Инициирование процедуры банкротства кредитором

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Основания для возбуждения дела о признании должника банкротом

Согласно пункту 2 статье 38 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве», одним из оснований для возбуждения судом производства по делу о банкротстве является заявление должника.

Однако не каждый индивидуальный предприниматель или юридическое лицо может заявить о своем банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона «О реабилитации и банкротстве», основанием для обращения должника в суд с заявлением о признании его банкротом является его неплатежеспособность при отсутствии возможности ее восстановить.

Под неплатежеспособностью должника понимается неспособность должника выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения.

Таким образом, из приведенной нормы закона следует, что в случае отсутствия у должника не исполненных обязательств, либо имеется возможность удовлетворить требования кредиторов по указанным обязательствам вне конкурсного производства, суд может отказать в признании должника банкротом.

В соответствии со статьей 18 Закона «О реабилитации и банкротстве», заявление должника подается в суд в письменной форме, подписывается руководителем должника — юридического лица либо лицом, его заменяющим в соответствии с учредительными документами.

В заявлении должны быть указаны следующие данные:

— наименование суда, в который подается заявление;

-обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов;

— сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, находящемся в аренде и в лизинге, о деньгах, находящихся на банковских счетах; номера счетов и места нахождения банков, перечень дебиторов с указанием их места нахождения и суммы их задолженности;

— сведения об обязательствах должника, срок исполнения которых не наступил;

— информация об отношении деятельности должника к сфере естественной монополии или о том, что данный должник является субъектом рынка, занимающим доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке;

— перечень прилагаемых документов.

В заявлении должника о признании его банкротом допускается указание иных сведений, имеющих значение для рассмотрения дела о банкротстве.

В соответствии со статьей 19 Закона «О реабилитации и банкротстве», к заявлению должника о признании его банкротом прилагаются документы, которые подтверждают:

— уплату государственной пошлины, размер которой, в соответствии с подпунктом 13) пункта 1 статьи 535Налогового кодекса Республики Казахстан, составляет 500% месячных расчетных показателей (МРП);

— наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов;

— иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника.

Рассмотрение судом заявления о банкротстве

После поступления заявления о банкротстве, не позднее 5 рабочих дней, суд возбуждает дело либо возвращает заявление без рассмотрения в случае несоблюдения формы и порядка подачи заявления. После возбуждения дела о банкротстве не допускается исполнение ранее вынесенных судебных актов в отношении имущества должника, также исключается безакцептное снятие денег с банковских счетов должника и обращение взыскания на имущество, любые имущественные требования кредиторы заявляют только в рамках банкротной процедуры.

Со дня вынесения судом определения о возбуждении дела органам и участникам должника запрещается использовать и отчуждать имущество, за исключеним обычных для данной компании коммерческих операций. Осуществлять указанные действия должник вправе только после предварительного согласования с временным управляющим. Запрещается также отчуждение акций или долей в уставном капитале.

После возбуждения дела, не позднее 2 рабочих дней, суд назначает временного управляющего — лицо, прошедшее квалификационный экзамен и допущенное в установленном законом порядке к осуществлению деятельности администратора. Главной задачей временного управляющего на данном этапе является сбор информации, а также составление заключения аналитического характера относительно финансового состояния должника. В заключении, изучив учетную и бухгалтерскую документацию, временный управляющий приводит выводы касательно платёжеспособности либо неплатежеспособности должника, о наличии оснований для признания несостоятельности должника либо иные выводы. Заключение представляется временным управляющим в суд и рассматривается в качестве одного из доказательств, для возможности всестороннего и полного исследования судом вопроса о неплатежеспособности должника.

В судебном заседании помимо должника участвуют представитель уполномоченного органа, представитель органа прокуратуры, кредиторы и иные заинтересованные лица, которые также дают пояснения, отзывы и пользуются всеми иными правами, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством. Если должник не является в судебное заседание, суд выносит определение о принудительном приводе, за исключением случаев банкротства отсутствующего должника. Если заявление о банкротстве подано кредитором, то его неявка в судебное заседание влечет вынесение судом определения об оставлении заявления без рассмотрения.

Завершение этапа определяется вынесением судебного акта о признании либо не признании несостоятельности должника. При этом суд ограничен жесткими временными рамками: дело о банкротстве, в случае если заявитель должник, должно быть рассмотрено в месячный срок, в случаях, когда в суд подает кредитор или прокурор — в течение 2-х месяцев с момента возбуждения дела.

После признания должника несостоятельным начинается заключительный и самый длительный этап, завершающийся внесением записи о ликвидации банкрота в государственный регистр юридических лиц. Со дня вынесения судом решения о признании должника банкротом признаются истекшими все сроки его обязательств, не начисляется неустойка и вознаграждение, все имущественные споры в судах, в которых участвует банкрот, прекращаются, по заявлению администратора снимаются все ограничения и обременения на имущество. Все имущественные требования к должнику предъявляются только в рамках процедуры банкротства. Всем органам и участникам банкрота запрещается использовать и отчуждать имущество, кроме обычных для данной компании коммерческих операций, а также в рамках погашения обязательств.

Предельный срок проведения данного этапа 9 месяцев, однако, в некоторых случаях срок процедуры банкротстваможет быть продлен либо затянуться. Функции по управлению делами и имуществом должника осуществляются временным управляющим, который формирует реестр требований кредиторов, проводит инвентаризацию имущественной массы, организовывает и проводит первое собрание кредиторов, на котором избирается кандидатура банкротного управляющего.

Главными задачами банкротного управляющего являются охрана и контроль за имуществом должника, формирование имущественной массы, ведение реестра требований кредиторов, разработка и реализация плана продажи имущества, истребование долгов, исполнение требований кредиторов в соответствии с реестром, установление договоров и иных сделок, которые были заключены с нарушением законодательства и предъявление требований об их недействительности. Также банкротный управляющий вправе заключитьмировое соглашениев случаях предусмотренных законодательством о реабилитации и банкротстве.

Сделки, совершенные в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве по инициативе банкротного управляющего и решению суда могут быть признанынедействительнымисо всеми последствиями, вытекающими из недействительности сделок. Помимо этого участники и должностные лица банкрота могут быть привлечены ксубсидиарной (имущественной), административной или уголовной ответственностив случаях нарушения требований законодательства при заключении указанных сделок.

По итогам расчетов с кредиторами банкротный управляющий представляет в суд согласованный с собранием кредиторов заключительный отчет о своей деятельности с приложением ликвидационного баланса и отчета об использовании оставшегося после расчетов с кредиторами имущества.

После утверждения заключительного отчета и ликвидационного баланса суд выносит определение об окончании процедуры банкротства. При этом банкрот признается освобожденным от долгов, а процедура банкротства завершенной.

Имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, которое не было принято администратором в счет возмещения административных расходов и кредиторами в счет удовлетворения их требований, равно как и деньги, оставшиеся после расчетов с кредиторами, передаются собственнику имущества или участникам в соответствии с законодательством и учредительными документами должника.

Здравствуй, Регфорум!

В продолжение цикла публикации о теории банкротства, сегодня предлагаем поговорить об инициировании этой процедуры. Кто может начать процедуру банкротства, какие преимущества или недостатки есть при подаче заявления о банкротстве у той или иной стороны.

В прошлой статье мы говорили о собрании кредиторов.

Инициировать процедуру банкротства может сам должник, кредитор или уполномоченный орган в лице ФНС. Под инициированием понимается подача заявления о несостоятельности в суд — то есть начало процедуры.

Существует ли принципиальное различие в том, кто подает заявление? Определенно, да. От этого зависит, как будет выбираться арбитражный управляющий («исполнительная власть» в деле о банкротстве).

Кратко рассмотрим основные сценарии.

Выпуск ЭЦП для юридических лиц специальные цены для гостей и участников Регфорума Срок изготовления не более 30 минут. Работаем со всеми регионами России. Отчетность Такснет, Стэктраст, Сбис специальные цены для гостей и участников Регфорума Ключ входит в стоимость. Работаем со всеми регионами России.

Заявление о банкротстве подает сам должник

Для должника процедура банкротства может стать инструментом, который позволяет решать довольно сложные проблемы:

  • ликвидация компании с долгами и проблемами единственным законным способом;
  • защита активов от недружественных кредиторов;
  • восстановление платежеспособности предприятия.

Более подробно эти и другие цели мы рассмотрим в следующих публикациях.

Иногда подача заявления для должника является правом, а иногда обязанностью.

Когда должник вправе подать заявление о банкротстве?

Должник вправе подать заявление о банкротстве тогда, когда он предвидит банкротство. То есть просрочки платежей еще нет, но уже понятно, что он не сможет исполнять свои обязательства в установленный срок. В этом случае ему нужно будет представить доказательства его неплатежеспособности.

Когда должник обязан подать заявление о банкротстве?

Должник обязан инициировать процедуру банкротства, если:

  • Удовлетворение требований одного кредитора приведет к невозможности выплатить долг другим кредиторам. Говоря простым языком, денег на всех не хватит.
  • Органы управления должника (например, учредители) приняли решение о необходимости подачи заявления о банкротстве.
  • По долгам изымается имущество, без которого невозможна или затруднена работа предприятия. Пример: на заводе судебные приставы забрали все станки и его дальнейшая работа невозможна — предприятие не в состоянии зарабатывать деньги.
  • Должник отвечает признакам неплатежеспособности, то есть прекратил оплачивать долги кредиторам.
  • Должник отвечает признакам недостаточности имущества: имущества предприятия не хватает, чтобы заплатить по долгам.

При этом руководитель должника должен подать заявление о банкротстве в кратчайший срок, не позднее месяца с момента соответствующих обстоятельств.

Отдельно нужно отметить обязанность ликвидатора подать заявление о несостоятельности в суд в случае, если в процессе ликвидации юридического лица он обнаружил, что имущества не хватает для удовлетворения требований кредиторов. Срок для подачи заявления ликвидатором: 10 дней.

Важно отметить, что должник не имеет права выбора СРО или арбитражного управляющего, даже если он является инициатором процедуры. Такая возможность существовала раньше, но в начале 2015-го года ее убрали.

Во время переходного периода (который так и не закончился на момент написания этой статьи) арбитражный суд случайным образом выбирает СРО арбитражных управляющих для должника, а СРО в соответствии со своими процедурами выбирает конкретную кандидатуру арбитражного управляющего.

По окончании переходного периода процедура выбора СРО станет еще прозрачнее. Достаточно будет опубликовать в ЕФРСБ информацию о намерении инициировать процедуру банкротства и система случайным образом выдаст СРО арбитражных управляющих. После этого должнику достаточно будет вписать эту СРО в заявление.

Эти нововведения затрудняют назначение «лояльного» арбитражного управляющего руководством должника. Соответственно, становится сложнее сохранить контроль над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием «нужного» арбитражного управляющего сохранилась.

Как составить заявление «от должника»?

В заявлении о несостоятельности, которое подается должником, указывается очень большой объем информации. В частности:

  • Наименование арбитражного суда, в который подается заявление (по месту нахождения должника).
  • Сумма требований кредиторов с указанием даты и причины возникновения задолженности.
  • Отдельно сумма задолженности по следующим обязательствам: возмещение вреда жизни или здоровью, оплата труда работников, выплата выходных пособий, вознаграждение по интеллектуальной деятельности.
  • Размер задолженности по обязательным платежам.
  • Обоснование причин, по которым должник не имеет возможности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов и продолжать свою деятельность.
  • Сведения об исковых заявлениях, исполнительных документах, принятых к производству арбитражными судами, судами общей юрисдикции и третейскими судами.
  • Сведения об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника.
  • Сведения о финансовом состоянии должника, в том числе об имуществе и дебиторской задолженности.
  • Регистрационные данные должника: ОГРН, ИНН.
  • Номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях.

Основная задача должника — доказать, что он не в состоянии отвечать по своим обязательствам. Это должны быть документально подтвержденные факты.

Подготовка заявления от должника может потребовать значительных трудозатрат и занять продолжительное время. Это связано как раз с необходимостью документального обоснования всех фактов, отраженных в заявлении. На моей практике бывали случаи, когда бухгалтерия подготавливала документы в течение нескольких месяцев, а само заявление доставлялось в зал суда на тележках.

Заявление о банкротстве подает кредитор

Подача заявления о банкротстве — это право кредитора, но не обязанность. Он может использовать другие методы взыскания долгов или вообще отказаться от претензий.

Если кредитор решает инициировать банкротство, то, как правило, он преследует одну из следующих целей:

  • Взыскать долги с проблемного контрагента.
  • Иногда — заполучить активы предприятия по заниженной цене.

Выступая в роли инициатора процедуры банкротства, кредитор может указать в заявлении либо СРО, либо конкретную кандидатуру арбитражного управляющего. А, значит, может получить большое стратегическое преимущество в виде лояльного арбитражного управляющего. Как следствие — доступ ко всей финансовой документации должника «из первых рук» и другие блага, о которых мы будем говорить в главе, посвященной взысканию долгов с помощью процедуры банкротства.

Конкурсный кредитор может инициировать процедуру банкротства при соблюдении следующих условий:

— сумма долга больше 300 000 рублей (пени и штрафы не учитываются);

— долг просрочен на 3 месяца и более;

— долг подтвержден вступившим в законную силу решением суда.

В отличие от должника кредитору достаточно легко подготовить заявление о банкротстве. Для этого не требуется большого пакета документов, достаточно подтвержденного долга и просрочки по нему более 3-х месяцев.

Стоит отметить, что с начала 2015-го года кредитным организациям (банкам) не требуется решение суда для подтверждения долга — им достаточно просрочки по кредитным обязательствам более 3 месяцев. Некоторые банки этим активно пользуются. «Противник» не успевает подготовиться и фактически теряет контроль над предприятием.

Заявление о банкротстве подает уполномоченных орган (ФНС, Федеральная налоговая служба)

ФНС является самым крупным кредитором в России, и имеет право самостоятельно подавать заявление о банкротстве компаний, задолжавших достаточные для этого суммы налогов.

Основные условия для начала процедуры банкротства налоговым органом такие же — долг не менее 300.000 рублей и просрочка не менее 3 месяцев.

Налоговому органу, как и банкам, не требуется вступившее в силу решение суда. Достаточно постановления налогового органа о взыскании налогов за счет денежных средств или иного имущества должника. При этом налоговый орган принимает решение о подаче на банкротство не ранее 90 дней с момента направления такого постановления судебным приставам.

ФНС периодически пользуется этим инструментом, но не так часто, как раньше —для бюджета далеко не всегда выгодно проводить процедуру банкротства. Во многих случаях удается взыскать меньше денег, чем потратить (в том числе на вознаграждение арбитражного управляющего).

Стоит отметить, что при подаче заявления о несостоятельности, ФНС может указать только СРО, но не конкретную кандидатуру арбитражного управляющего.

Заявление о банкротстве подает работник

Раньше долги по заработной плате можно было взыскивать только в порядке исполнительного производства.

С октября 2015 года действуют поправки, согласно которым работники самостоятельно могут начать процедуру банкротства по долгам по заработной плате. При этом необязательно, чтобы предприятие задолжало 300.000 рублей одному человеку — коллектив может объединиться.

Пример: 10 работникам должны по 30.000 рублей. Суммарно получается 300.000 рублей, а, значит, можно подавать заявление о банкротстве.

Самое интересное, что шансы на взыскание долга у работника выше, чем у среднестатистического кредитора. Это вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, зарплатные долги в соответствии с законом погашаются преимущественно перед другими кредиторами, и, во-вторых, при наличии долгов по зарплате у предприятия может появиться слишком много дополнительных проверяющих — прокуратура, трудовая инспекция и т.п.

От чьего лица лучше всего подавать заявление о банкротстве?

Первый критерий, который необходимо учитывать — это возможность выбрать конкретную кандидатуру арбитражного управляющего. С этой точки зрения подача заявления «от должника» бессмысленна, так как он не имеет возможности выбирать СРО или арбитражного управляющего.

Но зато такая возможность есть у кредитора, чье заявление подано первым и признано обоснованным арбитражным судом.

Интересно проанализировать судебную практику: в 2014-ом году подавляющее большинство заявлений о банкротстве подавалось самими должниками, а в 2015 году уже кредиторами.

Второй важный критерий — трудоемкость подготовки заявления. Опять же, по этому пункту практически всегда выигрывает заявление «от кредитора». К заявлению «от должника», как правило, необходимо приложить огромное количество документов.

Третий критерий — расходы на процедуру банкротства. По закону процедура банкротства финансируется должником, а при недостаточности средств заявителем. Кроме того, заявителя достаточно часто просят внести на депозит суда денежные средства (около 200.000 рублей). Необходимо решить для себя, готовы ли вы рисковать этими средствами за возможность назначить своего арбитражного управляющего.

Бывает, что решающую роль играют и другие факторы. При подаче заявления «от должника» необходимо уведомить всех кредиторов (иногда несколько раз). Расходы на эти мероприятия бывают достаточно существенными. К примеру, в одном деле расходы на уведомление кредиторов при подаче заявления «от должника» были равны 900.000 рублей. После калькуляции расходов должник принял решение «дождаться» заявления от кредитора.

В следующей публикации поговорим о процедурах банкротства, их направлениях и различиях.

Другие публикации из данного цикла:

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

Напомним, что право должника выбрать СРО или арбитражного управляющего было отменено в начале 2015-го года.

Наблюдение

Процедура наблюдения при банкротстве:

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. Это обязательная процедура в отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Арбитражный суд для осуществления функций наблюдения назначает временного управляющего. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей.

Наблюдение устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и ограничений. Так, органы управления предприятия-должника могут совершать сделки только с письменного согласия временного управляющего, если они связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения или они связаны с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.
Кроме того, органы управления предприятия-должника не вправе принимать управленческие решения о реорганизации и ликвидации предприятия; создании юридических лиц или об участии предприятия-должника в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов или распределении прибыли предприятия-должника между его учредителями и т.д.

В период наблюдения в соответствии «Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа», проводится анализ финансового состояния предприятия-должника в целях определения возможности восстановления его платежеспособности.

Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных видов имущества должника, но и результаты исследования причин утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа активов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника.

В период наблюдения проводится первое собрание кредиторов, которое принимает решение о введении одной из процедур банкротства, ее предполагаемом сроке и кандидатуре арбитражного управляющего. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее, чем за 5 дней до установленной даты заседания арбитражного суда, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложения о возможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.

Мероприятия в процедуре наблюдения:

1) Сообщение о введении наблюдения – направление для публикации:

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ сведения о введении наблюдения подлежат обязательному опубликованию.

Временный управляющий в течение 10 дней с даты получения определения направляет сведения, подлежащие опубликованию, в адрес органа, определенного в соответствии со ст.28 Закона о банкротстве. Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. В случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования таких сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.

Срок:

В течение 10 дней с даты получения определения Арбитражного суда.

Рекомендации:

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии, публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ — газете «Коммерсант». Сведения, публикуются также в электронных средствах массовой информации в порядке, определенном Правительством РФ.

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений, осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено настоящим законом или собранием кредиторов.

В случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.

При проведении процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если количество кредиторов должника превышает сто или их количество не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.

На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть опубликованы также в иных средствах массовой информации.

Опубликованные сведения должны содержать:

— наименование должника и его адрес;

— наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;

— фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;

— установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве;

— иную информацию.

2) Оплата счета – должник:

3) Уведомление о публикации – в Арбитражный Суд:

Уведомить о публикации Арбитражный Суд.

Рекомендации:

В зависимости от практики, делается копия объявления и с сопроводительным письмом направляется в суд.

4) Уведомление о введении процедуры наблюдения – руководству предприятия – должника:

Уведомление руководителя должника, главного бухгалтера, председателя СД о назначении временного управляющего, последствиях введения процедуры наблюдения и ограничениях по совершению сделок.

Срок:

В течение 5 дней с момента Получения Определения АС.

Рекомендации:

В течение пяти дней нужно обязательно письменно уведомить руководителя должника, главного бухгалтера, а также участников должника.

5) Запрос руководителю должника о предоставлении документов:

Запрос руководителю о предоставлении перечня документов, с указанием почтовых адресов.

Запросы руководителю должника о представлении необходимых документов для анализа финансового состояния должника (уставные документы, сведения о расчетных счетах должника, бухгалтерские балансы и отчетность за прошедшие 2 года, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, сведения о составе имущества и пр.).

Срок:

В течение 3 дней с момента Получения Определения АС.

Рекомендации:

Одновременно с уведомлением руководства, следует направить запрос о предоставлении документов. Данные документы необходимы для составления финансово-экономического анализа Должника. Основными документами для проведения анализа являются бухгалтерские балансы с отчетами о прибылях и убытках поквартально за предыдущие два года.

6) Уведомление кредиторов:

Уведомление всех выявленных кредиторов о введении наблюдения.

Рекомендации:

По представленному руководством Должника списку кредиторов временный управляющий должен уведомить всех выявленных кредиторов Должника.

7) Договор страхования ответственности временного управляющего – предоставить в Арбитражный Суд при необходимости:

При необходимости предоставить договор страхования профессиональной ответственности в Арбитражный Суд, в случае, если балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату более 3 млн. рублей, предоставить договор дополнительного страхования.

Срок:

В течение 10 дней с момента Назначения.

Рекомендации:

Временный управляющий обязан застраховать ответственность дополнительным договором страхования, если балансовая стоимость активов должника превышает 3 млн. руб. данный договор предоставляется в АС.

8 ) Уведомление государственных органов о введении наблюдения – ФНС, ФССП, ФСС:

Уведомление ИФНС, ССП, ФСС о введении наблюдения.

Рекомендации:

Необходимо уведомить все государственные органы о введении процедуры наблюдения. Это необходимо сделать с целью выявления имущества должника и предотвращения его незаконного отчуждения, а также во избежание в дальнейшем конфликтных ситуаций. Желательно уведомить наибольшее число государственных органов и организаций.

9) Уведомление банка должника о введении наблюдения:

Уведомление банков о введении наблюдения.

Рекомендации:

Обязательно уведомляются все банки, где имеются расчетные счета Должника. Это необходимо сделать с целью предотвращения незаконного снятия с данных расчетных счетов денежных средств фискальными органами.

10) Запрос о предоставлении протокола собрания трудового коллектива:

Направить запрос о предоставлении протокола собрания Трудового коллектива.

Рекомендации:

Рекомендуем способствовать проведению собранию трудового коллектива с целью избрания представителя трудового коллектива на первом собрании кредиторов. Особенно в случае большой задолженности Должника по заработной плате.

11) Контроль за уведомлением руководителем должника заинтересованных лиц:

Контроль за уведомлением руководителем работников должника, учредителей (участников) должника, акционеров о введения процедуры наблюдения и назначении временного управляющего.

Срок:

В течение 10 дней с момента Определения АС.

Рекомендации:

Так же для участия в первом собрании кредиторов вместе с уведомлением о введении процедуры наблюдения уведомить участников Должника о необходимости избрания представителя.

12) Контроль за сделками должника:

Контроль за сделками, совершаемыми должником в период наблюдения.

Рекомендации:

Руководствуясь требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с момента назначения временным управляющим, управляющий осуществляет контроль за сделками должника.

13) Контроль за обеспечением сохранности имущества:

Контроль за исполнением мер по обеспечению сохранности имущества, наложенных судом на должника.

Рекомендации:

Временный управляющий должен оценить меры, принимаемые по сохранности своего имущества. При недостаточности мер принимаемых Должником по сохранению своего имущества, временный управляющий принимает меры по сохранению имущества Должника.

14) Анализ финансового состояния:

Анализ документов, полученных от руководителя должника.

Составление полного анализа Финансово-хозяйственной деятельности должника.

Вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Вывод о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему.

Рекомендации по целесообразности последующей процедуры банкротства.

Юридический анализ документов должника. Запросить необходимые документы (договоры о крупных сделках за предыдущие 3 года).

Рекомендации:

С момента назначения временный управляющий приступает к анализу состояния Должника. Для целей финансового анализа используется также первичная бухгалтерская документация, а также договоры.

15) Направление требований о признании сделок должника недействительными:

При необходимости направление от своего имени в Арбитражный Суд требований о признании недействительными сделок должника, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок.

Рекомендации:

При анализе документации должника проверятся сделки Должника на соответствие закона. При обнаружении сделок которые противоречат действующему законодательству нужно с исковым заявлением обратиться в АС. Обнаруженные факты рекомендуем отразить в анализе финансово-экономического состояния Должника.

16) Выявление кредиторов должника:

В случае необходимости выявление кредиторов должника путем анализа финансовых документов.

Рекомендации:

При анализе бухгалтерской документации Должника выявляются кредиторы. Все выявленные кредиторы должны быть обязательно уведомлены о процедуре наблюдения.

17) Запросы в ФНС, ФССП:

Запросы в ИФНС, ССП с целью выявления адресов неустановленных кредиторов и задолженности по оплате труда.

Рекомендации:

В налоговом органе запрашиваются дубликаты учредительных документов и другие документы. В службе судебных приставов запрашивается информация о имеющихся исполнительных производствах относительно имущества Должника.

18) Участие в судебных заседаниях – возражения должника на требования кредиторов:

Участие в судебных заседаниях по рассмотрению возражений должника на требования кредиторов.

Рекомендации:

Заявленные требования кредиторов рассматриваются в АС. Временный управляющий должен участвовать в заседаниях суда. Но есть практика, что временный управляющий участвует в собраниях через представителей.

19) Реестр требований кредиторов – составление:

Составление реестра требований кредиторов с целью участия в первом собрании кредиторов.

Рекомендации:

Все утвержденные судом требования кредиторов включаются временным управляющим или иным реестродержателем в реестр требований кредиторов Должника. Реестр ведется по утвержденной форме.

20) Первое собрание кредиторов – подготовка:

Определить дату проведения и повестку дня первого собрания кредиторов.

Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

Срок:

За 14 дней до проведения Собрания Кредиторов.

Рекомендации:

Временный управляющий заранее определяет дату первого собрания кредиторов. Все кредиторы, включенные в реестр требований кредиторов должны быт должным образом уведомлены. При отсутствии помещения подходящего для проведения собрания кредиторов у Должника, по письму должника временный управляющий сам выбирает место проведения собрания. Место проведения собрания должно устраивать кредиторов. Секретарь собрания выбирается из числа кредиторов или подбирается управляющим заранее. К собранию кредиторов готовиться весь пакет документов, а именно: реестр требований кредиторов, бюллетени для голосования, анализ финансово-экономического состояния, отчет о деятельности, доказательства уведомления участников собрания, журнал регистрации участников собрания.

21) Собрание кредиторов – проведение:

Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

Отчет временного управляющего — подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

Подготовка журнала — подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Приложения к протоколу собрания кредиторов — к протоколу СК д/б приложены:

1) реестр на дату СК;

2) документы, подтверждающие полномочия участников;

3) материалы для ознакомления;

4) доказательства уведомления о СК;

5) бюллетени для голосования.

Подготовка документов к собранию кредиторов:

1) Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

2) Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

3) Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

4) Подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

5) Подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Мероприятия при проведении собрания кредиторов:

1) Регистрация участников первого собрания кредиторов.

2) Доклад ВУ по итогам проведения процедуры наблюдения, анализ финансового состояния должника и рекомендации по целесообразности последующей процедуры банкротства.

3) Выработка решения о введении внешнего управления или конкурсного производства, основываясь на докладе ВУ.

4) Подсчет результатов голосования по вопросам повестки собрания и принятие решений путем голосования представителей кредиторов в соответствии со ст.15, 73 ФЗ и на основании данных реестра.

5) Возможность увеличение размера вознаграждения временного управляющего.

6) Определение требований к кандидатуре следующего арбитражного управляющего.

7) Определение саморегулируемой организации, которая должна будет представить в АС кандидатуры управляющих.

Определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов путем кумулятивного голосования.

9) Оформление протокола первого собрания кредиторов.

Рекомендации:

Собрание кредиторов проводиться в установленный срок. Обязанность по проведению собрания лежит на временном управляющем. Рекомендуем временному управляющему предоставить полную информацию о имуществе Должника и о его финансовом состоянии.

22) Отчет Внешнего управляющего в Арбитражный суд – о проведении наблюдения:

Отчет Временного управляющего в Арбитражный суд о проведении наблюдения. Протокол собрания №1 в Арбитражный Суд с доказательствами уведомления кредиторов о проведении первого собрания кредиторов.

1) Отчет о проведении наблюдения.

2) Сведения о финансовом состоянии должника.

3) Реестр требований кредиторов.

4) Предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Срок:

Не позднее 5 дней с момента проведения Собрания Кредиторов.

Рекомендации:

После проведения собрания кредиторов временный управляющий готовит отчет в АС. Отчет предоставляется в АС с приложением документов по собранию кредиторов.

23) Отчет в СРО:

Направить реестр кредиторов, финансовый анализ, отчет, протоколы временного управляющего в СРО

Рекомендации:

Параллельно отсылаются документы для отчета в СРО.

3) Выработка решения о введении внешнего управления или конкурсного производства, основываясь на докладе ВУ.

Пролетели полгода ожидания с момента вступления в силу Кодекса Украины по процедурам банкротства. Благодаря нашим парламентариям, которые не приняли проект Закона № 2131-1 от 16 сентября 2019 года об отсрочке введения указанного Кодекса, с 21 октября 2019 года имеем новые правила и порядок восстановления платежеспособности и банкротства. В свою очередь, от Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» останутся лишь «воспоминания» во время санации в соответствии с пунктом 4 Заключительных и переходных положений Кодекса.

Кодекс, который почти все специалисты отрасли называют «прокредиторским», предусматривает целый ряд положительных изменений, направленных прежде всего на защиту прав кредиторов и на улучшение кредитного климата в стране. Сегодня в Украине кредиторы часто сталкиваются с неплатежеспособностью должников, и, как следствие, необходимостью инициировать процедуру банкротства. Статистика процедур банкротства ввиду своей долгосрочности (а это в среднем около четырех лет) в значительной степени влияет на показатели нашей страны в рейтинге Doing Business и, соответственно, на внутреннюю и внешнюю инвестиционную привлекательность.

Введение новых правил имеет целью ускорение судебных производств по делам о банкротстве, повышение их эффективности, имплементацию новых защитных механизмов для бизнеса, и, как результат, привлечение иностранных инвестиций в экономику страны.

Новые правила инициирования процедуры банкротства

Во-первых, в настоящее время в Кодексе отсутствуют ограничения по сумме долга, необходимой для подачи указанного заявления. Кредитору теперь нет необходимости ожидать увеличения суммы долга до миллиона гривен и трехмесячной просрочки, если имеются обоснованные риски неплатежеспособности должника.

К минимуму сведены основания для возбуждения судом дела о банкротстве. Раньше необходимо было иметь доказательства бесспорности требований в виде решения суда о взыскании долга, вступившего в законную силу, и открытое исполнительное производство. Согласно новому Кодексу кредитор может сразу инициировать открытие производства по делу о банкротстве должника, если последний не исполняет свои денежные обязательства в установленный срок, что в свою очередь может предотвратить вывод активов недобросовестными должниками и другие возможные риски. Конечно, сейчас повышаются риски в части создания искусственных производств по делам о банкротстве, что приведет к большей ответственности судей, с которой они, надеюсь, справятся, и не будет производств в отношении крупных предприятий за тысячу гривен долга.

Часть 2 статьи 11 Закона устанавливала, что «к заявлению о возбуждении дела о банкротстве прилагаются, кроме прочего, доказательства того, что сумма бесспорных требований кредитора (кредиторов) совокупно составляет не менее трехсот минимальных размеров заработной платы, если иное не предусмотрено данным Законом, решение суда об удовлетворении требований кредитора, вступившее в законную силу, и соответствующее постановление государственного исполнителя или частного исполнителя об открытии исполнительного производства по исполнению требований кредитора».

Стоит отметить, что на сегодняшний день часть 2 статьи 34 Кодекса определяет, что для подачи заявления об открытии процедуры банкротства необходимо авансировать арбитражному управляющему его вознаграждение в размере трех минимальных заработных плат.

Нововведения в процедурах банкротства

Для начала касательно нововведений в процедурах банкротства стоит указать на незначительное уменьшение сроков подготовки, а также серьезное ограничение срока процедуры ликвидации должника, который теперь не может превышать одного года.

До сегодняшнего дня часть 2 статьи 12 Закона определяла, что «подготовительное заседание суда проводится не позднее четырнадцатого дня со дня вынесения определения о принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве, а при наличии уважительных причин (осуществление уплаты денежных обязательств кредиторам и т. п.) – не позднее тридцатого дня».

Подготовительное заседание суда теперь, как это установлено частью 2 статьи 35 Кодекса, проводится не позднее 14 дней со дня постановления определения о принятии заявления об открытии производства по делу, а при наличии уважительных причин (осуществление уплаты денежных обязательств кредиторам и т. п.) – не позднее 20 дней.

Абзац 2 части 1 статьи 54 Кодекса предоставляет право суду определять срок, в течение которого ликвидатор обязан осуществить ликвидацию должника. Этот срок не может превышать 12 месяцев.

В то же время сейчас процедуру санации, в отличие от Закона, вообще не ограничили сроком. Хотя, по моему мнению, это оправданное изменение законодательства, поскольку до сих пор применить процедуру санации, ограниченную максимально одним годом, к предприятиям с продолжительным циклом производства или к сельскохозяйственным предприятиям было почти невозможно.

Саму процедуру санации в соответствии с частью 1 статьи 50 Кодекса можно начать только после того, как суд утвердит одобренный в установленном порядке всеми введенными классами конкурсных кредиторов план санации. Что, в отличие от старого Закона, а именно статьи 29, которой был отведен трехмесячный срок на одобрение комитетом кредиторов и представление в суд арбитражным управляющим плана санации, по моему мнению, очень правильное приведение, которое сможет ускорить и сделать запуск санации более продуктивным.

Кодексом расширены полномочия суда в процедуре банкротства, теперь суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, рассматривает все имущественные споры, стороной в которых является должник, а также все споры в отношении имущества должника.

Часть 2 статьи 7 Кодекса регламентирует, что «хозяйственный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, в рамках этого дела решает все имущественные споры, стороной в которых является должник; споры с исковыми требованиями к должнику и в отношении его имущества; споры о признании недействительными результатов аукциона; споры о признании недействительными любых сделок, совершенных должником; споры о возврате (истребовании) имущества должника или возмещении его стоимости соответственно; споры о взыскании заработной платы; споры о восстановлении на работе должностных и служебных лиц должника; споры относительно других требований к должнику».

Проведя сравнительный анализ статей 22 Закона и 44 Кодекса, можно смело сделать вывод, что при введении процедуры распоряжения имуществом значительно сужены права руководства должника: многое из того, что раньше было разрешено, теперь запрещено, а все остальные действия они должны согласовывать с арбитражным управляющим.

Сокращен также перечень судебных решений, которые можно обжаловать в кассационном порядке. Это нововведение, по моему мнению, должно способствовать ускорению судебного рассмотрения дел о банкротстве, поскольку у недобросовестных должников будет отсутствовать такой инструмент затягивания процесса, как возможность необоснованного кассационного обжалования тех или иных судебных решений апелляции.

Раньше часть 3 статьи 8 Закона определяла, что «в кассационном порядке могут быть обжалованы постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам пересмотра следующих судебных решений: определения о возбуждении дела о банкротстве, определения о признании недействительными сделок (договоров) должника, определения по результатам рассмотрения денежных требований кредиторов, определения об освобождении (устранении, прекращении полномочий) арбитражного управляющего, определения о переходе к следующей судебной процедуре, определения об утверждении плана санации, определения о закрытии производства по делу о банкротстве, а также постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры».

Кодекс, в свою очередь, доверился апелляционной инстанции, и в части 3 статьи 9 определил, что «в кассационном порядке не подлежат обжалованию постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам пересмотра судебных решений, кроме: определения об открытии производства по делу о банкротстве, определения по результатам рассмотрения денежных требований кредиторов, определения о закрытии производства по делу о банкротстве, а также постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры».

К субсидиарной (дополнительной) ответственности лиц, виновных в банкротстве должника, а именно бенефициарных собственников должника, теперь добавлена солидарная (совместная) ответственность руководства должника за неудовлетворение требований кредиторов, которую инициируют в случае несвоевременной подачи заявления об открытии производства по делу о банкротстве с момента возникновения угрозы неплатежеспособности, как это прописано в части 6 статьи 34 Кодекса.

Все кредиторы, а не только конкурсные, теперь имеют право обжаловать договоры, заключенные должником после открытия производства по делу о банкротстве или в течение трех лет перед открытием производства по делу о банкротстве, если таковые нанесли убытки должнику или кредиторам. Раньше этот срок был ограничен одним годом.

Часть 1 статьи 20 Закона устанавливала, что «сделки (договоры) или имущественные действия должника, которые были совершены должником после возбуждения дела о банкротстве или в течение одного года, предшествовавшего возбуждению дела о банкротстве, могут быть соответственно признаны недействительными или опровергнуты хозяйственным судом в рамках производства по делу о банкротстве по заявлению арбитражного управляющего или конкурсного кредитора».

Кодекс частью 1 статьи 42 порадовал кредиторов тем, что «сделки, совершенные должником после открытия производства по делу о банкротстве или в течение трех лет, предшествовавших открытию производства по делу о банкротстве, могут быть признаны недействительными хозяйственным судом в рамках производства по делу о банкротстве по заявлению арбитражного управляющего или кредитора, если они нанесли убытки должнику или кредиторам».

Кредиторы превыше всего

Стоит отметить, что Кодекс теперь не содержит понятия «внеконкурсный кредитор шестой очереди», сам срок для подачи заявления кредитором после публикации об открытии производства уже не является предельным. Единственное, что кредитор, не успевший подать заявление в установленный законом срок, останется без права голоса на собрании кредиторов.

Раньше Закон в части 4 статьи 23 регламентировал, что «лица, требования которых заявлены после истечения срока, установленного для их подачи, или не заявлены вообще, не являются конкурсными кредиторами, а их требования погашаются в шестую очередь в ликвидационной процедуре».

Сейчас часть 4 статьи 45 Кодекса определяет, что «для кредиторов, требования которых заявлены после истечения срока, установленного для их подачи, все действия, совершенные в судебном процессе, являются обязательными так же, как они являются обязательными для кредиторов, требования которых были заявлены в течение установленного срока. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного для их подачи, удовлетворяются в порядке очередности, установленной этим Кодексом. Кредиторы, требования которых заявлены после завершения срока, определенного частью первой данной статьи, являются конкурсными, однако не имеют права решающего голоса на собрании и комитете кредиторов».

Также наконец-то Кодекс четко регламентирует условия правомочности первого собрания кредиторов. Раньше этот вопрос не был регламентирован должным образом, что приводило к злоупотреблениям связанными с должником кредиторами.

Часть 2 статьи 48 Кодекса устанавливает, что «первое собрание кредиторов считается правомочным, если на нем присутствуют кредиторы, которые имеют не менее двух третей голосов. Если первое собрание не состоялось из-за отсутствия кредиторов с необходимым количеством голосов, в течение двух недель проводится повторное первое собрание, которое считается правомочным в случае присутствия на нем кредиторов, имеющих больше половины голосов. Если же и это собрание не состоялось из-за отсутствия кредиторов с необходимым количеством голосов, в течение двух недель проводится следующее первое собрание, которое считается правомочным в случае присутствия на нем кредиторов, имеющих больше четверти голосов».

Кодекс, в отличие от Закона, предоставляет право комитету кредиторов или другим кредиторам в случае, если арбитражный управляющий не созывает собрание, самостоятельно созвать собрание кредиторов, инициированных ими. Отличным также является право собрания кредиторов определить иное место проведения, нежели местонахождение должника, иначе говоря, после первого собрания кредиторы могут выбрать более удобное место, что фактически происходило на практике, но не было регламентировано Законом.

Абзацы 2 и 3 части 3 статьи 26 Закона определяют, что «собрания кредиторов по требованию комитета кредиторов или отдельных кредиторов созываются арбитражным управляющим (распорядителем имущества, управляющим санацией, ликвидатором) и проводятся в течение двух недель со дня поступления письменного требования об их созыве. Собрания кредиторов проводятся по местонахождению должника».

В статью 48 Кодекса же добавлен абзац, который определяет, что «в случае если арбитражный управляющий не созывает собрание кредиторов, комитет кредиторов или другие кредиторы, инициирующие созыв собрания кредиторов, имеют право созвать собрание кредиторов самостоятельно». Также добавлено предложение, что «собрание кредиторов имеет право определить иное место проведения собрания».

Дополнительно сравнив указанные выше статьи 26 Закона и 48 Кодекса, можно сделать вывод, что ключевые полномочия переданы от комитета кредиторов к собранию кредиторов, например, обращение в суд с ходатайством о введении следующей процедуры по делу о банкротстве является исключительным правом собрания, а комитет может подавать суду только предложения о продлении срока соответствующих процедур. Также внедрена автоматизация включения всех кредиторов в комитет в случае, если количество их не превышает семи человек.

Кодекс ограничивает сроки моратория для кредиторов с обеспеченными требованиями, они автоматически прекращаются после истечения полугодового срока с момента введения процедуры распоряжения имуществом.

А именно Кодекс в части 8 статьи 41 определяет, что «действие моратория прекращается со дня закрытия производства по делу о банкротстве. Относительно удовлетворения обеспеченных требований кредиторов за счет имущества должника, являющегося предметом обеспечения, действие моратория прекращается автоматически после истечения 170 календарных дней со дня введения процедуры распоряжения имуществом, если хозяйственным судом в течение этого времени не было вынесено постановление о признании должника банкротом или определение о введении процедуры санации».

В случае восстановления платежеспособности физических лиц часть 1 статьи 121 Кодекса, в свою очередь, вводит «мораторий на удовлетворение требований кредиторов сроком на 120 дней, с момента открытия производства по делу о неплатежеспособности. Определение об открытии производства по делу о неплатежеспособности является основанием для приостановления совершения исполнительных действий в отношении должника».

В то же время обеспеченный кредитор может инициировать снятие моратория в случае введения санации должника, а также полностью или частично отказаться от обеспечения. Такие кредиторы в соответствии с частью 2 статьи 45 Кодекса рассматриваются как обеспеченные только в части стоимости предмета залога.

Продажа имущества по-новому

Кодекс лишил арбитражных управляющих ненужного рудимента – первичной обязательной продажи целостного имущественного комплекса, теперь продажа происходит только по согласию кредиторов на аукционе при помощи электронной системы торгов.

Закон, утративший силу, а именно часть 1 статьи 44 устанавливала, что «после проведения инвентаризации и оценки имущества ликвидатор осуществляет продажу имущества банкрота следующими способами: проведение аукциона; продажа непосредственно юридическому или физическому лицу».

Часть 1 статьи 63 Кодекса же регламентирует, что «после проведения инвентаризации и получения согласия на продажу имущества ликвидатор осуществляет продажу имущества банкрота на аукционе».

Вместе с тем пункт 5 части 8 статьи 48 Кодекса относит к компетенции комитета кредиторов принятие решения о предоставлении согласия на продажу имущества должника и согласовании условий продажи имущества должника в процедуре санации в соответствии с планом санации или в процедуре ликвидации банкрота. Кроме имущества, являющегося предметом обеспечения, в таком случае право решать передано соответствующему обеспеченному кредитору.

Установление цены продажи арбитражным управляющим по согласию с кредиторами, четкий порядок продажи имущества на аукционе дадут возможность обеспечить прозрачность процедуры и снизить коррупционные риски. Также в целях удовлетворения требований максимально возможного количества кредиторов установлены четкие правила снижения цены при повторных аукционах и только с согласия обеспеченного кредитора или комитета кредиторов. Такое нововведение поможет предотвратить манипуляции в ходе проведения аукциона, когда связанные с должником лица могут выкупить имущество по минимальной цене.

В случае невозможности продать имущество на аукционе обеспеченный кредитор, как это установлено статьей 81 Кодекса, может стать покупателем, о чем он должен составить заявление арбитражному управляющему.

Установлен справедливый порядок удовлетворения требований кредиторов. В случае продажи залогового имущества в рамках производства по делу о банкротстве деньги от такой продажи направляются на погашение требований обеспеченных кредиторов независимо от порядка удовлетворения требований кредиторов.

Более подробно о продаже имущества на аукционе можно узнать из Порядка организации и проведения аукционов по продаже имущества должников по делам о банкротстве (неплатежеспособности), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 2 октября 2019 года № 865.

Новая опция – банкротство физических лиц

Совершенно новыми положениями Кодекса является внедрение такого института, как банкротство физического лица по долгам, не связанным с предпринимательской деятельностью. Интересно то, что инициатором банкротства может быть только само физическое лицо – должник. У кредитора нет возможности обращаться с заявлением о признании физического лица банкротом.

Часть 1 статьи 115 Кодекса определяет, что «производство по делу о неплатежеспособности должника – физического лица или физического лица – предпринимателя может быть открыто только по заявлению должника».

До сих пор статья 90 Закона предоставляла также кредиторам право подать заявление о возбуждении дела о банкротстве физического лица – предпринимателя.

Несмотря на положительные аспекты этого инструмента восстановления платежеспособности, прежде чем обращаться с заявлением о банкротстве, физическому лицу необходимо учитывать положения статьи 135 Кодекса о невозможности повторной процедуры банкротства в течение пяти лет, необходимости письменного уведомления кредиторов о факте банкротства в течение следующих пяти лет и утрате безупречной деловой репутации в течение следующих трех лет.

ВЫВОД:

Кодекс не предусматривает переходных положений, кроме, как уже было сказано, процедуры санации, и со дня вступления его в силу дальнейшее рассмотрение дел о банкротстве может осуществляться в соответствии с требованиями данного Кодекса, независимо от даты открытия производства по делу о банкротстве.

Нововведения должны обеспечить надлежащий уровень защищенности прав как кредиторов, так и должников, но только практика покажет, как именно эти изменения повлияют на процедуры банкротства.

К сожалению, в данный момент существует множество противоречий и неопределенностей в Кодексе, таких как отсутствие института мирового соглашения, хотя бы в переходных положениях, что может отрицательно повлиять на пересмотр старых дел, где он применялся; возможность открытия процедуры банкротства в отношении почти всех юридических лиц, будь то бюджетные учреждения, политические партии и другие общественные организации; неопределенность с производствами о банкротстве физических лиц – предпринимателей, возбужденных по заявлению кредиторов; право безосновательного и бескомпенсационного отстранения кредиторами арбитражного управляющего; назначение арбитражных управляющих до начала функционирования ЕСИТС; неоднозначность определения погашенных требований кредиторов; приравнивание арбитражных управляющих к служебным лицам должника и прочее. Но надеюсь, законодатель не замедлит откорректировать эти вопросы.

При рассмотрении дел о банкротстве должника — юридического лица новый Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в отличие от ранее действовавшего Закона, предусматривает такие процедуры банкротства, как защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и другие. В данной статье рассматривается вопрос о защитном периоде как процедуре, которая применяется первой при банкротстве должника — юридического лица.
В соответствии со статьей 1 Закона о банкротстве под защитным периодом понимается процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.
Следовательно, основной целью защитного периода является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансового состояния и платежеспособности должника, установление размера задолженности перед кредиторами. Кроме этого, в процессе защитного периода устанавливается наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.
Хозяйственному суду предоставляется возможность предварительно установить размер требований кредиторов и тем самым определить задолженность должника перед кредиторами еще до судебного разбирательства. Таким образом, перед вынесением судебного акта хозяйственный суд и каждый участник процесса могут иметь представление о финансовом состоянии должника.
Защитный период является обязательной процедурой для определенной категории дел. Но существуют и исключения, когда названная процедура не применяется. Так, в частности, новый Закон о банкротстве не предусматривает ее при рассмотрении дел о банкротстве должника — индивидуального предпринимателя, банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений, отсутствующего должника, ликвидируемого юридического лица и других организаций.
Само производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника, которое может быть подано в хозяйственный суд кредитором, самим должником, прокурором, органом государственного управления по делам о банкротстве, налоговыми и иными уполномоченными органами, а также другими лицами в соответствии с законодательством. Заявление о банкротстве должника должно быть подано с соблюдением всех требований, установленных хозяйственно-процессуальным законодательством и законодательством о банкротстве. Вопрос о принятии такого заявления решается в судебном заседании в срок не позднее пяти дней со дня его поступления в хозяйственный суд. В указанный период хозяйственный суд выносит определение о принятии заявления о банкротстве должника и возбуждении производства по делу о банкротстве.
В соответствии со статьей 33 Закона о банкротстве с момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период. Продолжительность защитного периода не может превышать трех месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о банкротстве.
Законом о банкротстве определено, что с момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника:
приостанавливается в общем или хозяйственном суде либо ином государственном органе производство по делу, связанному с взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества должника. Данное производство приостанавливается по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц;
приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника, по имущественным взысканиям. Однако в данном случае имеются исключения, установленные Законом о банкротстве. Не приостанавливается исполнение исполнительных документов по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов;
запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава учредителей (участников).
Для реализации вышеназванных мер определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника направляется в банки и небанковские кредитно-финансовые организации, с которыми должник заключил договор об открытии банковского счета, а также в общий суд, хозяйственный суд, соответствующим судебным исполнителям, в налоговые и иные уполномоченные органы.
При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего, а также дата рассмотрения хозяйственным судом заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов.
По общему правилу временный управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, — из числа лиц, предложенных должником. В случаях отсутствия предложений о кандидатурах временного управляющего или если предложенные кандидатуры не отвечают установленным Законом о банкротстве требованиям, а также если должник — юридическое лицо является градообразующей организацией, государственной организацией, организацией, имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, или организацией, имеющей наиболее существенное значение для экономики страны или социальной сферы, временный управляющий назначается хозяйственным судом по представлению органа государственного управления по делам о банкротстве. Эти же правила применяются и при назначении управляющего в процессе конкурсного производства.
Встречаются случаи, когда при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего. В таких случаях хозяйственному суду предоставляется дополнительный трехдневный срок, в течение которого он должен вынести определение о назначении временного управляющего.
К временному управляющему применяются те же положения Закона о банкротстве, что и для управляющего. Однако в Законе о банкротстве отдельно выделены права и обязанности временного управляющего.
Прежде всего, временный управляющий, как и управляющий, должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляются в соответствии с законодательством о банкротстве. Так, в соответствии со статьей 62 Закона о банкротстве управляющим в производстве по делу о банкротстве может быть физическое лицо, имеющее высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, а также необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности и не имеющее судимости. Кроме того, управляющим может быть также юридическое лицо. К руководителю такого управляющего — юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, применяются требования, установленные к управляющему — физическому лицу. Свои полномочия управляющий осуществляет на основании специальной лицензии управляющего, выданной органом государственного управления по делам о банкротстве.
Законом о банкротстве четко определены права временного управляющего, назначенного хозяйственным судом. В соответствии со статьей 35 Закона временный управляющий вправе:
предъявлять в хозяйственный суд требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом о банкротстве и иными законодательными актами;
заявлять в хозяйственный суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества должника на хранение третьим лицам, а также об отмене таких мер;
получать вознаграждение в порядке, установленном Законом о банкротстве;
заявлять в хозяйственный суд ходатайство об отстранении руководителя должника от должности;
производить опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества должника;
ходатайствовать перед хозяйственным судом о предоставлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений, предоставлении ими иных сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника, а также знакомиться с такими материалами в месте их нахождения, если иное не предусмотрено законодательством;
проводить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника и анализ финансового состояния и платежеспособности должника самостоятельно или с привлечением через хозяйственный суд должника, необходимых экспертов и специалистов в порядке, установленном законодательством;
входить в служебные помещения должника и производить в них осмотр, если иное не установлено в соответствии с законодательством;
осуществлять в соответствии с Законом о банкротстве по поручению хозяйственного суда иные полномочия.
Должник обязан предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника, если иное не предусмотрено законодательством об охране государственных секретов.
Кроме перечисленных прав на временного управляющего возлагаются специальные функции, выполнение которых обязательно в такой процедуре банкротства, как защитный период.
В соответствии со статьей 36 Закона о банкротстве временный управляющий обязан:
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и его защите;
истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах;
устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований;
проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника;
оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения;
определять наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору;
выполнять поручения хозяйственного суда, вытекающие из требований Закона о банкротстве;
предоставлять по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.
Управление должником после введения защитного периода значительно отличается от управления в процедуре конкурсного производства, в которой за отстраненным руководителем сохраняются лишь контрольные функции. Введение защитного периода не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника от исполнения их функций. Руководитель должника, иные органы управления должника и лица, представляющие должника и действующие от его имени (далее — органы управления должника), продолжают осуществлять свои полномочия с некоторыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве, а также под контролем временного управляющего. Законодателем это было предусмотрено с целью предотвращения злоупотреблений со стороны руководителя или иных уполномоченных органов, которые могли бы ухудшить положение кредиторов, а также финансовое состояние должника.
Одним из таких ограничений является то, что органы управления должника в процессе защитного периода могут совершать сделки и исполнять платежные обязательства только с письменного согласия временного управляющего. Временный управляющий должен решить вопрос о целесообразности крупных и иных сделок, а также последствий этих сделок для имущества должника, поскольку последствием заключения таких сделок может стать невозможность восстановления платежеспособности должника.
Кроме названного ограничения должник — юридическое лицо в процессе защитного периода не вправе принимать решения о:
реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) или ликвидации должника;
создании организаций, вхождении в организации, выходе из организаций, приостановлении своего членства в организациях, принятии (непринятии) в связи с участием в организациях мер, которые могут ухудшить финансовое состояние должника;
создании филиалов и представительств;
выплате дивидендов;
выпуске (выдаче, размещении) ценных бумаг;
выходе из состава участников должника — юридического лица;
приобретении у акционеров ранее выпущенных акций (приобретении у участника должника доли (пая) в имуществе должника или ее части).
Решение об участии в ассоциациях, союзах, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц может быть принято органами управления должника только с письменного согласия временного управляющего.
С целью защиты интересов кредиторов, а также сохранности имущества должника хозяйственный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов. Такие меры применяются в соответствии с правилами обеспечения иска, предусмотренными статьями 84 — 89 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Помимо этих мер хозяйственный суд вправе:
обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам;
принять иные меры, направленные на обеспечение сохранности имущества должника.
Мерой по обеспечению требований кредиторов также является отстранение от должности руководителя должника. Данная мера может быть принята хозяйственным судом в процессе защитного периода по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве. Такое лицо должно содержать достоверные сведения о воспрепятствовании руководителем должника действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях действующего законодательства. Только в этом случае хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности на срок, определяемый хозяйственным судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника и обязанности его руководителя. При этом хозяйственный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности.
В соответствии с определением хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности:
лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем должника, обязано отстранить руководителя должника, исполняющего обязанности руководителя должника по такому трудовому договору, от работы на срок, определяемый хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом;
приостанавливаются на срок, определенный хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом, права руководителя должника по непосредственному управлению должником, исполняющего обязанности руководителя должника не по трудовому договору, если иное не предусмотрено законодательными актами. Однако в данном случае права руководителя должника по осуществлению контрольных функций остаются у руководителя должника. Это исключение предусмотрено Законом о банкротстве для того, чтобы избежать злоупотреблений со стороны временного управляющего при осуществлении своих полномочий.
Определение хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
Меры по обеспечению требований кредиторов в процессе защитного периода применяются соответственно до момента возникновения одного из перечисленных ниже оснований:
возбуждения конкурсного производства и назначения управляющего;
утверждения хозяйственным судом мирового соглашения;
принятия хозяйственным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве.
Такие меры могут быть отменены хозяйственным судом и до наступления указанных обстоятельств.
В целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства в
процессе защитного периода проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника. В процессе же конкурсного производства такой анализ проводится в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также мер по восстановлению платежеспособности должника, если имеется возможность ее восстановления.
Правила проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника устанавливаются органом государственного управления по делам о банкротстве не только для процедуры защитного периода, но и для процедуры конкурсного производства.
Анализ финансового состояния и платежеспособности должника проводится после установления управляющим (временным управляющим) достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему.
При необходимости для проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника хозяйственный суд по предложению управляющего может назначить экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника.
Проведение в процессе защитного периода анализа финансового состояния и платежеспособности должника является одной из важнейших обязанностей временного управляющего, поскольку без результатов такого анализа невозможно сделать заключение о достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему, а также выводы о наличии возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Кроме того, только в процессе проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.
В основу анализа финансового состояния и платежеспособности должника должны быть положены три цели:
— определение признаков, при наличии которых производство по делу о банкротстве может быть возбуждено;
— определение оснований для признания должника банкротом;
— определение признаков или обстоятельств, при наличии которых платежеспособность должника считается восстановленной.
По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет временного управляющего.
При наличии у должника возражений по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов хозяйственный суд проверяет обоснованность возражений должника.
По результатам рассмотрения заявления о банкротстве должника хозяйственный суд выносит определение о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству при наличии следующих оснований:
неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
имеются обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства или произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер.
Если же отсутствуют основания для возбуждения в отношении должника конкурсного производства, хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве должника.
Также основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, как в процессе защитного периода, так и конкурсного производства, является утверждение хозяйственным судом мирового соглашения.
С момента утверждения хозяйственным судом мирового соглашения в процессе защитного периода руководитель должника или временный управляющий приступают к погашению задолженности перед кредиторами в соответствии с условиями мирового соглашения.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх