Как продать свою идею в России?

Есть среди нас умы, которые постоянно что-то придумывают и изобретают, стараясь усовершенствовать и облегчить нашу жизнь: средство, которое убьет каларадского жука навсегда… способ прочитывать книгу за полчаса… и так далее. Где эти изобретатели, кто они и почему мы не пользуемся их изобретениями?
Изобретатель Георгий Черников придумал способ изолировать воздушных террористов. Идея проста и экономична — всех пассажиров самолета крепко привязывать к сидениям с помощью элегантных наручников. Это изобретение – просто «разминка для ума», на самом деле Георгий Черников – серьезный инженер. Почти 50 лет он проработал конструктором на электростанциях и практически каждый месяц получал премии за «рацпредложения», а также авторские свидетельства – «на память». Теперь пенсионер изобретает уже просто по привычке. У него больше 100 патентов, но денег это ему не приносит.
Георгий Черников: «Я подал заявку и получил патент на соломку, в которой сделан фильтр и сделаны вставки из растворимых вкусных вещей, которые приятно пить. Какой-то ресторатор позвонил мне и сказал, что они заинтересовались моей соломкой, мол, позвольте нам ее попробовать. Я говорю – пожалуйста, пробуйте, делайте».
Хранилище идей
Роспатент — Российская служба по патентам и товарным знакам — интеллектуальные закрома нашей родины. Если в Гохране – золото и драгоценности, то здесь хранятся кипы папок. Все это — запатентованные идеи с конца 19 века до наших дней, 200-метровый коридор стеллажей.
Такая же библиотека существует и в электронном виде, в ней все мировые открытия. А в секретном фонде – разработки в области безопасности и обороны, доступа к ним нет. Все остальные патенты может увидеть любой желающий. Все идеи пылятся на полках, а жизнь получают — единицы.
Юрий Гаврилов, экономист: «Наличие патента – это условие необходимое, но явно недостаточное для успешного продвижения разработки на рынок, необходимо, чтобы этой разработкой занимался профессиональный менеджер, а это проблема в России – найти профессиональных менеджеров в этой сфере. Потому что из всех изобретений есть идеи просто блестящие, но мы о них не знаем».
Как заработать на идее
В советские времена государство покупало идею за 20-50 рублей, в то время это была хорошая прибавка к зарплате. Кроме того, изобретателям полагались особые привилегии — бесплатные путевки на курорт и дополнительная жилплощадь. Только вот, условие было одно — всю прибыль от изобретений получало государство.
Сегодня изобретатель сам платит за патент — минимум 3 тысячи рублей, зато идея становится его личной собственностью на 20 лет. Таким образом, если его идея будет работать, то у него есть шанс в течение этого времени получать дивиденды со своего изобретения.
Есть три варианта сделать деньги на своей идее. Первый — это получать отчисления за использование своей интеллектуальной собственности. Например, запатентовать зубную щетку с перекрещивающимися щетинками и, если ее будут производить и продавать в магазинах, изобретатель получает отчисления. Так называемые «роялти» — процент от дохода производителя.

Второй вариант — продать права на свою идею. То есть получить деньги и забыть о пожизненных дивидендах. Изобретатель Интернета Тим Бернерс Ли получил самый большой гонорар за свою идею – 1 миллион евро. Он не захотел заниматься рискованным бизнесом и отдал права на развитие Всемирной паутины компьютерным гигантам. Тим Бернес мог стать миллиардером, но он предпочел должность преподавателя в одном из университетов США. Сегодня он руководит некоммерческим фондом развития Интернета.
И наконец, третий вариант – сделать на своей идее бизнес. В наших условиях – он самый сложный. Даже Билл Гейтс в нашей стране не смог бы вывести свою компанию на международный рынок, которую он вывел через США, сейчас это транснациональная компания и он самый богатый человек в мире.
У каждой идеи есть хозяин
Москвича Давида Яна называют «российский Билл Гейтс», так как его компьютерными программами пользуются во всем мире. В 1989 году, когда Давид Ян учился на 4-ом курсе московского физтеха, на лекции по французскому языку ему пришла идея создать компьютерный словарь, чтобы не мучиться с переводами. Стипендия Давида была 55 рублей, а чтобы создать словарь, требовалось три тысячи. Деньги дали в Центре научно-технического творчества молодежи. Работать приходилось по ночам, днем нужно было ходить на лекции, поэтому первая версия словаря появилась только через год.
Давид Ян: «Я ездил в институты, договаривался, говорил, что у нас скоро появится электронный словарь, не хотели бы вы у нас его купить. И первый договор я заключил в августе 89-го, программы еще не было, он уже был на 2100 рублей».
В итоге, Давид заработал на словаре всего 10 тысяч рублей. Это цена 15 легальных копий, которые он продал сам. На самом деле, существовало еще около 100 тысяч пиратских версий, если бы Давид получил с них хоть какие-то отчисления, то стал бы миллионером.
По существующему тогда законодательству, нужно было доказать размеры того ущерба, который вам причинили. А как это можно было сделать?
В 90-ом году Давид с партнером открыли фирму, сегодня ее филиалы есть в Америке и Азии, они продают программное обеспечение. В компании Давид почти не работает, он получает проценты с прибыли от своих изобретений. Уже несколько лет просто ради удовольствия он занимается авангардным искусством, открыл свою экспериментальную кафе-студию.
Давид Ян: «Если у тебя нет команды, которая вместе с тобой постоянно разрабатывает свои идеи, то ты никогда не сможешь, даже придумав что-то, заработать на этом большие деньги. Один умник в поле не воин».
Во всем мире продвигать идеи на рынок изобретателям помогают специальные компании, в США их больше 5 тысяч, в России – 15-20. Бизнес по внедрению новых идей называется «венчурный», в дословном переводе — авантюрный. Хотя правильнее сказать — рискованный. По статистике из 100 изобретений внедряется только одно.

31.07.2012

Продажа бизнеса в рассрочку выглядит очень привлекательной для покупателя, поскольку существенно сокращает его инвестиционные риски. Насколько такой подход целесообразен для продавцов бизнеса, и какие опасности их поджидают, попробуем разобраться ниже…

Портал «БизРейтинг» уже неоднократно затрагивал вопрос проведения взаиморасчетов и различные способы продажи бизнеса, поскольку именно этот момент волнует, как продавцов, так и покупателей.

Ранее мы уже писали о том, какие риски могут возникнуть у продавца при нестандартных формах проведения расчетов по сделке в статье «Банковская гарантия, как способ продать бизнес», а также рассказывали о возможности использования заемных банковских средств в материале «Купить бизнес в «кредит – кому это может быть выгодно?». Сегодня же мы хотели бы рассказать о таком широко распространенном варианте, когда выплата за покупаемый бизнес происходит по частям, или иными словами, практически «в рассрочку».

Купить готовый бизнес по частям?

Вполне естественным выглядит тот факт, что для собственника действующего предприятия наиболее предпочтительной является форма расчета за бизнес, при которой он получает сразу всю желаемую сумму. Причем желательно наличкой, да еще и без фиксации в официальном договоре купли-продажи корпоративных прав.

Однако такая форма предложенного расчета по сделке практически никогда не устраивает инвестора, поскольку богатые люди никогда не будут рисковать и покупать «кота в мешке» и в дальнейшем не иметь практически никакой возможности для исправления ситуации.

Неправильная оценка рисков способная принести наибольшие проблемы для обеих сторон. Больше половины сделок срываются по причине того, что инвестор так и не смог прояснить для себя темные моменты в функционировании покупаемого предприятия и был не до конца уверен в перспективности такой покупки.

Еще хуже бывает тогда, когда недобросовестный покупатель попросту обманывает собственника и не выплачивает ему обещанной суммы. Примеры такой ошибки, которая привела к практически полной потере бизнеса в Киеве в прошлом году, уже описывалась в статье «Как могут кинуть при продаже бизнеса»

Именно поэтому основной задачей переговоров, после того как стороны пришли к принципиальному согласию о проведении сделки, должна стать выработка совместной стратегии проведения взаиморасчетов по сделке, при которой у обеих сторон остаются весомые гарантии взаимного выполнения всех обязательств, прописанных в договоре. Если этого добиться не удается, то, скорее всего сделка не состоится.

В идеальном случае, продавцу с помощью бизнес брокера удается провести сделку по следующей схеме:

  • Вносится задаток (от 3 до 7%)
  • Подписывается предварительный договор с указанием сроков проверки предприятия и крайней даты для проведения окончательных расчетов и передачи всех прав на бизнес
  • Проводится проверка, направленная на подтверждение заявленных продавцом показателей бизнеса (финансовых, производственных и т.п.).
  • В случае успешного прохождения проверки покупатель вносит остальную сумму и получает полный контроль над бизнесом.

Однако, как показывает практика, довольно часто при продаже бизнеса встречаются ситуации, когда покупатель настаивает на выплате оговоренной суммы не единоразово, а по частям на протяжении довольно длительного времени после завершения проверки предприятия.

Мотивируется данное требование, как правило, тем, что проверка может не выявить всех «подводных камней» покупаемого бизнеса и поэтому требуется дополнительный денежный рычаг, с помощью которого можно повлиять на недобросовестного продавца.

В случае если покупатель заявляет, мол, куплю готовый бизнес только в рассрочку, возможны несколько вариантов для проведения сделки. Давайте рассмотрим наиболее типичные из них.

Два способа продать готовый бизнес с выплатой по частям

Сразу хотелось бы оговориться, что в общем случае, в мировой практике покупка бизнеса с поэтапной выплатой практикуется очень часто и не несет особых рисков для собственника. Однако в Западных странах существует специальное законодательство, которые регулирует отношения обеих сторон. Об Украине подобного не скажешь. Даже если удается грамотно составить договор, то в случае конфликтной ситуации более сильная с финансовой точки зрения сторона имеет преимущество. Придется потратить кучу времени в суде чтобы доказать свою правоту, а до этого времени бизнес может и не дожить вообще…

Способ рассчета за бизнес, который обычно устраивает покупателя.

Покупатель вносит задаток, проводит первичную проверку бизнеса. Затем, в случае ее успешного завершения подписывается основной договор, и основной расчет производится в несколько этапов, с передачей доли в бизнесе пропорционально уже внесенным платежам. Например: покупатель выплачивает задаток в 5%, затем делает основной платеж в 50% и два вспомогательных платежа (25% и 20%) в течение следующих двух месяцев.

Плюсы такой схемы: За это время, покупатель успевает убедиться, что бизнес работает именно так, как ему рассказывалось и продавец крайне замотивирован на то, чтобы бизнес работал безупречно. Дополнительным плюсом для покупателя является то, что он успевает познакомиться с персоналом и убедиться в его лояльности к новому владельцу.

Минусы: Главным недостатком здесь является не то, что продавцу придется ждать всех выплат несколько месяцев. Самый большой риск в таком случае состоит в том, что старый владелец теряет контроль над предприятием, не получив всей суммы. Он уже не является единственным владельцем, а значит, рискует вообще быть выброшенным из данного бизнеса после продажи большей части своей доли в предприятии…

Продать бизнес в рассрочку: способ, который больше подходит продавцу

Для того, чтобы выиграли обе стороны, нужно и позволить покупателю убедиться в том, что бизнес нормальный, и самому не остаться в итоге у разбитого корыта. Одним из вариантов решения подобной задачи может стать использование аккредитива по еще невыплаченной части сделки. То есть, продавец получает на руки только часть денег, а на остальную сумму открывается безотзывный аккредитив, условия получения которого продавцом четко оговариваются и контролируются уже третей стороной – тем же банком. Самое главное при этом – чтобы идя навстречу покупателю в вопросах снижения его рисков, не создавать проблем самому себе. Легче всего это сделать в том случае, если контроль над предприятием будет оставаться в руках продавца до момента, пока он не получит свои деньги…

Слишком явное желание покупателя войти в долю и начать управлять бизнесом до момента полных взаиморасчетов с его стороны – сигнал опасности для собственника готового бизнеса.

На самом деле не все так уже страшно – и порой для успешного завершения переговоров необходимо просто постараться понять друг друга. Если у вас по поводу написанного возникли какие то вопросы – не стесняйтесь обращаться к нам за помощью.

По телефону – (066) 802-85-13 с 10 до 19-00

По почте – info@bizrating.com.ua

Для наших клиентов (которые уже заказывали пакеты услуг БизРейтинга) – консультации в телефонном режиме бесплатны. В этом плане политика БизРейтинга проста: мы хотим не только помочь вам найти покупателя с помощью рекламной компании на портале – но и чтобы сделка у вас прошла без негативных последствий.

Если у вас будет слишком много вопросов – рекомендуем воспользоваться услугами бизнес-брокера, обратившись к нашим специалистам.

Валерий Чкалов

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх