Хамство от пациентов

Большинство медицинских сотрудников довольно вежливые и отзывчивые люди, они адекватно относятся к пациентам и их просьбам. Но еще встречается те медицинские работники, которые отличаются хамством и недобросовестным выполнением обязанностей. У каждого человека, столкнувшегося с хамством, есть два варианта действий: стерпеть или отстаивать свои права. Мы за второй вариант поведения, потому что неэтичное поведение медработников сказывается на моральном самочувствии, физическом здоровье пациентов, приверженности в приеме терапии.

Хамское поведение медперсонала является нарушением п. 1 ст. 6 закона № 323 «Об охране здоровья граждан» , согласно которому пациент имеет право на соблюдение медперсоналом моральных и этических норм, принятых в обществе, и уважительное к себе отношение.

Под хамством медработников понимается грубое, неуважительное отношение к пациентам в процессе лечения. Хамство может проявляться какупотребление пренебрежительного тона или ругательств; невнимание к просьбам пациентов; оскорбление пациента.

Первое, что нужно сделать, если вы столкнулись с хамством, отправиться на прием к заведующему отделением или главному врачу больницы, в которую вы обратились. Поговорите с ним, объясните, какой врач нахамил, а затем попросите разобраться с ним и перевести вас на учет к другому специалисту.

Если главврач встал не на вашу сторону, то обратитесь с жалобой в орган управления здравоохранением вашего региона (министерство или департамент) и региональное Управление Росздравнадзора (жалобу можно подать через сайт в Интернете) .

Представляем пример жалобы

Главному врачу городской больницы №_______
города_________________________________________
___________________________________(ФИО врача)
от _____________________________(ФИО пациента)
_____________________________ (дата рождения)

ЖАЛОБА

  • Изложите обстоятельства случившегося. В обстоятельствах следует подробно описать ситуацию в хронологическом порядке, указывая не на эмоции, а конкретные факты хамского поведения с указанием фамилий и имен. При описании ситуации важно подчеркнуть стремление избежать конфликта и продолжить лечение с максимальной эффективностью.
  • Укажите, что имеете свидетелей – других таких же пациентов как и вы.

Далее можно добавить:

Медицинский работник своим поведением грубо нарушает п. 1 ст. 6 закона № 323, согласно которому пациент имеет право на соблюдение медицинским персоналом моральных и этических норм, принятых в обществе, и уважительное к себе отношение; статьи 1 и 28 Кодекса профессиональной этики врача РФ , которые устанавливают, что миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека.

В связи с вышеизложенным прошу:

Провести служебную проверку и привлечь к дисциплинарной ответственности медицинского сотрудника…

Пациент___________________ (ФИО и подпись) Дата_______________

Жалоба является эффективным способом прекратить хамское поведение медработников и восстановить нормальный процесс лечения. Хамство не должно быть нормой в медицинском учреждении, поэтому никогда не надо его оставлять без внимания, чтобы не столкнуться с ним вновь.

Остались вопросы, проконсультируйтесь с нашими Юристами и Адвокатами.

Фото .com

Минздрав вынес на общественное обсуждение проект постановления о нормах медицинской этики и деонтологии. Что о нем думают врачи?

Почему проект появился сейчас?

Документы, которые можно назвать моральным кодексом врача, есть во многих странах, отметил в комментарии для Naviny.by реаниматолог кандидат медицинских наук Андрей Витушко. Другое дело, что такие документы принимаются не государственным регулятором (в нашем случае Министерством здравоохранения), а медицинскими ассоциациями — общественными организациями.

Так что в Беларуси «сам вектор принятия этого документа идет не оттуда», считает Витушко:

«Положения морального кодекса должны не спускаться сверху, а вызреть в медицинском сообществе и быть им приняты. Думаю, что документ появился именно теперь, потому что в связи с коррупционными делами чиновникам банально страшно. Хочется показать, что на самом деле они хорошие, коррупцию будут пресекать в зачаточном состоянии, на уровне моральных императивов».

Проект постановления — это уже вторая попытка узаконить нормы медицинской этики. Первая провалилась в 2016 году, прежде всего потому, что в обществе не нашли понимания ограничения во внешнем виде медработников.

В новой редакции нет положения, которое вызвало резкую критику со стороны религиозного сообщества. Отменен пункт, который гласил, что медработниками «не допускается явная демонстрация своей религиозной принадлежности, открытое ношение религиозных знаков и символов».

Не нашлось места в новой редакции и ограничению на длину медицинских халатов. В 2016 году многие не поняли внимания именно к этой детали спецодежды — было указано, что допустимой считалась длина, прикрывающая две трети бедра.

Теперь пункт, касающийся внешнего вида, изложен просто. Написано, что внешний вид медицинских работников должен соответствовать эстетическим представлениям общества, деловому стилю, соответствующему выполняемым должностным обязанностям, правилам внутреннего трудового распорядка организации и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

«Здесь всё понятно, однако без вопросов может не обойтись», — отметил в комментарии для Naviny.by психиатр, бывший руководитель РНПЦ психического здоровья профессор Сергей Игумнов.

«Эстетические представления в обществе весьма многообразны в зависимости от экономического и социального слоя, возраста», — сказал специалист.

Он обратил внимание на один из пунктов проекта, который предписывает медицинским работникам исключить «влияния общественного мнения и необоснованной критики на правомерность и обоснованность» их действий при исполнении должностных обязанностей.

Игумнов считает, что в государстве, которое себя декларирует как правовое, так быть не должно: «Никакая сфера общественной жизни, включая здравоохранение, не может быть свободной от общественного мнения. Мы как раз столкнулись с результатами того, как в течение десяти лет здравоохранение было закрытой зоной и вышло из ситуации с огромным репутационным ущербом».

Врачей не учат общаться с пациентами

В проекте прописано, что врач обязан информировать в доступной и понятной для пациента форме о характере, целях предполагаемого лечения, связанном с ним риске и так далее.

Сегодня во многом проблема неэффективного общения доктора и пациента объясняется элементарной нехваткой времени у врача, особенно в первичном звене. Однако есть и иной аспект, отметил Андрей Витушко — врачей не учат общаться с пациентами:

«В стандартах западной медицины этому, наоборот, учат. Часть экзамена на лицензию — проверка умения коммуницировать с пациентом. И у нас можно ввести такой предмет — вместо изучения идеологии, например. Существует еще патерналистская традиция, когда врач — это почти бог. Между тем клятва Гиппократа начинается с того, что пациент на первом месте, а у нас Нормы медицинской этики и деонтологии — с того, что медицинские работники должны соблюдать вежливость, гуманность, демократичность и так далее. Это серьезная разница. Только тогда, когда пациент на первом месте, всё становится на свои места».

Соблюдение этических норм является основой оказания медицинской помощи, добавил председатель Белорусской ассоциации социальных работников, кандидат медицинских наук Константин Зборовский, комментируя по просьбе Naviny.by проект постановления о нормах медицинской этики и деонтологии:

«Умение общаться с пациентами — это очень важно. Пациент доверяет врачу жизнь. Хамство плохо всегда, а в отношении к человеку, который пришел с проблемой со здоровьем, — абсолютно аморальная вещь. Для любого человека главное — это сохранить достоинство. Человек должен с достоинством родиться, прожить и умереть. Если уж кто-то взялся за сложную работу врача, стоит найти в себе силы и возможности нормально общаться с пациентом».

Вместе с тем Зборовский отметил, что нагрузка на медиков, в первичном звене особенно, такова, что врачи порой физически не в состоянии в должной мере уделить пациенту внимание и информировать в доступной и понятной форме о лечении и медикаментах, как это рекомендовано в проекте документа.

«Если на прием пациента выделяется чуть больше десяти минут, трудно требовать от врача, чтобы он вел долгие беседы. Надо также учесть, сколько сил и времени потратил врач для получения профессии, и какое скромное вознаграждение получает в течение многих лет своей карьеры», — сказал Зборовский.

Нередко причины, по которым принято ругать медицину и врачей, обоснованы, однако «необходимо разграничивать вопросы организации здравоохранения и качества работы медиков».

«Сесть никто не хочет»

Андрей Витушко обратил внимание на положение проекта, предусматривающее передачу положительного опыта, знаний и умения коллегам.

«Более полезным, — говорит Витушко, — является как раз обсуждение негативного опыта, сложных случаев и осложнений. Гораздо полезнее узнать о том, почему не вылечили пациента, чем об успешном лечении. Именно такая информация даст возможность вылечить много других пациентов и не повторить те же ошибки. Между тем в белорусском законодательстве не урегулировано понятие врачебной ошибки, вот и получается, что врач на нее не имеет права. Несмотря на установку минимизировать ошибки в медицине, ошибаются все. Поэтому должна быть выстроена стройная система предупреждения, выявления, фиксации ошибок и, наконец, анализа и рефлексии по их поводу».

Минздрав контролирует все медицинские учреждения в стране. Эта система дает возможность в случае каких-то проблем в любой больнице проанализировать ошибку и быстро распространить информацию для упреждения подобных случаев, отметил специалист.

Однако в Беларуси все сводится к репрессиям.

Андрей Витушко привел в пример случай врачебной ошибки в Бобруйске, где до двух лет лишения свободы грозит 23-летней врачу-интерну, которой инкриминируется ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей.

Как было установлено в результате разбирательств, профессиональная ошибка врача-анестезиолога привела к тяжким телесным повреждениям у пациента. Делая ему укол, интерн по неосторожности проколола легкое.

Витушко отметил, что интерн не несет полную ответственность за свои врачебные действия, поскольку он, по сути, стажер. Кроме того, преследование врачей может привести к тому, что они будут отказываться от определенных манипуляций во избежание проблем:

«Иногда говорят, что лучший вид анестезии тот, которым владеет врач. Это тупиковый путь, не дающий развиваться. А сесть никто не хочет, все этого боятся, особенно с учетом низкооплачиваемости работы».

В той же плоскости лежит рекомендация не применять и не пропагандировать методы и средства, не соответствующие методам оказания медицинской помощи и (или) клиническим протоколам диагностики и лечения.

«Клинические протоколы — вещь достаточно консервативная, не учитывающая все инновации, — отметил Сергей Игумнов. — Существует понятие обоснованного риска. Даже в Уголовном кодексе прописано, что если причинение вреда жизни, здоровью произошло при наличии обоснованного риска, то это освобождающее от вины обстоятельство. Важно это положение тщательно прописать, иначе медицинская помощь будет сводиться к шаблонам, а шаг влево, шаг вправо считаться ошибкой. У бюрократически настроенных врачей может появиться возможность отказа от оказания медпомощи пациентам, которых они считают малоперспективными».

Ергали Сыдыманов (справа) общается с жителями Талдыкоргана. Кадр из видео со страницы Instagram.com/taldykorganec.insta

В Казахстане в отношении главного санитарного врача Алма-Атинской области Ергали Сыдыманова завели дисциплинарное дело за грубое общение с жителями Талдыкоргана. Об этом сообщает Nur.kz со ссылкой на официального представителя Агентства Казахстана по делам государственной службы (АДГС) Ерхана Таткена.

В Агентстве усмотрели в речи чиновника нарушение этического кодекса госслужащих Казахстана и поручили областному департаменту АДГС рассмотреть его поведение на заседании совета по этике.

Скандал вызвало видео, опубликованное 12 августа в аккаунте «Талдыкорганец» в Instagram. Жители Талдыкоргана остались недовольны выражениями, которыми Ергали Сыдыманов, бывший главный санитарный врач Мангистауской области, назначенный на днях на новое место работы, ответил на просьбу местных предпринимателей разрешить им «зарабатывать на жизнь». Разговор произошел в первый же день его работы на новой должности.

«Вы должны ему сказать: я за свое здоровье должен бороться, я тебя обслуживать не буду Я понимаю, надо кормить детей, туда-сюда, кредиты есть, андай-мындай (то-се. — Прим. »Ферганы») Мне, говорит, колонки нужны, такой-то такой, ты говоришь: пожалуйста, приезжай. Заходишь, выносишь ему, колонки отдаешь и все. Какие проблемы? Договорились, время. Ты же дома будешь сидеть, будешь кормить кого-то. Позвонили пять часов, хорошо, поедь, привезли. Я чо, первый год здесь… это, замужем, что ли? Все нормально? Если нужно, вы организуйте, я же вам говорю, выход какой. Что вы проблему устроили. Все, давайте, мне голову не морочьте, работать надо», — сказал санитарный врач и затем накинулся на оператора: «Ты чо снимаешь, из-за таких потом все начинается. Ты меня снимаешь, что ль».

В пресс-службе Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Алма-Атинской области объяснили, что Сыдыманов разговаривал так с предпринимателями и представителями торгового дома «Хабиби», которые требовали открыть непродовольственные рынки, строительные магазины и магазины автозапчастей.

«Сыдыманов выслушал требования предпринимателей и объяснил работу формата онлайн, призвал всех проявить терпение и рассказал о предстоящем ослаблении карантинного режима, а также о том, что всем владельцам объектов необходимо подать заявки в мониторинговые группы при акиматах городов и районов о готовности к открытию и получить акт, подписанный членами мониторинговых групп. После выхода постановления главного государственного санитарного врача Алма-Атинской области о поэтапном ослаблении будет разрешено работать объектам, получившим акты готовности», — перевели речь чиновника в пресс-службе.

Однако на манеру его общения обратил внимание глава Минздрава Алексей Цой и поручил провести служебное расследование. «Глава Минздрава разделяет возмущение граждан и считает, что подобное поведение недопустимо для государственного служащего», — говорится в сообщении его пресс-службы.

По данным Минздрава республики на 13 августа, с 13 марта зарегистрированы 101 372 заболевших COVID-19, умерли 1335 человек. Лечение от коронавирусной инфекции продолжает получать 23 281 человек, среди которых 100 детей.

Дорогие читатели! Бизнес, в том числе медийный, переживает сейчас тяжелые времена. Без вашей поддержки «Фергане» сегодня не обойтись. Поддержите «Фергану»! Мы верим, что вместе с вами мы сможем достойно продолжать нашу работу: заказывать и публиковать репортажи из региона, отбирать самые значимые и интересные новости и открыто говорить о том, что происходит в Центральной Азии на самом деле. Поддержать «Фергану»

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх