Качество и сертификация продукции

Номенклатура выпускаемых в обращение в данный момент стройматериалов настолько обширна, что без сложностей при определении состава обязательной сопроводительной документации для законного производства и реализации зачастую не обойтись.

Один из основных документов, характеризующий и описывающий продукцию данной группы – паспорт качества на строительный материал. В какой-то мере паспортом качества строительных материалов может выступать технический паспорт продукции, являющийся неотъемлемой частью сопроводительной документации, но чаще всего под этим словосочетанием обобщенно понимают любой документ, свидетельствующий о качестве и безопасности стройматериалов. В число такой документации могут входить декларации, СГР и, конечно, сертификаты.

Сертификаты на строительные материалы

На данный момент в пределах ЕАЭС пока отсутствует единый технический регламент, который регулировала бы комплексно требования качества и безопасности стройматериалов. В связи с этим при необходимости оформления сертификата на строительный материал, необходимо руководствоваться нормами отдельных ТР, решениями КЕЭК, национальным законодательством стран-участниц Союза и пр.

Некоторые виды стройматериалов подлежат обязательной сертификации или декларированию в рамках системы ТР ТС. Например, к такой продукции относится песок, щебень гравий и пр., используемые для постройки и ремонта автомобильных дорог.

Другая группа стройматериалов требует обязательного проведения оценки соответствия требованиям пожарной безопасности. Обязательные пожарные сертификаты на строительные материалы должны иметь производители или поставщики напольного покрытия, кровельных и гидроизоляционных материалов, утеплителей из минеральной ваты, панелей и блоков из поливинилхлорида и пр.

Однако, для наибольшей группы продукции строительного назначения производители используют возможность добровольной сертификации в системе ГОСТ Р или другой зарегистрированной СДС.

Наличие добровольного сертификата на строительные материалы позволяет успешнее конкурировать на рынке, развивать партнерские отношения с крупными заказчиками, получать госзаказы, расширять рынок сбыта, в том числе за счет выхода на новые рынки.

Паспорт качества на продукцию – документ, являющийся неотъемлемой частью конструкторской документации, прилагаемой к выпускаемым продуктам.

Как правило, данный документ оформляется на непродовольственные товары и содержит в себе их основные технические и эксплуатационные характеристики. В наше время наличие полного комплекта документов к выпускаемым товарам способствует не только успешному продвижению продукции на потребительском рынке страны, но и в некоторых случаях требуется для получения разрешительных документов, обязательных для законного обращения изделий на территории России.

Паспорт качества является одним из документов, который требуется для реализации химической, нефтеперерабатывающей, целлюлозной, строительной и иных видов продукции. Данный документ является обязательным при желании соискателя оформить сертификат или декларацию в системах обязательной и добровольной сертификации.

Паспорт качества разрабатывается предприятием согласно утвержденному государственному стандарту ГОСТ Р 51121-97 «Непродовольственные товары. Информация для потребителя. Общие требования», в котором содержится нормативы о порядке оформления документа и сведениях, которые в нем должны содержаться.

Основная информация, содержащаяся в паспорте качества

В зависимости от категории продукции и ее назначения в паспорт качества может быть включен конкретный перечень сведений, который содержит основную требуемую информацию:

  • наименование и местонахождение производителя;
  • дата выдачи документа и его регистрационный номер;
  • наименование и дата выпуска продукции;
  • свойства и характеристики продукции;
  • требования по хранению, транспортировке и эксплуатации;
  • указание комплектности, включая количество единиц каждого наименования);
  • марка изделий, включая количество экземпляров продукции каждой марки);
  • обозначение нормативно-технической документации, в соответствии с которой производился товар;
  • указание разрешительных документов, подтверждающих качество и безопасность товаров: сертификатов или деклараций;
  • сроки эксплуатации.

Разработка паспорта качества

Разработка и составление паспорта качества на продукцию процедура очень сложная, требующая не только временных затрат, но и знаний в области составления нормативно-технических документам к товарам. Именно поэтому, если на предприятии нет достаточно квалифицированного персонала, для разработки соответствующего документа следует обратиться к специалистам, которые обладают обширными знаниями в области конструкторской документации и могут оформить необходимый документ на основании действующего законодательства.

Необходимо помнить, что в некоторых случаях наличие паспорта качества к продукции является обязательным условием для получения обязательных сертификатов или деклараций, которые требуются для законной реализации товаров потребителям.

Обратитесь в центр сертификации «Севтест», где вы получите исчерпывающие консультации о необходимости разработки паспорта качества на вашу продукцию, а также сможете оформить нужный документ в оптимально короткие сроки.

Хотите получить качественную бесплатную консультацию?

Специалисты сертификационного центра «Севтест» будут рады ответить на ваши вопросы. Пожалуйста, заполните форму обратной связи ниже.

Дело № 04-02/04-2011
Заказчик:
Отдел Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу
ул. Ленина, д. 39, г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ,
166000
Аукционная комиссия Отдела Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу
ул. Ленина, д. 39, г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ,
166000
Заявитель:
ИП Вагин Денис Станиславович
ул.Тимме 16, кв. 76, г. Архангельск,
163051
Оператор электронной площадки:
ЗАО «Сбербанк — АСТ»
(Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»)
Хохловский пер., д.10, стр.3, г. Москва, 109028

по делу 04-02/04-2011 о нарушении
законодательства о размещении заказов
«01» апреля 2011 года г. Нарьян-Мар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту — Ненецкое УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее по тексту – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Безукладова Ольга Александровна – руководитель Управления.
Заместитель председателя Комиссии:
Дитятев Анатолий Васильевич – заместитель руководителя — начальник отдела контроля органов власти и размещения государственного заказа.
Члены Комиссии:
Булахова Мира Александровна – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и размещения государственного заказа;
Шапов Виталий Аркадьевич – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и размещения государственного заказа;
Буторин Артемий Александрович – специалист-эксперт отдела контроля органов власти и размещения государственного заказа,
при участии представителей Отдела Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу – Малиновской Анастасии Викторовны (доверенность от 30.03.2011года) и Селезневой Нины Витальевны (доверенность от 30.03.2011 года), в отсутствие заявителя жалобы – Индивидуального предпринимателя Вагина Дениса Станиславовича (далее по тексту – Заявитель; ИП Вагин Д.С.), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП Вагина Д.С. на действия заказчика — Отдела Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу (далее по тексту – Заказчик, ОФССП России по НАО), аукционной Комиссии Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку вычислительной техники (сервера) для нужд Отдела Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу (Извещение № 0384100000711000002), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России № 379 от 14.11.2007, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
28 марта 2011 года в адрес Ненецкого УФАС России поступила жалоба ИП Вагина Д.С. на действия Заказчика, аукционной Комиссии Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку вычислительной техники (сервера) для нужд Отдела Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу (Извещение № 0384100000711000002) (далее по тексту –открытый аукцион).
Как следует из содержания указанной жалобы Заявителя, его права нарушены следующими действиями Заказчика, аукционной Комиссии Заказчика.
Аукционная комиссия Заказчика отказала в допуске к участию в аукционе заявки ИП Вагина Д.С., в связи с тем, что участник не представил копии документов, подтверждающих, соответствие товара, установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям.
ИП Вагин Д.С. считает неправомерным требование заказчика о предоставлении в составе заявки копии сертификатов соответствия на поставляемый товар.
Заявитель просит выдать предписание аукционной комиссии и заказчику о прекращении нарушения законодательства в проведении аукциона и допустить заявку ИП Вагина Д.С. к участию в аукционе.
Согласно письменным объяснениям Заказчика, аукционной Комиссии Заказчика по жалобе Заявителя (вх. от 30.03.2011 №01-17/388) сказано следующее.
Аукционная комиссия приняла решение о несоответствии участника, подавшего заявку №1 — ИП Вагина Д.С. требованиям, установленным в пункте 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов и требованиям документации об аукционе в электронной форме, в связи с тем, что участник не предоставил:
— копии документов, подтверждающих соответствие товара, установленным в соответствии с законодательством РФ.
Считают ссылку Заявителя на нарушение аукционной комиссией пункта 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, согласно которой не допускается требовать предоставление документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если указанные документы передаются вместе с товаром считают несостоятельной, поскольку:
— документация об открытом аукционе в электронной форме содержит требование предоставить копии документов, подтверждающих соответствие, товара, установленным в соответствии с законодательством РФ;
— отсутствие копий документов в соответствии с законодательством РФ, в дальнейшем являлось бы препятствием для исполнения государственного контракта;
— считают законным включение в документацию об открытом аукционе в электронной форме о необходимости предоставления в составе документов, подтверждающих соответствие товара, установленным в соответствии с законодательством РФ, поскольку данное требование не противоречит законодательству Российской Федерации, предъявлялось ко всем участникам аукциона и являлось исполнимым.
В удовлетворении требований ИП Вагина Д.С., указанных в жалобе на действия аукционной комиссии просят отказать полностью.
На заседании Комиссии вышеуказанные доводы представители Заказчика и Аукционной Комиссии Заказчика подтвердили, при этом добавили следующее.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие товаров, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям в Документации об открытом аукционе в электронной форме не установлен, поскольку Заказчик не имеет право устанавливать данный перечень. Вместе с тем документами, которые подтверждают соответствие товаров, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям могут быть сертификат качества, технический паспорт и т.п. на усмотрение участника размещения заказа.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно Приказу Отдела Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу от 01.03.2011 №13-х «О размещении заказа» в целях приобретения вычислительной техники (сервера) для нужд ОФССП России по Ненецкому АО, проведен открытый аукцион в электронной форме.
На официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru 03 марта 2011 года размещено Извещение № 0384100000711000002 о проведении открытого аукциона в электронной форме (далее по тексту — Извещение).
Согласно Извещению:
Заказчик — Отдел Федеральной служба судебных приставов по Ненецкому автономному округу;
Предмет государственного контракта – на право заключения государственного контракта на поставку вычислительной техники (сервера) для нужд Отдела Федеральной службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу;
Начальная (максимальная) цена контракта — 120 000, 00 (сто двадцать тысяч) рублей;
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени) – 14.03.2011 11:00;
Дата окончания срока рассмотрения заявок – 15.03.2011;
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме (по местному времени) – 18.03.2011.
Согласно пункту 5 Протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 22 марта 2011 года (далее по тексту – Протокол подведения итогов открытого аукциона) аукционная заявка (№1) Заявителя признана аукционной Комиссией Заказчика не соответствующей требованиям Закона о размещении заказов статьи 41.11 части 6 пункта 1 и требованиям Документации об аукционе в электронной форме, в связи с тем, что участник не предоставил:
«- копии документов, подтверждающих соответствие, товара установленным в соответствии с законодательством РФ».
Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Предметом открытого аукциона в электронной форме согласно Извещению и Документации об аукционе в электронной форме является поставка вычислительной техники (сервера).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Данный перечень содержит пункт 7031: системы сбора и обработки информации с каналом передачи комбинированным, данный пункт, в том числе включает в себя вычислительную технику (сервер).
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации данный товар подлежит обязательному подтверждению соответствия качества в виде сертификата соответствия.
Согласно пунктам 1.1, 1.8 Постановления Госстандарта Российской Федерации от 10.05.2000 №26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» подтверждение соответствия — процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям; сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям.
Таким образом, документами, подтверждающими соответствие, товара установленным в соответствии с законодательством РФ требованиям является сертификат соответствия товара.
Согласно части 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.).
Согласно пункту 4.6 Государственного контракта «качество Товара должно соответствовать установленным стандартам и техническим требованиям завода-изготовителя и подтверждаться сертификатом качества, выданным изготовителем или гарантийным письмом Поставщика» (часть II Документации об аукционе «Проект государственного контракта»).
Таким образом, Поставщик при поставке товара обязан подтвердить качество поставляемого товара, а именно, предоставить подтверждающие качество товара документы непосредственно при передаче товара Заказчику.
В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно подпункту 4 пункта 3.5 части 3 Документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку вычислительной техники (сервера) для нужд ОФССП России по Ненецкому АО (далее по тексту – Документация об аукционе) «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
«4) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме».
Согласно пункту 11 Информационной карты Документации об аукционе «Требования к качеству, техническим характеристикам, к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика» указаны в части III Технического задания.
В пункте 1 Технического задания указаны технические характеристики товара, требования к качеству товара (подпункт 2.1 пункта 2), а требования к сертификации товара указаны в подпункте 3.1 пункта 3 Технического задания. Согласно подпункту 3.1 пункта 3 «Товар должен иметь сертификат соответствия производителя системы качества ISO 9001 в соответствии с Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 471-ст) «Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО 9001-2008″. Сертифицирован для работы с операционной системой Windows 2008 Server 32/64 bit, SuSE Linux Enterprise Server 9.0 32/64 bit, Red Hat Enterprise Linux 4.0 AS 32/64 bit».
Таким образом, Документацией об аукционе установлены четкие характеристики поставляемого товара, а также указаны требования к сертификации товара, но из данной документации не следует, что вместе со второй частью заявки участник размещения заказа обязан предоставить копии сертификата соответствия на поставляемый товар (документы подтверждающие соответствие товара).
Законодательство Российской Федерации устанавливает, что документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), подтверждающие соответствие товара, должны предоставляться одновременно с передачей товара. Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии сертификатов соответствия, на поставляемый товар является необоснованным, поскольку в Документации об аукционе данное требование отсутствует.
Вместе с тем, аукционная Комиссия признала не соответствующей аукционную заявку Заявителя в части непредставления копий документов, подтверждающих соответствие поставляемого товара, требованиям установленным законодательством Российской Федерации и требованиям пункта 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, что является нарушением части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 данной статьи, не допускается.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном отклонении аукционной Комиссией его заявки является обоснованным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 5 статьи 57, на основании части 5 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника размещения заказа Индивидуального предпринимателя Вагина Дениса Станиславовича – частично обоснованной, в части принятия аукционной Комиссией решения о признании не соответствующей аукционной заявки Заявителя требованиям пункта 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов и требованиям Документации.
2. Признать аукционную Комиссию Заказчика, нарушившей часть 7 статьи 41.11 Закона о размещении Заказов.
3. Выдать Аукционной Комиссии Заказчика, оператору электронной площадки — ЗАО «Сбербанк — АСТ» (Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»), предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4.Передать материалы дела №04-02/04-2011 соответствующему должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
В соответствие с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.А. Безукладова
Заместитель председателя Комиссии А.В. Дитятев
Члены Комиссии: М.А. Булахова
В.А. Шапов

Сертификация качества продукции – это специальная процедура, которая должна подтвердить или опровергнуть качество товаров, в результате которой уполномоченным органом выдается подтверждение на бланке строгой отчетности в установленной форме, что продукция соответствует действующим в отношении нее государственным стандартам. Такой документ и называется сертификатом качества, или же сертификатом соответствия.

При этом, такой сертификат качества является полноправным документом, который можно сравнить с паспортом человека. В паспорт вносятся все основные характеристики личности – возраст, пол, национальность и т.д., так же и в сертификате есть указание о том, какой продукции, какого производителя и на какой срок он выдан. То есть, сертификат качества подтверждает, что продукт или же товар полностью безопасен для жизни и здоровья его покупателей, а также окружающей среды. Кроме того, стоит понимать, что термин «сертификат качества» – это объединяющее название, ведь сертификатов может быть несколько, например, сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза, сертификат соответствия ГОСТ Р, сертификат ISO 9001 и т.д.

Для чего нужна сертификации качества продукции?

Если тысячи лет назад на рынке все товары были из натуральных материалов, то с развитием технического прогресса на сегодняшний день таких товаров становится все меньше и меньше. В частности, сегодня искусственные полимерные материалы используются практически повсеместно. Несмотря на установленные нормы и стандарты качества, производители зачастую пренебрегают ими для получения большей выгоды и прибыли. Именно эту проблему решает процедура сертификации продукции, которая позволяет контролировать качество товаров, попадающих в свободную продажу.

В итоге от сертификации выигрывают все. Потребители, покупая товары, качество которых подтверждено сертификатом, могут быть уверены в их безопасности. Честные производители, которым нечего скрывать, также остаются в выигрыше. В условиях высокой конкуренции преимущество может обеспечить только доверие со стороны покупателей. Товар с сертификатом качества будет пользоваться намного большим спросом, нежели такая же несертифицированная продукция.

Процедура сертификации качества продукции

Выдачей сертификата качества занимаются специализированные органы по сертификации продукции. Однако процедуре выдачи сертификата предшествует проведение лабораторных испытаний образцов продукции, а также мероприятия по проверке технической документации, регламентирующий выпуск товаров, сырья и материалов. Список таких процедур будет отличаться в зависимости от того, какая именно продукция сертифицируется. По результатам таких лабораторных проверок выдается протокол испытаний, который является для сертификационного центра основанием для принятия решения о выдаче сертификата качества той или иной продукции (либо об отказе в его выдаче).

Стоимость сертификации качества продукции:

  • Декларация соответствия на 1 год от 7 000 рублей;
  • Декларация соответствия на 3 года от 9 000 рублей;
  • Декларация соответствия на 5 лет от 11 000 рублей.
  • Сертификат соответствия ТР ТС на 1 год от 15 000 рублей;
  • Сертификат соответствия ТР ТС на 3 год от 19 000 рублей;

Важно! Стоимость сертификации качества продукции зависит от вида товара и области его применения.

Обязательная и добровольная сертификация качества в России

Российская Федерация входит Таможенный Союз – межгосударственное объединение с общими правилами товарооборота и требованиями к качеству продукции. Именно поэтому законодательство требует проведение обязательной сертификации для некоторых товаров. К ним, например, относятся многие продукты питания, товары для детей, медицинская продукция, электротехнические товары и т.д. В случае, если товар не подлежит обязательной сертификации у производителя есть возможность получить на него добровольный сертификат качества, что поможет получить конкурентные преимущества на рынке и в глазах своих потребителей.

По всем вопросам оформления добровольных и обязательных сертификатов можно проконсультироваться у специалистов всероссийского сертификационного центра ЛСМ, которые не только окажут необходимую консультационную помощь, но и помогут быстро и без лишних затрат получить необходимый документ в максимально сжатые сроки.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх