Израиль пенсионный возраст

Женщина. Фото:

Уже 7 лет на столе правительства лежит план повышения пенсионного возраста для женщин с 62 до 64 лет. И хотя правительства пока нет, министерство финансов намерено попытаться продвинуть эту программу сразу после приведения к присяге кнессета нового созыва.

Источники в политической системе считают, что этот план стоит продвигать немедленно — сразу после начала работы кнессета. Согласно плану минфина, пенсионный возраст для женщин будет повышаться каждый 3-4 месяца в течение 11 лет и достигнет 65-летнего возраста. С 2037 года пенсионный возраст будет повышаться раз в 3 года в зависимости от изменения показателей продолжительности жизни. Повышение пенсионного возраста необходимо из-за роста продолжительности жизни, который приводит к тяжкому бремени на государственный бюджет. По предварительным оценкам, продолжительность жизни тех, кто сейчас молод, достигнет 90-летнего возраста. В таком случае невозможно оставлять пенсионный возраст на уровне 62 лет и потом 30 лет выплачивать пенсии огромному числу граждан. Пенсионных накоплений на это может не хватить. Помимо пенсий существует еще пособие по старости от Службы национального страхования («Битуах леуми»). Только в прошлом году бюджет этого ведомства на пособия по старости вырос до 29 млрд шекелей, что на 8% выше, чем в предыдущем году. Несколько месяцев назад «Битуах леуми» опубликовал свой план повышения пенсионного возраста в зависимости от продолжительности жизни. В министерстве финансов предлагают повысить пенсионный возраст одновременно с принятием дополнительных законов. Например, увеличение до 10 месяцев периода оплачиваемой безработицы для женщин старше 60 лет. Но пока этот параграф в закон о повышении пенсионного возраста не внесен. Он только предлагается.

В Израиле повысят пенсионный возраст женщин: схема по годам рождения

Выход на пенсию в зависимости от года рождения

На первом этапе пенсионный возраст вырастет на 4 месяца у женщин, родившихся в июне 1958 — мае 1959 года (то есть тех, кому уже 61 год). Затем пенсионный возраст будет расти с 63 до 65 лет со скоростью 3 месяца в год для родившихся в июне 1961 — мае 1962 года.

Так, например, женщины, родившиеся с июня 1961 года по май 1962-го, выйдут на пенсию в 63 года и 3 месяца.

Полностью данные изложены в таблице.

На втором этапе, начиная с января 2037 года, пенсионный возраст у женщин будет повышаться автоматически в соответствии с изменением продолжительности жизни, но таким образом, что пенсионный возраст женщин не превысит таковой у мужчин. Это будет делаться следующим образом: при увеличении продолжительности жизни на 1 год пенсионный возраст вырастет на 8 месяцев (в целях сохранения соотношения рабочего стажа и времени пребывания на пенсии).

Зачем нужно повышать пенсионный возраст у женщин

По мнению минфина, увеличение пенсионного возраста женщин до 65 лет добавит в кассу Службы национального страхования («Битуах леуми») миллиарды шекелей. Это будет соответствовать фактическому росту продолжительности жизни.

Это также означает, что сокращение пенсий для членов старых пенсионных фондов, намеченное на апрель 2020 года, будет отложено. В этой связи Гистадрут согласился отменить всеобщий трудовой конфликт.

Что говорят в «Битуах леуми»

Сотрудники Службы национального страхования заявили изданию «Калькалист»: «Уже в отчете службы за 2013 год содержался план справедливого повышения пенсионного возраста. Мы приняли во внимание то, что это чувствительный вопрос, однако такое повышение необходимо в связи с ростом продолжительности жизни.

Исследовательский отдел Службы национального страхования представил министру соцобеспечения социальный план, согласно которому женщина 62 лет сможет выйти на пенсию сейчас, а женщина 18 лет — в 67 лет.

Служба национального страхования предлагает не повышать автоматически пенсионный возраст женщинам предпенсионного возраста, а изменить его для молодого поколения, которому до получения пенсионных прав еще очень далеко. Кроме того, мы обязаны обратить внимание на женщин, занятых на тяжелых и изнурительных работах. В соответствии с политикой минсобеса, мы окажем помощь в решении этой проблемы и поделимся всей накопленной нами информацией по данному вопросу».

на правах рекламы

Адвокат Имбар Голан-Фартуш является действующим участником на медицинских комиссиях по назначению инвалидности и много лет работала начальником отдела «Битуах Леуми». В связи с этим имеет огромный опыт работы в вопросах связанных с:

  • назначением пособия по инвалидности, включая детскую
  • получение дополнительных льгот и выплат – «наядут» и «ширутим меухадим»
  • оформление и получение инвалидной стоянки
  • компенсация и пособие по утрате дееспособности – «битуах сиюди»

и другими.

Получение пособия по инвалидности для взрослых – пример из практики

Мария перенесла инсульт. К сожалению, удар повлек за собой тяжелые последствия, и у женщины частично отнялась левая рука и нога, появились проблемы с памятью, ее речь также пострадала и стала неразборчивой, а зрение значительно ухудшилось.

Посчитав свое состояние достаточно тяжелым и «говорящим” само за себя, Мария попыталась добиться инвалидности самостоятельно и пошла на комиссию без адвоката. В результате этого женщине была назначена лишь 65%-ная потеря трудоспособности, что соответствует минимальным выплатам в размере около 1800 шек в месяц.

По совету друзей, в свое время также обращавшихся в наш офис за помощью, Мария решила прийти на консультацию. Собрав и подготовив необходимые документы, мы направили дело на пересмотр.

По итогам нашей работы Марии были назначены 100% нетрудоспособности и 69% инвалидности. Помимо основного вопроса, с которым Мария обратилась к нам за помощью, мы добились нее также дополнительных выплат и льгот.

Получение пособия по инвалидности для детей – пример из практики

Лариса — мать-одиночка с тремя детьми, один из которых – инвалид. Девочка получила временную инвалидность 188%, что составляет, примерно, 4500 шекелей в месяц. У ребенка наблюдается серьезное отставание в развитии – один из видов аутизма, передвигается она в инвалидном кресле.
После очередной комиссии, ее члены решили, что состояние ребенка улучшилось, и понизили процент инвалидности до 100%, что составляет в выплатах лишь около 2600 в месяц.
Лариса обратилась к нам в офис за консультацией, и через несколько месяцев инвалидность 188% для ее дочери была восстановлена.
В дополнение к этому, поскольку у девочки серьезные проблемы с передвижением, и она нуждается в инвалидном кресле, ей также назначили выплаты «наядут» — около 2500 шекелей в месяц.

Получение и повышение % по «ширутим меухадим» и «наядут» — пример из практики

Светлана, 53 года, страдала от серьезных проблем с опорно-двигательным аппаратом – она могла передвигаться только при помощи ходунков и, соответственно, не могла самостоятельно обслуживать себя в быту.

К тому моменту, как она обратилась к нам, Светлана уже самостоятельно получила в Битуах Леуми временную инвалидность и временные выплаты «наядут» 50% от Министерства Здравоохранения. Когда она спросила у служащей, может ли она подать заявление на получение выплат по уходу «ширутим меухадим», ей ответили, что нет, она не имеет на них право, так как уже получает «наядут».

Когда адвокат Имбар Голан Фартуш оценила ее состояние и документы, она объяснила Светлане, что с теми проблемами со здоровьем, от которых она страдает, она имеет право на бесплатное инвалидное кресло от Министерства Здравоохранения и на все те выплаты, на которые хотела претендовать.

После всех проведенных комиссий и работы адвоката Имбар Голан Фартуш Светлана получает 100% пожизненного пособия по инвалидности, 112% «ширутим меухадим» и 80% «наядут», тоже пожизненно. В цифрах это составляет: 3200 шекелей пособия, 2560 шекелей выплат «наядут» и около 2500 шекелей «ширутим меухадим».

Получение инвалидной стоянки

Инвалидная стоянка может быть предоставлена людям с проблемами передвижения, страдающим тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной системы, пациентам, перенесшим тяжелые операции и т.д. Кроме того, пенсионерам, которые не смогли или не успели оформить инвалидность до достижения пенсионного возраста. Также родителям детей-инвалидов.

Обжалуем отказ в получении инвалидной стоянки.

Компенсация и пособие по утрате дееспособности – «битуах сиюди» – пример из практики

Александру 74 года, он страдает почечной недостаточностью и анемией, 4 раза в неделю делает диализ и передвигается в инвалидном кресле. От Битуах Леуми у него есть метапелет на 24 часа в неделю.

Много лет Александр платил страховку «битуах сиюди» посредством больничной кассы «Клалит», но не знал, что его состояние здоровья может стать основанием для получения денежной компенсации по этому страховому полису.

Узнав, он обратился в страховую компанию с заявлением на получение положенной ему компенсации. Несколько месяцев компания просто не отвечала ему, а затем прислала извещение о том, что его страхока «битуах сиюди» отменена. Без всяких объяснений о том, кем она была отменена, на каких основаниях, по какой причине и т.д.

К слову сказать, подобное поведение страховых компаний – не редкость. Поскольку у них есть доступ к информации о состоянии здоровья владельцев полиса, в том случае, если есть предпосылки к тому, что в скором времени он может обратиться за компенсацией, страховой полис аннулируется.

Причины для этого называются самые разные: или ваше состояние здоровья не отвечает условиям полиса, или условия полиса не предусматривают компенсации при вашем заболевании, или были найдены еще какие-то несоответствия (а они будут найдены, не сомневайтесь, поскольку в этих компаниях юридическая составляющая продумана до мелочей). Одним словом, без сильного, грамотного и опытного адвоката – специалиста в таких вопросах с ними не справиться.

Александр обратился к нам, чтобы выяснить, кто прав в его ситуации. Прав, однозначно, оказался он, что мы и доказали, добившись от страховой компании компенсации в виде ежемесячных выплат в размере 4,800 шек в течение 5 лет.

Получение часов по уходу («метапелет»).

Для пенсионеров, нуждающихся в уходе, добиваемся получения максимального количества часов в неделю или денежной выплаты от 1000 до 1800 шек. Ежемесячно.

ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ!!! Битуах Леуми продолжает свою работу в обычном режиме, лишь в соответствии с ситуацией. Все комиссии Битуах Леуми по назначению инвалидности и «ширутим меухадим» проходят в назначенный период и не отменяются, а просто проходят без присутствия инвалида, а присутствует адвокат и члены комиссии.

054-5479073 – говорим по-русски.

Офис адвоката Имбар Голан-Фартуш находится в Петах-Тикве.

Русскоязычная страница в Фейсбук. www.facebook.com/GolanFartushAdv

Официальный сайт www.embargp-law.com.

25th Янв 2020

Краткая информация: Данная статья носит исключительно справочный характер и не является указанием к каким бы то ни было действиям. За профессиональным советом стоит обращаться к специалисту — пенсионному консультанту.

Часть репатриантов прибывают в Израиль в возрасте, когда они должны уже в этот момент разобраться не только в том, как и сколько они смогут заработать в стране, но и чем поможет им государство, когда они достигнут преклонного возраста.

Размер помощи государства существенно зависит от большого количества факторов, таких как:

  • возраст, в котором репатриант прибывает в Израиль;
  • год, в котором он приехал;
  • сколько лет после репатриации претендент на помощь проработал в Израиле, сколько зарабатывал и многие другие.

Главное, что надо четко различать, это пенсия и пособие, так как социальное обеспечение пожилых людей в Израиле состоит из двух частей:
• пособие по старости («кицват зикна»)
В Израиле пенсионный возраст для мужчин составляет 67 лет, а для женщин — 62 (происходит постепенное повышение пенсионного возраста для женщин, сначала до 64-х лет).
Достигнув пенсионного возраста, каждый гражданин Израиля (даже те, кто не успел накопить трудовую пенсию, например, репатриант, прибывший в Израиль в зрелом возрасте), имеют право на гарантированный постоянный доход — пособие по старости(«кицбат-зикна») от «Битуах леуми».

Право на это пособие имеют:

  • жители Израиля, родившиеся в Израиле или впервые репатриировавшиеся в Израиль до возраста 60 — 62 лет;
  • отвечающие условиям предоставления права на пособие — иметь минимальный стаж либо 60 месяцев за последние 10 лет, либо 144 месяца за все время пребывания в Израиле;
  • застрахованные в Службе национального страхования — то есть те, кто отчислял со своей зарплаты деньги в «Битуах леуми».

Существуют различия в получении пенсионного пособия по возрасту: до определенного возраста получение выплаты зависит от размера других доходов (кроме пенсии); затем получение пособия уже не зависит от иных доходов.
На размер пенсионного пособия НЕ влияет то, что величина ежемесячных взносов в «Битуах Леуми» зависит от индивидуального дохода плательщика. Все выплаты производятся на основании показателя средней заработной платы на конкретный момент времени, поэтому размер пенсионного пособия постоянно меняется.

• накопительная система (непосредственно трудовая пенсия);
Трудовую пенсию могут получить только те, кто работал в Израиле и в течение своей трудовой деятельности производил отчисления в ту или иную из существующих пенсионных касс (фонд).
По достижении пенсионного возраста пенсионер будет получать ту пенсию, которую смог накопить за время трудовой деятельности.

Информация для тех пожилых людей, которые приезжают в Израиль уже достигнув пенсионного (по Израильскому закону) возраста.

Репатрианты, прибывшие в Израиль в пенсионном возрасте, не имеют право на пенсионное пособие для работавших в Израиле «кицбат-зикна». Они получают специальное (особое) пособие – «гимла меухедет».

На особое пособие по старости могут рассчитывать репатрианты, которые прибыли в страну после достижения ими 62-летнего возраста. В этом случае деньги будут предоставлены не страховым ведомством, а Министерством финансов, но только при условии, что кандидат отвечает таким требованиям как:

  • проживает в Израиле;
  • достиг возраста, в котором можно выйти на пенсию;
  • не получаете пособие от «Битуах Леуми»;
    и некоторым другим.

Размер этого пособия зависит от семейного статуса репатрианта и его возраста.
По достижении 80 лет пособие увеличивается.

В случае, если у пожилого человека нет или практически нет иных доходов, кроме этого пособия, он может претендовать на получение дополнительного пособия — социальной надбавки на обеспечение прожиточного минимума(«ашламат-ахнаса») в размере, зависящем от его личного и семейного статуса (работает/не работает, мужчина/женщина, семейный/одинокий, наличия и размера сбережений, наличия автомобиля и других факторов).

Существуют таблицы размеров пенсионного пособия и пенсионного пособия с социальной надбавкой в зависимости от тех факторов, которые на него влияют. Размер выплат ежегодно меняется.
Познакомиться с этими данными можно на сайте «Битуах-Леуми», в том числе на русском языке.

Социальная надбавка («ашламат а-хнаса»), кроме увеличения суммы получаемого новым репатриантом пособия, дает право (не зависимо от того каков размер социальной надбавки) на следующие льготы (и для пары и для одиночки):

  • 100% скидки на городской налог (арнона);
  • 50% скидки на лекарства;
  • средства в качестве подарка на отопление в зимние месяцы – один раз в год;
  • скидки на электричество;
  • возможность (при определенных условиях) получить компенсацию на аренду жилья;
  • скидка на оплату обязательной медицинской страховки;
    и некоторые другие.

Также для всех жителей Израиля – престарелых, немощных, находящихся как дома, так и в домах престарелых — существует особое пособие по уходу («гимлат-сиюд») от «Битуах леуми», которое положено тем, кто не способен существовать без помощи другого человека.

Это пособие предоставляется и в виде помощи, и в виде денег (существует довольно сложная система определения размера этой помощи и организации её предоставления).

Чтобы точно разобраться в условиях получения пособий конкретному пожилому репатрианту можно обратиться:

  • на сайты «Битуах Леуми» и «Министерства алии и интеграции»,
  • к волонтерам «Битуах Леуми», оказывающим помощь новым репатриантам в большинстве его отделений,
  • к пенсионному консультанту, (есть достаточно много русскоязычных специалистов).

Тот, кто думает, что новые выборы все вернут на старые места, на самом деле не так уж и заблуждается. Покидающий свой пост министр финансов Моше Кахлон с высокой долей вероятности возглавит Минфин и в новом правительстве, а Моше Гафни наверняка сохранит за собой должность председателя финансовой комиссии Кнессета. Только женское лобби этой комиссии, в которое входили Захава Гальон, Орли Леви-Абекасис и Шели Яхимович, сократится до одной Яхимович. Женщин в Кнессете 21-го созыва вообще будет немного.

Новым депутатам придется смириться с тем, что время невозможно остановить, и бомба замедленного действия, заложенная их предшественниками в 2003 году, взорвется в июне 2019-го. Нейтрализовать ее уже невозможно, и здесь возможны два варианта. Либо Кахлон, Гафни и другие придут в себя и возьмутся, наконец, за повышение пенсионного возраста для женщин, либо им придется сократить размер пособий, выплачиваемых 285 тысячам пенсионерам. В случае, если пройдет второй вариант, эти пособия будут урезаны на 1,3 процента, что составляет от 800 до 1000 шекелей в годовом исчислении.

Среди тех, кто может пострадать от грядущих сокращений – пожилые люди в возрасте 80-90 лет. Их пособия будут сокращены, потому что женщины выступают против повышения своего пенсионного возраста до 64 лет (в настоящее время он составляет 62 года). Мужчины в Израиле выходят на пенсию в 67 лет. Но и их пособия будут сокращены в случае, если пенсионный возраст женщин останется неизменным.

Принесение пенсионеров в жертву желанию женщин прекращать работать в 62 года является аморальным, неэффективным, нелогичным и вовсе не обязательным. В отчете Банка Израиля за 2018 год анализируются последствия повышения пенсионного возраста в 2003 году – для мужчин с 65 до 67 лет и для женщин с 60 до 62 лет. Впоследствии пенсионный возраст для женщин планировалось повысить вновь – сначала до 64, а затем и до 67 лет, но эти шаги были заморожены Кнессетом.

Принятое в 2003 году решение привело к ощутимым изменениям на рынке труда. Количество пожилых людей, продолжающих работать и по достижении пенсионного возраста, увеличилось. Но за 15 лет, прошедших с тех пор, эффект принятого решения исчерпал себя. Как свидетельствует отчет Банка Израиля, в последние годы мужчины и женщины все чаще предпочитают не задерживаться на рабочем месте по достижении возраста 67 и 62 лет соответственно.

Тем не менее, реальный возраст выхода на пенсию все еще остается выше номинального. Для мужчин он составляет 68-68,5 лет. Количество продолжающих работать пенсионеров составляет около трети от их общего числа. Половина работающих пенсионеров сохраняют за собой частичную ставку.

У женщин ситуация иная: реальный возраст выхода на пенсию составляет у них 65 лет. Таким образом, яростная борьба, которую вели против повышения их пенсионного возраста до 64 лет Моше Кахлон, Моше Гафни и воинственно настроенные женщины-депутаты Кнессета, оказалась абсолютно бессмысленной. Женщины голосуют ногами. Они продолжают ходить на работу до 65 лет.

Эти данные Банка Израиля выставляют всех участников кампании, ведущейся против повышения пенсионного возраста для женщин, в смешном свете. Они доказывают, что речь идет вовсе не о защите слабых, изнуренных многолетним трудом гражданок. На самом деле, льготы получают сильные, желающие работать женщины, которые просто не хотят отказываться от добавки к зарплате в виде пособия по старости. По сути дела, эти пособия государство выбрасывает на ветер. Ведь их получают, в основном, женщины в возрасте 62-65 лет, которые продолжают эффективно работать. Так государство тратит впустую 1,5 млрд. шекелей ежегодно.

Это разбазаривание средств привело к тому, что в пенсионных фондах образовался дефицит в размере 5 млрд. шекелей. Чтобы покрыть его, фонды, начиная с июня нынешнего года, сократят выплачиваемые ими пособия по старости. Расплачиваться придется пенсионерам в возрасте 70, 80 и 90 лет. Их пенсии сократятся в среднем на 70 шекелей в месяц – 850 шекелей в год – только потому, что сильные и относительно молодые женщины хотят и работать, и получать пособия одновременно.

Единственный способ избежать этого – исполнить принятое в 2003 году решение, неоднократно откладывавшееся Кнессетом. Пенсионный возраст для женщин должен быть повышен до 64, а затем и до 67 лет. Было бы неплохо разработать динамичный механизм, устанавливающий пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин в соответствии с ростом продолжительности жизни. Многие передовые государства уже внедрили у себя подобную систему. И практически во всех развитых странах существует единый пенсионный возраст для мужчин и для женщин. Исключение в этом смысле составляют только три государства: Швейцария, Польша и Израиль.

Специалисты Банка Израиля полагают – несмотря на то, что реальный пенсионный возраст для женщин составляет 65 лет, впоследствии он может быть официально закреплен на уровне 67 лет. Эта мера может привести к дополнительному расширению рынка труда и росту национального продукта на 2 процента в течение 10 лет. Судя по тому, что женщины и так продолжают работать до 65 лет, повышение их пенсионного возраста в соответствии с принятыми ранее решениями не должно представлять особой проблемы.

Мерав Арлозоров, TheMarker, Б.Е. К.В.
Фотоиллюстрация: Гиль Коэн-Маген

У Израиля с Россией сложились особые отношения. Несомненно, они имеют существенное значение для обеих стран, о чём свидетельствуют довольно частые встречи лидеров, в т. ч. на самом высшем уровне.

Тем не менее, Россия регулярно голосует за все, без исключения, антиизраильские резолюции международных организаций, и не только морально поддерживает, но и вооружает все страны и структуры, стремящиеся стереть Израиль с карты мира.

Например, весьма показательна позиция России в отношении Ирана, правящие круги которого во всеуслышание объявили уничтожение Израиля краеугольным камнем своей политики. В России призывают не считать иранские угрозы в адрес Израиля серьёзными («истерика” и пр.). Во всяком случае, российских политиков, обозревателей и обывателей эта проблема не трогает. Вот НАТО — другое дело. Этим блоком принято пугать собственное население, хотя со стороны НАТО и нет прямых словесных угроз.

Израилю хотелось бы ответить России той же монетой, да приходится учитывать разницу в геополитическом положении. Поэтому правительство Израиля действует осторожно. Нетаниягу не считает зазорным лишний раз приехать в Москву и напомнить Путину о его могуществе, одновременно, правда, довольно жёстко и конкретно пресекая антиизраильские поползновения фактических союзников российского лидера.

Так или иначе, в реальности находятся точки соприкосновения, связи между Израилем и Россией развиваются, укрепляются и даже неизбежные инциденты (например, антиизраильская риторика в связи с трагедией ИЛ-20) не оказывают значительного влияния на общую ситуацию.

Не остался в стороне от этой тенденции и Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанный в июне 2016 года между Государством Израиль и Российской Федерацией.

Моше Глинер в материале, посвящённом этому Договору, обратил особое внимание на то, что пенсия по старости в России (и без того не слишком высокая) была в начале 2000-х разделена на две части (страховую и накопительную). И хотя формально в Договоре имеется целая статья 4. о каких-то там равных правах, граждане Израиля, лишённые российского гражданства ещё в СССР (т.е. до 1992 года), могут претендовать всего лишь на часть (извините за тавтологию) страховой части.

В представленной статье рассматриваются подробности того, как ужимается и этот «шерсти клок”, причём на поверхность всплывает удивительная синхронность действий российских и израильских властей по отношению к пенсионерам.

Позиция России

Стремление России затратить как можно меньше собственных средств на выполнение Договора вполне логично. Чем дольше затягивалось принятие этого документа, тем больше ресурсов появлялось в распоряжении российских властей, ведь право на пенсию надо было подтверждать документами советских времён. Более того, оказалось, что бюрократические заковыки позволили эту затяжку продолжать и после окончательного принятия Договора, и даже после подачи заявлений от конкретных лиц.

По Договору предусмотрены «учреждения Договаривающихся Сторон, на которые возложено применение законодательства…:

в Государстве Израиль – Институт национального страхования Государства Израиль;

в Российской Федерации — Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы”.

Эти учреждения официально названы «компетентными”.

Казалось бы, всё просто. Пенсиями в России для израильтян занимается Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), пенсиями в Израиле для россиян — Институт национального страхования Государства Израиль (Битуах леуми).

И если бы Битуах леуми действительно занимался исключительно израильскими пенсиями для россиян, наверно, всё было бы более или менее нормально. Но он, к сожалению, ещё участвует в получении израильтянами российской пенсии, а фактически представляет собой пятое колесо в телеге.

Российским властям это пятое колесо очень удобно. Если возникают какие-либо проблемы, зачастую общие для израильских граждан, ПФР не обязан высылать письма каждому из них в отдельности, а может ответить чохом в Битуах леуми.

Кроме того, если гражданин Израиля хочет получить российскую пенсию, он не может подать заявление непосредственно в ПФР. Он должен действовать только через Битуах леуми! Задача запутывается максимально. В перипетию с подаваемыми документами, кроме двух вышеназванных ведомств, включаются Почта Израиля, Почта России, а при случае ещё и таможня. Поэтому, когда претендент на пенсию обращается в Битуах леуми с вопросом, например, о причинах многомесячной задержки рассмотрения его просьбы, он вполне может услышать:

— Документы отправлены в Россию.

Звонит в Москву и получает ответ:

— Мы их ещё не получили.

Если учесть, что две компетентно-бюрократические организации имеют дело с весьма пожилыми людьми, то становится понятным, что податься старому еврею практически некуда.

Как стало известно, в настоящее время положение усложнилось ещё более, поскольку вся документация по Израилю передана ПФР из Москвы в его филиал по Тульской области…

А как обстоят с самими требуемыми документами? Идеальным для российской стороны было бы представление оригиналов трудовых книжек. О том факте, что советские власти не выдавали трудовые книжки на руки выезжавшим на ПМЖ, можно было забыть. Но в таком случае право на пенсию получили бы единицы (в своё время нарушившие правила), и Договор не только потерял бы смысл, но даже приобрёл бы некий криминальный оттенок. Поэтому пришлось согласиться с заверенными копиями трудовых книжек.

Но ведь для расчёта размера пенсии необходимо знать ещё и размер заработной платы. И тут открылись замечательные возможности!

В полном соответствии с современным российским законодательством, претендентам на пенсию необходимо предъявить справки о зарплате за любые 5 лет подряд! на территории РФ, причём оригинал. (Когда-то было достаточно такой справки за последний год работы.)

Легко представить себе трудности гражданина, живущего в Израиле, вынужденного обратиться с подобным запросом о сведениях более чем 30-летней давности в те российские организации, которые, возможно, вообще прекратили существование, или в архив (в котором, если повезёт, сохранилась нужная информация).

Нелепость создавшейся ситуации очевидна, и российские власти взяли добычу справок на себя. Ну, а раз так, то хозяин — барин. Как-то так случилось, что территориальные органы ПФР, осуществляющие расчёт пенсии, пожелали иметь дело со справками о заработной плате не за 5 лет, а за весь период трудовой деятельности. Письма рассылаются во все места работы, указанные в трудовой книжке, вплоть до обучения в вузе (или в архив, в зависимости от обстоятельств или предпочтений регионального отделения ПФР).

Убиваются сразу два зайца. Справки, кроме размера заработной платы, должны подтверждать ещё и стаж. Характерно, что, стараясь придать законность просьбе о подтверждении стажа, авторы письма сообщают о наличии «копии трудовой книжки”, пропуская слово «заверенная”.

А если по каким-то причинам отсутствуют документы 30-40-50-60-летней давности или в найденных бумагах по субъективным причинам зафиксированы ошибочные данные, что тогда? Тогда открываются широкие возможности для произвола!

В нелёгкую ситуацию попадают женщины, вышедшие замуж и сменившие фамилии. Записи в трудовой книжке для современных бюрократов недостаточно. Надо представить свидетельство о браке. А если заявительница развелась, и у неё это свидетельство отобрано при разводе или утеряно? Что ж, прощайте годы трудовой деятельности.

Но самое главное, у Российской Федерации (правопреемницы СССР) есть уникальный опыт — кампании борьбы с космополитами конца 40-х — начала 50-х годов! В те времена производилась массовая сверка документов (аттестатов, дипломов, паспортов, свидетельств). В случае обнаружения несоответствий, делались оргвыводы. Человек мог лишиться работы, прописки или ещё каких-то прав. Ни для кого не секрет, что касалось это, прежде всего, пытавшихся ассимилироваться евреев.

Эту практику вспомнили и успешно применили. Справки о заработной плате, в которых хотя бы одна буква ФИО не идентична паспортной или записи в трудовой книжке, признаются недействительными, и наносится удар по стажу, заработной плате или по обоим показателям.

Вместо того, чтобы придерживаться здравого смысла (или искать и, по возможности, наказывать виновников путаницы, если уж так это важно), российские чиновники ущемляют пенсионеров.

Фактически увековечена ситуация не только безответственности, но и полного разгула бюрократического произвола. Ведь бюрократы в принципе не способны точно переписать (или перепечатать) не только чужие персональные данные, но даже собственные фамилии.

Кроме того, ответы на запросы (зачастую в разные концы необъятной РФ) ограничили во времени — 3 месяца. И если ответ не поступает вообще или поступает не вовремя, то даже запоздалое подтверждение не учитывается в расчёте пенсии!

Откуда взялись эти 3 месяца? Работники ПФР ссылаются на статью 22. п.3 Федерального закона «О страховых пенсиях” от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция): «В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле…”.

Применение законодательства в Российской Федерации возложено на ПФР (см. Договор), т.е. и ответственность за какие-то задержки на территории РФ несёт он же.

Справедливости ради, надо сказать, что территориальный орган ПФР может послать в соответствующую структуру Битуах леуми и письмо следующего содержания:

Оказывается, в адрес Управления ПФР поступили какие-то документы (видимо, с опозданием), подтверждающие период работы в России 45-летней давности. При расчёте пенсии Управление этот стаж не учло, но, вместо того, чтобы исправить собственную ошибку, оно информирует Битуах леуми о возможности перерасчёта и просит известить об этом заявителя. И «правильную” пенсию начнут выплачивать только после приёма некоего заявления (причём из письма неясно от пенсионера или от Битуах леуми).

Представленный документ нарушает законодательство РФ дважды:

1). П.2 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: «Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком”.

2). п.2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 25.03.2013) «О трудовых книжках”, в котором указано, что: «Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника”.

В Управлении ПФР Калининского р-на СПб (которое сочинило упомянутый документ) имелась заверенная по всем правилам копия трудовой книжка пенсионера, в которой указывался вышеозначенный период работы. Тем не менее, основной документ при расчёте фактически проигнорировали.

Кроме того, российские власти успешно использовали противоречия, имеющиеся в Договоре между РФ и Израилем.

В п.2 ст.11 Договора между РФ и Израилем говорится о том, что размер фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается пропорционально отношению фактической продолжительности страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации.

Но в п.3 той же статьи вдруг выясняется, что гражданам, проживающим на территории Государства Израиль, эта самая фиксированная выплата к страховой пенсии не устанавливается. А между прочим, в ст.3 Договора чётко определён круг лиц, подпадающих под действие Договора. Это — граждане РФ или Израиля, проживающие на территории РФ или Израиля, подпадающие под действие законодательства РФ или Израиля.

Примечательно, что выделенный жирным шрифтом пункт — это, пожалуй, единственный пункт Договора, хорошо известный чиновникам из ПФР, вплоть до самых захолустных его подразделений. Остальные пункты мало кого интресуют, вплоть до самого последнего: «… в целях толкования и применения настоящего Договора в случае возникновения разночтений и (или) расхождений между текстами на иврите, русском и английском языках используется текст на английском языке”.

Автор этой статьи безуспешно пытался найти на российских сайтах и в отделениях ПФР Договор на английском языке. Да и лиц, владеющих английским, среди российских специалистов по пенсиям, кот наплакал. В лучшем случае они знакомы не с самим Договором (даже на русском языке), а с комментариями к нему или инструкциями руководства. Ну а пенсия может быть сколь угодно мала, в зависимости от настроений и предпочтений ПФР.

Как бы там ни было, и как бы ни было это прискорбно для израильских пенсионеров, нельзя не признать заботу ПФР об экономических интересах России.

Позиция Израиля

Позиция израильской стороны настолько абсурдна, что создаётся впечатление либо о её полной незаинтересованности в вопросах социального обеспечения израильских граждан, либо приходится согласиться с «коврижками”, о которых пишет Глинер в п.8 своей статье.

Одно то, что Битуах леуми назван в Договоре компетентным учреждением по вопросам российских пенсий для израильтян, может вызвать сейчас только смех, правда сквозь слёзы.

Согласно Википедии:

«компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области”.

В соответствии с этой формулировкой, Битуах леуми должен обладать знаниями и опытом (преже всего, юридическими) в области подписанного между Россией и Израилем Договора. Как было сказано выше, Договор был подписан в июне 2016 года. Можно, конечно, догадываться о всякого рода дальнейших «длительных” дипломатических процедурах, но, видимо, они были тайными, т.к. подробная информация о них отсутствует.

Факт остаётся фактом. Битуах леуми больше года «готовился” к осуществлению Договора и начал принимать заявления о назначении российских пенсий только в октябре 2017 года. При этом устами своего русскоязычного представителя на радио РЕКА Эллы Гицин граждан просили проявить терпение и не беспокоить Битуах леуми вопросами о задержке рассмотрения заявлений, якобы в связи с… огромными размерами РФ и особенностями российской бюрократии. Короче, вину за возможные недоразумения заранее валили на Россию.

Так продолжалось примерно полгода, пока один из слушателей не сообщил, что подал документы, как только стало возможно, работал 30 лет в Москве, в нескольких кварталах от ПФР, и, тем не менее, никаких сведений о судьбе пенсии не получил. Граждане засомневались, засыпали Битуах леуми вопросами, начали требовать справки о приёме документов, звонить в Москву и т.д. И вот какой ответ получил лично я на свой запрос. В переводе на русский бумага говорит о следующем:

«Битуах леуми 19.06.2018

Твоё заявление вместе с документами получено Битуах леуми в филиале Хайфа 29.10.17 , переслано в Российскую Федерацию 07.11.17.

Документы возвратились в Израиль (в Иерусалим) вследствие отсутствия подписей на печатях, были подписаны и снова возвращены в Российскую Федерацию в начале января 2018.

До последних дней документы были задержаны на российской таможне, по последним сведениям освобождены и находятся в работе.

При получении какой-либо информации о статусе твоего заявления мы с тобой свяжемся.

Юлия Горская
Отдел внешних связей”

Таким образом, мои документы, поданные в октябре 2017, в ноябре были пересланы в РФ. К сожалению (для меня, конечно), они были неправильно оформлены сотрудниками Битуах леуми, поэтому вернулись в Израиль, исправлены и снова направлены в Россию только в январе 2018. Сколько раз футболили эти документы туда-сюда, непонятно. Во всяком случае, до июня 2018, они были задержаны ещё и на российской таможне. Почему? Битуах леуми не уточняет. Правда, после публикации материалов Комиссии Кнессета по алие и абсорбции туман немного рассеялся: «… в мае 2018 г. благодаря стараниям русскоязычной прессы в Израиле, выяснилось что более 6000 формуляров задержаны российской таможней, поскольку на конвертах не было указано их содержимое. После обращения Посольства РФ в Израиле в Фонд и обращения Фонда в таможню РФ, «арестованные” формуляры были освобождены и переданы в Фонд на рассмотрение”.

В соответствии с этим разъяснением, вопросами задержки пенсий израильтян занимались русскоязычная пресса в Израиле, Посольство РФ и Пенсионный фонд РФ. А что Битуах леуми? Компетентное израильское учреждение как бы и не причём!

Тем не менее, оказалось, что в этом учреждении имеется отдел внешних связей. Именно сотрудники данного отдела после годичной подготовки не осознали, что на печати надо ставить подписи или наоборот. Это они не были в курсе того, что на пересылаемых в Россию конвертах надо «указывать содержимое”. Такая безответственность защишена куда надёжнее, чем даже Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. В ПФР, по крайней мере, можно, дозвониться. Но попробуйте связаться с исполнительницей официального письма и уж, тем более, с её начальством. На бланке указан общий телефон Битуах леуми. В лучшем случае удасться поговорить с не имеющим конкретной информации оператором.

В результате, чтобы получить более или менее достоверную информацию, приходится ездить либо в Хайфу, либо в Иерусалим и общаться с работниками отдела внешних связей непосредственно. Но и в этом случае открывающиеся возможности весьма ограничены. Компетентное учреждение всячески открещивается от любой ответственности не только за применение законодательства, но и вообще за какую-то свою роль в выполнении Договора, кроме чисто почтовых функций.

Такая позиция очень удобна для израильских чиновников. Они якобы работают в поте лица и делают вид, что помогают израильским пенсионерам. При этом деятели не знают, но и знать не хотят не только российское пенсионное законодательство, но даже пункты Договора между Израилем и Россией, не говоря уже о практике его применения. Вышеупомянутый термин «фиксированная выплата к страховой пенсии” (с помощью которого ПФР урезает пенсию до минимума) звучит для них, как бином Ньютона для первоклашек. В «компетентном учреждении” днём с огнём не найдёшь юриста, занимающегося российскими пенсиями, а начальство в принципе не может быть в курсе дела, т.к. не обязано знать русский язык. Да и текста Договора под рукой у хайфских чиновников нет.

На ивритском сайте Битуах леуми он, правда, опубликован, причём на трёх языках: иврите, русском и английском.

Как уже было сказано выше, наибольший интерес представляет фраза в конце Договора: «… в целях толкования и т.д… используется текст на английском языке”.

К сожалению, нет уверенности, что опубликованный документ внимательно прочитал (хотя бы на английском или иврите) даже участвовавший в заседании Комиссии юридический советник Битуах леуми Амос Розенцвейг. А если бы прочитал, то заметил бы не только разночтения и расхождения (которых пруд пруди), но и просто вопиющую небрежность. Короче, на указанных сайтах представлен черновой материал.

Попытки разрулить сложившуюся ситуацию через такие организации, как «Дети Холокоста”, «Общество русскоязычных израильтян”, ни к чему не привели. Официально посланные запросы наткнулись на фирменную позицию Битуах леуми, т.е. просто остались без ответа.

Свято место пусто не бывает. В мутной воде начали ловить рыбку весьма странные структуры. Откуда ни возьмись, появилась, например, некая экономическая фирма (рекламирующая свои услуги на радио РЕКА и 9 канале), «помогающая” пенсионерам получать российскую пенсию.

Не оставили без внимания эту проблему и представители израильской оппозиции. Летом 2018 по 9 каналу выступила депутат Кнессета от «Сионистского лагеря” Ксения Светлова, якобы вставшая на защиту интересов российских пенсионеров в Израиле. Оказалось, что Ксения имеет страничку в фейсбуке. Через эту страничку я попросил её расшифровать хотя бы два телефона отдела внешних связей Битуах леуми в Иерусалиме и Хайфе. Реакция была следующей: «Илья, здравствуйте! На последней комиссии, которую депутат Светлова созвала по этому поводу, вопросы были улажены между представителями РФ и Битуах Леуми”.

Как видим, ответ чисто формальный. По смыслу просьбы это: «Грузите апельсины бочками”. Можно предположить, что имелась в виду упомянутая выше Комиссия. Ясно также, что какие-то вопросы были улажены, причём не только между представителями РФ и Битуах леуми, но и между оппозицией и правительством! Правда, пенсионерам от этого не легче, а железобетонная стена между ними и Битуах леуми как была, так и осталась.

Основная партия нынешней оппозиции «Кахоль Лаван” тоже притворилась озабоченной трудностями с выплатами пенсий. Во всяком случае, в программе этого движения заявлен лозунг: мы займемся проблемами пенсионных выплат для репатриантов, которым полагаются пенсии в странах исхода.

Автор статьи разговаривал по этому поводу с многочисленными активистами «Кахоль Лаван”, стараясь уточнить, насколько серьёзно они относятся к этой теме. Большая часть из них вообще не понимала, о чём идёт речь. В конечном итоге удалось связаться с одним из авторов программы. Его ответа хватило, чтобы охладить любой пыл:

— В программе 45 страниц. Неужели Вы думаете, что наша партия сможет заняться всеми пунктами?

Да уж, самое главное — прокукарекать, а наступит рассвет или нет, дело десятое.

Так или иначе, как было выше, некая синхронность в пенсионной политике РФ и Израиля достигнута на практике. И если в России делают всё для минимизации пенсий, не обращая внимания ни на Договор, ни на собственные законы, то в Израиле пострадавшим гражданам просто не к кому обратиться.

Для нас важна, конечно, существующая реальность в Израиле. А она, к сожалению, заключается в том, что многих власть имущих, и даже лиц, ещё только претендующих на почётные и высокооплачиваемые должности, интересует в лучшем случае пиар. До фактических нужд десятков тысяч граждан никому нет дела.

Источник: «МАСТЕРСКАЯ»

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх