Кодекс спортивного арбитража

В наступившем 2020 году Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне рассмотрит дело «РУСАДА против ВАДА», пишет www.svoboda.org.

От итогов этого рассмотрения во многом будет зависеть, в каком статусе российские спортсмены смогут участвовать в Олимпийских и Паралимпийских играх в Токио. Директор РУСАДА Юрий Ганус, который лично выступил против инициирования такого процесса, считает, что российские спортивные чиновники не учитывают риск того, что российским спортсменам может грозить полный запрет на участие в международных соревнованиях – даже в нейтральном статусе.

Краткая история вопроса

9 декабря исполком Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) на четыре года лишил Россию права участвовать в международных соревнованиях, в том числе в Олимпиадах и чемпионатах мира. При этом у «чистых» российских спортсменов будет возможность выступить на Олимпийских играх в нейтральном статусе. Российский флаг и гимн на официальных международных соревнованиях будут под запретом.

Решение было принято единогласно. Его причиной стали масштабные допинговые нарушения в российском спорте, включая попытки внести изменения в базу данных Московской антидопинговой лаборатории.

Президент России Владимир Путин заявил, что решение политизированное, нарушает Олимпийскую хартию и будет обжаловано. Премьер Дмитрий Медведев назвал позицию агентства продолжением «антироссийской истерии».

Российские легкоатлеты находятся под международными санкциями с ноября 2015 года. Тогда Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций принял решение о временном отстранении России от соревнований под своей эгидой на неопределенный период. Тем не менее некоторым российским легкоатлетам было разрешено выступать, получив так называемый «нейтральный статус», то есть доказав, что они – «чистые» спортсмены, которые никак не причастны к допингу.

Такое решение было принято на основе рекомендаций специальной комиссии ВАДА, проведшей независимое расследование и выявившей систематические нарушения, связанные с применением допинга спортсменами с ведома тренерского штаба. Результаты этого разбирательства изложены в знаменитом «Докладе Макларена», в котором, в частности, говорится, что в России создана государственная система применения допинга.

В конце декабря Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) уведомило Всемирное антидопинговое агентство о несогласии с санкциями в отношении России – они предусматривают отстранение российских спортсменов от крупных международных соревнований на четыре года и лишение РУСАДА статуса соответствия Всемирному антидопинговому кодексу.

Хотя формально российскую сторону в разбирательстве будет представлять именно РУСАДА, его глава Юрий Ганус уверен, что шансов оспорить решение ВАДА в CAS у России нет. В связи с этим он приложил письмо с собственной позицией по данному вопросу, чем вызвал критику со стороны председателя наблюдательного совета РУСАДА Александра Ивлева. В ВАДА документы уже получили. Его глава Крейг Риди заверил, что агентство будет отстаивать свое решение в Спортивном арбитражном суде.

О перспективах дела, а также о том, с чем российский спорт подошел к олимпийскому 2020 году, глава РУСАДА Юрий Ганус рассказал в интервью Радио Свобода.

– Вы сказали, что не разделяете оптимизм министра спорта России Павла Колобкова относительно разбирательства в Спортивном арбитражном суде. Колобков сразу после вынесения вердикта исполкома ВАДА заявил, что у исков «перспективы достаточно хорошие». Почему вы не согласны с министром?

– Бороться надо всегда. Я сам борец и бьюсь всегда до конца. Просто нужно было бороться , когда передавали базу данных . К сожалению, в России есть такие традиции – сначала попасть в какую-нибудь историю, а потом из нее героически выгребать. Так вот нужно изначально не попадать в эти истории. К тому же в России до сих пор так совсем и не осознали, почему случился кризис с передачей базы данных.

– То есть, на ваш взгляд, в России многие до сих пор так и не поняли, что нынешний виток кризиса заключается не в использовании допинга российскими спортсменами, а именно в передаче базы Московской лаборатории?

– Конечно. И теперь используется специальная риторика, переводятся стрелки, чтобы говорить: смотрите – допинг везде. Но у нас проблема заключается во взаимодействии в кризисных ситуациях на уровне ответственных лиц. В России не все знают, что когда ВАДА предоставила нам статус «условного соответствия», то часть ответственных высокопоставленных сотрудников ВАДА сложили полномочия в знак протеста. Например, заместитель генерального директора ВАДА Роб Келер, с которым у меня сохраняются хорошие отношения, так поступил. (Сейчас Келер возглавляет Global Athlete – международное спортивное движение, которое руководится непосредственно спортсменами. Причиной для его создания стало игнорирование голосов спортсменов во время допингового скандала в России и сексуальные домогательства в спортивной гимнастике в США. – РС ).

При том, что то решение было принято – обращаю внимание – девятью голосами «за» против трех. Из этих трех два было «против», и один воздержавшийся. По сути, десять человек были на нашей стороне. Сейчас ситуация другая. Сейчас все 12 против нас, даже те союзники, кто голосовали за нас раньше. И главная претензия ВАДА состоит в критике порочности самого подхода, как Россия пытается найти выход из проблем. Если мы говорим о спорте высших достижений, о спорте международного уровня, то страна должна работать и с международными федерациями, и с Международным олимпийским комитетом, и с международными спортивными антидопинговыми органами. И работа на этом уровне выстраивается не только на принципе олимпизма, но также исходя из принципов интеграции, прозрачности и доверия.

– Именно поэтому скандал с Лысенко получился настолько громким? Потому что это был вопрос не столько допинга, сколько окончательно подорванного доверия к российским спортивным функционерам?

– Именно. Есть проблема – давайте разбираться. Ну ладно, получил бы Лысенко флажки . Но что за бред – фабриковать документы, пытаться скрыть? Зачем?! Да, понятно, основной мотив был в том, чтобы он продолжил свое выступление без всяких временных отсрочек на дисквалификацию.

Данил Лысенко

– Но в итоге это решение фактически стоило Лысенко карьеры.

– Да, потому что он получит минимум восемь лет ! Это ужас, на самом деле! Люди, которые принимали это решение, даже не представляют, кто работает в Athletics Integrity Unit (AIU – независимый легкоатлетический дисциплинарный орган, созданный в 2017 году Международной ассоциацией легкоатлетических федераций для борьбы с допингом в легкой атлетике). Они не понимают, что нельзя проецировать наше Зазеркалье туда – там другой мир, мягко говоря. Ведь когда ты кого-то обманываешь, то ты тем самым подрываешь доверие. Было очень странно, что люди не понимали, что AIU – это одно из самых сильных подразделений по расследованию в Международной легкоатлетической федерации, где работают профессионалы высочайшего уровня.

– Когда вы 27 декабря сообщили, что РУСАДА направило в ВАДА письмо о несогласии с решением исполкома агентства, то добавили, что вы сами не поддерживаете инициирование этого разбирательства в CAS, потому что возможны риски. Какие именно?

– Исходя из того, что я вижу, никаких вразумительных доводов представители российских спортивных властей не представили. Смотрите, есть совершенно четкое понимание того, что будет лежать в основе рассмотрения данного спора. Мы получили обусловленное соответствие в сентябре 2018 года. И было четко прописано, что хотя это соответствие вступает в силу немедленно, оно поддержится выполнением двух обязательных условий: первое – обеспечение доступа в Московскую лабораторию и второе – передача фактических проб, которые хранились в этой лаборатории, по списку отдела расследования ВАДА. Но у нас как будто не понимали, кто работает в отделе расследований ВАДА! А там работают ведущие специалисты по кибербезопасности. Глава отдела расследований ВАДА Гюнтер Янгер разбирается во всех этих делах. И команда у него очень сильная, высококлассная. Ну нельзя так себя вести, тем более недопустимо, когда себя так ведет представительство великой спортивной державы.

– И все-таки, если Россия проиграет процесс в CAS, то чем это грозит стране и спортсменам?

– Сам запуск этой судебной процедуры дает возможности для третьих лиц войти в процесс с требованием ужесточения санкций. До этого момента они не имели никакой возможности это сделать, потому что не были сторонами дела. А все, кто профессионально занимается этой темой, знают, что целый ряд стран выступили за полное лишение российских спортсменов права участвовать в Олимпиадах и других международных соревнованиях.

– Даже под нейтральным флагом?

– Да, именно так! Они ссылаются на то, что произошел фактически рецидив. Такая практика была на зимней Олимпиаде в Пхёнчхане. Теперь же, как я читал в международной прессе, говорят, что русские не сделали никаких выводов. Повторюсь: самое главное – подходы. Ведь на последних международных конференциях, в которых я участвовал, российский спорт уже фактически шел к выходу из кризиса. Все видели, что базу передали, что идет работа, что РУСАДА очень эффективна, что на конец 2019 года выявлено 202 нарушения… То есть показатели сумасшедшие! А получается, что что нет, ничего подобного.

Российские спортсмены на церемонии открытия Олимпийских игр 2018 в Пхёнчхане

– По правилам, кто могут быть эти «третьи лица», способные участвовать в судебном разбирательстве?

– Это могут быть международные организации, МОК, например. Могут быть международные федерации. ВАДА расширило круг участников – это те, чьи права нарушены. А права нарушены, исходя даже из того же Акта Родченкова… В целом как и кто – это уже технический вопрос. Понимаете, это как ящик Пандоры. ВАДА же ничего не остается делать, они пойдут в суд: они вынесли решение, мы не согласились, и они вынуждены пойти в суд. И это ужас. Это существенные риски.

– Вы можете обрисовать самый пессимистичный сценарий для России?

– У нас опять-таки тоже не все понимают, что слушания будут публичными, что во время рассмотрения дела в CAS весь мир узнает о причинах изменений, о характере изменений и о том, какая цель была у российских спортивных властей и как они шли до конца. И когда весь мир это узнает, мне кажется, это будет взрыв, все обалдеют. Помните, раньше говорили, что МОК за нас? Во-первых, Бах очень категорично сказал, очень жестко выступил – я такой жесткой речи Баха не слышал никогда. Это первое. Второе, 50 процентов членов исполкома ВАДА были представители МОК. И все высказались категорически. В этой связи будет огромным ударом по репутации. Я не знаю, может, там какие-то доводы есть. Может, Колобков что-то знает. Но понимаете, от нас же это все закрыто.

Я периодически подписываю декларации с Московской антидопинговой лабораторией, что они независимые, что мы не оказываем никакого влияния. Тем более, предыдущее падение РУСАДА было связано с этим. Мы не входим ни в какие лаборатории. Я там ни разу не был. И не хочу. Это обыкновенная химическая лаборатория. Вот кровь если мы сдаем на обычный анализ, мы же не знаем, где она обрабатывается. Там ничего интересного нет. Там работают специалисты в своей области, биохимики – все. Это рутинный процесс, обыкновенная процедура. И даже когда мы направляем туда протоколы, то они идут без всякой идентификации спортсменов – протоколы с кодом оборудования и номерами. Больше ничего.

– В истории CAS были процессы, хотя бы отдаленно похожие на тот, что ждет Россию?

– Подобного уровня – нет. Мы сейчас пытаемся собрать все по этой теме, обобщить. С 2016 года было 16 значимых дел. В Португалии, Франции, Америке, Китае да и массе других стран. В Румынии было последнее серьезное дело. Но нужно понимать, что все эти дела длились недолго, потому что все равно все понимали, что надо решать вопрос. Все шло в соответствии с нормами и требованиями. Мы должны с уважением относиться к позиции регулятора. А ВАДА – это регулятор. А если мы ничего не делаем, не идем навстречу, то мы бросаем вызов.

– Вы продолжаете работать, как работали, несмотря на решение исполкома ВАДА? Вас оно не затронуло?

– В документах ВАДА четко указано, опираясь на успешные результаты аудита и постоянного мониторинга, что РУСАДА является эффективной и продуктивной организацией по борьбе с допингом и интегрируется с Международной антидопинговой организацией. В этой связи ВАДА не видит оснований для проведения какого-то особого мониторинга именно внутри нашей организации, и тем более для ограничения ее деятельности. Но есть юридическая логика, что мы должны лишиться статуса соответствия Всемирному антидопинговому кодексу. Они исходят из того, что надо единообразно трактовать эту ситуацию, вне зависимости от страны. И они правы.

– Чем вся эта ситуация грозит России?

– Фактически санкции введены против спортивной организации. И будут ограничены ее атрибуты – гимн, флаг, герб, любые другие отличительные особенности. И не будут уже писать «Олимпийские спортсмены из России» – так было в Пхёнчхане, но больше так не будет.

Второе – будут введены ограничения на международные спортивные мероприятия на территории России. Причем здесь, нужно понимать, что запрет введен в течение 4 лет, но также в течение 4 лет нельзя будет номинироваться на проведение дальнейших соревнований. То есть фактически международных соревнований в России не будет следующие 8-9 лет. Это на самом деле немыслимо с точки зрения хозяйствующих субъектов. А у нас очень большая спортивная инфраструктура, и классная. За последние годы она выстроена, туда вложены огромные деньги. И вот 8-9 лет она будет находиться в таком подвешенном состоянии.

И третье – это то, что представители России не смогут входить в состав руководящих органов ВАДА. То есть по сути мы лишаемся права оказывать влияние на управление и развитие антидопингового движения в мире.

– Следственный комитет России уже обвинил Григория Родченкова в изменениях базы Московской лаборатории, которая была передана ВАДА. Как вы думаете, можно ли ждать разбирательства на этот счет внутри России, итоги которого могут быть прямо противоположны вердикту CAS?

– Так оно не даст ничего. Даже для внутренней повестки оно не даст ничего, потому что установлены факты внесения изменений в базу прямо накануне процесса ее изъятия.

– Это следует из того, что Следственный комитет заявил, что эти изменения якобы внесены Григорием Родченковым?

– Они пытались показать, что к изменениям причастна третья сторона и таким образом, снизить субъективную сторону вины. Но изменения внесены в начале января 2019 года. Как там Родченков мог быть? Каким боком? Только разве через своего представителя. Но этого я тоже не понимаю. В данной ситуации я бы ставил задачу – попытаться сократить срок дисквалификации до двух лет. Это сверхзадача.

– Отдельно хочу вас спросить про ситуацию в легкой атлетике. Она наиболее критическая сейчас. Вы уже сказали, что скорее всего даже звезды, типа Марии Ласицкене, не смогут попасть на Олимпиаду. Почему так?

– «Дорожная карта» по восстановлению российской легкой атлетики нами была разработана весной. 13 мая я направил свои жесткие предложения, связанные с пониманием критичности ситуации внутри легкой атлетики. Уже тогда было понятно, что руководству федерации будут предъявлены обвинения, что там ведется серьезное дело. Это было все еще до скандала вокруг Лысенко.

Тогда, в мае, это была по сути антикризисная программа по проведению глобальных преобразований внутри легкой атлетики: по отстранению всего руководства легкой атлетики, главного тренера и всех тренеров, которые были связаны с допинговыми скандалами и кризисами внутри легкой атлетики.

Более того, письмо было адресовано главе ОКР Позднякову. Потому что это одна из задач, которую поставил президент Владимир Путин за последние два года в отношении спорта. Первая – это расширение массового спорта. Вторая – формирование спортивного резерва. А третья была связана с восстановлением легкой атлетики до декабря 2019 года, чтобы к Олимпиаде вышли в нормальном режиме. Если бы тогда все это было сделано, российская легкая атлетика, вполне возможно, была бы восстановлена в членстве в международной федерации IAAF еще в сентябре.

– И спортсмены бы могли спокойно готовиться к Олимпиаде в Токио?

– Да, в принципе, времени было бы достаточно. А в результате что? Шляхтина (Дмитрий Шляхтин – до ноября 2019 года глава Всероссийской федерации легкой атлетики) укрыли, начали защищать. И против меня, соответственно, начались всякого рода атаки информационные. Эта картина – это Зазеркалье, если честно. Обратите внимание, как долго скрывали эту ситуацию в легкой атлетике. По своему значению и тяжести то, что произошло в легкой атлетике, может быть, даже более значимо, чем все то, что произошло с российским спортом в целом.

– У меня сложилось такое впечатление, что даже сами легкоатлеты только сейчас начинают понимать, что произошло. И собственно, это письмо, которое было в конце декабря, те заявления, которые последний месяц идут по соцсетям атлетов – это буквально крик о помощи с их стороны, когда спортсмены начали осознавать, что, кажется, они остаются без Олимпиады.

– Да. То, что происходит в легкой атлетике, это первый случай, когда фактически подорвано доверие к руководству такой крупной федерации, практически по всему ее составу. А во всем мире чемпионаты мира по легкой атлетике по своей популярности только Олимпийским играм уступают. Причем самое парадоксальное – из чего это выросло. А выросло из нарушений правил доступности. Спортсмен бы получил свои два года , отбыл бы их, и все. Но это стало лакмусовой бумагой, которая по сути выявила подходы внутри этой федерации. Поэтому говоря о последствиях… Вот выдающаяся спортсменка Мария Ласицкене подала заявку на получение нейтрального статуса для участия в соревнованиях в Глазго в феврале. Аккредитации пока нет, потому что ждут ответа, насколько я понимаю.

Но все равно надо биться и бороться. Мы являемся примером восстановления и с Athletics Integrity Unit, и с независимой организацией допинг-тестирования (ITA), и с ВАДА. И будем дальше со всеми интегрироваться. Поэтому это наша общая задача, общая проблема, общая беда, общее искушение – допинг, – говорит руководитель Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус.

11.4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИ ТОРГОВО — ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бобровских Михаил Александрович, аспирант. Место учебы: Московский гуманитарный университет. E-mail: milan107@yandex.ru

Аннотация: В данной статье автор рассказывает о предпосылках создания специализированного Спортивного Арбитражного суда при Торгово — промышленной палате Российской Федерации, раскрывает пределы его компетенции, принципы работы, порядок и организацию деятельности.

Ключевые слова: Спортивный Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, принципы работы Спортивного Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

ORGANIZATION AND OPERATION OF THE SPORTS

ARBITRATION COURT AT THE CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Главной особенностью развития спорта в последние 20 лет является учреждение специализированных органов регулирования споров в спортивной сфере. С возрастающей коммерциализацией спорта в России спорные вопросы стали возникать все чаще (между федерациями, клубами, спортсменами), тем самым порождая различные правовые последствия.

Практика разрешения таких последствий показывает, что спортсмены нередко обращаются к помощи судов при разрешении вопросов, связанных с контрактами, а, именно, с зарплатой, переходами в другую команду, статусом спортсмена (игрока), допуском к участию в соревнованиях, применением допинга, и т.д. Разрешение подобных вопросов наиболее качественно и оперативно осуществляется путем третейского разбирательства.

Мировой опыт показывает, что третейские суды создаются при специализированных спортивных некоммерческих центрах. Такую схему используют многие известные специализированные арбитражные центры в мире:

— Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии (National Sport Dispute Center);

— Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Belge d’arbitrage pour le sport) и т.д.

В октябре 2003 года в целях создания условий для объективного и беспристрастного разрешения споров,

возникающих в спортивной сфере, был образован специализированный третейский суд — Спортивный Арбитраж при Торгово — промышленной палате Российской Федерации. Важным преимуществом данного Арбитража перед другими специализированными третейскими судами является то, что в его компетенцию входит разрешение споров, возникающих и в международной спортивной практике, согласно Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений1. Это позволяет исполнять решения спортивного арбитража за пределами нашей страны2. Данный орган состоит из 46 специалистов в области спорта и права, к нему (по спорным вопросам) могут обращаться как юридические, так и физические лица.

Спортивный Арбитраж при Торгово — промышленной палате Российской Федерации является самостоятельным постоянно действующим третейским судом, рассматривающим споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации»3.

Порядок организации и деятельности Спортивного Арбитража, правила третейского разбирательства определяются Положением о Спортивном Арбитраже при Торгово — промышленной палате Российской Фе-дерации4 и Регламентом5, утвержденными Торгово -промышленной палатой Российской Федерации. Она же утверждает и список арбитров Спортивного арбитража и Положение о гонорарах по рассматриваемым делам.

Спортивный арбитраж разрешает споры субъектов спортивной деятельности, в том числе споры, вытекающие:

1) из Уставов, Положений, Правил, Регламентов и иных документов физкультурно — спортивных организаций, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований на территории Российской Федерации;

2) связанные с определением статуса и порядка переходов (трансферов) спортсменов (игроков);

3) вытекающие из агентской деятельности;

4) споры, возникающие из спонсорских контрактов;

5) связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом.

Разрешение спора в Спортивном арбитраже возможно лишь при согласии сторон, выраженном в форме третейского соглашения сторон о передаче спора на разрешение Спортивного Арбитража. Оно может касаться конкретного спора, определенных категорий или всех без исключения споров, которые возникли

1 Подписана представителем СССР в Нью Йорке 29 декабря 1958 г., вступила в силу 7 июня 1959 г., ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 10 августа 1960 г. При ратификации была сделана оговорка, что «СССР будет применять положение данной Конвенции в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся участниками Конвенции, лишь на условиях взаимности». Для СССР вступила в силу 22 ноября 1960 г.// Вестник ВАС. — 1993. — № 8.

2 О применении Нью — Йоркской Конвенции при решении вопросов об исполнении решений арбитражных судов одного государства на территории другого государства. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 марта 1996 г. № ОМ — 37 (официально опубликовано не было)

3 СЗ. РФ2002. № 30. Ст. 3019

4 http://www.tpprf-arb.ru/ru/2010-01 -14-19-55-16/врс1ос8

5 http://www.tpprf-arb.ru/ru/2010-01 -14-19-55-16/врс1ос8

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНО-АРБИТРАЖНОГО СУДА

Бобровских М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

или могут возникнуть между сторонами в связи с каким — либо конкретным правоотношением.

Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме путем включения в договор или иной документ, подписанный сторонами, либо путем обмена письмами, сообщениями по телеграфу, телетайпу, иным средствам электронной или иной связи, обеспечивающим фиксацию такого соглашения.

Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в Спортивный арбитраж правила, предусмотренные Регламентом Спортивного арбитража, рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

Право на обращение в Спортивный арбитраж принадлежит лицам, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта: физическим, юридическим и лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя.

Под физическими лицами, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта понимаются спортсмены — профессионалы национального и международного уровня, спортсмены — любители, тренерский персонал и иные лица, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Под юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, понимаются физкультурно-спортивные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности (спортивные федерации, клубы, ассоциации), а также все иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Под лицами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, понимаются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области физической культуры и спорта.

Для обращения в Спортивный арбитраж не требуется соблюдения предварительного порядка урегулирования споров самими сторонами.

Вопрос о компетенции Спортивного арбитража по конкретному делу решается составом Спортивного арбитража, рассматривающим спор.

Арбитрами могут быть избраны (назначены) в соответствии с Регламентом физические лица, обладающие необходимыми знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции Спортивного арбитража, способные обеспечить независимое и беспристрастное разрешение споров.

Арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава Спортивного арбитража.

В Спортивный арбитраж входят арбитры, включенные в список, утверждаемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации по представлению Президиума Спортивного арбитража сроком на 3 года. Председатель Спортивного арбитража и заместители Председателя Спортивного арбитража назначаются Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сроком на 3 года из числа лиц, включенных в список арбитров.

Председатель Спортивного арбитража — а в его отсутствие один из заместителей — организует деятельность Спортивного арбитража и выполняет функции, предусмотренные Регламентом, а также, по поручению Председателя, представляет Спортивный арбитраж в отношениях внутри страны и за границей.

Секретариат Спортивного арбитража, в соответствии с Регламентом, осуществляет функции, необходимые для обеспечения деятельности

Спортивного арбитража, в соответствии с Регламентом, в том числе организует делопроизводство по рассматриваемым Спортивным арбитражем спорам. Вся переписка Спортивного арбитража со сторонами по делу осуществляется через Секретариат. Секретариат возглавляет ответственный секретарь, назначаемый Торгово — промышленной палатой Российской Федерации.

При осуществлении функций, связанных с рассмотрением дел в Спортивном арбитраже, ответственный секретарь подчиняется Председателю Спортивного арбитража.

В состав Президиума Спортивного арбитража входят по должности Председатель Спортивного арбитража и его заместители, 5 членов из Списка арбитров Спортивного арбитража, а также представитель ТПП РФ, назначаемые Президентом ТПП РФ сроком на 3 года. Председателем Президиума Спортивного арбитража является Председатель Спортивного арбитража.

Местом третейского разбирательства является Москва. Стороны могут согласовать проведение слушаний в другом месте. В таком случае все дополнительные расходы, возникшие в связи с проведением слушаний вне г. Москвы, возлагаются на спорящие стороны.

Языком третейского разбирательства является -русский. Если сторона не владеет языком, на котором происходит рассмотрение дела, Спортивный арбитраж по просьбе стороны и за ее счет обеспечивает ее услугами переводчика. Если какой — либо документ составлен на ином языке, нежели язык третейского разбирательства, и перевод этого документа не представлен стороной, подающей документ, Спортивный арбитраж может обязать эту сторону представить соответствующий перевод.

Спортивный арбитраж принимает меры к рассмотрению спора в возможно короткий срок. По конкретному делу третейское разбирательство должно быть завершено в срок не более двух месяцев со дня образования состава

Спортивного арбитража либо избрания или назначения единоличного арбитра. В случае необходимости Председатель Спортивного арбитража вправе продлить срок производства по делу. Срок рассмотрения дела может быть продлен по соглашению сторон.

Все документы, касающиеся начала и осуществления третейского разбирательства, должны быть представлены сторонами в Спортивный арбитраж в пяти экземплярах, а в случае рассмотрения спора единоличным арбитром — в трех экземплярах с соответственным увеличением количества экземпляров при участии в споре более двух сторон, если иное в случае необходимости не будет определено Спортивным арбитражем. Секретариат Спортивного арбитража обеспечивает направление сторонам всех документов по делу по адресам, указанным сторонами.

Свою деятельность Спортивный арбитраж осуществляет на основе следующих принципов:

— Независимость и беспристрастность арбитров. Арбитры независимы и беспристрастны при исполнении своих обязанностей и не должны выступать в роли представителей ни одной из сторон. Не может быть арбитром лицо, прямо или косвенно заинтересованное в исходе дела. Арбитр обязан сообщить Спортивному арбитражу о том, что отсутствуют обстоятельства, ко-

торые могут вызвать оправданные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, и незамедлительно сообщить о любых таких обстоятельствах Спортивному арбитражу и сторонам в случае, если они возникли до завершения третейского разбирательства;

— Равноправие сторон. Разрешение спора в Спортивном арбитраже осуществляется на началах равноправия сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов;

— Состязательность сторон в третейском разбирательстве. Каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений;

— Содействие Спортивным арбитражем достижению сторонами мирового соглашения. Спортивный арбитраж всемерно содействует сторонам в урегулировании спора путем заключения мирового соглашения, исключая, однако, возможность нарушения этим соглашением охраняемых законом прав и интересов иных лиц;

— Конфиденциальность третейского разбирательства. Арбитры, докладчики, эксперты и сотрудники Секретариата не вправе разглашать сведения, ставшие известными им в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников. Дело рассматривается в закрытом заседании, если стороны не договорились об ином. С разрешения Спортивного арбитража и при согласии на то сторон на закрытом заседании могут присутствовать лица, не участвующие в процессе. Арбитр не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

Таким образом, появление специализированного Спортивного арбитража позволило российскому спорту перенять европейский опыт, и встать на более качественный правовой уровень.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отзыв

На статью «Организация и деятельность Спортивного Арбитражного Суда при Торгово — промышленной палате Российской Федерации» аспиранта МосГУ кафедры уголовно — правовых и специальных дисциплин Бобровских Михаила Александровича.

Статья М. А. Бобровских посвящена Организации и деятельности Спортивного Арбитражного Суда при Торгово — промышленной палате Российской Федерации.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку конфликтные ситуации в российском спорте возникали и возникают часто, а условий для объективного и беспристрастного разрешения таких споров не было до создания в 2003 году в России Спортивного Арбитражного Суда при Торгово — промышленной палате Российской Федерации.

Автором проведена серьезная работа по изучению истории данной проблемы. Немаловажным является и то, что М. А. Бобровских подробно рассказывает об организации, функциях, пределах компетенции и основных принципах работы Спортивного Арбитражного Суда при Торгово — промышленной палате Российской Федерации.

Научная статья М. А. Бобровских «Организация и деятельность Спортивного Арбитражного Суда при Торгово — промышленной палате Российской Федерации» может быть рекомендована к публикации в журнале ВАК.

Рецензент: Доктор юридических наук, профессор.

Шурухнов Николай Григорьевич

Как и любой вид общественной деятельности человека, профессиональный спорт не застрахован от спорных вопросов, порождающих скандалы (прежде всего между федерациями, клубами и спортсменами).

Для решения таких спорных вопросов созданы и функционируют арбитражные (третейские) органы, которые решают спортивные споры как на национальном, так и на международном уровне.

Спортивные суды решают споры, касающиеся имущественных прав и интересов субъектов спортивной деятельнос­ти, в том числе вытекающие из уставов, правил, регламентов и других документов физкультурно-спортивных организаций, регулирующих правила проведения соревнований; связанные с определением статуса и порядком переходов (трансферов) спортсменов; вытекающие из агентской деятельности; возникающие из спонсорских контрактов; связанные с правами на телетрансляции спортивных мероприятий; возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта.

Существующая мировая практика свидетельствует, что одним из наиболее распространенных и оптимальных способов создания третейского суда, рассмат­ривающего споры в области спорта, является учреждение специализированного спортивного некоммерческого арбитражного центра, при котором создается третейский суд. По такой схеме в ­настоящее время работают немало известных специализированных арбитражных центров в мире. Таковыми являются Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport, CAS) и Международный арбитражный совет (International Council of Arbitration for Sport, ICAS) в Швейцарии при Международном олимпийском комитете, Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии (National Sport Dispute Center), Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Belge d’arbit­rage pour le sport), Палата по решению споров в области спорта в Италии (Camera di Con­ciliazione e Arbitrate per lo ­Sport) и т.д.

Деятельность Международного спортивного суда, ныне высочайшей судебной инстанции в сфере спорта, регулируется Кодексом спортивного арбитража, а этот документ, собственно, является образцом, на примере и по аналогии с которым написаны регламентные документы всех других действующих третейских судов в сфере спорта. Основные принципы деятельности и процесс рассмотрения споров (арбитражная процедура) в них сходны.

Следует отметить, что для разрешения спортивного спора также можно обратиться и в Европейский суд по правам человека согласно Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (Конвенция), при условии, что официальные влас­ти страны, резидент которой подает иск, ратифицировали Европейскую конвенцию, и истец исчерпал все национальные средства защиты нарушенного права.

В статье 34 Конвенции определено, что Европейский суд может принимать индивидуальные жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, заявляющих, что стали жертвами нарушения одной из сторон Конвенции их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней. Стороны Конвенции обязались никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

За исполнением решений Европейского суда следит Комитет министров Совета Европы. В случае неисполнения решения Европейского суда к правительству могут быть применены соответствующие санкции. Самая серьезная из них — исключение из Совета Европы. Для государств — членов ЕС данная мера приводит также к исключению из ЕС, поскольку государство, не являющееся членом Совета Европы, не может быть членом ЕС.

В России в 2003 году с целью разрешения спортивных споров образованы даже два арбитража — при Спортивной арбитражной палате был создан Спортивный арбитражный суд и Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Оба эти суда действуют на основании Закона «О третейских судах в Российской Федерации» и Закона «О международном коммерческом арбитраже».

На Украине создан и действует единый арбитражный суд в сфере спорта — Апелляционный суд Автомобильной федерации Украины. Интересно, что сумма денежного взноса для рассмотрения апелляции этим судом четко фиксирована. Регламентирующие работу суда нормативные документы не указывают конкретно количество членов суда и требования к их кандидатурам, кроме наличия лицензии официального лица Автомобильной федерации Украины. Этот суд рассматривает апелляционные жалобы на решения спортивных комиссаров Автомобильной федерации Украины, принятые по любым вопросам относительно автомобильного спорта на территории Украины. Решение по апелляционной жалобе должно быть принято судом на протяжении 30 дней с момента получения апелляционной жалобы. У Международной федерации автомобильного спорта есть также свой Международный апелляционный суд, который рассмат­ривает жалобы на решения национальных дисциплинарных органов и апелляционных судов. Апелляционные жалобы в этот международный суд подаются через национальные автомобильные федерации. При подаче жалобы уплачивается денежный взнос, составляющий около 5 тыс. долларов США, независимо от «цены» обжалуемого решения.

Существенными аспектами деятельнос­ти всех спортивных арбитражей являются следующие.

Разрешение спора в спортивном арбитраже возможно лишь при согласии сторон, выраженном в форме третейского соглашения — соглашения сторон о передаче спора на разрешение спортивного арбитража. Оно может касаться конкретного спора, определенных категорий или всех без исключения споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с какими-либо конкретными правоотношениями.

Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме путем включения в договор или другой документ, подписанный сторонами, либо обмена письмами, сообщениями по телеграфу, телетайпу, другими средствами электронной или другой связи, обеспечивающей фиксацию такого соглашения.

Третейское соглашение может содержаться в организационных документах физкультурно-спортивных организаций (уставах, регламентах, правилах проведения соревнований и т.д.), на которые есть ссылки в договорах или других документах сторон третейского рассмотрения. Третейское соглашение признается имеющим силу и в том случае, когда спортивный арбитраж признает сам договор недействительным в ходе третейского рассмотрения.

Право на обращение в спортивный арбитраж всегда принадлежит лицам, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта: физическим и юридическим лицам.

Для обращения в спортивный арбитраж не нужно соблюдения предыдущего порядка урегулирования споров самими сторонами. Вопрос о компетенции спортивного арбитража по конкретному делу разрешается его коллегией, рассматривающей конкретный спор.

Рассмотрим специфику организации и деятельности спортивных арбитражей.

Арбитрами могут быть избранные (назначенные) физические лица, обладающие необходимыми знаниями в области отношений, являющихся предметом подведомственных спортивному арбитражу споров, способных обеспечить непредубежденное разрешение споров. Арбитр, разрешающий спор единолично, как правило, имеет юридическое образование. В случае коллегиального рассмотрения дела юридическое образование должен иметь председатель коллегии спортивного арбитража. Как правило, арбитры, а также председатель арбитража и его заместитель переизбираются каждые три или четыре года.

Спортивный арбитраж всегда принимает меры для рассмотрения спора в кратчайший срок. Для каждого конкретного арбитража этот срок устанавливается в документе, регламентирующем его деятельность. Как правило, такой срок не превышает двух месяцев.

Расходы, связанные с рассмотрением спора в спортивном арбитраже, включают:

— третейский сбор, используемый на выплату гонораров арбитрам, вознаграждений секретариату, возмещение расходов на организационное, материальное и другое обеспечение третейского рассмотрения;

— дополнительные расходы сторон, понесенные арбитрами в связи с участием в третейском рассмотрении, в том числе на оплату проезда к месту рассмотрения cпора, расходы на проживание и т.п., если выбранный стороной арбитр имеет постоянное местопребывание вне места проведения заседаний суда;

— суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;

— расходы, понесенные арбитрами в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;

— расходы, понесенные свидетелями;

— расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой принято решение спортивного арбитража и др.

Размер третейского сбора и состав дополнительных расходов сторон в связи с ведением третейского рассмотрения, а также порядок их уплаты и распределения устанавливаются положениями о третейских сборах и расходах, разрабатываемых каждым из судов отдельно. Ставка третейского сбора уплачивается истцом при подаче искового заявления.

Сторона, в пользу которой вынесено решение, может требовать возложить на другую сторону возмещение понесенных ею расходов, связанных с рассмотрением дела.

Назову основные принципы третейского рассмотрения в спортивных арбитражах:

1. Независимость и беспристрастность арбитра. Арбитры независимы и непредвзяты при исполнении своих обязанностей и не должны выступать в роли представителей ни одной из сторон. Не может быть арбитром лицо, прямо или косвенно заинтересованное в разрешении дела.

2. Равноправие сторон. Рассмотрение дела осуществляется на началах равноправия сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

3. Состязательность сторон в третейском рассмотрении. Каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.

4. Содействие спортивным арбитражем достижению сторонами мирового соглашения. Спортивный арбитраж всячески оказывает содействие сторонам в урегулировании спора путем заключения мирового соглашения, исключая, однако, возможность нарушения настоящим соглашением охраняемых законом прав и интересов других лиц. Стороны спора на любой стадии третейского рассмотрения могут заключить между собой мировое соглашение. По просьбе сторон спортивный арбитраж может утвердить решение об утверждении письменного мирового соглашения. К решению об утверждении мирового соглашения применяются те же требования, что и к принятию решения спортивным арбитражем.

5. Конфиденциальность третейского рассмотрения. Арбитры и сотрудники секретариата не имеют права разглашать сведения, которые стали известными им в ходе третейского рассмотрения, без согласия сторон или их правопреемников. Дело рассматривается в закрытом заседании, если стороны не договорились о другом.

6. Применяемое право. Спортивный арбитраж решает споры на основе норм материального права страны, в которой он находится, или определенных соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — руководствуясь правом, определенным спортивным арбитражем согласно коллизионным нормам, которые он считает применяемыми. Во всех случаях спортивный арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применяемых к данному соглашению.

Теперь — о специфике решений спортивных арбитражей.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязательства добровольно выполнять решения спортивного арбитража, к которому они обращаются за разрешением спора. Принятие решения в спортивном арбитраже в пределах его компетенции исключает возможность производства с иском о том же предмете и на тех же основаниях в арбитражном суде или в суде общей юрисдикции.

Спортивный арбитраж выносит решение в письменной форме и указывает мотивы, на которых основано это решение. Решение спортивного арбитража считается принятым в тот день, когда оно подписано арбитрами.

Порядок исполнения решения спортивного арбитража таков:

— решение является окончательным и исполняется добровольно в порядке и сроки, установленные в решении;

— решение подлежит немедленному исполнению, если в нем не установлен срок исполнения;

— решение, не исполненное добровольно в указанный срок, приводится в исполнение согласно законам и международным договорам. В случае неисполнения решения третейского спортивного суда добровольно оно преимущественно исполняется принудительно в порядке исполнительного производства.

Подытоживая сказанное выше, можно выделить следующие преимущества третейского рассмотрения в спортивных арбитражах:

1. Передача споров в спортивный арбитраж позволяет при рассмотрении дел учитывать специфику проблем, возникающих в сфере физической культуры и спорта, ­обеспечивает возможность вынести решение не только на основании формальных норм действующего законодательства, но и с учетом обычаев и традиций, сложившихся в мире спорта, принимая во внимание его особенности и разнообразие.

2. Третейское рассмотрение предоставляет участникам спора возможность выбора арбитров на собственное усмотрение. Стороны имеют право выбрать себе арбитров из числа лиц, приведенных в списке спортивного арбитража. Назначенные каждой из сторон арбитры избирают третьего арбитра как главу коллегии спортивного арбитража. Арбитры не зависят от сторон спора и, не будучи их представителями, обеспечивают объективное и квалифицированное рассмотрение дела.

3. Спортивный арбитраж не зависит от государственных органов и организаций.

4. Рассмотрение дел характеризуется оперативностью и экономичностью.

5. В спортивном арбитраже упрощенная, но достаточная процедура, не допускающая по третейскому соглашению обжалования решения по существу, позволяющая завершить рассмотрение спора в кратчайшие сроки. Спор разрешается выбранной стороной коллегией арбитража (или единоличным арбитром) в одной инстанции.

7. Размер третейского сбора ниже размера государственной пошлины, подлежащей уплате в государственных судах.

8. В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон.

9. Сохраняется конфиденциальность: дело рассматривается в закрытом заседании, присутствие при этом лиц, не являющихся представителями сторон, в частности, работников средств массовой информации, возможно только по согласию самих сторон. Решение спортивного арбитража чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания сторон дела, а также других сведений, позволяющих идентифицировать стороны или раскрывающих коммерческую тайну.

Таким образом, спортивные арбитражные суды, как правило, рассматривают споры в качестве апелляционной инстанции (обжалование решений дисциплинарных органов федераций по видам спорта), могут предоставлять услуги посредничества. Международный спортивный арбитраж в Лозанне также во время проведения масштабных соревнований (Олимпиад, чемпионатов мира и Европы) создает в рамках самих соревнований палаты ad hoc, которые после рассмотрения спора, для которого они были образованы, сразу же прекращают свою деятельность. Международный спортивный арбитраж также может выступать апелляционной инстанцией по отношению к решениям, вынесенным национальными спортивными третейскими судами. Например, дисциплинарный комитет гандбольной федерации Италии вынес решение относительно определенного клуба, с которым клуб не соглашается. Клуб подает жалобу на это решение в Палату по разрешению споров в области спорта в Италии и, в случае неудовлетворенности решением по существу, принятым Палатой, может обжаловать его в Международный спортивный арбитражный суд также в апелляционном порядке.

БОРДЮГОВА Анна — юрисконсульт Федерации футбола Украины, г. Киев

01 января 2019

С этого года Спортивный арбитражный суд в Лозанне (САС) и работают по обновленной редакции Кодекса спортивного арбитража. Как и ранее Кодекс состоит из двух частей – Устава органов по разрешению спортивных споров и Процессуального регламента.

Основным нововведением Кодекса спортивного арбитража 2019 г. (далее – КСА 2019) является создание антидопингового отделения со своим председателем, входящим в состав МССА) и формирование САС трех комиссий – Комиссии по членству в САС, Комисии правовой помощи и Комиссии по отводам. Антидопинговое отделение специализируется на разрешении антидопинговых дел как первая инстанция либо как единственная инстанция. Как и два других отделения, антидопинговое отделение выступает в качестве назначающего органа для формирования состава суда. Антидопинговое отделение САС должно расссматривать соответствующие дела на основании Арбитражного регламента Антидопингового отделения САС и у отделения есть своя собственная канцелярия.

Комиссия по членству в САС состоит из двух членов МССА, председатель комиссии назначается тремя председателями отделений. К компетенции комиссии относятся вопросы назначение новых арбитров и медиаторов САС, равно как и исключение их из списков САС.

Комиссия по правовой помощи, состоящая из Председателя МСАА и других четырех членов МСАА будет заниматься вопросами выделения правовой помощи согласно соответствующему Руководству.

Комиссия по отводам формируется из председателя, назначенного из состава МСАА МОКом, международными спортивными федерациями и Ассоциацией национальных олимпийских комитетов и трех председателей отделений, которые не участвуют в работе, если отвод касается их самих. Ранее функции органа, рассматривающего отвод, осуществляло Бюро МССА либо МССА как таковой.

В КСА 2019 г. уточнен срок, в течение которого возможно обжалование решения САС в Верховный суд Швейцарии – теперь это 30 дней с момента вручения решения по почте (курьерской почте). Предыдущая редация в качестве точки начала срока для обжалования указывала на вручение «оригинала” решения, что вызывало вопросы на практике, поскольку решение, как правило, изначально высылалось сторонам по электронной почте.

КСА 2019 г. снижает уровень конфиденциальности слушаний. Статья R57 дополнена положением, согласно которому по запросу физичесого лица – стороны разбирательства слушание по делу дисциплинарного характера может проводиться публично. Однако в таком требовании может быть отказано в следующих случаях, исходя из интересов: 1) морали; 2) публичного порядка; 3) защиты прав несовершеннолетних; 4) защиты частной жизни сторон; 5) когда гласность ущемляет интересы справедливости; 6) когда разбирательство касается исключительно правовых вопросов; либо 7) когда слушание в первой инстанции было публичным.

Уточнена норма статьи R65.1, согласно которой апелляция в САС невозможна в отношении решений спортивных организаций в отношении санкций, наложенных по итогам рассмотрения спора экономического характера.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх