Как отказаться от второго гражданства?

Право и политика
Правильная ссылка на статью: Волох В.А., Воронина Н.А. — К вопросу о двойном гражданстве // Право и политика. – 2018. – № 1. – С. 39 — 47. DOI: 10.7256/2454-0706.2018.1.22850 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22850

Волох Владимир Александрович
доктор политических наук
профессор, Государственный университет управления (ГУУ)
109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр., 99
Volokh Vladimir Aleksandrovich
Doctor of Politics
Deputy head of the Department of Management of Migration Processes at State University of Management.
109542,, Russia, g. Moscow, Ryazanskii pr., 99

v.volokh@yandex.ru
Другие публикации этого автора
Воронина Наталия Александровна
кандидат юридических наук
старший научный сотрудник, Институт государства и прав РАН
119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10
Voronina Nataliya Aleksandrovna
PhD in Law
Senior Scientific Associate, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
426806, Russia, respublika Tatarstan, g. Naberezhnye Chelny, ul. Nizametdinova, 28, kab. 201

natalia.a.voronina@gmail.com

10.7256/2454-0706.2018.1.22850

Дата направления статьи в редакцию:

30-04-2017

Дата публикации:

31-01-2018

Аннотация.

Объектом исследования в данной статье является международное и национальное правовое регулирование в сфере гражданства. Предметом исследования — двойное гражданство. Проблема двойного гражданства является сегодня актуальной не только для Российской Федерации, но и для многих других государств мира. Действующие модели правового регулирования вопросов двойного гражданства сильно различаются по странам и по подходам, не отвечая нуждам индивида в современном усложняющемся мире и привнося в правовые системы множество коллизий. В статье анализируются международно-правовая и национальные модели регулирования вопросов двойного гражданства, в первую очередь, с позиций защиты прав человека. На теоретико-концептуальном уровне рассматриваются различные подходы к проблеме «множественности гражданства». Работу отмечает новизна, в частности, в изложении последних тенденций в национальной политике ряда государств по вопросам двойного гражданства. Раскрыты особенности правового регулирования двойного гражданства в рамках интеграционных объединений государств. Особое внимание уделено эволюции норм в законодательстве России. Авторами делается вывод о том, что вопросы, вытекающие из одновременной юридической принадлежности лица в виде гражданства к различным государствам, в современных условиях обострения мировых политических процессов требуют обновления подходов к устоявшимся моделям правового регулирования, выработке четких дефиниций, как в международном, так и национальном праве.В соответствии с решаемыми исследовательскими задачами использовались методы изучения и обобщения, исторический, анализа и синтеза, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие научные методы. Обобщен богатый фактический страноведческий материал по данной тематике. Работа имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

Ключевые слова: двойное гражданство, законодательство, миграция, приобретение гражданства, права человека, конвенция, гражданство, государство, договор, закон
The object of this research is the international and domestic legal regulation in the area of dual citizenship. The subject is the dual citizenship. The issue of dual citizenship is currently relevant not only for Russian Federation, but also many other countries. The current models of legal regulation of dual citizenship greatly differ from country to country, without meeting the needs of the individual in the modern world and causing many collisions in the legal systems. The authors analyze international law and national models of regulation of the question of dual citizenship, primarily from the positions of human rights. The novelty of this research partially consists in account of the latest trends in domestic policy of a number of countries on the question of dual citizenship. The work reveals the peculiarities of the legal regulation of dual citizenship within the framework of integrated union states. Special attention is given to the evolution of legislation in Russia. The authors conclude that in the modern world of agitated global political processes, the issues resulting from simultaneous belonging to different legal systems due to citizenship require modernization of approaches to the established models of legal regulation and development of clear definitions in both international and domestic laws.
convention, human rights, obtaining citizenship, migration, legislation, dual citizenship, citizenship, state, treaty, law

Вопросы гражданства, и в частности, относящиеся к двойному гражданству представляют сегодня одну из наиболее актуальных и сложных проблем как с точки зрения правового регулирования, так и практической значимости.

В соответствии с международным правом каждый человек от рождения, независимо от гражданства и места пребывания, обладает основными правами и свободами, которые являются естественными и неотчуждаемыми. Гражданство устанавливает юридическую связь лица с государством, определяет объем его прав и свобод, включая условия доступа на территорию государства, а также его обязанностей перед государством. Однако объем прав, предоставляемых государством каждому человеку, зависит от того, является ли данное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства (апатридом).

Условия приобретения гражданства и его утраты устанавливаются законодательством каждого государства. В случае, когда в соответствии с национальным законодательством лицо рассматривается гражданином двух или более государств, его именуют соответственно лицом с двойным гражданством (бипатридом) или с множественным гражданством.

Обладатели двойного гражданства сохраняют все конституционные права и соблюдают все обязанности той страны, на территории которой находятся. Включая вопросы военной службы и социального обеспечения. Причем граждане, прошедшие службу в армии одной страны, автоматически освобождаются от таковой в другой стране, заключившей договор.

Термин «двойное гражданство» следует отличать от так называемого «второго гражданства» — наличия у лица второго паспорта государства, с которым у страны происхождения не заключен соответствующий договор, и которое хоть и допускается многими странами, но непосредственно на их территории не имеет юридической силы.

Сам по себе второй паспорт лишь косвенный признак наличия второго гражданства. Международное право и законодательство государств не рассматривают паспорт в качестве исчерпывающего подтверждения гражданства.. О наличии гражданства свидетельствует не количество паспортов у лица, а нахождение его в едином национальном регистре граждан (информационной системе населения, реестре актов гражданского состояния, книгах регистрации и пр.) .

Случаи возникновения двойного (множественного) гражданства обычно связаны с: территориальными изменениями государства; международной миграцией населения; коллизиями национального законодательства о гражданстве; браком с гражданином иностранного государства; усыновлением иностранного гражданина; натурализацией при сохранении прежнего гражданства и др. . Бипатризм означает, что лицо одновременно имеет права и обязанности в отношении всех государств, гражданином которых оно является.

Двойное гражданство в ряде случаев может создавать определенные правовые сложности с точки зрения предоставления консульской защиты таких лиц, налогообложения и пр. В целях минимизации негативных последствий института двойного гражданства государствами был заключен ряд международных договоров: Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, 1930 г., Европейская конвенция о сокращении случаев множественности гражданства и о воинской повинности в случаях множественности гражданства 1963 г.

По мере развития процессов глобализации и становления с середины ХХ века межнациональных интеграционных структур (Европейский союз, Совет Европы) изменились подходы к трактовке гражданства. Понятие «гражданство» стало использоваться также и для обозначения особого статуса лица, приобретаемого в силу вхождения государства, гражданином которого лицо является, в объединенное сообщество или союз государств .

Маастрихтским договором 1992 г. было учреждено гражданство Европейского союза (ЕС). Статус гражданина ЕС предполагает право лица на свободное передвижение и постоянное проживание на территории Сообщества; право участвовать в голосовании и баллотироваться в качестве кандидатов на муниципальных выборах и выборах в Европейский парламент в другом государстве-члене ЕС, на территории которого лицо проживает. Предоставление гражданам ЕС возможности осуществления избирательных прав на территории других государств-членов рассматривается учеными-международниками, как одно из наиболее серьезных обязательств Евросоюза .

Гражданство ЕС предоставляется автоматически всем гражданам после вступления государства-члена в состав Сообщества. Утрата гражданства страны влечет и утрату гражданства ЕС, если лицо при этом не приобретает гражданства другого государства-члена. Гражданин ЕС обладает политическими и социально-экономическими правами и обязанностями государства своего происхождения, а также правом на проживание, социальными и рядом других прав в том государстве-члене ЕС, в котором он пребывает. При этом, в случае проживания лица в стране своей государственной принадлежности, гражданство ЕС практически никак себя не проявляет, не порождает никаких дополнительных прав, и реализуется лишь когда лицо переезжает на территорию другого государства-члена ЕС. Иностранными гражданами в праве Сообщества в собственном смысле считаются пребывающие на территории ЕС граждане третьих стран.

Таким образом, можно сказать, что гражданство ЕС представляет собой особую разновидность двойного гражданства, специфический статус, производный от гражданства государства-члена.

Другое интеграционное объединение государств – Совет Европы отличают несколько иные подходы к вопросам гражданства и участию иностранцев в политической жизни страны пребывания. В праве Совета Европы допускается установление определенных ограничений в отношении участия лиц, не являющихся гражданами, в общественно-политической жизни страны пребывания.

Законодательство каждой страны защищает прежде всего своих граждан, предоставляя в то же время основные права и свободы законно находящимся на их территории иностранным гражданам, беженцам и лицам без гражданства. Эти права и свободы обеспечиваются как внутригосударственными законами, так и общепризнанными принципами, и нормами международного права.

Признание приоритета прав человека и их универсальности в качестве основы принципов права в развитых странах оказало существенное воздействие на эволюцию концепции гражданства. Законодательство о гражданстве стран Запада стало все более ориентироваться на уважение прав и свобод человека; в определенной степени способствовало стиранию различий в правовом положении граждан страны и иностранцев.

В международно-правовую доктрину было введено понятие минимального правового стандарта обращения с иностранцами — требования, которым должно соответствовать национальное законодательство, регламентирующее правовой статус иностранцев . В настоящее время в странах Запада иностранным гражданам, как правило, предоставляется право на проживание на долгосрочной основе, гарантии от необоснованной высылки, право на трудоустройство и социальные льготы, возможность реализации свободы на объединение и избирательных прав на местном уровне.

Сегодня вопросы гражданства не относятся исключительно к сфере внутригосударственного регулирования. Так, в силу Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г. законодательство страны о гражданстве признается другими государствами, если оно соответствует международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права в отношении гражданства (п. 2 ст. 3).

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г., учредивший Союзное государство — Союз России и Беларуси, также установил институт гражданства Союзного государства: граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства (ст. 14 Договора) . Однако учрежденный Союзным договором институт общего гражданства явился скорее декларацией и не имел нормативного продолжения. Договор не решил вопросов приобретения, утраты гражданства, установив, что они регулируются национальным законодательством каждого государства-участника. При этом Договор допустил возможность установления изъятий из принципа равенства граждан Союзного государства на основании не только договоров между участниками, но и внутренних законов. Конституционный акт, который бы закрепил правовой статус Союзного государства, определил формы его государственного устройства и пр., так и не был принят.

Представляется, что дальнейшие интеграционные процессы на пространстве СНГ и, в частности, по линии ЕАЭС потребуют сближения национального законодательства государств-участников, в том числе и законодательства о гражданстве, и выработку общих принципов, лежащих в основе нормативно-правового регулирования этих отношений.

По мнению ряда ученых, идеальным вариантом сближения законодательства о гражданстве государств СНГ было бы создание института наднационального гражданства, в рамках которого происходило бы наделение всех граждан-государств-членов СНГ равными правами и создание идентичных условий их реализации . Выдвигалась также идея разработки модельного закона «О гражданстве государства-члена СНГ», в котором бы закреплялось единое определение понятия гражданства и его принципов; основания и условия его приобретения, и пр. Однако эти идеи не получили практического воплощения.

Вопрос о двойном гражданстве продолжает оставаться актуальным и сегодня, в условиях XXI века, когда стираются многие границы между странами. Исследователями отмечается увеличение числа лиц, имеющих двойное гражданство, что обусловлено, с одной стороны, повышением мобильности населения и интенсификацией миграционных потоков, ростом количества смешанных браков, правом родителей передавать свое гражданство ребенку и, с другой стороны, развитием международно-правового регулирования в области прав человека и изменением приоритетов в государственном регулировании приобретения гражданства .

Во многих государствах регулирование вопросов гражданства входит в сферу конституционного регулирования, при котором на уровне конституции страны закреплены общие подходы к двойному гражданству: запрет, допустимость, условия сохранения и пр. В национальном законодательстве о гражданстве вопросы двойного гражданства, как правило, детально не прописаны и специфика правового статуса лиц, имеющих двойное гражданство, не регламентируется. В странах Запада эти вопросы нередко увязаны с положением и интеграцией трудовых мигрантов.

Законы о гражданстве государств, в том числе и членов ЕС, существенно отличаются друг от друга, по-разному подходят государства и к вопросам двойного гражданства. В настоящее время из 28 государств – членов Европейского союза двойное гражданство разрешено в шестнадцати государствах и в шести допускается при определенных обстоятельствах.

Есть страны, не признающие двойного гражданства, как, например, Дания, Казахстан, Куба, Украина, Швеция.

В некоторых странах двойное гражданство категорически запрещено, как в Японии, Китае, Индии, Южной Корее, Мальте и ряде других.

Во многих государствах институт двойного гражданства признан или допускается. Это — Великобритания, Испания, Италия, Израиль, США, Таджикистан, ФРГ, Франция, страны Латинской Америки и другие страны. Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, из наличия у этих граждан только «своего» гражданства.

В ряде государств национальное законодательство не предусматривает право для собственных граждан иметь гражданство другого государства. В то же время, многими государствами двойное гражданство допускается только для своих граждан, желающих иметь гражданство другого иностранного государства, но с некоторыми оговорками – это Австралия, Бразилия, Доминикана, Ирландия, Канада.

Так, например, австралийский закон о гражданстве представляет собой комбинацию гражданства по территориальному праву и рождению. Для того, чтобы стать гражданином данной страны, необходимо прожить в ней два года из пяти лет, предшествующих времени подачи заявления на гражданство. В дополнение к этому необходимо также иметь намерение дальнейшего проживания в Австралии или поддерживать с ней какую-либо связь.

На универсальном уровне отсутствует международный документ (соглашение, конвенция), непосредственно посвященный вопросам множественного гражданства. Европейская конвенция о гражданстве допускает различия в подходах государств к множественному гражданству и признает право в рамках национального законодательства оценивать сопряженные риски.

Вопросы двойного гражданства нередко составляют предмет двусторонних соглашений. Так, например, между Италией и Швейцарией имеется договор о взаимном признании двойного гражданства. Германия подписала соглашение о двойном гражданстве со Швейцарией и странами ЕС; граждане остальных стран должны официально отказаться от своего прежнего гражданства. Подобная ситуация в Испании – подписаны договоры с Андоррой, странами Латинской Америки, Португалией, Филиппинами и Экваториальной Гвинеей, а соискатели из остальных стран обязаны письменно отказаться от первого гражданства.

Некоторые развитые страны (например, США, Великобритания) относятся к своему гражданству как к некой привилегии, которую можно предоставить, но можно и лишить. В этих целях в государствах существуют законодательные основания отзыва гражданства. В США, например, могут лишить гражданства в связи с фальсификацией или указанием недостоверных сведений при выдаче гражданства; участием в подрывной деятельности, террористических группах; самовольным оставления воинской службы в армии США и пр.

В большинстве стран ближнего зарубежья к институту двойного гражданства относятся достаточно негативно, усматривая в этом попытки реанимировать СССР. Этим объясняется тот факт, что положение о признании двойного гражданства не получило закрепления в акте Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 29 декабря 1992 г. «О согласованных принципах регулирования гражданства» .

Каждое государство обладает суверенным правом признавать или не признавать двойное гражданство. В случае такого признания государство вправе рассматривать лицо, обладающее двойным гражданством, в качестве своего гражданина, в случае, если это лицо находится на его территории и в пределах его юрисдикции. При этом международными конвенциями запрещено произвольное лишение гражданства.

Несомненно, что в ряде случаев двойное гражданство может порождать определенные трудности в сфере межгосударственных отношений при решении таких вопросов, как военная служба, депортация, дипломатическая защита и др. Однако полагаем, что следует согласиться с мнением, что признание двойного гражданства (хотя бы и под определенными условиями) выглядит более демократично, чем полный отказ от него .

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Конституция РФ допускает двойное гражданство. Закрепление двойного гражданства на конституционном уровне в первую очередь было связано с внешней политикой РФ – стремлением обеспечить связь с Россией для 25 млн. русских, оказавшихся за пределами РФ, создать предпосылки их стабильного положения в этих государствах и стремлением предоставить им защиту и покровительство. Как отмечалось учеными, признание двойного гражданства явилось важной новеллой российского законодательства, учитывающей мировую практику и факт проживания за рубежом многих наших соотечественников .

Понятие «двойное гражданство» (как частный случай «множественного гражданства» используется в российском праве для обозначения ситуации, когда один и тот же человек состоит одновременно в двух гражданствах двух различных государств в соответствии с их законами. При этом речь не идет о некоем двуедином гражданстве либо двухуровневом гражданстве (как это имело место в СССР, где существовали одновременно союзное и республиканское гражданства) .

Впервые норма о двойном гражданстве появилась в Законе о гражданстве РСФСР от 28 ноября 1991 года. В п. 3 ст. 3 Закона указывалось, что граждане, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РСФСР. Механизм реализации принципа двойного гражданства, закрепленный в первоначальной редакции Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», являлся достаточно громоздким. В Закон 2002 г. впоследствии была внесена оговорка, что при законодательно определенных обстоятельствах гражданин России, имеющий иное гражданство, может рассматриваться как иностранец и соответственно ограничиваться в правах.

Двойное гражданство – это наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства. Согласно российскому законодательству, гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (ч. 1 ст. 6 ФЗ-62). При этом, приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (ч.2 ст.6).

Международный договор должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств. Международные соглашения, касающиеся двойного гражданства, как правило, не создают особых условий для его возникновения, а лишь констатируют его наличие у отдельных граждан на основе внутреннего законодательства сторон и регулируют связанные с этим практические вопросы (служба в армии, упрощение оформления проживания при переезде из одной страны в другую и т.п.).

Российской Федерацией было заключено два международных соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства: с Таджикистаном от 07 сентября 1995 г. и Туркменистаном от 23 декабря 1993 г. Согласно этим документам каждая из сторон признавала, в частности, за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой стороны. Соглашения не содержат каких-либо особых условий и порядка приобретения гражданства и относят эти вопросы к внутреннему законодательству стороны, гражданство которой приобретается. При этом бипатриды пользуются защитой и покровительством каждой из сторон, а наличие паспортов обоих государств дает преимущества безвизовых поездок из одного государства в другое.

Соглашение между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства прекратило свое действие в мае 2016 г. согласно подписанному двустороннему Протоколу о прекращении действия указанного Соглашения от 10 апреля 2003 г.

Действующим в то время президентом Туркменистана С. Ниязовым было принято решение в одностороннем порядке приостановить действие Соглашения. В 2008 г. в Туркменистане были приняты поправки в конституцию, подтвердившие отказ Туркменистана от признания двойного гражданства.

К июлю 2013 г. в Туркменистане завершился обмен загранпаспортов старого образца. При получении загранпаспорта нового образца граждане, по сути, были поставлены перед выбором: либо отказаться от российского гражданства, либо навсегда уехать из страны. Российское гражданство оставалось примерно у пятой части имевших его граждан, и для большинства из них это был мучительный выбор.

В этот период сообщалось о массовом отказе со стороны органов Государственной миграционной службы Туркменистана в выдаче российским гражданам с двойным гражданством паспортов гражданина Республики Туркменистан для выезда из РТ и въезда в РТ. По мнению депутата Государственной Думы шестого созыва А.А. Агеева такие методы давления на граждан с двойным гражданством в целях отказа от российского гражданства можно было расценивать как нарушения прав и свобод человека (на свободу передвижения и свободу выбора места жительства/пребывания).

В результате предпринятых Министерством иностранных дел Российской Федерации шагов по урегулированию ситуации был установлен особый правовой режим – граждане Туркменистана, принявшие российское гражданство в период с 1993 по 2016 год, имеют действующее двойное гражданство.

В настоящее время действует Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (заключен 7 сентября 1995 г.) . В 2016 г. в Таджикистане был принят Закон «О государственной службе», согласно которому лица с двойным гражданством не могут работать в органах власти и силовых структурах, а в 2017 г – поправки в «Кодекс об административном правонарушении», предусматривающий наказания за сокрытие наличия второго паспорта . Таким образом, таджикских чиновников, которые не отказались от второго (российского) гражданства, ждет увольнение с работы.

Россией также были подписаны соответствующие соглашения с Арменией и Казахстаном, но они до сих пор не ратифицированы.

4 июня 2014 г. был принят Закон (142-ФЗ), внесший поправки в Закон о гражданстве РФ и некоторые законодательные акты РФ. Их суть сводилась к тому, что гражданам РФ, проживающим на ее территории, предписывалось подать письменное уведомление в уполномоченный орган о наличии у них и их детей иного гражданства или вида на жительство в иной стране. В случае сокрытия факта наличия второго гражданства нарушителей ждет наложение штрафных санкций. На граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, требование уведомить об этом консульские службы не распространяется.

По мнению исследователей, причиной появления закона 142-ФЗ стала практика наличия у многих граждан России, более чем одного гражданства. При этом, число таких лиц представляется значительным, ибо данные переписей 2002 и 2010 гг. отразили только часть населения, имеющего второе гражданство (точнее – паспорта более чем одного государства) .

Таким образом, двойное гражданство – это многоуровневая правовая и политическая проблема, актуальная как для Российской Федерации, так и для многих других государств, и которая регулируется как национальным, так и международным правом. Решение вопросов, связанных с двойным гражданством, требует модернизации подходов к устоявшимся моделям правового регулирования, оптимизации соответствующего нормативного регулирования и выработки четких дефиниций как в международном, так и национальном праве. Государства должны всячески развивать международно-договорную базу: проводить взаимные консультации по этим вопросам, обмениваться опытом и развивать договорные процессы, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства. Все это будет способствовать более эффективной защите прав человека и гражданина как на международном, так и внутригосударственном уровнях.

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

С инициативой изменения закона о гражданстве выступил депутат Государственной думы, член фракции ЛДПР Андрей Луговой. Подготовленный им законопроект был внесен в Госдуму РФ 31 марта 2014 г., а 23 мая того же года парламент принял его в третьем чтении. 28 мая новый закон был одобрен Советом Федерации РФ.

Законом установлен срок, в течение которого граждане должны поставить в известность органы ФМС. Он составляет 60 дней с момента приобретения иностранного гражданства или получения документа на право постоянного проживания за рубежом. За несовершеннолетних и ограниченных в дееспособности соответствующее уведомление должны подавать их законные представители. Сообщить необходимые сведения в органы ФМС можно лично или почтовым отправлением. В письме должны быть указаны фамилия, имя и отчество гражданина; дата и место его рождения; место жительства; паспортные данные; «наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо наименование, серия, номер и дата выдачи документа на право постоянного проживания в иностранном государстве»; дата и основание приобретения иного гражданства или права постоянного проживания в иностранном государстве; сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа. К уведомлению нужно приложить копии российского и иностранного паспортов (документов о праве на постоянное проживание).

Те граждане РФ, кто уже имел иностранное гражданство к 4 августа 2014 г., должны были сообщить об этом в миграционный орган в течение 60 дней, то есть до 3 октября 2014 г.

Поправки в законодательство также предусматривают уголовное наказание за отказ от информирования государственных органов о наличии иностранного гражданства (вида на жительство). Неисполнение в установленный срок обязанности информирования органов ФМС об иностранном гражданстве, согласно ст. 330.2. Уголовного кодекса РФ, наказывается штрафом до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за год, либо обязательными работами до 400 часов. Нарушение порядка подачи уведомления (например, предоставление неполной или неверной информации) грозит административной ответственностью в виде штрафа от 500 до 1 тыс. рублей (ст. 19.8.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

От необходимости сообщать о наличии иностранного гражданства освобождены граждане России, которые постоянно проживают за рубежом. Закон о втором гражданстве не касается лиц, имеющих паспорта Республик Таджикистан и Туркменистан, так как с этими государствами РФ заключила особые соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства.

Для жителей Крымского федерального округа обязанность подавать уведомление о наличии иностранного гражданства вводится с 1 января 2016 г.

По сообщению начальника Управления по вопросам гражданства и видов на жительство ФМС Валентины Казаковой, к июню 2015 г. 900 тыс. человек уведомили миграционную службу о наличии у них еще одного гражданства или о виде на жительство в другом государстве. По информации главы ФМС Константина Ромодановского, к апрелю 2015 г. за неисполнение нового закона были оштрафованы 60 тыс. человек.

Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции и комиссия по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах и по вопросам депутатской этики запросит у Центризбиркома информацию о том, есть ли у ряда депутатов второе гражданство или вид на жительство за границей. Об этом сообщается на сайте нижней палаты 29 июля.

«В соответствии с новыми нормами Конституции, а также согласно закону о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы, депутатом не может быть гражданин РФ, имеющий иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране», — говорится в сообщении.

Депутат КПРФ Денис Парфенов ранее в апреле 2020 года заявлял, что некоторые депутаты имеют двойное гражданство. В Госдуме заявили, что данное «серьезное заявление» будет проверено.

«И если информация подтвердится, принять предусмотренные законодательством меры. Если же информация не подтвердится, вопрос возникнет уже к тем, кто распространяет недостоверную информацию. Нельзя допускать, чтобы такие обвинения предъявлялись необоснованно», — сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

В январе президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию выступил с предложением внести в Конституцию запрет иметь иностранное гражданство и вид на жительство лицам, занимающим важнейшие в стране должности, включая премьера, министров и губернаторов, сенаторов и депутатов Госдумы.

Стать гражданином другого государства может любой россиянин, согласно ст. 62 Конституции РФ. Это и будет второе гражданство. После получения второго (третьего, пятого) гражданства российское гражданство сохраняется.

В законодательстве РФ нет ограничений на количество гражданств: можно жить в России и при этом быть гражданином хоть десяти государств. Однако это запрещено в большинстве стран мира: например, чтобы получить гражданство Германии, сначала придётся отказаться от российского.

Второе гражданство и двойное гражданство – не одно и то же. Но сейчас «двойным гражданством» часто называют приобретение паспорта другой страны, когда российское гражданство сохраняется.

Проще всего получить второе гражданство за инвестиции. Его предоставляют некоторые страны Европы и Карибского бассейна.

У гражданина любой страны есть обязанности. Когда вы получаете второе гражданство, новые обязанности возникают, как ни странно, и в России.

Обязанности в России

Первая обязанность, которая возникает в связи с получением второго гражданства у граждан России, – уведомить Главное Управление по вопросам миграции МВД России (ГУВМ МВД). С 2016 года это ведомство заменяет собой упразднённое ФМС.

Сообщить о факте второго гражданства сейчас можно только при личном визите. До прошедшего июня можно было по почте (именно Почтой России, а не курьерскими службами), однако с 22.06.2017 почтовые уведомления временно не принимаются.

По закону мы обязаны уведомить ГУВМ МВД в течение 60 дней со дня приобретения второго гражданства.

Но если на момент получения гражданства вы находитесь в принимающей стране, не нужно сразу ехать в Россию: срок уведомления будет исчисляться с момента пересечения границы. В этом случае он составит 30 дней с даты штампа (ст. 6, п. 3

ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации”).

Как уведомляем

Для этого заполняется бланк, к которому прилагаются копии российского и иностранного паспортов.

Если вы подаете за несовершеннолетнего, нужны копии вашего и его паспортов (если паспорт выдан) и свидетельства о рождении.

Опекуну недееспособного нужен также документ, подтверждающий право на опеку.

Полный список документов на разные случаи можно посмотреть .

Что, если не сообщать?

Если вы сообщили о втором гражданстве, но не уложились в отведенные для этого 60 дней, или перепутали документы, или рассказали только о втором гражданстве, а у вас есть еще и третье, – это обойдется в 500–1000 рублей штрафа (ст. 19.8.3 КоАП РФ).

Если же вы вообще не подавали уведомления, и это подтвердится в суде, то сокрытие двойного гражданства чревато:

  • штрафом 200 000 руб.;
  • или штрафом, равным годовому доходу;
  • или принудительными работами до 400 часов.

Налоги в России

Получение паспорта другой страны не отменяет обязанности платить налоги в России. Если вы продолжаете жить здесь жить постоянно или проводите хотя бы больше 183 дней в году, то считаетесь налоговым резидентом (ст. 207 Налогового кодекса).

Налогом будут облагаться доходы, полученные и в России, и за её пределами (ст. 209 НК РФ).

Но если вы переехали, и бываете в России менее 183 дней в году, то уже не считаетесь налоговым резидентом, и ваши налоги в России от этого изменятся. Например, пропадет право на вычет при продаже недвижимости в России, а доход от продажи недвижимости будет уже облагаться не по ставке 13%, а 30%. В случае с недвижимостью разница может быть существенной.

Других обязательств в России второй паспорт не накладывает.

Какие же обязанности возникают у гражданина на территории другой страны?

Общее правило: чтим законы

Паспорт другого государства подразумевает, что вы знаете и выполняете его законы. Даже гражданство за инвестиции требует, чтобы вы были не судимы в своей стране, иначе в получении второго гражданства могут отказать.

В принимающей стране необходимо платить налоги. Однако налоговое законодательство стран ЕС выгодно для бизнеса. Невысок налог на наследство и дарение.

А вот служить в армии граждан призывают мало где. В большинстве стран – служба либо добровольная, либо контрактная. Обязательная служба в армии только в некоторых странах Европы: это Австрия, Швейцария, Дания, Греция, Норвегия и Финляндия.

Страны Евросоюза

Граждане Евросоюза имеют право на свободное передвижение по странам Евросоюза, а также еще более чем по 150 странам мира. В европейских странах вы можете безо всяких бюрократических процедур проводить до 90 дней.

Если же длительность вашего пребывания в стране больше, потребуется зарегистрироваться в полиции или миграционной службе.

Там нужно будет показать медицинскую страховку как на себя, так и на всех членов семьи.

Других документов или процедур не потребуется.

За что лишают гражданства в Европе

Общий для всего Евросоюза момент: гражданства лишат за поведение, причиняющее ущерб интересам государства (работа на иностранную разведывательную службу, терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях и тому подобное).

Кроме того, в Австрии можно потерять свои права гражданина, если поступить на военную службу иностранного государства.

Также Австрия и Испания предусматривают утрату гражданства, если гражданин поступает на любую госслужбу иностранного государства.

Страны Карибского бассейна

В Карибском бассейне возможность получить второе гражданство предоставляют Гренада, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Эти четыре государства придерживаются общих принципов гражданских обязанностей. В основе их – содействие развитию всех стран Карибского бассейна.

Граждане этих государств обязаны:

  • Соблюдать законы.
  • Быть присяжными в суде, если призывают.
  • Платить налоги.
  • Состоять в национальном избирательном регистре.
  • Голосовать на выборах.
  • Участвовать в общественной жизни.

Служба в армии в странах Карибского бассейна либо добровольная, либо сама армия вообще отсутствует.

За что лишают гражданства на Карибах

Но и лишиться гражданства можно в любой из этих стран. Гражданство может быть аннулировано, если гражданин в течение первых пяти лет своего гражданства совершит преступление, которое наказывается сроком более 12 месяцев.

Лишение гражданства последует также, если в любой другой стране вы совершите преступление, которое наказывается сроком более 7 лет.

Выводы

Второе гражданство предоставляет большие возможности. Ими важно правильно распорядиться. Для этого необходимо понимать свои гражданские обязанности. Они в принципе схожи во всех странах: не нарушайте закон, не прибегайте к мошенничеству при оформлении гражданства, платите в стране налоги.

Соблюдайте эти нехитрые условия, и обеспечите себе комфортную жизнь в той стране, которую выбрали!

Материал проверен экспертом по миграционному праву на соответствие действующему законодательству.

Уведомление о получении гражданства другого государства — это обязательная процедура, за несоблюдение которой грозит штраф. Человек заполняет специальный бланк, прикладывает к нему копии российского и иностранного паспортов, после чего передает их лично в отделение МВД или направляет пакет бумаг Почтой России.

Нужно ли уведомлять о втором гражданстве

В Федеральном законе № 62-ФЗ от 31.05.2002 в пункте 3 указано, что гражданин обязан подать уведомление о получении второго гражданства в 2020 году в письменном виде.

Подают его по установленной законом форме. Приказом МВД России № 994 от 31.12.2019 утвердили несколько бланков, которые подаются:

  1. Совершеннолетним гражданином.
  2. Уполномоченным представителем совершеннолетнего гражданина.
  3. Законным представителем несовершеннолетнего.
  4. Уполномоченным представителем законного представителя несовершеннолетнего.
  5. 2 бланка уведомления о прекращении гражданства другого государства (взрослому и ребенку).

Новые бланки действуют с 3 мая 2020 года. Ранее были другие формы — практически аналогичные по содержанию, но установленные другим приказом (№267 от 2018 года).

Куда подают

Главный государственный орган, которому докладывают о наличии у человека второй родины, — Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД).

Вот варианты, куда сообщить о втором гражданстве в зависимости от местонахождения:

  • в территориальный орган МВД по месту жительства;
  • в подразделение МВД по месту пребывания;
  • в подразделение МВД по месту фактического нахождения.

Сроки подачи

В законе № 62-ФЗ указаны сроки подачи информации о наличии у гражданина России второго гражданства:

  • не позднее 60 дней со дня его получения — если человек находится в России;
  • не позднее 30 дней с момента въезда на территорию страны — если не могли подать раньше, потому что находились за рубежом.

Какие документы предоставить

Чтобы заявить о двойном гражданстве в России, требуется собрать пакет бумаг:

  • заполненное уведомление;
  • копия российского паспорта;
  • копия паспорта иностранного государства и бумага, подтверждающая право постоянно проживать в иностранном государстве;
  • если документы подает законный представитель, то он прилагает копию своего паспорта;
  • если бумаги подает доверенное лицо, прилагают нотариально заверенную копию доверенности и копию паспорта.

Порядок заполнения

Уведомления заполняют на бланках. Бланк выдается на листе формата А4 в альбомной ориентации. Лист поделен на основную часть (уведомление) и отрывную.

Что указывают в основной части:

  1. Личные данные — фамилию, имя, отчество, дату и место рождения.
  2. Место жительства, место пребывания или фактического нахождения (в зависимости от обстоятельств).
  3. Серию и номер паспорта гражданина РФ.
  4. Указывают, какое еще приобрели подданство, кроме российского. Вписывают серию, номер, дату выдачи иностранного паспорта и серию, номер, дату выдачи документа на постоянное проживание в иностранном государстве.
  5. Указывают дату получения иностранного паспорта и причину, по которой его получили.

Что указывают в отрывной части:

  1. Фамилию, имя, отчество, дату и место рождения.
  2. Данные российского паспорта.
  3. Куда подан документ (название территориального органа МВД).
  4. Сотрудник ставит в графе «Уведомление принял» свою должность, фамилию, инициалы, дату, когда приняли уведомление.

На оборотной стороне листа указано, копии каких документов прилагаются. Ставится подпись с расшифровкой. Здесь же ставят дату, подпись с расшифровкой сотрудники МВД или сотрудники почты, принявшие документ. Указывают, кто из сотрудников получил отрывную часть бланка.

Приведем образец заполнения уведомления о наличии второго гражданства (основная часть):

В Управление МВД по Санкт-Петербургу

Уведомление

о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве

Я, Сидоров Иван Петрович, 01.02.1990 года рождения, г. Санкт-Петербург, сообщаю о себе следующие сведения:

1. Место жительства: 111000, Санкт-Петербург, ул. Московская, д. 1, кв. 2 (почтовый индекс, адрес места жительства, в случае отсутствия такового — места пребывания, в случае отсутствия места жительства и места пребывания — место фактического нахождения в Российской Федерации).

2. Паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность на территории Российской Федерации:

  • паспорт 0011 № 123456 выдан ТП № 11 отдела МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Адмиралтейском районе 02.01.2010.

3. Наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства и(или) наименование, серия, номер и дата выдачи документа на право постоянного проживания в иностранном государстве:

  • гражданство Турецкой республики,
  • паспорт АС 02 №001122 выдан 02.03.2010.

4. Дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве:

  • регистрация брака, 02.02.2009.

6. Сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе из данного государства или об отказе от имеющегося документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения):

  • нет

Если бумагу подают законные представители ребенка или недееспособного, то бланк выглядит немного иначе.

Лицевая сторона бланка:

Оборотная сторона бланка:

В старом приказе МВД (от 2018 года) были предусмотрены еще 2 формы — для случаев, если документы подает доверенное лицо совершеннолетнего гражданина или доверенное лицо законного представителя несовершеннолетнего. Приводим эти бланки, разработанные специально для таких случаев.

Обратите внимание! С 03.05.2020 они утратили силу.

Как подать

Существуют два способа законно уведомить МВД:

  1. Лично обратиться в отделение.
  2. Отправить документы Почтой России.

Пока нет других способов доложить МВД о изменении своего статуса, доступны только варианты личного посещения и передачи документов почтой:

  • нельзя подать уведомление о втором гражданстве через сайт Госуслуги — такая услуга не предусмотрена;
  • нельзя подать через МФЦ — они такую услугу не оказывают;
  • нельзя отправить бумаги курьерскими службами.

Могут ли не принять

Уведомление вернут, если бланк заполнен с ошибками или заявитель не приложил все копии. Такой возврат способен привести к пропуску установленного законом срока подачи.

Что будет, если не уведомить

Если вовремя не уведомить государство РФ, человека накажут штрафом в размере от 500 до 1000 рублей (по статье 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях).

Что грозит тем, кто сознательно не подал уведомление о втором гражданстве в 2020 году (утаил информацию):

  • штраф в размере до 200 000 рублей или в размере годового дохода;
  • обязательные работы длительностью до 400 часов.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх