Группа компаний

При выборе инструментов налогового планирования, обособления имущества, скрытого владения во главу угла должны быть поставлены реальные бизнес-процессы, существующие коммуникации внутри коллектива, принципы распределения ответственности в конкретном бизнесе. Юридическое оформление группы компаний, выбор конкретных организационно-правовых форм (ИП, ООО, ЗАО и т.п.) и договоров, опосредующих отношения между юридическими субъектами, также должно строиться с учетом особенностей конкретного бизнеса, его исторического развития. В том числе и его организационной структуры.

Именно такой подход, в первую очередь, позволяет отойти от традиционного способа «натягивания» различных схем на бизнес и перейти к «подкладыванию» возможных элементов налоговой оптимизации и иных способов обеспечения налоговой безопасности «под бизнес». В этом случае средства налоговой оптимизации не мешают бизнесу, а выступают дополнительным стимулом его развития.

Для примера того, как строится взаимосвязь между организационной и юридической структурой приведем две следующие ситуации:

Ситуация первая

В бизнесе несколько активных собственников, которые регулярно, практически еженедельно проводят совещания, решая как стратегические, так и операционные вопросы деятельности. При этом есть пара пассивных акционеров, принимающих участие только в ежегодных общих собраниях, а также есть руководитель отдельного направления деятельности, участвующий в распределении прибыли этого направления, который по своей роли уже не просто руководитель-исполнитель, но еще не полноправный партнер собственников во всем бизнесе. Такое организационное устройство при построении группы компаний может найти следующее решение в юридической структуре бизнеса:

Все собственники станут участниками Управляющей компании, в рамках которой будет функционировать Общее собрание участников, учитывающее интересы всех собственников и принимающее наиболее важные решения (утверждение бюджета на следующий год, распределение прибыли, инвестирование в новые направления деятельности и т.п.). Кроме этого в рамках компании будет создан Совет директоров, в состав которого войдут активные собственники и руководитель отдельного направления. В компетенцию Совета директоров входит принятие некоторых стратегических и операционных решений. Таким образом юридически зафиксированыпонятные правила «игры» между партнерами, предоставляющие при этом следующие выгоды:

1. Активные акционеры получили юридически оформленные полномочия по принятию некоторых важных решений в бизнесе от лица Совета директоров, не созывая для этого собрания участников.

2. Включение руководителя отдельного направления в Совет директоров повышает его официальный статус, приравнивая в некоторой степени к активным собственникам. Именно через осуществление выплат Совету директоров можно закрепить и участие этого руководителя в прибыли, не вводя его при этом в состав участников компании.

3. Появляется понятный всем механизм расчета дополнительного вознаграждения активных собственников: дивиденды — это доля прибыли всех собственников, а выплаты Совету директоров — за активное стратегическое управление. Так можно исключить распространенную претензию активных акционеров к пассивным: «ничего не делает, а хочет получать столько же». «Активная деятельность» получает понятный и заранее просчитываемый источник своего вознаграждения. Конечно, только если такая система распределения прибыли будет принята всеми собственниками.

Ситуация вторая

Компания оказывает высококвалифицированные инжиниринговые услуги силами соответствующего производственного отдела. Поиском клиентов занимается отдел продаж, состоящий из менеджеров. Оба отдела подчиняются разным руководителям.

Главная цель отдела продаж — заключить договор. При этом вознаграждение отдела зависит, в том числе, от самого факта заключения сделки. После подписания договора сотрудники отдела продаж фактически отстраняются от проекта, передав его выполнение сотрудникам производственного отдела и не неся ответственности за него перед клиентами. В последующем менеджеры привлекаются к переговорам только, если инженерам долгое время не удается разрешить спорную ситуацию с клиентом. При этом свое вознаграждение менеджеры получают от всех поступивших от клиента платежей. Даже утвержденная в компании схема бизнес-процессов отдела продаж после стадии «оформление договора» содержит следующей стадией «периодические звонки (для поддержания дружеских отношений)».

Этот фактор снижает качество оказываемых услуг и удовлетворенность клиентов, поскольку:

  • будучи заинтересованными в факте заключения договора менеджеры зачастую обещают клиентам того, чего производственный отдел не может сделать;
  • не неся ответственности за свои обещания, менеджеры тем самым не вникают должным образом в нюансы особенностей продаваемого продукта, которые в конечном итоге влияют на стоимость работ.

Очевидно, что в действующее распределение зон ответственности между подразделениями необходимо было внести корректировки. Учитывая пожелания клиента, одновременно с решением вопросов реорганизации юридической структуры бизнеса были скорректированы особенности взаимоотношений между менеджерами и инженерами, что было относительно безболезненно воспринято сотрудниками («это же предложение консультантов, а не руководителей»). В результате на отдел продаж была возложена ответственность перед клиентами за выполнение всех проектов на всех стадиях. Для этого в каждую команду проекта включается ответственный менеджер. И все общение с клиентом по всем вопросам выполнения договора возлагается на него.

Юридически структура бизнеса после реорганизации была оформлена следующим образом: поиск клиентов — функция отдела продаж, находящегося в рамках Лицевой компании, а непосредственным выполнением проектов занимались инженеры в рамках Инжиниринговой компании. Отношения между компаниями построены по агентской модели.

Какой правовой статус у “группы компаний”?

Каждый из нас, делая покупки в магазине, интересуясь информацией в сети Интернет, заказывая товары и услуги, регулярно слышит словосочетание «группа компаний».

Как правило, мы не особо вникаем в суть этого явления. И до сих пор, если задать кому-нибудь вопрос «А что же это такое – группа компаний?» – мы, как правило, не услышим обоснованного и четкого ответа.

Здесь мы попробуем подробно разобраться в том, что же это такое, существует ли оно на самом деле, и какое у этого всего применение.

Чаще всего группой компаний называют альянс юридических лиц, зачастую сотрудничающих в единой отрасли либо сфере с целью достижения каких-либо результатов данного сотрудничества.

Чаще всего – с целью получения большей прибыли за счет увеличения собственного оборота товаров и услуг. Также это может быть объединение ресурсов для решения более сложных задач чем те, что стояли бы перед данными компаниями, если бы они работали поодиночке.

Особенно это применимо при разработке и внедрении сложных технологических инноваций, решений, построенных на высоких технологиях, и других отраслях, где явно недостаточно усилий одного игрока.

Бывает, что группа компаний формируется с целью противостояния конкуренции со стороны зарубежных компаний и защиты собственного развития, для работы с государственными органами власти (лоббирование принятия законов на основе собственных интересов).

Также это могут быть и самые разнообразные некоммерческие партнерства, деятельность которых не направлена на получение прибыли, ассоциации (производителей пива, напитков, да хоть хоккейных клюшек, все возможно).

В настоящем времени, все более стремительное развитие получают такие формы групп компаний, как холдинги.

Они отличаются иерархической структурой (есть основные и дочерние компании разной степени иерархии, входящие в холдинг), но также являются юридически самостоятельными организациями, имеющими собственную отчетность и ответственность за свои действия.

Регулирование деятельности группы компаний в законодательстве

Законодательно, формулировки «группа компаний» в российском праве до сих пор не существует. Раньше присутствовали и в ограниченной мере работали финансово-промышленные группы (ФПГ), и деятельность таких групп регулировалась одноименным законом.

В 2007 году действие этого закона было прекращено для борьбы с избыточным государственным регулированием. Помимо этого, распространялась такая форма организации исключительно на компании с очень крупными ресурсами и оборотом.

Налоговый кодекс в действующей редакции имеет главу 3.1, которая посвящена «консолидированным группам налогоплательщиков».

Во-первых, по критериям, указанным в этой главе, такая «консолидированная группа» не может приносить государству менее, чем 10 млрд. рублей налогов в год.

То есть компании, входящие в консолидированную группу, должны в совокупности обладать как минимум вышеупомянутыми показателями.

Во-вторых, все написанное в Налоговом кодексе касается лишь только налогообложения, какова организационно-правовая форма данных групп – в Налоговом кодексе по понятным причинам не рассматривается и рассмотрена быть не может.

Наиболее приближен к сущности термина «группа компаний» Федеральный закон «О защите конкуренции», правда вводит в оборот он иной по смыслу термин – «группа лиц».

Если сравнивать с термином «группа компаний», это формулировка гораздо более размыта и не конкретизирована. Более того, пункт 7 статьи 9 вышеупомянутого закона указывает, что группой лиц являются также и физические лица, их семьи, родственники.

И хотя по определениям данного закона, группа юридических лиц – это тоже «группа лиц», и если включить воображение, «группу лиц» можно назвать и «группой компаний», совершенно очевидно, что закон был составлен не для того, чтоб дать хоть-какой-то правовой статус группам компаний, а для совсем других целей.

Формулировка закона «аффилированные лица», тоже в некоторой мере соприкасается с тем, что есть «группа компаний».

Холдинги можно назвать аффилированными лицами, но при детальном рассмотрении мы выясним, что «аффилированные лица» находятся еще дальше от сути того, что понимается под «группами компаний», нежели «группа лиц».

Резюмируя, мы с уверенностью можем утверждать, что словосочетание «группа компаний» с гражданско-правовой, законодательной и налоговой точки зрения не является каким-либо субъектом или объектом, иными словами – не существует.

Стало быть, «группы компаний» – это союзы различных организаций для решения тех или иных вопросов, юридический, налоговый либо гражданско-правовой статус которых в российском законодательстве до сих пор не определен.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх