Ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1. прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2. истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2. истцы — инвалиды I и II группы.

3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
(Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ).

Принятые сокращения:

  • НК – Налоговый кодекс Республики Беларусь,
  • ХПК – Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь,
  • экономические суды – судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономические суды областей (города Минска).

Статья 284 НК

1. Согласно п.п.1.1. п.1 ст.284 НК объектами обложения государственной пошлиной, если иное не установлено п.2 данной статьи, признается рассмотрение судами исковых и иных заявлений, жалоб.

Является ли объектом обложения государственной пошлиной рассмотрение судом следующих заявлений: об отсрочке или рассрочке исполнения решения, об изменении способа и порядка исполнения решения, об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о повороте исполнения постановления суда, о восстановлении пропущенного срока?

Ответ:

Нет, не является.

Необходимо учитывать, что в соответствии со статьями 31 и 33 НК налог считается установленным, если законодательством определены все элементы налогообложения (объект, налоговая ставка, налоговый период и т.д.).

В соответствии со статьями 114, 117, 211 ХПК указанные в вопросе заявления подаются в экономический суд форме ходатайства. Рассмотрение судом ходатайств не отнесено ст.284 НК к объектам обложения государственной пошлиной.

При обжаловании судебных постановлений, принятых по итогам рассмотрения экономическим судом ходатайств, применяется ставка пошлины согласно п.15 приложения 15 к НК в размере 0,5 БВ.

Виды заявлений, как формы обращения в экономический суд, указаны в абз.3 ч.1 ст.7 ХПК. Ставки государственной пошлины за рассмотрение экономическими судами ряда заявлений установлены в приложении 15 к НК.

2. Согласно статье 96 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) если экономический суд не принял решение о защите требований (требований, не включенных управляющим в реестр требований кредиторов) на собрании кредиторов либо на собрании кредиторов по защите требований требование не было признано, вопрос о признании требования в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) на основании заявления о требовании рассматривает экономический суд и по результатам этого рассмотрения выносит определение.

Облагается ли государственной пошлиной рассмотрение экономическим судом заявления о защите требований?

Ответ:

В соответствии с п.п.1.1 п.1 ст.284 НК объектом обложения государственной пошлиной признается рассмотрение судами исковых и иных заявлений.

Согласно статье 92 Закона возражения по результатам рассмотрения управляющим требования кредитора (далее – заявление о требовании) направляются управляющему и в экономический суд, рассматривающий дело об экономической несостоятельности (банкротстве), в письменной форме в срок, не превышающий семи дней со дня получения кредитором уведомления управляющего о результатах рассмотрения требования этого кредитора.

Рассмотрение судом возражений по результатам рассмотрения управляющим требования кредитора не является объектом обложения государственной пошлиной.

3. В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» к компетенции экономических судов отнесены споры:

  • о приостановлении деятельности по заявлениям контролирующих органов;
  • о продлении срока действия приостановления (запрета) деятельности по заявлениям контролирующих органов.

Уплачивается ли государственная пошлина за рассмотрение экономическим судом заявления контролирующего органа о продлении срока действия приостановления (запрета) деятельности?

Ответ:

В соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 284 НК подача в суд иска, заявления, жалобы является объектом налогообложения.

Рассмотрение экономическим судом заявления о продлении срока действия приостановления (запрета) деятельности облагается государственной пошлиной по ставке, установленной п.3 приложения 15 к НК (рассмотрение заявления неимущественного характера по спору, возникающему из публичных правоотношений).

В соответствии с п. 12 ст. 287 НК государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по судебным делам. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина взыскивается по правилам пункта 1.26 статьи 288 НК.

4. Необходимо ли уплачивать государственную пошлину, обращаясь в экономический суд с ходатайством о выдаче копии приобщенного к протоколу судебного заседания носителя звуко- или видеозаписи?

Ответ:

Нет, поскольку согласно п.п. 1.2 п. 1 ст. 284 НК к объектам обложения государственной пошлиной относится выдача судом копий документов.

Снятие копии записи осуществляется за счет заявителя ходатайства, которому необходимо для этого предоставить в суд собственный носитель для записи цифровой, звуко- или видеоинформации.

Статья 285 НК

1. Относятся ли для целей налогообложения к гражданским делам дела, рассматриваемые экономическими судами?

Ответ:

Нет, не относятся.

Кодекс о судоустройстве и статусе судей относит экономические дела к самостоятельным делам, а экономическое судопроизводство — к самостоятельному виду судопроизводства.

2. Согласно п.п. 1.1.8 п. 1 ст. 285 НК освобождаются от государственной пошлины при обращении в суд истцы (взыскатели, заявители) за рассмотрение исковых заявлений к налоговым, таможенным, финансовым органам, Комитету государственного контроля Республики Беларусь и его органам о взыскании в их пользу сумм из бюджета, а также апелляционных, кассационных и надзорных жалоб по таким делам.

Применяется ли данная льгота в любом случае предъявления искового заявления о взыскании сумм из бюджета к указанным органам?

Имеет ли значение при применении указанной льготы основание для взыскания сумм из бюджета (в связи с необоснованным списанием контролирующим органом в бесспорном порядке, излишней уплатой субъектом хозяйствования в добровольном порядке)?

Ответ:

Льгота по пошлине, установленная п.п. 1.1.8 п. 1 ст. 285 НК, применяется истцами к ответчикам, поименованным в данной норме, по требованиям о взыскании в пользу истцов сумм из бюджета вне зависимости от основания взыскания.

3. Согласно п.п. 1.8.3 п. 1 ст. 285 НК освобождаются от государственной пошлины при обращении в суд организации и физические лица за рассмотрение жалобы на судебное постановление о прекращении производства по гражданскому делу (за исключением случаев прекращения производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения) или оставлении искового заявления (заявления, жалобы) по гражданскому делу без рассмотрения.

Распространяется ли данная льгота на обжалование судебного постановления о прекращении производства по делу, оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения, вынесенного экономическим судом?

Ответ:

Нет, не распространяется, поскольку в п.п. 1.8.3 п. 1 ст. 285 НК прямо указано только на гражданские дела.

В рассматриваемой ситуации применяется ставка пошлины согласно п.15 приложения 15 к НК в размере 0,5 БВ.

4. В соответствии с п.п. 1.13.1 п. 1 ст. 285 НК освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд газоснабжающие организации и организации торфяной промышленности, входящие в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз», энергоснабжающие организации, входящие в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» за рассмотрение исковых заявлений о взыскании задолженности за поставленные газ, топливные брикеты, тепловую и электрическую энергию, а также неустойки (штрафа, пени) и процентов за пользование чужими денежными средствами, связанных с такой задолженностью или с нарушением правил пользования энергией.

Уплачивается ли государственная пошлина за рассмотрение экономическим судом исковых заявлений вышеуказанных плательщиков о взыскании ущерба, связанного с нарушением правил пользования энергией?

Ответ:

Да, уплачивается.

Требование о взыскании ущерба, связанного с нарушением правил пользования электроэнергией, не поименовано в п.п. 1.13.1 п. 1 ст. 285 НК.

Следовательно, за рассмотрение судом исковых заявлений субъектов, перечисленных в вышеуказанной норме, о взыскании неустойки (штрафа, пени) и процентов за пользование чужими денежными средствами, связанных с нарушением правил пользования энергией, государственная пошлина не уплачивается; за рассмотрение исковых заявлений о взыскании самого ущерба, связанного с нарушением правил пользования энергией, – уплачивается.

5. В соответствии с п.п. 1.20 п. 1 ст. 285 НК освобождаются от государственной пошлины при обращении в суд юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), за рассмотрение в процессе производства по делу об их экономической несостоятельности (банкротстве) исковых заявлений, заявлений и жалоб в суды.

Освобождаются ли от государственной пошлины указанные субъекты хозяйствования за выдачу экономическим судом дубликатов, копий документов?

Ответ:

Нет, не освобождаются, поскольку выдача судами дубликатов, копий документов является самостоятельным объектом обложения государственной пошлины (п.п. 1.2 п. 1 ст. 284 НК).

6. В отношении ОАО «Агентство по управлению активами» п.п. 1.26 п. 1 ст. 285 НК предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом исковых заявлений о взыскании задолженности по кредитам, а также о защите прав и законных интересов этого общества, связанных с приобретением активов.

Освобождается ли Агентство от государственной пошлины за подачу заявлений о возбуждении приказного производства, апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на судебные постановления по делам о взыскании задолженности по кредитам, защите прав и законных интересов Агентства, связанных с приобретением активов?

Ответ:

В соответствии с п. 16 ст. 285 НК иные категории плательщиков освобождаются от уплаты государственной пошлины в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

В соответствии с п.п. 1.9 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 июля 2016 г. № 268 «О создании и деятельности ОАО «Агентство по управлению активами» Агентство освобождается от государственной пошлины по искам, а также за подачу заявлений о возбуждении приказного производства, апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на судебные постановления по делам о взыскании задолженности по кредитам, защите прав и законных интересов Агентства, связанных с приобретением активов.

Следовательно, в настоящее время льготы по государственной пошлине предоставлены ОАО «Агентство по управлению активами» как п.п. 1.9 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 июля 2016 г. № 268, так и п.п. 1.26 п. 1 ст. 285 НК.

7. Согласно п.п. 2.2.2 п. 2 ст. 285 НК освобождаются от государственной пошлины организации и физические лица по судебным делам, связанным со страхованием в Республике Беларусь и государственным регулированием страховой деятельности, а также за выдачу судом копий документов по таким делам.

Освобождаются ли по данному основанию от государственной пошлины индивидуальные предприниматели?

Ответ:

Да, освобождаются.

Все термины и определения, изложенные в НК, используются в значениях, определенных в данном кодексе.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица (п. 1 ст. 14 НК). Согласно п. 1 ст. 19 НК физическое лицо признается белорусским (иностранным) индивидуальным предпринимателем.

8. В соответствии с п. 12 ст. 285 НК освобождаются от государственной пошлины республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица), судебные исполнители по судебным делам.

Данная льгота предоставлена по всем судебным делам?

Ответ:

Льгота предоставлена по любым судебным делам, возникающим при осуществлении деятельности плательщиков, указанных в данном пункте. Дополнительных ограничений п. 12 ст. 285 НК не содержит.

Статья 288 НК

1. В соответствии с п.п. 1.18 п. 1 ст. 288 НК по исковому заявлению о праве собственности на капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, изолированное помещение, машино-место, земельный участок, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, государственная пошлина исчисляется по ставке, установленной п.п. 1.1 п. 1 приложения 13 к НК. Исходя из статьи 19 НК, индивидуальный предприниматель является физическим лицом.

В случае подачи в экономический суд искового заявления о праве собственности на капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, изолированное помещение, машино-место, принадлежащие индивидуальному предпринимателю на праве собственности государственную пошлину необходимо исчислять по ставке, установленной п.п. 1.1 п. 1 приложения 13 к НК?

Ответ:

Государственная пошлина при обращении в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономические суды областей (города Минска) уплачивается согласно приложению 15 к НК исходя из характера заявляемого требования.

2. Согласно п.п. 1.24 п. 1 ст. 288 НК по исковому заявлению о понуждении к исполнению обязательств о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество государственная пошлина исчисляется по ставкам, установленным п.п. 1.1 п. 1 приложения 13 и п.п. 1.1 п. 1 приложения 15 к НК.

Как определяется цена иска для исчисления государственной пошлины по исковым заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о понуждении к исполнению обязательств о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество, подаваемых в экономические суды?

Ответ:

Государственная пошлина при обращении в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономические суды областей (города Минска) уплачивается согласно приложению 15 к НК.

Цена иска по указанным требованиям определяется в соответствии со ст.128 ХПК.

3. Согласно п.п.1.27 п.1 ст. 288 НК, если истец (заявитель), освобожденный от государственной пошлины, после возбуждения производства по делу, но до его рассмотрения по существу подал заявление о возвращении иска (заявления, жалобы) либо отказался от иска (заявления, жалобы) и отказ принят судом, а ответчик не требует разбирательства дела по существу, государственная пошлина не взыскивается.

а) Применяется ли данная норма на стадии судебного разбирательства (например, истцом заявлено ходатайство об отказе от иска или возврате иска перед прениями, а ответчик не требует разбирательства дела по существу)?

б) Распространяется ли указанная норма на случаи, когда истец (заявитель), освобожденный от государственной пошлины, отказался от части иска?

Ответы:

а) Нет, не применяется.

Случай не взыскания государственной пошлины при подаче указанного заявления предусмотрен п.п. 1.27 п. 1 ст. 288 НК только до момента начала рассмотрения дела по существу.

б) Нет, не распространяется исходя из буквального толкования п.п. 1.27 п. 1 ст. 288 НК.

4. В соответствии с п.п. 1.28 п. 1 ст. 288 НК в случае, когда цена иска выражена в иностранной валюте, для целей исчисления государственной пошлины цена иска пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте на день обращения в суд, а при оплате пошлины нерезидентом в иностранной валюте – на день уплаты государственной пошлины в установленном размере.

Если цена иска выражена в иностранной валюте и подано заявление об увеличении цены иска, каким образом определяется размер подлежащей доплате государственной пошлины?

Ответ:

В соответствии с п.п. 1.7 п. 1 ст. 288 НК при увеличении размера исковых требований производится доплата государственной пошлины в соответствии с увеличением цены иска по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения в суд с заявлением об увеличении размера исковых требований, а при уплате пошлины нерезидентом из-за рубежа – на день доплаты государственной пошлины до установленного размера.

При обращении в суд с заявлением об увеличении суммы исковых требований, к такому заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий доплату государственной пошлины в установленном законодательством размере.

Следовательно, при расчете государственной пошлины, подлежащей доплате при увеличении цены иска, выраженного в иностранной валюте, необходимо исходить из новой цены иска, размера базовой величины и курса иностранной валюты (установленного Нацбанком) на день доплаты государственной пошлины до установленного размера.

5. Согласно п. 3 ст. 288 НК сумма государственной пошлины, возвращенная истцу при достижении примирения в примирительной процедуре в суде или заключении мирового соглашения по всем заявленным требованиям, взыскивается судом в бюджет со стороны, не исполнившей добровольно мировое соглашение или соглашение о примирении.

Применяется ли данная норма в случаях заключения мирового соглашения или соглашения о примирении при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции?

Ответ:

Да, применяется.

Вопросы взыскания государственной пошлины в апелляционной инстанции разрешаются по правилам суда первой инстанции.

6. Экономическим судом отказано в вынесении определения о судебном приказе на всю сумму заявленных требований, выдана справка на возврат (зачет) полностью уплаченной суммы пошлины. Взыскателем с соблюдением срока, установленного ч. 4 ст. 224 ХПК, подается ходатайство о рассмотрении дела в порядке искового производства.

Необходимо ли в подтверждение уплаты госпошлины по исковому заявлению предоставлять в суд письмо налогового органа о проведенном зачете пошлины, ранее уплаченной за рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства, или достаточно предъявления оригинала документа, подтверждающего уплату госпошлины за рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства и платежного поручения, подтверждающего доплату госпошлины до установленного размера за рассмотрение искового заявления?

Необходимо ли в этом случае представлять в суд оригинал справки о возврате госпошлины, выданной судом ранее?

Ответ:

Поскольку первоначально подавалось заявление (о возбуждении приказного производства), а затем исковое заявление, то происходит не повторное обращение плательщика в суд с тем же требованием, а смена объекта обложения пошлиной.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации в подтверждение уплаты государственной пошлины при подаче ходатайства о рассмотрении дела в порядке искового производства могут быть предоставлены:

  • письмо налогового органа о проведенном зачете суммы пошлины, уплаченной ранее за рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства, в уплату пошлины за рассмотрение искового заявления, а также платежный документ, подтверждающий доплату пошлины до установленного размера (сведения о номере транзакции в ЕРИП) за рассмотрение искового заявления;
  • платежный документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере (сведения о номере транзакции в ЕРИП) за рассмотрение искового заявления.

При этом, если плательщик обращался в налоговый орган за проведением зачета или возврата государственной пошлины, справка экономического суда остается у указанного органа.

7. В соответствии с п.п. 1.7 п. 1 ст. 288 НК при увеличении размера исковых требований производится доплата государственной пошлины в соответствии с увеличением цены иска по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения в суд с заявлением об увеличении размера исковых требований, а при уплате пошлины нерезидентом из-за рубежа – на день доплаты государственной пошлины до установленного размера.

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 287 НК в случае изменения ставки государственной пошлины и (или) размера базовой величины во время совершения юридически значимого действия доплата государственной пошлины не производится.

Каким образом рассчитывается государственная пошлина при увеличении размера исковых требований после изменения ставки государственной пошлины и (или) размера базовой величины во время рассмотрения судом дела?

Ответ:

28.12.2018 в экономический суд подано исковое заявление о взыскании 10 000 рублей пени, государственная пошлина уплачена в размере 612 рублей 50 копеек.

Расчет пошлины на момент обращения с иском в суд:

10 000 рублей составляет 408 БВ,

применена ставка пошлины согласно п.п. 1.2 п. 1 приложения 16 к НК (в редакции от 17 июля 2018 г.) в размере 5 % от 10 000, но не менее 25 БВ,

при цене иска 10 000 необходимо уплатить 25 БВ.

Итоговая сумма уплаченной пошлины составила 612 рублей 50 копеек (25 * 24,5).

Пример А.

10.01.2019 истцом подано ходатайство об увеличении изначальной цены иска на 100 рублей.

В указанной ситуации доплата государственной пошлины не требуется исходя из следующего.

Облагаться пошлиной по новой базовой величине должна часть, на которую увеличиваются исковые требования (при наличии необходимости доплаты исходя из ранее уплаченной суммы пошлины).

Общая цена иска, исходя из которой должна быть исчислена госпошлина, рассматриваемого судом после подачи ходатайства, составляет 10 100 рублей.

Расчет пошлины для цены иска 10 100 рублей на 10.01.2019:

  • 10 100 рублей составляет 396 БВ,
  • применяется ставка пошлины согласно п.п. 1.1.2 п. 1 приложения 15 к НК (в действующей редакции) в размере в размере 5 % от 10 100, но не менее 25 БВ,
  • при цене иска 10 100 необходимо уплатить 25 БВ.

Таким образом, увеличение цены иска с 10 000 до 10 100 рублей не повлекло изменение ставки пошлины, подлежащей уплате за его рассмотрение экономическим судом. Истцом при подаче иска уже уплачена госпошлина в надлежащем размере – 25 БВ.

Пример Б.

Заявленные изначально исковые требования (10 000 рублей) увеличиваются на 10 000 рублей, общая цена иска составит 20 000 рублей.

Необходимо узнать, изменилась ли ставка пошлины, подлежащая уплате за рассмотрение итоговой цены иска.

Определяем общую цену иска в базовых величинах:

  • 10 000 рублей (по требованиям, заявленным 28.12.2018) составляет 408 БВ,
  • 10 000 рублей (увеличение исковых требований на 10.01.2019) составляет 392 БВ,
  • общая цена иска составляет 408+392 = 800 БВ.

При такой цене иска согласно п.п. 1.1.2 п. 1 приложения 15 к НК (в действующей редакции) ставка госпошлины составляет 5 % от 20 000 рублей (итоговой цены иска), но не менее 25 БВ.

Следовательно, увеличение цены иска повлекло изменение подлежащей применению ставки пошлины.

Учитывая, что плательщиком уже уплачено 612,5 рублей, доплате подлежит разница 387,5 рублей (1 000 – 612,5).

Статья 292 НК

В какой налоговый орган следует обращаться плательщику за возвратом или зачётом госпошлины при наличии соответствующей справки экономического суда?

Ответ:

В соответствии с п. 18.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, зачет и возврат сумм налогов, сборов (пошлин), пеней является административной процедурой.

Исходя из п.п. 1.5 п. 1 ст. 22 НК по общему правилу плательщик имеет право обращаться за осуществлением административных процедур в налоговый орган по месту постановки на учет.

Исключение установлено п.п. 2.2 п. 2 ст. 26 НК для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Данная категория плательщиков вправе обращаться за осуществлением административных процедур независимо от места постановки на учет, места жительства в любую инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району, городу или району в городе.

По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции

Одновременно с иском истец может подать заявление на освобождение от уплаты госпошлины. Такой же документ вправе составить и ответчик при подаче встречного иска. В любом случае положительный результат зависит от некоторых нюансов. О которых мы расскажем в этой публикации.

Если Вы немного ознакомлены с процедурой обращения в суд, необходимость несения судебных расходов – не новость. И заявление на освобождение от уплаты госпошлины позволяет защитить свои права в суде лицам и с небольшими доходами и возможностями.

Вопросы уплаты госпошлины регулирует не Гражданский процессуальный Кодекс. А Налоговый кодекс РФ. Статья 333.35, 333.36 НК РФ содержит перечень граждан, которым предоставляются льготы. Таким лицам достаточно предоставить в суд документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения (например, справка об инвалидности, удостоверение ВОВ и др.).

Когда истец вынужден обратиться в суд за защитой своих прав, но у него отсутствуют финансовые средства на оплату госпошлины, а льготу закон не предоставляет, воспользуйтесь опубликованным ниже примером в качестве образца.

Скачать образец:

Заявление на освобождение от уплаты госпошлины

Пример заявления на освобождение от уплаты госпошлины

В Завитинский районный суд Амурской области,
Истец: Воронина Светлана Федоровна,
Адрес: 676870, г. Завитинск, ул. Куйбышева, д. 71 Ответчик: Зайцев Александр Петрович, 14.06.1998 г.р., место рождения: г. Комсомольск-на-Амуре, адрес: 676875, г. Завитинск, ул. Победы, 4-83, паспорт 1744 № 545846, выдан 20.06.2018 г. УМВД по г. Завитинск

Заявление об освобождении от уплаты государственной пошлины

18 декабря 2022 г. истец направил исковое заявление в Завитинский районный суд Амурской области о взыскании денежных средств с Ответчика, Зайцева Александра Петровича, в размере 1 500 000 руб. в связи с неисполнением указанным лицом обязательств по договору поручения о перечислении вышеуказанной денежной суммы после продажи жилого дома, находящегося в совместной собственности.

Согласно ГПК РФ государственная пошлина, рассчитанная от цены иска, составляет 15 700 руб. Оплатить данную сумму в настоящее время у меня отсутствует возможность: 1 апреля 2022 г. моя должность в ООО «Галант» сокращена, я состою на учете в центре занятости г. Завитинска в качестве безработной. Кроме того, на моем иждивении находится несовершеннолетний ребенок, Воронин Александр Васильевич, 2018 г.р. Таким образом, с учетом ежемесячного пособия по безработице, доход на каждого члена семьи меньше установленного законодательством прожиточного минимума.

В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 333.20, 333.35, 333.36 НК РФ, ст. 89 ГПК РФ,

Прошу:

  1. Освободить истца, Воронину Светлану Юрьевну, от уплаты государственной пошлины при рассмотрении искового заявления о взыскании денежных средств.

Приложение:

  1. Копия трудовой книжки
  2. Свидетельство о рождении Воронина А.В.
  3. Справка Центра занятости
  4. Выписка с лицевого счета Ворониной С.Ф. № 8712255121622;

Воронина С.Ф. 18 декабря 2022 г.

Как подготовить заявление на освобождение от уплаты госпошлины

Если прямые основания для освобождения от уплаты госпошлины по Налоговому кодексу РФ отсутствуют (ст. 333.36 НК РФ) и материальное положение не позволяет внести даже часть (заявление об уменьшении размера госпошлины), конечно, пробуйте просить суд об освобождении.

Такое заявление лучше составить на отдельном бланке. С наименованием суда, истца и ответчика, изложением существующих затруднений в оплате госпошлины. Кроме текста заявления с указанием цены требований, рассчитанных при подаче иска, размера госпошлины, предоставляются письменные доказательства о материальном положении. Это может быть:

  • справка о доходах каждого члена семьи,
  • справка центра занятости о том, что истец состоит на учете в качестве безработного,
  • копия трудовой книжки,
  • наличие иждивенцев и объем средств на их содержание,
  • выписки из медицинских карт при наличии заболевания, не позволяющего работать, но не дающего право на инвалидность и др.

Возможно, в настоящее время проводится экспертиза для установления инвалидности, а заключение еще не готово. Но с учетом сроков исковой давности Вы вынуждены обратиться в суд именно сейчас.

При затруднениях лучше всего обратиться к практикующему юристу, тем более, что в гражданском процессе выигравшая сторона практически имеет право подать заявление на взыскание расходов на оплату услуг представителя. А на сайте можно воспользоваться помощью дежурного юриста.

Вместе с заявлением истец обязательно подает сам иск вместе с приложениями и уведомлением о вручении документов ответчику и третьим лицам.

Рассмотрение судом заявления на освобождение от уплаты госпошлины

При рассмотрении такого рода заявлений суд руководствуется внутренней оценкой имеющихся доказательств. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать злоупотребления правом или предоставлять ложные сведения. Если доход позволяет оплатить госпошлину через какое-то время, в суд можно подать заявление об отсрочке уплаты госпошлины до вынесения судебного решения (чтобы взыскать ее с ответчика по заявлению о взыскании судебных расходов).

По итогам рассмотрения заявления суд вынесет соответствующее определение, на которое можно подать частную жалобу.

Если суд откажет в удовлетворении заявления на освобождение от уплаты госпошлины, он оставит исковое заявление без движения.

«О некоторых вопросах применения

законодательства о государственной пошлине

Арбитражным Судом ПМР»

С изменениями внесенными Постановлением Пленума Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики 28 марта 2008 года «Об исправлении опечатки в Разъяснении Пленума Арбитражного Суда ПМР от 30 сентября 2005 года «О некоторых вопросах применения законодательства о государственной пошлине Арбитражным Судом ПМР»

В целях обеспечения законности при разрешении экономических споров и иных дел, правильного и единообразного применения Арбитражного процессуального кодекса ПМР (далее — АПК), а также Закона ПМР «О государственной пошлине» (далее — Закон), руководствуясь ст. 14 Конституционного Закона «Об Арбитражном Суде ПМР», Пленум Арбитражного Суда Приднестровской Молдавской Республики постановляет дать следующее

Р А З Ъ Я С Н Е Н И Е

1. Государственная пошлина по всем делам, рассматриваемым арбитражным судом, уплачивается или взыскивается в республиканский бюджет Приднестровской Молдавской Республики (ст. 79 АПК ПМР).

2. В соответствии с п.4 ст.80 АПК ПМР освобождение от оплаты, отсрочка или рассрочка государственной пошлины и уменьшение её размера решается судом, исходя из имущественного положения сторон. Размер государственной пошлины устанавливается Законом ПМР «О государственной пошлине».

3. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 97 АПК ПМР, исковое заявление и кассационная жалоба возвращается без рассмотрения судом в случае, если не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных законом порядке и размере.

Перед принятием искового заявления к производству суд должен проверить соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному п. 2 ст.4 Закона. При определении размера государственной пошлины, установленной в кратном размере от РУ МЗП, учитывается установленный законом РУ МЗП на день уплаты государственной пошлины.

Также судья арбитражного суда должен проверять соблюдение стороной порядка уплаты государственной пошлины, установленного ст. 6 Закона.

Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца, либо за лицо, подающее кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в республиканский бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления или кассационной жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

4. Освобождение от уплаты государственной пошлины, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины и уменьшение ее размера решаются судом, исходя из имущественного положения сторон на основании п.4 ст. 80 АПК ПМР.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производиться по письменному ходатайству заинтересованной стороны на стадии принятия иска. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении, кассационной жалобе или в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению. Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, подданное до обращения с исковым заявлением или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относят:

— справка из обслуживающего банка о наличии расчётного и иных счетов, а также о наличии на указанных счетах денежных средств.

Представление документов, подтверждающих обращение истца, лица, подающего кассационную жалобу, к банкам, и иным организациям за получением заемных средств, а также, свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

Ходатайство об отсрочке или рассрочки уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, оформленное по правилам, изложенным выше, исковое заявление или кассационная жалоба не могут быть возвращены в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, то исковое заявление или кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной в остальной части.

5. При принятии искового заявления или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится судьей единолично.

Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства – в определении о возвращении искового заявления (кассационной жалобы).

В соответствии с пп.4 п.2 ст. 128 АПК ПМР в определении должны быть указаны мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайств со ссылкой на законы и иные правовые акты.

Определение о возвращении искового заявления в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии с ч.5 ст. 97 АПК ПМР. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления АПК не предусматривает.

6. В случае если при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила документа, подтверждающего ее уплату, то вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковое заявление, кассационную жалобу, то государственная пошлина взыскивается с другой стороны в доход Республиканского бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований или кассационной жалобы государственная пошлина взыскивается с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.

7. При распределении судебных расходов по государственной пошлине суд должен руководствоваться п.1 ст. 84 АПК ПМР, в соответствии с которой расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Однако в соответствии с п.3 ст.84 АПК ПМР, в случае, если дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, предусмотренного законом для данной категории споров или договором, арбитражный суд вправе отнести на это лицо судебные расходы не зависимо от исхода дела.

8. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине, исходя из ст. 84 АПК ПМР с учетом того, что требования истца фактически удовлетворены.

9. Государственная пошлина, уплаченная по исковому заявлению или кассационной жалобе, не подлежащим, согласно закону, оплате государственной пошлиной, возвращается арбитражным судом из бюджета как излишне уплаченная в порядке, установленном ст. 82 АПК ПМР.

10. В соответствии с п.п.3 п.4 ст.6 Закона «О государственной пошлине», руководствуясь п. 2 ст. 77 АПК ПМР, при оставлении иска без рассмотрения по основанию, предусмотренному п.6 ст. 76 АПК ПМР т.е. неявка истца (заявителя) в судебное заседание, суду следует взыскивать с истца госпошлину (в случае предоставления отсрочки по уплате госпошлины при обращении с иском в суд). Сумма государственной пошлины в данном случае определяется в порядке, установленном Законом ПМР «О государственной пошлине».

В случае уплаты госпошлины при обращении с иском в суд, и не явке истца в судебное заседание, госпошлина возврату не подлежит.

Главная / Ходатайства в суд / Судебные расходы / Заявление на освобождение от уплаты госпошлины

При подаче в суд искового заявления со значительной ценой иска ряд граждан имеют право подать заявление на освобождение от уплаты госпошлины и надеяться на положительное его рассмотрение. Тогда судебный процесс может не принести значительных судебных расходов, что позволяет защитить права лицам с небольшими доходами. Налоговый кодекс РФ в статье 333 содержит перечень граждан, которым предоставляется льгота на оплату госпошлины.

Таким лицам достаточно предоставить в суд документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения (например, справка об инвалидности, удостоверение ВОВ и др.). Иногда истец вынужден обратиться в суд за получением или защитой своих прав, но у него отсутствуют финансовые средства на оплату госпошлины. Положительное решение может быть принято и с учетом материального положения истца, существа дела и цены иска.

Скачайте образец и заполните его, взяв за основу прилагаемый пример:

Заявление на освобождение от уплаты госпошлины

Вы сможете скачать через 0 сек.

В Кировский районный суд

г. Кемерово,
Заявитель: Воронина Светлана Федоровна,
Адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Куйбышева, д. 71

18 декабря 2017 г. я направила исковое заявление в Кировский районный суд г. Кемерово о взыскании с ответчика, Зайцева Александра Петровича денежной суммы в размере 1 500 000 руб. в связи с неисполнением указанным лицом обязательств по договору поручения о перечислении вышеуказанной денежной суммы после продажи жилого дома, находящегося в совместной собственности.

Согласно ГПК РФ государственная пошлина для меня должна составить 15 700 руб.

Оплатить данную сумму в настоящее время у меня отсутствует возможность: 1 апреля 2017 г. моя должность в ООО «Галант» сокращена, я состою на учете в центре занятости г. Кемерово, на моем иждивении находится несовершеннолетний ребенок, Воронин Александр Васильевич, 2005 г.р. Таким образом, с учетом ежемесячного пособия по безработице, отсутствия иных доходов, мой доход на каждого члена семьи меньше установленного законодательством прожиточного минимума.

Приложение:

  1. Копия трудовой книжки
  2. Копия свидетельства о рождении Воронина А.В.;
  3. Копия справки Центра занятости;
  4. Выписка с лицевого счета Ворониной С.Ф. № 8712255121622;

Воронина С.Ф., 18 декабря 2017 г.

Если основания для освобождения от уплаты госпошлины по Налоговому кодексу РФ отсутствуют, а материальное положение не позволяет оплатить хотя бы ее часть путем подачи заявления об уменьшении размера госпошлины, можно попробовать просить суд освободить от несения такого вида судебных расходов.

Такое заявление лучше составить на отдельном бланке с наименование суда, заявителя и изложением существующих затруднений в оплате госпошлины. Кроме текста заявления с описанием цены иска, расчета госпошлины и жизненных обстоятельств истца, предоставляются письменные доказательства о материальном положении. Это может быть справка о доходах каждого члена семьи, справка центра занятости о том, что истец состоит на учете в качестве безработного, копия трудовой книжки, наличие иждивенцев и объем средств на их содержание, выписки из медицинских карт при наличии заболевания, не позволяющего работать, но не дающего право на инвалидность.

Возможно, в настоящее время проводится экспертиза для установления инвалидности, а заключение еще не готово, но с учетом сроков давности гражданских дел Вы вынуждены обратиться в суд именно сейчас. Для оценки возможностей освобождения от уплаты госпошлины при затруднениях лучше всего обратиться к практикующему юристу, тем более, что в гражданском процессе выигравшая сторона практически имеет право подать заявление на взыскание расходов на оплату услуг представителя.

Рассмотрение судом заявления об освобождении от уплаты госпошлины

При рассмотрении такого рода заявлений суд руководствуется внутренней оценкой имеющихся доказательств. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать злоупотребления правом или предоставления ложных сведений. Если доход позволяет оплатить госпошлину через какое то время, в суд можно подать заявление об отсрочке уплаты госпошлины до вынесения судебного решения (чтобы взыскать ее с ответчика по заявлению о взыскании судебных расходов).

Об освобождении от уплаты госпошлины будет вынесено соответствующее определение, на которое можно подать частную жалобу.

» Заявление о взыскании расходов на оплату услуг представителя

ОФОРМИВ ОНЛАЙН-ЗАЯВКУ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРЯМО СЕЙЧАС, ВЫ ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 10%

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх