Изменения в оплате услуг ЖКХ

Основным документом, регулирующим порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 «Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов».

С 1 июля 2018 года данный нормативный правовой акт претерпел значительные изменения, которые обусловлены анализом применения на практике норм законодательства в данном направлении. Таким образом, Совет Министров Республики Беларусь 29 июня текущего года принял постановление №510 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 510), которым внесены существенные изменения и дополнения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг. Отдельные положения постановления № 510 вступают в силу в 1 октября 2018.

Так, постановлением № 510 предусмотрено, что электроэнергия для некоторых потребителей станет дешевле, а для тех, кто расходует ее неэкономно – дороже.

Потребителям, чьи жилые помещения не оборудованы электрическими плитами и системами центрального горячего водоснабжения, но оборудованы системами централизованного снабжения природным газом норматив потребления электроэнергии повышен до 250 кВт/ч. Более того, при потреблении от 250 до 400 кВт/ч оплата также будет производиться по субсидируемым тарифам, но с применением повышающего коэффициента 1,3. И лишь при превышении 400 кВт/ч платить придется по экономически обоснованным тарифам. Таким образом, повышается степень государственной поддержки таких потребителей и в то же время сохраняются стимулы для экономного расходования электроэнергии.

Некоторым категориям граждан можно производить оплату за услуги электро- и газоснабжения по субсидируемым тарифам в двух жилых помещениях: по обязательной регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Это касается неработающих пенсионеров и лиц, имеющих льготы по оплате ЖКУ, а также инвалидов 3-й группы.

Кроме того, постановление № 510 предусматривает стимул для оснащения жилых помещений индивидуальными приборами учета (далее — ИПУ) у жильцов домов старшего поколения, не имеющих такие приборы. Так, плательщики, установившие ИПУ за счет собственных средств, при оплате счетов за потребленную тепловую энергию в течение 3 лет будет предоставляться 10-процентная скидка с тарифа.

В домах, оборудованных ИПУ, которыми не пользовались до вступления в силу постановления № 510, начнут осуществлять расчеты за потребленную тепловую энергию по показаниям этих приборов после вступления в силу постановления № 510, в течение 3 лет с даты начала осуществления таких расчетов будут оплачивать потребленную тепловую энергию с 5-процентной скидкой. Тот же, кто по-прежнему собирается игнорировать возможность расчетов за тепло по показаниям ИПУ, рискует угодить в категорию безучетных потребителей со всеми вытекающими последствиями.

Обращение с твердыми коммунальными отходами относится к основным жилищно-коммунальным услугам, и даже отказ от заключения договора не освобождает от ее оплаты. Данная норма обсуждению не подлежит, но у городских жителей, имеющих загородные дачи или доставшиеся по наследству дома, возникал справедливый вопрос: проживаю на даче максимум три месяца, а платить нужно круглый год. Постановление предусматривает возможность приостановления оказания данной услуги на срок до 6 месяцев в календарном году. Для этого нужно обратиться с соответствующим заявлением в организацию, осуществляющую вывоз ТКО или производящую расчет и начисление платы. Особо следует подчеркнуть, что данная норма касается одноквартирных, блокированных жилых домов, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства граждане.

В случае ошибочного внесения лишних сумм за потребленные жилищно-коммунальные услуги по желанию гражданина ему возвратят разницу, если он обратится с соответствующим заявлением в обслуживающую организацию. Вместе с заявлением необходимо будет также предоставить документ, удостоверяющий личность, и платежные документы, подтверждающие факт оплаты. Напомним, что ранее лишние суммы не возвращались, а зачислялись в счет будущих платежей.

В постановлении № 510 прописан порядок устранения допущенных исполнителем ошибок, в результате которых приходится дополнительно начислять плательщику определенные суммы. Сейчас это возможно сделать только за три месяца. Раньше срок был значительно больше – три года. За такое время недоплаченные суммы иногда вырастали до астрономических размеров, а ведь виноват-то в подобной ситуации не плательщик, а специалист, когда-то неверно истолковавший законодательство или не обративший внимание на какой-то нюанс.

С другой стороны, срок давности остается таким же (3 года) в случаях, если недостаточное начисление производилось по вине гражданина. Например, если поменялся собственник, а об этом не было своевременно сообщено.

Постановлением предусмотрен также ряд уточняющих моментов, без которых раньше было возможно неоднозначное толкование законодательства. К примеру, если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких плательщиков ЖКУ, начисление платы производится отдельно по каждому лицевому счету, который присваивается организацией, осуществляется учет, расчет и начисление платы за ЖКУ, соразмерно доле в праве собственности с оформлением платежного документа отдельно для каждого такого плательщика.

Отдельно прописан порядок начисления платы за основные жилищно-коммунальные услуги по жилым помещениям, находящимся в собственности и (или) во владении и пользовании плательщика жилищно-коммунальных услуг, в случае их использования для осуществления деятельности, связанной с предоставлением мест для краткосрочного проживания. В постановлении № 510 предусмотрено, что в таких случаях плата за основные жилищно-коммунальные услуги, за исключением капитального и текущего ремонта, санитарного содержания вспомогательных помещений жилого дома, вносится по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, вне зависимости от наличия зарегистрированных граждан в данном жилом помещении. При использовании части жилого помещения для осуществления вышеуказанной деятельности, и отсутствии раздельного учета потребления коммунальных услуг в используемой и не используемой частях жилого помещения, плата вносится в целом по жилому помещению по тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.

С 01 января 2017 года вместо понятия «общедомовые нужды» (ОДН) в жилищном законодательстве появилось понятие «коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома» (КРСОИ). Но ни раньше, ни сейчас ОДН или КРСОИ по отоплению в нормах закона не было предусмотрено.

С учётом этого и закреплены в Приложении № 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту — Правила 354), формулы расчёта коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии с пунктом 40 Правил 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению указан в пункте 42 (1) Правил 354 и зависит от наличия или отсутствия индивидуальных (поквартирных) приборов учёта (ИПУ) во всех жилых помещениях МКД и общедомового прибора учёта (ОДПУ).

Но, по всей видимости, в дальнейшем нам предстоят большие изменения в действующем жилищном законодательстве по этому вопросу и, вполне возможно, что будет введено понятие КРСОИ по отоплению, благодаря принятому 10 июля 2018 года решению Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ) № 30/П-18 «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвёртого пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца».

Хотя, как показывает практика, выполнение решений КС РФ законодатели могут растянуть и на несколько лет. Да и каким образом оно будет изменено – ведомо только высшим силам, вернее, Минстрою РФ и другим разработчикам наших не всегда адекватных нормативно-правовых актов. Но в данном случае, хочется надеяться на не слишком долгое разрешение ситуации с внесением изменений в НПА по начислениям платежей по отоплению в многоквартирных домах, так как вопрос не терпит отлагательства и от его разрешения зависит работа многих управляющих организаций. Хотя когда разработчикам законов и власти было дело до их проблем…

Собственник квартиры в многоквартирном доме в г. Пушкино Московской области обратился в свою управляющую организацию за перерасчётом по коммунальной услуге по отоплению ввиду несогласия с тем, как она рассчитана. Соответственно, управляющая организация отказала в перерасчёте, вследствие чего недовольный собственник обратился в Пушкинский городской суд Московской области.

В исковом заявлении он просил суд обязать ответчика произвести перерасчёт за коммунальную услугу по отоплению с учётом показаний индивидуальных приборов учёта за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 г., при этом расчёт по отоплению произвести по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения № 2 Правил 354.

Суд в удовлетворении требований отказал. В решении по делу № 2-1406/2017 от 06.04.2017 г. указал: «…Требование истца о проведении расчётов за коммунальные услуги только по показаниям индивидуальных приборов учёта исключит оплату собственником расходов на отопление на общедомовые нужды, что противоречит пункту 40 Правил. Также безосновательно требование иска о перерасчёте услуги за отопление формулам 3 (3) и 3(4) Приложения № 2 Правил 354.

Довод истца о «более справедливом и законном расчёте за коммунальную услуги по отоплению» по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения № 2 Правил 354 безоснователен».

Московский областной суд в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам № 33-18852/2017 от 26.06.2017 г. согласился с решением суда первой инстанции и отказал в удовлетворении апелляционной жалобы собственника жилого помещения в МКД.

Определением судьи Московского областного суда от 29.09.2017 года отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Однако неугомонный собственник обратился за доказательствами своей правоты в Конституционный суд РФ, куда подал заявление о признании части 1 ст. 157 ЖК РФ, третьего и четвёртого абзацев пункта 42(1) Правил 354 недействующими, который 31 мая 2017 г., 05 сентября 2017 г., 25 декабря 2017 г. отказал ему в этом во всех инстанциях. Затем последовало обращение о признании указанных норм неконституционными в Конституционный суд РФ, который и принял вышеуказанное Постановление о несоответствии Конституции РФ части 1 ст. 157 ЖК РФ, третьего абзаца пункта 42(1) Правил 354.

В Постановлении КС РФ по вопросу о соответствии Конституции РФ абзаца 4 пункта 42 (1) Правил 354 указано о том, что «…между тем абзац четвёртый пункта 42(1) названных Правил прямо предписывает учитывать показания индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещениях многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепла, и потому сам по себе не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Следовательно, в этой части его жалоба в силу пункта 2 статьи 43 и статьи 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» не является допустимой, а производство по настоящему делу в этой части подлежит прекращению…»

Таким образом, в Постановлении КС РФ рассмотрен вопрос о соответствии Конституции РФ части 1 ст. 157 ЖК РФ и третьего абзаца пункта 42(1) Правил 354.

Конституционным судом РФ установлено следующее:

  • Нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами –должно основываться на вытекающих из Конституции РФ принципах определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников этих отношений, в том числе применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в МКД коммунальной услуги и взимаемой за неё платы;

  • Одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги, общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 ст. 157 ЖК РФ относит учёт потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учёта, отсутствие которых восполняется применением расчётного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг;

  • Спецификой МКД как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объёма здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым – невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии;

  • Положения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дают рачительно расходующим тепловую энергию потребителям коммунальных слуг, несущим расходы на обеспечение сохранности индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, их надлежащую эксплуатацию и своевременную замену, основания для законных ожиданий соразмерного снижения платы за отопление;

  • Приведённое нормативное положение абзаца 3 пункта 42(1) Правил 354, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в МКД в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учётом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, создает – в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном МКД – условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию);

  • Возможность учёта фактического потребления тепловой энергии в помещениях МКД, оснащенных соответствующими индивидуальными приборами учета, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий, создания равных условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории (собственниками и пользователями помещений, оборудованных ИПУ тепловой энергии, в МКД, в котором не во всех помещениях имеются такие приборы, с одной стороны, и собственниками и пользователями помещений в МКД, все помещения которого имеют соответствующее оснащение, – с другой), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.

  • При этом часть 1 статьи 157 ЖК РФ, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объёма, который определяется по показаниям приборов учёта, не разделяет значение коллективных (общедомовых) приборов и индивидуальных приборов учета и тем самым порождает неопределённость, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством Российской Федерации.

В результате КС РФ сделаны итоговые выводы о том, что «…часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзац третий пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой 22 содержащиеся в них взаимосвязанные нормативные положения – по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, – не предусматривают возможность учёта при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показаний индивидуальных приборов учёта тепловой энергии в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащён коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, что ведет к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов».

В Постановлении КС РФ указано, что Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

А до внесения изменений в действующее законодательство расчёт платы за отопление в МКД, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащён общедомовым прибором учёта тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвёртым пункта 42(1) Правил 354.

Теперь «богатейшим участникам рыночных отношений» — управляющим организациям остаётся только ждать этих самых изменений, снова беря на себя бремя дополнительных финансовых расходов, которые наше государство не хочет возлагать на себя, «беднейшие» африканские страны ресурсоснабжающие организации либо на самих пользователей коммунальными ресурсами (ведь – электорат же!!!).

Почему-то, к сожалению, справедливость, соразмерность, разумность и баланс имущественных интересов в нашей стране по отношению к управляющим организациям в сфере ЖКХ не действует. По крайней мере, в рассмотренном Постановлении Конституционного суда РФ об этом ни слова…

Отметим, что компания «Бурмистр.ру» предоставляет своим клиентам юридическое обслуживание. Наша команда опытных юристов, которые уже «собаку съели», работая в российской сфере ЖКХ, помогут с подготовкой писем, ходатайств, претензий, исков, заявлений, жалоб и пр. Мы можем подготовить правовую экспертизу документов с выдачей рекомендаций по корректировке документа, исходя из информации о цели его использования. И, конечно, консультировать вас по текущей деятельности по управлению МКД. Более подробная информация об юридическом обслуживании находится .

С уважением, Ильмира Носик.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх