Истина это процесс

Карточка №1.

Прочитайте нижеприведенные определения истины. Какое (ие) из них вам представляется (ются) наиболее правильным и точным? Свой выбор аргументируйте.

Истина – это то, во что человек верит.

Истина – это верное, правильное отражение действительности в мысли.

Истина – это незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.

Истина – это те выводы, с которыми согласны все.

Истина – это соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Карточка №2.

Прочитайте два высказывания, приведенные ниже. Какое из них, на ваш взгляд, правильное? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Мир находится в покое, он не изменяется и поэтому доступен пониманию.
  2. Окружающая нас действительность находится в постоянном развитии, изменении, безостановочном движении, поэтом познать окружающий нас мир невозможно.

Карточка №3.

Прочитайте текст учебника (параграф 8, пункт 2) и выделите критерии истины, т.е. то, с помощью чего можно соизмерять явление или любой предмет, доказывая, что оно истинно.

Карточка №4.

В своем время разгорелся спор между философами о существовании абсолютных истин (те, которые незыблемы, не зависят, ни от воли человека, ни от исторической эпохи). Сторонники существования абсолютных истин выдвинули свой аргумент: абсолютной истиной является дата смерти человека, например, «Наполеон умер 5 мая 1821 года». Приведите свои контраргументы, доказывающие обратное: что дата смерти конкретного человека не является абсолютной истиной.

Ответы:

к карточке №1.

Правильными с точки зрения научности являются 2 и 5 определения. По-первому: вера-это очень личное, субъективное понятие. По-третьему: незыблемых истин крайне ограниченный круг. По-четвертому: идея, которую разделяет большинство, со временем оказывается ошибочной.

к карточке №2.

Ни одно из высказываний не является правильным. Их объединяет предположение, что человек может познавать только предметы и явления, находящиеся в покое. Это не так. Человек в состоянии выявлять динамику изменений, просчитывать и предполагать закономерности развития на перспективу.

к карточке №3.

  1. Логика (высказывание о предмете или явлении вытекает из логических суждений)
  2. Практический опыт (подтверждено или опровергнуто на практике, жизнью)
  3. Научный эксперимент (создание особых условий, в которых возможно сопоставление, строгий просчет, привлечение теоретических научных знаний)
  4. ЗАПОМНИТЬ!!! Понятие истины нельзя применять к представлениям людей о нравственных и художественных ценностях, к продуктам художественного творчества.

к карточке №4.

Контраргументы:

  1. Дата смерти Наполеона дана по григорианскому календарю, который отстает от астрономического к 1821 году на 13,5 часов. Поэтому датой смерти может быть как 4, так и 5 мая.
  2. Что такое смерть? Если брать медицинские показатели: остановка сердца, то по этим параметрам данное утверждение верно. Но возможно в будущем смерть будет устанавливаться по другим показателям. Смерть может быть и духовной. Т.е. физически человек умер, а в душах и сердцах кумиров он продолжает жить.
  3. Не только понятие смерти слишком широкое, но и само имя является нарицательным. Например, как личность Наполеон умер раньше своей физической смерти (например, после поражения в Отечественной войне с Россией). Умирающий Наполеон, по сути, уже не та личность, какой он был, например, в сражении под Аустерлицем.

Истина- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины — объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина- это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективной по своему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.).

Истина- это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина — это два необходимых момента одной объективной истины.

Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.

Абсолютная истина(точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина(точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Существует Две позиции в отношении абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Г. В.Ф. Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в антипод — в Заблуждение.

Ведущим критерием истины является практика — материальное освоение человеком окружающего мира. Практика соединяет познающего субъекта с реальностью, в ходе нее люди меняют вещи, процессы. Но ее ^значение не следует абсолютизировать, так как возможности практики ‘ ограничены конкретно-историческими условиями жизни людей и не все ^поддается практической проверке. Поэтому есть и другие критерии истины. Например, логический критерий, суть которого в строгом следовании законам формальной логики, а также доказательность и непротиворечивость знания. Еще один критерий истинности в философии — аксиологический, предполагающий обращение к мировоззренческим, нравственно-этическим и эстетическим принципам. Например, эстетический критерий (чувство гармонии, красоты и т.д.).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх