Какой срок административного задержания?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возврате материала об административном правонарушении

Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> района г. <АДРЕС> <ФИО1>, ознакомившись с материалом по делу об административном правонарушении в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения, привлекаемой к административной ответственности по ст.7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

<ДАТА3> мировому судье из Отдела полиции <НОМЕР> УВД по г. <АДРЕС> поступил административный материал в отношении <ФИО2>, привлекаемой к административной ответственности по ст.7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.4 ст.29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Согласно ч.3 ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

При подготовке к рассмотрению и изучении материалов дела об административном правонарушении, судом установлено, что органом, возбудившим дело об административном правонарушении не обеспечено доставление (явка) физического лица, привлекаемого к административной ответственности на рассмотрение дела.

<ДАТА4> Постановлением Президиума Верховного суда РФ был утвержден «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2010 года». Согласно ответа на вопрос <НОМЕР> вышеуказанного обзора, не доставление органом (должностным лицом) лица, привлекаемого к административной ответственности в суд не является основание для возвращения протокола об административном правонарушении. Вместе с тем отмечено, что судья не может обязать орган, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении, за исключением органа внутренних дел, осуществить доставление или привод лица, привлекаемого к административной ответственности, на рассмотрение дела, поскольку указанным лицам КоАП РФ таких полномочий не предоставляет.

Дело об административном правонарушении в отношении <ФИО2> по ст.7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях возбуждено ОП <НОМЕР> УМВД России по г. <АДРЕС>, т.е. органом внутренних дел.

Согласно п.1 ч.1 ст.27.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Согласно ч.3 ст.27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П часть 3 статьи 27.5 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.

Таким образом, направление в суд материала об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, без доставления органом внутренних дел лица, привлекаемого к административной ответственности, делает невозможным рассмотрение дела в установленный законом срок, в день получения мировым судьей протокола об административном правонарушении.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4, ч.1 п.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возвратить материал об административном правонарушении в отношении <ФИО2>, привлекаемой к административной ответственности по ст.7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ОП <НОМЕР> УМВД России по г. <АДРЕС> для надлежащего оформления.

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

В территориальных органах МВД России осуществляются прием, регистрация и разрешение следующих заявлений:

1. О преступлении — письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации <1> об обнаружении признаков преступления; материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

2. Об административном правонарушении — письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

3. О происшествии — письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях <1>, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

Прием, регистрация и разрешение следующих сообщений:

1. О преступлении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта.

2. Об административном правонарушении — сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

3. О происшествии — изложенное в устной форме заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом постом (постами) полиции подразделения вневедомственной охраны полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации , о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

При регистрации заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поступивших в дежурную часть, на свободном от текста месте лицевой или оборотной сторон документа, зарегистрированного в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп. В оттиск штампа оперативный дежурный дежурной части вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

После регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) территориального органа МВД России.

Проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя (начальника отдела, отделения полиции либо его заместителя) или лиц, их замещающих, а также руководителя органа предварительного следствия территориального органа МВД России, осуществляющего соответствующие процессуальные полномочия руководителя следственного органа, либо его заместителя.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

1. О возбуждении уголовного дела.

2. Об отказе в возбуждении уголовного дела.

3. О передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

1. О возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

3. О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

4. О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:

1. О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

2. О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

3. О приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП.

4. О приобщении заявления о происшествии к розыскному делу.

5. О передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

О результатах рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии, когда данные, указывающие на признаки преступления, событие административного правонарушения, не обнаружены, сотрудником органов внутренних дел, осуществляющим рассмотрение заявления (сообщения) о происшествии, либо иным сотрудником, назначенным руководителем (начальником) территориального органа МВД России, составляется рапорт на имя руководителя (начальника) территориального органа МВД России. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России в течение суток принимает решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Новая редакция Ст. 27.5 КоАП РФ

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Комментарий к Статье 27.5 КоАП РФ

1. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. Административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.

2. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Учитывая, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Представляется необходимым закрепить в законодательстве максимальный срок вытрезвления, а также закрепить право задержанного лица на проведение проверки его состояния с обязательным участием врача-нарколога.

Другой комментарий к Ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административное задержание временно ограничивает право на передвижение, на личную неприкосновенность, поэтому оно может применяться только в случаях и на срок, предусмотренный федеральным законом. В соответствии с комментируемой статьей этот срок не должен превышать трех часов. Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел, налоговой полиции, таможенного органа, военной комендатуры, органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.

2. Данная статья предусматривает в ряде случаев и более длительные сроки административного задержания. На срок до 48 часов для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.

3. Согласно п.6 ст.22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние правонарушители могут находиться в центре временной изоляции органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. О помещении в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей незамедлительно, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор по месту расположения указанного центра.

4. В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, с санкции прокурора могут быть задержаны на срок до десяти суток. Эти лица помещаются в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения их личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи.

Конституция Украины гарантирует: каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена ​​возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника (ч. 4 ст. 29).

Вместе с тем, несмотря на указанную выше Конституционную норму, а также отработанный годами механизм, довольно распространены случаи нарушения гарантированных Основным Законом нашей страны прав и свобод человека и гражданина при административном задержании.

Поэтому обратимся к основным аспектам административного задержания.

Прежде всего, заметим, что нормативно-правовую основу административного задержания органами внутренних дел в настоящее время составляют:

— Кодекс Украины об административных правонарушениях;

— Законы Украины «О милиции» (утратил в силу с 7 ноября 2015 года), «О Национальной полиции» (№ 580-VIII от 2 июля 2015) и «О бесплатной правовой помощи» (№ 3460-VI от 2 июня 2011 )

— Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях в органах внутренних дел Украины (утверждена приказом Министерства внутренних дел Украины от 4 октября 2013 № 950);

— Приказ Министерства внутренних дел Украины «Об организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, направленной на защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств» от 28 апреля 2009 года № 181;

— Порядок информирования центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о случаях задержания лиц (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2011 № 1363).

Во-вторых, пошагово раскроем саму процедуру такого задержания. Так, частью 1 статьи 261 КоАП определено, что административное задержание лица допускается в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

При этом, об административном задержании обязательно составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, производится органами внутренних дел (Национальной полицией), в том числе, при совершении мелкого хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию полицейского, публичных призывов к невыполнению требований полицейского, нарушение правил о валютных операциях, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, при нарушении правил дорожного движения, а также в других случаях определенных действующим законодательством (п. 1 ч. 2 ст. 262 КУоАП).

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О Национальной полиции» полиция в соответствии с возложенными на нее задачами, доставляет в случаях и порядке, определенных законом, задержанных лиц, подозреваемых в совершении уголовного преступления и лиц, совершивших административное правонарушение.

В протоколе об административном задержании обязательно указываются:

— дата и место его составления (число, месяц, год, название населенного пункта)

— должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол (специальное звание, фамилия, имя и отчество)

— время и мотивы задержания (указываются наименование ОВД, куда доставлен лицо, совершившее административное правонарушение, его местонахождение; число, месяц, год, а также время доставки; часть статьи и статья КоАП, которыми предусмотрена административная ответственность лица за совершенное административное правонарушение, а также мотивы задержания, среди которых: прекращение административного правонарушения, другие меры воздействия; составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела).

При составлении протокола об административном задержании должностное лицо, осуществляющее административное задержание, разъясняет лицу, совершившему административное правонарушение, его права, предусмотренные ст 55, 56, 59, 63 Конституции Украины и ст. 268 КУоАП.

В частности, задержанному разъясняются его права такие, как: ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу (ст. 268 КУоАП).

Следует заметить, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи» лица, к которым применено административное задержание, имеют право на правовые услуги, состоящие в: осуществлении представительства их интересов в судах, других государственных органах (в частности, органах внутренних дел), органах местного самоуправления, перед другими лицами; составлении документов процессуального характера.

Об этом в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись и указываются число, месяц, год и время, кого сообщено и каким образом.

При невозможности проинформировать родственников и в случае отказа задержанного предоставить информацию для их сообщение об этом делается соответствующая запись задержанного и должностного лица, составившего протокол об административном задержании, с указанием уважительных причин.

О задержании несовершеннолетнего обязательно сообщают его родителей или лиц, их заменяющих. В протоколе об административном задержании отмечается время, дата сообщения, кого сообщено и каким образом.

По общему правилу административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов (ст. 263 КУоАП).

Согласно действующему законодательству при административном задержании может проводиться личный досмотр, досмотр вещей, а также осуществляться изъятие вещей и документов.

При этом, личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемого и в присутствии двух понятых того же пола.

О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии вещей и документов также составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Важно обратить внимание также на то, что полиция наполняет и поддерживает в актуальном состоянии базы (банки) данных, входящих в единую информационную систему Министерства внутренних дел Украины, в отношении лиц, задержанных по подозрению в совершении административных правонарушений (административное задержание) (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 580-VIII). Во время наполнения баз (банков) данных, в указанном случае, полиция обеспечивает сбор, накопление мультимедийной информации (фото, видео, звукозапись) и биометрических данных (дактилокарткы, образцы ДНК) задержанных лиц.

Итак, возможно получение мультимедийной информации по админзадержанных лица, а также отнятие ее биометрических данных.

В-третьих, по результатам анализа практики применения приведенных правовых норм, обратим внимание на наиболее распространенные нарушения, которые имеют место во время административного задержания, поскольку, как говорят: «Предупрежден, значит вооружен».

Итак, такими нарушениями являются: составление протокола задержания неуполномоченным лицом; отсутствие подписи должностного лица, составившего протокол; отсутствие отметок о задержании; отсутствие подписи задержанного об ознакомлении его с правами; отсутствие отметок о том, кого и когда сообщено о задержании; нарушение сроков уведомления или вообще несообщение об административном задержании лиц, определенных законодательством; отсутствие данных о понятых (в случае личного досмотра).

И напоследок заметим. Когда задержанное лицо освобожден от места его пребывания, в протоколе об административном задержании указываются: дата, время и основания освобождения задержанного; вещи, предметы или документы, которые возвращено ей при увольнении; при наличии замечаний и жалоб на действия сотрудников ОВД делается соответствующая запись с указанием их сути.

Кроме того, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов может быть обжаловано заинтересованным лицом в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) в отношении органа (должностного лица), который применил эти меры, или в суд.

Обжалование мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не останавливает их выполнения.

Кроме того, лицо, которому применением административного задержания причинен вред, имеет право на его возмещение.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх