Как создать частный музей?

Музей «Эрос»

Выберите тему

Для того, чтобы открыть свой музей вам в первую очередь необходимо определиться с тем, что вы будете в нем выставлять. Закона, в котором бы четко прописывалось что может быть музейным экспонатом, а что нет – не существует. Поэтому вы можете выбрать все что угодно.

Ольга Костерина, менеджер Музея кукол и куратор социальных проектов :

Создание любого частного музея – это история страсти, искренняя и, как правило, продолжительная. Конечно, к этому может добавиться хорошая бизнес-идея, но она всегда будет на втором плане. Идея создания нашего музея появилась 30 лет назад. Директор Галина Варенюк долгое время коллекционировала кукол. Когда коллекция стала уже весьма внушительных размеров, знакомые работники музеев посоветовали создать условия для ее показа не только близким и знакомым, но и обыкновенным людям».

Александр Ругаев, один из основателей Санкт-Петербургского музея эротики:

В Санкт-Петербурге на момент создания нашего проекта работали музеи мирового уровня почти по всем тематикам— кроме эротики. Учитывая богатую эротическую историю нашего города и увлечение эротикой многих русских императоров, мы решили исправить эту ситуацию. Исторические экспонаты в основном собирались по частным коллекциям. Многие современные экспонаты были изготовлены специально к открытию».

Музей «Эрарта»

Пройдите регистрацию

Частный музей должен получить статус юридического лица. Для этого лучше всего зарегистрировать некоммерческую организацию, но можно и общество с ограниченной ответственностью. Налогообложение частного музея будет зависеть от вида избранного юридического лица, наличия в собственности имущества и многих других моментов. Чтобы получить официальный статус музея, необходимо иметь свидетельство о том, что ваши экспонаты обладают культурной или исторической ценностью. Для этого сначала нужно провести соответствующую экспертизу, затем подать заявку на регистрацию экспонатов в Государственном каталоге музейного фонда РФ.

Ольга Костерина:

Музей кукол – это некоммерческая организация, если быть точнее – некоммерческое учреждение. Чтобы называться музеем официально, организация обязана быть некоммерческой, иначе имя ей – «галерея» «культурный центр» и т.д. Регистрация проходит в специальном отделе Министерства юстиции (обратите внимание – не в налоговой инспекции)»

Александр Ругаев:

Наш музей для простоты процесса мы зарегистрировали как ООО, чтобы успеть с открытием ко Дню Святого Валентина»

«Музей власти»

Найдите помещение

Удобство расположения для музея – довольно значимое условие его успешности. Конечно, если вы уверены, что за вашими экспонатами поедут и на окраину, можно сэкономить на аренде пространства в центральных районах города. Но учтите, что по законодательству музеи должны располагаться в помещениях, специально приспособленных для экспонирования и хранения музейных предметов и коллекций, удаленных от опасных в пожарном отношении объектов (бензоколонок, автостоянок и т.п.), фабрик и заводов, загрязняющих воздух. Пригодность музейного локейшена определяется с учетом заключения службы пожарной охраны и санэпидемстанции. Специальных требований к размеру помещений нет.

Ольга Костерина:

Особенных скидок и форм поддержки для частных музеев не существует, однако есть существенные государственные скидки для всех некоммерческих организаций. Коммунальные услуги вы будете оплачивать по общей ставке»

Александр Ругаев:

Помещение у нас уникальное, с дворцовыми интерьерами. На поиски ушло около года»

Музей «Эрарта»

Сделайте ремонт

Оформить найденное пространство вы можете собственными силами или обратиться за помощью к профессионалам. Привлекать дизайнера или нет – зависит от концепции музея и от ваших собственных талантов.

Ольга Костерина:

Если вы не претендуете на звание уникального с точки зрения оформления пространства, то дизайнера звать не обязательно. Если средства позволяют, то конечно лучше посоветоваться с профессионалами»

Александр Ругаев:

Ремонт занимает не менее 2-3 месяцев, желательно чтобы дизайнеры как минимум консультировали»

Петербургский Музей Кукол

Соберите команду

Необходимый минимум — это хранитель, который будет курироватьсостояние экспонатов, экскурсовод, ИТ-специалист, следящий за техникой и сайтом музея. Бухгалтера необязательно брать в штат, оформление финансовой документации можно отдать на аутсорсинг. И самое главное, формируя команду, ищите увлеченных людей с горящими глазами.

Ольга Костерина:

Музею нужны энтузиасты. Сейчас отмирает однобокое понимание музея как исключительно «храма муз». Современный музей – это пространство для диалога культур, времен, людей. Помимо хранителей, экспозиционеров и искусствоведов музей сейчас остро нуждается в специалистах разных профилей: художниках, психологах, маркетологах, специалистах в области управления, актерах, филологах. Людях увлеченных, знающих, которые сумеют внести новое в традиционное понимание. Чтобы музей не сгинул как институт, ему необходимо развиваться так же динамично, как и миру вокруг. Значительно проще и перспективнее набирать молодых сотрудников, которые все современные тенденции ощущают «на собственной шкуре» и осознают необходимость постоянных изменений. На данный момент в Музее кукол работают в основном люди до 25 лет, есть уже и постоянные волонтеры. Коллегам не следует бояться, что музей превратится в «не пойми что». Поколения могут и должны сотрудничать».

Александр Ругаев:

Самое важное — хорошие экскурсоводы, желательно со знанием английского языка. Главное — чтобы умели интересно рассказать о музее».

Сделайте максимум при открытии

Придумайте оригинальную концепцию, например, сочините какую-нибудь красивую легенду о вашем проекте. Желательно месяца за 2-3 до официального старта начните рассказывать о грядущем открытии журналистам. Если событие действительно интересное, внимание прессы вам обеспечено. Вообще старайтесь задействовать как можно больше каналов, исходя из своего бюджета.

Ольга Костерина:

Обязательно надо знать портрет своего потенциального посетителя. Если обращаться ко всем и сразу – ничего хорошего из этого не выйдет. Придумайте яркую акцию в партнерстве с кем-то уже известным или в одиночку. Подарки, перформансы, концерты, квесты. Ошибочно мнение, что за все нужно платить. Не нужно, если у вас интересный проект. Журналисты ищут хороший информационный повод – так что мешает быть обоюдно полезными? Говорю как человек с нулевым бюджетом на рекламу (при этом каждое наше событие освещается в интернете, по телевидению и радио). Многие музеи не используют эту возможность, но это, вероятно, от незнания».

Александр Ругаев:

Обязательно нужна интересная тема музея, плюс хорошие PR-специалисты»

Музей Анны Ахматовой

Зарабатывайте

Конечно, большинство музеев – не очень выгодное вложение денег. Но есть примеры того, как подобный проект может стать коммерчески выгодным мероприятием. Главное – вызывать интерес публики. Помимо постоянной экспозиции организовывайте временные выставки, привлекайте к сотрудничеству другие проекты, проводите мероприятия.

Ольга Костерина:

Любому музею реально заработать. Более того – это необходимо для его развития. Да, это очень сложно, но возможно. Самое простое, что можно посоветовать, – сувенирный магазин. Вы можете открыть его вместе с музеем. Продавать экспонаты не нужно. Лучше создать при музее галерею (как сделала «Эрарта») и продавать там то, на чем вы специализируетесь. У нас, например, есть демонстрационные мастерские по созданию сувенирных кукол, где посетители через стекло могут наблюдать, как работают наши мастера, а внизу в магазинчике – приобрести плоды их трудов по вполне доступным ценам.

Необычные услуги, возможность проведения праздников, особенных экскурсий для детей и взрослых, игр, мастер-классов – это все приносит прибыль. Справиться с проблемой доступности и привлечения дополнительных посетителей поможет пресловутый день льготного посещения».

Александр Ругаев:

Большинство музеев мира живут за счет помощи государства, но существуют десятки примеров коммерчески успешных частных проектов. Самое главное в успехе частного музея – положительные отзывы первых посетителей. Только при этом условии их знакомые и друзья тоже захотят посетить музей. В этом плане мы чем-то схожи с театром и кино. Кроме как на входных билетах можно заработать на продаже сувенирной продукции, например с символикой музея, или уменьшенными копиями экспонатов. А вот экспонаты на продажу в музее выставлять не очень эффективно – туда приходят за новыми эмоциями, а не дорогими покупками».

Файл:

ч.1 ст
правила оформления документов
какие документы нужны чтобы встать на биржу труда
мфц спб официальный сайт
мфц
пенсионный фонд

Образцы документов. 6. Для привлечения посетителей обязательно нужно создать его интернет-визитку, иначе о нем Таким образом, для получения дохода от музейной деятельности собственники музеев должны заботиться о постоянном После некоторых размышлений об открытии своего дела мы пришли к идее о создании музея. Получив колоссальный заряд вдохновения мы начали глубже копать в музейную тему. Поняв, что для участия в конкурсе нам нужно как Участник открытия частных музеев и выставок. Если есть коллекция, помещение и желание сделать эту коллекцию доступной для общественности, то больше ничего и не надо. Можете себя обозначить как народный музей. Документы и визы. Заказ билетов. Спонсор размещения P&G Статьи по теме «Как открыть музей» Как сделать самому картинг Что нужно для открытия магазина Как организовать благотворительность. Списки документов на все случаи оформления Через агентство недвижимости подыскиваете для аренды нужное помещение, если конечно у вас в собственности нет обратиться в агентство по регистрации новых фирм, они подготовят все необходимые документы для открытия вашего музея. Открытие музея. Содержание статьи: Музеи на госслужбе. Музей как бизнес. Существенных доходов Музей русской водки пока не приносит: крупны нынешние расходы, нужно непрерывно пополнять экспозицию, и основное — слишком дорого По каждому требуется заключение эксперта, соответственно, он должен быть в штате, или оказывать услуги музею со стороны. Только нужны инвестиции, а значит — бизнес-план. Бизнес-план ателье: документы, доходность, затраты >. Как открыть музей с нуля: бизнес план с расчетами. Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. Стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта Для нормального музея нужен хотя бы один выставочный зал размером примерно в 100 м2. Очень полезно доказать необходимость открытия музея руководителю отдела культуры. Для муниципального музея нужен весь комплект учредительных документов. Очень полезно доказать необходимость открытия музея руководителю отдела культуры. Для муниципального музея нужен весь комплект учредительных документов. В Петербурге примерно раз в месяц объявляют об инициативе открытия нового музея. Музею нужны энтузиасты. Сейчас отмирает однобокое понимание музея как исключительно «храма муз». Если Вы увлекаетесь коллекционированием, то бизнес-идея организации частного музея — один из лучших вариантов извлечь из собственного хобби финансовую выгоду. Содержание: Какие документы нужны для открытия частного музея. Как открыть частный музей. Чтобы открыть музей, нужно решить практически те же самые задачи, что и при открытии Фирмы.

Тракторы case руководство по эксплуатации, Пример устав общества, Еирц печатники бланк единый жилищный документ, Сметная документация составлена на основании, Пример неформального письма.

Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.

Инфографика: Как открыть музей с нуля

Преимущества и недостатки открытия музея

Основная целевая аудитория музея: дети, студенты и молодежь до 30 лет. Существует множество подвидов музея, ориентированные на своих посетителей. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания бизнеса.

Преимущества Недостатки
Простота открытия Высокие арендные платежи за помещение в центре города
Не требует наличия большого количества персонала Наличие экспертных знаний при составлении коллекции
Уникальная коллекция повышает конкурентоспособность и привлекательность для целевой аудитории Неравномерность распределения посетителей, большинство посетителей приходится в выходные, в будни с 19:00-22:00

Многие известные музеи начинали свои существование с частных коллекций, к примеру: Третьяковская картинная галерея, музей советских игровых автоматов в Москве, музей ретро автомобилей и т.д. Музей может создаваться как коммерческая организация с целью извлечения прибыли и собственное финансовое обеспечение. Если музей предполагает свое функционирование за счет внешнего финансирования, пожертвований и вкладов участников, то музей регистрируется как НКО (некоммерческое объединение).

★ Инвестиционная оценка для бизнес-плана в Excel. Расчет NPV, IRR, DPP, PI за 5 минут

Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение

Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:

92.52- «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий”

Форма организации бизнеса Преимущества использования Документы для регистрации
ИП (индивидуальный предприниматель) Используется для открытия небольшого узкотематического музея (80-100м²). Количество персонала 1-2
  • квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на УСН (иначе будет по умолчанию ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
ООО (общество с ограниченной ответственностью) Используется для открытия крупного музея (>100м²), привлечения дополнительного финансирования, масштабировании, капитальном строительстве
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на УСН.

По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!

Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН) с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).

Кроме того деятельность музеев относится к льготитуемым видам и для них применяются пониженные процентные ставки по страховым взносам в ПФР, ФСС и ФОМС 26%, тогда как для других видов деятельности 34%.

Как открыть музей с нуля?

В данном видео подробно рассказывается как открыть частный музей на примере опыта соучредителя музея занимательных наук «Экспериментаниум” Натальи Потаповой: какие основные сложности возникают в процессе открытия, как это сделать без поддержки государства и т.д.

Месторасположение и помещение для музея

Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб. Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей «Винзавод” в Москве). Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда.

Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов. Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей. Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства «Гараж” и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей «Космонавтики”, а рядом с зоопарком «Московский планетарий”. Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца) и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.

Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.

Персонал музея

Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.

Топ 5 интересных музеев мира

Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.

  1. «Международный музей и исследовательский центр НЛО” (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) – был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
  2. «Музей Star Wars” – музей любителей и поклонников культового фильма «Звездные войны”.
  3. «Музей Советских игровых автоматов” – для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
  4. «Музей плохого искусства” (США, штат Массачусетс) – собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
  5. «Музей бокса” – ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.

Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу: фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д. Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей.

Затраты частного музея

Самые большие затраты музея на составление/покупку экземпляров коллекции!

Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС. Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города. Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.

Финансовые показатели бизнеса

Основное время посещения музея – это вечерние часы (19:00-22:00) в рабочие дни и выходные. Это создает неравномерность поступления денежного потока. Средний чек в музеи составляет 300-700 руб., можно привлекать различными скидками, акциями и бонусами студентов и молодежь в дневное время. Окупаемость частного музея составляет 1.5-3 года. Ежемесячная выручка музея составляет ~500 000 руб., чистая прибыль за вычетом постоянных затрат ~100 000 руб.

★ Инвестиционная оценка для бизнес-плана в Excel. Расчет NPV, IRR, DPP, PI за 5 минут

Оценка привлекательности бизнеса журналом Finzz.ru

Рентабельность бизнеса (3.0 из 5)

Привлекательность бизнеса


3.3

Окупаемость проекта (3.0 из 5)
Простота создания бизнеса (3.8 из 5)
Открытие частного музей как бизнес будет успешно только при ориентации на конкретную целевую аудиторию (поклонники Star Wars, спортсмены боксеры, рожденные в СССР и т.д.) и четкое понимание, что им может быть интересно и что волновать в создаваемой коллекции. Второй важный аспект это месторасположение музея, рекомендуется его располагаться в центре города в местах скопления отдыхающих людей и туристов. Срок окупаемости первоначальных затрат ~1.5-3 года в зависимости от размера целевой аудитории.

Оценка журнала finzz.ru

Дорогие друзья! К сожалению, регистрация на бесплатное посещение музея в День города уже закрыта. Лимит билетов исчерпан.

Всем, кто хотел к нам попасть сегодня, но не успел зарегистрироваться, — не расстраивайтесь. Парк в «Царицыне» — это музей под открытым небом.

Для ценителей парковых прогулок мы предлагаем воспользоваться бесплатными аудиогидами и картами маршрутов, разработанными специально для вас. Путеводители izi Travel по дворцовой части, парку, «Дачному Царицыну», «Воздушному саду» можно послушать прямо через смартфон. Чтобы воспользоваться ими, нужно установить на приложение izi Travel. Один из гидов читает директор музея-заповедника Елизавета Борисовна Фокина.

Если вам удобнее и приятнее читать, чем слушать, то можно воспользоваться маршрутом на портале «Узнай Москву».

Если вам хочется послушать звуки природы, то можно пройтись по маршрутам, разработанным сотрудниками парка этой весной:

Маршрут 1, ознакомительный. 3 км, 30 минут (легкий);

Маршрут 2, детский. 2 км, 20 минут (легкий);

Маршрут 3, природно-ландшафтный. 6 км, 75 минут (средний);

Маршрут 4, спортивный. 4 км, 40 минут (сложный).

Оффлайн-программа

Мероприятия, на которые требуется предварительная регистрация:

5 сентября

Игра-бродилка «Тенистыми Аллеями»

Первый оранжерейный корпус

Регистрация (закрыта).

Музей-заповедник приглашает всех желающих – детей и взрослых – в путешествие по парку: 5 сентября в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00 и 15:00. Старт, выдача путеводителя с вопросами и заданиями у стойки администратора в Первом оранжерейном корпусе, а далее вы самостоятельно проходите маршрут, который подготовлен специально для игры и обозначен стрелками навигации.

В течение маршрута участники попытаются «прочитать» исторический парк, с помощью заданий путеводителя. Путешествие проложено по кольцу и пройдет по историческому пейзажному парку мимо павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», в котором можно познакомиться с обитателями заповедника и прогуляться вдоль берега царицынских прудов. За прохождение маршрута каждый участник получит небольшой памятный сувенир.

Вы также можете скачать путеводитель и распечатать его самостоятельно.

Встреча с создателями выставки «Птичий концерт»

Большой дворец, зал Arzamas

Регистрация (закрыта).

В день города состоится презентация открывающейся 20 октября выставки «Птичий концерт». Куратор Сергей Хачатуров, режиссер и актер Серёжа Аполлонов порассуждают о том, почему эта тема идеально подходит атмосфере музея-заповеднику «Царицыно» (выпущенный на этот год музеем птичий календарь — тому подтверждение), какие готические и страшные секреты таит невинный, казалось бы, сюжет о певчих птахах и сове. Какой перформанс готовится на полянах и аллеях Царицыно о сватовстве орлов-фаворитов. Как краткая история искусства может быть переложена на птичий язык без искусствоведческого занудства.

Сергей Хачатуров также является куратором спецпроекта «Роман готического вкуса», объединившего в себе царицынскую готику, современные тенденции в искусстве, а также выставки и лекции по этой теме.

6 сентября

13:00, 15:00

Экскурсия по историческому пейзажному парку

Сбор группы и начало экскурсии – в Первой оранжерее.

Регистрация (закрыта).

Экскурсия по территории музея-заповедника «Царицыно» позволит познакомиться с этой местностью тем, кто приехал сюда впервые, а постоянным гостям даст возможность взглянуть по-новому на исторический облик царицынского ансамбля. Экскурсанты увидят знаковые постройки парка, природные объекты, оценят размах замысла императрицы и придворных архитекторов.

Концерт благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой

Вход на концерт будет осуществляться через служебный вход Хлебного дома.

Регистрация (закрыта).

Программа концерта «То, что вокруг нас» посвящена отражениям природы в музыке. Специально для «Царицына» подобраны интересные и не похожие друг на друга произведения – от известнейшего «Лебедя» Сен-Санса в традиционном исполнении на виолончели до барочной пьесы Дакена «Кукушка» в переложении для балалайки. Прозвучит авторская композиция юной виолончелистки Софии Хускивадзе-Деевой «Посвящение Царицыно», вдохновленной совместным проектом фонда «новые имена» и музея-заповедника «Царицыно» – «Днем истории Царицына».

Концерт проходит при поддержке Фонда президентских грантов.

Спецпроект «Притяжение»

На Царицынской дамбе между Верхним и Средним прудами установят арт-объект «Притяжение» художника Марины Звягинцевой. Это второй совместный site specific проект с Музеем-заповедником «Царицыно» и часть масштабного проекта «Запертые чувства», призывающего задуматься о человеческих взаимоотношениях.

Два трехметровых стула друг напротив друга приглашают присесть на них мать и дочь, мужчину и женщину, старика и сына, брата и сестру, двух друзей – любого, кто нуждается в живом слове и взгляде. Стулья стоят не рядом; их разделяют двадцать метров. Это метафора вынужденной разобщенности, необходимости соблюдать дистанцию. Но сила притяжения и потребности друг в друге настолько высока, что расстояние преодолевается. По «шажочкам», кусочкам пазлов, выстраивается «мост», восстанавливается утерянная связь.

Арт-объект будет стоять на территории парка с 5 сентября по 12 октября. В рамках проекта запланирован драматический перформанс, который можно будет увидеть 12 сентября.

Онлайн-программа:

Экскурсия по выставке «Фарфор в России: истоки и традиции. К 300-летию Д. Виноградова».

Музей-заповедник «Царицыно» демонстрирует лучшие образцы европейского и русского фарфора из своих фондов: более 100 предметов, созданных в XVIII веке, когда этот материал был настолько редким и дорогим, что его называли «белым золотом», а также произведения XIX и XX веков, которые принесли мировую славу русскому фарфору.

Премьера состоится на YouTube-канале музея-заповедника «Царицыно» 5 сентября.

Спецпроект «Соседи»

Для того, чтобы показать вам, что происходит не только в «Царицыне», но и также у наших коллег по Москве, мы представляем совместный онлайн-проект «Соседи». В него вошли Государственный Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Московский зоопарк, Московский областной театр юного зрителя и музей-заповедник «Царицыно».

Поздравляя любимый город с днем рождения, мы привыкли с радостью рассказывать о знаменитых людях, ярких страницах истории, достопримечательностях, знакомить с богатой культурой сегодняшней Москвы. Но в 2020 году мы на какое-то время оказались лишены общения друг с другом. Многое приходилось делать и ощущать на расстоянии. Ритм города изменился. Казалось, что он замер и совсем опустел. Другая, незаметная сторона Москвы, и другие ее жители – растения и животные, всегда соседствующие с людьми, впервые за долгое время стали видимыми.

Яндекс-коллекция, посвященная спецпроекту «Соседи»

Множество фотографий «живых экспонатов» – растений и животных, живущих в Москве, можно будет увидеть в новой коллекции в Яндексе, составленной специально участниками спецпроекта «Соседи».

Добро пожаловать в «Царицыно»!

Касаться артефактов: эволюция отношения

В детстве мы все сначала изучаем мир на ощупь. Это нормальный путь и желание — проверить визуальную картинку, дополнить ее ощущением текстуры, веса, температуры, объема и формы, которые на глаз могут восприниматься по-другому. Но впоследствии взрослые значительно ограничивают это тактильное познания: нельзя касаться чего-то потенциально опасного или грязного, других людей (разве что очень близких) или чужих вещей — в магазинах нас предупреждают об этом специальные объявления.

Мы также привыкли, что нельзя касаться произведений искусства в галереях или экспонатов в музеях. Но интересно, что это привычная для 20 века практика не была постоянной. Ведь в первых европейских музеях 17 и 18 ст. (а еще раньше в их «предшественниках» — кунсткамерах) не только разрешалось, но и предполагалось, что посетители будут касаться артефактов и взаимодействовать с ними.

Однако этот формат со временем становился более редким, особенно со второй половины 19 века, когда возникло много публичных музеев. Считалось (не без причины, ведь поток посетителей уже был гораздо большим), что такое взаимодействие аудитории с экспонатами может их повредить, к тому же распространенной стала эстетика отстраненного созерцания искусства.

Но сегодня, как показывает практика, запрет немногих останавливает от желания не только разглядеть, но и коснуться. Профессор музеологии из Великобритании Фиона Кендлин более 20 лет посвятила исследованию этой темы. По ее словам, это как хотеть вернуть море: ты можешь остановить сотню людей, которые хотят коснуться экспонатов, и взамен появляются еще двести. Так не лучше направить это стремление в управляемое поле, сознательно предложить варианты взаимодействия там, где это возможно, чем пытаться отгораживаться стеклом и отпугивать аудиторию?

Одни из первых музеев, которые вернулись (по крайней мере, частично) к практике интерактивных экспозиций — детские и научные. В классических художественных музеях перемены к большему участию и привлечению зрителей начались в конце 20 века. Частично на это повлияло общественное требование сделать музеи доступными для слабовидящих. На самом деле, во многих случаях музейные программы для слабовидящих позволили и остальным посетителям взаимодействовать с экспонатами.

В музее Виктории и Альберта. Фото с сайта музея

Вот несколько примеров того, как музеи решают эти задачи. Например, в Британском музее уже давно существует программа Hands on Desks — отдельные зоны (столы) в рамках постоянной экспозиции, где под присмотром обученного волонтера можно подержать в руках не только реплики, но и некоторые реальные артефакты, расспросить о них, обменяться своими впечатлениями. В то же время 96% посетителей, которые подходили к этим столам, отмечали, что это значительно улучшило качество их визита в музей.

В Лувре создана так называемая Touch Gallery, где проходят тематические экспозиции для слабовидящих, а также детей и просто всех желающих изучить на ощупь слепки музейных произведений искусства (преимущественно скульптур — и древних, и современных). Раз в несколько лет экспозицию меняют, а уже сняты с показа экспонаты путешествуют другими музеями как гостевые выставки.

Подобных примеров можно найти достаточно много. Ведь этот путь — создавать и предоставлять свободный доступ к копиям или 3D-моделям произведений искусства — логический с точки зрения сохранения самых артефактов. Хотя и здесь можно найти определенный компромисс.

Например, в экспозиции таиландского Музея керамики Юго-Восточной Азии есть отдельная секция, где любой может подержать в руках старинные гончарные изделия. Правда, в основном это печной брак с раскопок в местах древних керамических центров. В этих образцов есть недостатки (они треснули или слиплись во время обжига и т.д.), но они — действительно аутентичные, и посетители могут прикоснуться к подлинной истории, ощутить фактуру, вес, собственноручно покрутить и осмотреть артефакты со всех сторон.

Экспозиция в Музее керамики Юго-Восточной Азии

Интерактивные форматы: как музеи привлекают посетителей к взаимодействию

Кроме возможности исследовать экспонаты на ощупь, современные музеи также вводят интегрированные программы для интерактивного познания. Обычно они направлены на детей и юношество, но могут привлекать и взрослых.

К этому побудили исследования в образовании, свидетельствующие об эффективности эмпирического обучения. Поэтому современные музеи — это уже не просто собрание работ с соответствующими описаниями. Это, фактически, среда, где есть возможными взаимодействие, определенная игра или эксперимент.

Например, музеи могут предлагать квесты для команд или тематические маршруты с разными задачами, загадками, пазлами. Это может быть предложение сыграть в игру, которая была популярной несколько веков назад, или найти современные виды спорта на древнегреческой вазописи. Конечно, в этом помогают и современные цифровые технологии (мультимедийные экраны, виртуальные туры, игровые программы и мобильные приложения).

Поразительный опыт лондонского музея Виктории и Альберта, у которого есть большая коллекция произведений искусства и дизайна: керамики, стекла, текстиля, художественного металла, мебели рядом со скульптурой, живописью, графикой и фотографией. Здесь интегрированные много возможностей для интерактивного познания и участия.

Компьютеры с сенсорными экранами расположены по музею, в них есть игры с различными уровнями сложности, викторины, тематические туры, возможность запостить свои впечатления и почитать комментарии других посетителей. Конечно, есть и описания экспонатов, и поиск по коллекции.

Можно касаться копий, расположенных рядом с некоторыми артефактами. Для ряда объектов есть аудио интервью с экспертами-искусствоведами, их можно включить и прослушать через динамик, расположенный у экспоната. Беззвучные видеоклипы показывают объекты с разных сторон, или иллюстрируют их применения. У некоторых экспонатов есть бирки с вопросами — на их обратной стороне можно найти ответ.

В небольшом зале показывают фильмы, связанные с экспонированными объектами. Есть пункт, где можно ответить на вопрос, отправить послание сотрудникам музея. Учебный центр музея — пространство, где есть книги, компьютеры с базами данных, здесь же можно взять наборы-путеводители для семейных посещений.

Есть также стенды, где дети или взрослые могут построить архитектурную модель, примерить исторический костюм, создать свое произведение, соблюдая определенные подсказки (например, придумать дизайн ткани на основе текстиля из коллекции музея, здесь же распечатать его или отправить по электронной почте).

В музее также существует открытая мастерская, где работает приглашенный художник-керамист, а посетители могут наблюдать за его или ее работой, видеть разные стадии процесса создания керамики.

Вообще, сотрудничество музея с современными художниками-керамистами очень интересно. Это многомесячная резиденция, в течение которой художник реализует свой проект. Как правило, результат — это не традиционное отдельное самодостаточное произведение, а современная художественная интерактивная экспозиция, инсталляция или перформанс.

Показательный пример — временная инсталляция Trophy ( «Трофей»), созданная художницей-керамисткой Клэр Туми. Четыре тысячи маленьких керамических птичек, сделанные в сотрудничестве с Веджвудской керамической фабрикой, на один день были расставлены в скульптурном дворе музея Виктории и Альберта — на скульптурах из постоянной экспозиции, в нишах стен, на полу. Посетители могли забирать их, хотя об этом никто не сообщал — люди просто брали пример с других. Инсталляцию задумали как исследование человеческой натуры: наше желание обладать объектом, иметь материальное напоминание об опыте посещения музея, тяготение к коллекционированию.

«Трофей» — временная керамическая инсталляция в музее Виктории и Альберта. Фото с сайта художницы Клэр Туми

Выбор сделать объекты в стиле известной веджвудской керамики был не случайным: ведь в коллекции музея Виктории и Альберта есть богатая коллекция таких экспонатов. Тех, кто забирал птичку, просили прислать автору проекта фото или описание — что с ней дальше произошло. Художница получила много писем о птичках в их новых домах. Проект и продолжает жить, ведь «трофеи» распространяются по тысячам домов.

Конечно, дистанция между зрителем и произведением сокращается также и в случае с современным искусством. Есть художники, которые сразу закладывают в концепцию работы возможность непосредственного взаимодействия с аудиторией.

В Киеве есть музеи, которые хоть и не столь комплексно, но все же начали вводить некоторые форматы тактильных и интерактивных экспозиций. Национальный художественный музей, Музей Ханенко, Национальный исторический музей, Национальный музей украинского народного декоративного искусства — лишь некоторые из тех, кто уже сделал первые шаги и активно привлекает аудиторию через игровые и интерактивные форматы.

Назначение и функции музейных учреждений и галерей сегодня действительно заметно эволюционируют. Роль собирателя и архиватора коллекций, конечно, никуда не девается, но постепенно отходит на второй план. Зато все более важным становится создание контекста для обучения, креативного познания и участия, а также инклюзии людей с нарушениями зрения и тому подобное. Поэтому в дальнейшем, очевидно, более заметным станет движение к созданию экспозиций нового типа, например тактильных или интерактивных.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх