Информационные технологии в избирательном процессе

СЕКЦИЯ «ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Соколова И.А., Корнилов Г.В.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ВЫБОРЫ»)

Российская избирательная система еще очень молода. Но с самого начала деятельность системы избирательных комиссий Российской Федерации была неотделима от масштабного использования информационных технологий. За это время у нас сложилось определенное, весьма четкое представление о роли и месте автоматизации в избирательных процессах, о направлениях развития информатизации в этой области.

Все выборы в Российской Федерации федерального и регионального уровней (включая муниципальный) проводятся с использованием единой Государственной автоматизированной системой «Выборы». Ее логическая архитектура полностью соответствует иерархическим взаимосвязям системы избирательных комиссий во главе с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и объединяет -в информационном смысле — работу всех избирательных комиссий.

Еще в начале 90-х годов перед ЦИК России стояла главная проблема, какую систему мы хотим построить: будет ли она автоматизировать отдельные звенья избирательного процесса (такие как подсчет голосов и определение результатов) или же всю избирательную систему Российской Федерации в целом. Другими словами, мы были перед выбором — строить «очень большой калькулятор» или идти на разработку нового класса системных решений, внедряющих автоматизацию в область отношений, возникающих при организации избирательного процесса.

Мы пошли вторым путем, в результате чего были разработаны оригинальные системные решения ГАС «Выборы». При этом был изучен опыт ряда стран, где информационные технологии активно применяются на выборах. Вместе,, с тем, следует подчеркнуть, что система создавалась без заимствования у зарубежных аналогов.

Главными целями ее создания стали:

во-первых — сокращение трудоемкости и сроков обработки информации при проведении выборов и референдумов;

во-вторых — повышение достоверности данных о результатах выборов, их защита от возможного искажения, облегчение общественного контроля;

в-третьих — повышение доверия общества к избирательной системе.

Этот выбранный подход и определил важнейшие свойства и отличительные черты ГАС «Выборы».

Можно сказать, что уникальность ГАС «Выборы» состоит в том, что она открыла новый класс информационных систем России — социально-ориентированных информационных систем. Она автоматизирует процесс демократического

формирования властных структур государства, и в этом смысле ее пользователями являются не ведомства или производства, а все граждане, общество и страна в целом.

Именно поэтому можно говорить, что создание и использование Государственной автоматизированной системы «Выборы» законодательно является одной из существенных гарантий избирательных прав российской граждан, обеспечивающей достоверность и полноту электоральной информации, максимально быстрое и широкое информирование общества о ходе и результатах выборов.

Другое важное свойство системы — адаптивность. Учитывая постоянное совершенствование законодательной базы выборов в стране и регионах, система проектировалась и строилась как адаптивная и многозадачная, способная одновременно обеспечивать выборы разного вида, с опорой на нормативно-правовые акты различного уровня. Система поддерживает все типы избирательных процессов и, что принципиально, — ведет их одновременно.

В ГАС «Выборы» применяются современные компьютерные технологии, обеспечивающие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки, проведения и обработки результатов избирательных кампаний и референдумов, оперативного доведения результатов выборов до избирателей.

Организационную структуру ГАС «Выборы» составляет единый информационно-технологический комплекс информационных центров и служб, обеспечивающих в своем взаимодействии выполнение функций и задач ГАС «Выборы». В состав этого комплекса входят:

— Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, выполняющий функции информатизационного центра Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

— информационные центры, действующие в составе аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

— окружные информационные службы, действующие в составе аппаратов окружных избирательных комиссий, если иное не предусмотрено совместным постановлением избирательной комиссии и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; — территориальные информационные службы, действующие в составе аппаратов глав муниципальных образований (администраций городов и районов).

Особую роль в функционировании ГАС «Выборы» играет Федеральный центр автоматизации, который осуществляет общее руководство и управление процессами использования ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдумов всех уровней и в межвыборный период, а также информационное обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Федеральный центр информатизации является представителем государственного заказчика по эксплуатации и развитию ГАС «Выборы», осуществляет оперативное управление деятельностью центров (служб) избирательных комиссий при подготовке и проведении федеральных выборов, отвечает за организационно-методическое руководство деятельностью информационных центров (служб) избирательных комиссий при подготовке и проведении региональных и муниципальных выборов и в межвыборный период.

Информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является подразделением аппарата этой комиссии, действующим в целях автоматизации информационных процессов, осуществляемых в ходе подготовки и проведения на территории субъекта Российской Федерации выборов и референдумов, информационного обслуживания данной избирательной комиссии, а также решения в установленном порядке задач, не связанных с избирательным процессом в межвыборный период.

«ГАС-Выборы» является не только элементом избирательного процесса, но и инструментом легитимного определения властных полномочий, а может быть и средством захвата власти. Вот почему она по определению общественная — общество является ее главным пользователем. И, конечно, через своих представителей оно должно и даже обязано контролировать ее работу. Сейчас законодатели делают это ручным способом — при помощи наблюдателей, членов комиссий с совещательным голосом и т.п. Эффективность их усилий часто близка к нулю.

В государственной автоматизированной системе «Выборы» информация поступает только в одном направлении — снизу вверх. ФЦИ физически не имеет обратной связи по базе данных с компьютерами территориальных и окружных избирательных комиссий. Поэтому в принципе кажется, что фальсификация итогов выборов невозможна. Но если внимательно проанализировать действующий федеральный закон от 10.01.2003г. «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»»1, то легко увидеть, что он позволяет осуществить цепочку такую технических действий, в результате которых администрация может получить доступ к информации о ходе голосования в своем регионе практически в любое время.

Кроме того, в действующем федеральном законе есть немало положений, позволяющих посторонним лицам вмешиваться в базу данных системы. Например, ст.20 регламентирует ее использование «для решения задач, не связанных с выборами и референдумом». При этом в законе не сказано, что это за задачи. Выходит, к системе с неизвестными целями могут подключаются совершенно посторонние лица. Кто даст гарантию обществу, избирателям, что неизвестные «пользователи» не имеют возможности корректировать итоги голосования, «скачивать» или даже вносить изменения в данные об избирателях и членах избирателях? К тому же ст. 18 разрешает доступ к информационным ресурсам системы даже сотрудникам аппарата ЦИК и его Федерального центра информатизации. А это и секретарша, и сантехник с буфетчицей. Хотя на наш взгляд круг лиц, имеющих доступ к информационным ресурсам, должен быть строго ограничен законом.

Основные направления развития ГАС «Выборы» включают:

1. Повышение уровня автоматизации избирательных процессов.

2. Расширение функциональных возможностей комплексов средств автоматизации всех уровней с учетом их использования в интересах органов государственной власти, в том числе для создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вхождение в единое информационное пространство России и создание соответствующих средств.

1 ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» от 10.01.2003г. № 20-ФЗ

4. Повышение устойчивости ее функционирования. Реализация основных направлений развития ГАС «Выборы» требует модернизации программно-технической среды и в первую очередь технологической платформы КСА — основы построения автоматизированных систем различного назначения.

Таким образом, функционирование ГАС «Выборы» не сводится к решению технических проблем обработки и передачи данных. Несущей опорой системы является нормативно-правовая база выборов, которая постоянно совершенствуется, а в конкретных регионах и муниципальных образованиях России может отличаться в немалых деталях. На системном уровне решена задача преобразования норм гуманитарно-юридического характера (избирательного права) в набор формализуемых процессов, доступных автоматизации.

Именно поэтому можно говорить о том, что ГАС «Выборы» реально обеспечивает осуществление избирательных прав граждан в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, международными избирательными стандартами.

Рекомендуется проводить дальнейшее совершенствование ГАС «Выборы» по следующим основным направлениям:

1. Создание устройств электронного голосования участковых избирательных комиссий, эффективных по критерию «качество-стоимость», а также правового обеспечения их функционирования, в том числе с учетом Рекомендаций Комитета министров стран — участниц Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования (1Р1-8-ЕЕ).

2. Адаптация технологий и специального программного обеспечения ГАС «Выборы» к изменениям и дополнениям положений законодательства Российской Федерации (а также, по согласованию, законодательства субъектов Российской Федерации) о выборах и референдумах.

3. Развитие комплексной системы информационной безопасности, консолидирующей правовые, технологические, организационные, технические и экономические меры и способы противодействия угрозам безопасности.

4. Оптимизация системы планирования и эксплуатации ГАС «Выборы» и составляющих ее комплексов средств автоматизации избирательных комиссий всех уровней, расширение технических возможностей средств контроля функционирования системы для обеспечения сквозного аудита всех комплексов средств автоматизации.

5. Обеспечение информационного взаимодействия ГАС «Выборы» с действующими и разрабатываемыми государственными автоматизированными системами для использования их баз данных при учете и формировании электронного списка избирателей на основе подсистемы «Регистр избирателей», а также предоставления ресурсов ГАС «Выборы» указанным системам для решения важных социальных задач, не связанных с выборами и референдумами.

6. Создание цифровой телекоммуникационной среды региональных фрагментов ГАС «Выборы».

7. Повышение уровня автоматизации деятельности избирательных комиссий, расширение спектра предоставляемых информационных услуг для избирателей и избирательных комиссий.

24 июля 2019 год

Новые избирательные технологии: цифровые избирательные участки

Единый день голосования в Российской Федерации 8 сентября 2019 года станет не только днем выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления в ряде субъектов Российской Федерации. В этот день в столице нашей страны будут проведены практические испытания двух новых избирательных технологий. Одна из них — голосование на цифровых избирательных участках.

В последнее время идет постоянный поиск наилучших способов предоставления избирателям возможности проголосовать на выборах в случаях, когда избиратель в день голосования выезжает за пределы избирательного округа или избирательного участка, где он включен в список избирателей. Ранее применявшиеся способы для участия таких избирателей в выборах — досрочное голосование, голосование по открепительным удостоверениям, голосование по почте — в настоящее время отменены на выборах федерального и регионального уровней в пользу новой технологии включения избирателей в список избирателей по месту нахождения («мобильный избиратель»). Этот способ универсален и удобен на федеральных выборах, однако на региональных выборах он не может помочь избирателю проголосовать в случаях его выезда за пределы региона — избирательного округа. Такой пробел в гарантиях реализации избирателем активного избирательного права может быть восполнен с помощью цифровых избирательных участков.

Цифровые избирательные участки позволят избирателю проголосовать за пределами избирательного округа, так как могут быть оборудованы практически в любых населенных пунктах всех регионов России с возможностью предоставить избирателю любой необходимый бюллетень в электронной или бумажной форме. Главные условия — чтобы выборы шли по всей стране в один день, были определены и оборудованы цифровые участки, а также чтобы избиратель, заблаговременно выбрав такой участок, на котором собирается голосовать, подал соответствующее заявление через портал Госуслуг. Тогда в единый день голосования, когда участки будут работать по всей стране, избиратель, скажем, из Свердловской области, находясь на отдыхе в городе Сочи, сможет проголосовать на цифровом избирательном участке, оборудованном в этом городе, на выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.

Практическое испытание новой избирательной технологии пройдет 8 сентября в Москве на 30 специальных цифровых избирательных участках, расположенных в различных административных округах столицы. В этот день одновременно с выборами в Московскую городскую Думу пройдут дополнительные выборы депутатов Государственной Думы (в том числе по Серовскому одномандатному избирательному округу № 174 в Свердловской области), выборы губернатора Санкт-Петербурга и иные региональные выборы. Находясь 8 сентября в Москве, жители-избиратели таких субъектов Российской Федерации смогут принять участие в своих региональных выборах на данных цифровых участках.

Голосование будет проводиться либо с использованием специальных терминалов для голосования с применением электронных бюллетеней, которые будут отображаться на экранах терминалов, либо с использованием обычных бумажных бюллетеней. Отчетные данные об итогах голосования на «не-московских» выборах будут установлены московскими комиссиями цифровых участков в первоочередном порядке и переданы по защищенным каналам связи в избирательные комиссии соответствующих субъектов Российской Федерации для учета при установлении результатов выборов.

Каковы будут результаты этого эксперимента и какие выводы будут сделаны избирательными комиссиями и законодателями в отношении перспектив создания цифровых избирательных участков по всей стране в будущем станет понятно после единого дня голосования 8 сентября.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Электронное голосование в Республике Казахстан: настоящее и будущее

АСТАНА. 8 июня. КАЗИНФОРМ — Процессы демократизации, происходящие в казахстанском обществе, требуют дальнейшего совершенствования избирательной системы, являющейся одним из важных институтов становления и развития демократии.

Прошедшие за годы суверенитета избирательные кампании показали, что действующее избирательное законодательство Республики Казахстан является достаточной правовой базой для проведения выборов, соответствующих общепризнанным международным нормам и демократическим стандартам.

В то же время имеющаяся практика выявила ряд недостатков в системе подготовки и проведения выборов. Отмечающиеся в избирательном процессе недостатки зачастую становятся следствием низкого уровня организации работы избирательных комиссий, несовершенства механизма подсчета голосов и подведения итогов голосования, несоблюдения норм избирательного законодательства участниками избирательного процесса.

Голосование — это процедура, лежащая в фундаменте всей демократической политической системы. Поэтому обеспечение «прозрачности» и честности подведения итогов голосования — задача большой политической важности.

Как показывает мировая практика, одним из путей решения указанных проблем является внедрение автоматизированных информационных систем, позволяющих решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах, включая планирование, подготовку и проведение выборов, а также учет избирателей.

По мнению директора РГП «Инженерно-технический центр ЦИК РК», кандидата технических наук Серика Еслямова, автоматизированные системы также предоставляют возможности оптимальной организации работы избирательных комиссий разных уровней, подведения в режиме реального времени итогов голосования и доведения их с помощью средств отображения информации и электронных средств массовой информации до каждого гражданина страны.

Исходя из объективной необходимости совершенствования избирательной системы с учетом реалий современности, в нашей республике комплексное решение обозначенных проблем было найдено путем создания государственной автоматизированной информационной системы «Сайлау» (АИС «Сайлау»).

Автоматизированная информационная система «Сайлау», введенная в эксплуатацию в 2004 году, позволила реализовать задачу автоматизации процесса организации и проведения выборов, достижения их прозрачности путем максимального исключения из всего технологического цикла негативного воздействия так называемого «человеческого фактора».

Введение электронной системы голосования стало важным событием в политической жизни государства. Как и всякое новшество, событие вызвало большой общественный резонанс. Противники системы утверждали, что ввод этой системы может привести к искажению результатов голосования, так как любое программное обеспечение не защищено от постороннего вторжения. Сторонники же АИС «Сайлау» считали, что внедрение этой системы сделает выборы более прозрачными и открытыми.

Следует заметить, что Республика Казахстан приступила к разработке и внедрению электронной избирательной системы с учетом мирового опыта в автоматизации избирательных процедур.

— В настоящее время высокие информационные технологии активно внедряются в выборный процесс во многих государствах, на электронное голосование переходит все больше стран. Широко используется эта практика странах Евросоюза, США и Российской Федерации, отмечает С.Еслямов.

К примеру, в США компьютерные машины для подсчитывания голосов применяются уже несколько лет. В процессе голосования избиратель просто нажимает кнопки на специальном устройстве. Такая технология гораздо упрощает процесс голосования, что, как считают ее сторонники, может повысить явку на выборы. В 2004 году впервые в истории США жители штата Мичиган проголосовали на предварительных выборах, не выходя из дома. Отныне они могут зарегистрироваться на особом сайте и отдать свой голос через Интернет.

С 90-х годов прошлого века электронные машины для регистрации и подсчета голосов избирателей используются на местных выборах во многих индийских штатах. В перспективе Индия намерена вообще отказаться от бумажных бюллетеней.

Австралия тоже испробовала электронную систему на выборах 2001 года, однако в общенациональном масштабе она пока не введена.

В России используется Государственная автоматизированная система «Выборы», основной особенностью которой является автоматизированный подсчет бумажных избирательных бюллетеней. Вычислительный парк данной системы составляет более чем 10 тысяч единиц компьютеров, объединенных в единую сеть в 3000 городах и районных центрах Федерации. Система представляет собой подобие огромного калькулятора и позволяет минимизировать временные затраты только на этапе подсчета избирательных бюллетеней и подведения итогов выборов.

Применяемая в странах Евросоюза система электронного голосования E-Poll, охватывает весь процесс голосования полностью. Процедура электронного голосования проводится под контролем общественных экспертов, консультантов, при использовании специфической защищенной и безопасной коммуникационной сети. Данная система базируется на инновационной архитектуре удаленного голосования, позволяющей осуществлять голосование независимо от места нахождения избирателя.

Привлекательность системы E-Poll заключается в том, что она обеспечивает избирателям после завершения процедуры голосования возможность получения бумажного подтверждения о факте голосования и процедуре подписи каждого поданного голоса в системе независимыми наблюдателями.

Таким образом, как показывает мировой опыт, обширное использование в избирательном процессе современных информационных технологий становится естественной необходимостью. При этом внедрение в обществе системы электронного голосования требует достаточно длительного времени с постепенным завоеванием доверия со стороны электората.

Начало созданию автоматизированной информационной системы в нашей стране было положено поручением Главы государства о внедрении автоматизированной системы составления списков избирателей, голосования, установления итогов голосования и определения итогов выборов, озвученного в Послании народу Казахстана на 2004 год от 4 апреля 2003 года.

Конституционным законом Республики Казахстан от 14 апреля 2004 года были внесены дополнения в Закон «О выборах в Республике Казахстан», регламентирующие особенности проведения выборов с использованием электронной избирательной системы.

В основу концепции «Сайлау» были положены такие основные задачи, как повышение эффективности сбора, обработки, хранения и передачи информации, используемой в ходе подготовки выборов, повышение уровня информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий всех уровней, их оперативного взаимодействия в ходе организации и проведения выборов. Также была поставлена задача автоматизации избирательных процедур по подсчету голосов и определения результатов выборов, обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа.

Разработанная проектная и эксплуатационная документация АИС «Сайлау» тщательно изучалась экспертной комиссией, в которую вошли представители политических партий.

В соответствии с выводами экспертной группы Государственной комиссией по приемке электронной избирательной системы 15 сентября 2004 года был подписан акт о приемке автоматизированной информационной системы «Сайлау» в эксплуатацию. Для обеспечения сервисного системно-технического обслуживания, сопровождения и администрирования АИС «Сайлау» было создано республиканское государственное предприятие «Инженерно-технический центр Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан».

Начиная с 2004 года система начала поэтапно использоваться в реальных выборных мероприятиях. Уже 5 сентября 2004 года в качестве эксперимента система была применена на 4 избирательных участках г.Астаны при проведении довыборов депутатов маслихатов вместо выбывших.

19 сентября 2004 года АИС «Сайлау» использовалась на 961 (10%) избирательном участке при проведении очередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, а 4 декабря 2005 года уже на 1 447 (15%) избирательных участках при проведении очередных выборов Президента Республики Казахстан.

Количество участков, на которых применялась АИС «Сайлау» определялось с учетом технического состояния каналов связи, а также с учетом рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ о постепенности её внедрения. Кроме того, избирателям предоставлялась возможность выбора способа голосования — с использованием электронной избирательной системы или бумажными бюллетенями.

Как отмечает начальник отдела сервисного системно-технического обслуживания РГП «Инженерно-технический центр ЦИК РК» Канат Арсакбаев, в результате проведенной в течение 2003-2005 годов работы Центризбиркомом была создана территориально-распределенная автоматизированная информационная система, оперативно реализующая задачи по сбору информации, подсчету голосов и передаче результатов выборов в условиях открытости и гласности. На всех выборных мероприятиях АИС «Сайлау» работала достаточно надежно и получила многочисленные положительные оценки со стороны иностранных наблюдателей.

Она обеспечивает прозрачность, открытость и информативность избирательного процесса, а также полностью защищена от несанкционированного проникновения в нее. Работая исключительно через выделенные защищенные каналы связи, не связанные с такими внешними сетями, как Интернет и другие сети общего пользования, система исключает вмешательство посторонних лиц.

По мнению К.Арсакбаева, «Сайлау» обеспечивает автоматизацию всех процедур — от учета избирателей до подсчета голосов и распечатывания итоговых протоколов — без вмешательства членов избирательных комиссий. Результаты выборов становятся известны сразу же по завершении голосования.

Наряду с оптимизацией избирательных процедур, автоматизированная избирательная система дает большую экономию времени и материальных ресурсов при проведении выборов, что также делает её привлекательной.

Любая информационная система должна развиваться в соответствии с современными тенденциями в сфере информационных технологий.

АИС «Сайлау» после выборов депутатов Мажилиса Парламента 2004 года была усовершенствована с учетом пожеланий избирателей об упрощении процедуры голосования.

Во время выборов Президента страны в декабре 2005 года избиратели уже имели возможность вместо мобильного терминала использовать электронную карточку избирателя, которая напоминает обыкновенную смарт-карту, хорошо знакомую всем, кто привык пользоваться банкоматом или таксофоном. Причем избирателю можно было выбрать любую из нескольких карточек, что гарантировало соблюдение тайны голосования.

— Работа по усовершенствованию автоматизированной информационной системы «Сайлау» продолжается и в настоящее время. В ходе этой работы учитываются как пожелания избирателей, политических партий, неправительственных организаций, так и специалистов международных организаций, говорит директор РГП С.Еслямов.

В частности, экспертами БДИПЧ/ОБСЕ были даны рекомендации по изменению интерфейса системы таким образом, чтобы при голосовании «ни за одного из кандидатов», система запрашивала подтверждение. Также ими было предложено предусмотреть возможность дублирования учета голосов на бумажном носителе, что позволит в случае необходимости пересчитать поданные избирателями голоса вручную.

Все выявленные недостатки планируется устранить в процессе дальнейшего совершенствования и развития системы, в рамках разработанной концепции развития электронной избирательной системы на 2009 — 2011 годы.

В этот период будут дорабатываться существующие и разрабатываться новые образцы специализированного оборудования и программного обеспечения системы, совершенствоваться ее нормативно-правовая и методологическая база.

В будущем рассматривается возможность установки на избирательном участке устройства считывания электронной карты избирателя со встроенным принтером («считыватель”). В случае внедрения этого новшества после процедуры голосования на терминале, избиратель будет подходить к считывателю, вставлять карточку в соответствующий картоприемник, и видеть в специальном окошке распечатанные на бумажной ленте результаты своего голосования. При этом бумажная лента должна находиться в специальном опечатанном контейнере. После визуального подтверждения своего выбора, избиратель извлекает ЭКИ. Одновременно с этим бумажная лента прокручивается, и результаты голосования избирателя сдвигаются за пределы окошка, что обеспечит тайну голосования. После этого карточка сдается члену избирательной комиссии или оператору.

В случае возникновения спорной ситуации, с помощью распечаток на бумажной ленте может быть проведена проверка правильности итогов голосования. Кроме этого, предусматривается присутствие аппаратной функции печати всех результатов голосования по участку, сохраненных в энергонезависимой памяти считывателя.

Кроме этих новшеств, планируется создание системы контроля и управления доступом, сетевой безопасности, единого центра управления.

Большое внимание будет уделено исследованию возможностей использования в выборных мероприятиях новейших информационных технологий (глобальная сеть Интернет, мобильная связь, беспроводной доступ в пределах одного города).

Одной из ключевых задач является проведение мероприятий по внедрению стандартов качества ISO 9000 и соответствующей сертификации аппаратно-программных систем, что позволит поднять уровень используемой системы электронного голосования до уровня международных требований.

Немаловажным аспектом развития электронной избирательной системы является продолжение в стране политических реформ, направленных на демократизацию нашего общества, введение выборности руководителей местных исполнительных органов различного уровня. При этом количество избирательных участков, в которых будет применяться электронная избирательная система, необходимо планомерно увеличивать, постепенно приобщая к ней всё большую часть населения страны.

Поэтому, в числе стоящих перед нами задач также увеличение количества избирательных участков, в которых возможно проведение выборных мероприятий с использованием электронной избирательной системы, замена технических средств электронной избирательной системы, выработавших свой ресурс.

Неуклонное стремление Республики Казахстан вступить в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мирового сообщества, процессы демократизации в республике приводят к возникновению новых тенденций развития нашего государства, порождают потребность в более открытых механизмах управления государственными задачами. Появляются государственные программы развития, требующие постоянного взаимодействия с системой «электронного правительства».

Автоматизированная информационная система «Сайлау», являющаяся частью крупных достижений в области информационных технологий, достигнутых нашим государством за последние годы, также призвана служить целям дальнейшего развития и укрепления демократии. Ибо она, как уже было отмечено, предоставляет возможность автоматизации процессов организации и проведения выборов, достижения их прозрачности, обеспечения избирательных прав граждан в соответствии с Конституцией и избирательным законодательством Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации избирательного процесса путем широкого применения новых информационных технологий.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх