, штатное расписание отдела ЗАГС и Положение об отделе ЗАГС утверждается главой города Мегиона

5.2. Руководителем отдела ЗАГС является начальник отдела ЗАГС, который назначается на должность и освобождается от должности главой города по представлению заместителя главы города курирующего деятельность отдела и по согласованию с уполномоченным органом государственной власти автономного округа, если иное не предусмотрено законодательством или муниципальными правовыми актами.

5.3. В случае временного отсутствия начальника отдела его обязанности по распоряжению главы города исполняет главный специалист.

5.4. План работы отдела ЗАГС утверждается заместителем главы города по общим вопросам.

5.5. Отчеты о деятельности отдела ЗАГС представляются в Управление ЗАГС Ханты — Мансийского автономного округа — Югры и в администрацию города.

VI. Ответственность отдела ЗАГС

6.1. Руководитель, работники отдела несут ответственность в соответствии с должностными инструкциями.

Руководитель несёт персональную ответственность за решение задач и реализацию возложенных на отдел функций.

6.2. Порядок привлечения к ответственности определяется действующим законодательством.

В дореволюционной России все записи актов гражданского состояния (АГС) осуществлялись в церковном порядке. Развиваться система записи актов гражданского состояния начала в России при Петре I. В 1722 году он установил обязательную регистрацию рождений у православного населения. Для лиц неправославного вероисповедания запись рождения была введена позднее (для лютеран — в 1832, для католиков в 1826, магометан — в 1828, евреев — в 1835, старообрядцев — в 1874). «Прибавлениями к духовному регламенту» установил обязательное и повсеместное ведение метрических книг в Российской империи.

Законность брака, фактов рождения и смерти определяла запись в церковных метрических книгах, которые в соответствии с Указом Синода от 20 февраля 1724 года, были созданы, чтобы «ведать о количестве всего Российского государства людей». Священник удостоверял имена и фамилии вступающих в брак, время совершения таинства брака, даты рождения жениха и невесты, их вероисповедание, семейное состояние до того времени, сословие, место жительства жениха, его занятие (а также занятие невесты, «если перед браком она самостоятельно приобретала средства пропитания», грамотны ли они и могут ли собственноручно расписаться в метрике. В метриках подписи участников события, свидетелей не были обязательными, что говорит не только о низкой грамотности населения, но и об уровне правового сознания. Короткие выписки из этих документов направлялись в полицейскую часть по месту жительства жениха. Метрические книги и сегодня являются основным документальным источником при изучении истории рода, составлении родословной, поколенной росписи и генеалогического древа.

В 20-е годы XVIII века в Российской империи началось активное формирование и распространение метрических книг. Синоидный указ от 23 ноября 1779 года «О исправном содержании метрических книг во всех приходских церквях» оставил норму ведения книг в двух экземплярах и обязательное их наличие как в приходах, так и консистоториях, где они служили для потребностей государства и более надежно охранялись от утрат. Записи в метрики делались черными чернилами. Красные применялись для исправлений. В советское время исправления внослись фиолетовыми чернилами. Одним из традиционных средств защиты метрик от подделки в России был специальный бланк с церковно-славянским ординарно-церковным шрифтом и водяными знаками. Типографские бланки на бумаге с пробелами были введены Указом Синода в 1806 году. Листы, сброшюрованные в книгу, выдавались приходским священникам из консисторий через духовные правления.

В дореволюционный период были попытки как-то регулировать внутренние отношения супругов, но до создания единого законодательства о браке дело так и не дошло. После принятия Советской властью Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви стала формироваться новая ведомственная структура государственного управления — отделы ЗАГС.

Две важнейшие реформы семейного законодательства были проведены сразу после революции 1917 года. 18 декабря вышел декрет «О гражданском браке, о детях, и о ведении книг актов гражданского состояния», который не отменял церковный брак, но считал его «частным делом брачущихся», официальным фактом признавалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах. Вслед за ним — 19 декабря 1917 года был принят второй не менее значительный акт — декрет «О расторжении брака».

Общее руководство органами ЗАГС РСФСР осуществлял Центральный ЗАГС при НКВД РСФСР. Он разрабатывал организационную структуру ведомственной и территориальной подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.

Если первые декреты затрагивали только некоторые аспекты семейных отношений, то «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» от 22 октября 1918 года стал первым отдельным кодифицированным семейно-правовым актом, регулирующим семейные отношения. В отличие от Декрета о гражданском браке он содержал положение определяющие судьбу церковных браков, заключенных до его опубликования, они были легализованы. В 1918-1919 годах были намечены меры к изъятию из церквей метрических книг и размещению их в архивах при отделах ЗАГС. С 1 января 1919 года открылись подотделы ЗАГС при административных отделах районных совдепов. Согласно статье 246 Кодекса сеть органов ЗАГС состояла из окружных местных отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. Отделы вели акты записей рождений, смертей, отсутствующих, книги записей браков, разводов, книги заявлений о происхождении зачатых детей и книги записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ним.

С 1918 года налаживалась система консульских учреждений РСФСР, в 1921 году было принято Общее положение о советских органах за границей. Консульские службы производили регистрацию АГС граждан РСФСР, временно проживающих на территории других стран. Регистрационные документы передавались в Москву на оперативное хранение.

В 1920 году отделы (подотделы) были переданы в отделы управления районных совдепов. Изменился штат, теперь в него входили заведующий, делопроизводители, архивариус, конторщики, курьеры. Кодекс 1918 года установил брачный возраст для мужчин — 18 лет, для женщин — 16, верхний возрастной предел не ограничивался.

В 1926 году после всенародного обсуждения был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке (КзоБСО), который установил единый брачный возраст для мужчин и женщин на уровне 18-ти лет. Впоследствии это условие подтверждено семейными кодексами 1969 и 1995 годов, при этом была предусмотрена возможность снижения брачного возраста на 2 года при наличии уважительных причин.

В конце 1930-х годов стала налаживаться работа по охране материнства и детства, был усилен контроль за деятельностью медицинских организаций. В 1936 году был принят закон «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

Неисчислимые потери в Великой Отечественной войне предопределили принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений и увеличении населения страны. 8 сентября 1943 года в дополнение к Кодексу был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении, в котором предусматривалась возможность записи усыновленных детей в качестве родных детей. 14 марта 1945 года был принят Указ установивший, что родители, вступающие в брак после рождения ребенка, могли признать его законным.

Отделы ЗАГС работали в тесном контакте с органами здравоохранения, внутренних дел и военными комиссариатами. В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Служба сотрудников отделов ЗАГС была ранжирована по милицейским чинам, начальники отделов получили лейтенантские погоны.

27 июня 1936 года было принято Постановление ВЦИК о своевременной регистрации актов рождения и смерти. В августе 1937 года Приказом НКВД была утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния.

О том, какое важное значение придавало государство построению новых отношений в обществе и семье говорит первоочерёдность упомянутых декретов и Семейного кодекса. Благодаря документам институт брака был передан, так сказать, из церковной собственности в светскую, государственную, был провозглашен и последовательно реализован принцип свободы развода. Кодекс еще более упростил процедуру развода. Брак расторгался в органах ЗАГС, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода. Только через 10 лет, в 1936 году, были приняты меры к укреплению семьи. Чтобы уменьшилось число легкомысленных разводов, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года процедуру развода усложнили: требовалась обязательная явка обоих супругов в ЗАГС, в паспорте делалась отметка о разводе, увеличивалась пошлина за его оформление. Значительные изменения в процедур развода были внесены и в соответствии с Указом ПВС СССР от 8 июля 1944 года. Устанавливался судебный порядок расторжения брака, в процессе которого народный суд был обязан приложить усилия к примирению супругов. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После чего в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе. Дело о расторжении брака рассматривалось гласно, с привлечением свидетелей. Новое законодательство («Основы законодательства о браке и семье РСФСР» от 30.07.1969 г.) вновь упростило бракоразводный процесс. Основанием считался непоправимый распад семьи. При расторжении брака по взаимному согласию супругов, имеющих несовершеннолетних детей, суд не вправе был выяснять причины развода, принимать меры к их примирению или каким-либо иным образом вторгаться в их личную жизнь.

Обязательная регистрация брака была утверждена в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета ССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня», учреждение ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Все супружеские пары, состоящие в фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были зарегистрировать брак в органах ЗАГС.

После войны потребовалась коренная перестройка работы отделов ЗАГС. В 1946 году НКВД было переименовано в МВД; 8 января вышло Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния». Намечались меры как по улучшению основной деятельности отделов ЗАГС, так и по строительно-хозяйственным проблемам. В 1956 году состоялась передача органов ЗАГС в ведение местных советов депутатов трудящихся. С 25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД.

После принятия Постановления Совмина РСФСР от 18 февраля 1964 года «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов» были намечены серьёзные меры по пересмотру всей системы обрядов, сопровождающих АГС. Новые помещения для отделов ЗАГС строились по специальным архитектурно-планировочным проектам с залами, в которых была предусмотрена торжественная регистрация брака. Разрабатывались ритуалы проведения торжественной регистрации рождения, проводившейся во Дворцах культуры, Домах пионеров, клубах, родильных домах, обряды гражданской панихиды. Регистрацию смерти проводили непосредственно в помещениях магазинов похоронного обслуживания. Создавались и совершенствовались новые советские обряды торжественного вручения паспортов, проводы молодежи в армию, вечера молодой семьи.

В 1968 году впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт «Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик». В целом расхождение между законодательством отдельных республик было не слишком значительным. В 1969 году был принят Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с ним признавался брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах ЗАГС. Однако с помощью внесения отдельных изменений в КоБС 1969 года невозможно было произвести необходимое реформирование семейного законодательства. В связи с этим в 1994 году Государственной Думой Российской Федерации и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и вступил в действие с 1 марта 1996 года.

Сегодня Управления ЗАГС субъектов Российской Федерации являются органами исполнительной власти, которые выполняют федеральную функцию регистрации АГС. В субъектах Российской Федерации действуют территориальные отделы ЗАГС, руководство которыми осуществляют региональные Управления ЗАГС. Отделами, как правило, считаются и Дворцы бракосочетания. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» органы ЗАГС должны быть организованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы власти субъектов могут делегировать эти полномочия органам местного самоуправления путем принятия соответствующего закона субъекта РФ. Таким образом, изначально ЗАГС — орган государственной власти. Если Законом субъекта РФ эти полномочия делегированы органам местного самоуправления, то ЗАГС становится структурным подразделением администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) муниципального образования.

Система ЗАГС постоянно совершенствуется. Создана автоматизированная система хранения информации — компьютерный архив, в котором собраны записи за десятки лет. Значительно возросло число кадровых работников с высшим и средним специальным образованием. Создана система подготовки и повышения квалификации кадров. Среди представителей этой творческой профессии устраиваются конкурсы мастерства. Вести церемонию бракосочетания — не только почетная, но и очень трудная роль, требующая и творческого подхода, и знание юридических вопросов, так и человеческой психологии. Не случайно сегодня в арсенале сотрудников органов ЗАГС множество образцов свадебного ритуала.

Новые интерьеры, над которыми тщательно работают дизайнеры, создают торжественную обстановку, настроение праздника. Дворцы оснащены новым оборудованием и мебелью.

Но любой дом пуст без хозяйки. Большинство работников ЗАГС — это сильная половина человечества — женщины. Каждая из них вносит свой личный вклад в построение правового государства и обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, которые в настоящее время имеют приоритетное значение.

Работникам органов ЗАГС присущи особые профессиональные и человеческие качества, которые помогают достойно выполнять служебный долг, это — любовь к профессии, людям, душевная теплота, способность к сопереживанию, личное обаяние, артистичность.

Информация подготовлена
главным специалистом отдела ЗАГС
по городу Кургану Т.Н. Гонцовой
10.07.2010 г.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх