Какие виды действий квалифицируются как взяточничество

Взяточничество и его виды

Получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса РФ).Объект – нормальная деятельность государственного органа.

Предмет – деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство безвозмездно различного рода работ или оказание услуг).

Объективная сторона: получение взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Основные формы получения взяток:

  • открытая – непосредственное получение предмета взятки;
  • завуалированная – совместительство, разовые или постоянные выплаты по договору, необоснованные премии, предоставление имущественной выгоды.

Виды взяток:

  • взятка-подкуп – передается должностному лицу до совершения необходимого действия или бездействия;
  • взятка-вознаграждение – передается должностному лицу после совершения необходимого действия или бездействия.

Формы использования служебного положения:

  • совершение действий, которые находятся в пределах предоставленных должностному лицу прав и полномочий;
  • использование связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении;
  • общее покровительство (протекционизм) – необоснованное продвижение по службе, выдача незаслуженных премий или поощрений и т. п.;
  • попустительство по службе – непресечение неправомерных действий подчиненного и т. п.

Окончено с момента получения хотя бы части взятки.Субъективная сторона – прямой умысел.Мотив корыстный.

Субъект специальный – должностное лицо.

3. Дача взятки. Объект – нормальная деятельность государственного органа.Объективная сторона – дача взятки.

Дача взятки – передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей или выполнение бесплатных услуг или создание иных выгод материального характера.


Субъективная сторона – прямой умысел.Субъект общий (с 16 лет).

· 123. Служебный подлог. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. Разграничение составов.

Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 Уголовного кодекса РФ).

Объект – установленный порядок обращения официальных документов, государственных наград, штампов, печатей и бланков.

Предмет – удостоверение или иной официальный документ, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, государственные награды РФ, РСФСР, СССР, штампы, печати, бланки.

Объективная сторона (ч. 1):

подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования;

сбыт документа;

изготовление в тех же целях;

сбыт поддельных государственных наград РФ, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков;

(ч. 3): использование заведомо подложного документа.

Подделка – это замена части подлинного предмета соответствующей фиктивной частью (в подлинном больничном листе заменяется фамилия).

Изготовление – полное создание государственных наград, печатей, штампов, бланков, похожих на настоящие.

Сбыт – совершение любых действий по возмездной или безвозмездной передаче государственных наград, печатей, штампов, бланков другому лицу.

Использование – предъявление документа лицу, уполномоченному его проверять.

Окончено с момента подделки, изготовления, сбыта или использования.

Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект общий (с 16 лет).

Служебный подлог

В качестве предмета служебного подлога закон называет официальные документы, под которыми следует понимать исходящие от учреждений, предприятий или организаций письменные акты, удостоверяющие факты или события, имеющие юридическое значение (приказы, издательские договоры, бестоварные накладные, трудовые соглашения, частные документы, находящиеся в делах государственного учреждения). Они должны иметь необходимые реквизиты и подпись должностного лица.

Подлог документов, которые исходят от коммерческих структур, различных некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, квалифицируется по ст. 327 УК.

С объективной стороны подлог состоит во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений. Подлинные документы заполняются сведениями, не соответствующими действительности. Другим вариантом действия при подлоге является внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (исправление отдельных реквизитов, переделка текста документа).

По способу совершения подлог может быть материальным (подчистка, вытравление текста). Он оставляет видимые, материальные следы и может быть установлен криминалистической экспертизой. Интеллектуальный подлог — это изготовление документа, ложного по содержанию, но правильного по форме, составленного на подлинном бланке и т.п. В этом случае подлог устанавливается путем доказывания ложности самих фактов или событий, о которых свидетельствует документ.

По конструкции рассматриваемый состав преступления является формальным. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных в законе действий.

С субъективной стороны служебный подлог — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Обязательными признаками являются корыстная (т.е. стремление обогатиться либо избежать имущественных расходов) либо иная личная заинтересованность (месть, карьеризм, зависть и т.п.).

Субъектом преступления является должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом (см. примечания 1,4 к ст. 285).

Если служебный подлог выступает в качестве способа совершения другого преступления, содеянное образует реальную совокупность преступлени (например, ст. 292 и 160, ст. 292 и 159 УК). Подлог не требует самостоятельной квалификации, если он является конструктивным признаком другого преступления (см., например, ст. 339 УК).

Халатность.

Халатность. Объект – нормальная деятельность органов государственной власти.

Объективная сторона: неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Невыполнение обязанностей – бездействие лица в форме непринятия мер, которые оно обязано принять при отсутствии непреодолимой силы (стихийное бедствие, болезнь).

Ненадлежащее выполнение обязанностей – выполнение их некачественно, не в полном объеме, с нарушением соответствующих правил и инструкций.

Окончено с момента наступления последствий.

Субъективная сторона в форме неосторожности.

Субъект специальный – должностное лицо.

Ст. 290 УК РФ получение взятки

Рассмотрим данное деяние по составу преступления.

Ст. 290 УК РФ Получение взятки

Получение взятки

Признаки объективной стороны преступления

— обязательные:

1 общественно-опасное деяние (действие, бездействие)

2 общественно-опасные последствия

3 причинно-следственная связь между деянием и последствием

— факультативные: место, время, обстановка, орудия и способ совершения преступления.

Значение института состава преступления можно наблюдать в ст. 8 УК РФ, где сказано, что единственным основанием уголовной ответственности является наличие в деянии всех признаков состава преступления.

Первым составом данной группы преступлений который мы рассмотрим будет:

В соответствии с новым проектом Федерального закона «О внесении изменений в УК РФ», который был предложен президентом РФ (опубликован РГ 16 февраля 2011 года) существует четыре вида взятки:

1. Простая взятка – до 25 т.р. (ч.1)

2. Взятка в значительном размере – свыше 25 и до 150 т.р. (ч.2)

3. Взятка в крупном размере – более 150 т.р. и до 1 млн.р. (п. «в» ч.5)

4. Взятка в особо крупном размере – более 1 млн. р. (ч.6).

(минимальная сумма взятки?, ГК РФ подарок до 3т.р. Закон о гос.службе запрет на подарки..ч.2 ст. 14 УК РФ – малозначительность преступления.)

В соответствии с ФЗ РФ от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в значительную часть составов преступлений внесены изменения, а именно исключены нижние пределы санкций (т.е. было от 2-х до 7 а стало до 7 лет). Что в свою очередь в соответствии с Федеральным законом от 16 февраля 2011 года дает возможность применять судьям в качестве основного вида наказания штраф. Штрафы теперь кратные – т.е. штраф должен быть кратным сумме взятки, стоимости предмета, сумме коммерческого подкупа(10, 50, 100 кратные в зависимости от санкции). Штраф назначается от 50 т.р. и до 1 млн. р. Свыше 1 млн.р. применяются иные санкции. Назначенный штраф не может быть меньше 2,5 т.р. и больше 500 млн.р.

Объектом преступления является нормальный, соответствующий закону порядок деятельности должностных лиц, находящихся на государственной службе, службе в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, порядок, соблюдение которого соответствует законным интересам перечисленных органов и учреждений.

Объективная сторона преступления характеризуется как действием, так и бездействием. Так же она состоит в получении должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или че­рез посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностно­го лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК вводится с 2011 г.).

По ч. 2 ст. 290 УК РФобъективная сторона несколько отличается к ответственности привлекаются должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации за получение взятки в значительном размере.

По ч. 3. Ст. 290 УК РФобъективная сторона несколько отличается к ответственности привлекаются должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации, получившие взятку за незаконные действия (бездействие).

По ч. 4. Ст. 290 УК РФ она полностью выглядит иначе, а именно это деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

По ч. 5. Ст. 290 УК РФ она аналогично с предыдущим законом ч.4. ст. 290

Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере.

По ч. 6. Ст. 290 УК РФ предусмотрена ответственность за совершение деяния предусмотренного ч.1 и ч. 4 в особо крупном размере.

В примечании к ст. 290 УК РФ содержаться два пункта, которые дают возможность определения значительного, крупного размера и особо крупного размера взятки.

1.В статьях 290, 291 и 291.1 настоящего Кодекса значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным — превышающие один миллион рублей.

2. В статьях 290, 291 и 291.1 настоящего Кодекса под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации — международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, стро­ительство дачи и т.п.

Под выгодами имущественногохарактера следует понимать, в частности, занижение стоимости передавае­мого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение аренд­ных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Субъективная сторона должностных преступлений преимущественно характеризуется наличием вины в форме прямого умысла.

Субъект преступления должностное лицо, + иностранное д.л., либо д.л. публичной международной организации. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъясняется кто же может быть должностным лицом. Правоприменителю следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (п. 2).

Таким образом, существует три категории должностных лиц:

1. Лица, осуществляющие управленческие функции

2. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции

3. Лица, осуществляющие административно-хозяйственные функции

Т.е согласно постановления пленума ВС РФ должностное лицо это:

1. Тот, кто занимает должность государственной службы по закону (управленческие функции)

2. Тот, кто осуществляет функции представителя власти (организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции)

3. Тот, кто постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (начальники по званию, служебному положению, дружинники, присяжные).

В круг административно-хозяйственных обязанностей входят полномочия по управлению и распоряжению имуществом и де­нежными средствами, находящимися на балансе и банковских Счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Основной момент о котором говорит данное разъяснение пленума ВС РФ это то, что деяние должно совершаться вопреки интересам службы.

Существует и другое разъяснение пленума ВС РФ. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» № 6 от 10 февраля 2000 г.

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих как законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной влас­ти субъектов Российской Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномо­чиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военно­служащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяют­ся распорядительными полномочиями).

В то же время критерии отнесения к категории должностные лица «по признаку» — представитель власти нельзя трактовать ши­роко. Например, попытки применить его к частному нотариусу были совершенно неосновательны, а потому успехом не увенча­лись. По этому поводу Верховный Суд РФ принял специальное решение.

Преступление может быть совершено в связи с выполнением лицом, состоящим на государственной или муниципальной служ­бе, организационно-распорядительных обязанностей, к которым относятся, например, функции по осуществлению руководства коллективом, расстановкой и подбором кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, примене­нию мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не от­носятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям. Но нотариус выполняет иные функции, от которых может зависеть судьба граждан, принятые решения могут значительно повлиять на дальнейшую судьбу человека. Но так дела обстоят в теории Уголовного права, а на практике, же уголовная статистика показывает смешные результаты, а именно дел о получении взятки в 1,5 раза меньше, чем дел о даче взятки. И самое важное!!! Показатели для статистики делают отнюдь не нотариусы и госслужащие, а преподаватели и врачи)).

Законодатель указал, что наказуема взятка не только за дей­ствия (бездействие) либо способствование им в силу должностного положения, но и способствование в виде покровительства или попустительства по службе.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности (благоприятное отношение, защиту, заступничество, поощрение, создание благоприятных условий).

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п.4). Это непротиводействие, снисходительность к чьим-либо недозволенным противоправным действиям.

Лекцию подготовил и прочитал 27.05.2011г в Управлении Минюста России по Карачаево-Черкесской Республике и.о. зав кафедрой уголовного правоприменения Северо-Кавказского юридического института филиала Саратовской академии права Шаманский Д.А.

См.: Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 106; Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.

См.: Лунеев В.В. Настоящей борьбы с коррупцией в России нет / Уголовное право. № 5, 2007. С. 106.

См.: Максимов В.К. Российская коррупционная преступность в зеркале статистики / Представительная власть. № 4. 2003. С. 35.

См.: Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992. С. 25; Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 678; Томас Гоббс. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. — М., 1965, с. 192 – 304; Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369.

См.: Клепецкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве. Комментарий законодательства. М. 2001 год. С. 67; Агильдин В.В., Волков К.А. К вопросу об определении понятия «коррупция» / Следователь. № 2, 2006 год. С. 50.

См.: ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273 // СЗ РФ от 29.12.2008 года, № 52 (часть I) ст. 6228.

См.: Лопашенко Н.А. Коррупциогенные факторы: опасная трансформации нормативного толкования // Законность, № 10, 2009. С. 13-19.

См.: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

См.: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.

В случаях, когда человек сталкивается с определенными сложностями в своей жизни, он стремится найти быстрое и эффективное разрешение своих проблем. Зачастую, способы быстро уладить проблемы могут быть противозаконными и довольно сомнительными. Потому дача взяток по-прежнему остается одной из важнейших проблем любого общества. Несмотря на активное противодействие со стороны государства, борьба с коррупцией идет довольно медленно.

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7(499)703-41-19 Санкт-Петербург и ЛО
+7(812)309-81-76

Взятка как преступление

Получение взятки считается одним из серьезных правонарушений, ответственность за получение взятки будут нести все стороны процесса, как человек, дающий мзду, так и чиновник, решающий за деньги поправить свое материальное положение. В современных реалиях взяточничество считается огромной проблемой, которая способна оказать негативное воздействие как на общественную жизнь, так и на экономическое положение страны.

Несмотря на популярное мнение, что получение взяток и коррупция более характерна для России и стран бывшего СССР, на деле все обстоит совершенно иначе. Взяточничество присуще для всех стран, начиная от развитых, и заканчивая государствами «третьего мира». Во всех странах существуют довольно строгие нормативы, по которым нарушители будут нести суровое наказание за получение необоснованной выгоды.

Однако, само понятие взятки имеет массу расплывчатых значений, потому у пользователей часто возникают проблемы в верном определении всех квалифицирующих признаков. Ввиду этого остановимся на проблемах получения взятки более детально.

Так, в уголовном законодательстве указано, что взятка – это получение должностным лицом и чиновником определенных материальных благ, на которые они не имеют никаких прав. При этом, они за определенное вознаграждение предоставляют взяткодателю услуги, непосредственно связанные с профессиональной или служебной деятельностью чиновника.

Уголовный кодекс РФ четко указывает на тот факт, что взяточничество будет признано преступлением в том случае, если обычные граждане передают некие ценности финансового плана чиновникам и служебным деятелям, которые должны решать их проблемы без дополнительного материального стимулирования.

Еще одной специфической особенностью взятки считают тот факт, что независимо от статуса чиновника и его должности, уголовная ответственность за взяточничество будет одинаковой.

Следовательно, неважно, кто стал взяткополучателем, обычный специалист властной структуры, министр, была дана взятка врачу в районной больничке, наказание для них будет примерно одинаковым, и все будет зависеть исключительно от суммы взятки и некоторых иных параметров.

При этом, нередко пользователи задаются вопросом, что же может быть признано взяткой. Согласно нормам законодательной базы, взяткой будут все предметы и ценности, чья совокупная стоимость выше 3 тыс. рублей. В целом, законодатель в этом вопросе проявляет небывалую гибкость, и потому сюда могут быть отнесены:

  • денежные средства и ценные бумаги;
  • антиквариат и изделия, имеющие некую историческую или культурную ценность;
  • любая документация на обладание имущественными ценностями различного плана;
  • услуги, за которые в обычной жизни чиновник должен был заплатить определенную сумму (ремонт дома, бесплатная путевка в санаторий или курорт и т.д.).

Взамен материальным благам должностное лицо выполняет определенные действия (или бездействие), из-за чего у взяткодателя появляется преимущество перед другими гражданами. Закон четко устанавливает, какие действия будут считаться совершенными за мзду:

  1. Общее покровительство от вышестоящего начальства или должностного лица, в результате чего на ошибки взяткодателя не обращают внимания, и он получает существенные преференции.
  2. Некие деяния, которые пользователь может совершить в силу своих профессиональных возможностей, социального статуса или занимаемой должности.
  3. Попустительство в определенных сферах. Так, взяткодатель изначально рассчитывает на то, что любые его действия никоим образом не будут прокомментированы руководством, и потому он не будет нести никакой ответственности за свои ошибки.
  4. Целенаправленное бездействие, дающее одному из пользователей огромные привилегии в сравнении с другими пользователями.

Нередко получение взятки ошибочно сравнивают с коммерческим подкупом. С одной стороны, оба понятия имеют некоторые характеристики, которые обладают довольно схожими чертами. Однако, в отличии от коммерческого подкупа, взятка имеет более широкий резонанс и распространяется на значительное количество общественных процессов.

В данной ситуации коммерческий подкуп обладает более опасными формами воздействия как на государство, так и на отдельные процессы, курируемые им. В частности, речь идет о вмешательстве в процессы управления, из-за чего огромный ущерб может быть нанесен экономической сфере.

Это объясняется тем, что подкуп способен подорвать функционирование рыночных отношений как таковых, сказаться отрицательно на деятельности коммерческих структур и нарушить основные правила конкуренции, тем самым предоставив кому-то гораздо большие возможности и привилегии.

Но самое важное заключается в том, что все это в совокупности формирует повышенную опасность для экономики государства.

Характеристика преступления

Говоря о правовой характеристике, необходимо принимать в расчет массу вспомогательных моментов, благодаря которым появляется возможность установить сам факт преступления. Должностные лица, повинные в получении противоправных материальных ценностей, совершают преступление, которое устанавливается исходя из всех совершенных получателем действий:

  1. Взяткополучатель приобретает немотивированную финансовую выгоду лично.
  2. Ресурсы материального плана передаются взяточнику через посторонних лиц, которые выступают в качестве посредников. Примечательно, что при установлении факта взяточничества посредники также будут притянуты к ответственности. Избежать наказания они смогут только в двух случаях – если обратились к правоохранителям и сознались в преступлении, или были введены в заблуждение относительно передаваемых через них ценностей, и не знали, что передача несет за собой коррупционный эффект.
  3. Взятка получена за некие действия или бездействие в пользу взяткодателя, в результате чего он получит необоснованные преимущества и выгоды перед другими пользователями.
  4. Поддержка должностного лица в получении необоснованных выгод со стороны прочих чиновников и уполномоченных деятелей.

Отметим, что в ситуации со взяточничеством не могут быть установлены никакие смягчающие обстоятельства. Пользователь, имеющий некие служебные привилегии и пользующийся своими возможностями, получая необоснованное материальное обогащение знает о том, что его действия находятся за гранью общественных и законодательных норм, и в случае раскрытия факта преступления он будет нести наказание.

Состав и квалификационные признаки преступления

Так как получение взятки относят к преступлениям коррупционного плана, в качестве состава преступления тут понимают ряд противоправных действий, направленных на дискредитацию государственной власти.

Так как материальные ценности принимают должностные лица, в обязанности которых входит разрешение любых проблемных ситуаций у граждан, взяточничество способствует тому, что отношение к государству и его ключевым функциям становится скептическим. Уровень доверия падает, и большинство граждан воспринимают государственные службы в качестве отдельных элементов коррупционной деятельности.

Что касается квалификационных признаков получения взятки, то тут в обязательном порядке нужно указать ее конкретный размер. Государство тщательно регламентирует данный вопрос, и устанавливает правило, по которому передача средств в сумме более 3 тыс. рублей будет признано преступлением (мелкое взяточничество).

Законодатель утвердил такие признаки получения взятки:

  • сумма необоснованного материально блага составляет от 25 до 149 тыс. рублей – взятка значительного размера;
  • от 150 тыс. рублей до 999 тыс. рублей – крупный размер взятки;
  • более 1 млн. рублей – взятка в особо крупном размере, которая влечет за собой максимально возможное наказание.

Кроме того, нужно учитывать, что особыми квалифицирующими признаками получения взятки законодатель признает такие параметры:

  1. В преступлении участвовало несколько лиц, между которыми были предварительные договоренности, что дает право говорить о составе организованной группы.
  2. Взятка получена лицом, которое представляет государство и исполняет определенные служебные обязанности, связанные с представлением интересов государства и налаживанием контактов и нормальных взаимоотношений с обычными гражданами.
  3. Пользователь сталкивается с вымогательством взятки. Это означает, что его ставят в такие условия, при которых он понимает, что без материального стимулирования его проблемы не будут приняты к рассмотрению, и никакой реальной поддержки от должностного лица он не дождется.
  4. Систематический факт получения или провокация взятки, то есть чиновник получает мзду не в первый раз, и регулярно использует свои служебные возможности и потенциал для необоснованного обогащения.

Впрочем, в реальной жизни с квалификацией правонарушения возникают некоторые осложнения. Прежде всего они связаны с тем, что определить рецидивирующий характер преступления бывает непросто.

Объект и субъект преступления

Так как получение взятки способно нанести вред государственным интересам, в качестве объекта преступления выступают общественные взаимоотношения, которые направлены на поддержание и функционирование всех государственных институтов и аппаратов.

Что касается объективной стороны, то сюда относят целый спектр параметров, среди которых особое внимание уделяют преимуществам, которые были предложены должностному лицу в качестве взятки. Кроме того, нужно определить, какие именно вещи и предметы были предоставлены в качестве взятки, имелись ли свидетели преступления и т.д.

Субъектом преступления будут выступать все должностные лица, чиновники и прочие специалисты, исполняющие управленческие функции, которые были уличены в получении неправомерной экономической выгоды. Также в качестве субъектов будут рассматриваться граждане, которые передали взятку, а также посредники, если к делу были привлечены посторонние лица.

Здесь также нужно упомянуть о возрастных рамках, начиная с которых нарушитель может быть привлечен к ответственности. Законодатель установил в комментариях, что наказание будет определено для всех лиц, которым на момент совершения преступления исполнилось 16 лет.

Если говорить о субъективной стороне вопроса, то здесь все будет куда сложнее. В обязательном порядке выделяют вину в виде прямого умысла, а также наличие мотивов, связанных с корыстью. Следовательно, если устанавливается факт свершения преступного деяния, автоматически признается, что лицо, получившее необоснованную выгоду, имело корыстные мотивы, что влечет за собой отягчение ответственности.

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7(499)703-41-19 Санкт-Петербург и ЛО
+7(812)309-81-76

Наказание за получение взятки

Ответственность за получение взятки регулируется ст.290 УК РФ. По мнению некоторых экспертов, данный нормативный документ является одним из самых длинных и подробных. Учитывая тот факт, что государство всячески борется с любым коррупционным проявлением, ответственность за необоснованную выгоду посредством получения взятки довольно суровая, и может складываться из нескольких видов наказания.

По сути, статья 290 УК РФ разделена на 5 обособленных частей, в каждой из которой обозначены конкретные ситуации и виды наказаний, которые грозят нарушителям, решившим поправить свое материальное положение благодаря служебному положению и статусу. Рассмотрим более детально, каким образом происходит разделение статьи 290 УК РФ «Получение взятки» на отдельные категории.

Часть 1. Здесь рассматривается взятка, не имеющая никаких отягчающих обстоятельств. То есть, отсутствуют любые параметры и факторы, способные возбудить более суровое наказание. Отметим также и то, что здесь дается определение взяточничества, и определяется перечень лиц, которые могут быть обвинены в получении неправомерных выгод.

По ч.1 статьи «Взятка»предусмотрены следующие виды наказания:

  • штрафные санкции в виде суммы дохода за 2 года, или в виде 1 млн. рублей;
  • дополнительный штраф в виде суммы взятки, увеличенной на коэффициент от 10 до 50;
  • 2-5 лет исправительных работ;
  • 3 года тюремного заключения.

Часть 2. Здесь говорится об определении наказания в ситуациях, когда сумма взятки составляет от 25 до 149 тыс. рублей. Для нарушителей, чьи дела квалифицируются по данной части, предусмотрены такие виды наказания:

  • штраф в 1,5 млн. рублей, или в виде лишения всех доходов за 2 года;
  • дополнительная штрафная санкция в виде 30-60 кратной суммы взятки;
  • тюремный арест на 6 лет.

Часть 3. Здесь статья за взятку рассматривает любые уголовно наказуемые преступления:

  • штраф вымогателю в 2 млн. рублей;
  • дополнительный штраф в виде 40-70 кратного размера взятки;
  • 3 года ареста.

Часть 4. К ней относят всех лиц, занимающих государственные должности, и выступающих в качестве руководителей органов управления. Для них закон подготовил более строгие наказания:

  • 3 млн. рублей в качестве основной суммы штрафа;
  • санкции в виде суммы взятки, умноженной на коэффициент от 60 до 80;
  • 7-летнее тюремное заключение.

Часть 5. Данный норматив устанавливает ответственность за взятку, полученную группой лиц, имеющих крупный размер, или требуемых с пользователя с применением угроз, вымогательства взятки и т.д.:

  • денежная компенсация в 4 млн. рублей;
  • штраф в виде 4-летнего заработка;
  • дополнительная компенсация в бюджет, составляющая от 70 до 90 кратной суммы взятки;
  • 12 лет за решеткой.

Ч.6 ст.290 УК РФ. Эта статья за получение взятки берет самые тяжкие преступления экономического плана, в частности, ситуации, когда сумма неоправданной выгоды превышает 1 млн. рублей (взятки в особо крупном размере). Для нарушителей тут будут самые жесткие меры наказания:

  • компенсация в 5 млн. рублей;
  • штраф в виде 5 летнего дохода;
  • дополнительная компенсация, которая будет передана в бюджет, она рассчитана исходя из суммы взятки, увеличенной в 80-100 раз;
  • запрет на должность должностным лицам, уличенным в преступлении;
  • потеря свободы на срок до 15 лет.

Ефремов Роман Сергеевич

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7(499)703-41-19 Санкт-Петербург и ЛО

Понятие взяточничества

Взяточничеством, грубо говоря, считается такая система отношений между должностными лицами и населением, при котором людям приходится каким-либо образом оплачивать оказываемые первыми услуги и выполняемые работы.

Речь идёт только о тех действиях, которые с точки зрения закона должны быть полностью бесплатными и не требуют никакой дополнительной стимуляции служащих, а являются их прямыми обязанностями.

Во взяточничестве выделяют два основных процесса:

  1. дача взятки осуществляется любым человеком должностному лицу. Передаваться могут как непосредственно денежные средства, так и другие ценности лично взяткодателем или через посредника;
  2. получение взятки заключается в принятии её служащим в обмен на действия, которые являются его служебными обязанностями.

Однако в некоторых случаях передача такой мзды может быть направлена также на бездействие в определённых ситуациях либо общую благосклонность и покровительство на службе.

Смотрите в этой статье, что делать если вас безосновательно обвиняют во взятке.

Коррупция и взяточничество обладают очень важной особенностью: должностное лицо понимает общественную опасность своих действий, осознаёт всю неправомерность и возможные последствия.

Однако взяткополучателя это не останавливает.

Точно так же и взяткодатель должен знать, что осуществляет передачу денежных средств или иных ценностей не в положенной по закону ситуации, а исключительно поощряя незаконную деятельность.

Виды взяточничества

С точки зрения совершения преступления, можно выделить три разновидности взяточничества:

  • получение;
  • дача (подкуп);
  • посредничество в передаче.

А уже непосредственно передаваемую взятку можно классифицировать несколькими способами:

    1. по способу вручения: завуалированная или явная. Первая передаётся под видом денег в долг или подарка к какому-то торжеству. Вторая же открыто даётся за конкретные вещи, которые заранее прямо оговариваются;
    2. по характеру действий: взятка-мздоимство (за положенное поведение) и взятка-лихоимство (за отступление от норм закона);
    3. по времени получения: благодарность (передается уже после заранее оговорённых действий или бездействия) и подкуп (осуществляемый заранее);

    1. по предмету: ценные бумаги и денежные средства, любые деньги и вещи не в обращении (но имеющие денежную ценность), ограниченное в обращении имущество (например, оружие или наркотики), услуги и работы имущественного характера (ремонт или оплата долга должностного лица и прочее), иные имущественные права (предоставление квартиры);

Смотрите дополнительно о процедуре взыскания долгов в судебном порядке.

  1. в зависимости от рода деятельности: деловые взятки (направленные на обеспечение или ускорение уже положенных по закону действий) и тотальный подкуп (осуществляемый заблаговременно с целью избежать каких-то негативных последствий для взяткодателя в будущем). Последний может быть представлен покровительством по службе (то есть разнообразными незаслуженными поощрениями) или попустительством (отсутствием реакции на нарушения или жалобы третьих лиц).

Стоит отдельно упомянуть разновидность взятки, широко распространённую в России. Речь идёт про откат.

Его суть заключается в том, что при выборе поставщика взяткополучатель отдаёт предпочтение какой-то конкретной организации. А за это впоследствии получает определённую сумму или процентную долю от сделки.

Мелкое взяточничество

Не так давно в Уголовный кодекс были внесены изменения, которые привели к появлению новых видов наказания.

В частности, теперь предусмотрено пресечение мелкого взяточничества.

Таковым признаётся дача или получение взятки в размере менее десяти тысяч рублей. Собственно, именно из-за такого относительно небольшого размера платежа этот тип и носит своё название.

Мелкие взятки наиболее широко распространены среди рядовых служащих.

Муниципальные и государственные работники могут в некоторых случаях принимать от населения подношения за выполнение своих обязанностей в более быстром темпе или за оказание каких-то дополнительных услуг, не предусмотренных должностной инструкцией, но связанных с их деятельностью.

Всё это, конечно же, не отменяет того факта, что они при этом совершают преступление.

Кому-то может показаться, что мелкое взяточничество не является по-настоящему существенным опасным деянием, а урон от таких преступлений чрезвычайно мал.

Однако это не так: с необходимостью предложить мелкое подношение сталкивается большая часть населения, как правило – наиболее незащищённые слои.

В то же время взяточничество на столь низком уровне как раз и оказывает непосредственное влияние на авторитет власти.

Наказание за посредничество при передаче взятки

Оказание помощи третьего лица в передаче взятки точно так же уголовно наказуемо.

Меры ответственности за такие действия регламентируются 1 частью 291 статьи Уголовного кодекса.

При этом речь идёт также и о просто обещании передать мзду, и о предложении услуги как таковой.

Посредничество во взяточничестве наказывается штрафом (от 20-кратного сумме взятки до 90-кратного, от 25 тысяч до 500 миллионов), запретом заниматься определённой деятельностью в течение 3 лет.

Возможно также лишение свободы на срок от 3 до 12 лет.

Посредник может быть освобождён от ответственности в случае, если не знал о характере и назначении передаваемых предметов.

Необходимо отметить отдельно, что взяткодатель может быть освобождён от наказания. Для этого необходимо добровольно сообщить о факте передачи мзды в соответствующий орган до возбуждения уголовного дела.

Важно, чтобы написанное заявление было передано именно в ту структуру, которая имеет такое право: освобождать от ответственности.

Коррупция, безусловно, является негативным фактором.

Она оказывает отрицательное влияние не только на благосостояние граждан, но и на их доверие к власти.

Непосредственный вред наносится и самому государству, подрывая его экономическое благосостояние.

В этом случае откаты являются наиболее ярким примером. П

о этой причине правительство активно борется с этим явлением, стараясь противодействовать как получению, так и даче взяток.

Частые вопросы по взяточничеству

Какая сумма не считается взяткой?

Взятка или подарок? Вопрос который возможно решить обратившись к законодательству РФ.

Итак. Взятки, подарки могут носить денежную форму или быть в виде какого-то предмета, сертификата.

В том случае, если взятка носит не денежный характер, то ее размер выражают в денежном эквиваленте.
В соответствии с законодательными нормами РФ:

  1. все что менее 3 000 руб. считается подарком;
  2. 3 000-25 000 руб. называют взяткой;
  3. 25 000-150 000 руб. взятка в значительном размере;
  4. 150 000-1 000 000 руб. взятка в крупном размере;
  5. более 1 000 000 руб. взятка в особо крупном размере.

Что считается подарком, а не взяткой?

Делать подарки или знаки внимания должностным лицам и госслужащим закон не запрещает! Главное, чтоб не взятка. Правда, и что такое «подарок» кодексы не объясняют. Денежных ограничений, вроде «ценник до пяти тысяч – это подарок, а выше – взятка», тоже нет.

Взяткой может стать обычная шоколадка, а шикарный автомобиль быть просто подарком. Все зависит от ситуации. Если должностное лицо с честью выполнило свою служебную обязанность или долг, и вы по каким-то причинам (ну понравился хороший человек!) хотите его отблагодарить, пожалуйста.

Суть в том, чтобы о такой благодарности вы не договаривались заранее, а его услуги для вас были такими же, как для остальных. К примеру, сделал врач пациенту сложнейшую операцию, а тот, выписавшись из больницы, решил доктора отблагодарить – купил ему авто. Это подарок.

Даже брошенная перед операцией фраза «доктор, постарайтесь, отблагодарю!» не сделает подарок взяткой, если врач не совершал ничего незаконного или не оказывал те услуги, которые не могут получить иные пациенты.

Взятка: понятие

Уголовный кодекс определяет взятку как получение должностным лицом из числа служащих государственных и муниципальных органов денежного или иного вознаграждения за оказание определенных услуг, совершение действий или бездействие в адрес лица (взяткодателя), которое предоставило денежные средства, ценности или иные материальные блага.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Взятка может передаваться за покровительство, попустительство, оказание помощи в решении каких-либо задач, которые составляют компетенцию должностного лица, либо на решение которых он может повлиять.

Отличительными чертами взяточничества являются:

  • наличие материальной выгоды получателя;
  • одним из субъектов является должностное лицо;
  • вознаграждение имеет целью совершение действий/бездействие взяткополучателя.

Правонарушением является как дача взятки, так и ее получение. Для того, чтобы предоставление денежных средств и ценностей стало составом преступления, оно может предполагать совершение следующих действий:

  • решение производственных задач: содействие в возможности выиграть тендер, выделении премии лицу, заказ определенного товара в конкретной компании;
  • помощь в продвижении по службе;
  • пренебрежением фактом о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей;
  • закрытие дела об уголовном или административном правонарушении;
  • совершение прочих противоречащих общему порядку действий за вознаграждение.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх