Характеристика на группу в детском саду, образец

Характеристика детей средней группы детского сада образец

———————————————————
>>><<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————
Педагогическая характеристика воспитанника детского сада с ОВЗ (ЗПР). Психологопедагогическая характеристика воспитанника средней группы дошкольного. Характеристика на воспитанника центра помощи детям, обучающегося по. Подробный образец характеристики воспитанника детского сада. Ребенок посещает детский сад с 17 ноября 2007 г. Во вторую младшую группу пришел с ясельной группы. В новой обстановке освоился быстро, т.к. со всеми детьми был знаком. Мальчик. нужно назвать). Отчитывает предметы из большого количества по образцу, заданному числу. Образец написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка. Но так и не привык к режиму детского сада, педагогам группы и детям. На занятиях проявляет среднюю активность, отмечается слабость волевого. Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного. Умения выполнять действия по показу, по словесной инструкции, по образцу. Взаимоотношения с детьми в группе складываются в зависимости от настроения мальчика. Справляется ли он с программой детского сада. развёрнутая характеристика на ребенка, отражая все компоненты включающее в. Настя поступила в среднюю группу МДОАУ №95 г. Среднюю группу в детском саду посещают дети в возрасте от 4-5 лет. В целом пятилетний ребенок самостоятелен, но не настолько чтобы нести. Развитие воображения, его культурная форма, характеризуется продуктивностью. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Карта развития детей 4 5 лет (средняя группа). В компетенцию воспитателя детского сада не входит направление ребенка к. Егор М. поступил в старшую группу МБДОУ «детский сад №9 компенсирующего вида” в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого развития. Сайт для воспитателей детских садов. детей. Развивать мелодико- интонационные характеристики речи. Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе. Форма: интегрированная деятельность. Обучение в старшей группе детского сада А. П. Усова Стр. 7. Элементы обучения в. сада обязательные занятия, как организационная форма педагогиче-. вочек. Преобладали дети, воспитывавшиеся в младшей и средней. Общая характеристика работы группы, составленная в течение года три. -психолого-педагогическая характеристика группы детей. -план-конспект. Адрес: Ул Мира 15 В детском саду функционирует 4 группы. 1. По окончании игры команда должна выложить фигуру по образцу. 5. Характеристика воспитателя. В младшей группе такие занятия длятся 7-10 минут, у старших уже до 30 минут. Ведь воспитательница является образцом для малышей, человеком на которого они обращают свое внимание. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Методические. Группа детского сада как раз то место, где. пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года. первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут. Нельзя игнорировать и тот факт, что у детей во второй младшей группе уже. детей, но и от их социального опыта, приобретенного в детском саду и семье. и. показывает образцы дружных, коллективных взаимоотношений. но в средней группе содержание их несколько богаче, большее число детей. Для каждого возраста даются характеристики возрастных особенностей развития. Образец заявления о приёме в детский сад Золотой петушок. Дети, родители и сотрудники каждый день рассматривают и любуются. Шлейхерт Е.И., Савельева Г.М. Воспитатели средней группы Секретина Е. В. и. Сведения о возрасте детей есть у воспитателя, он же должен знать и. Например, «характеристика на среднюю группу детского сада Солнышко». Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры. Образец или картинка с изображением предмета могут быть. Познавательное развитие детей — одно из важных направлений в. Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может. Дети. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям. Противодействие коррупции · Форма обратной связи · Карта сайта. Образец 8. Проектная деятельность как форма взаимодействия ДОУ и семьи…. Характеристика и классификация подвижных игр детей………… ……. 8. 3. подвижных игр на прогулке в средней группе детского сада. Исходя из. Вы здесь: Главная Статьи, книги Развитие речи в детском саду (в семье). Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного. детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите. качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).

ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОЖЕРТВОВАНИЯ)

  1. Общие положения:

1.1. Настоящая публичная оферта (далее – «Оферта») является предложением Благотворительного Фонда «Достойный гражданин» в лице Исполнительного директора Викторова Александра Леонидовича, действующего на основании Устава, (далее – «Благополучатель») заключить на указанных ниже условиях договор об осуществлении безвозмездной благотворительной деятельности (пожертвования) (далее – «Договор») с любым дееспособным физическим или правоспособным юридическим лицом, отозвавшимся на такое предложение (далее – «Благотворитель»).

1.2. Благополучатель является некоммерческой благотворительной организацией, созданной в форме фонда, действующей на основании Устава, обладает необходимыми правами для получения Пожертвования в интересах осуществления своей уставной деятельности.

1.3. Настоящая Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 ст. 437 Гражданского Кодекса РФ. Внесение Пожертвования в адрес Благополучателя считается акцептом настоящей Оферты на указанных далее условиях.

1.4. Благополучатель готов заключать договоры пожертвования в ином порядке и (или) на иных условиях, нежели это предусмотрено Офертои,̆ для чего любое заинтересованное лицо вправе обратиться для заключения соответствующего договора к Благополучателю.

  1. Предмет Договора:

2.1. Благотворитель добровольно и бескорыстно (безвозмездно) в порядке осуществления благотворительного пожертвования передает в собственность Благополучателя денежные средства в размере, определяемом Благотворителем (далее – «Пожертвование»). Факт передачи пожертвования свидетельствует о полном согласии Благотворителя с условиями настоящего договора.

2.2. Благополучатель принимает Пожертвование и обязуется использовать полученные от Жертвователя по настоящему Договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством и в рамках уставной деятельности.

2.3. Местом заключения договора является город Москва. В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК РФ договор считается заключенным в письменной форме.

  1. Порядок передачи Пожертвования и иные условия:

3.1. Благотворитель самостоятельно определяет размер Пожертвования и вносит его в адрес Благополучателя любым удобным способом, указанным на официальном сайте Благополучателя www.blago-dg.ru (далее – «официальный сайт»).

3.2. Благотворитель может сделать пожертвование через банк по реквизитам Благополучателя, в том числе и через личный кабинет на интернет-сайте банка Жертвователя; воспользоваться системой электронных платежей, сделав пожертвование с кредитной карточки или электронной наличностью; списать средства со счета мобильного телефона или отправить SMS-сообщения. Документом, подтверждающим внесение Пожертвования, является сообщение, направленное Благополучателем или его платёжным агентом на контактные данные Благотворителя, указанные им при внесении Пожертвования, либо отметка об исполнении платёжного поручения в банке Благотворителя.

3.3. Внесение Пожертвования Благотворителем означает полное и безусловное согласие Благотворителя с условиями настоящей Оферты. Оферта считается акцептованной Благотворителем в момент внесения Пожертвования Благотворителем в адрес Благополучателя.

3.4. Благополучатель обязуется осуществлять все разумно необходимые действия для принятия Пожертвования от Благотворителя и его надлежащего использования.

3.5. Благотворитель подтверждает, что внесенное в адрес Благополучателя Пожертвование принадлежит Благотворителю на праве собственности, Благотворитель имеет право единолично распоряжаться соответствующим имуществом и/или получил все необходимые согласия и разрешения для такого распоряжения, а также что имущество не имеет каких-либо обременений. Благотворитель настоящим подтверждает, что ему не известно о каких-либо обстоятельствах или требованиях, препятствующих внесению Пожертвования в адрес Благополучателя, и его последующему использованию Благополучателем в соответствии с настоящим Договором.

3.6. Пожертвование, внесенное Благотворителем с указанием фамилии и имени подопечного Благополучателя, используется Благополучателем на оказание помощи данному лицу. При этом Благотворитель соглашается, что в случае получения Благополучателем Пожертвований в отношении подопечного в размере, превышающем сумму, необходимую для оказания помощи данному

подопечному, Благополучатель вправе использовать такие дополнительные суммы Пожертвований на оказание помощи другим подопечным Благополучателя. Если выбранный Благотворителем способ перевода пожертвования не позволяет указать «назначение платежа», Благотворитель имеет право уточнить цели пожертвования, отправив Благополучателю письмо по электронной почте coordinator-dg@gmail.com

3.7. Благополучатель публикует информацию о своей работе и отчеты о результатах деятельности на официальном сайте.

3.8. По запросу Благотворителя Благополучатель подтверждает целевое использование полученных пожертвований соответствующими документами бухгалтерского учета.

3.9. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.

3.10. Если иное не предусмотрено применимым законодательством, Пожертвование не облагается НДС, а Благотворитель имеет право на получение социального налогового вычета на сумму осуществлённых им благотворительных пожертвований.

  1. Срок действия Оферты:

4.1. Настоящая Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на официальном сайте Благополучателя.

4.2. Оферта является бессрочной. Благополучатель вправе отозвать Оферту в любое время, либо изменить текст Оферты без предварительного уведомления; изменения действуют со дня, следующего за днем его размещения на сайте.

  1. Согласие на использование персональных данных Благотворителей – физических лиц:

5.1. Акцептуя Оферту, Благотворитель – физическое лицо дает Благополучателю согласие и право на обработку персональных данных Благотворителя (фамилии, имени, отчества, адреса, места жительства, номера мобильного телефона адреса электронной почты, банковских реквизитов) с целью исполнения обязательств, возникающих из или в связи с заключением Договора, включая следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

5.2. Благополучатель обязуется обезличить персональные данные Благотворителя в публикуемых Благополучателем информационных материалах, обеспечивая отсутствие возможности однозначной идентификации персональных данных третьими лицами.

5.3. В отношении персональных данных Благотворителя Благополучатель обязуется осуществлять только те действия, в отношении которых получено согласие Благотворителя или в отношении которых в соответствии с применимым законодательством разрешение Благотворителя не требуется.

5.4. Согласие на обработку персональных данных действует в течение 3 (трех) лет со дня его предоставления. Такое согласие может быть отозвано Благотворителем в любое время путем направления Благополучателю письменного уведомления не менее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты отзыва такого согласия.

  1. Согласие на использование информации о Благотворителях – юридических лицах:

6.1. Акцептуя Оферту, Благотворитель – юридическое лицо дает Благополучателю согласие и право на обработку информации о Благотворителе (наименования, месторасположения, суммы пожертвования), включая предоставление неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте Благополучателя в сети Интернет, с целью исполнения обязательств, возникающих из или в связи с заключением Договора.

6.2. Благотворитель имеет право попросить Благополучателя указать на сайте его пожертвование как анонимное, в этом случае он направляет Благополучателю письменное обращение.

  1. Разрешение споров:

7.1. Все разногласия и споры, возникающие между Сторонами в связи или вследствие настоящей Оферты и/ или Договора, разрешаются путем переговоров.

7.2. Настоящая Оферта и Договор регулируются и подлежат толкованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящей Оферты и/или Договора или в связи с ними, в том числе касающиеся их исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, в случае невозможности их разрешения путем переговоров подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством РФ в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.

  1. Адрес и банковские реквизиты Благополучателя:

Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации и поддержки соотечественников «Достойный гражданин»
Юридический адрес: 125190, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 80Б, корпус 1, этаж 2, пом. IV, комната 23
ИНН: 7743228449
ОГРН: 1177700018044
Р/с: 40703810438000007697
к/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
Банк: ПАО Сбербанк Благотворительный фонд «Достойный гражданин»

Исполнительный директор: Викторов Александр Леонидович

Періодично (раз на п’ять років) кожен педагогічний працівник, в тому числі і вихователь, повинен проходити атестацію. Її суть полягає в підтвердженні перед педагогічним співтовариством рівня кваліфікації. Що потрібно для успішного завершення даної процедури? Які вимоги висувають до співробітників дитячих дошкільних установ?

Порядок проведення атестації педагогічних працівників ДУ

Так як передбачається виявлення компетентності працівника, створюється спеціальна експертна група з трьох осіб. Наказом директора дитячого садка атестується педагог знайомиться з термінами проведення експертизи, а також з тими людьми, які включені до групи. Якщо хтось із них не задовольняє вихователя, він має право в письмовому вигляді не погодитися зі складом експертів і попросити керівника ДУ призначити новий склад групи. На всі заходи, пов’язані з підтвердженням рівня професійної компетенції, відводиться десять днів. Характеристика на вихователя для атестації складається за підсумками аналізу портфоліо, відвідування відкритих занять, в ході усної бесіди з атестуються педагогом.

Експертиза атестації в ДУ

Вся процедура складається з двох частин. У процесі внутрішньої експертизи вихователь демонструє перед експертами свою безпосередню діяльність: проводить відкрите заняття з хлопцями, показує використання сучасних педагогічних технологій в своїй реальній діяльності.

Характеристика вихователя дитячого дошкільного закладу повинна містити інформацію про ті елементи педагогічних методик, розроблених спеціально для роботи з дошкільнятами, які застосовує атестується вихователь. У яких випадках не проводиться внутрішня експертиза педагога? Якщо вихователь став переможцем пріоритетного національного проекту «Освіта» регіонального (російського) рівня, йому дають право проходити атестацію без проведення відкритих заходів.

Особливості проведення відкритого заняття

Для здійснення виховної та освітньої діяльності в дошкільних установах були введені федеральні освітні стандарти другого покоління. У них містяться основні вимоги до дошкільнятам, вказані всі універсальні навички, якими на кожному етапі розвитку повинні оволодіти діти. Саме цими показниками і користуються експерти, які оцінюють якість проведення атестуються вихователем відкритого заняття. Характеристика на вихователя включає детальний опис відповідності УУН, якими володіють дошкільнята, тим вимогам, які представлені в ФГОС. Саме від цього безпосередньо залежить та категорія, яка буде присвоєна вихователю.

Подання на заохочення

Крім експертів, характеристика на вихователя може бути написана і батьками вихованців. При її правильному і грамотному складанні педагог може розраховувати на відомчу нагороду за старанність у роботі, сумлінне виконання своїх посадових інструкцій. Інформацію, представлену батьками, доводять до відома всіх співробітників на педагогічній раді. Якщо колеги погоджуються з тим, що вихователь заслуговує заохочення, складається характеристика на вихователя від завідуючої в управління освіти. На рівні муніципалітету приймається рішення про доцільність нагородження педагога. У разі прийняття позитивного рішення починається процедура збору пакету документів. Для вихователя присвоєння йому звання або вручення грамоти за сумлінну працю часто стає приємним сюрпризом.

Як правильно писати вихователю характеристику

Для того щоб педагог міг розраховувати на успішне проходження атестації, нагородження, характеристика на вихователя повинна бути написана правильно. Спробуємо з’ясувати, які критерії пред’являються до цього документа. Існує інструкція, згідно з якою складається характеристика на вихователя ДНЗ. Зразок уявімо трохи пізніше, а поки виділимо ті розділи, які повинні в ній бути присутнім.

Інструкція

Характеристика на вихователя починається з офіційної інформації. Обов’язково вказуються:

  • прізвище ім’я по батькові;
  • дата народження;
  • рівень освіти (найменування навчального закладу, факультет, спеціальність, рік випуску);
  • тривалість роботи на посаді вихователя.

Про що ще слід написати в характеристиці

Далі важливо детально описати всі професійні якості вихователя, грунтуючись на тих завданнях, які поставлені Міністерством освіти РФ перед педагогічними працівниками ДНЗ. Вони повинні займатися організацією діяльності дошкільнят, володіти комунікативними навичками спілкування з дітьми, знати і на практиці застосовувати сучасні педагогічні технології, протидіяти новим викликам конфліктними ситуаціями. Рівень виконання особливого завдання, поставленого перед педагогом дитячого садка після модернізації російської освіти, — виявляти і розвивати індивідуальні здібності кожної дитини, обов’язково містить характеристика вихователя на ПМПК. Якщо педагог розробив свої власні виховні методики, якими користуються інші колеги, має публікації, це також відбивається в його характеристиці.

Обов’язкові професійні навички

Вітчизняними психологами Л. С. Виготським і С. Л. Рубінштейном діяльність вихователя розглядалася як сукупність певних дій, спрямованих на формування повноцінної особистості дошкільників. Розглядаючи приклад характеристики на вихователя (для атестації), відзначимо, що в ній відображаються такі навички, як вміння дотримуватися під час занять дисципліну, не застосовуючи фізичних покарань до дітей. Хороший педагог не повинен бути конфліктним по відношенню до колег, батькам своїх підопічних.

приклад характеристики

Пропонуємо вам зразок характеристики на вихователя дитячого садка, яку представляють до нагороди.

«Сидорова Олена Анатоліївна закінчила Ленінградський державний педагогічний інститут імені А. І. Герцена в 1985 році, отримала кваліфікацію вихователя. Олена Анатоліївна працює за державними програмами і навчальними посібниками, схваленим Міністерством освіти РФ. З 2007 року педагог щорічно проводить для своїх вихованців спеціальні заняття, спрямовані на формування екологічної культури. Програма курсу, розроблена самим педагогом, пройшла рецензування в Управлінні освіти. Вихователь поєднує в своїй ра оте елементи проблемного навчання з елементами ігрової, інформаційно-комунікативної технологій.

З 2004 року педагог працює у співпраці з екологічним відділом адміністрації району, проводить спільні екскурсії, пропонує малюкам проектну діяльність. З 2012 року організовує заняття еколого-краєзнавчого гуртка «Веселка», роблячи акцент на практичній діяльності: екологічні акції, трудові десанти, екскурсії, походи, майстер-класи. У 2013 році вихователем була організована заміська поїздка з дітьми і батьками на узбережжі Білого моря.

Педагог знає теорію і методику роботи з дошкільнятами в повній відповідності з Федеральними державними освітніми стандартами, має глибокі знання, вміє застосовувати інноваційні форми, засоби, методи навчання. На заняттях і в позаурочній діяльності вихователь використовує знання дитячої вікової психології. У Олени Анатоліївни доброзичливі відносини з дітьми, їх батьками.

Вихователь постійно узагальнює і поширює власний педагогічний досвід через відкриті уроки, майстер-класи, публікації занять і заходів.

Бере активну участь в роботі районного методичного об’єднання педагогів дошкільної освіти. У 2012 р — по темі «Діяльність еколого-краєзнавчого гуртка у розвитку інтересу до рідного краю у дошкільнят». У 2013 р — по темі «Використання регіонального компоненту в ДОУ».

Особливу увагу педагог приділяє дослідницької та проектної діяльності в дошкільному закладі. Її вихованці — активні учасники всіх екологічних акцій, заходів, які проводяться управлінням освіти району. Вони стали переможцями і призерами районного конкурсу дитячих малюнків «У світі тварин». Вихователь щорічно працює в журі районних навчально-дослідних конференцій, неодноразово була керівником педагогічної практики студентів.

Олена Анатоліївна нагороджена Почесною грамотою Департаменту освіти і науки адміністрації Московської області (2006 рік).

Кандидатура Сидорової Олени Анатоліївни рекомендована методичною радою Державного бюджетного освітнього закладу «Дошкільний навчальний заклад № 201», протокол №2 від 12 квітня 2014 року «.

Запропонований зразок написання характеристики вихователя можна взяти за основу, внести в нього доповнення і зміни, враховуючи особливості його особистості.

Специфіка оцінки педагогічної діяльності

Для того щоб діяльність педагога була оцінена повною мірою, має бути проведено комплексне дослідження. У ньому мається на увазі сукупність організаторського, комунікативного, конструктивного, гностичного компонентів.

Дослідники впевнені в тому, що між діяльністю вихователя і вчителя існує багато спільного. Специфіка роботи в ДОУ в тому, що необхідно не тільки використовувати педагогічні технології, а й організовувати діяльність підопічних, їх спілкування, розвиток.

висновок

Така професія, як вихователь дитячого садка, є важкою і відповідальною, тому в ДОУ працюють справжні професіонали. Кожен з таких працівників має право на заслужене заохочення за свою нелегку працю у вигляді почесної грамоти, відомчої нагороди. Для того щоб «нагорода знайшла героя», важливо, щоб керівник дошкільного навчального закладу своєчасно склав пакет документів, представив його в Управління освіти. У числі документів, які повинні бути представлені, особливе місце займає якісна характеристика на педагога. Від того, наскільки детально будуть відображені в ній основні професійні якості вихователя, залежить кінцевий результат: присвоєння звання, отримання чергової кваліфікаційної категорії.

Работа с такой семьей проходит обычно в несколько этапов.

  • Первый этап — знакомство, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, беседа о воспитании ребенка, о его успехах (или неуспехах) в школе, о поведении и общественных нагрузках.
  • Далее к работе подключаются специальные психолого-педагогические службы, которые пытаются установить контакт со всеми членами семьи.
  • Следующий этап — выявление существующих семейных проблем, причин их появления и внутренних ресурсов неблагополучной семьи.
  • Далее, если возможно, организация необходимой помощи семье, рассмотрение стимуляции родителей к самопомощи.

На всех этапах постоянно составляется и заполняется множество документов: характеристика и на неблагополучную семью, и на ребенка из неблагополучной семьи, и другие.

Как писать характеристику на неблагополучную семью?

В самом начале характеристики следует указать полное имя, фамилию и отчество, дату и место рождения, состав семьи, их возраст, образование, специальность и профессию.

Далее обязательно следует указать причины неблагополучия данной семьи: отсутствие постоянного места работы, пьянство, дебоши, равнодушие к детям и их проблемам и т.д.

Затем нужно подробно остановиться на школьных проблемах и успехах ребенка: его успеваемость, интерес к различным предметам, участие в общественной жизни школы, классные обязанности и т.д.

Далее описываются личностные характеристики ребенка: раскрыть сильные и слабые стороны, неплохо при этом опираться на результаты психолого-педагогического обследования и т.д.

В конце текста характеристики нужно осветить отношения ребенка с педагогами и учащимися класса. Есть ли у ребенка близкие друзья, с кем он может находить общий язык. Одинок ли он в коллективе и отвергает всякую помощь извне. Пользуется ли авторитетом среди сверстников.

Если ребенок состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, то нужно указать причины, с какого периода и отношение родителей к данной проблеме. Являются ли они на заседания комиссии. Как относятся к проблемам ребенка. Как собираются их решать.

Если ребенок отличается девиантным поведением, то следует выявить его причины, поскольку оно может являться прямым следствием неправильного поведения старших членов семьи.

В заключение можно сделать прогноз о дальнейшей судьбе ребенка, если помощь своевременно не будет оказана.

Образцы характеристик на неблагополучную семью вы найдете в этом разделе сайта: они написаны учителями-практиками. Эти готовые характеристики вы можете изменить под себя и использовать в работе.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх