Имя гражданина место жительства

Имя гражданина – это средство индивидуализации гражданина как участника гражданских правоотношений, с одной стороны, с другой – это личное неотчуждаемое право человека, которое признаётся как международными актами (ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах), так и национальными (ст.18 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Согласно ст.18 Гражданского кодекса, имя гражданина включает: фамилию, собственное имя и отчество (если таковое имеется), если иное не вытекает из законодательства. Правила присвоения имени определены ст.69 Кодекса о браке и семье. П.2 ст.18 Гражданского кодекса разрешает гражданам пользоваться псевдонимом (вымышленным именем) только в случаях, предусмотренных законодательством, например, законодательство об авторских и смежных правах допускает такие случаи.

Гражданин вправе переменить своё имя в порядке, установленном законодательством, в частности статьями 222-224 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь , Постановлением Правительства Республики Беларусь от 14.12.2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» .

Последствия перемены имени:

права и обязанности, приобретённые под прежним именем, не изменяются и не прекращаются;

гражданин самостоятельно обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене его имени, и он самостоятельно несёт весь риск последствий имущественного характера;

гражданин вправе требовать внесения за свой счёт соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.

По общему правилу, установленному п.4 ст.18 Гражданского кодекса, приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается и в противном случае нарушитель обязан возместить убытки, требовать опровержения сведений и возмещения морального вреда, если умалены честь, достоинство и деловая репутация гражданина.

Место жительства – это одно из условий возникновения, осуществления и защиты гражданских прав и обязанностей, с которыми законодательство связывает ряд важных юридических последствий. Одновременно право на выбор места жительства является конституционным неотчуждаемым правом человека и гражданина (ст.30 Конституции). Местом жительства признаётся, согласно п.1 ст.19 Гражданского кодекса, тот населённый пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянно – значит там, где находится дом, семья, работа. Преимущественно – место, где гражданин проживает больше, чем в других местах. По смыслу статьи, у гражданина официально может быть только одно место жительства.

Определённые правила для выбора места жительства иностранцами установлены Постановлением Правительства от 25.10.1999 г. № 1654, Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» .

Местом жительства несоврешеннолетнего в возрасте до 14 лет, граждан, находящихся под опекой, признаётся место жительства родителей, усыновителей, опекунов. Если родители совместно не проживают, место жительства детей определяется ст.74 Кодекса о браке и семье (по соглашению сторон либо в судебном порядке).

Акты гражданского состояния — это действия и события, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей гражданина, они характеризуют также и его гражданское состояние. Данные факты являются юридически значимыми не только для гражданина, но и государства, поэтому подлежат государственной регистрации.

Ст. 43 Гражданского кодекса устанавливает перечень актов гражданского состояния, которые подлежат регистрации государством: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина.

Регистрация актов гражданского состояния осуществляется органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС) путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния и выдачи гражданам свидетельства на основании этих записей. Книги регистрации передаются на хранение в государственный архив. Акты гражданского состояния – это обстоятельства, а запись актов гражданского состояния – это зафиксированные на бумаге факты в установленном законом порядке.

Записи, внесенные в актовые книги, не носят необратимый характер. Так, при наличии достаточных оснований и отсутствия спора между заинтересованными лицами допустимо их исправление, которое производит ЗАГС. Например, в случае установления факта отцовства и его регистрации, органы ЗАГС вносят изменения в запись акта о рождении ребенка. При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказа ЗАГСа вопрос решается судом. Аннулирование записи производится только по решению суда, например, признание брака недействительным.

4. Предпринимательская деятельность гражданина

В содержание правоспособности граждан входит право на занятие предпринимательской деятельностью. Согласно ст.1 Гражданского кодекса предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Основные признаки предпринимательской деятельности: осуществляется от своего имени; на свой риск; под свою имущественную ответственность; направлена на систематическое получение прибыли.

Предпринимательская деятельность осуществляется только лицами, обладающими полной дееспособностью. Физическое лицо может осуществлять предпринимательскую деятельность только после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация определяется Положением о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, утверждённым Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11 . Согласно Положению, индивидуальный предприниматель должен представить в регистрирующий орган: заявление с указанием видов деятельности; анкету установленного образца; документы, содержащие сведения о трудовой деятельности; фотографию гражданина; документ об оплате за регистрацию; документ, удостоверяющий личность.

Документы подаются по месту жительства гражданина и регистрация должна быть осуществлена в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов. За государственную регистрацию взимается плата в размере 6 евро. Решение об отказе сообщается в письменной форме заявителю в течение 5 дней. Положение содержит ряд ограничений по регистрации индивидуального предпринимателя (например, если не истёк срок ограничения предпринимательской деятельности, установленный судом и т.д.).

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдаёт свидетельство о государственной регистрации.

Последствия несоблюдения требований о регистрации:

доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в бюджет;

к сделкам, совершённым гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации, применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности ( п.3 ст. 22 Гражданского кодекса).

Правоспособность индивидуальных предпринимателей приравнена к правоспособности юридических лиц, так как п.2 ст.22 Гражданского кодекса прямо указывает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц. Индивидуальный предприниматель вправе заниматься отдельными видами деятельности только после получения лицензии.

Предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя может быть ограничена только в случаях, предусмотренных законодательными актами, в судебном порядке на срок до 3-х лет. В течение этого срока, согласно ст.31 Гражданского кодекса, гражданин не может:

осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности собственника имущества;

занимать должности в исполнительных органах юридических лиц;

выступать в качестве управляющего предприятием и иным имуществом.

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению хозяйственного суда и решению регистрационного органа. Экономическая несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя может быть признана только в судебном порядке, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по своему имущественному положению (ст.24 Гражданского кодекса). Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам, возникшим в результате осуществления предпринимательской деятельности, всем принадлежащим ему имуществом, на которое в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание.

Деятельность индивидуального предпринимателя прекращается с даты вынесения записи об этом в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 20 ГК РФ. Место жительства гражданина

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Комментарии к статье 20 ГК РФ

Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;

Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;

(статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»)

Заключение субъектами прав сделок, участие в конкретных правоотношениях невозможны без индивидуализации этих субъектов, без определения того, какой именно конкретный субъект права совершает сделку, имеет субъективные права и обязанности. В гражданском праве признаки, по которым происходит индивидуализация граждан и юридических лиц как субъектов права различны. Для граждан такими признаками являются имя и место жительства.

Имя гражданина — важнейшее средство его индивидуализации. Гражданин приобретает и осуществляет права под своим именем (п. 1 ст. 15 ГК). Под именем закон понимает полное имя гражданина, включая фамилию, собственное имя, а по желанию и отчество. Юридическое значение имеет только имя, присвоенное в установленном официальном порядке и зафиксированное в документах (свидетельстве о рождении, удостоверении личности, паспорте и т.п.).

Законодательством могут быть предусмотрены случаи анонимного приобретения гражданских прав и осуществления обязанностей или использования псевдонима (вымышленного имени). Так, например, большинство сделок купли-продажи, если они совершаются в устной форме, не требует выяснения и фиксации имен их участников.

Законодательством могут быть предусмотрены специальные правила осуществления прав анонимно или под псевдонимом. Например, автору в отношении его произведения принадлежит право издавать его под псевдонимом или анонимно (ст. 977 ГК, подпункт 2 п.1 ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах” от 10 июня 1996 г.).

Первоначально имя человеку присваивается в порядке, установленном семейным законодательством, после рождения человека. Гражданин вправе изменить свое имя или его составные части в общем порядке, установленном семейным законодательством, либо в порядке, предусмотренном законодательством для отдельных случаев.

По общему правилу перемена фамилии, имени, отчества гражданина допускается по достижении им 16-летнего возраста, по его ходатайству в разрешительном порядке. Разрешения на перемену имени выдаются лишь при наличии уважительных причин смены имени.

В специальном порядке осуществляется изменение фамилии как самих супругов, так и их детей при браке или разводе, а также детей при их усыновлении (удочерении).

От перемены имени следует отличать изменение написания фамилий и отчеств лиц казахской национальности. Эти лица по их желанию вправе изменить написание своих фамилий и отчеств с исключением несвойственных казахскому языку аффиксов, но с сохранением корневых основ фамилий и отчеств. Изменение написания фамилий и отчеств производится в упрощенном порядке органами внутренних дел при выдаче паспортов и удостоверений личности без внесения изменений в акты гражданского состояния (Указ Президента Республики Казахстан «О порядке решения вопросов, связанных с написанием фамилий и отчеств лиц казахской национальности” от 2 апреля 1996 г.).

Перемена имени, равно как и изменение его написания, не прекращает и не изменяет права и обязанности лица, приобретенные под прежним именем, анонимно или под псевдонимом. Поскольку перемена или изменение написания имени гражданина не должны затрагивать интересов его кредиторов и должников, последние должны быть своевременно извещены гражданином о такой перемене.

Имя гражданина может быть использовано другими лицами только с его согласия.

Место жительства гражданина. Другим индивидуализирующим гражданина признаком служит место жительства. Местом жительства гражданина признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, хотя бы физически он проживал то в одном, то в другом, то в третьем пункте (ст. 16 ГК). Прописка или государственная регистрация места жительства имеют лишь доказательственное значение и сами по себе не определяют юридическое место жительства. Местом жительства признается именно населенный пункт, а не район этого пункта, не дом или квартира, в которой проживает гражданин. Адрес дома или квартиры лишь конкретизирует место жительства гражданина.

Юридические особенности имеет место жительства лиц, не достигших 14-ти лет, и лиц, находящихся под опекой. Место жительства этих лиц определяется соответственно местом жительства их родителей, усыновителей или опекунов и поэтому называется необходимым местом жительства.

Если родители лица, не достигшего 14-ти лет, проживают в разных населенных пунктах, то местом жительства несовершеннолетнего считается место жительства родителя, с которым он фактически проживает.

Термин «место жительства” употребляется в законе и в ином значении, чем указано выше. При разделении физических лиц на резидентов и нерезидентов учитывается не населенный пункт, а страна, в которой постоянно проживает физическое лицо.

Резидентами признаются физические лица, имеющие место жительства в Республике Казахстан, в т.ч. временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе Республики Казахстан за ее пределами, а нерезидентами являются все остальные физические лица, не охватываемые понятием резидентов (ст. 1 Закона «О валютном регулировании” от 24 декабря 1996 г.3 ) Деление на резидентов и нерезидентов не зависит от гражданства физического лица. Таким образом, иностранец, постоянно проживающий в Казахстане, является резидентом, а гражданин Республики Казахстан, постоянно проживающий в другом государстве, признается нерезидентом.

Деление физических лиц на резидентов и нерезидентов имеет существенное значение для определения их прав и обязанностей в сфере валютного регулирования и налогообложения. Например, согласно п. 1 ст. 7 Закона «О валютном регулировании” все платежи по операциям между резидентами должны проводиться только в валюте РК, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Платежи по операциям между резидентами и нерезидентами осуществляются по соглашению сторон в любой валюте — как национальной, так и иностранной.

Акты гражданского состояния. Под актами гражданского состояния понимаются важнейшие события в жизни гражданина, определяющие параметры его правового положения в обществе, прежде всего гражданско-правового и семейно-правового, и в силу своей правовой значимости подлежащие государственной регистрации. По своей правовой природе акты гражданского состояния относятся к юридическим фактам.

Закон «О браке и семье” определяет акты гражданского состояния как юридически оформленные обстоятельства, которые индивидуализируют человека и с которыми связано возникновение его прав и обязанностей.

В ГК РФ имеется специальная статья, в которой дан перечень актов гражданского состояния, подлежащих регистрации (ст. 47). В ГК РК аналогичной статьи нет, а актам гражданского состояния посвящен специальный раздел Закона «О браке и семье”. Подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния рождение, смерть, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства (материнства), перемена имени, отчества и фамилии (ст.163 Закона «О браке и семье”). Закон «О браке и семье” определяет порядок государственной регистрации, изменения, аннулирования и восстановления записей актов гражданского состояния.

На основании записей актов гражданского состояния гражданам выдаются специальные документы, которые служат доказательством их гражданского состояния.

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Статус вынужденного переселенца может получить гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации, либо вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации (т.е. переместившийся внутри границ РФ) в связи с определенными обстоятельствами, о которых говорится в п. 1 ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах».

При каких условиях Вас признают вынужденным переселенцем

Первое необходимое условие – наличие гражданства Российской Федерации.

Вместе с тем закон допускает некоторые отступления от условия о наличии российского гражданства.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, с которыми закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца, тоже имеет право получить этот статус.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Второе необходимое условие – это наличие обстоятельств, указанных в законе, а именно:

совершение в отношении гражданина или членов его семьи насилия или преследования в иных формах;

реальная опасность подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, из-за проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц;

массовые нарушения общественного порядка.

Третье необходимое условие, предусмотренное законом и для получения статуса вынужденного переселенца, это условие о сроке обращения за предоставлением статуса. Такой срок составляет 12 месяцев с момента выбытия с места жительства, а для беженцев, получивших гражданство, — один месяц со дня утраты статуса беженца. Если срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен. При оставлении места жительства членами одной семьи в разное время для каждого из них срок обращения отсчитывается от момента выбытия.

Процедура признания вынужденным переселенцем

Процедура признание вынужденным переселенцем определена в законе «О вынужденных переселенцах».

Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона «О вынужденных переселенцах», и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в Управление Федеральной миграционной службы по месту своего нового пребывания.

Если вы намерены получить статус вынужденного переселенца еще до оставления места жительства, то вы вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в Федеральную Миграционную Службу или Управление Федеральной миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в Федеральную Миграционную Службу или Управление Федеральной миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

Обращаем ваше внимание на то, что в законе нет указаний о том, что гражданин, подавший ходатайство о признании вынужденным переселенцем, обязан предоставить доказательства того, что в отношении него было совершено насилие или имели место другие обстоятельства, с которыми закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца. Вы обязаны лишь сообщить сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении статуса, а проверка и оценка достоверности этих сведений является обязанностью органа, принимающего решение.

При получении ходатайства Управление Федеральной миграционной службы в течение трех дней принимает решение о его регистрации. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства. Сведения о прибывших несовершеннолетних членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение 5 дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Срок принятия решения о признании вас вынужденным переселенцем составляет три месяца со дня регистрации ходатайства. О результатах рассмотрения ходатайства вас должны уведомить в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, по достижению совершеннолетия данное лицо получает собственное удостоверение.

При получении удостоверения свидетельство о регистрации ходатайства возвращается. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается Управлением Федеральной миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Продление статуса вынужденного переселенца должно было быть инициировано волеизъявлением вынужденного переселенца продлить статус, путем подачи соответствующего заявления не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса, и представления следующих документов: — удостоверения вынужденного переселенца, — копии паспорта;- справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации; — договора найма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родственникам или иным лицам); — договора поднайма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, предоставленном ему родственниками или иными лицами, являющимися нанимателями этого жилого помещения); — другие документы, подтверждающие наличие у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

О продлении срока действия статуса в удостоверении вынужденного переселенца вносится соответствующая запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа миграционной службы или его заместителя и гербовой печатью.

Ежегодно территориальным органом проводится переучет вынужденных переселенцев.

Переучет осуществляется методом опроса вынужденных переселенцев, заполняется карточка переучета.

Лицам, прошедшим переучет, в удостоверении делается соответствующая отметка, заверяемая подписью должностного лица и печатью территориального органа.

При переезде на новое место жительства на территорию другого субъекта Российской Федерации перед выездом вынужденный переселенец обязан сняться с учета в территориальном органе и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе в месте своего нового пребывания.

При переезде на новое место жительства вынужденному переселенцу выдается направление и заверенная копия учетной карточки или выписка из нее для предоставления в территориальный орган по месту прибытия.

Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по обстоятельствам, с которыми Закон связывает предоставление статуса вынужденного переселенца. Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Для постановки на учет в территориальном органе по новому месту жительства вынужденный переселенец подает заявление, к которому прикладывает направление и копию учетной карточки (выписку из нее). Сотрудник территориального органа места прибытия в присутствии прибывших заполняет новую учетную карточку, которой присваивается регистрационный номер данного субъекта Российской Федерации.

Вынужденный переселенец утрачивает свой статус не только по истечении срока его действия, но также при прекращении российского гражданства или при выезде для постоянного проживания и другую страну.

От утраты статуса надо отличать лишение статуса. Лишение статуса рассматривается как санкция за противоправное поведение лица. По закону «О вынужденных переселенцах» лишение статуса допускается только в случае, если он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил заведомо фальшивые документы, если эти сведения или документы послужили основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Утрата статуса одним членом семьи или лишение его статуса не влекут за собой автоматической утраты или лишения статуса для других членов семьи или иных неблагоприятных последствий.

Гражданин бывшего СССР, получивший в РФ статус беженца, а затем принявший российское гражданство (принятие гражданства ведет к утрате статуса беженца), «при наличии обстоятельств, препятствовавших ему в период действия статуса беженца в обустройстве» (п. 4 ст. 1 закона «О вынужденных переселенцах») также может получить статус вынужденного переселенца. Для этого ему необходимо обратиться с ходатайством в Управление Федеральной миграционной службы в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца.

В том случае, если вам отказали в принятии ходатайства о признании вас вынужденным переселенцем или отказали в предоставлении статуса вынужденного переселенца, вы вправе оспаривать такое решение в судебном порядке.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ вы можете подать заявление об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы, в просительной части которого необходимо поставить вопрос о признании решения Управления Федеральной миграционной службы незаконным и просить суд обязать произвести необходимые действия (например, зарегистрировать ходатайство, выдать статус вынужденного переселенца и т.д.). Данное заявление подается в суд по месту Вашего жительства.

Срок обращения в вышестоящую организацию или в суд не должен превышать: одного месяца — со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме; трех месяцев — со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» — Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.

Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют принятие вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), независимо от времени их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

Для постановки на учет вынужденный переселенец должен подать в соответствующий орган местного самоуправления заявление о предоставлении ему постоянного жилья и предоставить необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.

Жилищное обустройство вынужденных переселенцев

К основным нормативно-правовым актам, регулирующим в настоящее время жилищное обустройство вынужденных переселенцев, относятся:

Закон РФ от 19.02.1993 г. №4530-I «О вынужденных переселенцах» (ред. от 16.10.2010 года);

Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153″О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Порядок приобретения жилья отдельными категориями граждан, в том числе и вынужденными переселенцами, в настоящее время регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

При этом выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанных подпрограмм осуществляется в порядке, установленном

— Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.

Утвержденные Постановлением Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установили единую форму государственной финансовой поддержки вынужденных переселенцев для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в форме предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правительство Российской Федерации закрепляет обязанность по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов (свидетельство о предоставлении субсидии) на органы местного самоуправления, на территории которых проживают вынужденные переселенцы. В связи с чем, Управление Федеральной миграционной службы должно произвести передачу выписок из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в соответствующие органы местного самоуправления для организации работы по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов.

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», которым руководствовалось ФМС России при жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, признано утратившем силу.

Вместе с тем, каждый вынужденный переселенец имеет право на участие в программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Для участия в подпрограмме, вынужденные переселенцы подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, к которому прилагаются следующие документы

копия удостоверения вынужденного переселенца на каждого совершеннолетнего члена семьи;

справка территориального органа Федеральной миграционной службы о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или субсидии на строительство (приобретение) жилья либо компенсации за утраченное жилье;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере:

— 33 кв. м – для одиноко проживающего гражданина;

— 42 кв. м – на семью из 2 человек;

— по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В случае образования из одной семьи вынужденных переселенцев нескольких (например, достижения совершеннолетия детьми), расчет выплаты будет произведен в зависимости от того, состоят ли вынужденные переселенцы в очереди как одна единая семья или же, как несколько семей.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

В свою очередь, орган местного самоуправления формирует список вынужденных переселенцев, изъявивших желание получить жилищный сертификат. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой вынужденные переселенцы — участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Следует знать, что участие в подпрограмме добровольное.

Для включения в такой список гражданин — участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Вынужденные переселенцы вправе встать на соответственный учет по новому месту жительства без сохранения очереди.

Организация работы по проверке формирования органами местного самоуправления списков вынужденных переселенцев на получение жилищных сертификатов возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства строительства и архитектуры субъекта Российской Федерации.

Компенсация за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно

В соответствии со ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти содействуют вынужденному переселенцу в возвращении оставленного им на территории РФ имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества ему выплачивается компенсация. В соответствии с Порядком выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.04.97 г. № 510, право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории ЧР жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и /или личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с 12 декабря 1994 г., при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории ЧР.

В соответствии с п. 9 Порядка к заявлению о выплате компенсации должны быть приложены:

подлинники документов, подтверждающих право владения и пользования жильем (выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, договор купли-продажи, ордер, договор дарения, документ, свидетельствующий о приватизации жилья, документ, подтверждающий полную выплату паевого взноса за жилье в жилищно-строительном кооперативе и др.);

заявление об отказе всех членов семьи от права владения, пользования и распоряжения жильем на территории Чеченской Республики. Подлинность всех членов семьи должна быть засвидетельствована нотариусом;

копия документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи, а так же копии документов, подтверждающих их родственные отношения.

При необходимости могут быть затребованы и другие документы.

Компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, но не более 120 тыс. рублей на семью.

Компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5000 рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 на каждого последующего члена семьи, но не более 20000 рублей на одну семью.

При подаче заявления на получение компенсации за утраченное жилье и /или имущество вы можете столкнуться с проблемой подтверждения снятия с регистрационного учета в ЧР.

Основная масса вынужденных переселенцев при обращении в Отделения Управления Федеральной миграционной службы по вопросу оформления регистрации по месту жительства не могла предоставить требуемые листки убытия из ЧР. Направляя запросы в ЧР о снятии граждан с регистрационного учета и не получив ответов, Отделения УФМС осуществляли регистрацию по месту жительства без отметки в паспортах о снятии с регистрационного учета в ЧР. В таких случаях Управление Федеральной миграционной службы СК требует подтверждение снятия с регистрационного учета, не учитывая то, что сам факт наличия регистрации по новому месту жительства исключает регистрацию по прежнему месту жительства.

Данные действия о предоставлении листка убытия необходимо обжаловать в судебном порядке.

Следующим препятствием, с которым вы можете столкнуться при получении компенсации, является отсутствие правоустанавливающих документов на жилье.

Устранение данного препятствия возможно лишь путем обращения в суд по месту нахождения недвижимого имущества с заявлением об установлении факта пользования или владения жильем. Для этого вам, во-первых, необходимо узнать, кому в настоящее время принадлежит данная квартира, т.к. нередко квартиры уже зарегистрированы на праве собственности за другими людьми. В таком случае необходимо обращение в Прокуратуру г. Грозного для проверки фактов приобретения квартиры другими людьми. Для того, чтобы выяснить принадлежность квартиры, вам необходимо письменно обратиться в предприятие «Крайтехинвентаризации», администрацию района, предприятие жилищного хозяйства г. Грозного. Если квартира числится за вами в настоящее время, то вы имеете право установить факт принадлежности квартиры на праве собственности в судебном порядке. Согласно ст.266 ГК РФ дела по заявлению граждан об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом рассматриваются судом по месту нахождения недвижимого имущества, т.е. вам необходимо обратиться с заявлением об установлении факта в районный суд г. Грозного. Заинтересованным лицом в данном деле будет являться администрация района г. Грозного. В качестве доказательств по данному делу вам необходимо представить ответы заинтересованных служб о невозможности восстановления правоустанавливающих документов, все имеющиеся у вас письменные доказательства принадлежности указанной квартиры и проживания в ней до даты выезда с ЧР, а также указать двух свидетелей, которые могут подтвердить данный факт. В соответствии со ст. 62 ГПК РФ суд, рассматривающий дело, при необходимости получения доказательств, находящихся в другом городе или районе, поручает соответствующему суду произвести определенные процессуальные действия. Таким образом, для опроса свидетелей, проживающих за пределами г. Грозного, суд рассматривающий дело подготовит судебное поручение об опросе свидетелей и направит для исполнения в суд по месту жительства свидетелей.

§ 2. Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния

Имя гражданина. Нельзя представить нормальное осуществление гражданских прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно вы вступаете в гражданские отношения. Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется прежде всего по его имени. Имя гражданину дается при рождении и, как правило, состоит из фамилии, собственно имени и отчества, если законом или национальным обычаем не предусмотрено иное, например, не употребляется отчество. Все гражданские права гражданин вправе приобретать только под собственным именем, не пользуясь именем других лиц. В случаях, предусмотренных законом, гражданин вправе использовать вымышленное имя – псевдоним либо не пользоваться ни подлинным ни вымышленным именем. Например, при опубликовании произведений науки, литературы или искусства гражданин вправе выпустить произведение в свет как под собственным именем, так и используя псевдоним или анонимно, т. е. без указания имени автора (п.1 ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», часть 4 ГК РФ). Используя псевдоним, необходимо следить за тем, чтобы вымышленное имя не совпадало с каким-либо именем конкретного лица, в противном случае будет иметь место использование имени другого гражданина.

В жизни встречаются случаи, когда данное гражданину при рождении имя ему не нравится. В этом случае он вправе в соответствии с законом переменить свое имя. Все права и обязанности при этом за ним сохраняются, кроме того, на него возлагается обязанность сообщить об изменении имени его кредиторам и должникам (ст. 19 ГК).

Место жительства гражданина. Другим индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства (ст. 20 ГК). Исполнение обязательств, открытие наследства и многие другие гражданско-правовые действия совершаются в месте жительства гражданина. Наряду с именем место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Так, нередки случаи полного совпадения имени, фамилии и отчества у различных граждан, однако совпадение места жительства встречается крайне редко. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Если гражданин постоянно проживает в одном и том же месте, его место жительства определяется довольно просто. Однако бывают случаи, когда гражданин проживает в разных местах, переезжая по различным обстоятельствам с одного места на другое. В этом случае закон предусматривает определение места жительства по преимущественному месту нахождения гражданина, т. е. тому месту, где он находится наиболее часто и наиболее продолжительное время. Например, гражданин проживает в Петергофе, ездит на работу в Санкт-Петербург, где у него также имеется жилье, а в летнее время живет на даче. Исходя из времени преимущественного пребывания, вероятнее всего его местом жительства будет признан Петергоф. Не имеют значения место прописки гражданина, место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку закон не связывает с ними определение места жительства гражданина. Особо следует подчеркнуть, что прописка является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решения вопроса о месте жительства гражданина. Так, если гражданин прописан в Москве, а проживает преимущественно в Саратове, то его местом жительства будет признан Саратов.

Граждане вправе сами выбирать себе место жительства, что, как уже говорилось, является одним из элементов правоспособности гражданина. Единственным исключением, установленным в законе, является определение места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Их местом жительства признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (п.2 ст.20 ГК)

В силу различных обстоятельств гражданин может быть вынужден против его желания покинуть свое место жительства. Если гражданин покидает место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, то в соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах»^ от 20 декабря 1995 г. таким гражданам придается особый статус на период до определения нового места жительства гражданина. Право самостоятельного выбора места жительства в данном случае государством не ограничивается. Напротив, в связи с вынужденной необходимостью оставить прежнее место жительства гражданину гарантируется возможность выбрать новое место жительства и получить государственную поддержку для обзаведения жильем.

Иные обстоятельства, вынуждающие гражданина покидать место жительства: отсутствие работы, неприязненные отношения с соседями, медицинские показания и т. п., не имеют юридического значения и полностью охватываются правом гражданина самостоятельно определять место жительства.

Акты гражданского состояния. Действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан, именуются актами гражданского состояния. Так, рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина законом отнесены к числу фактов, определяющих гражданско-правовой статус гражданина (п. 1 ст. 47 ГК). Возникновение и прекращение правоспособности связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов, а усыновление – и отношения законного представительства, и весь комплекс личных и имущественных прав и обязанностей, возникающих между родителями и детьми.

В силу особой важности такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть, подлежат государственной регистрации. Ввиду неоднородности фактов, охватываемых понятием «акты гражданского состояния», государственная регистрация выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, смерти носит удостоверительный характер, поскольку права и обязанности из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Заключение брака, его расторжение, перемена имени порождают юридические последствия только после самого факта государственной регистрации. Следовательно, для заключения брака, его расторжения, перемены имени государственная регистрация имеет не только удостоверительный, но и правообразующий характер.

Государственная регистрация осуществляется специальным государственным органом – органом записи актов гражданского состояния (загсом), а в отношении граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, – консульскими учреждениями.

Порядок осуществления записи и многие другие вопросы определяются Законом РФ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.

Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается необратимый характер. Это означает, что при возникновении ошибок в записях или необходимости их изменений органы загса вправе внести исправления лишь при наличии оснований, предусмотренных законом, и отсутствии спора между заинтересованными лицами. Если возникает спор, то его разрешает суд. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния также являются прерогативой суда (ст. 69–75 Закона об актах гражданского состояния).

На основании произведенных записей гражданам выдается свидетельство, которое удостоверяет факт государственной регистрации соответствующего акта гражданского состояния. Так, до получения паспорта единственным документом несовершеннолетнего является свидетельство о рождении, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх