Как написать анонимку?

Ежедневно прокуратура принимает множество жалоб от граждан и юридических лиц, которые сталкиваются с нарушением законодательства и ущемлением личных прав и свобод. Орган прокуратуры призван защищать права гражданских и юридических субъектов и контролировать соблюдение действующего законодательства. Каждый гражданин РФ вправе обращаться в орган прокуратуры с жалобами либо сообщениями.

Можно ли написать жалобу в прокуратуру анонимно

Бывают случаи, когда человек не желает раскрывать свои личные данные и обозначать контакты при подаче жалобы. Это связано с подсознательной боязнью разглашения личной информации. Ведь нередко случается, что последствиями подачи жалобы в прокуратуру становятся угрозы и моральное давление со стороны того, на кого пожаловались. В связи с этим ни один действующий закон РФ не запрещает человеку обращаться к прокурору анонимно.

А рассматривает ли прокуратура анонимные жалобы?Согласно закону, жалоба будет считаться анонимной, если не будет содержать никаких сведений о субъекте, который ее направил. Но следует заметить, что не стоит защищать свои права и интересы таким способом. Прокуратура рассматривает анонимные жалобы в крайне редких случаях. Поэтому вероятность того, что вопрос анонимного заявителя будет разрешен, очень невысока.

Зачастую, пытаясь оставить анонимную жалобу в канцелярии, гражданин получает ответ, что подобное заявление не подлежит рассмотрению. Служащих прокуратуры тоже можно понять. Ведь люди бывают разными, и некоторые из них пытаются злоупотребить возможностью пожаловаться или отомстить. Прокуратура или трудовая инспекция просто не успевала бы совершать такое количество проверок.

Но из всех правил есть исключения. Любое сообщение в канцелярии прокуратуры читают. И если в нем говорится о том, что назревает криминальное злодеяние, такое письмо немедленно передается правоохранительным органам.

Как добиться рассмотрения анонимной жалобы в прокуратуру

Это возможно в единственном случае. Человек может написать жалобу в обычной форме, с указаниями всех личных данных. Но в этом документе нужно озвучить требование не разглашать в процессе возможного делопроизводства имени подающего жалобу. В таком случае законодательство будет соблюдено. Ведь, по закону, прокурор должен знать имя подающего заявление. Но он обязан не предавать его огласке, если такое условие прописано в обращении.

Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам: +7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22

Веб-приемная сайта www.fsb.ru создана и функционирует в целях направления в ФСБ России обращений с использованием информационных систем общего пользования.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в обращении, направляемом через веб-приемную сайта www.fsb.ru, указываются:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • суть предложения, заявления или жалобы;
  • дата обращения.

Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не даётся в случаях отсутствия в обращении в форме электронного документа фамилии заявителя, направившего обращение, и почтового адреса или адреса электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» в обращении запрещается указывать сведения, составляющие государственную тайну, а также другие сведения ограниченного распространения, включая данные об оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности и служебном положении их сотрудников.

Г-2. Как послать анонимное электронное письмо

Каждый раз, когда вы используете e-mail, создается электронный «след». Тот, кто получает ваше сообщение, узнает ваш электронный адрес, время и дату отправления, адреса рассылки копий и тему письма. Однако на сервере сохраняется и более подробная информация, которую можно извлечь.

Большинство людей, посылающих анонимные электронные письма, пользуются одним из двух описанных ниже методов — причем оба имеют свои недостатки.

Плохая идея — 1: Создание «одноразового» почтового ящика на Hotmail или любом другом бесплатном хостинге, доступном всем, а затем отсылка письма из терминала общественного доступа в библиотеке, интернет-кафе или на почте.

Проблема: Даже такой «одноразовый» аккаунт можно проследить до исходного компьютера, а за пунктом общественного доступа в Интернет может быть установлено видеонаблюдение. Члены Аль-Каиды, готовившие теракты 11 сентября 2001 года, общались с помощью такого метода через интернет-кафе разных стран Европы — и их вычислили. Так что теперь любой бесплатный общедоступный хостинг может находиться под кибер-надзором.

Плохая идея — 2: Отсылка письма через «анонимный» сервер (обычно расположенный за границей), который изымает идентификационные данные из письма, так что отследить вас по ним становится невозможно.

Проблема: Несмотря на то что письмо попадает к адресату без ваших данных, на сервере информация все же сохраняется. Так что все ваши письма могут быть отслежены, особенно если вы связываетесь с сильными мира сего.

Чтобы послать электронное письмо, которое на самом деле нельзя будет отследить, следуйте таким инструкциям:

1. Добудьте рекламный диск компании AOL. Этот диск должен давать вам возможность завести временный почтовый ящик, не используя кредитную карту. AOL распространяет подобные диски миллионами в надежде, что после бесплатного тестового периода граждане продолжат пользоваться аккаунтом за деньги. Так как такой ящик вправе завести кто угодно, вы можете предоставить для хранения на сервере любую информацию о себе, не соответствующую действительности. Диски распространяются бесплатно через книжные магазины, супермаркеты офисного оборудования и даже через продуктовые лавочки.

2. Анонимно позвоните в AOL с помощью предоплаченной карты. Заведите там аккаунт с помощью этого метода. Если вы пользуетесь предоплаченной картой, аккаунт будет открыт безо всякой связи с вашей истинной личностью и без сведений о домашнем телефонном номере. Номер, с которого придет звонок в AOL, может оказаться вообще в другой части страны.

3. Заведите аккаунт на Hotmail. Ваш новый адрес на AOL сделайте домашним аккаунтом. Не выбирайте для Hotmail имя, которое могло бы содержать намек на ваше настоящее имя или род занятий. Пусть это будет случайный набор букв и цифр или имя, специально рассчитанное на то, чтобы запутать всех, — например competitor@hotmail.com.

4. Пошлите анонимное сообщение с нового ящика, заведенного на Hotmail. Не забывайте, что вы должны быть зарегистрированы на AOL через предоплаченную телефонную карточку, чтобы никакая стадия процесса не могла быть отслежена обратно до вас.

5. Уничтожьте все улики. Не забудьте, что на жестком диске вашего компьютера сохраняются копии всех ваших электронных писем. Чтобы гарантировать анонимность, вытащите жесткий диск и уничтожьте его физически. (Конечно, дороговатый способ для отправки единственного анонимного письма — что ж, значит, оно должно того стоить.)

СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА: Существует бесплатная программа шифровки электронных писем под названием PGP (Pretty Good Privacy), которая позволяет общаться по электронной почте, не опасаясь, что в вашу переписку влезет кто-то посторонний. Ее можно скачать на сайте www.pgpi.org. Эффективна ли она? Скажем так: террорист Рамзи Юсеф, который организовал взрыв на территории Всемирного торгового центра в 1993 году, пользовался PGP для кодирования файлов в своем ноутбуке. Когда полиция нашла ноутбук, специалистам-шифровальщикам из Агентства национальной безопасности потребовалось более года, чтобы расшифровать все эти файлы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >



В действующем законодательстве об обращениях граждан и юрлиц весьма активно используется термин «анонимные обращения». При этом легальная норма-дефиниция указанного понятия отсутствует.

Вместе с тем, еще в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлении и жалоб граждан», к письменным обращениям предъявлялись требования — наличие подписи с указанием ФИО, а также — помимо изложения существа обращения — наличие данных о месте жительства, работы или учебы заявителя. Обращения, которые указанных сведений не содержали, признавались анонимками и рассмотрению не подлежали. Данные положения Указа актуальны и на сегодняшний день.

На мой взгляд данное положение необходимо было принести в советское общество с целью исключения массового доносительства, сформировавшегося еще в годы сталинских репрессий, начиная с 1937 года. Советское руководство не хотело повторения предшествующих событии.

Впрочем, некоторые авторы дополнительно усматривают в положениях Указа продвижение в Союзе ССР демократизации социальных взаимодействий.

В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» соответствующая формулировка смягчена, так как установлено, сто в случаях, если в письменных обращениях не указаны ФИО лиц, направивших обращения, или почтовые адреса, по которым должны направляться ответы, ответы на обращения не даются. Однако, рассмотрению обращения по существу или направлению его по компетенции это не препятствует.

Это дает повод некоторым авторам разработать и легализовать соответствующую норму-дефиницию для того, чтобы устранить возможные разногласия и противоречивые интерпретации.

Замечу, что по мнению Широбокова С. А. факт отсутствия сведений о заявителе не должен являться основанием для бездействия адресатов при наличии в обращениях данных о правонарушениях. Ведь второе предложение указанной нормы Закона о прокуратуре определяет, что если обращение содержит сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. Думается, согласно указанному положению направлению в правоохранительные органы подлежат анонимные сообщения об абсолютно любых правонарушениях: гражданско-правовых, трудовых, пенсионных и т. д.

На мой взгляд, неправильно ограничивать направление только в правоохранительные органы исключительно обращений, которые содержат сведения о преступлениях или административных правонарушениях, игнорируя иные нарушения прав граждан, юридических лиц, которые также должны быть направлены в соответствующие органы по компетенции.

В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре установлено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В контексте перечня источников такой информации, речь идет об обращениях граждан, должностных лиц, сообщениях СМИ, а также других материалах о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. При этом в качестве повода для прокурорских проверок предписано рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. Можно ли в этих целях использовать анонимки? Закон о прокуратуре никакой оговорки на этот счет не содержит.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Законом в этом случае предусматривается только содержание в обращении нарушения законов, которое необходимо для рассмотрения обращения по существу органами прокуратуры, вместе с тем обязательность установления авторства такого обращения не устанавливается.

Закон о прокуратуре в ч. 1 ст. 11 также не исключает возможности проведения прокурором проверки в рамках разрешения анонимного обращения по существу в случае наличия в нем сведений о факте нарушения закона.

Итак, каким образом должен поступить работник прокуратуры, столкнувшись с анонимным обращением? Полагаем, его действия могут быть различными в зависимости от содержания обращения, а именно:

– если в обращении отсутствуют «полезная» для прокурора или иных государственных (муниципальных) органов сведения, то оно не рассматривается по существу;

– если в обращении есть предложение, вызывающее интерес для прокурора или иных государственных (муниципальных) органов, то оно может быть рассмотрено по существу сотрудником прокуратуры либо направлено в соответствующие органы по принадлежности.

– если в обращении есть сведения о противоправном деянии, не связанном с нарушением закона, то его следует направить для разрешения по подведомственности;

– если в обращении есть сведения о нарушениях закона, прокурор должен действовать с учетом следующих соображений:

1) если нарушение закона в силу своей специфики не требует принятия мер прокурором, его нужно направить по подведомственности в уполномоченные на то государственные или муниципальные органы;

2) если нарушение закона в силу своей специфики требует именно прокурорского реагирования, то прокурором решается вопрос о проведении проверки в порядке ст. ст. 21 и 22 Закона о прокуратуре с возможным привлечением специалиста, а равно при необходимости с вынесением прокурором (его заместителем) требования о проведении органом контроля (надзора) внеплановой проверки в рамках ст. 22 Закона о прокуратуре.

Заметим, что в п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» говориться, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля … не могут служить основанием для проведения внеплановых проверок. Полагаем здесь налицо противоречие с формулировкой ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре, согласно которой обращения, содержащие информацию о подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяниях, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, направлять в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Является очевидным тот факт, что вряд ли анонимным заявителем окажутся орган публичной власти и СМИ. Однако граждане и юрлица вполне могут инициировать такие обращения, желая сохранить анонимный характер из-за мнимого или реального риска своим правам и законным интересам. Но как мы видим, ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» препятствует проверке сведений, содержащихся в анонимных источниках, что приводит к бессмысленности положения, содержащегося в ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре (применительно к противоправным действиям юрлиц и ИП), которые могут быть направлены для рассмотрения по существу в орган контроля.

В результате такого «избирательного» подхода нарушается принцип равного обращения. Действительно, в отношении противоправной деятельности юрлиц и ИП внеплановые проверки по анонимным обращениям прямо запрещены законом. Но применительно к иным субъектам, например, гражданам (не являющимся ИП) и организациям (не являющимся субъектами предпринимательской деятельности, напр. НКО), анонимные обращения, содержащие сведения о противоправных деяниях, подлежат проверке. Тем самым провоцируется дискриминационный подход, который, на наш взгляд, является неконституционным по своему характеру.

Вместе с тем, упразднение нормы о недопустимости проверок ЮЛ и ИП по анонимным сообщениям может привести к большому количеству необоснованных внеплановых выездных проверок органами контроля.

Все таки настоящее положение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является необходимостью для защиты прав ЮЛ и ИП в части необоснованных внеплановых выездных проверок, так как основанием для их проведения служат мотивированные представления должностных лиц исключительно на основании обращений, по которым возможно установить авторство.

С учетом популярности сети Интернет во всех слоях нашего общества, наиболее часто встречающиеся обращениями без авторства, являются обращения, поступившие через сеть Интернет.

Наиболее правильными в связи с этим явлются положения как раз закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые регламентируют проведение проверок исключительно на основании обращений, полученных через сеть Интернет с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Как правило такие обращения подаются с использованием портала «Госуслуг»

К сожалению, в ведомственных актах прокуратуры вопрос о рассмотрении анонимных обращений, в которых содержатся сведения о подготавливаемых, совершаемых и совершенных противоправных деяниях, не нашел должного отражения. Так, в абзаце четвертом п. 2.8 Инструкции № 45 дословно воспроизводится приведенная выше формулировка ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре, но при этом не указывается, что делать с самим анонимным обращением, если затронутый в нем вопрос касается компетенции прокуратуры.

Следует отметить, что в прокуратуре Российской Федерации в настоящий момент возможность подачи обращения с использованием ЕСИА не реализована, что является большим недостатком.

Резюмируя все изложенное, нужно констатировать, что действующее законодательство об обращениях, в части регламентации правового режима анонимного сообщения, следует скорректировать в целях обеспечить в нашей стране должный уровень законности и правопорядка. Полагаю, российская прокуратура обладает серьезным потенциалом, чтобы повысить эффективность своей работы с обращениями за счет более профессиональных подходов к пониманию места и значимости феномена анонимного обращения в общей массе информационных потоков об имеющих место правонарушениях. Это особенно актуально для анонимных сообщений о фактах коррупции; большинство авторов таких сообщений резонно полагают необходимым скрывать свои персональные данные, так как в противостоянии с субъектами публичного управления (властными структурами) они вступают в роли «слабой стороны» и обычно воспринимают в качестве реальных угрозы мести со стороны последних.

Литература:

  1. См. об этом: Зюбанов Ю. А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М.: Проспект, 2018. — 400 с. Документ офиц. не опубл. Доступ из Справ.прав.сист. «Консульт.Плюс:финансовое законодательство» (дата обращения: 21.01.2019).
  2. Стародубов Б. К. Особенности рассмотрения органами прокуратуры обращений граждан как востребованный способ защиты нарушеннных прав: правовые аспекты // В сборнике: Право и законность: вопросы теории и практики Сборник материалов VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 243–247.
  3. Широбоков С. А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: Учебн. пособие. Пермь: Пермский филиал Нижегородск. академ. МВД России, 2014. С. 7–8.
  4. Шейкин В. В. Неопределенность закона в части рассмотрения анонимных обращений // Законность. 2018. № 1. С. 49–51.
  5. Винокуров А. Ю. К вопросу о допустимости рассмотрения органами прокуратуры анонимных сообщений // Административное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 92–98.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх