Как установить оклады по должностям

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы

Первая составляющая часть — оклад (должностной оклад) — в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах «от» и «до») значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Перечень должностей

Рекомендуемый размер оклада (должностного оклада), рублей

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня»

Не менее 1221

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих второго уровня»

Не менее 1548

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»

Не менее 2278

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»

Не менее 3197

Работникам, осуществляющим деятельность по профессиям рабочих в государственных органах власти, оклады устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, если только иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

Если в ПКГ соответствующая должность не приведена, оклад по ней устанавливается самостоятельно руководителем учреждения (с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов). При этом рекомендуется исходить из соотношения размеров устанавливаемых окладов между категориями работников со сходными (примерными) требованиями к занимаемым должностям согласно ЕКС или применяемых тарифно-квалификационных характеристик.

По отдельным должностям с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов может предусматриваться оплата труда за 1 нормо-час работы. Например, в санаторно-курортных учреждениях Минздравсоцразвития России (приказ от 28.08.2008 № 464н) такие условия оплаты труда могут устанавливаться в отношении сотрудников из числа занимающих должности уборщика помещений (санитарки, санитарки-мойщицы), уборщика территории, культорганизатора, библиотекаря, экспедитора по перевозке грузов, машинистки, аккомпаниатора, программиста, садовника.

Ставки почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава также устанавливаются руководителем учреждения. При этом рекомендуется ставки оплаты определять в процентах от величины должностного оклада, предусмотренного по должностям, отнесенным к первому квалификационному уровню ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня», учитывая при этом суммы оплаты за отпуск.

Размеры ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, приведены в пункте 19 приложения № 1 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Системы оплаты труда

Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал В отличие от сдельной повременная оплата труда (ПОТ) подразумевает выплату зарплаты в оговоренных размерах, независимо от объема выполненных работ. Зависимость идет от фактически отработанного времени. ПОТ может быть:

  • простой,
  • премиальной,
  • окладной,
  • сдельной,
  • с нормированным заданием.

Остановимся на окладной системе оплаты труда (ОСОТ).

Согласно ч. 4 ст. 129 Трудового кодекса РФ оклад — это твердая денежная сумма, выплачиваемая работнику ежемесячно за исполнение им обязанностей по трудовому договору. В оклад не входят социальные, компенсационные и стимулирующие выплаты, поэтому он может быть меньше МРОТ. В отношении зарплаты работников на государственной или муниципальной службе применяется понятие «базовый оклад» или «базовый должностной оклад» (ч.

5 ст. 129 ТК РФ).
Как происходит надбавка к должностному окладу Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности. Надбавки к окладу бывают двух видов:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Как установить размер заработной платы и оклада сотруднику муниципального учреждения

В федеральном бюджетном учреждении размер окладов (ставок) определяет руководитель по установленной им системе оплаты труда, разработанной с учетом примерных положений об оплате труда, утвержденных учредителем. Размер окладов (ставок), должности сотрудников устанавливают в соответствии с принадлежностью их к профессиональным квалификационным группам – ПКГ.

Конкретный же размер должностного оклада устанавливается руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке, уровню квалификации и образования, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема работы. Если сотрудник отработал за месяц свою норму времени и выполнил все обязанности, его зарплата не должна быть меньше минимума. С 1 января 2018 года этот минимум составляет 9489 руб.

Когда сравниваете зарплату сотрудника МРОТ, учитывайте любые доплаты и надбавки к окладу. То есть берите общую сумму оплаты труда, включая вознаграждение за труд, все без исключения доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты, и сравнивайте эту сумму с МРОТ. Если вся начисленная зарплата меньше 9489 руб., доведите ее до МРОТ специальной доплатой.

Как установить размер зарплаты

Если сотрудник отработал за месяц свою норму времени и выполнил все обязанности, его зарплата не должна быть меньше минимума. Есть несколько значений такого минимума.

Какие есть минимумы для зарплат

Значения МРОТ устанавливают на федеральном и на региональном уровнях. Также есть минимальные размеры оплаты труда по отраслям.

На федеральном уровне в России минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2018 года составляет 9489 руб. Так предусмотрено статьей 3 Закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ.

Как установить оклады по должностям

В федеральных учреждениях размер окладов (ставок) определяет руководитель:1

  • в казенных учреждениях – в соответствии с Положением об оплате труда, утвержденным учредителем (ГРБС);
  • в бюджетном и автономном учреждениях – по установленной ими системе оплаты труда (разработанной с учетом примерных положений об оплате труда, утвержденных учредителем).

Чтобы установить размеры окладов (ставок), должности сотрудников отнесите к профессиональным квалификационным группам – ПКГ. Правило в равной степени распространяется на все типы учреждений: бюджетные, казенные и автономные.

ПКГ сформированы с учетом сферы деятельности, на основе требований к профессиональной подготовке и могут быть структурированы по квалификационным уровням. По каждому квалификационному уровню должностной оклад установите в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, которая нужна для соответствующей работы.

Если ПКГ не структурированы по квалификационным уровням, то все должности служащих, входящих в одну группу, считаются примерно равноценными по сложности выполняемой работы. Поэтому им установите одинаковый оклад для всех должностей, включенных в одну группу.

Такой вывод следует из пунктов 13, 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 22.10.2007 № 663, пунктов 2(1), 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 05.08.2008 № 583.

Если должности нет в ПКГ, размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда (абз. 2 п. 11 Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников учреждений на 2018 год).

Чтобы установить размер оклада или ставки в бюджетном и автономном учреждении, руководствуйтесь минимальными размерами окладов (ставок), рекомендованными в примерных положениях об оплате труда федеральных органов исполнительной власти. Для казенных учреждений ГРБС вправе установить как минимальные размеры окладов (ставок), которыми учреждение должно руководствоваться при определении окладов, так и конкретные размеры, которые учреждение должно применять.
Правительство вправе установить базовые оклады и ставки зарплаты по ПКГ. В таком случае зарплату устанавливайте не ниже таких базовых размеров (ст. 144 ТК).

Новые размеры окладов (ставок) устанавливайте с учетом мнения профсоюза, если он есть в учреждении и объединяет более половины сотрудников. Закрепите размеры в Положении об оплате труда (п. 13 Методических рекомендаций, утв. приказом Минздравсоцразвития от 22.10.2007 № 663).

Постановление Правительства Астраханской области от 12.04.2012 № 142-П О Примерном положении о системах оплаты труда работников государственных учреждений Астраханской области (с изменениями на 24 марта 2017 года)

2.1.2. Размеры должностных окладов заработной платы работников устанавливаются в приложениях к системам оплаты труда и положениям об оплате труда.

2.1.3. Установление систем оплаты труда на основе схем должностных окладов по ПКГ осуществляется с учётом следующих условий:

— должностные оклады работникам учреждений устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим ПКГ и квалификационным уровням, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. ПКГ – это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учётом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (абзац с изменениями на 24 мая 2013 года, — см. предыдущую редакцию);

— конкретный размер должностного оклада (оклада) работнику устанавливается руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке, уровню квалификации и образования, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема работы.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение или денежная компенсация за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы. Можно сказать, что заработная плата — это установленное соглашением сторон систематическое вознаграждение сотрудника за выполняемую по трудовому договору работу.

Структура оплаты труда

На практике, оплата труда на предприятии имеет следующую структуру:

1. Основная заработная плата — это выплаты заработной платы за фактически выполненную работу.

2. Премии — это выплаты стимулирующего характера. Преми­рование может производиться по таким основаниям:

  • по итогам работы за месяц;

  • по итогам работы за год;

  • за внедрение новой техники и технологии;

  • за экономию материальных ресурсов;

  • за качественное выполнение работ и заданий администрации;

  • за отдельные виды работ;

  • за квалификацию, профессиональное мастерство.

3. Компенсации. Это выплаты:

  • за работу в ночное время;

  • за работу во вторую и третью смены;

  • за сверхурочные работы;

  • за работы в праздничные и выходные дни;

  • за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нор­мальных условий труда;

  • за совмещение профессий;

  • за высокую производительность труда;

  • на период освоения нового производства (продукции) и т. д.

4. Гарантии — это выплаты за фактически неотработанное, не явочное время:

  • выслуга лет;

  • оплата учебных отпусков;

  • оплата простоев не по вине работника;

  • оплата за время вынужденного прогула;

  • оплата за период обучения работников, направленных на повышение квалификации или обучение вторым профессиям;

  • региональные надбавки;

  • специальные надбавки и др.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх