ККС судей

Содержание

Регламент Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
V Всероссийским съездом судей
29 ноября 2000 года
(Российская юстиция, 2001, N 4)

Глава 1. Общие положения

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации (далее — Высшая квалификационная коллегия) создается на основании ст.18 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и осуществляет свою работу в соответствии с Положением о квалификационных коллегиях судей и Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации, и настоящим Регламентом.

Статья 2

1. Высшая квалификационная коллегия избирается тайным голосованием Всероссийским съездом судей и состоит из самостоятельных секций, образуемых из судей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.

2. Количественный состав Высшей квалификационной коллегии устанавливается Всероссийским съездом судей.

Статья 3

Компетенция Высшей квалификационной коллегии определяется Положением о квалификационных коллегиях судей и Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации.
Высшая квалификационная коллегия вправе в исключительных случаях принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других квалификационных коллегий, до их рассмотрения этими коллегиями.

Статья 4

Вопросы, относящиеся к компетенции Высшей квалификационной коллегии, рассматриваются на общих (пленарных) заседаниях и на заседаниях секций.

Глава 2. Председатель Высшей квалификационной коллегии. Заместители председателя Высшей квалификационной коллегии. Секретарь Высшей квалификационной коллегии и секретари секций Высшей квалификационной коллегии судей

1. Председатель Высшей квалификационной коллегии избирается съездом судей Российской Федерации или на первом общем (пленарном) заседании из числа ее членов. Порядок избрания председателя Высшей квалификационной коллегии определяется съездом судей Российской Федерации.

2. При принятии решения об избрании председателя Высшей квалификационной коллегии съездом съезд определяет порядок выдвижения кандидатур и голосования.

3. При принятии съездом решения об избрании председателя Высшей квалификационной коллегии на первом пленарном заседании коллегии он избирается из числа членов Высшей квалификационной коллегии открытым или тайным голосованием.

4. Первое пленарное заседание Высшей квалификационной коллегии судей собирает и проводит председатель Совета судей Российской Федерации.

5. Кандидатов на должность председателя Высшей квалификационной коллегии выдвигают секции и члены Высшей квалификационной коллегии.

6. В ходе обсуждения кандидаты выступают на пленарном заседании и отвечают на вопросы членов Высшей квалификационной коллегии.

7. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность председателя Высшей квалификационной коллегии, за исключением лиц, заявивших самоотвод, который принимается без голосования.

8. Кандидат считается избранным председателем Высшей квалификационной коллегии, если за него проголосовало более половины от общего числа избранных членов Высшей квалификационной коллегии.

9. При выдвижении на должность председателя Высшей квалификационной коллегии более двух кандидатов и если ни один из них не набрал требуемого для избрания, числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим, наибольшее число голосов. При этом каждый член Высшей квалификационной коллегии может голосовать только за одного кандидата.

10. Избранным на должность председателя Высшей квалификационной коллегии по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа избранных членов Высшей квалификационной коллегии.

11. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов, Высшая квалификационная коллегия на очередном пленарном заседание проводит повторные выборы.

12. Председатель Высшей квалификационной коллегии, секретарь коллегии, председатели секций, их заместители и секретари секций могут быть переизбраны по их инициативе. Вопрос об их переизбрании может быть поставлен по инициативе Президиума Высшей квалификационной коллегии или по инициативе не менее одной четверти от общего числа избранных членов Высшей квалификационной коллегии.

13. Решение о переизбрании председателя Высшей квалификационной коллегии, секретаря коллегии, председателей секций, их заместителей и секретарей секций считается принятым, если за него проголосовало соответственно большинство от общего числа членов Высшей квалификационной коллегии и соответствующем секции Высшей квалификационной коллегии.

Статья 6

1. Заместителями председателя Высшей квалификационной коллегии являются председатели секций, из которых состоит Высшая квалификационная коллегия.

2. Председатели секций, их заместители избираются на заседании секции из числа ее членов открытым голосованием.

3. Кандидаты на должности председателей секций и их заместителей, не заявившие самоотвод, включаются в список для голосования.

4. Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово для выступления и ответов на вопросы членов секции.

5. Избранными на должности председателей секций и их заместителей считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа избранных членов секции.

Статья 7

1. Секретарем Высшей квалификационной коллегии и секретарем соответствующей секции являются соответственно член Высшей квалификационной коллегии и члены соответствующей секции Высшей квалификационной коллегии, избираемые на эту должность на пленарном заседании Высшей квалификационной коллегии и соответствующей секции Высшей квалификационной коллегии.

2. Секретарь считается избранным, если за него проголосовало соответственно большинство от общего числа членов Высшей квалификационной коллегии и большинство общего числа членов соответствующей секции Высшей квалификационной коллегии.

3. Секретарь Высшей квалификационной коллегии и секретарь соответствующей секции Высшей квалификационной коллегии выполняют свои функции в соответствии с настоящим Регламентом и поручениями председателя Высшей квалификационной коллегии и председателей соответствующих секций Высшей квалификационной коллегии.

4. Секретарь Высшей квалификационной коллегии и секретарь секции Высшей квалификационной коллегии подписывают соответственно протокол заседания Высшей квалификационной коллегии и протокол заседания соответствующей секции Высшей квалификационной коллегии.

Статья 8

1. Председатель Высшей квалификационной коллегии:
а) ведет пленарные заседания;
б) организует работу Высшей квалификационной коллегии и Президиума Высшей квалификационной коллегии;
в) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Высшей квалификационной коллегии;
г) представляет Высшую квалификационную коллегию во взаимоотношениях с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, с органами судебного сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств;
д) осуществляет подготовку заседаний Высшей квалификационной коллегии, определяет время и место проведения заседания, круг лиц, подлежащих приглашению на заседание;
е) подписывает заключения и решения Высшей квалификационной коллегии, протоколы заседаний Высшей квалификационной коллегии;
ж) поручает членам Высшей квалификационной коллегии и другим лицам, указанным в пункте 3 статьи 11 настоящего Регламента, проведение проверки по поступившим жалобам и представлениям, принимает решение о включении в проект повестки пленарного заседания Высшей квалификационной коллегии поступивших для рассмотрения материалов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Регламента.

Статья 9

1. Заместители председателя Высшей квалификационной коллегии (председатели секций):
а) замещают председателя Высшей квалификационной коллегии в его отсутствие;
б) в порядке очередности, а также по поручениям председателя Высшей квалификационной коллегии осуществляют подготовку заседаний Высшей квалификационной коллегии;
в) ведут пленарные заседания в отсутствие председателя Высшей квалификационной коллегии или по его поручению;
г) организуют работу своих секций;
д) ведут заседания своих секций;
е) подписывают протоколы заседаний соответствующей секции Высшей квалификационной коллегии, заключения и решения соответствующей секции Высшей квалификационной коллегии.

Глава 3. Президиум Высшей квалификационной коллегии

1. Президиум Высшей квалификационной коллегии является исполнительным органом коллегии и ей подотчетен.

2. Президиум Высшей квалификационной коллегии создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Высшей квалификационной коллегии.

3. Президиум Высшей квалификационной коллегии состоит из председателя коллегии и его заместителей.

Статья 11

1. Президиум Высшей квалификационной коллегии:
а) принимает при необходимости решение о включении вопросов в проект повестки дня очередного пленарного заседания;
б) назначает соответствующую секцию или отдельных членов Высшей квалификационной коллегии ответственными за подготовку вопросов повестки и определяет срок подготовки материалов к заседанию.

2. Президиум Высшей квалификационной коллегии принимает решение о вынесении на рассмотрение Высшей квалификационной коллегии поступивших представлений и обращений о совершении судьей поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, а также о нарушении им Кодекса чести судьи при наличии в материалах сведений, подтверждающих указанные обстоятельства.

3. Президиум в необходимых случаях организует проверку обоснованности сведений, содержащихся в представлениях и обращениях о совершении судьей поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. Проверка указанных сведений может быть, в частности, поручена председателю суда, где исполняет свои обязанности судья, на которого, поступило обращение, членам Высшей квалификационной коллегии, членам Совета судей Российской Федерации, членам региональной квалификационной коллегии судей или совета судей, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, входящим в его систему органам.

Глава 4. Общее (пленарное) заседание Высшей квалификационной коллегии. Заседание секции Высшей квалификационной коллегии

1. На общем (пленарном) заседании Высшая квалификационная коллегия:
а) рассматривает вопросы, предусмотренные подпунктами 4-9 пункта 13 Положения о квалификационных коллегиях судей;
б) рассматривает вопросы, внесенные секцией на рассмотрение общего (пленарного) заседания и не относящиеся к компетенции секций;
в) заслушивает сообщения председателей секций о проделанной работе;
г) изучает практику работы квалификационных коллегий судей и дает рекомендации по совершенствованию их деятельности;
д) анализирует практику работы Высшей квалификационной коллегии судей.

2. На заседании секции Высшей квалификационной коллегии рассматриваются вопросы, предусмотренные подпунктами 1-3 пункта 13 Положения о квалификационных коллегиях судей.

3. Высшая квалификационная коллегия в пределах своих прав и полномочий может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные документы.

Статья 13

1. Общие (пленарные) заседания Высшей квалификационной коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

2. Внеочередное общее (пленарное) заседание Высшей квалификационной коллегии созывается по инициативе Президиума Высшей квалификационной коллегии, председателя Высшей квалификационной коллегии, председателей секций или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов Высшей квалификационной коллегии.

3. Заседания секций Высшей квалификационной коллегии проводятся по мере необходимости.

Статья 14

1. Члены Высшей квалификационной коллегии, ответственные за подготовку вопроса повестки дня общего (пленарного) заседания Высшей квалификационной коллегии или заседания секции, извещаются об этом заблаговременно.

2. Члены Высшей квалификационной коллегии заблаговременно извещаются о дне и часе проведения общего (пленарного) заседания Высшей квалификационной коллегии или заседания секции, а также о вопросах, включенных в проект повестки дня.

Статья 15

1. Общее (пленарное) заседание Высшей квалификационной коллегии или заседания секции является правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Высшей квалификационной коллегии или членов соответствующей секции Высшей квалификационной коллегии.

2. Член Высшей квалификационной коллегии обязан присутствовать на ее общих (пленарных) заседаниях, а также на заседаниях соответствующих секций.

3. О невозможности присутствовать на общем (пленарном) заседании Высшей квалификационной коллегии или на заседании секции член Высшей квалификационной коллегии информирует председателя (председателей секций) Высшей квалификационной коллегии.

Статья 16

1. Судья, в отношении которого возбуждено производство в Высшей квалификационной коллегии, заблаговременно, не позднее чем за 7 дней, извещается о времени и месте проведения заседания Высшей квалификационной коллегии.

2. Судья имеет право знакомиться с имеющимися в Высшей квалификационной коллегии материалами и представлять свои возражения и замечания, кроме случаев рассмотрения представления о даче согласия на возбуждение уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности, заключение под стражу и привод.

3. В случае неявки судьи, извещенного надлежащим образом о времени и месте заседания Высшей квалификационной коллегии или секции Высшей квалификациейной коллегии, Высшая квалификационная коллегия иди секция Высшей квалификационной коллегии может рассмотреть вопрос в его отсутствие, если он не просил о переносе срока рассмотрения или не известил Высшую квалификационную коллегию о невозможности своего участия в заседании по уважительной причине либо уклоняется от явки на заседание квалификационной коллегии судей.

Статья 17

1. В общем (пленарном) заседании Высшей квалификационной коллегии или заседании секции могут принимать участие и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам председатели и заместители председателей судов, председатель, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации или по его поручению работники Верховного Суда Российской Федерации, Председатель, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или по его поручению работники Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководители Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, председатель и заместители председателя Совета судей Российской Федерации, председатель и заместители председателя советов судей, других квалификационных коллегий судей или их представители, которые извещаются и времени и месте заседания.

2. На заседание Высшей квалификационной коллегии по инициативе Президиума Высшей квалификационной коллегии, председателя, заместителей председателя Высшей квалификационной коллегии, а также по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов Высшей квалификационной коллегии могут быть приглашены представители законодательных органов государственной власти, ученые-юристы, а также представители средств массовой информации. Решение об этом принимается Президиумом Высшей квалификационной коллегии при подготовке заседания или на заседании Высшей квалификационной коллегии. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Президиума Высшей квалификационной коллегии или Высшей квалификационной коллегии, принявших участие в голосовании.

3. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе ознакомиться с материалами, имеющимися а Высшей квалификационной коллегии по вопросам, вынесенным .на рассмотрение пленарного заседания Высшей квалификационной коллегии.

Статья 18

1. Общее (пленарное) заседание проводит председатель Высшей квалификационной коллегии или его заместители.

2. Заседание секции проводит председатель секции или его заместитель.

3. Председательствующий на общем (пленарном) заседании Высшей квалификационной коллегии или на заседании секции:
а) руководит общим ходом заседания в соответствии с настоящим Регламентом;
б) контролирует ведение протоколов заседания Высшей квалификационной коллегии или заседания секции и подписывает указанные протоколы.

4. Председательствующий открывает заседание и объявляет, какой вопрос подлежит рассмотрению. Затем председательствующий выясняет, кто явился по обсуждаемому вопросу, после чего Высшая квалификационная коллегия принимает решение о возможности рассмотрения этого вопроса.
Председательствующий выясняет у участников заседания об имеющихся у них ходатайствах. По каждому заявленному ходатайству Высшая квалификационная коллегия (секция) принимает решение, которое заносится в протокол заседания коллегии (секции).

5. Рассмотрение вопроса начинается докладом одного из членов Высшей квалификационной коллегии, который излагает существо вопроса, доводы представления или жалобы и поступившие на них объяснения, содержание представленных письменных материалов, а также сообщает иные данные, которые необходимы для принятия решения.
Докладчику могут быть заданы вопросы другими членами Высшей квалификационной коллегии, принимающими участие в заседании.

6. После доклада Высшая квалификационная коллегия заслушивает объяснения явившихся в заседание лиц, которых касается рассматриваемый вопрос, или их представителей.
Сначала выступает лицо, внесшее представление или подавшее жалобу, или их представители. После объяснений названных лиц им могут быть заданы вопросы членами коллегии, судьей, в отношении которого рассматривается материал, а также лицами, указанными в пункте 1 статьи 17 настоящего Регламента.

7. При необходимости исследования фактических обстоятельств, исследование которых отнесено к ведению Высшей квалификационной коллегии, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.
Свидетелю перед заслушиванием его показаний разъясняется значение и необходимость дачи правдивых показаний.
Свидетель сообщает коллегии обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого вопроса, которые известны ему лично, отвечает на вопросы членов коллегии, судьи, в отношении которого рассматривается материал, и лиц, указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Регламента. При необходимости свидетель может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.

8. В заседание коллегии может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями, касающимися рассматриваемого вопроса. Вопросы, по которым должно быть дано заключение, определяются докладчиком — членом Высшей квалификационной коллегии и членами Высшей квалификационной коллегии.
Эксперту перед выступлением разъясняется значение и необходимость дачи правдивого и объективного заключения.
Эксперт вправе с разрешения Высшей квалификационной коллегии знакомиться с имеющимися материалами по рассматриваемому вопросу, задавать вопросы участвующим в заседании лицам, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы членов Высшей квалификационной коллегии.

9. В заседании Высшей квалификационной коллегии по инициативе членов коллегии или ходатайству участвующих в заседании лиц могут быть оглашены документы.
Документы, исследованные Высшей квалификационной коллегией, подлежат по ее решению приобщению к рассматриваемым материалам в подлинниках или в заверенных копиях.

10. По окончании исследования Высшей квалификационной коллегией обстоятельств, касающихся рассматриваемого вопроса, заслушиваются заключительные выступления участвующих в заседании лиц и (или) их представителей.

Статья 19

В целях принятия справедливого решения обсуждение вопросов повестки дня общего (пленарного) заседания Высшей квалификационной коллегии проводится в обстановке доброжелательности и должно способствовать объективному анализу представленных материалов, результатов их проверки, а также высказанных в ходе обсуждения возражений и мнений членов Высшей квалификационной коллегии и приглашенных лиц.

Статья 20

1. По рассматриваемым на общем (пленарном) заседании или на заседании секции вопросам Высшая квалификационная коллегия или секция Высшей квалификационной коллегии принимают решения и дают заключения.
Решения и заключения секции принимаются от имени Высшей квалификационной коллегии.

2. Решение и заключение считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов Высшей квалификационной коллегии или секции, принявших участие в заседании.

3. Голосование или принятие решения либо дача заключения проводятся в отсутствие судьи, в отношении которого рассматривается вопрос, а также приглашенных и иных лиц, присутствовавших на заседании.
Член Высшей квалификационной коллегии судей может изложить свое особое мнение в письменном виде, которое приобщается к материалам дела.

4. Решение и заключение Высшей квалификационной коллегии или секции объявляются сразу после их принятия. Решение Высшей квалификационной коллегии или секции после его объявления составляется в письменном виде, должно быть мотивировано и подписывается председательствующим и всеми членами Высшей квалификационной коллегии (секции), принимавшими участие в голосовании.
Заключение Высшей квалификационной коллегии или секции составляется в письменном виде и подписывается всеми членами Высшей квалификационной коллегии (секции), принимавшими участие в голосовании.

5. Высшая квалификационная коллегия вправе отменить или изменить свое заключение по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 21

1. В заседании Высшей квалификационной коллегии или секции по каждому рассматриваемому вопросу секретарем коллегии или секции ведется отдельный протокол, в котором отражаются все необходимые сведения о ходе заседания. При отсутствии секретаря коллегии (секции) его обязанности временно возлагаются на одного из членов Высшей квалификационной коллегии.

2. Протокол подписывается председательствующим и секретарем.

3. Лицо, в отношении которого рассмотрен вопрос, и лицо, внесшее представление, вправе ознакомиться с протоколом заседания Высшей квалификационной коллегии или секции и всеми материалами по рассматриваемому вопросу.

4. Решения Высшей квалификационной коллегии могут быть обжалованы в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации.

Текст документа сверен по:

«Судебная система РФ.
Сборник нормативных актов»,
Москва, 2004 год

О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Челябинской области

ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 30 мая 2002 года N 82-ЗО
О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Челябинской области

(в редакции Законов Челябинской области от 25.09.2003 N 179-ЗО, от 23.06.2011 N 147-ЗО, от 03.09.2019 N 935-ЗО)

Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 30 мая 2002 г. N 520

Статья 1. Общие положения

Представители общественности в квалификационную коллегию судей Челябинской области (далее — представители общественности) назначаются Законодательным Собранием Челябинской области (далее — Законодательным Собранием) из числа граждан Российской Федерации, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 8 статьи 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

Статья 2. Порядок выдвижения кандидатур на назначение представителями общественности

1. Кандидатуры на назначение представителями общественности выдвигаются общественными объединениями, созданными в соответствии с федеральными законами, а также в порядке самовыдвижения в течение пятнадцати дней со дня опубликования в официальных изданиях органов государственной власти Челябинской области извещения Законодательного Собрания о дате предполагаемого назначения представителей общественности.

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

2. Одно общественное объединение не может выдвигать более одной кандидатуры на назначение представителем общественности.

3. В Законодательное Собрание не позднее двадцати дней со дня опубликования извещения Законодательного Собрания о дате предполагаемого назначения представителей общественности представляются следующие документы:

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

1) учредительные документы общественного объединения;

2) протокол собрания (решение) общественного объединения о выдвижении кандидатуры на назначение представителем общественности;

3) заявление кандидата на назначение представителем общественности, выражающее его согласие на назначение представителем общественности (заявление о самовыдвижении), адресованное Законодательному Собранию;

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

4) документы, удостоверяющие личность кандидата на назначение представителем общественности;

5) анкета по форме согласно приложению к настоящему Закону;

6) документы о высшем юридическом образовании кандидата на назначение представителем общественности;

7) копия трудовой книжки кандидата на назначение представителем общественности;

8) не менее трех письменных рекомендаций на назначение представителем общественности в случае самовыдвижения.

4. Документы, указанные в подпунктах 4 и 6 пункта 3 настоящей статьи, представляются в Законодательное Собрание вместе с их копиями.

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

5. Кандидат на назначение представителем общественности может представить документы, подтверждающие наличие ученой степени, ученого звания, иные документы по желанию кандидата.

6. Законодательное Собрание вправе организовать проверку достоверности представленных сведений, а также запросить информацию об отсутствии порочащих кандидата поступков.

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

7. В случае выявления документов или сведений о кандидате на назначение представителем общественности, не соответствующих действительности либо не отвечающих требованиям, предъявляемым к кандидатам на назначение представителями общественности, кандидат не включается в список для голосования на заседании Законодательного Собрания.

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

Статья 3. Принятие решения о назначении представителей общественности

1. Решение о назначении представителей общественности принимается на заседании Законодательного Собрания большинством от числа избранных депутатов Законодательного Собрания не ранее чем по истечении сорока пяти дней со дня опубликования извещения Законодательного Собрания о дате предполагаемого назначения представителей общественности.

(в ред. Законов Челябинской области от 25.09.2003 N 179-ЗО, от 23.06.2011 N 147-ЗО)

2. Решение о назначении представителей общественности оформляется постановлением Законодательного Собрания.

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

Статья 4. Отбор кандидатур на назначение представителями общественности

1. На заседание Законодательного Собрания представляется список всех кандидатур на назначение представителями общественности, поступивших в Законодательное Собрание и отвечающих требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», с приложением материалов, указанных в статье 2 настоящего Закона, а также решение президиума Законодательного Собрания с указанием списка кандидатур, рекомендуемых к назначению представителями общественности.

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

2. Голосование по вопросу назначения представителей общественности производится отдельно по списку кандидатур, рекомендованных президиумом Законодательного Собрания к назначению представителями общественности, а затем по списку оставшихся кандидатур.

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

3. По списку оставшихся (неназначенных) кандидатур принимается постановление Законодательного Собрания об их отклонении.

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

Статья 5. Назначение представителей общественности вместо выбывших

1. Полномочия представителей общественности могут быть прекращены досрочно по основаниям, указанным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

2. Решение о досрочном прекращении полномочий представителей общественности принимается Законодательным Собранием в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона.

(в ред. Закона Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО)

3. Назначение представителей общественности вместо выбывших осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН

07.06.2002
г. Челябинск

N 82-ЗО от 30 мая 2002 года

Приложение

Приложение. Анкета

к Закону
Челябинской области
«О порядке назначения представителей
общественности в квалификационную
коллегию судей Челябинской области»
(в ред. Законов Челябинской области от 23.06.2011 N 147-ЗО, от 03.09.2019 N 935-ЗО)

&nbsp

АНКЕТА

1. Фамилия ___________________________________________________

имя, отчество ________________________________________________

2. Число, месяц, год рождения ________________________________

3. Адрес места жительства, телефон ___________________________

4. Серия и номер паспорта, кем и когда выдан _________________

5. Образование (указать наименование учебного заведения, дату

окончания, номер документа об образовании) _______________________

6. Трудовая деятельность _____________________________________

7. Дополнительные сведения ___________________________________

Дата заполнения Подпись

Указом президента РФ В. Путина в Квалификационную коллегию судей Кабардино-Балкарии направлен специальный представитель президента Николай Щербинин. Его представил в Верховном суде КБР главный федеральный инспектор по Кабардино-Балкарии Геннадий Синюков. Как сообщил корреспонденту «Кавказского узла» председатель Квалификационной коллегии судей КБР Борис Мальбахов, «представитель президента РФ будет таким же членом коллегии, как и любой из уже действующих членов, в том числе представителей общественности. Никакими особыми полномочиями он не наделен». Борис Мальбахов также сказал, что «Квалификационная коллегия сама осуществляет надзор, и нет нужды надзирать за ней».

Между тем, по информации из Аппарата Представителя Президента РФ в ЮФО, больше всех жалоб граждан, адресованных Д.Козаку из региона, в том числе и Кабардино-Балкарии, касаются судебных органов.

Комментируя ситуацию, адвокат Исхак Кучуков отметил, что назначение спецпредставителя в Квалификационной коллегии судей КБФ — отрадный факт: «Квалификационная коллегия судей не выполняет те функции, которые призвана выполнять по закону. Она превратилась в коллегиальный бесконтрольный орган, работающий по заранее установленной схеме».

Исхак Кучуков сказал, что проблемы начинаются при формировании судейского корпуса. «Дело обстоит так, что с квалификационной коллегии судей никто ничего спросить не может, даже если коллегия рекомендует в судьи глухонемого. Ему и говорить не нужно, если вопрос решен заранее…». По мнению Исхака Кучукова, на сегодняшний день самая востребованная профессия — это профессия судьи. «В судьи рвутся начальники разного уровня из системы МВД, прокуроры районного и республиканского уровня, работники налоговых органов, работники банковской сферы и даже работники рынков».

«Почему работники иных сфер деятельности, никогда не переступавшие порог судебного присутствия, не робеют перед судейским креслом, почему они не сомневаются в том, что знаний может не хватить, что судья- это очень ответственно? Ведь никто же из них не рвется работать хирургом и вырезать аппендицит, не зная, где он расположен? А может, суд уже стал той сферой, где знания и опыт не нужны, где судья никакой ответственности не несет, а зарплата и неконтролируемый доход достаточно высоки?», — говорит адвокат из Кабардино-Балкарии Исхак Кучуков.

Один из органов судейского сообщества, формируемый для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

В. к. к. с. рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения. Формируется на 4 года в количестве 29 членов. От каждого звена судебной системы РФ в В. к. к. с. избираются члены из числа судей в соответствии с нормами представительства, определенными Федеральным законом от 14 марта 2002 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». 10 членов коллегии являются представителями общественности, которые назначаются СФ. Один член коллегии — представитель Президента РФ, назначается Президентом РФ.

Судьи в состав В. к. к. с. избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избрание судей в состав В. к. к. с. вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ.

Полномочия члена В. к. к. с. из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинарного проступка, либо в случае его отсутствия на заседаниях коллегии в течение 4 месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов В. к. к. с. из числа судей принимается Всероссийским съездом судей, а в период между съездами — Советом судей РФ. Полномочия членов В. к. к. с. — представителей общественности по решению СФ могут быть досрочно прекращены в случаях совершения ими порочащего поступка, а также систематического неисполнения ими обязанностей членов В. к. к. с. Полномочия члена В. к. к. с. — представителя Президента РФ могут быть досрочно прекращены Президентом РФ.

Для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы В. к. к. с., образуется ее рабочий орган — Президиум, который подотчетен ей и состоит из председателя В. к. к. с. и 3 его заместителей, избираемых из числа членов В. к. к. с.

Деменева Анна Валентиновна

В течение трех лет в Свердловской области нарушаются норма федерального и норма областного закона, устанавливающие требования к количеству представителей общественности в квалификационной коллегии судей.

Поскольку порядок голосования о выборе представителей общественности установлен не областным законом, являющимся нормативным актом, а Регламентом общего собрания Палат Законодательного собрания, Регламентом установлено, что представителями общественности назначаются лишь лица, набравшие более половины голосов всех депутатов. В результате более половины голосов набирают 2-3 человека, в то время как в квалификационной коллегии должно быть 7 представителей общественности — как следствие, смещается баланс в пользу представителей судейского корпуса, граждане теряют право на общественный контроль за принятием решений Коллегии.

В 2002 году Постановлением Законодательного собрания Свердловской области было назначено три представителя общественности:

«…Назначить представителями общественности в квалификационной коллегии судей Свердловской области:

1. Потехина Николая Алексеевича.

2. Руденко Андрея Михайловича.

3. Тарасова Вячеслава Васильевича»

В 2003 году Постановлением Законодательного собрания Свердловской области было назначено три представителя общественности:

«Назначить представителями общественности в квалификационной коллегии судей Свердловской области:

1. Ляшенко Валерия Ивановича

2. Русинова Владимира Ивановича

3. Фогилеву Флюру Сагмановну».

В 2002 и 2003 году ряд общественных организаций Свердловской области, в том числе и ОО «Сутяжник», «Академия по правам человека» и другие, выдвигали своих кандидатов на должности представителей общественности, однако они не набрали более 50% при голосовании.

Гражданами в Свердловском областном суде была оспорена норма Регламента, устанавливающая порядок назначения представителей только набравших более половины всех голосов депутатов Палат Законодательного собрания Свердловской области на том основании, что при таком порядке голосования нарушаются требования Федерального закона «О представителях общественности в квалификационной коллегии судей» и Закона Свердловской области «О представителях общественности в Квалификационной коллегии судей Свердловской области» о количестве представителей общественности, и нарушаются права граждан на рассмотрение их жалоб на судей законными составами коллегий.

Свердловским областным судом было отказано в принятии данной жалобы на том основании, что Регламент является ненормативным актом, не содержит норм, регулирующих отношений граждан, а потому не может нарушать их прав. Данное определение было обжаловано в Верховный суд Свердловской области.

В декабре 2004 года, после обращения граждан в Свердловский областной суд с жалобой о признании норм Регламента не соответствующими законом, ОО «Сутяжник», Общественный Фонд «Правоборец», «Академия по правам человека», иные общественные организации получили в свой адрес письма из Законодательного собрания Свердловской области с просьбой высказать свои предложения по эффективной реализации Областного закона «О представителях общественности…», внесению изменений в закон.

Такие предложения были внесены шестью организациями. Они, в частности, касались изменения порядка голосования, изложенного в Регламенте, на голосование простым большинством голосов, чтобы решить проблему численного состава представителей общественности; кроме того, было предложено устранить требование областного закона к кандидатам о наличии высшего юридического образования, поскольку данное требование приводит к тому, что представителями становятся преподаватели юридических ВУЗов, но не представители общественных организаций

Более того, в 2003 году на п. 2 статьи 2 прокуратурой на закон Свердловской области «О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Свердловской области» был принесен протест, который был удовлетворен, и в норму были внесены изменения. В список ограничений к лицам, которые могут занимать должности представителей общественности, были дополнены: «не замещающие …должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности». Так, в новой редакции норма изложена следующим образом:

«Представителями общественности в квалификационной коллегии судей Свердловской области в соответствии с федеральным законом могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами. (в ред. Областного закона от 27.11.2003 N 30-ОЗ)»

Такое положение явно блокирует допуск к должности представителей общественности в квалификационной коллегии судей руководителей общественных организаций, («независимо от организационно-правовых форм»).

На основании изложенного можно сделать вывод, что Областной закон и Регламент совместного заседания палат Законодательного собрания Свердловской области устанавливают такие условия и требования к кандидатам, и такой порядок голосования, которые значительным образом ограничивают доступ представителей общественности, и цель федерального законодательства уравновесить баланс представителей различных уровней и слоев населения в квалификационных коллегиях судей не соблюдается.

В результате многочисленных обращений общественных организаций с требованиями внести изменения в процедуру избрания представителей общественности, законодателями были внесены изменения в закон 27.12.2004, однако изменения носили технический характер, и на ситуацию с порядком назначения представителей общественности не повлияли.

Анна Деменева, юрист, координатор программ Уральского центра конституционной и международной защиты прав человека Общественного объединения «Сутяжник»

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх