Инвалидность в Казахстане

Министерством труда и социальной защиты населения РК автоматически продлен срок инвалидности всем гражданам, у которых дата переосвидетельствования наступила после 15 февраля 2020 года, на период действия режима чрезвычайного положения, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу министерства.

При этом выплаты пособий будут осуществляться по ранее установленной группе инвалидности и (или) степени утраты общей трудоспособности в течение всего периода действия режима ЧП.

В связи с увеличением с 1 апреля текущего года размеров месячного расчетного показателя и прожиточного минимума произведен перерасчет пособий по инвалидности.

Теперь размеры государственного социального пособия по инвалидности составляют: I группа – 62 723 тенге, II группа – 49 983 тенге, III группа – 33 975 тенге. Дети-инвалиды до 16 лет – 45 736 тенге, инвалиды с детства I группы – 62 723, инвалиды с детства II группы – 51 943 тенге, инвалиды с детства III группы – 39 202 тенге.

Размеры специального государственного пособия для инвалидов I и II группы составляют 4 140 тенге, для инвалидов III группы – 1 778 тенге, для детей-инвалидов до 16 лет – 2 667 тенге

Пособие лицам, воспитывающим ребенка-инвалида установлено в размере 45 736 тенге.

Пособие по уходу за инвалидом I группы с детства составляет 45 736 тенге.

В общей сложности повышение пособий коснется более 22,8 тыс. получателей.

Начисление пособий с учетом перерасчета запланировано на 17 апреля 2020 года.

Краткий обзор льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов I, II и III групп.

Налоговые льготы

Индивидуальный подоходный налог

Подпунктом 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса Республики Казахстан предусмотрено освобождение от индивидуального подоходного налога доходов в пределах 55-кратного минимального размера заработной платы в год для инвалидов I, II и III групп, а также ребенка-инвалида, одного из родителей лица, имеющего категорию «ребенок-инвалид» до достижения им восемнадцатилетнего возраста и одного из родителей лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», — в течение жизни такого ребенка.

Налог на транспортные средства

В соответствии с подпунктом 5) пункта 3 статьи 365 Налогового кодекса инвалиды всех групп по имеющимся у них в собственности мотоколяскам и автомобилям по одному автотранспортному средству освобождаются от налога на транспортные средства.

Земельный налог

Согласно подпункту 4) пункта 3 статьи 373 Налогового кодекса инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства не являются плательщиками земельного налога по:

  • земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;
  • придомовым земельным участкам;
  • земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
  • земельным участкам, занятым под гаражи.
Налог на имущество

Освобождаются от налога на имущество инвалиды I и II групп — в пределах 1 500-кратного размера месячного расчетного показателя (МРП) от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности (подпункт 3) пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса).

Сбор за регистрацию индивидуальных предпринимателей

Подпункт 1 статьи 457 Налогового кодекса предусматривает, что не являются плательщиками сбора за регистрацию индивидуальных предпринимателей инвалиды I, II и III групп.

Сбор за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты сбора при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подпункт 2) статьи 457 Налогового кодекса).

Государственная пошлина в суде

В соответствии с подпунктом 12) статьи 541 Налогового кодекса инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства по всем делам и документам освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах.

Государственная пошлина за совершение нотариальных действий в государственных нотариальных конторах

Согласно подпункту 4) статьи 452 Налогового кодекса инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем нотариальным действиям.

Государственная пошлина при документировании

Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины за регистрацию места жительства, при выдаче паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан, а также видов на жительство иностранного гражданина и удостоверений лица без гражданства (подпункты 1) и 6) статьи 546 Налогового кодекса).

Государственная пошлина при регистрации транспорта

Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины при выдаче государственного регистрационного номерного знака на автомобиль, прицеп к автомобилю, на мототранспорт
(подпункт 7) статьи 546 Налогового кодекса).

Специальное государственное пособие

Согласно подпунктам 9), 10), 11), 11-1) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» размеры специального государственного пособия составляют:

Социальное пособие по инвалидности

Статьей 12 Закона РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» установлены следующие размеры пособий по инвалидности:

1. Инвалидам от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, детям — инвалидам до шестнадцати лет , детям-инвалидам с шестнадцати до восемнадцати лет — первой, второй, третьей групп; инвалидам с детства; инвалидам из числа военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан при наступлении инвалидности вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с выполнением воинского и служебного долга месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:

  • инвалидам I группы 1,36 прожиточного минимума, устанавливаемого на соответствующий финансовый год;
  • инвалидам II группы — 1,06 прожиточного минимума;
  • инвалидам III группы — 0,74 прожиточного минимума;
  • детям — инвалидам до 16 лет — 1,00 прожиточного минимума;
  • инвалидам с детства I группы — 1,36 прожиточного минимума;
  • инвалидам с детства II группы — 1,11 прожиточного минимума;
  • инвалидам с детства III группы — 0,87 прожиточного минимума;
  • детям-инвалидам с 16 до 18 лет I группы 1,36 прожиточного минимума;
  • детям-инвалидам с 16 до 18 лет II группы 1,11 прожиточного минимума;
  • детям-инвалидам с 16 до 18 лет III группы 0,87 прожиточного минимума.

2. Инвалидам из числа военнослужащих срочной службы, инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при прохождении воинской службы, лицам, инвалидность которых наступила при ликвидации последствий аварий на ядерных объектах гражданского или военного назначения либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах; инвалидам вследствие чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе вследствие радиационного воздействия при проведении ядерных взрывов и испытаний и/или их последствий при условии установления причинно — следственной связи месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:

  • инвалидам I группы — 1,61 прожиточного минимума;
  • инвалидам II группы — 1,30 прожиточного минимума;
  • инвалидам III группы — 1,00 прожиточного минимума.

3. Инвалидам из числа военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при прохождении воинской службы, сотрудникам органов внутренних дел и бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан при исполнении служебных обязанностей месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:

  • инвалидам I группы — 2,09 прожиточного минимума;
  • инвалидам II группы — 1,49 прожиточного минимума;
  • инвалидам III группы — 1,00 прожиточного минимума.
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Как пройти комиссию

В Правила прохождения освидетельствования инвалидов всех групп внесены существенные изменения

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) детям и взрослым жителям города с ограниченными возможностями проводится в восьми территориальных подразделениях Алматы. Это отдел методологии и контроля, пять межрайонных отделов МСЭ и два специализированных отдела, один из которых проводит освидетельствование детей и подростков до 18 лет, а другой — больных и инвалидов с психическими заболеваниями. О принципах их работы, а также об изменениях и дополнениях при проведении медико-социальной экспертизы рассказывает заместитель директора департамента контроля и социальной защиты населения по городу Алматы Сауле САРСЕМБАЕВА

— Каждый территориальный межрайонный МСЭ проводит освидетельствование больных и инвалидов черырех-пяти прикрепленных к нему лечебных учреждений. Все наши отделы расположены непосредственно в поликлиниках, что очень удобно как для больных, так и для врачей этих лечебных заведений, имеющих возможность в любой момент проконсультироваться по вопросам медико-социальной экспертизы. Еще одним преимуществом такой дислокации является то, что лечащий врач, направляющий больного на комиссию, может сам представить его. Все это, безусловно, улучшает преемственность в работе органов здравоохранения и социальной защиты населения.

В случаях, когда человек по состоянию здоровья и в соответствии с медицинским заключением не может лично явиться на заседание комиссии, мы проводим освидетельствование на дому. Такие выезды на дом или в стационары составляют до 40 процентов нашей работы.

Несмотря на то что все наши врачи-эксперты — это высококвалифицированные в своей области медицины специалисты, в особенных случаях мы приглашаем для консультаций ведущих профессоров, докторов наук и практиков с немалым стажем работы из алматинских клиник и лечебно-научных центров. Благо, что в нашем городе сосредоточен весь цвет медицины.

Сроки прохождения

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности человеку, признанному инвалидом, устанавливаются:

первая, вторая или третья группы инвалидности

с 16 до 18 лет — категория «ребенок-инвалид» первой, второй, третьей группы.

Инвалидность устанавливается на следующие сроки: на шесть месяцев, на один, два года или без срока переосвидетельствования.

Лицам до 16-летнего возраста инвалидность по категории «ребенок-инвалид» устанавливается на сроки: шесть месяцев, один, два года, на пять лет и до достижения 16 лет.

Лицам с 16- до 18-летнего возраста устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности до достижения 18 лет.

Инвалидность без срока переосвидетельствования устанавливается:

— при необратимых анатомических изменениях согласно утвержденному постановлением правительства РК перечню;

— при стойких необратимых изменениях и нарушениях функций организма, неэффективности проведенных реабилитационных мероприятий, после динамического наблюдения за инвалидом первой группы не менее четырех лет, второй и третьей группы — не менее шести лет.

Хочу добавить, что завершено формирование Централизованной базы данных по инвалидам (ЦБДИ), которая служит для нас отличным подспорьем. Она дает возможность определить количество инвалидов по республике в целом и по каждому региону отдельно в разрезе заболеваемости, причин инвалидности, по возрасту, полу и т. д.; выявить потребность в обеспечении инвалидов санаторно-курортным лечением; сурдо-тифлотехническими, санитарно-гигиеническими, протезно-ортопедическими и техническими средствами передвижения.

Что нового?

Что касается нововведений, то территориальные подразделения МСЭ должны теперь не только проводить динамическое наблюдение за выполнением расписанных инвалиду реабилитационных мероприятий, но и целенаправленно контролировать их эффективность.

Определенные трудности возникали раньше при освидетельствовании лиц, находящихся на лечении за рубежом. Особенно тех, кто длительное время ожидал донора для пересадки того или иного органа, а срок инвалидности уже заканчивался. Во вновь вышедших «Изменениях и дополнениях» данный вопрос впервые уточнен.

В таких исключительных случаях, когда освидетельствованное лицо находится за пределами обслуживаемого региона, на основании представленных документов с согласия родителей, опекуна или законного представителя инвалидность определяется заочно на срок не более одного года с контрольным осмотром освидетельствованного лица в течение шести месяцев с момента установления инвалидности.

Еще одно важное изменение, о котором я хочу упомянуть. В прежние годы при проведении медико-социальной экспертизы мы руководствовались Перечнем анатомических дефектов, при которых устанавливается третья группа инвалидности бессрочно. Впервые наряду с вышеуказанным установлен Перечень анатомических дефектов, при которых первая и вторая группа инвалидности устанавливается без срока переосвидетельствования. В данный список включены тяжелые анатомические травмы, а также сочетание анатомических дефектов с иными дефектами и заболеваниями, при которых и ранее устанавливалась по показаниям 1-я и 2-я группа инвалидности. Эти инвалиды, согласно прежним инструкциям, должны были быть под наблюдением отделов МСЭ в течение четырех — шести лет (в зависимости от группы). Этот порядок изменен. Инвалидам 1 — 2-й группы, согласно Перечню анатомических дефектов, инвалидность устанавливается сразу же без срока наблюдения бессрочно.

Примеры установления 1-й группы бессрочно: культи обеих нижних конечностей на уровне верхней трети бедра, двухсторонняя полная слепота и др.

Пример установления 2-й группы бессрочно: культя одной верхней конечности и отсутствие или полная слепота одного глаза.

Какие документы необходимо представить на комиссию

Уточнен и конкретизирован список документов, необходимых для проведения медико-социальной экспертизы. При освидетельствовании необходимо представить:

документ, удостоверяющий личность

сведения о месте жительства

направление на медико-социальную экспертизу, оформленное в лечебном учреждении, где наблюдается больной (учетная форма 88/у)

амбулаторная карта и выписки из историй болезни стационарного больного

СИК

сведения о трудовой деятельности

выписка из заключения МСЭ (при повторном прохождении).

В случае утраты профессиональной трудоспособности кроме вышеперечисленных документов гражданин предъявляет акт о несчастном случае на производстве или ином повреждении здоровья, связанном с трудовой деятельностью по форме Н-1, заключение Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний на позднее двухлетней давности.

При утрате общей трудоспособности необходим также документ, подтверждающий факт участия в системе обязательного социального страхования.

Для определения причины инвалидности, связанной с ранением, контузией, травмой, увечьем требуется заключение уполномоченного органа, устанавливающего причинно-следственную связь.

Лица до 18 лет в случае необходимости представляют заключение психолого-медико-педагогической консультации.

Все документы предоставляются в виде подлинника и копий.

С одного месяца до двух недель сокращены и сроки вынесения экспертного заключения.

Мне остается только добавить, что данные освидетельствуемого лица вводятся в программу упомянутой Централизованной базы данных инвалидов, в которой формируются Акт медико-социальной экспертизы и индивидуальная программа реабилитации инвалида.

В Казахстане планируют пересмотреть размеры государственных социальных пособий по инвалидности для детей с 2021 года, сообщается в концепции к проекту поправок по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан.

В настоящее время в Казахстане проживают более 92 тысяч детей-инвалидов, в том числе 29,7 тысячи детей-инвалидов до семи лет, 53,8 тысячи – от семи до 16 лет, 9,1 тысячи – от 16 до 18 лет.

Предлагается распределение детей-инвалидов от семи до 16 лет по степени тяжести нарушений функций организма, с установлением категорий инвалидности по аналогии с категориями инвалидности у детей от 16 до 18 лет.

Анализ показал, что из 53,8 тысяч детей-инвалидов от семи до 16 лет, дети-инвалиды со значительно выраженными нарушениями составляют 12,8%, с выраженными нарушениями 39,7% и с умеренными – 47,5%.

«Распределение детей по группам инвалидности позволит дифференцировать оказываемую социальную реабилитацию и помощь путём пересмотра размеров пособий по инвалидности детям-инвалидам в зависимости от степени функционирования и тяжести нарушений функций организма», – говорится в концепции.

Декретные выплаты и социальные пособия в 2020 году. Что изменится?

Размеры государственных социальных пособий по инвалидности с 2021 года предлагается определить следующим образом:

  • для ребёнка-инвалида первой группы – 1,92 прожиточного минимума или 65 860 тенге (рост на 17 837 тенге от действующего размера пособия детям до 16 лет);
  • для ребёнка-инвалида второй группы – 1,59 ПМ или 54 541 тенге (рост на 6 518 тенге от действующего размера пособия детям до 16 лет);
  • для ребёнка-инвалида третьей группы – 1,4 ПМ или 48 023 тенге (рост на 6 860 тенге от действующего размера пособия по инвалидности детям инвалидам третьей группы от 16 до 18 лет).

Дополнительные расходы из республиканского бюджета на выплату пособий на 2021-2023 годы составят 11,97 млрд тенге.

Аналогичный подход предлагается применить и к повышению размеров специального государственного пособия (дополнительные расходы из республиканского бюджета на 2021-2023 годы составят 1,3 млн тенге).

Размер пособия для воспитывающего ребёнка-инвалида предлагается оставить без изменений.

Нововведение позволит улучшить положение более 30 тысяч семей, воспитывающих детей инвалидов, говорится в концепции.

В 2020 году размер пособия для детей-инвалидов до 16 лет составляет 43 657 тенге.

Статья 31. Права ребенка — инвалида на полноценную жизнь

1. Ребенок — инвалид имеет равные со здоровыми детьми права на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.

2. Ребенок — инвалид вправе получить образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности.

3. Дети — инвалиды, включая детей с недостатками умственного или физического развития, имеют право на получение медико — социальной помощи в специализированных детских организациях.

Статья 32. Государственные гарантии в сфере занятости ребенка — инвалида

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны создавать необходимые условия для обучения, профессиональной подготовки, подбора подходящей работы и трудоустройства ребенка — инвалида с учетом его состояния здоровья, потребностей и возможностей.

2. Законодательными актами Республики Казахстан могут быть установлены льготы для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению занятости детей — инвалидов, организации их профессиональной подготовки и переподготовки.

Статья 33. Государственная помощь для детей — инвалидов

1. Государство осуществляет комплекс медицинских, правовых, социально — экономических мер, направленных на поддержку детей — инвалидов.

2. Государственная помощь, оказываемая детям — инвалидам, устанавливается законодательными актами Республики Казахстан.

3. Родители и другие законные представители, воспитывающие ребенка — инвалида и осуществляющие уход за ним, имеют право на получение государственной помощи.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх