Исполнительное производство РБ 2018

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

31.12.2013 № 1190

ПОЛОЖЕНИЕ
об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяются основные задачи и функции органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – органы принудительного исполнения), полномочия должностных лиц этих органов.

2. В систему органов принудительного исполнения входят:

главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, которое возглавляет систему органов принудительного исполнения;

территориальные органы принудительного исполнения.

Территориальными органами принудительного исполнения являются:

управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее – управления принудительного исполнения);

районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения (далее – отделы принудительного исполнения).

Принудительное исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – исполнительные документы) возлагается на судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения и территориальных органов принудительного исполнения.

Руководители и заместители руководителей, специалисты органов принудительного исполнения различного уровня и их структурных подразделений пользуются всеми правами, предоставленными законодательством и настоящим Положением судебному исполнителю.

Общая численность органов принудительного исполнения утверждается Президентом Республики Беларусь.

3. Задачей органов принудительного исполнения является соблюдение и охрана интересов государства, прав и законных интересов юридических лиц и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Органы принудительного исполнения в соответствии с возложенной на них задачей:

реализуют государственную политику в сфере организации принудительного исполнения исполнительных документов;

осуществляют принудительное исполнение исполнительных документов;

определяют основные направления совершенствования своей деятельности по принудительному исполнению исполнительных документов.

4. Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства, а также приказами Министерства юстиции.

5. Органы принудительного исполнения взаимодействуют с государственными органами, иными государственными организациями, направляют в их адрес сообщения (информацию) о фактах и обстоятельствах, которые могут повлечь совершение или способствовать совершению правонарушений в случае непринятия мер по их предупреждению.

6. Координацию и контроль за деятельностью органов принудительного исполнения осуществляет Министерство юстиции.

ГЛАВА 2
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

7. Главное управление принудительного исполнения является структурным подразделением Министерства юстиции.

8. Главное управление принудительного исполнения в целях выполнения возложенных на органы принудительного исполнения задач:

совместно с главными управлениями юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов организует принудительное исполнение исполнительных документов на соответствующей территории;

осуществляет координацию и контроль за деятельностью территориальных органов принудительного исполнения;

проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

оказывает методическую и практическую помощь территориальным органам принудительного исполнения;

обеспечивает принудительное исполнение практикообразующих и иных исполнительных производств;

осуществляет реализацию актов законодательства в сфере исполнительного производства;

вносит предложения и разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам исполнительного производства, локальные правовые акты, методические и иные документы по вопросам, входящим в его компетенцию;

рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

обеспечивает внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации исполнительного производства;

обеспечивает ведение автоматизированной информационной системы возбужденных исполнительных производств (АИС ВИП);

формирует банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на органы принудительного исполнения;

определяет единый порядок формирования отчетной информации о деятельности органов принудительного исполнения и формы ее представления;

принимает меры по совершенствованию подготовки и повышению квалификации кадров органов принудительного исполнения;

разрабатывает предложения по улучшению материально-технического, финансового, организационного и кадрового обеспечения органов принудительного исполнения;

осуществляет иные функции в области принудительного исполнения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

9. Главное управление принудительного исполнения возглавляет начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции, который является Главным судебным исполнителем Республики Беларусь (далее – начальник главного управления).

Начальник главного управления назначается на должность и освобождается от должности Министром юстиции по представлению заместителя Министра юстиции, курирующего данное направление деятельности.

10. Начальник главного управления для выполнения возложенных на него задач:

осуществляет координацию деятельности и руководство органами принудительного исполнения;

организует проведение анализа практики принудительного исполнения исполнительных документов, разрабатывает и вносит Министру юстиции предложения по совершенствованию деятельности органов принудительного исполнения;

организует разработку методических рекомендаций, а также инструкций, приказов Министерства юстиции по вопросам, связанным с принудительным исполнением исполнительных документов;

организует рассмотрение в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

рассматривает в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, жалобы на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения, а также постановления главных судебных исполнителей управлений принудительного исполнения;

по результатам рассмотрения жалоб признает постановления, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы либо признает жалобу обоснованной полностью или частично;

организует проведение в установленном законодательством порядке конкурсов, служебных проверок;

запрашивает у территориальных органов принудительного исполнения для изучения (проверки), разрешения иных возникающих вопросов по исполнению материалы исполнительных производств;

принимает решение о передаче исполнительного производства территориального органа на исполнение в главное управление принудительного исполнения;

осуществляет подбор, согласование кандидатов на должности в главное управление принудительного исполнения, должности руководителейуправлений принудительного исполнения, вносит предложения по продлению или расторжению контрактов с ними;

организует профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения;

вносит предложения Министру юстиции о внесении изменений в структуру и штатное расписание органов принудительного исполнения в пределах установленной общей штатной численности в случае производственной необходимости;

вносит начальникам главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов обязательные для рассмотрения представления по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц территориальных органов принудительного исполнения, допустивших нарушение законодательства по исполнительному производству, не выполнивших требования начальника главного управления по вопросам деятельности органов принудительного исполнения, исполнительного производства, а также о поощрении или материальном стимулировании должностных лиц органов принудительного исполнения;

вносит представление о выплате вознаграждения работникам главного управления принудительного исполнения в порядке, установленном Министром юстиции;

определяет меры по обеспечению хранения государственной и служебной тайны, соблюдению иных требований Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/953);

вносит предложения Министру юстиции по обеспечению доступа к базам данных и реестрам, в том числе электронным, содержащим информацию о должниках, их имуществе и денежных средствах;

пользуется инымиправами, предоставленными судебному исполнителю законодательством и настоящим Положением.

ГЛАВА 4
УПРАВЛЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

11. Управления принудительного исполнения являются структурными подразделениями главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов и входят в систему органов принудительного исполнения.

12. Структура и штатная численность управлений принудительного исполнения определяется штатным расписанием, утвержденным Министром юстиции.

13. Работники управлений принудительного исполнения назначаются на должности и освобождаются от должностей начальниками главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

14. Управления принудительного исполнения осуществляют свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими органами принудительного исполнения.

15. Основными задачами управлений принудительного исполнения являются:

своевременное и полное исполнение исполнительных документов;

оказание практической и методической помощи отделам принудительного исполнения;

обеспечение соблюдения законодательства по рассмотрению процессуальных жалоб, обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан и юридических лиц.

16. В целях реализации возложенных задач управления принудительного исполнения осуществляют следующие функции и полномочия:

организуют принудительное исполнение исполнительных документов в соответствующем регионе;

оказывают практическую и методическую помощь судебным исполнителям на местах, в том числе по единообразному применению норм законодательства, в необходимых случаях непосредственно участвуют в принудительном исполнении исполнительных документов;

изучают организацию и практику работы отделов принудительного исполнения;

осуществляют контроль по ведению исполнительного производства в отделах принудительного исполнения, а также реализуют иные мероприятия, направленные на выполнение задач органов принудительного исполнения;

обеспечивают сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения;

обеспечивают функционирование автоматизированной информационной системы возбужденных исполнительных производств (АИС ВИП);

вносят предложения по повышению эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения и совершенствованию законодательства по вопросам исполнения, о разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов принудительного исполнения, применении и модернизации программно-технологических средств;

обеспечивают рассмотрение в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

обеспечивают своевременное распределение и перечисление в установленном законодательством порядке денежных средств взыскателям;

осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

ГЛАВА 5
ПОЛНОМОЧИЯ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

17. Управление принудительного исполнения возглавляет начальник управления, который является главным судебным исполнителем по соответствующей области (г. Минску) (далее – начальник управления) и назначается, освобождается от должности Министром юстиции по согласованию с соответствующим областным (Минским городским) исполнительным комитетом.

18. Начальник управления осуществляет руководство управлением принудительного исполнения, несет персональную ответственность за выполнение задач и реализацию возложенных на него полномочий.

19. В целях реализации возложенных на управление принудительного исполнения задач начальник управления:

осуществляет организацию деятельности и руководство соответствующими территориальными органами принудительного исполнения;

обеспечивает контроль за своевременным и полным исполнением исполнительных документов;

запрашивает у подчиненных территориальных органов принудительного исполнения исполнительные производства для изучения, проверки, разрешения иных возникших вопросов по исполнению исполнительных документов;

организует проведение анализа практики исполнения исполнительных документов, разрабатывает и вносит в Министерство юстиции предложения по совершенствованию деятельности органов принудительного исполнения;

организует выполнение постановлений, приказов Министерства юстиции по вопросам исполнительного производства;

обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности территориальных органов принудительного исполнения;

вносит представления о выплате вознаграждения работникам управления принудительного исполнения в порядке, установленном Министром юстиции;

осуществляет прием граждан, организует рассмотрение в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

рассматривает в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, жалобы на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей возглавляемого им управления принудительного исполнения, а также постановления главных судебных исполнителей соответствующего городского, районного (межрайонного), районного в городе уровня;

по результатам рассмотрения жалоб признает постановления, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы либо признает жалобу обоснованной полностью или частично;

обеспечивает своевременное распределение и перечисление в установленном законодательством порядке денежных средств взыскателям;

пользуется иными правами, предоставленными судебным исполнителям законодательством и настоящим Положением.

ГЛАВА 6
РАЙОННЫЕ (МЕЖРАЙОННЫЕ), ГОРОДСКИЕ, РАЙОННЫЕ В ГОРОДАХ ОТДЕЛЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

20. Районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения являются территориальными органами принудительного исполнения.

21. Структура и штатная численность отделов принудительного исполнения определяются штатным расписанием, утвержденным Министром юстиции.

22. Отделы принудительного исполнения в соответствии с возложенными на органы принудительного исполнения задачами выполняют следующие функции:

осуществляют исполнение исполнительных документов в порядке, установленном законодательством;

рассматривают в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

обобщают и анализируют статистические и иные информационные материалы о своей деятельности;

ведут автоматизированную информационную систему возбужденных исполнительных производств (АИС ВИП) и обеспечивают передачу данных в соответствующие управления принудительного исполнения;

обобщают практику применения законодательства по исполнительному производству и вносят в органы принудительного исполнения предложения по его совершенствованию;

осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

ГЛАВА 7
ПОЛНОМОЧИЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

23. Отдел принудительного исполнения возглавляет начальник отдела (далее – начальник отдела), который назначается и освобождается от должности начальником соответствующего главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.

Начальник отдела является главным судебным исполнителем соответствующего городского, районного (межрайонного), районного в городе уровня.

24. Начальник отдела осуществляет руководство отделом принудительного исполнения, несет персональную ответственность за выполнение задач и реализацию возложенных на него полномочий.

25. В целях реализации возложенных на отделы принудительного исполнения задач начальник отдела:

осуществляет организацию деятельности и непосредственное руководство отделом принудительного исполнения;

обеспечивает контроль за своевременным и полным исполнением исполнительных документов;

предоставляет запрошенные должностными лицами органов принудительного исполнения исполнительные производства для изучения, проверки, разрешения иных возникших вопросов по исполнению;

проводит анализ практики исполнения исполнительных документов, разрабатывает и вносит в органы принудительного исполнения предложения по совершенствованию их деятельности;

организует сдачу или списание в архив и хранение исполнительных производств, иных материалов и документов, ежегодный отбор и уничтожение по акту исполнительных производств, иных материалов и документов, сроки хранения которых истекли;

обеспечивает выполнение постановлений, приказов Министерства юстиции по вопросам исполнительного производства;

вносит представления о выплате вознаграждения работникам отдела принудительного исполнения в порядке, установленном Министром юстиции;

осуществляет прием граждан, организует рассмотрение в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

рассматривает в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, жалобы на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей возглавляемого им отдела принудительного исполнения;

по результатам рассмотрения жалоб признает постановления, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы либо признает жалобу обоснованной полностью или частично;

обеспечивает своевременное распределение и перечисление в установленном законодательством порядке денежных средств взыскателям;

пользуется иными правами, предоставленными судебному исполнителю актами законодательства и настоящим Положением.

ГЛАВА 8
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

26. При осуществлении обязанностей по исполнению исполнительных документов судебные исполнители являются представителями власти.

Законные требования судебного исполнителя по принудительному исполнению исполнительных документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.

Неисполнение или воспрепятствование исполнению законных требований судебного исполнителя, оскорбление его чести и достоинства, насилие в отношении судебного исполнителя, посягательство на его жизнь, здоровье и имущество либо угроза совершения такого насилия или посягательства, а также иные действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.

27. Судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или экономическое среднее специальное или высшее образование, способный по своим моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.

28. Судебный исполнитель наделяется правами и несет обязанности, вытекающие из задач, возложенных на органы принудительного исполнения Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства.

29. Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов помимо осуществления действий, предусмотренных законодательными актами, вправе:

рассматривать вопросы, возникающие при исполнении, предусмотренные в разделе IX Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (за исключением предусмотренных в статьях 463–465, 471–474, 479 и пунктах 71 и 72 части четвертой статьи 482) и разделе IV Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (за исключением предусмотренных в статьях 330–332, 334–336, 340, абзаце восьмом части четвертой статьи 348 и части первой статьи 368);

получать от физических лиц, должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимую информацию (за исключением первичных статистических данных), в том числе сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных;

обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, на имя взыскателя в случаях и порядке, установленных законодательными актами;

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено законодательством, иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей. При необходимости с участием понятых вскрывать, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника. В случае, если должник – физическое лицо систематически препятствует доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое или иное помещение, где находится имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание, суд на основании представления судебного исполнителя может вынести определение об осмотре помещения или хранилища должника без его согласия. Доступ судебного исполнителя в жилое или иное помещение должника, в том числе их принудительное вскрытие, и арест находящегося в них имущества должника осуществляются в обязательном присутствии должника либо проживающего совместно с ним совершеннолетнего члена его семьи, а также собственника земельного участка, жилых или иных помещений, в которых находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, а в случае невозможности их присутствия – представителей организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или местного исполнительного и распорядительного органа и в присутствии понятых при содействии сотрудников органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций;

опечатывать помещения, где хранятся материальные ценности или документы, кассы или кассовые помещения, склады, архивы;

выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника;

объявлять розыск должника;

принимать меры по установлению местонахождения имущества должника;

требовать от руководителей и иных должностных лиц юридических лиц выделения специалистов для выяснения вопросов, возникших во время принудительного исполнения исполнительных документов;

использовать нежилые помещения для временного хранения изъятого имущества с назначением хранителя имущества с отнесением расходов по хранению на должника;

в случае неясности или неточности исполнительного документа ставить вопрос перед судом либо органом, выдавшим его, о разъяснении его исполнения;

при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в установленном законодательством порядке изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов;

за нарушение законодательства и неисполнение требований судебного исполнителя, предъявленных в пределах компетенции, вносить руководителям государственных органов, юридических лиц предложения о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности;

во время исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов вправе получать непосредственный доступ к базам данных и реестрам, в том числе электронным, содержащим информацию о должниках, их имуществе и денежных средствах;

запрашивать в банках и небанковских финансово-кредитных организациях информацию об остатке денежных средств на счету должника с выдачей банковской выписки, а также проверять в банках и небанковских финансово-кредитных организациях совершенные по банковским счетам должника операции;

проводить отдельные исполнительные действия с использованием электронного документооборота, информационных технологий (рассылка процессуальных документов, уведомлений о дате и времени проведения отдельных исполнительных действий, вызов к судебному исполнителю, запрет на совершение регистрационных действий в отношении объектов недвижимости и тому подобное), интернет-сайтов органов принудительного исполнения (проведение электронных торгов и тому подобное);

применять технические средства (аудиовидеозапись, кинофотосъемка) в порядке, установленном актами законодательства;

осуществлять иные предусмотренные законодательством действия по исполнению исполнительных документов.

30. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными исполнителями своих функций, представляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, если иное не установлено законодательными актами.

31. Судебный исполнитель в процессе исполнения исполнительных документов обязан:

использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов физических и юридических лиц;

принимать все меры для своевременного, правильного и полного совершения исполнительных действий;

в соответствии с законодательством производить денежные операции, связанные с исполнением исполнительных документов;

о выявленных в ходе исполнения злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства немедленно информировать правоохранительные и контрольные органы, представив имеющиеся документы.

ГЛАВА 9
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

32. Ответственность за результаты деятельности органов принудительного исполнения несут Министерство юстиции и соответствующие областные (Минский городской) исполнительные комитеты.

33. За нарушение законности, злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей судебные исполнители несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 10
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

34. Условия оплаты труда судебных исполнителей устанавливаются в соответствии с законодательством.

35. Порядок использования средств, дополнительно полученных органами принудительного исполнения при принудительном исполнении исполнительных документов, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

36. Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду со знаками различия.

37. Судебные исполнители являются государственными служащими, на них распространяются гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законодательством о государственной службе.

ГЛАВА 11
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

38. Финансирование системы органов принудительного исполнения осуществляется за счет средств республиканского бюджета, средств, полученных при принудительном исполнении, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

39. Материально-техническое обеспечение органов принудительного исполнения осуществляется Министерством юстиции, главными управлениями юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов

В целях защиты своих прав граждане чаще всего обращаются в суд. Однако удовлетворение заявленных требований и вынесение решения суда в пользу одной из сторон по делу не всегда гарантирует восстановление нарушенных прав.

Для восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, соблюдения и охраны интересов государства посредством правильного, полного и своевременного исполнения исполнительных документов законодательством предусмотрено исполнительное производство.

16 мая 2017 года вступили в силу основные положения Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве», устанавливающие единые подходы принудительного исполнения исполнительных документов.

Вышеуказанным законом определяются условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий.

Законом закреплено право граждан на самостоятельное направление исполнительного документа с должника по месту получения должником заработной платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона если взысканию подлежат денежные средства, до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника — индивидуального предпринимателя или должника — юридического лица, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель направляет исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств, находящихся на банковских счетах должника — индивидуального предпринимателя или должника — юридического лица и (или), зачисляемых на эти счета в пользу этого должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.

Также законом предусмотрено направление исполнительного листа в отдел принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства.

Исполнение исполнительных документов возлагается на главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь и территориальные органы принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 34 Закона, предусмотрен общий срок предъявления к исполнению исполнительных документов, выданных на основании судебных постановлений, который составляет 3 года. Исключение составляют удостоверения комиссии по трудовым спорам, срок предъявления к исполнению которых составляет 3 месяца.

Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство только при поступлении в орган принудительного исполнения заявления о возбуждении исполнительного производства, и исполнительного документа, предъявленных взыскателем. Указанные документы предъявляются (направляются) в орган принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий.

Если взыскателю неизвестно, в каком территориальном органе принудительного исполнения должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе предъявить исполнительный документ и заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства соответствующему главному судебному исполнителю по области (городу Минску) по месту совершения исполнительных действий, определяемому статьей 56 Закона, который в трехдневный срок с момента его поступления направит документы в соответствующий районный отдел принудительного исполнения, а в случае поступления исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению – в день его поступления.

При возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику, за исключением определенных случаев, семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

По ходатайству должника судебный исполнитель вправе продлить предоставленный должнику срок для добровольного исполнения исполнительного документа, если признает причины его пропуска уважительными.

В случае неисполнения должником исполнительного документа в предоставленный ему срок для добровольного исполнения осуществляется принудительное исполнение этого исполнительного документа.

В соответствии со ст. 60 Закона исполнителем могут быть приняты меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. Данные меры могут быть приняты на любой стадии исполнительного производства в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются: арест наличных денежных средств и (или) иного имущества должника, принадлежащих ему и находящихся у него и (или) третьих лиц; арест денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях; опись и (или) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) третьих лиц, передача этого имущества на хранение в порядке, установленном статьей 89 Закона; запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа; запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом; запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника; иные меры, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

На официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь есть ссылка на реестр задолженностей по исполнительным документам. Данный информационный ресурс содержит справочную информацию о задолженностях граждан, юридических лиц, а также других субъектов, взыскиваемых органами принудительного исполнения (по сведениям, начиная с 15 августа 2017 года). Будьте бдительны! В случае возникновения сомнений при взаимодействии с гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, организациями, не являющимися юридическими лицами, стоит проверить, не включены ли они в реестр должников на вышеуказанном ресурсе.

Н.А. Овсяник, адвокат юридической
консультации Ивацевичского района

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Исполнительное производство

В Беларуси условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий, определяются Законом Республики Беларусь 24 октября 2016 г. № 439-3 «Об исполнительном производстве».

Так, законодательными актами четко оговорены правила исполнения исполнительных документов, рассматриваемых Законом.

Каждому гражданину нашей страны стоит знать, что законодательство об исполнительном производстве основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «Об исполнительном производстве», иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь. Если же международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Согласно ст.5 Закона исполнительное производство осуществляется на принципах:

— законности;

— процессуальной экономии;

— равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства;

— уважения чести и достоинства гражданина;

— соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;

— беспристрастности.

Основной и самой главной задачей исполнительного производства являются:

— восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами,

— соблюдение и охрана интересов государства посредством правильного, полного и своевременного исполнения исполнительных документов (ст.4 Закона).

Основные главы Закона:

— состав, правовое положение, права и обязанности участников исполнительного производства. Правопреемство в исполнительном производстве (Глава 2);

— сроки в исполнительном производстве (Глава 3);

— способы извещения и корреспонденция в исполнительном производстве (Глава 4);

— общие условия ведения исполнительного производства (Глава 5);

— совершение исполнительных действий (Глава 6);

— обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника (Глава 7);

— реализация имущества должника на торгах (электронных торгах) (Глава 8);

— обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы (Глава 9);

— исполнение исполнительного документа, не связанного со взысканием денежных средств (Глава 10);

— расходы по исполнению исполнительного документа. Принудительный сбор. Распределение взысканных с должника денежных средств. Очередность удовлетворения требований взыскателей (Глава 11);

— обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения (Глава 12).

Также многие люди, которые ждут своих денег, ошибосно думают, что если у должника есть имущество, то они в любом случае смогут получить свои деньги , путем продажи имущества должника. Однако, законодательством соблюдены нормы относительно взыскания имущества должника.

Итак, список имущества должника на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам:

1. Жилой дом с хозяйственными постройками или отдельные его части либо квартира, в том числе с хозяйственными постройками, или отдельные ее части, если должник и его семья постоянно в них проживают, за исключением случаев, когда взыскивается кредит, предоставленный банком или небанковской кредитно-финансовой организацией на строительство дома или квартиры, а также реконструкцию или приобретение жилого дома (квартиры), либо когда жилой дом или квартира обременены ипотекой при условии неисполнения должником обеспеченного ипотекой обязательства.

2. Домашний скот — единственная корова, а у лиц, не имеющих коровы, единственная коза, овца или свинья, а также домашняя птица.

3. Корм для скота и домашней птицы, необходимый до сбора новых кормов или до выгона скота на пастбище.

4. У лиц, занимающихся сельским хозяйством, — семена, необходимые для очередного посева.

5. Предметы домашней обстановки, утвари, одежда, необходимые для должника и состоящих на его иждивении лиц:

одежда — на каждое лицо один плащ, одно осеннее пальто, одно зимнее пальто, один зимний костюм (для женщин два зимних платья или два костюма), головные уборы по одному на каждый сезон (для женщин, кроме того, два летних платка и один теплый платок или шаль), другая одежда и головные уборы, длительное время находившиеся в употреблении и не представляющие ценности; обувь, белье, постельные принадлежности, кухонная и столовая утварь, находившиеся в употреблении, за исключением предметов, сделанных из драгоценных материалов, а также предметов, имеющих художественную ценность;

Автор цитаты

мебель — по одной кровати (или тахте) и одному стулу на каждое лицо, один стол, один шкаф для одежды на семью; бытовая техника — один холодильник, одна газовая (электрическая) плита на семью; все детские принадлежности.

6. Продукты питания в количестве, необходимом для должника и его семьи до нового урожая (для проживающих в сельской местности), а в остальных случаях продукты питания и деньги на общую сумму в размере месячной заработной платы должника, но не менее четырехкратного размера базовой величины.

7. Топливо, необходимое для приготовления пищи и отопления жилого помещения семьи в течение отопительного сезона.

8. Инвентарь (в том числе пособия и книги), необходимый для продолжения профессиональных занятий должника, за исключением случаев, если должник приговором суда лишен права заниматься соответствующей деятельностью или инвентарь.

Кто производит работу по исполнительному документу

Функции по исполнению исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь и судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения ( ст. 8 Закона об исполнительном производстве).

Банк данных должников

Решил взять кредит, а банк отказал.

Вдруг вспомнил, что был как-то должен.

Теперь, законом предусмотрпено условие, что вседенья о должниках будут хранится в банке данных исполнительных производств (ст. 8 Закона). С одной стороны это удобно для судебных исполнителей, с другой сторны каждый желающий в любое время, без уведомления самого должника может запросить данные с этой самой базы должников. для этого необходимо всего напросто заплатить госпошлину (ст. 9 Закона об исполнительном производстве). Стоить отметить, что на сегодняшний день, размер государственной пошлины закреплен в Приложении 16¹ к НК и составляет 3 базовые величины.

Сроки взыскания и исполнения по исполнительным документам

Согласно прописанным в статье 34 Закона об исполнительном производстве, сроки для взыскания или предоставления требований по Закону установлены так:

• исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений или являющиеся судебными постановлениями – в течение 3 лет со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу или со дня окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, если иное не установлено законодательными актами;

исполнительные документы о взыскании периодических платежей – в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение 3 лет после окончания этого срока; удостоверения комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев со дня их выдачи.

Стоит отметить, в чем появилась разница. До вступления данного Закона, исполнительные документы, исполняемые в соответствии с ХПК, могли быть предъявлены к исполнению не позднее 6 месяцев со дня:

— вступления судебного постановления в законную силу,

— окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения,

— вступления в законную силу определения суда, рассматривающего экономические дела, о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.

Автор цитаты

Как расчитать сроки по исполнительному документу

В соответствии с нормой прописанной в Законе, а именно по данным ст 29 Закона об исполнительном производстве в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, т.е. сроки в исполнительном производстве определяются в рабочих днях. Это является очень важным новшеством, поскольку устраняет существующее на сегодняшний день различие в практике исполнения судебных постановлений на основании ГПК и ХПК. В соответствии с ГПК в настоящее время сроки исчисляются в календарных днях.

Взыскание долга через зарплату

Ст. 41 Закона об исполнительном производстве гласит, что взыскатель, располагающий сведениями о месте работы должника, может самостоятельно направить исполнительный документ по месту работы должника, не прибегая к процедуре возбуждения исполнительного производства, что значительно экономит как время, так и материальные затраты кредиторов.

Есть имущество, будем взыскивать

В Законе об исполнительном производстве (ст. 75 Закона) в настоящее время заработала четкая система порядка взыскания на иное (не деньги в натуральной форме) имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — на праве оперативного управления.

Итак, этот порядок взыскания работает только в том случае, если у должника нет денег или их количествол рне достаточно для полного погашения.

Но не стоит забывать, что в нашем законодательтве разрешено иметь в собственности дом, с разделением собственности по долям. В этом случае, при наличии у должника имущества, принадлежаго ему на праве общей собственности, взыскание производится на долю должника в таком имуществе, определяемую в соответствии с законодательством.

Стоит также оговорить, что в настоящее время люди, юр.лица, ИП охотно пользубтся услугами таможенных органов. В этом случае допускается обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, но и в этом случае не стоит упускать требования прописаные в Декрете Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 г. №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности».

Очередность взыскания денег с должника

В статье 122 Закона об исполнительном производстве четко прописана очередность удовлетворения требований кредиторов.

Так, в случае, когда взысканных с должника денежных средств недостаточно для удовлетворения требований взыскателей по всем возбужденным в отношении этого должника исполнительным производствам, указанные денежные средства распределяются между взыскателями в следующей очередности:

• в первую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. В случае недостаточности взысканных денежных средств для удовлетворения требований, указанных в настоящем абзаце, денежные средства распределяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме;

• во вторую очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании:

сумм в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов (налоговые доходы, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые доходы, платежи по возврату бюджетных ссуд и бюджетных займов, возмещению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внешним займам и кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь, возмещению платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь);

сумм в случае потери кормильца, страховых выплат по обязательному страхованию, выплат по государственному социальному страхованию граждан, по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, по требованиям о выплате авторского вознаграждения, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, а также морального вреда;

• в третью очередь удовлетворяются требования по исполнительным документам о взыскании денежных средств:

по исполнению обеспеченных залогом обязательств по договорам за счет средств, полученных от реализации имущества, являющегося предметом залога, в соответствии с законодательством;

в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, и процентам по ним;

в счет погашения задолженности по активам, приобретенным ОАО «Банк развития Республики Беларусь» у банков Республики Беларусь в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь, и по кредитам, предоставленным этим открытым акционерным обществом на финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом Республики Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь;

• в четвертую очередь удовлетворяются требования по взысканию иных платежей, не указанных в абзацах втором – девятом части первой ст. 122 Закона об исполнительном производстве.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди.

Требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом очереди и порядка погашения задолженности, даты возбуждения исполнительных производств. По исполнительным производствам, возбужденным в отношении одного и того же должника в один день, требования в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом номера исполнительного производства.

Автор цитаты

Также законом предусмотрено выявление имущества должника, находящееся у третьих лиц. Продажа имущества через аукционы. Но это производится в соответствии с ранее издаными и пременеными законотверческими правилами.

В ходе XIII Практической конференции «Влияние правоприменительной практики на развитие предпринимательства в Республике Беларусь» подведены итоги правоприменения в исполнительном производстве, выявлены практические проблемы и определены пути их решения. В обсуждении данной темы участвовали Коваленко Дмитрий Владимирович, начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь – Главный судебный исполнитель Республики Беларусь, Алещенко Андрей Валерьевич, судья Верховного Суда Республики Беларусь и Янцевич Александр Брониславович, судья экономического суда Минской области.

Сложные вопросы правоприменения

Возникающие по отдельным нормам законодательства вопросы влияют на полноту и своевременность выполнения требований исполнительных документов. В числе этих вопросов:

1. Реализация правовых гарантий защиты прав кредиторов реорганизуемого, ликвидируемого юридического лица.

Сегодня действует заявительный принцип регистрации (в том числе реорганизации, ликвидации) коммерческих организаций, изменений и дополнений в их уставы <*>. Кроме того, предусматривается возможность обращения взыскания на долю участника в уставном фонде ООО, ОДО по решению суда <*>.

Суд, в свою очередь, вправе принимать меры по обеспечению иска. В частности, налагать арест на имущество ответчиков, на их долю в уставном фонде, а также запрещать ответчикам совершать определенные действия. В исполнительном производстве у судебного исполнителя также есть право обращать взыскание на долю должника в уставном фонде юридического лица <*>.

Реализуя данные полномочия на практике, суды, судебные исполнители выносят соответствующие постановления. Вместе с тем для регистрирующего органа эти постановления не основание для отказа в регистрации реорганизации или ликвидации организации <*>.

Данное несоответствие влечет сложности в реализации мер по обеспечению выполнения требований исполнительных документов. Должники злоупотребляют своими правами, принимая решения о ликвидации, реорганизации с целью уклонения от погашения задолженности перед гражданами, субъектами хозяйствования и государством.

На заметку
Уклонение от погашения требований кредиторов выражается в неравномерном распределении активов и пассивов по результатам реорганизации. При ликвидации — в необоснованном включении (невключении) требований кредиторов, в минимизации средств, вырученных от реализации активов.

Гражданско-правовой механизм восстановления нарушенных прав кредиторов отсутствует либо сложно реализуем. Минюст прорабатывает возможность запретить в Декрете N 1 реорганизацию юридического лица, а также отчуждение доли участника в уставном фонде ООО, ОДО, если в регистрирующем органе есть соответствующее постановление суда, судебного исполнителя или органа уголовного преследования.

2. Необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в части реализации имущества должника, в том числе с электронных торгов.

Прорабатывается вариант неоднократной переоценки имущества, соответственно, и неоднократного проведения электронных торгов. Это позволит увеличить процент реализации имущества. Пока торги признаются несостоявшимися достаточно часто (около 70%). Существует мнение, что не должно быть так называемого института возврата имущества должнику.

3. Целесообразность введения медиации в исполнительном производстве.

Исполнение отдельных категорий исполнительных документов, например об участии в воспитании детей, взыскании алиментов, возложении на должника обязанности совершать определенные действия, во многих случаях сопряжено с конфликтными взаимоотношениями сторон. Их можно урегулировать путем заключения медиативного соглашения. Применение медиативных технологий в исполнительном производстве будет способствовать добровольному налаживанию взаимоотношений сторон исполнительного производства.

Судебный контроль: процессуальные аспекты и противоречия

Раньше акты, действия (бездействие) судебных исполнителей обжаловались в соответствии со ст. 479 ГПК. По итогам рассмотрения жалобы суд выносил определение <*>. Теперь как в ГПК <*>, так и в ХПК <*> это дела, возникающие из административно-правовых отношений.

Они стали самостоятельными делами, по результатам которых выносятся решения <*>. Это судебная процедура, посредством которой осуществляется процессуальный судебный контроль. В ходе такого контроля появляются отдельные процессуальные проблемы и противоречия. Среди них вопросы, возникающие:

1) на стадии возбуждения дела.

Общие положения ГПК говорят, что, если есть какие-то устранимые недостатки, суд оставляет жалобу без движения и предоставляет срок для устранения <*>. В то же время ст. 360-4 ГПК устанавливает иные последствия: при наличии нарушений по оформлению, приложению документов, рассылке жалобы участникам процесса суд возвращает ее без рассмотрения. Такая дифференциация норм вряд ли может быть эффективна;

2) при соблюдении внесудебного порядка разрешения дела.

Внесудебный порядок разрешения дела действует по умолчанию <*>. На практике же гражданин обращается с жалобой в порядке подчиненности, а начальник органа принудительного исполнения (далее — ОПИ) не выносит постановление или дает ответ в порядке обращения граждан. Возникает коллизия: ст. 360-3 ГПК связывает исчисление 10-дневного срока подачи жалобы только с получением постановления начальника ОПИ. Формально в таких ситуациях у заявителя отсутствует основание для обращения в суд. Однако в таких случаях суды могут исходить из того, что досудебный порядок считается соблюденным, если заявитель выполнил все необходимые действия, т.е. приложил все документы, оформил правильно жалобу.

Бывают и обратные ситуации: заявитель не ссылается на закон, жалобу оформляет в произвольном порядке, соответственно, ОПИ постановление не выносит. В этом случае упрекнуть в чем-то начальника ОПИ невозможно;

3) при исчислении 10-дневного срока обращения с жалобой в суд.

Согласно ст. 360-3 ГПК, пропущенный срок можно восстановить по ст. 154 ГПК. Вопрос возник у судов при построении единообразной практики. Некоторые суды при поступлении заявлений заводили отдельный материал, рассматривали его по ст. 154 ГПК и выносили определение о продлении срока или об отказе. Это определение шло на обжалование в вышестоящую инстанцию и та в зависимости от результата возбуждала дело либо возвращала жалобу. Такой механизм не предусматривается ГПК и не обеспечивает надлежащего доступа к судебной защите.

Некоторые суды исходят из того, что ст. 360-3 ГПК содержится в разделе, в котором все сроки подобного рода трактуются как материально-правовые, а не процессуальные. Поэтому делают вывод, что данный срок, его пропуск, наличие ходатайства о его восстановлении или отсутствие такого ходатайства не влекут отказа в принятии жалобы. По результатам рассмотрения в судебном заседании особенностей исчисления, применения, восстановления указанного срока не выносится отдельный документ. Вопрос решается при вынесении решения по жалобе;

4) при распределении судебных расходов в случае удовлетворения жалоб на акты, действия (бездействие) судебного исполнителя.

К этим расходам относится также возмещение госпошлины за рассмотрение жалобы, оплаты услуг адвокатов, сумм, затраченных на помощь специалиста <*>. Например, заявитель оспорил постановление о прекращении исполнительного производства, представив в суд в качестве доказательства заключение специалиста. Суд взыскал расходы на данное заключение, признав их необходимыми. С кого в таком случае они взыскиваются? Судебный исполнитель хотя и самостоятельно участвует в судебном процессе, но является работником ОПИ. Поэтому складывается мнение, что взыскивать указанные расходы следует с ОПИ, ведь за деятельность судебных исполнителей отвечает Минюст и его органы <*>;

5) при обжаловании судебного решения, вынесенного по жалобе на акт судебного исполнителя, его действия (бездействие).

Конструкция ст. 360-3 ГПК и аналогичной ст. 266-3 ХПК однобока: эти нормы работают только в случае, когда постановление вышестоящего начальника ОПИ оставило без изменений постановление нижестоящего. Возникает вопрос: как быть, когда, например, начальник ОПИ признал неполноту исполнительного производства или принял по жалобе окончательное решение <*>? В таком случае субъектом обжалования будет уже другое лицо.

Нормы Закона об исполнительном производстве, ХПК или ГПК прямо не регулируют рассмотренные ситуации. Надеемся, их разрешит созданная рабочая группа по совершенствованию законодательства в данной отрасли.

Рекомендуем посетить семинар:
Исполняем решение суда. Обеспечительные меры как способ взыскания задолженности.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх