Информационное обеспечение ведения государственного кадастра недвижимости


УДК 332.3

Информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости

Миканова М.В., магистрант,
Тульский государственный университет, Россия

Рассмотрены основные положения информационного обеспечения ГКН.

Важной составляющей современного общества являются информационные ресурсы. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Информация — это основной решающий фактор, определяющий развитие технологий и ресурсов в целом.

В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информацией являются объекты публичных, гражданских и иных правовых отношений, а также она может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если не установлено ограничение к доступу, порядку предоставления и распространения соответствующими федеральными законами.

В зависимости от категории доступа можно разделить на следующие виды информации:

  • общедоступная информация;
  • информация ограниченного доступа.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» одним из основных принципов ведения ГКН является общедоступность и постоянное обновление содержащейся в нем информации.

Информационное обеспечение является главной составляющей ГКН, и заключается в процессе сбора и предоставления информации, соответствующим образом обработанной, о земельных участках и иных объектах недвижимости, территориальных зонах, а также удовлетворении информационных потребностей заинтересованных пользователей с помощью обмена информацией между ними.

К задачам информационного обеспечения ГКН относятся наполнение, ведение и обновление банка данных ГКН, документирование сведений об объектах ГКН, предоставление необходимой информации заинтересованным органам, структурам, лицам и пр.

Источниками формирования информации в ГКН являются:

  • различные кадастры и ведомственные реестры;
  • органы государственной власти;
  • территориальные органы министерств и ведомств;
  • органы, осуществляющие учет объектов недвижимости;
  • органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним;
  • организации, осуществляющие операции с объектами недвижимости;
  • физические и юридические лица, предоставляющие информацию об объектах недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

Информацию в ГКН можно классифицировать на нормативно-правовую информацию, по назначению, по условию доступа, по месту формирования, по виду предоставления, по степени обработки, по способу отображения. Также информацию об объектах ГКН можно разделить на количественные и качественные характеристики:

  • земельный участок — категория, площадь, вид разрешенного использования, иные сведения;
  • здание — назначение, этажность, площадь, год постройки, поэтажный план, материал стен;
  • сооружение — вид, назначение, год постройки;
  • помещение — назначение, расположение в здании, площадь, количество комнат, материал перегородок;
  • объекты незавершенного строительства — вид, назначение, характеристика составляющих этого объекта.

Для информационного обеспечения ГКН необходимо упорядочить сведения о пространственных, правовых, технических, экономических и социальных характеристиках. Все эти сведения формируются путем проведения государственного учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним, кадастровой и рыночной оценке объектов недвижимости, государственного учета территориальных зон.

Информационное обеспечение ГКН должно способствовать:

  • повышению оперативности работы с информацией и достоверности создаваемой информации;
  • исключению дублирования работы по получению информации;
  • обеспечению единого порядка индивидуальной и совместной работы с информацией, и централизованного хранения информации в электронной форме
  • объединению потоков информации между структурами;
  • обеспечению централизованного хранения информации в электронной форме и др.

Для осуществления информационного обеспечения ГКН создана информационная система государственного кадастра недвижимости — АИС ГКН.

АИС ГКН повышает эффективность принимаемых решений в области земли и недвижимости, а также качество выполнения технологических процессов и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Основными целями создания АИС ГКН являются:

  • обеспечение государственных органов управления федерального и регионального уровней необходимыми статистическими сведениями;
  • обеспечение оперативного доступа к информации о соблюдении земельного законодательства;
  • обеспечение единого информационного пространства Росреестра и его территориальных органов, которое позволяет использовать накопленную информацию для принятия государственных управленческих решений.
    Работы в АИС ГКН проводят с целью:
  • создания единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;
  • сокращения временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставлении сведений из ГКН;
  • создания полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, создания механизма доступа к информационным ресурсам ГКН и развитие сервисных услуг на основе Интернет-технологий.

Таким образом, информация и информационное обеспечение является важной основой ГКН. Информационное обеспечение ГКН осуществляется органами, структурами и лицами, обладающими кадастровой информацией. Важно отметить, что удовлетворение информационных потребностей этих заинтересованных пользователей должно осуществляться при помощи с информационного взаимодействия между ними.

АИС ГКН, созданная для совершенствования информационного обеспечения ГКН, обеспечивает необходимыми сведениями заинтересованных пользователей, регулирует информацию, в соответствии с земельным законодательством, позволяет использовать накопленную информацию для принятия государственных управленческих решений.

Библиографический список

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий и иных сведений.

Государственный кадастр недвижимости создается и ведется в целях:

1. Обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

2. государственного учета, контроля за их использованием и охраной земель и других объектов недвижимости;

3. планирования и регулирования использования земель и неразрывно связанных с ними объектов недвижимости;

4. оценки недвижимого имущества и установления обоснованной платы за его использование;

5. обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6. защиты прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости;

7. информационного обеспечения гражданского оборота земли и других объектов недвижимости .

Задачей государственного кадастра недвижимости является обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов:

1. единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации. Подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения кадастра, формирования системы кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата всех объектов недвижимости, так и с точки зрения охвата всей территории.

2. Обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения). Кадастровые сведения должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Для обеспечения непрерывности ведения кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.

3. Сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации по единой методике, единой степени полноты и детализации.

Соблюдение выше перечисленных принципов позволяет обеспечить правильное ведение кадастра недвижимости.

Н.Н. Надеева, И.С. Пивцова, Пензенский государственный университет

— краткая характеристика отдела ведения архивов
— формирование кадастровых дел объектов недвижимости

В настоящее время определяющим фактором при регистрации права собственности на землю является определение и согласование границ земельных участков. Отсюда возникают сразу несколько проблем: проблема постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объекте, проблема ипотечного кредитования, а также проблема, связанная с определением имущественных налогов.

Для решения всех этих проблем в 2004 году было создано Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области (ФГУ «ЗКП» по Пензенской области), которое оказывает населению города Пензы и области услуги в сфере ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастра объектов недвижимости и государственного технического учета объектов градостроительной деятельности.

В структуре ФГУ «ЗКП» по Пензенской области для формирования, учета и хранения кадастровых дел объектов недвижимости был создан отдел ведения архивов, главной задачей которого является обеспечение хранения документов Государственного земельного кадастра в соответствии с правилами для хранения документов государственного архива, картографо-геодезического фонда.

Основными функциями отдела ведения архивов являются:

— подготовка кадастровых и реестровых дел для архивного хранения;
— обеспечение хранения кадастровых дел;
— обработка запросов на выдачу кадастровых дел для временного пользования;
— ведение учета кадастровых дел, хранящихся в отделе.

Кадастровое дело формируется на основе учетного дела, которое заводится сотрудниками ФГУ «ЗКП» по Пензенской области после регистрации заявления о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (Рис. 1).

Вместе с заявлением в учетное дело включаются все необходимые для постановки на кадастровый учет документы. Учетные дела идентифицируются регистрационным номером заявления и регистрируются в книге передачи документов по заявлениям (Рис. 2).
Рис. 1. Копия заявления о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости
Рис. 2. Копия книги передачи документов по заявлениям

После регистрации все учетные дела вносятся в реестр передачи документов (Рис. 3) и вместе с ним поступают в отдел ведения архивов, сотрудники которого на основании учетных дел формируют кадастровые дела.
Рис. 3. Копия реестра передачи документов в отдел ведения архивов
Подготовкой и формированием кадастровых дел в отделе ведения архивов ФГУ «ЗКП» по Пензенской области занимаются документоведы. При поступлении учетного дела в отдел ведения архивов документовед регистрирует его в журнале регистрации документов, переданных в отдел ведения архивов для формирования кадастровых дел (Рис. 4).

Номер заявле-ния

Дата заявле-ния

Кол-во листов
в деле

Должность и подпись лица, проверившего комплект представленных документов

Дата передачи в отдел ведения архивов

Должность и подпись лица, передающего документы

Должность и подпись лица, принявшего документы

Примеча-ние

Рис. 4. Форма журнала регистрации документов, переданных в отдел ведения архивов для формирования кадастровых дел

Кадастровые дела оформляются сотрудниками отдела ведения архивов в соответствии с «Порядком ведения кадастровых дел объектов недвижимости», утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации.

Каждое кадастровое дело идентифицируется кадастровым номером объекта недвижимости, имеет свой титульный лист (Рис. 5), который оформляется в соответствии с приложениями, приведенными в письме Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъектам Российской Федерации «Разъяснения по ведению кадастровых дел».

На титульном листе указываются: заголовок, идентификатор кадастрового дела и дата кадастрового дела.

Идентификатор кадастрового дела включает в себя:

— кадастровый номер объекта недвижимости;
Рис. 5. Копия титульного листа кадастрового дела объекта недвижимости

— индивидуальное обозначение зоны с особыми условиями использования территорий (для кадастровых дел зон с особыми условиями использования территорий);

— номер единицы кадастрового деления (для кадастровых дел кадастрового деления);

— индивидуальное обозначение единицы административного или кадастрового деления (для кадастровых дел геодезической или картографической основы Государственного кадастра недвижимости).

Согласно «Порядку ведения государственного кадастра недвижимости» в кадастровое дело при его оформлении документы помещаются в следующей последовательности:

— титульный лист кадастрового дела;

— лист-заверитель, на котором цифрами и прописью указывается количество листов в кадастровом деле, особенности отдельных документов;

— лист-заместитель кадастрового дела, включаемый в кадастровое дело вместо временно изъятого из дела документа;

— внутренняя опись документов, помещенных в кадастровое дело, оформляемая на отдельном листе по установленной форме.

Внутренняя опись документов кадастрового дела составляется документоведом отдела ведения архивов, ответственным за ведение кадастровых дел.

Во внутренней описи документов кадастрового дела указываются:

— порядковый номер документа, помещенного в дело;

— индекс дела;

— реквизиты документа (наименование, регистрационный номер, дата);

— номера листов документа, на которых расположен каждый документ;

— дата включения документа в кадастровое дело;

— место хранения документа;

— подпись, фамилия и инициалы сотрудника отдела, ответственного за ведение кадастровых дел.

После внутренней описи в кадастровое дело последовательно включаются следующие документы:
— заявление;
— документы, необходимые для кадастрового учета, представленные заявителем:

  • постановление о предоставлении земельного участка в собственность,
  • описание земельного участка,
  • протокол проверки документов,
  • решение об осуществлении кадастрового учета,
  • акт определения кадастровой стоимости участка,
  • кадастровый паспорт земельного участка.

Все кадастровые дела включаются в номенклатуру дел ФГУ «ЗКП» по Пензенской области и подлежат постоянному хранению. Ведение номенклатуры дел, формирование и оформление кадастровых дел осуществляются сотрудниками отдела ведения архивов с учетом нормативных требований Росархива.

После того как кадастровое дело полностью оформлено, оно помещается на стеллаж и хранится в отделе ведения архивов постоянно. Выдача кадастровых дел для временного пользования осуществляется только работниками отдела общего обеспечения и отдела обеспечения ведения кадастровых объектов ФГУ «ЗКП» по Пензенской области и сопровождается оформлением бланка заказа на выдачу кадастровых дел для временного пользования. Кадастровые дела, выданные для временного пользования, регистрируются в книге выдачи кадастровых дел. Все эти документы оформляются сотрудниками отдела ведения архивов по формам, приведенным в приложениях к «Основным правилам работы архивов организаций».

Таким образом, правильное оформление и хранение кадастровых дел играет очень важную роль, так как вопрос постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и объекта недвижимости является в настоящее время очень актуальным.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 г. № 35 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

Письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъектам Российской Федерации от 04.03.2008 г. № ВК/0876@ «Разъяснения по ведению кадастровых дел».

Приказ Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 г. № 35 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

Основные правила работы архивов организаций. Одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх