Иные юридически значимые действия

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения»…Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, правильно определив спорные правоотношения, руководствуясь положениями статей 309, 310, 416, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что кадастровый учет земельного участка подтверждает факт индивидуализации объекта гражданских прав в гражданском обороте, а действия, связанные с постановкой на кадастровый учет и снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате этих действий земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот, снятие с кадастрового учета спорного земельного участка влечет утрату индивидуализирующих характеристик и прекращение его существования как объекта права, установив, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет со статусом «временный», учитывая, что согласно уведомлению Росреестра от 05.12.2016 сведения о земельном участке аннулированы и исключены из ГКН 01.08.2011 в связи с отсутствием зарегистрированных прав на данный земельный участок, пришли к выводу, что с 01.08.2011 земельный участок перестал существовать как объект земельных отношений, гражданских прав и как предмет договора аренды, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований отказали.

Статья «О практике правоприменения норм ФЗ «Об актах гражданского состояния»

Подробности Опубликовано 14.11.2013 10:10

Акты гражданского состояния — основные события в жизни человека, подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах ЗАГСа. Их перечень установлен п.1 ст.47 ГК РФ. Он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Государственной регистрации подлежат: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени (собственно имени, фамилии и отчества-ст. 19 ГК РФ), смерть гражданина.

Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Так с рождением ребенка у его родителей возникают родительские права и обязанности, обязанности по содержанию; со смертью человека возникают наследственные права в отношении его имущества, право на пенсию у его несовершеннолетних детей и т.д.

Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли. В некоторых случаях закон придает акту регистрации правообразующее (правопрекращающее) значение, т.е. устанавливает, что соответствующие права и обязанности возникают или прекращаются лишь с момента регистрации акта гражданского состояния. Такое значение придано регистрации заключения брака (ст. 10 СК РФ) и расторжения брака (при его расторжении в органах ЗАГСа — ст. 25 СК РФ).

Регистрация актов гражданского состояния производится и в государственных интересах — для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.). Эти данные необходимы для разработки научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития страны.

Регистрация актов гражданского состояния производится территориальными органами записи актов гражданского состояния, образованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Акты гражданского состояния граждан России, проживающих за границей, регистрируются консульскими учреждениями Российской Федерации. Признаются действительными акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления советских органов ЗАГС, и не требуют последующей государственной регистрации.

Акты гражданского состояния (от латинского — «действие, поступок») согласно ФЗ от 15 ноября 1997г № 143 «Об актах гражданского состояния» признаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Акты гражданского состояния представляют собой юридические факты, поскольку закон связывает с ними возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей. Перечень обстоятельств, которые относятся к числу актов гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина.

Каждое из указанных обстоятельств подлежит государственной регистрации, которая устанавливается в целях охраны имущественных и личных имущественных прав граждан. Регистрация осуществляется органом записи актов гражданского состояния, который составляет соответствующую запись акта в книге установленного образца (книге регистрации актов о рождении, книге актовых записей заключения брака и т.д.) На основании записи выдается свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, которое удостоверяет факт регистрации. Правила заполнения записей и бланков установлены постановлением Правительства РФ от 31.10.1998г №1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» и Постановлением Правительства РФ от 17.04.1999г № 432 «Об утверждении правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния».

При наличии оснований, предусмотренных п.2 ст.69 Закона об актах гражданского состояния, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами орган ЗАГСа вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния. Например, исправления и изменения в записи актов гражданского состояния вносятся на основании записи акта об усыновлении, об установлении отцовства, о перемене имени и т.д. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда. Исправления или изменения в запись акта гражданского состояния могут быть внесены на основании заключения органа ЗАГСа. Это возможно, в частности, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки. Например, в записи о рождении ребенка отчество матери было указано с ошибкой: вместо «Ахметовна» было записано «Ахмедовна», такая ошибка может быть исправлена на основании заключения самого органа ЗАГС.

В порядке, предусмотренном Законом об актах гражданского состояния (ст.ст.74,75), возможно восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния на основания решения суда. При изучении правового регулирования отношений, связанных с актами гражданского состояния, необходимо учитывать, что не все события и факты, которые влияют на правовое положение гражданина, подлежат специальной записи и регистрации. Например, признание гражданина недееспособным вследствие душевной болезни существенно влияет на его гражданское состояние, но специальная запись в органах ЗАГСа об этом не предусмотрена. Записи делаются только о тех событиях и фактах, которые указаны в законе.

Рассматривая положение органов ЗАГС с правовой точки зрения, можно сказать, что органы ЗАГС предоставляют правовые услуги. Сущность правовых услуг заключается в том, что органы ЗАГС, производя регистрацию актов гражданского состояния, основываются на действующем законодательстве.

Во-первых, официальным признанием ключевой роли стало законодательное провозглашение сферы правовых услуг населению в России в качестве приоритетной. Во-вторых, сфера правовых услуг, направляя усилия на формирование социального общества, сама должна соответствовать его критериям, нормам, динамике тем более не быть ему чуждой. Пока темпы перемен в сфере оказания правовых услуг явно отстают от темпов изменения российского общества.

Важным средством преодоления этого противоречия может стать ЗАГС, поскольку он является компонентом правовой культуры и практики управления и взаимодействия субъектов взаимоотношения в регистрации актов гражданского состояния в обществе. Именно ЗАГС как субъект, осуществляющий правовые услуги, может помочь существенно сократить трансформационный, переходный период, быстрее перейти к цивилизованным, современным эффективным формам организации участников услуговых взаимоотношений, управления их деятельностью. Одним из важнейших принципов всей деятельности по регистрации актов гражданского состояния является принцип законности. Соблюдение этого принципа означает, что должностные лица органов ЗАГС должны исходить из предписаний по этому вопросу, содержащихся в законодательстве. Действующее законодательство детально определяет порядок и условия регистрации каждого вида актов гражданского состояния.

Любое, даже самое незначительное отступление от закона, может повлечь отрицательные последствия (если не в момент регистрации, то в дальнейшем), нанести ущерб государственным и общественным интересам, правам и охраняемым законом интересам граждан. Органы ЗАГС способны дать населению полный перечень разных видов услуг (особенно в сфере организации заключения брака в торжественной обстановке). ЗАГСы особенно актуальны для системы отечественной юстиции, потому что им предстоит структурная трансформация в соответствии с новым качеством спроса населения в услугах по реализации прав и законных интересов.

ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Тема «Правовое поведение» связана с характеристикой пове­дения людей в сфере действия права. Такое поведение обычно на­зывают правовым, и подразделяется оно на два больших вида: пра­вомерное и неправомерное. Во многих учебниках по теории госу­дарства и права тема с подобным названием отсутствует. Вместо нее выделяются темы, в которых рассматриваются либо правомер­ное поведение и правонарушения, либо правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность. При этом вопрос о правовом поведении, как правило, или не рассматривается, или рассматривается поверхностно. В рамках данной темы мы не будем касаться вопросов юридической ответственности, поскольку они бу­дут освещены в следующей теме, а рассмотрим только те вопросы, которые относятся к характеристике правового поведения. Это: 1. Понятие, признаки и виды правового поведения; 2. Правомерное поведение: понятие, состав, виды; 3. Правонарушение: понятие, со­став, виды.

В самом общем виде поведение определяется как присущее жи­вым организмам взаимодействие с окружающей средой, опо­средствованное их внешней (двигательной) и внутренней (пси­хической) активностью. Право, однако, имеет дело не с любым поведением, а только с поведением человека. Поведение же че­ловека — это превращение внутреннего состояния человека в действия по отношению к социально значимым объектам.

Применительно к праву поведение человека может быть ли­бо юридически безразличным, либо юридически значимым. Юридически безразличное поведение — это поведение, находя­щееся за пределами сферы правового регулирования. Оно может быть значимым для обычаев, норм морали, корпоративных норм,

но для права такое поведение никакого значения не имеет. Юри­дически значимое поведение — это поведение, которое, наоборот, находится в сфере правового регулирования, и именно с таким поведением соприкасается право.

Основной разновидностью юридически значимого поведе­ния является правовое поведение.Его можно определить как предусмотренное нормами позитивного права и подкон­трольное государству сознательно-волевое социально значи­мое поведение людей, которое, как правило, влечет или спо­собно повлечь определенные юридические последствия.

Исходя из данного определения, рассмотрим основные при­знаки правового поведения.

Во-первых, это поведение людей:отдельных индивидов или коллективов, групп людей. То есть правовым может быть пове­дение людей и только людей, ибо право способно воздействовать лишь на волю и сознание человека. Попытки воздействовать при помощи права на поведение, например, животных, имевшие ме­сто в отдельных государствах, не могут дать желаемых результа­тов, поскольку поведение животных объективно не поддается правовой регламентации.

Во-вторых, это поведение, которое выражено вовне в форме конкретных физических действий или бездействия.Это объективная, т. е. внешняя, сторона правового поведения. Внешне правовое поведение может быть выражено либо в форме конкретного физического действия (активного поведения), либо в форме бездействия (пассивного поведения). Как отмечал К. Маркс, «помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»‘.

В-третьих, это поведение, предусмотренное нормами по­зитивного праваи получившее с их стороны определенную юридическую оценку. То есть правовое поведение — это поведе­ние, находящееся в сфере действия юридических норм, так или иначе урегулированное ими. Вследствие этого оно выступает как юридически значимое поведение. Однако правовое поведение не следует отождествлять с юридически значимым поведением, по-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 14.

скольку юридически значимым может быть поведение, не урегу­лированное нормами права, но находящееся в сфере правового регулирования. Кроме того, юридически значимым, но не право­вым считается поведение, совершаемое, например, малолетними детьми или лицами, признанными в установленном законом по­рядке невменяемыми.

В-четвертых, это сознательно-волевое,осознанное поведе­ние. Право способно воздействовать только на такое поведение людей, которое носит осознанный характер и контролируется волей человека. Вследствие этого поведение, не контролируемое сознанием и волей человека (например, поведение малолетних детей, поведение душевнобольных, поведение лиц, находящихся в бессознательном состоянии), не может быть объектом правово­го воздействия, не может считаться правовым поведением, хотя юридически значимым может являться. Так, причинение вреда малолетним ребенком нельзя рассматривать как правовое пове­дение, но юридическое значение такое действие имеет.

В-пятых, это социально значимоеповедение. Поступки людей, не оказывающие никакого влияния на общественные от­ношения, являются безразличными для права. С точки зрения социальной значимости поведение людей может быть: а) соци­ально необходимым (например, защита отечества), б) социально желательным (например, участие в выборах), в) социально до­пустимым (например, забастовки), г) социально вредным, неже­лательным для общества (например, правонарушения).

В-шестых, это поведение, подконтрольное государству.Поскольку правовое поведение — это поведение, предусмотрен­ное нормами позитивного права, так или иначе урегулированное ими, оно контролируется государством. Государство, регулируя поведение людей, оценивает его как правомерное или противо­правное и устанавливает соответствующие правовые последст­вия: правовые гарантии для правомерного поведения и меры принуждения для противоправного поведения.

Наконец, в-седьмых, это поведение, которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические по­следствия.Обычно принято подчеркивать, что правовое поведе­ние влечет или способно повлечь определенные юридические

последствия, поскольку как юридически значимое действие или бездействие оно является юридическим фактом — основанием возникновения, изменения или прекращения какого-либо кон­кретного правоотношения. Между тем нужно иметь в виду, что некоторые поступки, относящиеся к категории правовых, могут и не влечь за собой явно выраженных правовых последствий. Например, говорить о каких-либо юридических последствиях при соблюдении правовых запретов будет, по всей видимости, явным преувеличением.

Правовое поведение может быть самым разнообразным. Так, в зависимости от субъектов,т. е. носителей правового по­ведения, оно может быть индивидуальными коллективным (групповым). Индивидуальноеправовое поведение — это пове­дение отдельно взятого человека, индивида, а коллективное-поведение определенной группы лиц или коллектива людей.

Правовое поведение можно классифицировать и в зависи­мости от его внешнего проявления. Вэтом случае его следует подразделить на действияи бездействие. Действия- это внеш­не активное поведение, а бездействие- наоборот, внешне пас­сивное поведение, поведение, которое выражено в воздержании от совершения тех или иных действий.

С точки зрения социальной значимостиправовое поведе­ние принято подразделять на социально полезноеи социально вредное. Социально полезное- это поведение необходимое или желательное для общества, а социально вредное- это поведе­ние не желательное и даже опасное для общества.

Наконец, самая основная классификация правового поведе­ния — это его деление на правомерноеи неправомерное (про­тивоправное).В основе данной классификации лежит юридиче­ская оценка человеческого поведения, т. е. оценка, даваемая ему позитивным правом. Правомерноеповедение — это поведение, соответствующее тому, что предписано правом, неправомерное, противоправноеповедение — это поведение, не соответствую­щее праву, противоречащее ему.

Некоторые исследователи, рассматривая вопрос о видах правового поведения, считают, что поведение субъекта нельзя анализировать с позиций какого-либо одного из факторов, исхо-

дя, например, либо из юридической оценки поведения, либо из его социальной значимости, что развитие и потребности юриди­ческой практики требуют более дифференцированного подхода к этому вопросу. В данной связи предлагается, в частности, выде­лять следующие виды правового поведения:

1) правомерное — социально полезное поведение, соответст­вующее правовым предписаниям;

2) правонарушение — социально вредное поведение, нару­шающее требования норм права;

3) злоупотребление правом — социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм;

4) объективно-противоправное — поведение, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений1.

Предложенная классификация правового поведения, безус­ловно, заслуживает внимания, однако вызывает ряд возражений. Во-первых, бросается в глаза нарушение некоторых правил фор­мальной логики относительно деления понятий, что, в общем-то, недопустимо. В частности, согласно этим правилам деление должно производиться по одному основанию и члены деления должны исключать друг друга2. Ни то, ни другое в данной клас­сификации не выдержано, поскольку используется два основа­ния классификации (юридическая оценка и социальная значи­мость поведения) и члены деления не исключают друг друга (правомерное поведение и злоупотребление правом относятся согласно данной классификации к поведению, соответствующе­му требованиям норм права, а правонарушение и объективно-противоправное поведение — к поведению, противоречащему правовым предписаниям).

Во-вторых, трудно согласиться с вытекающим из смысла рассматриваемой классификации выводом о правомерном харак­тере поведения, называемого злоупотреблением правом. Не вда­ваясь в полемику по данному вопросу, поскольку он является

самостоятельной и достаточно сложной проблемой1, считаю, что данный вид поведения нельзя отнести к правомерному поведе­нию. Правомерное поведение — это вид правового поведения и оно должно быть предусмотрено нормами позитивного права. Если же поведение, считающееся злоупотреблением правом, не запрещено или не дозволено позитивным правом (привести при­мер, когда нормы позитивного права дозволяли бы злоупотреб­лять своими правами, практически невозможно), его нельзя рас­сматривать в качестве правомерного, поскольку оно не преду­смотрено позитивным правом и не является правовым. Здесь имеет место ситуация, когда закон молчит относительно любых социально вредных и даже социально опасных деяний, ибо нет противоправных деяний без указания на то в законе. Другое де­ло, когда злоупотребление правом прямо запрещено законом. В этом случае такие деяния безоговорочно должны быть отнесены к разряду правонарушений, даже если запрет носит самый общий характер2.

О различных аспектах этой проблемы см.: Малиновский А. А. Злоупотребле­ние правом. М., 2002.

2 А. С. Шабуров, рассматривая злоупотребление правом в качестве самостоя­тельного вида правового поведения, считает, что только в исключительных случаях, когда степень общественной опасности злоупотребления правом вели­ка, законодатель определяет его как правонарушение, нормативно его запрещая и снабжая норму юридической санкцией. Что же касается общего запрета не злоупотреблять субъективными юридическими правами, то его нарушение, судя по рассуждениям автора, не является правонарушением (см.: Теория госу­дарства и права : учебник / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М, 1997. С. 413-414). Более определенно и в какой-то мере противоречиво выска­зывается на этот счет В. Н. Протасов. Считая, что противоправность злоупот­реблений правами обеспечивается: а) установлением общего запрета (на обще­правовом и отраслевом уровне) и б) установлением конкретных запретов (на конкретные злоупотребления правом), он к правонарушениям относит злоупот­ребление правом только при наличии конкретных запретов. Что же касается остальных случаев, то злоупотребление правом не может рассматриваться как правонарушение (см.: Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М., 2001. С. 241-242). Получается, что нарушение общего запрета злоупотреблять правом — это противоправное деяние, но не правонарушение, поскольку в этом случае применяются, как отмечает В. Н. Протасов, лишь те правовые санкции, которые не связаны с юридической ответственностью (например, лишение субъекта в судебном порядке того пра-

В-третьих, вызывает возражение характеристика объектив­но-противоправного поведения (деяния) как поведения, не нано­сящего вреда. Можно привести сколько угодно случаев причи­нения вреда при совершении объективно-противоправных дея­ний (например, причинение вреда при отсутствии вины). Как совершенно обоснованно отмечается в литературе, главным в объективно-противоправных деяниях является не отсутствие вреда, а отсутствие, прежде всего, вины лица, совершившего противоправное деяние1.

Таким образом, едва ли целесообразно различать виды пра­вового поведения, исходя сразу из двух критериев: социальной значимости и юридической оценки поведения человека, ибо это вносит лишь путаницу в вопрос о классификации правового по­ведения. К тому же подобное деление все равно не учитывает всех разновидностей правового поведения, поскольку последнее может быть весьма и весьма разнообразным2.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх