Как реорганизовать ООО

Решение о реорганизации в форме преобразования

Законодательством допускается возможность изменения организационно-правовой формы юридического лица. Преобразование относится к одной из форм реорганизации и также требует принятия участниками или учредителями соответствующего решения на общем собрании.

При вынесении решения необходимо руководствоваться требованиями законодательства, в том числе относительно возможного изменения организационной формы. Например, решение о реорганизации в акционерное общество должно содержать единогласное решение по всем пунктам, которое влечет такое изменение: формирование новых органов управления в обществе, перерасчет долей в акции и т.д.

Решение о преобразовании должно содержать:

  • Указание на новую организационно-правовую форму;

  • Порядок пересчета долей в акции или наоборот;

  • Утверждение новой редакции устава;

  • Информацию о единоличном исполнительном органе образуемого юрлица.

В случае принятия такого решения в ситуации, когда законодательство обязывает провести преобразование, в решении должно быть указано, что оно принято во исполнение требований законодательства с указанием конкретного нормативно-правового акта.

Последствия

Принятие решения о реорганизации влечет за собой определенные юридические последствия. Прежде всего, возникает обязанность уведомления в трехдневный срок уполномоченного государственного органа о начале реорганизации. Одновременно с этим проводится подготовка к реорганизации – разрабатывается устав нового юридического лица, проводится инвентаризация имущественных прав и обязательств, передаваемых правопреемникам.

Читайте также: Разделительный баланс при реорганизации

Во многих случаях целесообразно утверждать отдельным решением передаточный акт – это основной документ, фиксирующий правопреемство в процессе реорганизации вне зависимости от её конкретной формы. Впрочем, законодательство не содержит запрета на его утверждение и в момент принятия первого решения. Например, решение о реорганизации в форме присоединения может утверждать и перечень имущества, которое перейдет к правопреемнику.

С момента уведомления ФНС о начале реорганизации в ЕГРЮЛ делается отметка, что организация находится в процессе реорганизации. Формально она ни к чему не обязывает, но в реальности длительное нахождение в стадии реорганизации может вызывать определенные опасения со стороны контрагентов. И если в ряде случаев для реорганизуемой организации это не имеет существенного значения, т.к в процессе реорганизации она прекратит существование и мнение других участников рынка перестанет иметь значение, то в некоторых других ситуациях это может негативно сказаться на дальнейшем развитии. К примеру, решение о реорганизации ООО в форме выделения юрлица требует оперативного проведения всей процедуры т.к. настороженность партнеров по бизнесу может негативно сказаться как на существующем обществе с ограниченной ответственностью, так и на создаваемом на его основе новом юрлице.

Читайте также: Кадровые вопросы при реорганизации

Несоблюдение порядка проведения собрания и принятия решения о реорганизации влечет за собой риск признания решения недействительным, что приведет к отмене реорганизации. Кроме того, пострадавшее от такого решения лицо, участник или акционер, вправе потребовать возмещения убытков, возникших в результате принятия решения с нарушением требований законодательства к этому процессу.

Читайте также: Правовые последствия реорганизации юридического лица

Реорганизация ООО в форме выделения из ООО, АО или ПАО

В процессе деятельности общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) может быть реорганизовано в форме выделения по решению его учредителей/участников (далее все вместе — участники) или уполномоченного органа (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Такая реорганизация является добровольной (в отличие от принудительной — по вердикту суда или государственного органа) и будет рассмотрена нами далее.

Как правило, ООО подлежит выделению из общества такой же формы. Порядок выделения ООО из ООО устанавливается законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ).

Что касается выделения ООО из акционерного общества (далее — АО), то в соответствии со ст. 19 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ из публичного или непубличного АО может быть выделено только АО. Осуществление передачи части прав и обязанностей АО только в пользу ООО законом не допускается (п. 20 постановления пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 18.11.2003 № 19).

Вместе с тем ввиду возможности сочетания нескольких форм реорганизации допускается следующий вариант реорганизации АО с передачей прав ООО: АО может быть сначала преобразовано в ООО, а затем из него выделено новое АО.

Подробнее о процедуре преобразования из АО в ООО рассказывается в статье «Преобразование (реорганизация) АО в ООО (нюансы)».

Условно процедуру выделения ООО можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовка к проведению общего собрания участников (далее — ОСУ), на котором принимается решение о реорганизации.
  2. Проведение ОСУ.
  3. Регистрация нового ООО.
  4. Извещение о реорганизации и совершение иных действий.

Пошаговая инструкция по выделению ООО из ООО: первый этап, образец передаточного акта при выделении

На 1-м этапе выделения ООО реализуются следующие действия:

  • Выносится предложение уполномоченного лица ООО о проведении ОСУ, одним из вопросов повестки дня которого будет решение о реорганизации.
  • Проводится инвентаризация имущества, иных активов и обязательств ООО, требуемая в соответствии с положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, приказа Минфина России «Об утверждении…» от 13.06.1995 № 49.
    ВАЖНО! На законодательном уровне не предусмотрена ответственность за непроведение инвентаризации при выделении ООО. Однако указание некорректных данных в бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия инвентаризации может повлечь такие санкции в отношении ООО или его должностных лиц, как, например, наложение штрафа по ст. 15.11 КоАП РФ.
  • Составление передаточного акта. Примерную форму передаточного акта можно скачать по ссылке: Передаточный акт при выделении — образец.
    ВАЖНО! С 01.09.2014 основным документом, подтверждающим правопреемство, является передаточный акт (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

При составлении акта следует помнить, что передаются только права и обязанности передача которых допускается законом. Так нельзя передать вновь образуемому обществу права и обязанности по госконтрактам. В этом случае в госрегистрации нового ООО будет отказано (п. 1.2 Обзора судебной практики, направленной письмом ФНС РФ от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@)

  • Извещение участников о проведении собрания и направление им соответствующих материалов (проектов решений, передаточного акта, иной предусмотренной уставом ООО информации).

Второй этап выделения ООО из ООО: принятие ОСУ решения о реорганизации, направление уведомлений

Второй этап реорганизации состоит из следующих последовательных действий:

  • Проводится ОСУ ООО, на котором должно быть принято решение о реорганизации и утверждении передаточного акта.
    Образец решения о выделении на примере решения ОСУ ООО можно скачать по ссылке: Решение о выделении ООО — образец.
    ВАЖНО! При наличии соответствующих положений в уставе или ином внутреннем документе ООО допускается проведение ОСУ не только в очной форме, но и путем заочного голосования. Однако принятие решения о реорганизации в заочной форме в нарушение установленного ООО порядка влечет риски признания его недействительным (см., например, постановление ФАС УО от 29.03.2007 по делу № А60-12048/05).
  • Подаются документы в налоговую в целях внесения в ЕГРЮЛ и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРС) информации о реорганизации ООО не позднее 3 дней после принятия решения о выделении.
    ВАЖНО! Подавать сведения в ЕФРС обязано реорганизуемое общество (ст. 7.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Услуга является платной. Нарушение установленной законом обязанности по подаче сведений о реорганизации влечет привлечение должностных лиц ООО к административной ответственности (ст. 14.25 КоАП РФ
  • После внесения в ЕГРЮЛ записи о реорганизации должно быть направлено извещение кредиторам о реорганизации ООО путем опубликования дважды с периодичностью 1 раз в месяц информации в журнале «Вестник государственной регистрации».
  • Осуществляются расчеты с кредиторами, налоговой, ПФР и другими фондами.
  • Совершаются корпоративные действия по принятию устава выделяемого ООО его участниками и избранию органов управления и контроля.

Третий этап: регистрация нового ООО и извещение о реорганизации

На третьем этапе происходит регистрация нового ООО в налоговой (после окончания месяца с даты публикации в журнале «Вестник…») и внесение изменений в учредительные документы реорганизуемого общества (при их наличии). На регистрацию подаются следующие документы:

  • заявление по форме р12001, подписанное руководителем ООО или иным лицом, представляющим интересы ООО без доверенности;
  • учредительные документы ООО;
  • передаточный акт;
  • документ об уплате госпошлины;
  • документ об отсутствии долгов в ПФР (который, однако, не является обязательным).

ВАЖНО! Официально процедура реорганизации в форме выделения считается законченной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о новом ООО (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

После осуществления регистрации выделенное ООО должно направить извещения о состоявшейся реорганизации во внебюджетные фонды, может заказать печать (если наличие печати предусмотрено в уставе) и обратиться в банк для открытия расчетного счета.

Важным моментом заключительного этапа реорганизации является распределение сотрудников между реорганизованным и новым ООО: необходимо уведомить соответствующих работников о предполагаемой процедуре реорганизации, подписать у руководителя ООО приказы об их переводе и передать всю необходимую кадровую документацию в новое ООО.

ВАЖНО! Вышеуказанный перечень действий является примерным и может быть изменен (дополнен) в зависимости от специфики реорганизуемого общества, а также необходимости совершения таких действий, как регистрация прав на недвижимое имущество и другие активы, которые переходят в распоряжение выделенного ООО не автоматически на основании передаточного акта, а после совершения установленных законом действий по их регистрации.

Участники выделенного общества

Действующее законодательство не содержит прямых указаний на то, кто должен входить в состав участников выделенного ООО. Вместе с тем анализ положений ГК РФ и закона № 14-ФЗ позволяет определить, что в состав участников нового ООО не могут входить третьи лица — не участники реорганизуемого общества, а могут только:

  • все или часть участников реорганизуемого общества (например, в целях предотвращения корпоративного конфликта);
  • непосредственно реорганизуемое общество.

До подачи документов на регистрацию выделенного ООО его участники принимают его устав и выбирают органы управления. При этом если единственным участником выделенного ООО является непосредственно реорганизуемая компания, данные вопросы относятся к компетенции ее ОСУ (п. 2 ст. 55 закона № 14-ФЗ). Иные вопросы, предусмотренные ст. 11 закона № 14-ФЗ, например об утверждении уставного капитала (далее — УК) или определении денежной оценки вносимого в УК имущества, не входят в состав рассматриваемых участниками выделенного ООО вопросов.

ВАЖНО! При выделении ООО следует помнить важное правило, согласно которому в состав участников любой компании не может входить только одно общество, состоящее из единственного участника (п. 2 ст. 66 ГК РФ).

Как формируется уставной капитал при выделении ООО

В отличие от четкого законодательного регламентирования порядка оплаты долей в УК при создании ООО процедура формирования УК при выделении ООО законом № 14-ФЗ не предусмотрена. Вместе с тем она имеет свои особенности:

  • Отсутствует такая стадия, как оплата долей.
  • Величина УК выделенного ООО не обуславливает количество переданных ему прав и обязанностей реорганизуемого общества.
  • Величина УК не свидетельствует о количестве полученных от реорганизуемого общества активов (специфика составления бухгалтерской отчетности в таких случаях определяется приказом Минфина России «Об утверждении…» от 20.05.2003 № 44н).

Источниками формирования УК выделенного ООО могут быть как УК реорганизуемого общества, так и иные его собственные средства. При этом допускаются следующие варианты:

  • реорганизуемое общество становится единственным владельцем долей выделяемого ООО за счет его собственных средств;
  • участники реорганизуемого общества соразмерно их долям становятся участниками выделяемого ООО за счет собственных средств первого общества;
  • УК выделяемого ООО создается путем сокращения величины УК реорганизуемого общества, участником выделяемого ООО при этом может быть один из бывших владельцев реорганизуемого общества;
  • владельцем одной части долей выделяемого ООО становится реорганизуемое общество, а другой — его участники.

ВАЖНО! При формировании УК выделяемого ООО необходимо учитывать соотношение между величиной УК реорганизуемого общества и его чистыми активами, т. е. размер УК не должен стать больше размера чистых активов (п. 4 ст. 30 закона № 14-ФЗ).

***

Таким образом, процедура реорганизации ООО в форме выделения состоит из нескольких этапов, в том числе регистрации нового ООО, которая переводит реорганизуемое общество в статус реорганизованного. Важными документами при реорганизации являются решение ОСУ о выделении ООО, а также передаточный акт, на основании которого осуществляется правопреемство.

Как это происходит?

Процесс связан с оформлением огромного количества документов, из-за чего процесс может затянуться на несколько месяцев. Действия учредителей после принятия решения о реорганизации ООО в 2017 году таковы:

  1. Первоначально необходимо оформление разделительного баланса. Согласно п.1 ст. 59 ГК РФ, он должен содержать информацию по всем обязательствам в отношении кредитных организаций и должников, информацию о передаваемом имуществе и размере передаваемого уставного капитала.
  2. В течение 3-х рабочих дней АО, согласно ФЗ № 129, обязано оповестить органы власти о реорганизации согласно форме Р12003.
  3. В течение 3-х рабочих дней, согласно ФЗ № 212 и ФЗ № 125, необходимо уведомить ПФР и ФСС о реорганизации.
  4. После фиксирования в ЕГРЮЛ факта реорганизации, согласно ст. 60 ГК РФ и п. 2 ст. 13.1 ФЗ № 129, АО обязано по разу в течение 2-х месяцев размещать информацию о своей реорганизации в СМИ, публикующих данные о госрегистрации юрлиц.
  5. Согласно п. 2 ст. 13.1 ФЗ № 129, в срок 5 рабочих дней с момента оповещения органов власти о реорганизации (см. пункт 2 текущего списка) необходимо составить письменное оповещение для всех кредиторов предприятия в письменном виде согласно п. 2 ст. 60 ГК РФ.

Процесс связан с оформлением огромного количества документов, из-за чего процесс может затянуться на несколько месяцев.

Подготовка документов

После согласования всех вопросов, следует подготовить шаблоны документов. Часто приходится сталкиваться с тем, что юристы, оформляющие процесс выделения нового юрлица, готовят материалы уже после проведения собрания. На наш взгляд — это ошибка. Ст. 52 закона об АО (208 — ФЗ от 26.12.1995 года) требует, чтобы участники ознакомились с бумагами еще до начала собрания. Следовательно, все материалы (а среди них и заявления или хотя бы проекты) требуется напечатать еще до начала мероприятия. Какие же документы понадобятся? Перечислим некоторые из них. Это акт (или отчет) об инвентаризации, шаблон протокола о реорганизации в виде выделения, план конвертации акций в доли (п.55.4 Положения о стандарте эмиссии ценных бумаг, утвержденного Указанием ЦБ РФ № 428 — П от 11.08.2014 года), передаточный акт/разделительный баланс, лист изменений в Устав АО или Устав в новой редакции, вариант Устава ООО, реестр участников ревизионной комиссии нового юрлица или данные о ревизоре, список Совета Директоров ООО (когда он предусмотрен Уставом), шаблоны заявлений в регистрирующую структуру, данные о директоре и руководящих сотрудниках ООО и другие документы.

Важно: передаточный акт формируется на дату одобрения решения о реорганизации. И пусть даже на момент внесения информации в госреестр юрлиц о создании ООО цифры, зафиксированные в акте, изменятся — его не надо переделывать. Достаточно просто уточнить документ.

Основная функция передаточного акта состоит в обозначении правопреемства по всем обязательствам и правам вновь создаваемого юрлица, которые могут возникнуть после даты составления этого акта.

Дополнительно, необходимо заказать ещё и отчет независимой оценочной фирмы о цене акций. Он понадобится при переоформлении акций в доли.

Важно: закон об АО нигде напрямую не запрещает формировать капитал вновь создаваемого ООО с помощью собственных средств. В то же время из контекста статей 15 и 20 данного закона можно сделать вывод, что уставной капитал нового юрлица формируется только за счет конвертации акций в доли.

О нюансах такой конвертации вы можете прочитать в статье (Порядок определения стоимости акций в ходе присоединения ООО к АО: позиция Минфина), размещенной на нашем сайте. Что же касается отчета об оценке, то он может пригодиться и в случае, когда часть акционеров не согласится с реорганизацией и потребует выкупить свои ценные бумаги.

Ну и наконец, необходимо провести инвентаризацию и составить соответствующий акт (ст.11. закона о бухгалтерском учете № 402 — ФЗ от 06.12.2011 года). Составление данного документа — задача инвентаризационной комиссии. Она должна сопоставить реальное наличие имущества, прав и обязательств юрлица с данными бухгалтерского учета.

Извещение участников

Многие юристы не считают извещение акционеров отдельным этапом. Однако от его правильной подготовки зависит законность принятых решений. Поэтому, лучше всего выделить данную процедуру в отдельную стадию.

Важно: при намерении создать ООО, инициаторы должны известить владельцев ценных бумаг о мероприятии не позже, чем за 30 дней до его проведения. А если одновременно с выделением Общества будет рассматриваться ещё и вопрос о формировании Совета Директоров нового юрлица, то собственники акций извещаются вообще за 50 дней до его проведения.

Как правило, ответственные лица направляют участникам компании заказные письма о намерении провести собрание, либо через курьеров вручают им извещения под роспись. Впрочем, Устав может предусматривать иные способы информирования. Например, рассылка SMS, направление электронных писем или публикация в СМИ. Уточним — извещение «просто по телефону» не считается надлежащим. В этом случае судья признает решение собрания недействительным (постановление Шестнадцатого ААС по делу №А77 — 16/2014 от 22.04.2015 года).

Закон не выдвигает требований к форме сообщения, но указывает на данные, которые оно обязано содержать. Это дата, адрес и время мероприятия, расширенное название АО, форма проведения, повестка дня, способы ознакомления с информацией, место, где можно прочитать документы так далее.

Уже за 30 суток до проведения собрания, все сведения, касающиеся реорганизации компании должны быть доступны для изучения акционерами. Процесс ознакомления может проходить, как в офисе АО, так и в других местах, указанных в сообщении, а также на сайте фирмы в интернете. Участник собрания вправе потребовать ксерокопии данных документов.

Важно: граждане, владеющие 2 и более процентами голосующих акций, имеют полное право выдвинуть кандидатуру директора нового ООО, а также членов Совета Директоров и участников ревизионной комиссии создаваемого юрлица.

Проведение собрания

Мероприятие открывается в день и час, которые указаны в сообщении. Однако прибыть на него необходимо немного раньше. Участники должны зарегистрироваться и расписаться в журнале о своем прибытии. Собственник акций может лично участвовать в собрании, либо направить своего представителя, выдав ему соответствующую доверенность.

Важно: если собрание проводится в ПАО, то на нём должен присутствовать регистратор. А если оно проходит в непубличном обществе, то вместо регистратора можно пригласить нотариуса. Нотариус удостоверит решения и состав участников собрания.

Собрание является правомочным, когда его участникам принадлежит более половины голосов голосующих акций. Учет голосов проходит по принципу: «одна голосующая акция — 1 голос». Процесс голосования может проходить путем поднятия рук, бюллетенями или даже с помощью электронного голосования. Если, конечно, есть деньги на подобные новшества.

Важно: решение о выделении ООО считается принятым, если за него проголосовало не менее ¾ владельцев голосующих акций, прибывших на собрание.

Участники должны последовательно принять решения по вопросам названия и адреса нахождения новой фирмы, порядку и правилам выделения юрлица, утвердить перевод акций в доли, назначить директора, сформировать состав ревизионной комиссии и Совета Директоров (если, конечно, последний предусмотрен), одобрить Устав и передаточный акт/разделительный баланс, назначить человека, ответственного за отправку документов в уполномоченную ИФНС по субъекту РФ.

Акционеры голосуют по каждому из вопросов в отдельности. По результатам собрания составляется сразу два Протокола. Первый- это Протокол об итогах голосования. Он визируется счетной комиссией либо регистратором. Данный документ оформляется не позднее 3 дней после окончания собрания. Кроме того, составляется ещё и Протокол самого собрания. Его подписывают Председатель собрания и Секретарь. Он также должен быть подготовлен за период не более 3 дней по окончании мероприятия.

Регистрация нового ООО

Не ранее, чем через три месяца после подачи заявления о реорганизации следует направить в уполномоченную УФНС заявление по форме Р12001 о регистрации ООО. Оно также подлежит нотариальному удостоверению.

Важно: при выделении ООО из АО не нужно никаких дополнительных этапов. То есть не надо сначала выделять АО, а потом преобразовывать его в ООО.

Ряд экспертов(в то числе и юристы — консультанты крупных правовых систем) предлагают сначала выделить из акционерного общества АО, а затем преобразовать его в ООО. Однако это лишнее действие. Для того, чтобы доказать данный факт обратимся к выпискам из ЕГРЮЛ. Так, в марте — апреле 2016 года из АО «Ванкорнефть» (ОГРН 1042400920077) было выделено ООО. Для создания нового ООО представители общества направили в ИФНС заявление по форме Р12001. Фискальные органы внесли в ЕГРЮЛ запись об этом факте 01.04.2016 года. В результате было создано ООО «РН — Ванкор» (ОГРН 1162468067541). Выписка из ЕГРЮЛ по данной компании показывает, что оно сразу же было создано в формате ООО без какого-либо «предварительного» этапа. Поэтому не надо делать лишних «телодвижений».

К заявлению необходимо приложить 2 экземпляра Устава, передаточный акт, а также квитанцию об оплате госпошлины в сумме 4000 рублей. В принципе этого достаточно. Бумагу, подтверждающую предоставление информации в Пенфонд РФ, регистрирующий орган получит сам по межведомственному запросу.

Подача документов опять же, может проходить непосредственно в офисе ИФНС, в МФЦ или через сайт Госуслуг. Если все сделано правильно, то через 5 дней заявители получат Листы записи ЕГРЮЛ о реорганизации АО и регистрации ООО, Устав новой фирмы, а также Свидетельство о постановке на учет в ИФНС.

Регистрация изменений в Устав АО

Формально, данный этап уже не относится к операции по выделению ООО. Однако он является обязательным, если реорганизация сопровождалась снижением величины уставного капитала и поправками в Устав. Процедура в, данном случае, является стандартной. Руководство АО направляют в уполномоченную ИФНС заявление по форме Р13001, два новых Устава, квитанцию об уплате государственной пошлины.

В интернете можно встретить утверждения, что прежде чем направлять в фискальный орган заявление Р13001, сначала надо взять Справку у регистратора, ведущего реестр акционеров, а также уведомить ЦБ РФ о погашении части ценных бумаг. Действительно. Это сделать необходимо. Однако Уведомление направляется после регистрации изменений в Устав, а не до них. П.59.3 Положений, утвержденных Указанием ЦБ РФ № 428 — П четко говорит, что обязанность Общества уведомить Центробанк РФ о конвертации акций возникает после получения компанией уведомления из уполномоченной ИФНС о внесении изменений в Устав. Следовательно, только получив из налогового органа уведомление о данных изменениях, АО должно сообщить в ЦБ о погашении акций. Для этого заявитель заполняет Уведомление соответствующего образца, прикладывает к нему копии Протокола собрания, документы, полученные из регистрирующего органа, Устав в новой редакции, а также иные документы, указанные в Положении ЦБ РФ и направляет их в Банк России.

Выводы

Итак, законодательство позволяет провести выделение ООО из АО без каких-либо промежуточных этапов. Кроме того, оно не содержит прямого запрета на создание ООО за счет собственных средств организации, в том числе и не распределенной прибыли. С другой стороны, декларируя возможность такого выделения, государство так до конца и не урегулировало процедуру. Подзаконных актов, посвященных этому вопросу очень мало. Многие этапы непонятны. К тому, же, говоря об оплате уставного капитала, нормативные акты упоминают исключительно процесс конвертации акций. А это приводит к снижению капитала самого АО и ухудшает его экономические показатели. В силу этих и ряда других причин, выделение ООО из АО становится нетривиальной задаче. Оно под силу только экономически устойчивым и богатым организациям. Например, тем же нефтяникам. Менее обеспеченные акционерные общества предпочитают создавать ООО за счет собственных средств акционеров или использовать другие ресурсы. Поэтому такая форма реорганизации, как выделение из АО нового ООО при сохранении «материнского» акционерного общества встречается довольно редко.

Теги: законодательство РФ, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, реорганизация

Процедура выделения другого ООО. Каким образом проводится обмен долей в уставном капитале реорганизуемого ООО

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (ст. 55 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

Рекомендация: Как провести выделение ООО

«Понятие выделения ООО и основные этапы работы юриста в процессе выделения ООО

Выделение ООО — форма реорганизации ООО, при которой часть прав и обязанностей реорганизуемого общества передается одному или нескольким создаваемым обществам без прекращения деятельности реорганизуемого общества (п. 1 ст. 55 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее — Закон об ООО).

В такой реорганизации участвуют только ООО. Другими словами, и реорганизуемое, и создаваемое (создаваемые) юридические лица по своей организационно-правовой форме должны быть ООО. Реорганизация в форме выделения из ООО юридических лиц иных организационно-правовых форм считается недействительной.

Можно ли реорганизовать ООО путем выделения из него АО таким образом, чтобы реорганизация соответствовала требованиям закона

Чтобы реорганизация в форме выделения прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого ООО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При выделении ООО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания участников ООО по вопросу о реорганизации в форме выделения.

2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3. Составить разделительный баланс.

4. Провести общее собрание участников реорганизуемого ООО с целью принятия решения о выделении.

5. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

6. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.

7. Уведомить кредиторов реорганизуемого ООО и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства.

8. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденногоприказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее — Регламент).

9. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

10. Разработать проекты уставов каждого из создаваемых обществ.

11. Провести общее собрание участников каждого из создаваемых ООО.

12. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ)*.

Внимание! Если ООО является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме выделения.

Каким требованиям должен отвечать разделительный баланс при выделении ООО

К создаваемому (создаваемым) ООО переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого ООО — на основании разделительного баланса (п. 4 ст. 58 ГК РФ, п. 3 ст. 55 Закона об ООО). Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве (т.е. о переходе прав и обязанностей) по всем обязательствам реорганизуемого ООО, передаваемым каждому из создаваемых ООО (п. 1 ст. 59 ГК РФ). При отсутствии таких положений налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Внимание! Отсутствие в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам влечет негативные последствия для ООО.

Права и обязанности реорганизуемого общества должны распределяться между ним и всеми создаваемыми ООО по принципу справедливого распределения активов и обязательств (принципу пропорциональности). Например, реорганизуемое ООО не вправе передать создаваемому ООО долги по обязательствам, в несколько раз превышающие сумму переданных активов. Такую реорганизацию, скорее всего, зарегистрируют, однако интересы кредиторов реорганизуемого ООО будут ущемлены. В одном из своих постановлений Пленум ВАС РФ указал, что при нарушении принципа справедливого распределения активов и обязательств кредитор вправе предъявить требование к любому из обществ, участвующих в реорганизации (а не только к тому обществу, к которому долг по обязательству перешел на основании разделительного баланса). Другими словами, общества станут солидарными должниками (абз. 2 п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона „Об акционерных обществах“»; далее — постановление № 19 (данное постановление регулирует отношения между АО, однако на практике применяется и к ООО)).

Пример из практики: суд не заменил ответчика (ООО) его правопреемником по правилам статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ из-за того, что при реорганизации ООО в форме выделения был нарушен принцип справедливого распределения активов и обязательств

Разделительный баланс составляет бухгалтерия реорганизуемого ООО при взаимодействии с юридическим отделом. Форма разделительного баланса законодательно не утверждена. Обычно в нем устанавливается, что реорганизуемое ООО передает, а правопреемник (создаваемое ООО) принимает:

1) часть имущества. Нужно указать актив (оборотные и внеоборотные средства) и пассив (капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства);

2) документацию. Примерный перечень документов, прилагаемых к разделительному балансу, сформулирован в пункте 4Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н. Такими документами являются:

  • бухгалтерская отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств (инвентаризация должна быть проведена перед составлением разделительного баланса);
  • первичные учетные документы по материальным ценностям (например, акты приемки-передачи основных средств);
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов о переходе к правопреемнику имущества и обязательств по договорам, а также расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Разделительный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников реорганизуемого общества (п. 2 ст. 55 Закона об ООО).

Как принимается решение о реорганизации ООО в форме выделения

Решение о реорганизации в форме выделения принимается общим собранием участников реорганизуемого ООО (п. 2 ст. 55 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).

Вопрос о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 36, 37 Закона об ООО). Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания участников (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).

Общее собрание участников реорганизуемого ООО принимает решения по следующим вопросам (абз. 1 п. 2 ст. 55 Закона об ООО):

  • о реорганизации ООО в форме выделения из него другого (других) ООО;
  • о порядке и об условиях выделения. Необходимо определить порядок обмена долей в уставном капитале реорганизуемого ООО на доли в уставном капитале создаваемого (создаваемых) ООО. Также можно установить порядок и срок для уведомления кредиторов и для опубликования сообщения в СМИ, порядок и срок проведения общего собрания участников создаваемого ООО и т. д. Такое детальное урегулирование отношений поможет избежать возможных споров и неблагоприятных последствий;
  • о создании нового (новых) ООО. Нужно указать сведения о каждом создаваемом ООО (наименование, местонахождение, размер уставного капитала);
  • об утверждении разделительного баланса (разделительный баланс прикладывается к решению);
  • о внесении в устав реорганизуемого ООО изменений в связи с реорганизацией (например, по причине уменьшения уставного капитала);
  • по иным вопросам, не противоречащим закону. Например, участники могут избрать органы реорганизуемого ООО, если такая необходимость возникла вследствие реорганизации.

Если единственный участник создаваемого ООО — реорганизуемое ООО, то общее собрание участников реорганизуемого ООО (помимо принятия решений по перечисленным выше вопросам):

  • утверждает устав каждого создаваемого ООО;
  • избирает органы каждого создаваемого ООО.

Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате выделения

Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате выделения

Внимание! Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации может быть признано недействительным.

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ООО в форме выделения

После принятия решения о выделении на общем собрании участников реорганизуемого общества необходимо выполнить ряд установленных законом действий:

  • уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
  • уведомить кредиторов и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства;
  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения;
  • провести общее собрание участников каждого из создаваемых в процессе выделения обществ (перед проведением собрания нужно разработать проект устава создаваемого общества).

Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации

В течение трех рабочих дней после дня принятия решения о реорганизации в налоговую инспекцию необходимо подать два документа.

Во-первых, реорганизуемое ООО должно представить письменное уведомление (сообщение) о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. К уведомлению нужно приложить решение о реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ»О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее — Закон о государственной регистрации).

Уведомление подписывает генеральный директор (иное уполномоченное лицо) реорганизуемого ООО. Подлинность подписи необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.

Инспекция в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации. В качестве подтверждения того, что запись внесена, инспекция выдает ООО следующие документы:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

Во-вторых, реорганизуемое ООО обязано представить сообщение о реорганизации по форме № С-09-4 (подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение нужно подать в инспекцию по месту нахождения ООО.

Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними

Реорганизуемое ООО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации, п. 5 ст. 51 Закона об ООО). Для этого необходимо поместить сообщение (уведомление) о своей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

Обязательные сведения, содержащиеся в сообщении:

  • сведения о реорганизуемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • сведения о каждом создаваемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение);
  • форма реорганизации — выделение;
  • порядок и условия заявления кредиторами своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО — номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.).

Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ).

Второе уведомление можно опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Например, если первое опубликовали 28 января 2013 года, то второе нужно разместить не ранее 1 марта 2013 года.

Обоснование

После того как второе уведомление будет опубликовано, ООО сможет представить документы для регистрации реорганизации (при условии если проведены все остальные необходимые мероприятия). Другими словами, ООО вправе зарегистрировать реорганизацию, не дожидаясь, пока истечет один месяц со дня публикации второго уведомления.

При нарушении правил уведомления кредиторов и при отсутствии доказательств такого уведомления налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Обязано ли ООО направить в адрес каждого кредитора письменное уведомление о начале процедуры выделения по правилам статьи 13.1 Закона о государственной регистрации

Кредиторы вправе требовать досрочного исполнения обществом тех обязательств, которые возникли до момента опубликования сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 2 ст. 60 ГК РФ). Если ООО не может досрочно исполнить такие обязательства, то кредиторы вправе требовать их прекращения и возмещения связанных с этим убытков.

Общество должно удовлетворить лишь те требования, которые направлены в письменной форме не позднее 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации (абз. 1 п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Как провести общее собрание участников создаваемого ООО

Общее собрание участников проводится в каждом создаваемом ООО (абз. 2 п. 2 ст. 55 Закона об ООО). Цели проведения собрания:

  • утвердить устав создаваемого ООО;
  • избрать органы создаваемого ООО.

Общее собрание участников должно проводиться до момента государственной регистрации создаваемого ООО. Это следует из толкования статьи 14 Закона о государственной регистрации. В статье закреплено, что для регистрации нового ООО необходимо представить устав общества. Как показано выше, устав утверждается общим собранием участников создаваемого ООО.

Порядок проведения общего собрания участников создаваемого ООО законом не предусмотрен. На практике такое собрание проводят по правилам статьи 11 Закона об ООО, регулирующим порядок учреждения общества. Вместе с тем, отождествлять это собрание с собранием учредителей нельзя. Ведь учреждение общества и реорганизация — разные способы создания ООО. При учреждении решение о создании общества принимает собрание учредителей, а при реорганизации в форме выделения решение принимается общим собранием участников реорганизуемого ООО.

Если в создаваемом ООО имеется только один участник, то он единолично утверждает устав общества и назначает его органы. Решения единственного участника по таким вопросам должны быть оформлены в письменном виде.

Если единственный участник создаваемого ООО — реорганизуемое ООО, то решения по вопросам об утверждении устава и избрании органов создаваемого общества принимает общее собрание участников реорганизуемого ООО (абз. 3 п. 2 ст. 55 Закона об ООО).

Как зарегистрировать общества с ограниченной ответственностью, создаваемые при реорганизации в форме выделения

Реорганизация ООО в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из созданных ООО (п. 4 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Регистрация осуществляется посредством внесения налоговой инспекцией записей в ЕГРЮЛ. Реорганизуемое ООО должноподать в инспекцию установленный законодательством комплект документов*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

В результате реорганизации организации в форме выделения будет создано новое ООО.
Планируется, что уставный капитал вновь созданного общества составит 10 000 руб.
Каким образом происходит формирование уставного капитала выделяемого общества?

20 июня 2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях формирования уставного капитала общества, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения, общему собранию участников (единственному участнику) достаточно определить размер уставного капитала.

Обоснование вывода:
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) составляется из номинальной стоимости долей его участников и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов (п. 1 ст. 90 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО). По общему правилу уставный капитал вновь создаваемого общества должен быть оплачен лицами, учредившими общество (п. 3 ст. 90 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона об ООО) путем передачи обществу денег, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав (п. 1 ст. 66.1 ГК РФ, п. 1 ст. 15 Закона об ООО).
При этом уставный капитал не может рассматриваться как конкретное имущество, переданное участниками обществу при учреждении (создании), а представляет собой условную величину, которая отражает размер (но не состав) вкладов участников и определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов (смотрите в связи с этим, например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-1/2071, постановление ФАС Поволжского округа от 3 января 2002 г. N А57-9630/00-20).
Создание ООО в результате выделения предполагает передачу ему в соответствии с разделительным балансом части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего (п. 1 ст. 57, п. 4 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 55 Закона об ООО). При этом законодательство не связывает реорганизацию с необходимостью изменения размера уставных капиталов участвующих в ней обществ. Разделение имущества, являющееся следствием реорганизации в форме выделения, само по себе не влечет изменения уставного капитала как условной величины, определяющей минимальный размер имущества участников реорганизации, гарантирующий интересы их кредиторов.
При создании ООО путем выделения общее собрание участников (единственный участник) реорганизуемого общества обязано, в частности, утвердить устав создаваемого общества, а значит, и определить размер уставного капитала этого общества (п. 2 ст. 12, ст. 55 Закона об ООО). При этом, в отличие от случаев учреждения общества (п. 3 ст. 90 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона об ООО), обязанность оплачивать уставный капитал создаваемого в результате реорганизации общества законодательством не предусмотрена. Связано это с тем, что, если оплата долей в уставном капитале при создании ООО по своему существу является способом формирования первоначального имущества общества (п. 1 ст. 66, п. 3 ст. 213 ГК РФ), то при создании общества путем выделения его имущество формируется из имущества реорганизуемого общества, передаваемого по передаточному акту, а значит, в «оплате уставного капитала» нет необходимости и смысла. Вместе с тем нельзя не отметить, что на практике при реорганизации ООО в формах выделения и разделения в решения о реорганизации иногда включаются указания на имущество, за счет которого формируется (должен быть сформирован) уставный капитал создаваемого в результате реорганизации ООО (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.2012 N Ф06-6978/12 по делу N А12-20827/2010, постановление ФАС Уральского округа от 07.03.2013 N Ф09-221/13 по делу N А76-1909/2011, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 N 15АП-14243/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 N 03АП-3250/13). Однако само по себе наличие или отсутствие в решении о реорганизации такого указания, как нам представляется, не влияет на процесс реорганизации и на судьбу создаваемого в результате выделения ООО.
Поэтому в целях формирования уставного капитала общества, создаваемого в результате реорганизации в форме выделения, достаточно определить размер уставного капитала такого общества. Указывать в решении о реорганизации на то, за счет какого именно имущества «формируется» уставный капитал выделяемого ООО, не требуется. При этом, разумеется, необходимо учитывать предусмотренные Законом об ООО правила о соотношении размера уставного капитала и стоимости чистых активов общества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Реорганизация участника ООО: особенности перехода долей правопреемнику

Реорганизация юридического лица влечет переход его прав и обязанностей в порядке правопреемства. Каковы особенности и порядок перехода долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью?

Правопреемство такого объекта гражданских прав, как доля в уставном капитале ООО, имеет особенности, обусловленные как правовой природой доли, так и закрытым характером юридического лица данной организационно-правовой формы.

Переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам либо третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО)).

Что происходит при реорганизации

Контроль участниками ООО осуществляется не во всех случаях реорганизации юридических лиц — участников ООО, а только когда доля переходит к правопреемникам.

В результате реорганизации создаются новые юридические лица (при слиянии, разделении, выделении и преобразовании) или прекращают деятельность существующие (при присоединении).

Какие схемы передачи долей правопреемникам возможны?

При реорганизации в форме слияния происходит передача всех активов юридических лиц, участвующих в данной процедуре. Негативным для участников ООО может являться изменение круга лиц, косвенно контролирующих общество. Ведь при слиянии контроль участника — юридического лица во вновь созданном обществе может оказаться размытым.

Если общество реорганизуется в форме присоединения, возможны два варианта.

Первый — присоединение к участнику ООО. В данном случае правопреемства не происходит, соответственно нет контроля за данной процедурой со стороны остальных участников ООО. Однако в состав акционеров (участников, пайщиков) участника общества, к которому осуществляется присоединение, может войти новый мажоритарий, косвенно контролирующий ООО. Таким образом, на наш взгляд, на случаи присоединения к участнику ООО законодателю также необходимо распространить механизмы контроля.

Второй вариант — присоединение участника ООО к другому юридическому лицу. В данном случае правопреемство налицо, как и возможная смена косвенно контролирующего лица.

При реорганизации в форме разделения может происходить «разделение» партнеров по бизнесу. Бывший мажоритарий участника ООО может передать доли в уставном капитале ООО миноритарию путем его «отпочковывания» во вновь созданную компанию. То есть акционером (участником) участника ООО может стать только один его акционер (участник). Данная процедура также повлечет изменение косвенно контролирующего общество лица.

Если общество реорганизуется в форме выделения, возможны три варианта.

Первый — выделение с передачей доли выделенному юридическому лицу — участнику ООО и перераспределением контроля за ним. В данном случае налицо правопреемство и смена косвенно контролирующего лица.

Второй вариант — выделение с передачей доли выделенному юридическому лицу — участнику ООО без перераспределения контроля. При такой схеме все акционеры (участники) участника ООО становятся акционерами (участниками) правопреемника. Расстановка сил не меняется. Переход доли будет простой формальностью — произойдет перекладывание активов из одного кармана в другой, поэтому контролировать такие схемы вряд ли необходимо.

Третий вариант — выделение без передачи доли правопреемнику. В этом случае правопреемство отсутствует, соответственно механизм контроля за переходом доли не включается. Однако может измениться распределение контроля в юридическом лице — участнике ООО. Миноритарий в реорганизуемом обществе может «остаться в участнике» ООО с долями и стать мажоритарием, что повлечет перераспределение косвенного контроля. Таким образом, на наш взгляд, на эти случаи законодателю также необходимо распространить механизмы контроля перехода доли.

В случае реорганизации общества в форме преобразования правопреемство налицо, однако смены косвенного контроля не происходит. В данном случае необходимость в контроле за переходом доли отсутствует, ведь меняется только «вывеска».

Налицо ли эффект?

Как упоминалось, механизмы контроля за переходом доли правопреемникам при реорганизации, установленные Законом об ООО, работают при возможной (не обязательно необходимой) смене состава лиц, косвенно контролирующих общество.

Однако смена состава может произойти и при простом отчуждении акций (долей) участника ООО, в результате которого никакого контроля со стороны остальных участников нет. В итоге, если переход долей к другим лицам становится принципиальным моментом, установленный Законом об ООО механизм контроля может быть легко преодолен.

Например, АО является участником ООО. Переход доли в рамках реорганизации АО не получил согласия остальных участников ООО. В итоге осуществляется простая продажа акций компании, что приводит к искомому результату в обход действующих ограничений и согласительных процедур.

Преимущественное право отсутствует

Законом об ООО не предусмотрено преимущественное право приобретения доли, переходящей в порядке правопреемства при реорганизации общества. Представляется, что такое положение также не может быть предусмотрено уставом ООО в силу ряда причин.

Согласно п. 4 ст. 21 Закона об ООО участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли участника по цене предложения третьему лицу. Из этой нормы следует, что Закон об ООО не предусматривает преимущественного права приобретения отчуждаемых (переходящих) долей не по договору купли-продажи, а по другим основаниям. Кроме того, установление преимущественного права приобретения доли или части доли при их отчуждении (переходе) по иным, нежели договор купли-продажи, основаниям представляет собой ограничение права участника по распоряжению долей, поэтому возможность установления данного ограничения уставом должна быть прямо предусмотрена Законом об ООО. Однако, поскольку п. 4 ст. 21 Закона об ООО, регулирующий основания и порядок реализации преимущественного права приобретения доли, не допускает такой возможности, соответствующие положения устава, констатирующие наличие данного права у участников при любом отчуждении доли (в том числе при переходе в случае реорганизации общества), не подлежат применению как противоречащие указанной норме.

обратите внимание

Если доля участника отчуждается посредством договора купли-продажи, в качестве встречного предоставления за нее предлагаются деньги. Естественно, только в том случае, если доля (часть доли) отчуждается за деньги, остальные участники могут первыми предоставить равнозначный эквивалент. При реорганизации общества такая схема едва ли работоспособна.

Возможные конструкции

Законом об ООО (п. 8 ст. 21) предусмотрено несколько конструкций перехода долей к правопреемникам юридических лиц — участников ООО. Учредители (участники) вправе выбрать один из указанных вариантов:

1) доли переходят без каких-либо ограничений и согласительных процедур;

2) переход допускается только с согласия остальных участников ООО.

Первый вариант не предусматривает контроля за персональным составом участников. Второй предусматривает выражение воли всех остальных участников общества.

Принятие решения о согласии или об отказе в даче согласия на переход доли при реорганизации может находиться в компетенции иного органа, нежели единоличный исполнительный. Например, уставом акционерного общества решение по данному вопросу может входить в компетенцию совета директоров (подп. 18 п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО)).

В силу п. 10 ст. 21 Закона об ООО согласие участников на переход доли (части доли) считается полученным при условии, что всеми участниками в течение 30 дней или иного определенного уставом срока со дня получения соответствующего обращения обществом представлены письменные заявления о согласии на отчуждение доли (части доли) на основании сделки или на переход доли (части доли) к третьему лицу по иному основанию либо в течение указанного срока не представлены письменные заявления об отказе от дачи такого согласия.

На практике нередко возникают споры относительно возможности закрепления в уставе ООО запрета на переход доли правопреемникам реорганизованного участника.

обратите внимание

Если буквально прочесть первое предложение п. 8 ст. 21 Закона об ООО, можно сделать вывод о допустимости такого запрета. Но если толковать это предложение в контексте только первого абзаца указанного пункта, следует, что запрет невозможен.

Это подтверждается другими нормами Закона об ООО. Так, п. 5 ст. 23 предусмотрен переход доли (части доли) к ООО, только если согласие участников не получено. Более того, п. 1 ст. 23 данного закона гласит, что общество не вправе приобретать доли или части долей в своем уставном капитале, за исключением случаев, предусмотренных Законом об ООО. Перехода доли к обществу в рассматриваемом случае не предусмотрено.

Абзац 2 п. 5 ст. 23 Закона об ООО устанавливает, что только при переходе доли к обществу оно обязано выплатить участнику действительную стоимость его доли либо с его согласия выдать в натуре имущество такой же стоимости. Поскольку в рассматриваемом случае доля не может перейти к обществу, оно не обязано предоставлять за нее встречное удовлетворение. Если допустить, что запрет на переход доли правопреемникам возможен, то:

1) такая доля не может принадлежать самому обществу;

2) участник не может передать ее правопреемнику, а также сам не может владеть ею (в случаях реорганизации, предполагающих прекращение деятельности реорганизованного юрлица);

3) реорганизованный участник не получит возмещения за прекращение его права на долю;

4) если допустить, что доля имеет вещно-правовую природу, то такого основания прекращения права собственности Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 235) не содержит, а иные случаи прекращения этого права по рассматриваемому основанию законом не предусмотрены.

Заслуживает внимания ст. 238 ГК РФ: «…если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок». Однако в рассматриваемом случае доля не может принадлежать правопреемнику участника ООО в силу устава, а не закона. Если допустить, что доля имеет обязательственно-правовую природу, то такого основания прекращения обязательств не содержит глава 26 ГК РФ.

Таким образом, полагаем, что устанавливать в уставе ООО запрет на переход доли (части доли) правопреемникам реорганизованного участника неправомерно.

Порядок перехода

При необходимости получения согласия участников ООО на переход доли (части доли) возможны следующие действия:

1) направление участниками в общество письменного обращения о согласии на переход долей правопреемнику;

2) направление обществом остальным участникам обращения реорганизуемого участника о согласии на переход доли (части доли) в порядке правопреемства;

3) представление остальными участниками письменных заявлений о согласии (либо непредставление отказов от дачи согласия). Поскольку в Законе об ООО не указан адресат для представления таких заявлений, полагаем, таковым является реорганизуемый участник;

4) подготовка передаточного акта или разделительного баланса с указанием или без указания сведений о переходе доли (части доли).

В силу п. 8 ст. 21 Закона об ООО уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников в зависимости от оснований перехода доли (части доли). Данная норма позволяет установить специфические, присущие только реорганизации случаи перехода. Представляется допустимым указать в уставе требование об обязательном раскрытии другим участникам условий реорганизации, чтобы они определили, к кому именно может перейти косвенный контроль за обществом. К примеру, при присоединении можно затребовать информацию о юридическом лице, к которому осуществляется присоединение, а также о его участниках (акционерах и др.). Данная информация, безусловно, необходима участникам для решения вопроса о принятии в общество новых, прямо или косвенно контролирующих его лиц.

В силу п. 5 ст. 23 Закона об ООО, если согласие участников общества на переход доли (части доли) не получено, она переходит к обществу в день, следующий за датой истечения срока для получения согласия.

обратите внимание

Даже при отсутствии согласия хотя бы одного участника доля не может перейти к правопреемнику. При этом общество обязано выплатить правопреемникам реорганизованного юрлица действительную стоимость доли (части доли), определенную на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню завершения реорганизации, либо с их согласия выдать в натуре имущество такой же стоимости.

Действительная стоимость доли соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника (п. 2 ст. 14 Закона об ООО).

Единственным нормативным документом, регламентирующим расчет чистых активов, является Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный совместным приказом Минфина России № 10н и ФКЦБ России № 03-6/пз от 29.01.03. Хотя данный документ предназначен для акционерных компаний, ввиду отсутствия иных нормативных актов, определяющих порядок расчета чистых активов ООО, допустимо руководствоваться именно им. Эту точку зрения разделяет Минфин России (письмо от 29.10.07 № 03-03-06/1/737).

Практика показывает, что метод оценки бизнеса по чистым активам дает недостоверные результаты. Рыночная стоимость доли может быть в десятки раз выше или ниже действительной, поэтому называть такую стоимость действительной едва ли целесообразно.

В силу п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением реорганизации в форме присоединения) с момента госрегистрации вновь возникших юрлиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

обратите внимание

Передача в налоговый орган документов на госрегистрацию вновь возникших юрлиц и для внесения записи о прекращении деятельности присоединенного общества может быть отложена. К примеру, при присоединении акционерного общества соответствующие документы в налоговый орган можно сдать в течение года с даты госрегистрации дополнительного выпуска ценных бумаг общества, к которому осуществляется присоединение. Это время может быть использовано для ожидания «хорошей» отчетности с наиболее высокой действительной стоимостью доли.

Решение о согласии правопреемника на выдачу ему имущества равнозначной стоимости может быть принято либо высшим органом управления общества, либо советом директоров или иным уполномоченным органом в зависимости от положений закона о соответствующем юридическом лице или его устава. После принятия такого решения воля правопреемника должна быть выражена в виде отдельного документа — согласия на выдачу имущества, подписанного единоличным исполнительным органом. При разработке проекта устава правопреемника можно учесть возможную необходимость принятия решения о согласии на выдачу имущества и отнести соответствующий вопрос к компетенции какого-либо органа (например, общего собрания или совета директоров участника — общества с ограниченной ответственностью).

Кроме того, выдача имущества взамен доли может являться для ООО и его участника крупной сделкой, а также сделкой с заинтересованностью или сделкой, на которую уставом распространен режим крупной сделки. В этом случае требуется одобрение компетентным органом общества и его участника. У участников или акционеров участника ООО может также возникать право требовать выкупа (приобретения) принадлежащих им долей (акций) (ст. 75 и 76 Закона об АО, п. 2 ст. 23 Закона об ООО).

Представляется логичным указать в передаточном акте или разделительном балансе положение, в силу которого правопреемнику переходят доли в уставном капитале ООО, а в случае неполучения согласия остальных участников — денежные средства в размере действительной стоимости такой доли или с согласия реорганизуемого участника — имущество, стоимость которого соответствует действительной стоимости доли.

Если в передаточном акте или разделительном балансе указано, что правопреемнику передается доля (часть доли), а в итоге имущество или денежные средства, то данные изменения в составе и стоимости передаваемого имущества необходимо отразить в промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, а также в заключительной бухгалтерской отчетности. Такие изменения также раскрываются в пояснительной записке к указанной отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу (п. 10 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н).

К моменту госрегистрации создаваемых организаций (прекращения деятельности присоединенного общества) должно быть ясно, какое имущество будет передано правопреемнику — доля, денежные средства или иное. Ведь позже этого момента составить промежуточную, годовую или заключительную бухгалтерскую отчетность будет невозможно.

обратите внимание

Законом об ООО (п. 3 ст. 8) предусмотрен механизм, помогающий избежать неожиданных решений компетентных органов и участников,— договор об осуществлении прав участников. В нем, к примеру, можно зафиксировать обязательство участников не отказывать в переходе доли к правопреемнику при реорганизации участника общества с ограниченной ответственностью, а также предоставлять участникам определенный объем информации о предстоящей реорганизации.

Особенности отдельных случаев реорганизации

Присоединение

Необходимо отметить случай присоединения участника к самому ООО . В данном случае правопреемства не происходит, так как согласно п. 3.1 ст. 53 Закона об ООО при присоединении подлежат погашению принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение.

На наш взгляд, законодателю необходимо ввести аналогичное требование и к реорганизации в форме слияния. Здесь может сложиться такая ситуация: в ООО два участника, первый реорганизуется путем слияния с самим ООО. Формально второй участник должен дать согласие или отказать в переходе долей, принадлежащих первому участнику, к правопреемнику — ООО. Ситуация абсурдная, ведь очевидно, что доли в уставном капитале ООО, принадлежащие первому участнику, должны быть погашены. Во избежание подобной путаницы необходимо внести изменения в Закон об ООО, дополнив его фразой: «При слиянии общества подлежат погашению доли в уставном капитале общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии».

Выделение и разделение

При реорганизации в форме выделения, в результате которого создаются два и более новых юридических лица, и разделения, если переход доли к одному правопреемнику одобрен участниками ООО, а к другим правопреемникам — нет, последним выплачивается действительная стоимость части доли или выдается имущество одновременно с ее переходом к ООО. Участники реорганизации могут быть не заинтересованы в этом, ведь размер их доли, находящейся во владении данной группы интересантов, уменьшается. Однако если этот момент принципиален, то реорганизацию можно не проводить даже при наличии соответствующего решения.

При выделении с условием деления доли на части (одна часть остается у реорганизуемого общества, другая передается выделенному) существует риск уменьшения доли, находящейся во владении группы, на ту ее часть, в переходе которой к выделенному обществу участниками ООО было отказано.

Таким образом, выделение и разделение чреваты определенными рисками для лиц, участвующих в них.

Последствия перехода доли

Оформление перехода доли к правопреемнику при реорганизации участника предполагает ряд мероприятий.

1. Обращение в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Представляется, что к такому заявлению должны прикладываться в том числе копия (выписка из) разделительного баланса или передаточного акта, а также копия (выписка из) протокола (решения) о реорганизации участника ООО. Доля (часть доли) переходит к ее приобретателю с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов (п. 12 ст. 21 Закона об ООО).

2. Внесение в список участников ООО изменений в сведения о принадлежности доли реорганизованному участнику и переходе доли к правопреемнику.

3. Сообщение правопреемником налоговому органу об участии в российской организации (п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, приказ ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации»).

4. Оформление перехода доли к правопреемнику в его бухгалтерском учете (принятие к учету). Реорганизованный участник (при выделении) отражает операцию по выбытию соответствующего актива.

5. В случае приобретения правопреемником доли свыше 20% он становится аффилированным лицом ООО и обязан письменно уведомить общество о принадлежащих ему долях (частях долей) не позднее чем в течение десяти дней с даты приобретения доли (части доли) (п. 6.1 ст. 45 Закона об ООО).

6. Уведомление антимонопольного органа о приобретении доли в случаях, предусмотренных главой 7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В определенных случаях необходимо направить в антимонопольный орган предварительное ходатайство.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх