Имущество акционерного общества

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

  • государственное;
  • муниципальное.

Долгое время (практически все прошлое столетие) именно публичная собственность (а конкретно государственная) была основной и, в большинстве случаев, единственной формой владения таким видом недвижимости, как земля.

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
  • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
  • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).

Каждое из этих оснований обязательно должно находиться в соответствии с требованиями законодательства (преимущественно гражданского).

  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Очевидно, что данные основания являются практически идентичными, лишь в некоторых случаях существуют свои особенности. Стоит учесть, что для отдельных видов земельных наделов законом допускается только публичная форма собственности, в частной они находиться не могут.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому федеральными и региональными законами РФ могут быть определены и другие дополнительные основания для нахождения земли только в государственной собственности.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

Например, если земля предназначена для сельского хозяйства, но не допускает возможности строительства жилых зданий, то возвести их законным путем не получится. Поэтому основной обязанностью каждого владельца является использование предоставленной ему публичной земли только в рамках целевого назначения.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.
Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете .

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Главная разница состоит в том, что при публичной собственности отсутствуют конкретные лица, которые владеют или могут распоряжаться недвижимостью.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

Критерий Публичная Частная
Субъект Государство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитет Юридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
Налогообложение Отсутствует Присутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицам На правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель) На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицам Практически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств) Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землей Блага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданами Собственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владения В большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам) Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использования Только те, которые предусмотрены законодательством и договором Любые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-3667.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

> Правовой режим имущества акционерного общества

Имущество акционерного общества. Уставной капитал

Под имуществом в гражданском праве в соответствии со статьей 115 Гражданского кодекса понимаются имущественные блага и права, к которым относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество. Имущество может принадлежать акционерному обществу на праве собственности или ином вещном праве. Одним из основных признаков общества как юридического лица является его имущественная обособленность, выражающаяся в наличии самостоятельного баланса, в котором отражается стоимость его имущества. Однако стоимость некоторых видов имущества, в частности права на фирменное наименование или товарный знак, не имеют точно выраженной стоимости и могут быть оценены только в конкретной ситуации. Следовательно, они не всегда отражаются в бухгалтерском балансе, что не означает их отсутствия у акционерного общества.11 Комментарий Гражданского кодекса РК (общая часть). Алматы, 1998, т. 1 с. 105-106, т. 2 с. 9-11

Право собственности можно назвать абсолютным правом, дающим в соответствии со статьей 188 Кодекса возможность обществу по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Для всех контрагентов, вступающих с ним в правоотношения, не должно иметь значения, кому принадлежат выпущенные им акции, поскольку акционеры в соответствии с статьи 36 Кодекса имеют не право собственности на имущество общества, а обязательственные права. В соответствии с этими правами предусматривается только две возможности изъятия акционерами имущества акционерного общества. Первая — это когда общество ликвидируется, а оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между его участниками. Вторым основанием для изъятия имущества является получаемая в процессе хозяйственной деятельности акционерного общества прибыль, которую акционеры вправе распределить между собой в виде дивидендов на свои акции. Основным же элементом имущественных прав акционера, по мнению Ю.Г. Басина, является право собственности на акции, которые можно продавать, передавать по наследству, закладывать и т.п. Но это характеризует его права и обязанности к новым приобретателям акций, но не к самому обществу, которое перед участником не несет никаких обязанностей по выкупу акций или их денежной компенсации. 11 Басин Ю.Г. Юридические лица по ГК РК. Понятие и общая характеристика. Алматы. 1996. Ст.19

Что касается государственных предприятий (государственных юридических лиц), то им согласно статьи 102 Гражданского кодекса имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Эти права неотделимы от права государственной собственности. По статье 196 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения признается вещным правом государственного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных Кодексом и другими законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Право оперативного управления в соответствии со статьей 202 также является вещным правом государственного (казенного) предприятия, получившего имущество от собственника государства и осуществляющего в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Приобретение каким-либо государственным юридическим лицом того или иного имущества ведет к возникновению у него на это имущество права хозяйственного ведения или оперативного управления, а у государства — права собственности.

Имущество является материальной основой самостоятельной деятельности акционерного общества и служит источником погашения его обязательств перед кредиторами. По своим обязательствам общество отвечает не только имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, но и тем, которое охватывается всеми его обязательственными правомочиями, например, денежными средствами, которые ему должны другие юридические лица. Исключения из этого правила устанавливаются законодательными актами.

Для акционерного общества необходимо наличие уставного капитала, который является первоначальным источником формирования его имущества. В соответствии со статьей 11 Закона «Об акционерных обществах» уставный капитал формируется посредством оплаты акций учредителями (единственным учредителем) по их номинальной стоимости и инвесторами по ценам размещения, определяемым в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, и выражается в национальной валюте Республики Казахстан. Акционер может передать обществу имущество не только в собственность, но и в пользование. В этом случае вклад участника определяется величиной платы за пользование этим имуществом, исчисляемой за весь срок его пользования.

Согласно Закона «Об акционерных обществах» уставный капитал состоит из двух частей — объявленного капитала и выпущенного (оплаченного) капитала. Размер объявленного уставного капитала общества равен суммарной номинальной стоимости всех объявленных к выпуску акций. Общество может выпустить и разместить все или только часть объявленных к выпуску акций. Размер выпущенного уставного капитала акционерного общества равен суммарной номинальной стоимости выпущенных акций.

Особенностью акционерных обществ, независимо от того, отражены или нет в законодательных актах соответствующие положения об этом, является присутствие у них двух величин — выпущенного капитала (объявленных к размещению акций) и оплаченного акционерами капитала (оплаченных акционерами акций). До принятия Закона об акционерных обществах законодательные акты предоставляли акционерным обществам определенный срок, в течение которого они обязаны были сформировать свой уставный капитал, который они объявили, записав его соответствующий размер в уставе. То есть величина объявленного и выпущенного капитала всегда совпадали. Что касается оплаченного акционерами капитала, то его размер в определенный момент деятельности общества мог различаться по сравнению с размером уставного капитала, указанного в уставе общества. Однако по истечении срока, установленного законом, величина выпущенного и оплаченного капитала должны были совпасть, в противном случае акционерное общество обязано было уменьшить размер своего уставного капитала.

В Законе «Об акционерных обществах» выпущенный и оплаченный капитал определены как одно понятие «выпущенный (оплаченный) капитал», фактически существуют две величины этого капитала. Первая — это выпущенный капитал, равный суммарной стоимости акций, которые акционерное общество в течение определенного законом срока обязано разместить среди акционеров. Вторая величина — это реально оплаченный капитал, равный общей стоимости акций, которые в каждый данный момент времени оплачены акционерами. По истечении определенного законом срока указанные величины должны совпасть, в противном случае размер выпущенного (оплаченного) капитала должен быть изменен. Что касается объявленного капитала, то данное понятие необходимо рассматривать не как один из финансовых показателей уставного капитала, а просто как право общества осуществить выпуск на эту сумму акций без внесения изменений в устав и перерегистрации в органах юстиции. Реальным же уставным капиталом общества, который в конечном итоге должен быть сформирован обществом, является выпущенный (оплаченный) капитал.

Таким образом, в Законе об акционерных обществах проведено неправильное деление уставного капитала на объявленный и выпущенный (оплаченный) капитал, поскольку реально в акционерном обществе существует три вида уставного капитала — объявленный уставный капитал, выпущенный уставный капитал и оплаченный уставный капитал. Однако данная проблема не является серьезной, поскольку несмотря на некорректную терминологию, использованную в Законе об акционерных обществах в отношении деления уставного капитала, особых правовых последствий, влияющих на его конструкцию не наступило. Существуют другие более важные вопросы, касающиеся неправильного подхода к вопросам формирования и использования уставного капитала, которые возникли в результате такого деления. Что касается вообще проблемы использования в законодательстве Республики Казахстан терминов — «объявленный капитал», «выпущенный капитал» и «оплаченный капитал», то лучшим ответом на этот вопрос являются следующие высказывания профессоров Гарвардской Школы Права, которые содержатся в их комментариях к проекту Указа о хозяйственных товариществах, который был принят в 1995 году: «Определение в законе понятий «номинального капитала», «выпущенного капитала» и «выплаченного капитала» может быть полезным для тех, кто с этим незнаком».

Необходимо также отметить, что деление уставного капитала на объявленный и выпущенный (оплаченный) капитал соответствует англосаксонской системе права. Республика Казахстан, как известно, строит свою законодательную базу на принципах континентальной системы. В этой связи введение указанного деления в какой — то степени входит в противоречие с основами построения казахстанского гражданского законодательства, а также с принципами построения законодательства на основе его унификации с законодательством других стран Содружества Независимых Государств, так как модельным Гражданским кодексом указанное деление уставного капитала акционерного общества не предусматривается.

Введение новой системы определения уставного капитала должно было быть сопряжено с построением четкой системы правового регулирования каждого из его видов в отдельности. Особенно это касается выпущенного (оплаченного) капитала, поскольку, как уже отмечалось, именно он является определяющей величиной уставного капитала акционерного общества. Однако, предлагая новый подход к определению уставного капитала, разработчики проекта Закона не сумели в комплексе решить все проблемы, которые возникли в результате введения нескольких величин уставного капитала. В результате этого Закон об акционерных обществах содержит ряд крупных противоречий, которые во многом искажают конструкцию уставного капитала общества.

Величина выпущенного (оплаченного) уставного капитала в какой-то мере определяет финансовое положение акционерного общества и может интересовать его акционеров и кредиторов. Размер выпущенного капитала не является постоянной величиной и может меняться в процессе деятельности акционерного общества путем дополнительной эмиссии новых акций или аннулирования выпущенных акций. В этой связи встает проблема, а как то или иное заинтересованное лицо может ознакомиться с его размером, поскольку в уставе общества содержатся сведения только об объявленном капитале.

Сделать это в настоящий момент можно только посредством обращения в уполномоченный орган, который присваивает идентификационные номера каждой эмиссии акций. В этой связи, мы считаем, что с точки зрения реализации прав акционеров и кредиторов общества на получение информации о деятельности общества положение закона, при котором размер объявленного капитала (указанного в уставе) и выпущенного капитала совпадают, что было в законодательстве, действовавшем до принятия Закона «Об акционерных обществах», наиболее полно защищает их интересы. Что же касается утверждений, что в результате не совпадения величины объявленного и выпущенного капиталов акционерное общество получает дополнительные льготы в виде освобождения от процедуры внесения изменений в устав и прохождения перерегистрации, то в этой связи необходимо отметить, что данный вопрос находится в сфере административных отношений. И решать проблемы в этой области законодательства путем изменения гражданско-правовых конструкций является неправильным. Можно просто упростить процедуры перерегистрации или вообще отменить требования об этом, заменив их уведомлением регистрирующего органа путем предоставления измененного устава, и т.д.

Другой проблемой в этой области является неправильный подход к определению исходной величины уставного капитала, в результате которого в некоторых статьях Закона об акционерных обществах такой величиной является не выпущенный (оплаченный) капитал, а объявленный. Так, в пункте 4 статьи 15 Закона предусмотрена процедура уменьшения объявленного уставного капитала, в соответствии с которой уменьшение объявленного капитала общества возможно на сумму разницы между объявленным и выпущенным (оплаченным) капиталом. Такое уменьшение допускается только после уведомления всех кредиторов общества не ранее чем через 30 дней после публикации объявления об этом в печатном издании и(или) после направления им письменного уведомления. Кредиторы вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков. Уменьшение объявленного капитала ниже минимального размера, установленного Законом об акционерных обществах, не допускается.

Право собственности у акционерного общества

Право собственности у акционерного общества на недвижимое имущество, переданное в процессе приватизации предприятия, возникает в силу закона независимо от государственной регистрации.

Дело в том, приватизация унитарного предприятия может осуществляться путем преобразования в ПАО – см. «В каких случаях и каким образом унитарное предприятие может быть приватизировано». При этом, право собственности на принадлежавшее унитарному предприятию имущество в момент реорганизации переходит к правопреемнику, то есть к акционерному обществу (п. 2 ст. 218 ГК РФ). При этом право собственности на недвижимое имущество переходит независимо от государственной регистрации правопреемником такого права на объекты недвижимости (абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010). Это подтверждает и судебная практика – см. Постановление АС ДВО от 19.01.2016 № А73-4985/2015.

Однако на практике, для внесения актуальных сведений в ЕГРП во избежание спорных ситуаций, акционерное общество может зарегистрировать в ЕГРП в установленном законом порядке право собственности на объекты.

Так, п.1 ст.16 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ установлено, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования прекращаются права реорганизуемого юридического лица и в порядке универсального правопреемства возникают права у вновь образованного юридического лица.

В соответствии с п.2 ст.4 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона № 122-ФЗ.

На основании положений ст.17 Закона № 122-ФЗ, ст.59 ГК РФ основанием для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество к вновь образованному юридическому лицу являются решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт.

Учитывая изложенное, при преобразовании юридического лица, которому на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, переходящее в порядке правопреемства в собственность созданного юридического лица, необходима государственная регистрация перехода права собственности к образованному юридическому лицу на данные объекты недвижимости, за совершение которой уплачивается государственная пошлина в размере, установленном п.п.22 п.1 ст.333.33 НК РФ (т.е. 22 000 руб. для организаций) – см. Письмо Минфина России от 16.03.2015 № 03-05-05-03/13739.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010

«11. Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.570Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй — третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ,пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации — с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Уставный капитал.

В соответствии со ст. 2 Закона об АО, уставный капитал — это имущество, которое разделено на определенное число акций, распределенных среди участников общества.

Уставный капитал имеет многофункциональное значение, а также большое значение для большинства субъектов акционерных отношений. Можно назвать как минимум три функции уставного капитала. Первая, гарантийная установлена в Законе об АО (п.1. ст. 25): уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Вторая функция связана с обеспечением стартового капитала для начала и материальной базы для последующей коммерческой деятельности общества. И третья функция уставного капитала состоит в регламентации через него доли участия каждого акционера в доходе и в управлении акционерным обществом.

Российское законодательство, подобно законодательству большинства развитых стран, в правовом регулировании уставного капитала направлено на то, чтобы, защищая интересы акционерного общества как целостной корпорации, акционеров и кредиторов общества, во-первых, обеспечить фактическое создание (заполнение) уставного капитала и, во-вторых, удержать (сохранить) имущество акционерного общества на уровне, по крайней мере, не ниже предусмотренного уставом размера.

Кредиторы общества, вступая с ним в обязательственные отношения, должны знать, в пределах какой стоимости может быть, обеспечено исполнение обществом принятых на себя обязательств.

Первая из указанных целей при правовом регулировании уставного капитала достигается путем установления и реализации норм, предусматривающих:

1) минимальный размер уставного капитала (ст. 26 Закона об АО);

2) необходимость при учреждении акционерного общества разместить все его акции среди учредителей (п. 2 ст. 25 Закона об АО);

3) требование оплаты не менее 50 % уставного капитала в течении трех месяцев с момента государственной регистрации общества, а оставшейся части — в течение года с момента его регистрации (п. 1 ст. 34 Закона об АО).

Вторая цель реализуется путем установления императивных норм:

1) о неправомерности уменьшения уставного капитала, если в результате этого его размер станет меньше минимального уставного капитала общества, определяемого законодательством на дату регистрации соответствующих изменений в его уставе (п. 1 ст. 29 Закона об АО), и о необходимости ликвидации общества, если по окончании второго каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, определенного в соответствии с Законом об АО.

2) о неправомерности решения о выплате (объявлении) дивидендов по акциям до полной оплаты всего уставного капитала общества, а также, если стоимость чистых активов общества, меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Уставный капитал акционерного общества объявляется при его учреждении и составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Размер уставного капитала при учреждении акционерного общества определяется его учредителями, исходя из потребностей в первоначальном капитале и их материальных возможностей, но не может быть ниже установленного законом минимума: не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, — для открытых акционерных обществ и не менее 100-кратной суммы минимального размера оплаты труда — для закрытых акционерных обществ. Однако данное правило не распространяется на акционерные общества, созданные до введения в действие закона.220 Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 4/8 от 2.04.1997г. // «Российская газета» от 23.04.1997г.0 Вопросы формирования уставного капитала в силу их высокой значимости достаточно подробно урегулированы нормами действующего акционерного законодательства.

Некоторые авторы указывают на то, что уставный капитал не следует отождествлять с имуществом акционерного общества, стоимость которого уже при создании общества может быть большей или меньшей по сравнению с размером уставного капитала.221 Комментарий к ФЗ «Об АО» под общей редакцией М. Ю. Тихомирова. — М.: 1996. с. 122

На мой взгляд данный вопрос до конца не отрегулирован в законе т.к. именно такая ситуация сейчас сложилась у большинства акционерных обществ созданных в процессе приватизации, когда уставный капитал у них составляет один с небольшим миллионов, а стоимость чистых активов превышает сто миллионов. Данная ситуация на мой взгляд совершенно нетерпимая, причем на нее накладывается еще другая проблема: большое количество акций приватизированных предприятий не котируется на биржах и у них нет т.н. рыночной цены, т.е. данная ситуация, позволяет недобросовестным инвестором практически за бесценок скупить акции конкретных предприятий у мелких акционеров, которые не знают реальной стоимости своих акций.

Кроме того, данная ситуация дает повод для злоупотреблений руководителям общества, т.к. она по существу способствует возможности «вымывать» чистые активы, различным образом отчуждать их, совершенно не беспокоясь об обязанности в связи с этим объявить об уменьшении уставного капитала общества, со всеми негативными для таких руководителей последствиями.

И так общество вправе размещать обыкновенные акции, а также один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.

При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.

Уставный капитал общества должен быть равен сумме произведений номинальной стоимости акций и количества акций каждой категории и типа.

Например: 7 тысяч обыкновенных акций с номинальной стоимостью 100 рублей и 100 тысяч привилегированных акций с номинальной стоимостью 1 рубль образуют уставный капитал 800 тысяч рублей:

100 руб. х 7000 + 1 руб. х 100000 =700000 руб. + 100000 руб. = 800000 руб.

Доля привилегированных акций:

100000 руб. / 800000 руб. х 100 % = 12.5 % < 25 %.

Номинальная стоимость акций каждого типа — произвольная величина. Её выбор зависит, в частности, от предполагаемого числа акционеров: чем оно больше, тем мелким должно быть дробление уставного капитала и тем, следовательно, меньше номинальная стоимость одной акции.

Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями.

Уставом общества могут быть определены количество и номинальная стоимость акций, которые общество также вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции).

Между тем закон закрепил значительное количество норм противоречащих ГК РФ. Он вводит, например, не предусмотренное ГК РФ понятие «объявленные акции», то есть акции, которые общество, вправе размещать дополнительно к акциям, ранее приобретенным акционерами ст. 27 Закона об АО. Однако представляется, что «объявленные акции» не являются акциями, отвечающие по своей сути требованиям ст. 142 ГК РФ. Ведь они не удостоверяют никаких имущественных прав. Их еще просто нет и не известно, будут ли они вообще существовать в будущем. Введение «объявленных акций» следовало бы рассматривать просто как ограничение количества акций, которые общество вправе выпускать дополнительно, не изменяя предварительно устав. Для обозначения такого ограничения можно было бы использовать иной термин, не допускающий смешения с понятием «акция».222 Дикопольский М., Тихомов Ю. Закон «Об акционерных обществах»: Опасность противоречий. // «Хозяйство и Право» № 11. 1996. с. 812

Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

Решение об увеличении уставного капитала общества, путем увеличения номинальной стоимости акций, и о внесении соответствующих изменений в устав общества, принимается общим собранием акционеров или советом директоров общества, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров, совету директоров общества принадлежит право принятия такого решения, (согласно ст. 100 ГК РФ изменение устава общества, в том числе изменение его уставного капитала относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров).

Дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества.

Увеличение уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, предоставляющего более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров и закрепленного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления, только в случае если при таком увеличении сохраняется размер доли государства или муниципального образования.

Уставный капитал общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения части акций, в случаях, предусмотренных законом. Уменьшение уставного капитала общества путем приобретения и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.

Общество не вправе уменьшать уставный капитал, если в результате этого его размер станет меньше минимального уставного капитала общества, определяемого в соответствии с законом на дату регистрации соответствующих изменений в уставе общества.

Решение об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций или путем приобретения части акций в целях сокращения их общего количества и о внесении соответствующих изменений в устав общества принимается общим собранием акционеров.

Не позднее 30 дней с даты принятия решения, об уменьшении уставного капитала, общество в письменной форме уведомляет об этом своих кредиторов. Кредиторы вправе не позднее 30 дней с даты направления им уведомления об уменьшении уставного капитала общества, потребовать от общества, прекращения или досрочного исполнения его обязательств и возмещения, связанных с этим убытков.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх