Как подать заявление в следственный комитет?

Разъяснения о пределах компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и о подследственности уголовных дел

I. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» одной из основных задач Следственного комитета Российской Федерации является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

К подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся* такие преступления, как убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ст. 111 ч. 4 УК РФ); похищение человека (ст. 126 УК РФ); изнасилование (ст. 131 УК РФ); насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ); понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134 УК РФ); развратные действия (ст. 135 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ); нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ); невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) и другие.

* исчерпывающий постатейный перечень преступлений, отнесенных к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, приведен в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

II. Наряду с этим к подследственности Следственного комитета Российской Федерации относятся:

1. Преступления, совершенные лицами, перечисленными в ст. 447 УПК РФ, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи различных юрисдикций, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия; Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации; прокурор; Председатель Следственного комитета Российской Федерации; руководитель следственного органа; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

2. Преступления, совершенные в отношении перечисленных в ст. 447 УПК РФ лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

3. Преступления, совершенные должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации.

4. Преступления, совершенные в отношении указанных должностных лиц в связи с их служебной деятельностью.

5. Тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними либо в отношении несовершеннолетних.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, составляет свыше пяти лет лишения свободы, но не превышает десяти лет. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

III. При обращении в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации необходимо учитывать следующее:

Проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами органов исполнительной власти, следственных и судебных органов при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Не требуют проверки следственными органами в порядке ст. 144, 145 УПК РФ (т.е. как сообщение о преступлении) обращения граждан, в которых ставится вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с несогласием заявителей с решениями, принятыми должностными лицами различных правоохранительных органов (судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов), а также с полученными от указанных должностных лиц ответами на ранее направленные обращения граждан.

По обращениям о несогласии с судебными решениями (в частности, с приговорами) следственные органы могут лишь разъяснить заявителям право на обжалование таких решений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные обращения в таких случаях возвращаются гражданам, их направившим (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Надзор за органами, наделенными полномочиями по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется прокурором. Поэтому рассмотрение обращений, в которых сообщается о нарушениях при привлечении к административной ответственности, допущенных сотрудниками органов внутренних дел или иными должностными лицами, наделёнными соответствующими полномочиями, относится к компетенции органов прокуратуры.

Обращения, в которых выражается несогласие с какими-либо действиями, решениями должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других сферах деятельности, повлекшими нарушения трудовых, жилищных и иных прав граждан, при отсутствии данных, указывающих на признаки преступления, не рассматриваются в качестве сообщений о преступлении и не проверяются следственными органами в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК РФ.

В таком случае обращение пересылается в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Подозреваемый – это лицо, с которым в течение всего досудебного производства занимается следственное учреждение. Лишь тогда, когда прокуратура, после ознакомления его с уголовным делом убеждена, что все необходимые для судебного следствия доказательства собраны, она составляет обвинительный акт и превращает этим подозреваемого в обвиняемого.

Упрощенное производство – целью упрощенного производства является ускорить уголовное производство для уменьшения загруженности судебной системы. Упрощенное производство – это общее наименование для видов упрощенного судопроизводства. Упрощенное производство в новом законодательстве называется согласительным производством. Сокращенное производство и производство в порядке судебного приказа заменяют бывшее ускоренное производство, позволяя вести в ускоренном порядке производство простых уголовных дел, но они оба отличаются от бывшего ускоренного производства, которого в новом законе уже не существует. Различаются три вида упрощенного производства:

сокращенное производство

согласительное производство

производство в порядке судебного приказа

Для всех видов упрощенного производства является одинаковым то, что судья рассматривает уголовные дела единолично.

Сокращенное производство является вариантом судопроизводства, который позволяет провести процесс на основании лишь уголовного дела, без вызова свидетелей и экспертов. Сокращенное производство не является аналогом бывшего ускоренного производства. Хотя предназначением сокращенного производства, как и бывшего ускоренного производства, является проведение судопроизводства в ускоренном порядке, между этими производствами существуют значительные различия. В сокращенном производстве требуется согласие подозреваемого/обвиняемого для ускоренного производства дела. Производство в порядке судебного приказа – третьим видом упрощенного производства является производство в порядке судебного приказа. Предпосылкой для применения производства в порядке судебного приказа является ясность обстоятельств предмета доказывания. Оно предусмотрено для быстрого производства нетяжких преступлений, за которые прокурор считает справедливым назначить денежное взыскание.

Согласительное производство – вид производства, в ходе которого обвиняемый и его защитник соглашаются с содержанием обвинения, квалификацией преступления, характером и размером причиненного преступлением ущерба и достигают соглашения в отношении запрашиваемых прокурором в суде виде и размере наказания.

Предпосылкой для ускоренного производства является то, что обстоятельства преступления ясны. Согласие подозреваемого/обвиняемого для ускоренного производства не требуется.

Задержание – подозреваемый в преступлении может быть задержан полицией без разрешения суда максимально 48 часов.

Досудебное производство – досудебное производство является лишь подготовкой к судебному процессу. В досудебном производстве следственное учреждение и прокуратура выясняют оправдывающие и обвиняющие подозреваемого и обвиняемого обстоятельства. Целью досудебного производства является собрать доказательственную информацию и создать необходимые для судопроизводства условия.

Подчинение по даче комментарий – информация о досудебном производстве может быть дана только прокуратурой.

Лицо, ведущее внесудебное производство – учреждение, не являющееся судом, имеющее право назначить наказание лицу, совершившему проступок (напр. полиция может в качестве ведущего внесудебное производство лица оштрафовать водителя, который ехал с превышением дозволенной скорости).

Уголовная ответственность – совокупность всех отрицательных обстоятельств в отношении осужденного, сопутствующая с обвинительным приговором.

Участник процесса – в деликтно-процессуальном производстве лицо, в отношении которого ведется производство и его защитник; в уголовном производстве подозреваемый, обвиняемый и их защитники, потерпевший и гражданский ответчик.

Процессуальные действия – следственные действия и иные действия для обеспечения производства по виновному деянию, то есть все действия ведущего производство лица в уголовном производстве. Каждое следственное действие является процессуальным действием, но некоторые процессуальные действия не являются следственными действиями. Процессуальным действием, не являющимся следственным действием, является например заключение под стражу подозреваемого. В результате данного действия не получают доказательства, которые помогли бы доказать вину подозреваемого, целью его является лишь обеспечение ситуацию, чтобы подозреваемый не сбежал от правосудия.

Место происшествия – место совершения виновного деяния; место несчастного случая.

Обвиняемым является лицо, которому предъявлено обвинение в совершении определенного преступления и в отношении которого прокуратура составила обвинительный акт, или же лицо, с которым заключено в согласительном производстве соглашение. Обвиняемый имеет все права и обязанности подозреваемого, помимо этого он имеет право через защитника ознакомиться с уголовным делом. Обвиняемый, в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор, является осужденным. Обвиняемый, в отношении которого имеется вступивший в силу оправдательный приговор, является оправданным.

Обвинительный акт – в обвинительном акте изложены обстоятельства преступления, а также то, какому положению пенитенциарного кодекса по оценке прокурора это преступление соответствует.

Презумпция невиновности – принцип уголовного производства, по которому нельзя говорить об уголовной ответственности до вступления в силу обвинительного приговора.

Следователь – чиновник (в основном полицейский, но может быть и налоговый чиновник, служащий сил обороны, инспектор по охране окружающей среды итп), который расследует обстоятельства преступления, пытаясь выяснить, кто его совершил. Отличается от прокурора тем, что проводит так называемую работу детектива, выясняя факты, прокурор же выясняет, какому положению закона совершенное преступление соответствует и как следует наказать преступника.

Подследственность – различаются три вида подследственности: общая подследственность, подследственность по виду преступления, исключительная подследственность. Общая подследственность передана Департаменту полиции и погранохраны, управляемым им учреждениям и Департаменту полиции безопасности.

Следственные действия – действия ведущего производство лица (следователя, прокурора или суда), целью которых является добыть доказательства, с помощью которых удается поимка и осуждение преступника. Следственными действиями являются, например, осмотр места происшествия, допрос свидетеля, осуществление экспертизы вещественному доказательству, проведение осмотра места совершения виновного деяния или места несчастного случая.

Заключение под стражу – это самая тяжкая мера пресечения, которая состоит в лишении свободы подозреваемого, обвиняемого или осужденного судебным постановлением сроком до 6 месяцев, в исключительных случаях и более.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх